Нормативные правовые основы ндс в россии

7. Достоинством налога является его фискальная эффективность, сложность для конечного плательщика налога уклониться от уплаты. В случае же взимания НДС потребитель товара уплачивает сумму налога в момент приобретения товара. Следовательно, налог уплачивается только с той части дохода, которая тратится на потребление, но не взимается со сберегаемой части дохода.

8. НДС позволяет государству регулировать потребление тех или иных благ; изменяя ставку налога на тот или иной товар (работу, услугу), государство увеличивает или уменьшает их цену, что приводит к изменению структуры потребления.

9. Поскольку налогом облагается непосредственный вклад организации или предпринимателя в рыночную стоимость товара.

Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг).

Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС [41, с.225].

Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации впервые был введен 1 января 1992 г., и за это время законодательный порядок и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование на уровне инструкции Госналогслужбы — 14 раз (не считая различных писем и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС стал самым сложным налогом в налоговой системе России: как для понимания, так и для практического применения.

В соответствии с данным законом НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации.С 1 января 2001 г. вступает в силу глава 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ, которая предусматривает ряд новелл, ранее не известных российскому законодательству о НДС.

1.2.Правовые основы налога на добавленную стоимость в налоговом кодексе

В последние годы, прошедшие под знаком налоговой реформы, НДС был, пожалуй, самым стабильным налогом. Изменения в порядок исчисления и уплаты НДС, конечно же, вносились. Но на фоне других налогов эти изменения были какими-то мелкими и незначительными. И вот, наконец, реформаторская рука законодателя добралась и до НДС. О грядущих изменениях в правилах исчисления и уплаты НДС говорили давно. Речь шла и об отмене всех льгот с одновременным уменьшением основной ставки НДС до 16% (а то и до 14%), и о переводе всех поголовно на метод определения выручки по отгрузке с одновременным освобождением от НДС авансовых платежей, и об ужесточении администрирования НДС, и еще много о чем.

12 стр., 5805 слов

Причины уклонения от налогов

... на мировом уровне, становятся доступными прогрессивные методы контроля и координации действий контролеров разных стран. ГЛАВА I. Экономическое содержание и сущность налогового контроля 1.1. Причины уклонения от налогов Уклонение от уплаты налогов ... от установленного порядка или нестандартных ситуациях при исчислении и уплате налогов; ... информационно-аналитической работы в сис¬теме государственного ...

При этом законодательство о НДС в широком смысле состоит из целого ряда правовых актов. Система законодательства о НДС включает в себя следующие акты:

1. Законодательные акты:

  • Налоговый кодекс РФ;
  • Таможенный кодекс РФ;
  • Федеральные законы:
  • а) Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ;

б) Федеральные законы, регулирующие отдельные специфические отношения;

  • Международные договоры.

2. Подзаконные акты:

  • Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в предусмотренных законодательством о НДС случаях.

3. Судебные акты:

  • Судебные акты Конституционного суда РФ;
  • Судебные акты ВАС РФ;
  • Судебные акты ВС РФ.

4. Акты разъяснительного характера:

  • Разъяснения, письма Минфина РФ и ФНС РФ.

Центральное место в системе нормативного регулирования НДС занимает гл. 21 ч. II Налогового кодекса РФ, в которой непосредственно закрепляется порядок исчисления и уплаты данного налога.

Таможенный кодекс РФ регулирует порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Федеральные законы включают Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, которые имеют двойное значение.

Во-первых, они определяют порядок вступления в силу налоговых изменений.

Во-вторых, они закрепляют переходные положения.

Международные договоры в системе законодательства по НДС можно разделить на две группы:

1) соглашения, предусматривающие взаимные освобождения;

2) соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле и др.

К первой группе относятся договоры, ссылки на которые содержатся в гл. 21 Налогового кодекса РФ. При этом порядок налогообложения также непосредственно закрепляется в гл. 21 Налогового кодекса РФ. Иными словами, указанные международные договоры подтверждают правомерность применения той или иной нормы гл. 21 Налогового кодекса РФ к соответствующему

Принятие второй группы международных договоров в основной своей массе было обусловлено образованием независимых государств на постсоветском пространстве. Такие соглашения, в частности, были подписаны с Республиками Молдова, Беларусь, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Казахстан, Грузией, Кыргызской Республикой.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, включаются в систему законодательства о НДС, если их принятие было предусмотрено вышеназванными законодательными актами.

При этом данные акты можно условно разделить на три группы:

1) Акты, носящие вспомогательный (информационный) характер;

2) Акты, устанавливающие форму налоговых документов;

3) Акты, направленные на непосредственную реализацию норм законодательного акта.

Судебные акты (Конституционного суда РФ, ВАС РФ, ВС РФ) включаются в систему законодательства о НДС только в том случае, если они признают недействительными или дают официальное толкование иным актам, входящим в эту систему.

Спецификой законодательства о налогах и сборах, в том числе и законодательства о НДС является тот факт, что порядок применении актов, входящих в эту систему, разъясняется большим количеством писем Минфина РФ и ФНС РФ.

По общему правилу, согласно п. 2 ст. 4 Налогового кодекса РФ Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов [12, с.133].

При определении круга налогоплательщиков НДС, а также иных лиц, имеющих обязанность по уплате, или освобожденных от такой обязанности, необходимо руководствоваться ч. I Налогового кодекса РФ и главой 21 ч. II НК РФ.

В результате проведенного анализа можно сравнить систему налогообложения налогом на добавленную стоимость в 1991 году и в настоящее время (таблица 3)

Таблица 3 Сравнительный анализ НДС по периодам действия