Существует несколько оснований для классификации источников. Согласно Закону Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», нормативные правовые акты делятся на основные (Конституция, указы Президента, законы, нормативные постановления Правительства и так далее) и производные (регламент, положение, инструкция, правила).
По предмету регулирования источники экологического права делятся на общие и специальные. Предмет регулирования общих источников охватывает как экологические, так и иные общественные отношения (например, Конституция Республики Казахстан).
Специальные источники – это акты, полностью посвященные вопросам окружающей среды или ее элементам (земельный, водный кодексы и другие).
По юридической силе источники делятся на законы (законы, принимаемые Парламентом и Президентом Республики Казахстан) и подзаконные акты (все иные нормативные правовые акты- акты, принимаемые Президентом, Правительством и органами исполнительной власти и местного самоуправления).
Основным законом страны, правовой базой для развития национального экологического законодательства является Конституция Республики Казахстан. Она закрепила экологическую концепцию и природоохранную политику государства. Конституция играет основополагающую роль в охране и защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина, регулировании отношений собственности на природные ресурсы. В статье 6 закреплено: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Данная норма определяет роль и место природных ресурсов, с учетом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности казахстанского общества в целом. В этой норме закрепляется экологическая функция государства и субъектов — природопользователей.
В развитие законодательства статья 1 о том, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права свободы», Конституция закрепляет цель государства «охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека» (статья 31).
Данное конституционное положение закрепляет принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, сохранение и восстановление окружающей среды, благоприятной для жизни, труда и отдыха населения. На реализацию данной нормы, а также обязанности государства информировать население об экологических опасностях направлен п.2 ст.31 «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом» [11].
Конституция Австрийской республики
... Федерального конституционного закона от 1920 года: «Австрия является демократической республикой. Её право исходит от народа. Австрия является федеративным государством. Столицей Федерации и местом нахождения верховных ... от управления на всех уровнях (ст.94) Шестой раздел. Гарантии соблюдения Конституции и законности управления. Обеспечение законности всего государственного управления возлагается на ...
Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами, Конституция Республики Казахстан устанавливает и обязанности граждан в области охраны окружающей среды: «Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относится к природным богатствам» (статья 38).
Таким образом, Конституция Республики Казахстан определяет основные направления и приоритеты в развитии экологического законодательства страны.
Другим важным документом, имеющим основополагающее значение для внутренней и внешней политики в области охраны и использования природной среды, является Концепция экологической безопасности, утвержденная Распоряжением Президента Республики Казахстан №1241 от 3 декабря 2003 года. Данным документом определяются основные принципы и приоритеты для внешней и внутренней политики, правовые и экономические механизмы, а также важнейшие направления деятельности, необходимые для обеспечения и сохранения благоприятной окружающей среды и устойчивого экономического и человеческого развития, предупреждения стихийных бедствий и промышленных аварий в Казахстане.
В определении политики государства в сфере взаимодействия общества и природы особое место занимают законы. Закон есть средство закрепления государственной экологической политики. Особое место закона в системе источников экологического права обусловлено так же тем, что все другие акты как источники права в большинстве своем носят подзаконный характер.
Роль базового закона в области охраны окружающей среды выполняет «Экологический кодекс Республики Казахстан» от 9 января 2007 года. Этим законом определяются основные понятия в области охраны окружающей среды, права общественности (граждан и общественных объединений), полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в данной сфере. Законом устанавливается общие положения, касающиеся природопользования, лицензирования деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, экологической мониторинга, экологических платежей и экологического страхования, экологического нормирования, стандартизации и сертификации в области охраны окружающей среды, экологической экспертизы, государственного природного заповедного фонда и особо охраняемых природных территории, экологического аудита и контроля в области охраны окружающей среды, ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды и других вопросов.
Необходимо отметить, что в Экологическом кодексе Республики Казахстан закреплено право на благоприятную для жизни и здоровья окружающей среды. Данное право признается не только за гражданами Казахстана, но и за лицами без гражданства и иностранными гражданами, находящимися на территории Республики Казахстан. Реализуется право на благоприятную для жизни окружающую среду посредством получения экологической информации и обращения к государственным органам с предложениями по вопросам охраны окружающей среды, инициации и участия в общественной экологической экспертизе, предоставления права требовать отмены хозяйственных и управленческих решений и ограничения деятельности, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, а также выдвижения требований о привлечении к ответственности виноватых лиц. Граждане наделяются правом требовать проведения государственной экологической экспертизы и проводить общественную экологическую экспертизу, обладают правовыми возможностями участия в разработке и реализации экологических программ, в обсуждении соответствующих законопроектов, в осуществлении общественного природоохранного контроля [24].
Лесной фонд Республики Казахстан
... ресурсам: Лесной кодекс республики Казахстан от 23 января 1992 года; Декрет Президента республики Казахстан, имеющий силу закона, «О земле» от 22 декабря 1995 года; Закон республики Казахстан «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года; Закон республики Казахстан ...
Однако многие положения закона нуждаются в совершенствовании и дополнении, что связано с изменением самого подхода к определению экологической безопасности и экологического ущерба, необходимостью закрепления прав субъектов в области охраны окружающей среды, совершенствования экономического механизма ответственности за экологические правонарушения и многие другие.
С принятием Конституции Республики Казахстан (1995 года) началось совершенствование экономического механизма природопользования применительно к новым экономическим отношениям. Базовый Закон «Экологического кодекса Республики Казахстан» (2007 года), определил основы нового экономического механизма и основные экономические инструменты охраны окружающей среды.
К основным экономическим инструментам относятся платежи, субсидии иные регуляторы, стимулирующие рациональное и эффективное природопользование.
Существующим
- платежи за пользование
природными ресурсами; - платежи за загрязнение окружаю
щей среды; - платежи за охрану и
воспроизводство природных ресурсов
Платежи за пользование природными ресурсами взимают с природопользователей в виде налогов и специальных
Платежи за загрязнения окружающей среды взимаются с природопользователей за
Сверхнормативные платежи устанавливаются в кратком размере к утвержденным нормативным ставкам. В случае, если загрязнение природной среды допущено без оформления в установленном порядке разрешение на выброс (сброс) и размещения отходов, то плата взимается в кратком размере. Стимулирующее воздействие платежей за превышение лимита усиливается тем, что эти платежи взимаются из хозрасчетного дохода предприятия, так есть той части дохода, которая остается у природопользователя после оплаты налога на прибыль.
Правовые, политические, социальные и иные гарантии обеспечения ...
... 4. Борьба с экологическими преступлениями: уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и криминалистический аспекты 5. Окружающая среда как объект ... работе им не нарушены авторские права третьих лиц; не претендует на конфиденциальность представленных в работе материалов и передает право на ... 3. ВУЗ (полное название) 4. Год завершения работы 5. Объём работы: ______с. 6. Количество приложений: ______ с. ...
На основании положений Конституции как основного закона в Республике Казахстана приняты следующие законы:
- Закон Республики Казахстан «Об экологической экспертизе». 18 марта 1997 года
- Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых
природных территориях». 15 июля 1997 года - Закон Республики Казахстан «О защите растений». 3 июля 2003 года
- Водный Кодекс. 9 июля 2003 года
- Земельный Кодекс. 20 июня 2003 года
- Закон Республики Казахстан «О качестве и безопасности пищевых продуктов». 8 апреля 2004 года
- Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного
мира» 9 июля 2004 года.
Совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права, составляют экологическое законодательство. Основываясь на критерии объекта правового регулирования, совокупность таких законов подразделяют на две группы: на законодательство об окружающей среде и природно-ресурсное законодательство. Объектом правого регулирования законов первой группы является окружающая среда в целом, второй — отдельные природные ресурсы [9].
1.3. Система и принципы экологического права
Система экологического права – это структура основных элементов, частей экологического права: подотраслей, институтов, норм. Например, в систему экологического права входят как под отрасли земельное, водное, горное и так далее право. Вместе с тем, эти отрасли остаются в значительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права и имеют собственную структуру.
Основные институты экологического права:
- право частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные
объекты; - право экологопользования;
- государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды;
- организационно – правовое обеспечение рационального
экологопользования и сохранности экологической системы Республики Казахстан; - эколого-правовая
ответственность.
Эти институты, как правило, относят к общей части экологического права.
Особенную часть составляют следующие институты:
- эколого-правовой режим особо охраняемых природных объектов;
- экологическая безопасность
Казахстана; - правовая охрана окружающей среды в процессе
осуществления различных видов деятельности; - правовая охрана окружающей среды в городах и иных
населенных пунктах.
Международно-правовой механизм регулирования охраны окружающей среды составляет специальную часть экологического права.
Экологическое право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих сущность и социальное назначение экологического права, отражающих его главные свойства и особенности.
Принципы — это руководящие начала отрасли права, определяющие направленность и основные черты ее развития. Принципами права должны руководствоваться все участники экологических отношений – органы государственной власти, физические и юридические лица. Соблюдение принципов может явиться критерием правового характера государства, эффективности его деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального ее использования [10].
Финансовые вопросы охраны окружающей природной среды
... и охраны окружающей среды в условиях осуществления рыночных реформ. В соответствии с этой целью в работе рассматриваются вопросы становления экономических механизмов природопользования в условиях формирования государственной природно-ресурсной и экологической ...
Экологическое право основано как на общих принципах казахстанского права, так и на принципах данной отрасли. Общеправовыми принципами являются: принципы верховенства права и закона, равенства всех перед законом, социальной справедливости и социальной свободы, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за нарушения экологического законодательства, законности и другие принципы.
В условиях глобальных экологических проблем развитие экологического права осуществляется ускоренными темпами, соответственно развиваются и его принципы. Формируемое экологическое законодательство и право основываются на следующих принципах:
- приоритета охраны жизни и здоровья человека, сохранения и восстановления окружающей среды благоприятной для жизни, труда и отдыха населения;