Понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Надзорно-контрольные функции важны в деятельности любого государства, ибо позволяют обеспечивать проведение «заданной» законодательством политики в той или иной сфере общественной жизни, включая трудовые и связанные с ними отношения.

В принципе, обеспечить надлежащее исполнение (соблюдение) трудового законодательства внутри конкретной организации обязан, прежде всего, наниматель через своих уполномоченных должностных лиц и других работников.

Государственный же и общественный надзор и контроль, а также ответственность — это уже дополнительные правовые средства воздействия на нанимателя в том, чтобы понудить его обеспечить то, что он не обеспечил.

Надзор за соблюдением законодательства о труде определен в главе 39 Трудового кодекса Республики Беларусь только в одной форме — государственного надзора.

Контроль за соблюдением того же законодательства существует в трех формах:

Ряд новшеств в регулирование надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде привнес Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда», вступивший в силу 02.01.2009. Все это говорит об актуальности темы данной курсовой работы.

Предметом курсовой работы являются общественные отношения возникающие в области контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде. Объектом работы выступают нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения и полномочия государственных органов в области надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, а также учебные пособия под редакцией различных авторов, рассматривающих вопросы данной темы.

Основная цель работы полное и всестороннее рассмотрение надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;
  2. Рассмотреть систему государственных органов и их компетенцию в сфере надзора и контроля;
  3. Рассмотреть общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде;
  4. Проанализировать ответственность за нарушение законодательства о труде.

При написании данной работы использовались общенаучные методы дедукции и индукции, метод сравнительного анализа, правовой метод и др.

3 стр., 1197 слов

Техника безопасности и охрана труда при проведении сварочных работ

... ликвидировано. Это возможно при соблюдении правил по охране труда и технике безопасности. 1.2 Защита от излучения электрической дуги электродуговой сварка защита Электрическая сварочная дуга Являясь ... предохранить работающих от поражения электрическим током. При сварочных работах необходимо всегда помнить, что напряжение в сварочной цепи (особенно при холостом ходе) опасно для жизни человека. ...

Тема данной работы рассматривается различными авторами в своих изданиях. Так вопросы данной темы широко освещены в учебнике под редакцией В.И. Семенковой. Она подробно рассматривает систему и компетенцию государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. В вопросах ответственности в своем издании автор ограничивается лишь анализом действующего законодательства и не приводит примеры из практики.

Т.Н. Важенкова в учебном пособии «Трудовое право» рассматривает только отдельные вопросы данной темы. Автор раскрывает понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и характеризует систему и компетенцию государственных органов в данной сфере. Про ответственность и общественный контроль со стороны профсоюзов автор в своем издании не упоминает.

ГЛАВА 1. Понятие и сущность надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Важнейшим фактором обеспечения законности в сфере трудовых отношений является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, осуществляемый системой надлежащих саганов.

Согласно Трудовому кодексу Рес публики Беларусь (ст. 462) систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

Надзорно-контрольная деятельно сть — это вид правоохранительной деятельности государства. В процессе ее осуществления специально уполномоченные органы предупреждают и выявляют нарушения трудового законодательства со стороны нанимателя и уполномоченных им лиц, восстанавливают нарушенные трудовые права работников и привлекают к ответственности виновных лиц [14, c.411].

Объектом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде являются трудовые права человека (как индивидуальные, так и коллективные).

К общественным функциям, которые призваны выполнять органы надзора и контроля, относятся: обеспечение законности в трудовых правоотношениях, защита субъективных трудовых прав работников, содействие совершенствованию организации труда и др.

Надзор и контроль за соблюдением трудового законода тельства осуществляется в двух формах: в форме надзора и в форме контроля.

Контроль — составная часть управленческой деятельности. Сущность ее заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов предписаниям нормативных актов, корректировке и применении санкций, в оценке ее не только с точки зрения законности, но и целесообразности, эффективности.

Основная задача, контроля состоит в том, чтобы улучшить состояние законности на подконтрольных объектах за счет наиболее целесообразного применения правовых норм, принятия реальных мер как по устранению выявленных нарушений, так и их причин. По мере усиления договорных методов в регулировании трудовых отношений появляется реальная возможность принимать в рамках действующего законодательства наиболее эффективные решения. В связи с этим повышается ответственность нанимателей не только за законность, но и за целесообразность, эффективность принятых решений [16, c.632].

Соответственно своему назначению при осуществлении контроля государственные органы наделены административными полномочиями. Они принимают акты, обязательные для исполнения нанимателями, уполномоченными должностными лицами, привлекают к дисциплинарной и административной ответственности, могут назначать и проводить проверки, производственно-технические экспертизы, приостанавливать незаконные распоряжения и действия должностных лиц, делать им предупреждения, привлекать к обсуждению состояния законности трудовые коллективы, общественные организации, непосредственно налагать на виновных взыскания вплоть до отстранения от должности, наложения штрафов и передачи материалов в органы прокуратуры.

7 стр., 3322 слов

Законодательство Российской Федерации об охране труда

... труда, за соблюдением действующего законодательства, правил и норм, приказов, инструкций, указаний и предписаний органов государственного надзора, а также за правильным освоением средств, ассигнованных на мероприятия по охране труда; ... участка обязан иметь на участке по специальностям; журнал инструктажа рабочих по охране труда; журнал трехступенчатого контроля; журнал осмотра оборудования, проект ...

Процесс осуществления контроля включает следующие стадии: стадию проверки, установления фактического состояния дел; стадию анализа, сравнения существующего положения с требованиями трудового законодательства; стадию исправления и реагирования на обнаруженные нарушения.

Надзор — это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов. Полномочия органов при осуществлении надзора сводятся к требованиям устранить нарушения закона. Обнаружив нарушение, органы, осуществляющие надзорную деятельность, добиваются их устранения, применения к виновным лицам мер воздействия путем внесения своих предложений на рассмотрение того органа, который правомочен решать вопросы привлечения правонарушителей к ответственности [17, c.501].

На практике разграничение надзорно-контрольных органов невозможно и нецелесообразно, поскольку они сочетают в своей деятельности как надзорные, так и контрольные полномочия [4, ст. 462].

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводится в двух основных сферах: сфере установления условий труда и сфере применения условий труда.

При установлении условий труда осуществление на дзора и контроля прежде всего связано с расширением приме- нения локального и индивидуатьно-договорного регулирования трудовых отношений, В соответствии со ст. 23 ТК условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, являются недействительными. Вместе с тем в коллективных и трудовых договорах могут устанавливаться условия, улучшающие положение работников.

В сфере применения установленных условий труда на дзорно-контрольная деятельность заключается в проверке соответствия правоприменительных документов (приказов о приеме и увольнении работника, привлечении к ответственности и др.) законодательству и локальным нормативным актам.

В каждой сфере надзорно-коитрольной дея тельности следует различать предварительный, текущий и последующий надзор и контроль. Предварительный надзор и контрольная соблюдением законодательства о труде заключается в предупреждении совершения нарушений законодательства, недопущении принятия незаконных решений. Цель последующего надзора и контроля состоит в выявлении уже допущенных нарушений трудового законодательства и восстановлении прав работника. Текущий надзор и контроль может быть как предварительным (если соответствующее решение еще не принято), так и последующим (если решение состоялось) [16, c.633].

12 стр., 5741 слов

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

... независимости и гласности. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и ...

Таким образом, надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде — это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор — это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Контроль — проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных правовых актов.

Различие между надзорной и кон трольной деятельностью проводится по компетенции и функциям контрольнонадзорных органов, а также по методам работы и проведению в жизнь предписаний надзорных и контрольных органов. В процессе осуществления надзорно-контрольной деятельности соответствующие органы предупреждают и выявляют нарушение трудового законодательства со стороны нанимателя, восстанавливают нарушенные права работников и привлекают виновных должностных лиц нанимателей к ответственности.

В зависимости от органов, осуществляющих надзорноконтрольную деятельность в области трудового законодательства, различают государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, а также общественный контроль.

ГЛАВА 2. Система и компетенция органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Система органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде — единый механизм, позволяющий эффективно осуществлять правоохранительную функцию государства. Именно благодаря наличию системы может быть достигнуто такое положение, когда любое юридически значимое действие нанимателей в отношении работников оказывается охваченным сферой надзора и контроля.

Критерием Объединения в одну систему неодинаковых по природе и назначению органов является необходимость обеспечения наиб олее полного соблюдения принципа законности в области трудовых отношений, который, в свою очередь, предполагает необходимость общественного разделения труда. Система органов помогает определить круг субъектов, осуществляющих надзорно-контрольную деятельность за соблюдением законодательства о труде. К решению общей задачи выявления, пресечения и предупреждения нарушений норм трудового права каждый орган системы подходит, используя свои, предоставленные только ему полномочия, определенные средства и методы, тем самым обеспечивая целостность всей системы [16, c.634].

Систему органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, образуют специально уполномоченные органы. Их единственное назначение — обеспечение соблюдения законодательства о труде. Это органы межотраслевой компетенции.

Особое место в регулировании и организации трудовых отношений, а также надзоре и, контроле за соблюдением трудового законодательства занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, которое в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 создано в результате объединения Министерства труда и Министерства социальной защиты населения.

10 стр., 4955 слов

Законодательство о труде в РК

... использованием наемного труда. Отношения с работниками оформляются трудовым договором (контрактом). На работника, нанятого по трудовому договору, распространяются нормы законодательства о труде, социальном и пенсионном ... фонды в соответствии с законодательством. I ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ В РК 1.1 ИТД и Коллективный договор Законодательство Республики Казахстан о труде основывается на Конституции ...

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 утверждено Положение о Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [13].

Министерство труда и социально й защиты является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости, миграции и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.

В структуре министерства в настоящее время созданы депа ртамент занятости и департамент но миграции, также в его систему входят областные и Минская городская экспертизы условий труда, областные и Минское городское управления, межрайонные инспекции труда, Фонд социальной защиты населения и его региональные отделения и др.

Основными задачами Министерства труда асоциальной защиты являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов госу дарственной политики по решению комплексных проблем в социально трудовой сфере, народонаселения; повышению уровня жизни и доходов населения; развитию социального страхования и кадрового потенциала; совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства; организации пенсионной системы, социального обслуживания и социальной помощи; улучшению условий и охраны труда; обеспечению эффективной занятости и социальных гарантий населения, социальной защиты семьи, женщин, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных в запас (отставку) с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей и других категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке; совершенствованию законодательства о труде, занятости, миграции и социальной защите населения и контролю за его соблюдением; осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности [14, 412].