Российская Федерация в третьем тысячелетии оказалась в центре радикальных геополитических изменений, она стала объектом повышенного интереса и определенных территориальных притязаний других стран. Превращение России в сильную в экономическом и военном отношении державу, способную самостоятельно отстаивать свои национальные интересы, не вызывает особого восторга у ряда стран, сохраняющих приверженность к разрешению разнообразных противоречий путем применения военной силы в нарушение существующих норм международного права.
Понятно, что за прошедшие годы изменилась не только Россия, но и весь мир, существенно изменилась обстановка в мире, изменились угрозы. Ряд угроз, естественно, потерял былую актуальность, но появились и новые.
В настоящее время существует целый спектр внешних и внутренних факторов, в большей или меньшей степени, оказывающих влияние на состояние национальной безопасности России.
Размещение вблизи российских границ, элементов стратегической противоракетной обороны (ПРО) США, оказывают военное и политическое давление на российское руководство и направлены на подрыв существующей системы безопасности в мире; вооруженная агрессии Грузии против Южной Осетии и восстановление потенциала Вооруженных сил Грузии; территориальные притязания Японии на Курильские острова; быстрое уменьшение относительной численности населения в индустриально развитых государствах (в том числе и России) по сравнению со странами «третьего мира»; существенное нарастание гонки вооружений и распространение в мире ракетно-ядерных технологий — это лишь некоторые из очагов напряженности, потенциально угрожающие безопасности России.
В условиях непростой международной обстановки возрастает роль Совета Безопасности РФ как органа по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Даже обладая ядерным оружием и значительными природными ресурсами, трудно обеспечить национальную безопасность
Следовательно, и в XXI веке безопасность нашего государства будет иметь определяющее значение. Без нее само существование и развитие России подвергнется опасности.
Все это подтверждает актуальность рассматриваемой мною темы.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть статус и полномочия Совета Безопасности РФ, изучить роль и место Совета Безопасности в контексте национальной безопасности.
Правоохранительные органы в системе безопасности России
... О.А. Галустьяна, к числу органов безопасности относят: Совет безопасности РФ, органы федеральной службы безопасности; органы внешней разведки; федеральные органы государственной охраны; органы федеральной фельдъегерской связи; органы пожарной безопасности. Такой в целом можно представить систему органов безопасности страны. Повторимся, в ...
В соответствии с поставленной целью, автору необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть историю становления и развития Совета Безопасности;
2. Изучить понятие безопасности, её особенности;
3.Рассмотреть:
- а) Статус и состав Совета Безопасности РФ;
- б) Основные задачи и порядок работы Совета Безопасности РФ;
— Для написания данной курсовой работы, её автор обратился к труду профессора Возженникова А.В.“ Национальная безопасность России ”. Данная книга стала базовой и помогла автору курсовой ознакомиться с ролью Совета Безопасности в разработке важнейшие концептуальных документов в области национальной безопасности. А также этот труд оказал неоценимую помощь при анализе влияния современных политических процессов на национальную безопасность Российской Федерации.
Становление и развитие Совета Безопасности РФ
Становление Совета Безопасности Российской Федерации, его деятельность, на протяжении всех последних лет непрерывно связана с важнейшими вехами демократических преобразований в общественной жизни страны, развития и укрепления российской государственности, национальной экономики, формирования гражданского общества в России.
Предшественником российского Совета Безопасности, является Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с союзным Законом от 26 декабря 1990г. “Об изменениях Конституции СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления”. Этот орган возглавлялся Президентом СССР. В него входили высшие должностные лица ряда союзных республик, вице-президент, председатель Совета Министров, “силовые” министры и другие должностные лица.
На Совет Безопасности СССР возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, поддержанию её государственной, экономической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правопорядка.
Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе от 24 апреля 1991г. “О президенте РСФСР”. Этим актом предусматривалось что Президент возглавляет Сосет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР. Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991г., когда Законом РСФСР “Об изменениях и дополнениях Конституции” названная норма была инкорпорирована в Основной закон.
Выступая на IV Съезде народных депутатов РСФСР 21 мая 1991г., председатель комитета по законодательству Верховного Совета РСФСР С.М.Шахрай обосновывал: “Что касается Совета безопасности, здесь в целом или за основу взята концепция союзной Конституции, и Совет безопасности понимается как важный политический, консультативный орган при Президенте, орган, в который должны войти главы политических министерств и ведомств”.
19 июля 1991г. При Президенте РСФСР была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР в составе президента, вице-президента, секретаря Комиссии, Председателя Комитета Верховного Совета по безопасности; министров (внутренних дел, экологии и природопользования, связи, информатики и космоса, топлива и энергетики, транспорта и перевозок, здравоохранения), председателя Комитета государственной безопасности, председателя госкомитетов (по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, по оборонным вопросам, санитарно-эпидемиологического надзора, по делам национальностей, беженцев и переселенцев).
Правовой статус президента
... решениям Съезда и Верховного Совета РСФСР. Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л. А. Окуньков, глубоко исследовавший институт президента в России, обращает внимание ... скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту. Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства ...
На эту Комиссию возлагались следующие задачи: разработка концепции безопасности РСФСР; формирование концепции статуса, структуры и порядка деятельности Совета Безопасности, разработка проекта закона “О Совете Безопасности”; выявление проблем, определяющих безопасность России на текущий момент, и путей их решения, т.е., реализация предусмотренного Конституцией РCФСР “права на создание в структуре президентской власти Совета Безопасности”. Секретарь Комиссии получил статус государственного советника РСФСР и помощника президента по вопросам создания Совета Безопасности.
Во второй половине 1991- начале 1992г. Комитетами Верховного Совета по безопасности и по законодательству был подготовлен проект закона “О Безопасности” принятый 5 марта 1992г. Этим законом определен статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности, и названы его основные задачи и формы деятельности.
Совет Безопасности в соответствии с Законом “О безопасности” определён конституционным органом, осуществляющим подготовку решений президента РФ в области обеспечения безопасности. На него возлагалось рассмотрение вопросов внутренней и внешней политики страны в области обеспечения безопасности, проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирование, предотвращение чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий и обеспечение стабильности и правопорядка. В соответствии с действовавшей тогда Конституцией устанавливалась ответственность Совета Безопасности перед Верховным Советом за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз ( с принятием Конституции 1993г. Эта норма в части ответственности перед парламентом, как противоречащая основополагающему принципу разделения властей, прекратила свое действие).
12 мая 1992 г. Президент РФ внес на рассмотрение Верховного Совета кандидатуру Ю.В. Скокова для утверждения в должности секретаря Совета Безопасности. Далее последовательно эту должность занимали Е.И.Шапошников, О.И.Лобов, А.И.Лебедь, И.П.Рыбкин, А.А.Кокошин, Н.Н.Бордюжа, В.В.Путин, С.Б.Иванов, В.Б.Рушайло, И.С.Иванов, Н.П.Патрушев (по настоящее время).
Затем Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992г. Был образован Совет Безопасности “для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально- политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан ”. Конкретизируя таким образом назначение Совета Безопасности, президент установил в качестве основных направлений его деятельности:
1- подготовку ежегодного доклада Президента Верховному Совету об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
Обеспечение общественной безопасности как направление деятельности полиции
... общественной безопасности. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента ...
2- организацию работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом безопасности на функциональной и региональной основе, как главного инструмента по выработке проектов решений Президента РФ;
3- разработку предложений по защите конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности РФ в пределах, определенным её Конституцией, Федеративными договором и законами РФ;
— Этим же указом президент утвердил Положение о СБ. В нем детализированы нормы Закона “О безопасности” об основных задачах и функциях Совета Безопасности, его составе и порядке формирования, порядке работы и полномочиях его секретаря, конкретизированы нормы о межведомственных комиссиях и аппарате СБ.
В этот же день президент распоряжением № 266-рп “О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности РФ” утвердил временную структура аппарата СБ. В частности, в составе аппарата образованы управление стратегической безопасности, управлению планирования и координации и информационно-аналитический центр. Секретарю Совета Безопасности совместно с комиссиями комитетов Верховного Совета поручалось обеспечить разработку законопроектов “О безопасности системы управления РФ”, “О государственной границе РФ” и других актов, необходимых для реализации Закона от 5 марта 1992 г. “О безопасности”.
Указом Президента РФ № 747 от 7 июля 1992 г. “О порядке реализации решений Совета Безопасности РФ” было установлено, что решения Совета Безопасности, принимаемые в порядке реализации его основных задач, оформляются в форме указов президента, а решения, касающиеся организационно-технического обеспечения Совета Безопасности, оформляются распоряжениями Президента РФ- председателя Совета Безопасности РФ. Одновременно этим указом на секретаря Совета Безопасности возлагается контроль за реализацией решений Совета Безопасности и указов президента по вопросам безопасности.
В течение 1992-1993 гг. были определены основные организационно- правовые формы деятельности в виде создания его межведомственных комиссий. Указом Президента РФ № 1807 0т 1 ноября 1993 г. При Совете Безопасности был создан научный совет.
Одновременно велась напряженная и как известно, конфликтная работа над проектом Конституции России. Проблема Совета Безопасности в рамках Конституционного совещания обсуждались в двух аспектах: во-первых, с точки зрения необходимости этого органа для государства; во-вторых, с позиции объема конституционной регламентации его статуса. Совещанием бела поддержана идея сохранения Совета Безопасности и закрепления этого государственного института в Основном законе. Что касается второго аспекта, то сначала в представленном президентом Конституционном совещании и опубликованном 30 апреля 1993 г. Проекте Конституции предлагалось регламентировать статус Совета Безопасности с определением его состава и компетенции. Однако возобладало мнение более сжатого регулирования статуса Совета Безопасности в Конституции с обозначением его в главе “Президент РФ” в ст. 83, определяющий полномочия Президента в отношении формирования важнейших институтов государства.
Президент Российской Федерации и исполнительная власть
... систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской ...
Принятие в 1993 г. Конституции России стало принципиальным этапом в деятельности Совета Безопасности и его статусе. С этого времени определившиеся правовые аспекты и формы организации работы Совета Безопасности постоянно совершенствовались в стремлении в большей мере соответствовать практике реализации Основного закона.
Так, само Положение о Совете Безопасности прошло 4 этапа своей корректировки: Указы Президента № 547 от 3 июня 1992 г., № 1024 от 10 июля 1996 г., № 949 от 2 августа 1999 г., № 726 от 7 июня 2004 г.(действует в настоящее время с изменениями 2008 г.), “Положение о межведомственных комиссиях СБ”- 3: Указы Президента № 1686 от 20 октября 1993 г., № 1037 от 19 сентября 1997 г., № 1244 от 28 октября 2005 г(действует в настоящее время с изменениями 2009 г.), “Положение о научном совете при Совете Безопасности” – 4: Указы Президента №1807 от 1 ноября 1993 г., № 814 от 1 августа 1997 г., № 1317 от 29 сентября 1999 г., № 182 от 19 февраля 2005 г.(действует в настоящее время с изменениями 2009 г.)
Важным этапом в формировании концептуальных и методологических основ деятельности Совета Безопасности, влияющих на его статус и место в государственной системе обеспечения национальной безопасности , стало утверждение Указом Президента № 1300 от 17 декабря 1997г. “Концепции безопасности РФ” и её корректировки, осуществленная Указом Президента № 24 от 10 января 2000 г.
Характерно, что время принятия этих документов совпадает с этапами корректировки “Положений о Совете Безопасности”, его межведомственных комиссиях и научном совете. Это само по себе отражает тенденцию развития нормативно-правового регулирования разработки концептуальных положений в сфере обеспечения национальной безопасности и их практической реализации в деятельности соответствующих уполномоченных органов, призванных учитывать меняющиеся в ней ситуацию и приоритеты. Эта тенденция как показывает анализ, в значительной мере характерна и для зарубежного опыта.