Административно правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Тема моей курсовой административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Предметом изучения моей курсовой работы является административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Целью курсовой работы является анализ особенностей административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства с подробным рассмотрением его специфики. В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи курсовой работы.

Во-первых, необходимо рассмотреть содержание административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Во-вторых, разобрать особенности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, и определить их основные права и обязанности. В-третьих, важно рассмотреть основные проблемы въезда, выезда, а так же транзитного проезда. И, наконец, обратить внимание на особенности ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Цель и задачи работы определяются её структурой. Курсовая работа состоит из трех логически связанных между собой глав, введения и заключения. Некоторые главы разделены на параграфы, позволяющие акцентировать внимание на отдельных проблемах в рамках одного вопроса. Первая глава курсовой работы является кратким описанием всех аспектов административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, которые более детально будут раскрыты в последующих главах. Важной частью курсовой работы является вторая глава, в которой описываются условия пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. В третьей рассматриваются основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. В четвёртой главе особое внимание уделяется вопросам въезда, выезда на территорию РФ, а так же транзитного проезда через территорию РФ. В пятой главе уделяется внимание ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

4 стр., 1503 слов

Контрольная работа по «Административному праву»

... административно-правовой статус, студент Щукин дал следующий ответ: нормы Конституции служат основой всех иных отраслевых правовых статусов, в том числе преимущественно административно-правового статуса. Нормы административного права, определяющие права и обязанности граждан в ...

При написании курсовой работы я опиралась на следующие виды источников: Конституция РФ, Собрание законодательства РФ 2002г., учебник «Административное право России» Л.Л.Попов, Ю.И.Мигачёв, С.В.Тихомиров, учебное пособие «Административное право в вопросах и ответах» Н.М.Конин, кодекс РФ об административных правонарушениях (текст с изменениями и дополнениями на 15 сентября 2007г) и многие другие учебники и тексты.

1. Содержание административной правосубъектности и лиц без гражданства

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России.

Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и так далее, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с п. 3 ст.62 Конституции РФ «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором»1 .

По своему объёму и конкретному содержанию административная правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались выше при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.

1.1 Общая административная правосубъектность

Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т. д. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для россиян.

7 стр., 3333 слов

Гражданство Российской Федерации

... О.Е. «Конституционное право России» и лекции по конституционному праву Пафнутьева А.И. ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания ...

1.2.Особенная административная правосубъектность

Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом).

Ясно, что особенные права и обязанности по своему объёму конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т. д.

1.3.Специальная административная правосубъектность

Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например, у объявленного персоной нон грата ( нежелательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т. д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например, предусмотренная в ст.3.2.п.7 КоАП РФ возможность применения к ним специфической меры административного взыскания – выдворение за пределы Российской Федерации, которая к российским гражданам применяться не может2 .

Кроме дипломатов, не подведомственных российской юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по российским законам, а территория посольств экстерриториальна и там действуют лишь законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия российского законодательства и подлежат ответственности по российским законам на общих основаниях с гражданами России. В нормах административного права последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов. Даже на лиц пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться (но не арестовываться!) в административном порядке в случаях совершения правонарушений, граничащих с преступлениями.

2. Условия пребывания и лиц без гражданства на территории РФ.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан (лиц без гражданства) в Российской Федерации, а также отношение между ними и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами определяется Федеральным законом от 25 июля 2002г. №115-Ф3 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»3 .

Согласно данному Федеральному закону в Российской Федерации допускается временное пребывание, временное проживание или постоянное проживание иностранных граждан.

2.1. Временное пребывание

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или девяноста суток, если на момент истечения указанных сроков он не получил разрешения на продление срока пребывания либо разрешения на временное проживание.

13 стр., 6062 слов

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации

... на территории России регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации. Целью данной курсовой работы ...

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлён либо сокращён в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешён въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключённого договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чём делается отметка в миграционной карте.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.