Проведенный теоретический анализ дает возможность сделать следующие выводы:
Процесс обучения требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры. Одной из важнейших задач современной педагогической психологии является обеспечение не только усвоения знаний, но и формирование способов познавательной деятельности как проявление интеллектуальной культуры.
Изучением структуры интеллекта занимались Б.Г. Ананьев и его школа; проблемой творческого мышления — Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, Т.В. Кудрявцев; интеллектуальной активностью Д.Б. Богоявленская; мышление как функционирование интеллектуальных операций, как прогнозирование рассматривается А.В. Брушлинским; проблемные ситуации в мышлении — A.M. Матюшкиным, Т.В. Кудрявцевым; исследованию качественной стороны интеллекта и определению его функций посвящены работы А.А. Брудного.
Интеллект — это способность понимать. Интеллект включает в себя не только результаты познавательной деятельности, но и фиксирует специфически человеческие способы этой деятельности.
Исследование интеллекта многообразны и в них отражены различные подходы к нему и с различных позиций.
Основу интеллекта составляют знания; между знаниями и интеллектом существует диалектическая взаимосвязь как продукта с процессом: с одной стороны, знания являются результатом познавательной деятельности, а с другой — включаясь в деятельность человека, знания выступают как компонент интеллекта, интеллектуальной культуры. Знания, составляющие основу интеллекта, неоднородны: здесь и научное знание, и обыденное. Наличие в интеллекте обыденного знания не противоречит его сущности, потому что весьма широкий круг знания, хотя и является теоретически обоснованным, но не может быть всегда и полностью выведен из них.
Культура — понятие, относящееся к любому социальному явлению. Представляется, что единственно верным способом раскрыть содержание понятия интеллектуальная культура является способ научного исследования, каждый этап которого заканчивался бы особым определением, и совокупность которых в итоге давала бы определение исследуемого понятия с учетом каких-то существенных связей и отношений.
Интеллектуальная культура — это характер и стиль мышления, связанный с духовным климатом общества.
Понятие интеллекта
... образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности. общего интеллекта являются образования невербального и вербального интеллекта. Вербальный интеллект показывает ...
Для понимания сущности интеллектуальной культуры необходимо проследить процесс ее становления во взаимосвязи с развитием интеллекта. Каждая историческая эпоха, каждая форма общества обладает своим, только ей свойственным уровнем развития интеллекта. Различия в развитии интеллектуальной культуры в разные исторические эпохи обусловлены изменениями и различиями в деятельности людей, и естественно, в тех задачах, которые людям приходилось решать в различные эпохи.
Основная функция интеллектуальной культуры — формирование понимания, на этой основе происходит регуляция познавательной деятельности индивида, отсюда еще одна функция — регулятивная. В жизни общества интеллектуальная культура выполняет функцию формирования творчески мыслящей личности, интересы которой направлены на гуманистические цели.
Интеллектуальная культура общества есть социальное явление, которому присущи следующие свойства: существование системы мировоззрения и идеологических принципов; наличие средств поиска, распространения, фиксации новой информации и знаний; владение известными человеческой цивилизации способами коммуникативного обмена информацией и интеллектуальными ресурсами.
Необходимость формирования высокой интеллектуальной культуры обусловлена самим типом образовательного учреждения. Основное и дополнительное образование зачастую наполнено чисто учебной деятельностью, а система воспитательной работы недостаточно обеспечивает развитие интеллектуального потенциала.
Интеллектуальная культура предусматривает формирование интеллектуальных умений и навыков, основанных на овладении учащимися основных операций мышления, — это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку, что определяет уровень успеваемости школьников.
Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций. Первый из этих параметров характеризует эрудицию человека, второй — его интеллектуальное развитие. Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование интеллектуальной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Во внеклассной работе имеются такие формы интеллектуального воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Смысл интеллектуальных занятий в системе образования состоит в том, чтобы организовать регулярные занятия, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные — могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение не учебных задач опирается не только на школьные знания, а в большей степени на поисковую активность и сообразительность ребенка. Учреждения образования играют огромную роль в формировании интеллектуальной культуры школьника.
Интеллектуальный капитал: проблемы формирования и управления
... обновления. Организационный капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты , культура организации. Организационный капитал - это организационные ...
Из всего вышесказанного следует, что интеллектуальная культура является сферой творческого приложения и реализации способностей участников образовательного процесса. В процессе освоения интеллектуальных ценностей личность набирает свои индивидуальные силы, реализует свои природные свойства, вступает в процесс гармонизации интеллекта.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/intellektualnaya-kultura-lichnosti/
Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М., Козлова ВТ., Логинова Г.Т. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших школьников. — Обнинск, 1993. — 40с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. — 339 с.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407.
Бине А. Психология умозаключения. М., 1889.
Брудный А.А. Психологическая герменевтика. Учебники и учеб. пособ.д/ высшей школы(ВУЗы).
Издательство: Лабиринт. 2005. -335 с.
Брунер Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977. — 197с.
Библер, B.C. От наукоучения — к логике культуры. М., 1991
Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе в 2-х тт. М., 1985. — 363 с.
Выготский, Л.С. Психология подростка. — М.:Педагогика, 1982. — 361с.
Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959
Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №5, 2005 г.
Иванова, В.П. Активизация творческих способностей как фактор развития интеллектуальной культуры // Мысль и текст: Сб. науч. тр. / КГНУ / Отв. ред. А.А. Брудный. — Фрунзе, 1988. — С. 50-63.
Иванова, В.П. Понимание в структуре интеллектуальной культуры // Человек как субъект познания: Сб. науч.тр. / КРСУ. Вып. 1. / Отв. ред. А.А. Брудный. — Бишкек, 2000. — С. 132-142.
Ковалев, А.Г. Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 1970.
Крутецкий, В.А. Психология. — М., 1986.
Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н Возрастная психология. — М.:ТЦ Сфера, 2001.- 464с.
Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
Максименко, С.Д. Общая психология. — М.: Рефл-Бук, 2000. -528с.
Менчинская, Н.А. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьника. М., 1968.
Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000. — 224 с
Немов, Р.С. Психология (в трех книгах), книга 1, М., 1998.
Общая психология /Состав. Е.И. Рогов — М. ВЛАДОС, 1995 .
Понамарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. М., — 1976.
Пиаже Ж Психология интеллекта.- СПб. .Питер, 2003 .-192с
Рубинштейн, С.Л.. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. СПб: Издательство «Питер», 2000 .-712с
Симонов, П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 1984.
Суворов, В.В. Искусственный интеллект: проблемы и реальность. М., 1998
Понятие методологии исследования в педагогике
... будущего педагога опирается на понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов. Важно преодолеть ... осуществленных процессов научного познания. Применение дескриптивной методологии обеспечивает изучение тенденций познания в педагогике со стороны его ... Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Таким образом, системный подход позволяет ...
Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974.
Тихомиров, О.К. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
Холодная, М.А. Психология интеллекта. — СПб.:Питер, 2002.-272с
Шукуров, Э.Д. Кризис природы и природа кризиса — Гуманитарный журнал . — 1999 . — Т.1, Вып.1