Россия — аграрная страна. Богатейшие природные ресурсы, обширные территории, плодородные земли веками служили неиссякаемым источником пропитания для его народов. Традиционно отечественный аграрный сектор занимал особое место среди других секторов экономики. Сельскохозяйственным производством сегодня занимается подавляющее большинство населения: более трех четвертей населения нашей страны так или иначе связаны с сельскохозяйственными работами. На этот сектор приходится около 13% стоимости основных фондов, а спрос населения на потребительские товары удовлетворяется тремя четвертями сельского хозяйства.
В настоящее время формирование и функционирование рынка сельхозпродукции, сырья и продуктов питания является одной из первоочередных задач. Сегодня производство и реализация высококачественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукции является одним из приоритетных и наиболее перспективных видов производственной деятельности, открывающим возможности получения высоких и стабильных доходов как для отдельно взятого производителя, так и для государства в целом.
Одним из важнейших аспектов производства сельскохозяйственной продукции является правовая организация и регулирование форм ее реализации, которые наилучшим образом отвечали бы взаимным интересам сельскохозяйственных производителей, потребителей и всего общества. фактически, именно на этапе реализации — заключительном этапе производственной цепочки — концентрируются и сталкиваются конечные интересы производителя сельскохозяйственной продукции и его потребителя. Роль оптимального регулятора отношений производителя и потребителя сельскохозяйственной продукции принадлежит договору. Являясь одним из основных объектов обменных отношений, продукция сельского хозяйства реализуется посредством договоров купли-продажи, розничной купли-продажи, поставки, контрактации, закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, заключаемых между продавцами и покупателями.
Целью данного исследования является всестороннее изучение договорного соглашения.
При этом были поставлены задачи:
- определить понятие, сферу применения и признаки договора контрактации;
- раскрыть специфические особенности сельскохозяйственной продукции как объекта договора контрактации;
- охарактеризовать субъектный состав договора контрактации;
- исследовать порядок заключения, изменения, расторжения договора контрактации;
- изучить ответственность сторон за невыполнение обязательств по договору контрактации.
Объектом исследования явился договорный механизм регулирования отношений по закупке сельскохозяйственной продукции, предусмотренный действующими в Российской Федерации нормативными актами.
Издержки производства и себестоимость сельскохозяйственной продукции
... Изучить теоретические аспекты издержек производства и себестоимости сельскохозяйственной продукции; 2. Рассмотреть классификацию расходов на производство и реализацию продукции; 3. Дать понятие калькуляции продукции и рассмотреть смету затрат на производство продукции; 4. Выделить основные ...
Предметом исследования является российское гражданское законодательство, устанавливающее положения о договоре закупки.
Нормативной базой исследования является Гражданский кодекс Российской Федерации, а также законы, регулирующие заключение договоров.
1. Понятие и сфера применения договора контрактации
Сельскохозяйственное производство осуществляется в условиях, которые иногда не зависят от воли производителя. Как указано в соответствующей литературе: «Договор о закупках является посредником в отношениях по закупке сельскохозяйственной продукции и сырья, которые составляют основу благосостояния каждого общества. Специфика сельскохозяйственного производства — сильная зависимость от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат (болезни и вредители растений и т.д.), — делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора (в отличие, например, от продавца по договору поставки)».
В случае, если сельскохозяйственный производитель, продающий свою продукцию, противостоит предпринимателю, который покупает ее для переработки или продажи, экономическое неравенство достигает такой степени, что требуется правовой противовес в виде особых правил организации-заказчика. Требуется специальное правовое регулирование, позволяющее за счет повышения уровня правовой защиты сельскохозяйственного производителя — продавца устранить экономическое неравенство в его отношениях с лицом, покупающим сельскохозяйственную продукцию в коммерческих целях. Таким образом, основная цель правового регулирования договорных отношений заключается в повышении уровня правовой защиты производителя-продавца с целью уравнять его экономические возможности с возможностями покупателя.
С момента своего создания переговоры были одним из средств взаимодействия между сельским хозяйством и промышленностью. В зависимости от конкретной исторической ситуации на разных этапах развития государства менялось и содержание договорного договора, поэтому в разных исторических условиях преобладала та или иная его характеристика. Так, договор контрактации в один период носил характер, главным образом, торгового соглашения между производителями сельскохозяйственного сырья и перерабатывающими его промышленными предприятиями; в другие периоды центр тяжести переносился на производственную помощь посевщикам в целях развития производительных сил в сельском хозяйстве. Отдельные черты договора возникали в процессе его развития, как, например, обязательство контрактующей организации снабжать посевщика минеральными удобрениями; другие же, напротив, исчезали, как, например, имевшая в определенных условиях существенное значение обязанность контрактующей организации предоставлять крестьянским хозяйствам сельскохозяйственные машины, тракторы и т.п..
В дореволюционном гражданском праве России не было особых правил, регулирующих закупку сельхозпродукции. Правила торговли применялись к соответствующим отношениям по аналогии. Впервые договор контрактации встречается в практике заготовки сельскохозяйственной продукции в период перехода в начале 1920-х гг. на мирную работу по восстановлению народного хозяйства. В этот период закупки сельскохозяйственной продукции осуществлялись многочисленными государственными закупочными органами, отдельными государственными переработчиками, организациями сельскохозяйственной и потребительской кооперации и частными посредниками. Заготовки производились в самых различных правовых формах. Одной из таких форм являлась заготовка продуктов сельского хозяйства по договору контрактации, которая производилась непосредственно заинтересованными в получении сырья предприятиями (первым предметом договора контрактации явился хлопок, контрактуемый в Средней Азии и в Закавказье).
Договор розничной купли-продажи
... и 535 ГК, регламентирующих договоры поставки и контрактации, не определяет цели, для которых приобретенный товар, должен использоваться. Поэтому следует прийти к выводу, что по договору розничной купли-продажи товары могут приобретаться ...
Соглашение о закупках обеспечило компанию сырьем и вселило в фермера уверенность в реализации возделываемой продукции и, более того, на заранее известных ему условиях при материальной поддержке поставщика. Это было содержанием договорного соглашения в начальный период его применения.
Впоследствии закупка сельхозпродукции в нашей стране долгое время основывалась на сочетании административно-планировочного акта и договорного соглашения, заключенного в соответствии с этим актом. Обязательства по поставке сельскохозяйственной продукции возникли из договорных соглашений, заключенных на основании административных актов. В режиме плановой экономики практически вся сельскохозяйственная продукция закупалась товаропроизводителями на основании обязательного государственного заказа. Отличительная особенность договора контрактации по ГК РСФСР 1964 г. состояла в том, что государство через план и договор предписывало товаропроизводителям условия не только о продаже, но и производстве сельскохозяйственной продукции определенного вида. Без разрешения назначенных покупателей товаропроизводители не могли продавать предполагаемую продукцию третьим лицам. На практике это привело к большим потерям в сельском хозяйстве.
Отказ от административно-правовых методов регулирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции вызвал необходимость разработки и создания новых правовых механизмов регулирования этого сектора.
В действующем законодательстве, по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)).
Договор контрактации регулируется § 5 гл. 30 ГК РФ (ст.ст. 535-538).
Договор сформулирован в ГК РФ как вид купли-продажи и вид поставки. Это означает, что рассматриваемое обязательство, во-первых, характеризуется родовыми признаками купли-продажи как типа договора, во-вторых, обладает свойствами поставки как вида купли-продажи и, в-третьих, имеет свои отличительные качества, обусловившие необходимость выработки специфического правового регулирования.
Принадлежность к типу договора купли-продажи предопределена тем фактом, что, как и любая продажа, он направлен на дорогостоящую передачу права собственности в обмен на фиксированное вознаграждение в деньгах. Эти общие характеристики позволили применить к рассматриваемому обязательству общие положения о купле-продаже, которые не противоречат специфике поставки и специфике переговоров. В п. 5 ст. 454 ГК РФ законодатель указал, что общие положения о купле-продаже применяются к контрактации, если иное не предусмотрено специальными правилами о ней.
Договор контрактации
... договора контрактации и многочисленными типовыми договорами контрактации отдельных видов сельскохозяйственной продукции. При классификации договоров, принятой в Основах 1991 г. и ГК РФ, договор контрактации утратил свою самостоятельность и рассматривается как один из видов договора купли-продажи. ...
Наличие в отношениях контрактации признаков, характерных для поставки товаров, позволяет применять к ней те правила о договоре поставки, которые не противоречат специальным нормам о контрактации (п. 2 ст. 535 ГК РФ).
В частности, к контрактации применяется положение ст. 506 ГК РФ о том, что условие о сроке передачи товара является существенным условием договора. Следовательно, несогласование условий передачи товаров в контракте имеет те же последствия, что и те, которые установлены для контракта на поставку.
При закупках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд применяются правила § 4 гл. 30 ГК РФ и специальные законы о таких закупках, например Федеральный закон от 02.12.1994 № 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (далее — Закон о закупках).
Видообразующими признаками договора контрактации, выделяющими его в отдельный вид договора купли-продажи, являются в совокупности:
§ особый субъектный состав (производитель и заготовитель сельскохозяйственной продукции);
§особый объект договора (сельскохозяйственная продукция);
§особый способ получения сельскохозяйственной продукции (её выращивание, производство в хозяйстве производителя);
§особая цель, которую преследует заготовитель, приобретая сельскохозяйственную продукцию (последующая переработка или продажа сельскохозяйственной продукции).
Целью закупок, производимых с помощью контрактации, являются:
§последующая переработка продукции или продажа её (п. 1 ст. 535 ГК РФ);
§помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (в соответствии с Законом о закупках).
По своей правовой природе это соглашение является двусторонним, подлежит возмещению.
Договор контрактации по ряду признаков похож на договор поставки. Однако законодатель определяет его как разновидность автономного договора, который является разновидностью договора купли-продажи. Договор контрактации отличается от договора поставки следующими признаками:
§специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;
§субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю:
§особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;
§на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;
§особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то, что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ);
Договор контрактации (3)
... производителями и покупателями сельскохозяйственной продукции, а следовательно, и роль договора контрактации будут возрастать. Понятие договора контрактации, характерные особенности, отличия от смежных договоров. В ст. 505 Гражданского Кодекса РБ дается следующее понятие договора контрактации : это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции ...
§законодательство в данном договоре защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.
Договорное соглашение в отечественной юридической литературе советского периода иногда приближалось к договорному соглашению. В современной литературе также указывается, что нормообразующие факторы, породившие институт контрактации (субъектный состав и предмет), могут присутствовать и в отношениях купли-продажи, и в подрядном обязательстве. Кроме того, особенности управления этими обязательствами не влияют на некоторые положения из-за признака экономического неравенства. Это касается, в частности, ст. 536 ГК РФ, регламентирующей обязанности заготовителя, и ст. 538 ГК РФ, устанавливающей принцип виновной ответственности сельскохозяйственного производителя. Такие нормы должны распространяться и на куплю-продажу, и на подряд. Поскольку субъектный состав и предмет отношений, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, порождают необходимость специального правового регулирования, и это правовое регулирование является общим для купли-продажи и подряда, в ГК РФ следовало либо сформировать из таких норм раздел, который являлся бы общим для купли-продажи и подряда, либо создать в главе о подряде специальный параграф, регламентирующий особенности подрядных отношений, связанных с производством сельскохозяйственной продукции. Однако значение этого регулирующего элемента для контракта осталось за рамками правового регулирования.
Недооценка рассматриваемого аспекта построения контрактной системы чревата неэффективным правовым регулированием договорных отношений. Она приводит либо к неприменению правил, пригодных для регулирования обязательства, либо к применению тех норм, которые не должны применяться к конкретному типу (виду) договора. Частично эти пробелы в законодательстве можно заполнить на практике, применив соответствующие правила по аналогии. Но этот путь чреват судебными ошибками.
Так, между акционерным обществом и крестьянским фермерским хозяйством был заключен договор, согласно которому акционерное общество обязалось поставить хозяйству семенной картофель, а хозяйство — вырастить из него товарный картофель и передать его акционерному обществу из расчета пять тонн товарного картофеля за каждую тонну полученного семенного картофеля. Акционерное общество свою обязанность выполнило. Хозяйство передало обществу только половину товарного картофеля. В связи с этим акционерное общество обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании стоимости непроданного ему товарного картофеля и неустойки за просрочку исполнения договорных обязательств компании. Суд первой инстанции иск удовлетворил. Кассационная инстанция отменила решение и отклонила ходатайство, мотивируя свое решение следующим образом. В досье есть доказательства того, что хозяйство не выполнило взятые на себя обязательства из-за неблагоприятных погодных условий. Поскольку поведение хозяйства было невиновным, а в соответствии со ст. 538 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции несет ответственность лишь при наличии вины, возложение на него ответственности в виде штрафных санкций и взыскания стоимости непереданной продукции является незаконным.
Договор купли-продажи (курсовая)
... (цену). К числу договоров, признаваемых отдельными видами договора купли-продажи, относятся договоры: розничной купли-продажи, поставки товаров, поставки товаров для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости, продажи предприятия. Выделение названных видов договора купли-продажи служит прежде всего ...
Описанная выше проблема была подчеркнута всеми сторонами при рассмотрении данного спора. Отношения по выращиванию товарного картофеля из семенного материала, полученного другой стороной, являются договорными. Глава 37 ГК РФ, регулирующая трудовой договор, не содержит правил, отражающих особенности выполнения сельскохозяйственных работ. Исходя из этого, суд первой инстанции ограничился применением договорных норм к оспариваемым правоотношениям. Следовательно, к обязательству не применялись те правила, которые отражают его вторичную специфику. Кассационный суд подошел к рассмотрению спора менее формально и более глубоко. Установив наличие в спорных правоотношениях специфики, обусловленной сельскохозяйственным производством, и удостоверившись, что данная специфика адекватно отражена нормами о контрактации, кассационная инстанция применила к договору подряда эти нормы, несмотря на то, что они размещены в главе, посвященной другому типу договора. Но из определения контракта и его характеристик очевидно, что это сравнение некорректно. Заказчик не может быть приравнен к клиенту на основании трудового договора только потому, что он сам известным образом участвует в производственном процессе.
Некоторые специалисты считают контрактацию отжившей свой век. Ранее торг был связан с реализацией государственного плана закупки сельхозпродукции, который был обязательным для обеих сторон контракта. Сегодня ситуация кардинально изменилась: таких планов больше нет. В дополнение к вышесказанному, отношения этого типа контракта связаны с продажей продуктов, которая может принимать форму поставки, если момент заключения и исполнения контракта прерывается с течением времени. Если таких временных рамок нет, имеет смысл говорить о купле-продаже, когда сельхозпродукция покупается за наличные. Следует заметить, что даже законодатели уделяют весьма скромное место (в т.ч. и по объему контрактации в ГК РФ — четыре статьи, что значительно отличается от подробности регулирования отношений в других институтах гражданского права).
На ситуацию, при которой такое соглашение заключается довольно редко, указывает еще и то, что в настоящее время не приняты акты, определяющие способы заключения, исполнения соглашения, разъясняющие его характеристики потенциальным сторонам. В то же время в последнее время значительно выросла доля торговых организаций и предприятий общественного питания, напрямую заключающих договоры на закупку с фермерскими хозяйствами, расположенными на дачной территории.
Итак, в ст. 535 ГК РФ договор контрактации определен как обязательство, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. Положения о договоре контрактации отражают такое экономическое неравенство контрагентов, которое существует в отношениях, характеризующихся одновременно следующими признаками: во-первых, на стороне поставщика выступает производитель сельскохозяйственной продукции; во-вторых, на стороне покупателя выступает предприниматель; в-третьих, предметом договора является сельскохозяйственная продукция, выращенная самим поставщиком. Причем этот продукт должен быть результатом такой деятельности, которая характеризуется характеристиками, которые привели к экономическому неравенству сельскохозяйственного производителя. Отсутствие одного из этих признаков исключает квалификацию правоотношения как договора о закупке.
Договор купли-продажи
... договора купли-продажи Договор купли-продажи является основным гражданско-правовым договором, опосредующим имущественный оборот и товарообмен в целом. Договором купли-продажи охватывается широкий круг отношений, включающий розничную куплю-продажу, поставку товаров, поставку товаров для государственных нужд, контрактацию сельскохозяйственной продукции, продажу ...
сельскохозяйственный договор контрактация закупка
2. Объекты и субъекты договора контрактации
Объект договора контрактации — это сельхозпродукция, самостоятельно выращенная (зерно, овощи, фрукты) или произведенная (живой скот (а к сельхозпродукции относится и животноводческая продукция), молоко, птица, рыба) производителем. По договору контрактации не может передаваться продукция, которая является результатом переработки выращенной (произведенной) продукции. К таким отношениям подлежат применению нормы § 3 гл. 30 ГК РФ о договоре поставки.
Что следует понимать под реализуемой продукцией — продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести в будущем), и (или) продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации. Преобладающим является мнение, что «применительно к договору контрактации под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации».
Не может рассматриваться как контрактация обязательство, по которому сельскохозяйственный производитель продает выращенную им сельскохозяйственную продукцию потребителю (гражданину или юридическому лицу), или договор, по которому сельскохозяйственный производитель продает предпринимателю сельскохозяйственную продукцию чужого производства.
Показателен в связи с этим следующий пример. Между сельскохозяйственным кооперативом и заготовителем заключен договор, согласно которому кооператив обязался поставить заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки покупного сырья (производством собственного сырья, необходимого для выработки консервов, кооператив не занимался).
Поскольку доставка задерживалась, поставщик подал в арбитражный суд иск о возмещении ущерба. Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что, поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести имущественную ответственность лишь при наличии вины; из материалов дела следует, что нарушение обязательства со стороны кооператива было невиновным. Суд кассационной инстанции отменил решение и принял заявление, действуя следующим образом. Предметом этого соглашения фактически были продукты, которые должны были производиться сельскохозяйственным кооперативом, занимающимся выращиванием и переработкой сельскохозяйственных продуктов. Следовательно, если кооператив обязался поставлять консервы, произведенные в результате обработки выращенных им продуктов, контракт может считаться контрактом. Однако в этом случае кооперативу пришлось перерабатывать иностранное «сырье. Сама по себе переработка сельскохозяйственной продукции не является рискованной деятельностью, которая порождает экономические диспропорции для производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины.
Договор в предпринимательской деятельности
... в значительной степени связано с плановым характером деятельности предпринимателей. Планирование предпринимательской деятельности участники осуществляют на основе заключенных договоров с поставщиками сырья и иного имущества и с потребителями, покупателями произведенной продукции ...
Думается, контрактацией является не только договор, по которому продается непереработанная сельскохозяйственная продукция, но и договор на реализацию продуктов переработки сельскохозяйственной продукции, если переработчиком сельскохозяйственной продукции выступает ее производитель.
Применительно к квалификации обязательства как договора контрактации нет принципиальной разницы между правоотношением, по которому сельскохозяйственный производитель продает заготовителю, например, помидоры, и обязательством, по которому он продает заготовителю томатные консервы, произведенные из выращенных им помидоров. В данном случае предмет договора и субъектные особенности продавца сохраняют специфику сельскохозяйственного производства, его зависимость от природных условий. Как следствие, существует то экономическое неравенство, которое обусловило правовую базу контрактации.
Наибольшие трудности в юридической литературе и на практике вызвал вопрос о том, может ли быть предметом договора контрактации сельскохозяйственная продукция, уже имеющаяся у товаропроизводителя в момент заключения договора. Легальное определение контрактации, указывающее на то, что ее предметом может быть только продукция, выращенная (произведенная) самим продавцом, не дает ответа на данный вопрос.
Одни авторы считают, что применительно к контрактации под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у сельскохозяйственного производителя в момент заключения договора. Главное, чтобы реализовывалась именно та сельскохозяйственная продукция, которая произведена либо выращена непосредственно производителем сельскохозяйственной продукции в его собственном хозяйстве.
Другие исходят из того, что предметом договора контрактации могут быть только будущие товары, которые подлежат выращиванию или производству в условиях сельскохозяйственного производства.
Представляется, что ответ на данный вопрос зависит от того, при каких условиях возникает экономическое неравенство сельскохозяйственного производителя и заготовителя, для устранения которого созданы нормы рассматриваемого института. Если законодатель исходил из того, что экономическое неравенство между сельскохозяйственным производителем и заготовителем, требующее отражения в нормах о контрактации, существует лишь в том случае, когда специфика сельскохозяйственного производства порождает риск неисполнения конкретного обязательства по передаче конкретной сельскохозяйственной продукции, то следует признать, что предметом договора контрактации может быть лишь такая продукция, которую продавцу предстоит вырастить (произвести).
Если же законодатель имел в виду в принципе экономически зависимое положение сельскохозяйственного производителя, то нормы института контрактации должны применяться к отношениям по продаже товаропроизводителем выращенной им сельскохозяйственной продукции независимо от того, является ли предметом договора продукция, уже существующая на момент заключения договора, или продукция, которую предстоит вырастить (произвести) в будущем.
Договор поставки (4)
... сведения о юридическом адресе сторон договора; дату заключения договора; место заключения договора; надлежащие собственноручные подписи сторон или лиц, уполномоченных на подписание договора от их имени. При этом договор считается заключенным и ...
Анализ правовой базы института контрактации не позволяет определенно ответить на данный вопрос.
С одной стороны, ст. 538 ГК РФ, устанавливающая, что производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший либо ненадлежаще исполнивший обязательство, несёт ответственность при наличии вины, в большей степени касается отношений по поводу продукции, не существующей на момент заключения договора. Весьма сложно обосновать спецификой сельскохозяйственного производства распространение льготного правового режима ответственности за вину на товаропроизводителя, не исполнившего или ненадлежаще исполнившего обязанность по передаче продукции, уже существовавшей при заключении договора.
Учитывая изложенное, для правильного применения положений о контрактации необходимо их официальное толкование высшими судебными инстанциями.
Сторонами договора контрактации являются производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель. В качестве производителя сельскохозяйственной продукции могут выступать коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, для которых производство сельскохозяйственной продукции является одним из основных видов деятельности. Производителем сельхозпродукции могут быть хозяйственные общества, товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства.
В юридической литературе ведутся споры относительно участия физического лица в качестве производителя сельскохозяйственной продукции.
Заготовителем выступает лицо, осуществляющее закупки выращенной (произведенной) продукции для ее дальнейшей переработки или продажи, т.е. коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, занимающиеся предпринимательской деятельность. То есть под заготовителем законодатель понимает любое лицо, закупающее сельскохозяйственную продукцию с предпринимательской целью. К числу заготовителей можно отнести мясоперерабатывающие комбинаты, молокозаводы, фабрики по переработке шерсти. Примером сторон по договору контрактации могут быть хозяйство, выращивающее крупный рогатый скот молочного направления, и молокозавод.
Правильное понимание сущности экономического неравенства, положенного законодателем в основу выделения института контрактации, позволяет ответить на спорные вопросы о квалификации рассматриваемых правоотношений. Так, поскольку одним из признаков, обусловивших экономическое неравенство, является фигура сельскохозяйственного производителя как такового (независимо от его формального статуса), для квалификации обязательства как договора контрактации не имеет значения правовой статус лица, реализующего сельскохозяйственную продукцию. Поэтому нет никаких препятствий для того, чтобы относить к контрактации также договор на реализацию гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.
Согласно избранной законодателем конструкции нормы о контрактации распространяются лишь на такие отношения, в которых на стороне покупателя выступает предприниматель, приобретающий сельскохозяйственную продукцию с целью ее последующей переработки или продажи. Следовательно, если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для ее потребления либо для иных целей, не связанных с последующей переработкой или продажей, обязательство не может регулироваться институтом контрактации.
Представляется, что в данном случае законодательная конструкция не в полной мере соответствует правовой идее, положенной в её основу. Экономически подчиненное положение сельскохозяйственного производителя, продающего выращенную им продукцию, обусловлено тем, что ему противостоит предприниматель. То обстоятельство, с какой целью предприниматель приобретает эту продукцию (для переработки, перепродажи или для иных целей), не может повлиять на указанное экономическое неравенство. В связи с этим представляется целесообразным исключить из легального определения договора контрактации, содержащегося в ст. 535 ГК РФ, указание на цель, с которой предприниматель покупает сельскохозяйственную продукцию, с тем, чтобы нормы института контрактации распространялись на любые отношения, в которых сельскохозяйственному производителю, продающему выращенную им продукцию, противостоит предприниматель.
Итак, в качестве производителя сельскохозяйственной продукции могут выступать сельскохозяйственные коммерческие организации, такие как хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. В качестве покупателя по договору контрактации выступает заготовитель, то есть коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последующей продажи или переработки. Предметом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве её производителя. Имеется в виду продукции, которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т.п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т.п.).
Поэтому по договору контрактации не могут реализовываться товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции, например масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам поставки. Под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать продукцию, которую как ещё предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации. Важным условием является реализация именно той сельскохозяйственной продукции, которая произведена либо выращена непосредственным производителем сельскохозяйственной продукции.
3. Заключение и исполнение договора контрактации. Его изменение и расторжение
Переходя к вопросу заключения договора контрактации, следует отметить, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Существенными условиями договора контрактации являются условия о количестве и ассортименте, поскольку производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации (ст. 537 ГК РФ).
Следует отметить, что некоторые авторы полагают, что срок договора контрактации, «как и в договоре поставки, относится к числу существенных условий договора».
Цена договора определяется правилами договора купли-продажи. Закупаемая по договору контрактации сельскохозяйственная продукция оплачивается по свободным рыночным ценам. «Условие о цене не относится к числу существенных условий договора». Такое мнение разделяют не все авторы, некоторые относят цену к существенным условиям рассматриваемого договора.
Кроме того, отдельные авторы относят к таковым условиям и формы расчетов: «Условия о расчетах являются одним из самых значительных и важных для договора контрактации». Данное мнение эти авторы обосновывают тем, что на практике самое большое количество претензий и исков имеет место в связи с неисполнением обязательств по договору, связанных именно с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий по расчетам за товар.
Встречается и такое утверждение: «Применительно к договору контрактации к существенным условиям относится: наименование, ассортимент, количество, цена, общая сумма договора, тара, упаковка, порядок расчетов, адреса сторон, ответственность и т.д.».
Однако всё-таки большинство авторов, основываясь на положениях § 5 гл. 30 ГК РФ (ст.ст. 535-538 ГК РФ), к существенным условиям договора контрактации относят условия о количестве и ассортименте поставляемой по договору продукции. При отсутствии этих существенных условий в тексте договор не может считаться заключенным.
Форма договора должна быть только письменной. Порядок заключения договора и разрешения разногласий, возникающих при этом, аналогичен договору поставки (ст. 507 ГК РФ).
Именно в едином документе под заголовком «договор» стороны определяют все существенные условия и аспекты предстоящей коммерческой операции. Заключая договор контрактации, стороны определяют и срок его исполнения, принимая во внимание при этом периоды производства сельскохозяйственной продукции.
О заключении договора свидетельствует его подписание. Как правило, оно включает в себя собственноручную подпись полномочного представителя предприятия, а также оттиск печати этой организации. Подписание договора свидетельствует о волеизъявлении сторон на его заключение, в соответствии с которым у этих сторон возникают соответствующие права и обязанности.
Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации (ст. 537 ГК РФ).
Оплата производится по свободно согласованным в договоре ценам, причем возможно условие предоставления аванса.
Качество продукции должно соответствовать требованиям стандартов, правилам ветеринарного и санитарного надзора. Это соответствие должно быть удостоверено соответствующими определенными документами. Меры такого порядка служат целям обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.
Кроме того, производитель сельскохозяйственной продукции обязан сдать продукцию в установленные договором сроки. Если стороны согласовали график доставки, продукция должна быть сдана в соответствии с графиком. По согласованию с заготовителем производитель вправе сдать продукцию досрочно.
Заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз (если договором не предусмотрено иное).
Заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок, в том случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте.
Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст. 536 ГК РФ).
Заготовитель обязан также оплатить принятую сельскохозяйственную продукцию. Оплата осуществляется в зависимости от достигнутой договоренности.
По общему правилу исполнение договоров контрактации, как всех других договоров, должно осуществляться надлежащим способом и в полном объеме. Однако иногда происходит исполнение договора в силу необходимости частями. В этом случае заготовитель (контрактант) не вправе отказываться от принятия частичного исполнения договора, если иное не указано в договоре контрактации.
Важным разделом договора контрактации является его часть, в которой устанавливаются виды и меры ответственности за нарушение договорных обязательств и порядок ее применения.
Производитель сельхозпродукции, не исполнивший обязательства или исполнивший их ненадлежащим образом, несет ответственность лишь при наличии вины (так как риски в сельском хозяйстве очень велики: плохая погода, неурожай и т.д.).
Доказывание отсутствия вины возлагается на производителя сельскохозяйственной продукции, нарушившего обязательство. Он признается невиновным, если докажет, что принял все меры для надлежащего выполнения своих обязанностей по договору.
Производитель сельскохозяйственной продукции не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору контрактации не только в тех случаях, когда это было вызвано чрезвычайными и неотвратимыми обстоятельствами (например, засухой, наводнением, градобитием), но и в других случаях нарушения им этих обязанностей. В частности, производитель сельскохозяйственной продукции должен признаваться невиновным за неисполнение своих обязанностей по количеству реализуемой продукции, если оно вызвано нарушением обязанностей со стороны заготовителя, например, невыплатой аванса, если выплата была предусмотрена договором.
Если хозяйство в целях освобождения от ответственности ссылается на стихийные бедствия, оно обязано представить доказательства об имевших место стихийных явлениях. В одном из примеров из арбитражной практики у сельхозпроизводителя из-за неблагоприятных погодных условий погибло не всё количество засеянной пшеницы. При этом производитель не представил доказательств, что он не мог исполнить обязательство за счёт урожая пшеницы с оставшейся площади. Поэтому в этом случае сельхозпроизводитель понёс ответственность по договору контрактации. В другом случае суд установил, что в момент заключения договора контрактации производитель уже знал о неблагоприятных погодных условиях и предполагаемом снижении урожая. В ходе судебного заседания вина производителя была установлена, и он понёс ответственность за непоставку сельхозпродукции по договору контрактации.
Таким образом, законодательством установлены два наиболее типичных обстоятельства, исключающих ответственность производителя сельскохозяйственной продукции. Это стихийные бедствия и вина контрактанта. При этом о невозможности поставки сельскохозяйственной продукции вследствие обстоятельств, за которые производитель не отвечает, должен быть поставлен в известность заготовитель. Неисполнение этой обязанности по вине производителя сельскохозяйственной продукции лишает его права ссылаться на эти обстоятельства.
Заготовитель несет ответственность по общим правилам об ответственности за нарушение обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Заготовитель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, если иное не предусмотрено договором, освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение явилось результатом непреодолимой силы.
В целом, ответственность сторон по договору контрактации характеризуется следующими основными признаками:
применение санкций за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий договора является правом, а не обязанностью сторон;
стороны могут устанавливать в договоре санкции по своему усмотрению, если законодательством не предусмотрено обязательных санкций, а также увеличивать размеры санкций, установленных законодательством;
ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора поставки может наступить и без наличия их вины в этом, поскольку ГК РФ устанавливает, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств;
формами ответственности сторон по договору поставки являются выплата неустойки и возмещение убытков;
по общему правилу неустойка является зачетной, так как причиненные неисполнением договора убытки возмещаются в сумме, не покрытой неустойкой;
в соответствии с принципом полного возмещения убытков возмещению подлежат оба вида убытков: положительный ущерб в имуществе и упущенная выгода.
Следует отметить, что ГК РФ регулирует лишь общие вопросы ответственности за нарушение договорных обязательств, предоставляя сторонам право самостоятельно установить в договоре размеры штрафов и порядок их взыскания. ГК РФ допускает установление санкций законом или иными правовыми актами. Обычно за нарушения со стороны поставщика данная сторона выплачивает покупателю неустойку в процентном отношении к стоимости не поставленного в срок товара. В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойка представляет собой определенную в договоре или законе денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, в частности при просрочке исполнения. Неустойка носит универсальный характер. Практически любое обязательство, являющееся действительным по закону, можно обеспечить неустойкой. При этом заблаговременно указывается конкретная цифра неустойки, и при неисполнении обязательства виновная сторона должна заплатить именно это сумму, независимо от реального размера убытков другой стороны, равно как и при их отсутствии.
Неустойка может быть законной и договорной. Законная неустойка предусмотрена требованиями законодательства и определяется нормативными актами в твердой сумме либо в процентах к денежной оценке обязательств. Неустойка, установленная нормативными актами, применяется сторонами договора независимо от того, воспроизведены или подтверждены соответствующие нормы в тексте договора поставки. Согласно ГК РФ договорная неустойка устанавливается по соглашению сторон и обязательно в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение этого требования влечет недействительность соглашения сторон о неустойке.
Поскольку взыскание неустойки предполагает невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, то требование об уплате неустойки может совпадать с требованием о возмещении убытков. В договорах контрактации большое значение имеет неустойка за недопоставку и просрочку.
Иногда применяется штрафная неустойка. В этом случае с виновной стороны убытки взыскиваются в полном размере, без учета неуплаченной неустойки. Таким образом, покупатель получает всю сумму неустойки и полное возмещение убытков. Штрафную неустойку используют в случае поставки продукции ненадлежащего качества, когда после устранения поставщиком выявленных недостатков у потребителя (покупателя) остаются непокрытые расходы (убытки).
Тогда в соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств.
Основной формой ответственности за неисполнение обязательств считается возмещение убытков. Потерпевшая сторона имеет право требовать возмещения убытков в любом случае, если иное не предусмотрено действующим законодательством или условиями договора. Если в договоре не оговорен вопрос о возмещении убытков, то это представляет право кредитору требовать полного возмещения убытков. Полное возмещение убытков включает в себя как реальный ущерб — расходы, понесенные потерпевшей стороной, утрату или повреждение её имущества, так и упущенную выгоду, которую кредитор мог бы получить при надлежащем выполнении обязательства, если бы его права по договору не были бы нарушены. На кредитора возлагается обязанность доказать объем понесенных убытков и причинную связь между ними и нарушением условий заключенного договора поставки.
Рассмотрим ответственность сторон по договору контрактации на примере из судебной практики. Продавец осуществил поставки зерна покупателю по договорам контрактации на общую сумму 506500 рублей. Покупатель оплатил продавцу зерна 10 000 рублей. В результате задолженность составила 496500 рублей. Продавец обратился в суд о взыскании задолженности. Покупатель утверждал, что от продавца были получены семена ячменя низкого качества. Поэтому настаивал на том, что оплату следует производить из расчета 1700 рублей за тонну, а не 5000 рублей за тонну, как это предусмотрено договором контрактации с продавцом семян. Однако низкое качество поставленных семян не было доказано покупателем, поэтому суд правомерно взыскал с ответчика задолженность по договору контрактации.
Порядок изменения и расторжения любого договора установлен гл. 29 ГК РФ, содержащей общие положения о договоре, что преследует цель обеспечить стабильное и четкое регулирование договорных отношений в сфере имущественного оборота. Как общее правило, установлена презумпция, в соответствии с которой основанием изменения или расторжения договора является соглашение сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ).
Как исключение из общего правила предусмотрены два случая, когда допускается изменение или расторжение договора по требованию одной из сторон по решению суда (п. 2 ст. 450 ГК РФ): во-первых, при существенном нарушении договора другой стороной; во-вторых, в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Изменение и расторжение договора влечет определенные последствия для составляющих его содержание прав и обязанностей сторон. В случае расторжения договора обязательства, из него возникшие, прекращаются. Если же речь идет об изменении договора, то обязательства сторон сохраняются в измененном виде. Например, если производитель и заготовитель достигают соглашения по вопросу об уменьшении объема поставки, это означает, что изменение договора привело к частичному прекращению обязательств.
Итак, существенными условиями договора контрактации являются условия о количестве и ассортименте продукции. Подписание договора свидетельствует о волеизъявлении сторон на его заключение, в соответствии с которым у этих сторон возникают соответствующие права и обязанности, которые несут обе стороны договора контрактации. Содержание договора контрактации составляют указанные права и обязанности сторон и их реализация в ходе исполнения договора. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора контрактации наступает в форме возмещения потерпевшей стороне убытков или уплаты неустойки. При этом производитель сельскохозяйственной продукции, выступающий в договоре контрактации в том числе как предприниматель, несет ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора лишь при наличии его вины. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают виновную сторону от исполнения обязательств в натуре, если иное не предусмотрено договором контрактации.
4. Особенности закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
Закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд — это форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях (ст. 1 Закона о закупках).
В Российской Федерации существуют два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Первый уровень — для федеральных государственных нужд (федеральный фонд) и второй — для региональных государственных нужд (региональные фонды).
Правительство РФ определяет государственных заказчиков для формирования федерального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Органы исполнительной власти субъектов РФ определяют государственных заказчиков для формирования региональных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Государственными заказчиками могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы).
Государственные заказчики осуществляют выбор товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; определяют конкретных потребителей (покупателей) и сроки закупок и поставок; согласовывают с потребителями (покупателями) ассортимент, объемы и сроки поставок; гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) оплату по ценам и в сроки, которые определяются договорами.
Государственные заказчики могут на конкурсной основе и при условии заключения договоров передавать выполнение части своих функций по формированию и размещению заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности.
Правительство РФ ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей (поставщиков) и потребителей (покупателей), устанавливает на закупаемую продукцию для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение производителем дохода, достаточного для расширенного воспроизводства. Возможна авансовая оплата закупаемой продукции, а определенные в договорах закупочные цены должны индексироваться с учетом инфляции.
Отношения по закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд должны облекаться в форму государственного контракта, заключаемого государственным заказчиком с производителем сельскохозяйственной продукции. Если государственный заказчик сельскохозяйственной продукции не является одновременно ее покупателем, между производителями сельскохозяйственной продукции и её покупателями, указанными государственным заказчиком, на основании государственного контракта на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд должны заключаться договоры, которые по своей правовой природе являются договорами контрактации сельскохозяйственной продукции.
Что касается отношений, складывающихся между государственным заказчиком и производителем сельскохозяйственной продукции, то наличие и специфическое сочетание таких признаков, как: особый субъектный состав, в котором исполнителем может быть лишь производитель сельскохозяйственной продукции, а покупателем государственный заказчик, особый объект — сырая или подвергшаяся первичной переработке сельскохозяйственная продукция, выращенная (произведенная) исполнителем, реализуемая с целью удовлетворения публичных потребностей в продовольствии, свидетельствует о том, что эти правоотношения образуют отдельный вид договора купли-продажи, отличный от договора контрактации сельскохозяйственной продукции.
В случае неисполнения обязательств договора по объему закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в установленный срок виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку (штраф) в размере 50% от стоимости недопоставленной или непринятой продукции. Кроме уплаты неустойки (штрафа) товаропроизводители (поставщики) или потребители (покупатели) возмещают также причиненные по их вине убытки в части, не покрытой неустойкой. Таким образом, неустойка носит штрафной характер.
За несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства потребители (покупатели) уплачивают пеню в пользу товаропроизводителей (поставщиков) в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней — в размере 3%. Взыскание пени производится в безакцептном порядке банками потребителя (покупателя) продукции с взиманием в свою пользу до 5% от суммы взысканной пени.
Государственный заказчик вправе отказаться полностью или частично от закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, предусмотренных договором, в случае, когда необходимость в продукции данного вида отпала, при условии полного возмещения им товаропроизводителю (поставщику) причиненных по вине государственного заказчика убытков в соответствии с действующим законодательством, если иное не установлено договором.
В отношениях по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд заготовитель — государственный заказчик — должен нести ответственность лишь при наличии его вины, так как исполнение им договорных обязательств не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.
Заключение
Договор контрактации является разновидностью договора купли-продажи. По договору контрактации производитель сельхозпродукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельхозпродукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).
Отношения по такому договору регулируются специальным параграфом «Контрактация» гл. 30 ГК РФ. Неурегулированные вопросы решают с применением правил о договоре поставки и правил о договоре купли-продажи.
По своей юридической природе данный договор является консенсуалъным, возмездным, двусторонним.
Продавцом выступает производитель сельхозпродукции, а покупателем — заготовитель, ведущий предпринимательскую деятельность по закупке продукции для ее продажи или переработки.
Производителем сельхозпродукции могут быть хозяйственные общества, товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства. Причем правовой статус производителя не имеет значения: им может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и физическое лицо. Главное — такое лицо должно реализовать сельхозпродукцию, выращенную (произведенную) им самим, в своём хозяйстве.
Что касается заготовителя, то им может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К числу заготовителей можно отнести мясоперерабатывающие комбинаты, молокозаводы, фабрики по переработке шерсти. Примером сторон по договору контрактации могут быть хозяйство, выращивающее крупный рогатый скот молочного направления, и молокозавод.
Обязанности производителя и заготовителя по договору контрактации прописаны в ГК РФ. Кроме того, стороны договора могут закрепить в договоре и иные обязанности.
Положения ГК РФ, регулирующие договор контрактации, предусматривают только одну обязанность производителя. Это передача заготовителю выращенной (произведенной) сельхозпродукции в количестве и ассортименте, предусмотренных договором (ст. 537 ГК РФ).
У заготовителя обязанностей больше (ст. 536 ГК РФ).
Первая обязанность — принять сельхозпродукцию у производителя по ее местонахождению и обеспечить ее вывоз. Договором контрактации может быть установлено иное. Тогда отношения регулируются только исходя из условий договора. Вторая обязанность — заготовитель не вправе отказаться от принятия сельхозпродукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной ему в обусловленный договором срок. Третья обязанность — заготовитель должен возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельхозпродукции с оплатой по цене, установленной договором.
Особое внимание при заключении договора контрактации следует уделить ответственности сторон. Если производитель не исполнил своих обязательств по поставке сельхозпродукции, то он освобождается от ответственности. Но только при условии отсутствия его вины (ст. 538 ГК РФ).
При этом стороны договора не могут установить иное. Чтобы воспользоваться таким освобождением от ответственности, производитель должен доказать, что его вина отсутствует.
Заготовитель несет ответственность за нарушение сроков оплаты полученной сельхозпродукции в виде штрафов, пеней. Причём если условие о предоплате является существенным в договоре контрактации, то его неисполнение заготовителем лишает последнего права на взыскание с производителя неустойки за отказ от передачи продукции.
В заключение укажем на некоторые противоречия и недостатки в правовом регулировании договора контрактации, а также на некоторую его неактуальность для сегодняшнего дня, когда всё активней развиваются рыночные отношения. Но при этом нельзя забывать о существовании контрактации, т.к. она закреплена законодательно, в первую очередь, в ГК РФ. Следовательно, этот договор требует более детальной и чёткой разработки, внесения изменений в соответствии с экономической политикой государства и общеправовыми принципами. Очевидно, что проблема договора контрактации существует и требует позитивного решения в целях усовершенствования не только конкретного института права, но и всего гражданского законодательства.
Нормативно-правовые акты
1.Конституция РФ. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Официальный текст // http://www.consultant.ru/
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012).
Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // http://www.consultant.ru/
.Федеральный закон от 02.12.1994 № 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // http://www.consultant.ru/
.Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 28.02.2012) «О развитии сельского хозяйства» // http://www.consultant.ru/
.Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» // http://www.consultant.ru/
.Федеральный закон от 24.06.2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» // http://www.consultant.ru/
.Федеральный закон от 27.10.2008 № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» // http://www.consultant.ru/
.Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы» // http://www.consultant.ru/
9.ГК РСФСР 1964 г. Утратил силу.
Научная и учебная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/dogovor-kontraktatsii-2/
1.Астраханкин А.А. Проблемы ответственности производителя сельскохозяйственной продукции по договору контрактации // Юриспруденция. 2010. Т. 16. № 4. С. 13-19.
2.Астраханкин А.А. Специфика исполнения договора контрактации // Общество и право. 2010. № 2. С. 60-64.
3.Астраханкин А.А. Становление современного российского гражданского законодательства о договоре контрактации // Гражданское право. 2010. № 2
4.Балашов А. Предпринимательское право: Уч. пособие. СПб.: Питер-Юг
5.Белов В.А. Практика применения Гражданского кодекса РФ частей второй и третьей / под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт, 2010. 1043 с.
6.Беляева О.А. Коммерческое право России. Курс лекций. М.: Юстицинформ, 2009. 192 с.
7.Боголюбов С.А. Законодательное обеспечение развития сельского хозяйства // Журнал российского права. 2007. № 9. С. 33-35.
8.Бодягина И., Зинченко С. Проблемы контрактации сельхозпродукции // Хозяйство и право. 1986. № 7. С. 27-30.
9.Вахнин И.Г. Формирование условий и заключение договора поставки продукции // Журнал российского права. 2011. № 1. С. 23-27.
10.Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.
11.Власов В.А. Эволюция развития законодательства о договоре контрактации в советский период времени // Современное право. 2010. № 5.
12.Гайдуцкий П.И. Контрактация сельскохозяйственной продукции. Киев: КГУ, 1989. 209 с.
13.Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. 789 с.
14.Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / Под общ. ред. О.Н. Садикова. М.: Юристъ, 2004. 456 с.
15.Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России. М.: Юстицинформ, 2008. 560 с.
16.Дёмкина А.В. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: участники гражданских правоотношений и особенности санкций. Дисс. … к.ю.н. М., 2009. 144 с.
17.Завидов Б. Срок как существенное условие договоров купли-продажи и поставки // Законодательство. 2010. № 7. С. 34-38.
18.Илюшина М.Н. Проблемы определения существенных условий коммерческих сделок в доктрине и практике // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 2. С. 104-107.
19.Коваленко С.П. Договор контрактации как элемент системы закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Дисс. … к.ю.н. Волгоград, 1998. 158 c.
20.Оболонкова Е.В. Односторонний отказ от исполнения обязательства. Научно-практическое исследование. М.: Юрид. фирма «Контракт»; «Волтерс Клувер», 2010. 144 с.
21.Романец Ю.В. Обязательство контрактации в системе гражданских договоров // Вестник ВАС РФ. 2001. № 1. С. 33-35.
22.Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник / В 3 т. Т. 2. М.: Проспект (ТК Велби), 2010. 589 с.
23.Симонова О.А. Комментарий к арбитражной практике по делам, связанным с исполнением договора контрактации // Адвокатская практика. 2010. № 1. С. 32-34.
24.Суханов Е.А. Гражданское право. Том III. Обязательственное право. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. 380 с.
25.Ядевич Н.И. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в системе АПК. Минск: БГУ, 1991. 230 с.
Интернет-сайты
1.Депутаты обсудили положение дел в агропромышленном комплексе Волгоградской области // <http://volgoduma.ru/>
.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/