Взятка и коммерческий подкуп

Под «деньгами» (валютой) закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т. е. находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления.

Рассматривая предмет взятки с позиции правового статуса, его условно можно разделить на две группы:

  • непосредственно сами деньги (ценные бумаги);

— иные вещи, которые могут включать в себя: транспортные средства, недвижимость, ювелирные изделия и так далее. Предмет взятки в этом случае включает в себя те вещи и материальные ценности, оборот которых в Российской Федерации запрещен либо ограничен. Это предметы, изъятые из оборота. Использование их в качестве предмета взятки налагает на правоприменителя обязанность дополнительно квалифицировать взяточничество по совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями УК РФ, которыми установлена ответственность за их незаконный оборот [1].

В случаях, когда должностное лицо, пользуясь своими должностными полномочиями задержан при получении взятки, то такое преступление необходимо дополнительно квалифицировать по статьям 285 и 286 Уголовного кодекса РФ.

«Выгоды имущественного характера» как предмет получения взятки могут выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального свойства — от капитального ремонта автомашины до постройки дачи без получения от должностного лица соответствующего материального эквивалента.

С объективной стороны получение взятки выражается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.

Под действием (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.

Как правило, взятка дается должностному лицу за определенные конкретные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им заинтересованных лиц. Однако она может быть получена и если лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию).

22 стр., 10678 слов

Виды взяточничества: дача взятки

... образом, дача взятки может считаться оконченным действием только с момента взятия должностным ... дачей взятки. Предметом являются правовые нормы, регулирующие рассматриваемые отношения, а также практика их применения. Теоретической основой работы ... должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя ...

Объективная сторона второго состава преступления в соответствии со ст.291 выражается в даче взятки должностному лицу лично или через посредника.

Для состава получения (дачи) взятки не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка — до или после совершения им обусловленных действий, равно как и то, оговаривались ли заранее характер и содержание служебных действий, которые виновный должен был или уже совершил за получение незаконного вознаграждения. В этой связи в судебно-следственной практике различают взятку-подкуп, при получении которой действия должностного лица предварительно оговариваются с взяткодателем, и взятку -вознаграждение, когда материальные ценности вручаются субъекту уже после совершения им заранее не обусловленных предварительной договоренностью действий как бы в виде «благодарности за труды».

Это значит, что получение (дача) взятки — формальный состав преступления.

Из анализа практики вытекают две основные формы получения взяток – открытая и завуалированная. Первая состоит в непосредственном получении должностным лицом взятки. Вторая облекается во внешне законные формы – совместительство, разовые либо постоянные выплаты по договору, соглашению, премии (если для получения премий либо иных выплат нет оснований) [11, с.214].

Уголовный кодекс говорит о получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Следовательно, не исключается состав данного преступления и в тех случаях, когда виновный получает взятку не непосредственно, а через другое лицо (посредника).

Необходимо лишь установить в этих случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния с использованием служебного положения в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель.

Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст.33 УК РФ.

Субъективная сторона данных преступлений характеризуется виной в виде прямого умысла. При получении взятки виновный осознает, что он получает незаконную имущественную выгоду за совершение действия (бездействия) в пользу взяткодателя либо оказывает ему покровительство или попустительствует с использованием при этом своего служебного положения. Умысел взяткополучателя охватывает также сознание того, что взяткодатель осведомлен о том, что получаемое должностным лицом вознаграждение незаконно и получается оно за действия (бездействия) в его пользу с использованием виновным своего служебного положения. Получение взятки по своей природе является специальным видом корыстного злоупотребления своими должностными полномочиями. Поэтому обязательным признаком этого преступления является корыстный мотив[2, с.24].

Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный сознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение и желает этого.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо.

3 стр., 1173 слов

Должностное лицо как субъект преступления

... ПРЕДМЕТ И МЕТОД исследования. Предметом исследования является специальный субъект преступления как должностное лицо. Так как в период построения цивилизованной экономики и становления ... основе рассмотренного опыта правоприменительной практики, отечественного уголовного права о субъекте преступления как должностное лицо поставлена цель – выработать практические предложения по совершенствованию ...

Должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно- распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, в соответствии с примечание к ст.285 УК РФ).

Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющих в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Следует отметить, что при расследовании должностных преступлений возникает множество квалификационных задач в отношении субъекта должностного преступления. В этом смысле показателен пример по делу Макарова – преподавателя университета.

Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее 16 лет.

Таким образом, взяточничество – это один из особо опасных преступлений, которые могут принести к серьезным проблемам и общество и государство.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК).

При анализе этой статьи следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Статья 204 УК объединяет под понятием коммерческого подкупа два самостоятельных состава преступления: активный (ч. 1 и 2) и пассивный (ч. 3) коммерческий подкуп[4, с.84].

Предмет этих преступлений — взятка — идентичен предмету должностного взяточничества (ст. 290 УК).

В тексте закона предмет коммерческого подкупа и должностного взяточничества определяется различно. В обоих случаях указывается на деньги, ценные бумаги и иное имущество. Отличие в том, что ст. 290 УК указывает на выгоды имущественного характера, а ст. 204 — лишь на незаконное оказание услуг имущественного характера (пользование ими).

Однако в правоведении преобладает точка зрения, что услуги следует понимать не в гражданско-правовом значении этого слова, а в широком смысле (включая работы, предоставление иных имущественных выгод, например, прощение долга).

Имущественная выгода при коммерческом подкупе предоставляется управляющему за совершение какого-либо действия (бездействия) в интересах дающего и в связи с занимаемым управляющим служебным положением. То обстоятельство, что ст. 204 УК прямо не указывает на предоставление выгод за общее покровительство и попустительство, не исключает уголовной ответственности за такие действия, как не препятствовала этому сходная формулировка взяточничества в ст. 173 УК 1960 г.

С объективной стороны активный подкуп выражается в незаконной передаче управляющему денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном оказании ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Объективная сторона пассивного подкупа заключается в незаконном получении управляющим денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Составы этих преступлений — формальные. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части взятки.

Субъективная сторона коммерческого подкупа характеризуется умышленной виной: лицо осознает, что передает (получает) взятку за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым получателем взятки положением, и желает совершить это действие.

Субъект пассивного подкупа (получатель незаконного вознаграждения) специальный — управляющий в организации, вменяемый и достигший 16 лет. Субъект активного подкупа (предоставляющий незаконные имущественные выгоды) — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Состав коммерческого подкупа сконструирован в законе с учетом имеющегося опыта борьбы с должностным взяточничеством. Поэтому для подробного ознакомления со сложными теоретическими и практическими вопросами квалификации этого преступления следует изучить состав должностного взяточничества. [1, с.186]

В соответствии с примечанием к ст. 204 УК лицо, совершившее коммерческий подкуп, освобождается от уголовной ответственности если в отношении него имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Глава 2. Практические примеры судебной практики в области взяточничества и коммерческого подкупа

2.1. Судебная практика дел о взяточничестве и коммерческом подкупе

Практика свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев отдельными гражданами взятки даются должностным лицам для получения в обход закона или установленного порядка тех или иных преимуществ, материальных или иных благ (выделение жилплощади, земельного участка, гаража, поступление в престижное высшее учебное заведение и т.д.).

Неправомерно приобретая за взятку эти и тому подобные блага, взяткодатели тем самым непосредственно создают условия для ущемления прав и законных интересов других граждан. И тем самым подрываются гарантии конституционных прав и свобод, провозглашенных в главе 2 Конституции Российской Федерации. Взяткодатель путем подкупа должностного лица ставит себя как бы на место законного обладателя надлежащего права, добивается от взяткополучателя такого неправомерного решения в свою пользу, при котором другой гражданин лишается возможности в полной мере реализовать принадлежащее ему по закону право на осуществление своих интересов. Судебной практике известны не единичные случаи, когда прогрессирующая динамика преступных актов дачи — получения взяток обретает черты некой системы с жестко предписанными правилами: младший по чину работник обязан дать взятку старшему, старший передает мзду еще более высокому начальнику, таким путем по восходящей служебной «лестнице» взятка, естественно, увеличиваясь в размере, порой достигает иных безнравственных руководящих должностных лиц того или иного звена органов государственной власти и управления, обретая черты такого остро негативного социального явления как коррупция[3, с.134].

Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.ст.290, 291 УК РФ (взятка, дача взятки).

По данным судебной практики за период 2008 – 2011 года в Российской Федерации в получении и раздачи взяток было зафиксировано более 1890 эпизодов ежегодно (это дела, которые получили развязку, не исключено то, что были преступления, которые имели место быть в анализируемых периодах) [1].

год

ст.290

ст.291

рассмотрено дел

осуждено лиц

оправдано лиц

прекра-

щено дел

рассмотрено дел

осуждено лиц

оправдано лиц

прекра-

щено дел

2008

1894

1789

11

94

1928

1234

10

684

2009

2102

2011

91

1947

1817

132

2010

1922

1790

13

119

1926

1920

2

4

2011

2365

1994

23

348

2023

1923

54

46