Ведущее место в транспортной системе РФ занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится более 65% суммарного грузооборота и 42% пассажирооборота страны. По железным дорогам России курсируют тысячи грузовых, пассажирских, специальных составов. Железнодорожный транспорт включает в себя:
железнодорожное полотно (рельсы, шпалы,
железнодорожные составы (локомотивы, вагоны, цистерны, рефрижераторы, платформы);
- железнодорожные депо (ремонтные мастерские, складские помещения запасные пути);
- железнодорожные вокзалы.
Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:
- большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет около 5 тыс.т., масса пассажирского состава — около 1тыс. т, масса одной цистерны — 80-100 т;
определенное количество вагонов в составе: в пассажирском поезде:
в среднем 16, в грузовом — 75.
Максимальное число вагонов в составе — 110;
- электроток высокого напряжения (до 30 кВ);
- высокая скорость передвижения состава;
- опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы);
- наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).
Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Это связано с транспортировкой опасных грузов, скоплением их в поездах, на станциях, в складах, использованием горюче-смазочных материалов в виде топлива для локомотивов.
При пожаре подвижного состава на железнодорожном транспорте возможно:
- наличие на станциях большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;
- наличие развитой сети железнодорожных путей занятых составами, затрудняющих подъезд пожарной техники и прокладку рукавных линий к горящему составу;
- взрывы и интенсивное горение железнодорожных цистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ;
- растекание легковоспламеняющихся, горючих, ядовитых и токсичных жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;
- отсутствие или удаленность водоисточников, недостаточное противопожарное водоснабжение;
- наличие электроконтактных сетей, находящихся под высоким напряжением;
- наличие оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением.
При ведении боевых действий необходимо:
- приступать к тушению только после установления вида и количества перевозимого груза, а в отдельных случаях при получении разрешения санэпидемнадзора наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по транспортным документам;
- установить время отправки к месту пожара бригады для снятия остаточного напряжения, аварийно-спасательных формирований и ремонтно-восстановительных поездов;
- выяснить принятые меры по расцепке и эвакуации горящих или соседних вагонов (цистерн, платформ), поездов;
- поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги, привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопросам эвакуации подвижного состава и передвижения поездов;
- подавать огнетушащее вещество только после выяснения вида груза и обеспечения личного состава ГПС СИЗОД, защитной одеждой;
- взаимодействовать с местным железнодорожным техническим персоналом и аварийно-спасательными формированиями;
- организовать при необходимости защиту и отвод не горящих вагонов состава и со смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов со взрывчатыми, радиоактивными и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ;
- вагоны (цистерны) со взрывоопасными грузами не допускается проводить через зону пожара, при невозможности эвакуации организовать непрерывное охлаждение с двух сторон;
- организовать устройство обваловки или лотков для стока в безопасное место при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из поврежденных цистерн, а также запретить их эвакуацию;
- организовывать при горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов охлаждение ходовой части подвижного состава и рельсов для предотвращения их деформации;
- назначить из должностных лиц станции ответственных за обеспечение охраны труда,.
Все вышеперечисленные факторы приводят к возникновению различных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте. Под ЧС на железной дороге понимаются: сходы подвижного состава, крушения, аварии, пожары, взрывы, утечки опасных грузов и другие происшествия, которые могут привести к гибели, ранению, массовым отравлениям людей, животных, нанесению экологического ущерба и материального урона.
[NU-№949289] : Понятие состава преступления и его значение
... объективной стороны рассматривается наличие материальных, формальных и усеченных составов преступления. Окончанием формального состава считается совершение действия (бездействия). К материальным составам относятся составы со следующими ... ущерб, особо крупный — строго фиксированная сумма. Однако есть масса составов преступлений в которых присутствуют элементы, степень опасности которых не может ...
1. Назначение, устройство и тактико-технические характеристики пожарных и специализированных пожарных поездов
Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта и на других, имеющих железнодорожные подъезды. Они служат для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения, запаса воды и пенообразователя. Подразделения, вооруженные пожарными поездами, осуществляют боевые действия по тушению пожаров водой и воздушно-механической пеной любой кратности, а также оказывают помощь при авариях, наводнениях и других стихийных бедствиях. Такие подразделения работают самостоятельно и во взаимодействии с подразделениями пожарной охраны гарнизона.
Пожарные поезда состоят из вагона водонасосной станции и одной-двух цистерн-водохранилищ. В вагоне — водонасосной станции расположены машинное отделение, где стационарно установлены две мотопомпы МП-1600, переносная мотопомпа МП-800 и электростанция, размещены котельное отделение, помещения для боевого расчета поезда, оборудованы места для хранения пожарно-технического вооружения и запаса пенообразователя.
В состав поезда входит цистерна-водохранилище с устройством для подогрева, налива и забора воды и транспортная система комбинированного пожаротушения (ТСКП-20) предназначенная для комбинированного тушения и нейтрализации токсичных жидких, газообразных веществ в открытых и закрытых вагонах и пакгаузах. Тактико-технические характеристики пожарных поездов приведена в таблице 1.
Таблица 1. Тактико-технические характеристики пожарных поездов
Показатели |
Количество |
Мотопомпы: МП-1200 или МП-1600, шт. МП-600 или МП-800, шт. |
2 1 |
Электростанция мощностью 4-6 кВт (для внутреннего освещения и переносных прожекторов), шт. |
1 |
Установка для получения ВМ пены, шт. |
1 |
Рукава всасывающие Æ 100 мм, L=4 м. с соединительной арматурой, шт. |
3 |
Рукава всасывающие Æ 76 мм, L=4 м. с соединительной арматурой, шт. |
2 |
Рукава напорные прорезиненные Æ 51 мм, м |
100 |
Рукава напорные льняные Æ 51 мм, м |
400 |
Рукава напорные прорезиненные Æ 66 мм, м |
300 |
Рукава напорные льняные Æ 66 мм, м |
|
Стволы, шт.: лафетный (переносной) РС-70 РС-50 воздушно-пенный СВП-4 воздушно пенный |
1 4 4 2 2 |
Пеносмеситель ПС-5 переносной, шт. |
1 |
Эжектор водоуборочный ЭВ-200 или гидроэлеватор Г-600, шт. |
2 |
Пеногенератор ПГ-50М, шт. |
2 |
Лестница выдвижная трехколенная, шт. |
1 |
Катушка рукавная переносная или ранец, шт. |
3 |
Пенообразователь ПО-1, т. |
25-45 |
Пеногенераторный порошок |
— |
Пила ножовка, шт. |
1 |
Костюм брезентовый, комплект |
10 |
Специализированные пожарные поезда предназначены для тушения пожаров, ведения работ сопутствующих тушению и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.
Учитывая опыт работы таких подразделений Управление ведомственной охраны МПС России, реализуя Приказ Министра от 28 апреля. 2000 г. №11Ц «О мерах по повышению пожарной безопасности на федеральном железнодорожном транспорте», внесло изменения в Правила содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Указание от 21.12.2000 г. № Г-3098у).
Эти дополнения касаются введения в подразделения пожарной охраны МПС России специализированных пожарных поездов, их оснащения дополнительным оборудованием и снаряжением. В соответствии с Указанием от 21.12.2000 г. № Г-3098у специализированные пожарные поезда относятся к пожарным поездам I категории. В табл. №2 приведен Типовой табель специализированного пожарного поезда I категории
Таблица 2. Типовой табель специализированного пожарного поезда первой категории
№ п/п |
Наименование подвижного состава |
Тип вагона |
Количество |
Примечание |
1. |
Вагон-водонасосная станция. |
4-осный ЦМВ |
1 |
|
2. |
Цистерна-водохранилище |
Цистерна объёмом 73,1 или 50 куб.м |
2 |
|
3. |
Вагон-перекачивающая станция (для размещения насосных установок и дизель-электростанции) |
4-осный ЦМВ или 4-осный ЦМГВ |
1 |
Могут использоваться и другие вагоны рабочего парка МПС России |
4. |
Цистерна-приемник (для перекачки нефтепродуктов) |
Цистерна объёмом 50-70 куб.м |
1 |
Схема боевого развертывания специализированного пожарного поезда при тушении нефти установкой «Пурга»
Рисунок 1. Подача воды и пены от 2-х мотопомп СПУ-40/100 через установку “Пурга”
2. Назначение, устройство и тактико-технические характеристики восстановительного поезда
Восстановительный поезд — специальное формирование ОАО «РЖД», предназначенное для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера. Расстояние между пунктами постоянной дислокации восстановительных поездов должно быть не более 200 км.
В восстановительном поезде устанавливается телефонная связь из расчета не менее двух абонентных номеров с выходом в город, а также прямой телефонной линии для связи с дежурным по станции дислокации и (по согласованию) с соответствующим структурным подразделением филиала ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге и линейным отделом внутренних дел на транспорте.
Каждый восстановительный поезд должен иметь Паспорт восстановительного поезда (форма РБУ-4, утверждена ОАО «РЖД» 21 июня 2004 г.).
Паспорт является основным документом, отражающим технические возможности восстановительного поезда. Он должен содержать:
ситуационный план стоянки с указанием железнодорожных путей и стрелочных переводов, инженерных сетей, дорог, зданий и сооружений;
схему формирования;
список и характеристики технических средств и железнодорожного подвижного состава;
штатное расписание;
схему участка обслуживания;
ситуационный план и характеристики оборудования и железнодорожного подвижного состава учебно-тренировочного полигона.
Паспорт восстановительного поезда составляется и уточняется ежегодно по состоянию на 1 января.
Восстановительный поезд оснащается железнодорожным подвижным составом, техническими средствами, укомплектовывается спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты, противопожарным и кухонно-столовым инвентарем, горючесмазочными и другими материалами в соответствии с Примерным табелем оснащения восстановительного поезда, прилагаемым к Положению о восстановительных поездах на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденным Министерством путей сообщения Российской Федерации 2 февраля 1996 г. № ЦРБ-364. Для оперативного управления аварийно-восстановительными работами восстановительный поезд обеспечивается двухдиапазонными радиостанциями поездной радиосвязи не менее двух радиостанций на восстановительный поезд), многоканальными носимыми радиостанциями, а также мобильными (сотовыми) и спутниковыми телефонами.
Отправление на место аварии восстановительного поезда (ВП) должно быть обеспечено не позднее чем через 40 минут после получения приказа дежурного по отделению (управлению) железной дороги. Начальник ВП получает приказ поездного диспетчера с указанием мер
Поездной диспетчер, на участке которого произошел сход подвижного состава, обязан:
своевременно подготовить ближайшие станции и участок для беспрепятственного продвижения ВП;
обеспечить оперативное продвижение ВП и передачу по поездной радиосвязи начальникам ВП всей необходимой для подготовки к проведению работ информации;
до прибытия ВП организовать уборку стоящих на рельсах вагонов, обеспечивая свободность путей для маневров с прибывающими к месту аварии восстановительными поездами.
Перед началом работ, связанных с подъемом и уборкой сошедшего подвижного состава, начальник ВП проверяет закрепление находящегося на рельсах подвижного состава и обследует место схода.
выявление объемов работ, определение необходимых сил и средств;
выбор схемы и установление очередности их производства, разработку планов по организации восстановления;
обеспечение охраны и ограждение мест работы;
обеспечение привлеченных лиц средствами индивидуальной защиты;
принятие необходимых мер пожарной безопасности;
оценку принимаемых решений с позиций ущерба окружающей природной среде.
Работы должны выполняться в определенной последовательности, соответствующей принятому плану. По мере освобождения земляного полотна от сошедшего подвижного состава работники восстановительных поездов приступают к ремонту пути, установке поврежденных опор контактной сети, восстановлению средств связи и устройств СЦБ. Начальник ВП отвечает за строгое выполнение оперативного плана восстановления в части подъема сошедшего с рельсов подвижного состава. Дополнительные повреждения подвижного состава и контейнеров с опасными грузами не допускаются.
. Действия спасателей при проведении аварийно-спасательных работ по тушению нефти на ж/транспорте
Пожары на железнодорожном транспорте имеют свои особенности и отличаются сложностью боевых действий подразделений пожарной охраны.
Сложность заключается в том, что при пожаре зачастую задерживается введение огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания электроконтактной сети над горящим подвижным составом.
Пожарная опасность подвижного состава характеризуется:
развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара;
недостаточной мощностью и слабо развитой сетью противопожарного водоснабжения.
При горении в грузовом подвижном составе время распространения огня по всему грузовому вагону составляет не более 20 мин. Через 30-40 мин пол в вагоне прогорает на железнодорожные пути. Скорость распространения огня вдоль подвижного состава, в среднем, составляет 1,4 м/мин, по подвижному составу на соседних путях 0,4 м/мин. Скорость роста площади пожара в первые 10 мин свободного горения подвижного состава достигает 3,1 — 4 м2 /мин, а в последующие 10-50 мин 7 — 8 м2 /мин.
Воздействие открытого пламени и высокой температуры на железнодорожные цистерны с ЛВЖ и ПК приводит к вспышке промасленного слоя на их поверхности. Наличие неплотностей и неисправностей запорной арматуры на цистернах с ЛВЖ и сжиженными углеводородными газами приводит к вспышке паров жидкости над горловинами цистерн, а также газов над избыточными клапанами.
Взрыв железнодорожных цистерн с нефтепродуктами происходит, как правило, через 16-24 мин после начала воздействия на них открытого факела пламени. Высота факела пламени при взрыве ЛВЖ и ГЖ в цистернах достигает 50 м. Взрыв одной железнодорожной цистерны способствует увеличению площади пожара до 1500 м2 , в зависимости от состояния балласта железнодорожных путей и рельефа местности. Наиболее быстрое распространение огня происходит при разливе ЛВЖ и ГЖ из железнодорожных цистерн в результате аварий, столкновений или крушений поездов. При этом цистерны повреждаются или опрокидываются, вследствие чего площадь пожара может достигать 10-35 тыс. м2 . По разлитому нефтепродукту огонь распространяется не только на ближайшие поезда, но и на соседние складские, производственные здания, а в некоторых случаях на постройки городской зоны. При попадании разлитого продукта в ливневую канализацию или сточные канавы огонь может распространиться на объекты, расположенные на расстоянии до 1 км от места происшествия. При пожаре на одной из железнодорожных станций на момент обнаружения пожара площадь составляла 20 м2 разлитого бензина у одной из цистерн.
Горение железнодорожных цистерн со сжиженными углеводородными газами может сопровождаться взрывами с выбросом факела пламени на высоту до 120 — 150 м и последующим пламенным горением высотой до 50 м. Осколки взорвавшихся цистерн и емкостей разбрасываются на расстояние до 150 м, а в отдельных случаях до 450 м. Иногда взрыв срывает цистерну с железнодорожной платформы и отбрасывает ее на расстояние до 80 м. Все это приводит к возникновению новых очагов пожара, повторному воспламенению разлитых горючих жидкостей.
При пожарах также возможно повреждение цистерн и емкостей с ядовитыми газами и жидкостями, что приводит к загазованности территории и затруднению боевых действий по ликвидации пожаров, а также вызывает необходимость эвакуации населения из районов, прилегающих к месту происшествия.
На электрифицированных участках дорог от воздействия открытого пламени в течение 8-10 мин происходит обрыв элекгроконтактных проводов.
Время ликвидации крупных пожаров на железнодорожных станциях в основном составляет от 3 до 5 ч, но может достигать и 15-20 ч. Для ликвидации указанных пожаров требуется от 15 до 30 оперативных отделений численностью до 150-200 человек. Кроме того, привлекаются рабочие, военнослужащие и работники милиции общей численностью до 400 человек. Используются пожарные поезда, спецтехника, поливомоечные машины и бульдозеры. Расход воды составляет 60-120, а иногда 200-400 л/с.
При возникновении пожаров в подвижном составе на железнодорожных станциях, перегонах (в пути следования) администрация, диспетчер, машинисты и другие работники железнодорожного транспорта действуют согласно требованиям ведомственной инструкции. Они должны обеспечить: немедленное сообщение о пожаре на ЦУС гарнизона пожарной охраны, эвакуацию пассажиров, расцепку поезда и отвод вагонов на безопасные расстояния, эвакуацию соседних поездов, снятие остаточного напряжения с контактных проводов над местом пожара, принятие мер к ликвидации горения первичными средствами пожаротушения, предотвращение растекания ЛВЖ и ПК и отвода их в безопасное место и т. д. Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасание пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до прибытия пожарной охраны возлагается:
на станциях — на начальника станции, его заместителей, а в их отсутствии — на дежурных по станции;
на перегонах (в пути следования) — на машинистов грузовых и дизель-электропоездов; машинистов
головного поезда для соединенных поездов; начальников пассажирских поездов; начальников секции рефрижераторных поездов; лиц, сопровождающих почтово-багажные поезда и специальные вагоны;
на предприятиях по обслуживанию и ремонту подвижного состава — на руководителя предприятия или его заместителя, а в их отсутствии — на начальников смен.
На пожаре РТП через представителя администрации, входящего в состав оперативного штаба, обязан:
- установить вид материалов в горящих и соседних вагонах;
- принять меры по отцепке горящих вагонов и выводу их на специальную площадку или в безопасное место;
- до начала тушения потребовать письменное подтверждение о снятии напряжения с контактных электросетей на участках работы пожарных подразделений.
После расшифровки вида горящих материалов РТП совместно с администрацией по аварийным карточкам определяет их свойства, пожарную опасность и необходимые огнетушащие вещества.
Для обеспечения тушения пожара РТП создает следующие боевые участки (БУ): по обеспечению эвакуации подвижного состава, защите подвижного состава, тушению пожара и охлаждению выведенных из зоны пожара железнодорожных цистерн (вагонов).
Указанные участки при сложности управления могут разбиваться на отдельные секторы.
Для эвакуации подвижного состава из зоны пожара в помощь начальнику БУ необходимы помощники из числа руководства станции, на которых возлагаются ответственность за эвакуацию поездов и ограничение растекания разлитой жидкости.
Учитывая сложность в организации ликвидации аварии и тушения пожаров на железнодорожных станциях, РТП особое внимание уделяет вопросам связи, особенно между оперативным штабом на пожаре и работниками железнодорожного транспорта.
Ликвидацию пожаров в подвижном составе на электрифицированных к участках производят только после получения РТП письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия остаточного напряжения. Снятие напряжения с контактной сети обеспечивает дежурный энергодиспетчер, по приказу которого письменное разрешение выдается только электромонтером дистанции контактной сети, заземляющим участок над местом пожара. При этом на этих участках до обесточиваиия электросети и снятия остаточного напряжения запрещается приближаться на расстояние не менее 2 м к контактным проводам и ближе 10 м к их оборванным концам. Не допускается тушение внутри вагонов, а также подвижного состава и горящих предметов, расположенных на расстояниях менее 7 м от контактной сети, без снятия напряжения при условии, что струя пены или воды не будет касаться контактных проводов и других частей, находящихся под напряжением.
Защита и охлаждение железнодорожных цистерн с опасными грузами осуществляется путем подачи огнетушащих веществ на верхнюю часть корпуса цистерны, что обеспечивает снижение температуры парогазовой смеси над поверхностью жидкости, ее давление и возможность предотвращения взрыва, а также равномерное и интенсивное охлаждение боковых поверхностей цистерны.
При пожаре на перегонах успех тушения во многом зависит от наличия полной информации, которая должна быть получена в процессе следования к месту вызова.
Наличие указанных данных позволяет РТП до прибытия к месту вызова решить основные организационные вопросы по тушению пожара.
При горении цистерн без разлива жидкостей их отцепляют от негорящих вагонов и подают на специальную площадку или на безопасное расстояние, удобное для подъезда пожарной техники, где принимают меры к ликвидации пожара. Поврежденные цистерны с вытекающими горючими жидкостями эвакуировать запрещается.
Во избежание загорания цистерн и вагонов с опасными грузами производить их эвакуацию через зону пожара не допускается. Разлившуюся на путях ЛВЖ и ГЖ тушат пеной средней кратности или распыленной водой, не допуская распространения по жидкости пламени и ограничивая ее растекание устройством обвалования или отводом в безопасное место.
При наличии в зоне пожара вагонов и цистерн со взрывоопасными грузами, сжиженными газами и ЛВЖ, ядовитыми веществами (ЯВ) и радиоактивными веществами (РВ) в первую очередь необходимо принять меры по охлаждению каждой единицы стволами и выводу их из зоны пожара. Охлаждать железнодорожные цистерны необходимо верхнюю ее часть и дыхательную арматуру.
Первоочередному охлаждению также подлежат находящиеся в зоне горения и, теплового воздействия пустые железнодорожные цистерны с остатками продуктов, скорость прогрева которых выше, чем заполненных.
При горении на железнодорожных станциях цистерны со сжиженными углеводородными газами следует вывести под прикрытием 3-4 пустых платформ или полувагонов в безопасное место (тупик), не прерывая при этом ее охлаждения. При невозможности ее отвода распыленными струями воды защищают соседние здания, сооружения и поезда, продолжая эвакуацию подвижного состава. Тушение факела сжиженного углеводородного газа при аварийном истечении из железнодорожных цистерн производится после завершения мероприятий по устранению его утечки и в случае, если его горение может вызвать взрыв опасные деформации и обрушения. Тушение вертикальных факелов над цистернами водяными струями с помощью ручных стволов более эффективно с уровня крыш соседних вагонов.
Эффективность водяных струй, в том числе подаваемых с помощью лафетных стволов, намного снижается при тушении над дыхательной арматурой цистерн разветвленных факелов пламени. Тушение, веерных факелов водяными струями не эффективно, для их ликвидации следует использовать подачу порошковых составов лафетными стволами. Интенсивность подачи порошка составляет 4 кг/кг для распыленной струи. Для ликвидации факельного горения могут использоваться АГВТ. При отсутствии необходимости или невозможности ликвидации горения путем охлаждения поверхности цистерны и снижения плотности теплового излучения факела должно быть обеспечено безопасное (контролируемое) выгорание сжиженного газа.
Статистика пожаров на железнодорожных составах цистерн с ЛВЖ и ГЖ показывает, что площадь разлива жидкости из одной цистерны составляет 800-1400 м2 , в зависимости от состояния и вида почвы, метеоусловий и рельефа местности.
Следовательно, за расчетный параметр пожара принимается площадь разлива ЛВЖ и ГЖ 2500 — м2 (т.е. две — три цистерны) для станций с большим накоплением цистерн и их транспортировки и площадь разлива в 1300-1500 м2 (т.е. одна-две) цистерны для станций, без интенсивной перевозки и скопления цистерн с ЛВЖ и ГЖ.
4. Расчет сил и средств для ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте
Обстановка ЧС:
В следствии схода грузового состава с нефтью, произошла железнодорожная авария, в районе ст. Хабаровск-2, опрокидывание четырех железнодорожных цистерн с разливом нефти на землю в количестве 180т. ЧС сопровождается пожаром. Метеоусловия: скорость ветра — 5-7 м/с, направление ветра: юго-запад, состояние атмосферы — изотермия, температура окружающей среды — +18 С. Время ЧС — 09.00. Расстояние от места разлития до железной дороги — 40 м. Так же повреждено 3 стрелочных перевода, 2 контактные опоры, 55 м жд. полотна. Место где произошло крушение: полоса отвода с обеих сторон от железнодорожного полотна на расстоянии 50 метров очищена от деревьев и кустарника, с правой стороны по ходу движения находится ст. Хабаровск -2 и жилой поселок. С левой стороны имеется овраг протяженностью 40 метров и шириной 20 метров, за которым находится промзона. Разлившиеся нефть попала в овраг и загорелась, общая площадь пожара составила 800 м2 .
Решение:
. Для тушения пожара используем специализированный пожарный поезд и гарнизон пожарной охраны МЧС России г. Хабаровска.
Время прибытия к месту пожарного поезда — 09.30 час. Время прибытия первых подразделений МЧС — 09.35час
2. Для ограничения разлива нефти и восстановления железнодорожного полотна используем восстановительный поезд.
Время прибытия к месту аварии- 09.40 час.
Выполняем аналитический расчет сил и средств для тушения пожара.
При расчете сил и средств важно каждый последующий элемент Определения согласовать с предыдущим, учесть специфику пожарной нагрузки, вид пожара и сложившуюся обстановку. Силы и средства, необходимые для тушения пожаров, рассчитывают аналитическим методом (по формулам) с использованием справочных таблиц, графиков.
. Определяем форму площади пожара к моменту его локализации, по которой принимают необходимую расчетную схему: форма площади пожара круговая.
. Определяем принцип расстановки сил и средств для тушения пожар: Расстановка сил и средств по фронту пожара, также стволы подаются на охлаждения цистерн с нефтью, станции, жилых домов.
. Определяют необходимый параметр тушения пожара (площадь пожара или тушения)
Sп = Sт = 800 м2
где: Sп — площадь пожара, м2 ;
Sт — площадь тушения пожара, м2 .
. Определяем общий требуемый расход огнетушащего средства на тушение пожара и защиту объектов:
Qт общ = Qт туш + Qт защ
Где: Qт туш -требуемый расход на тушение пожара, л/с;
Qт защ — требуемый расход на защиту пожара, л/с.
Определяем требуемый расход на тушение пожара:
Qт туш = Sт ∙ lт
Где: lт — -интенсивность подачи огнетушащих средств, л/(м2 ∙с), для нефти согласно таб. 2.5 Справочника РТП — 0,05 л/(м2 ∙с), тогда:
Qт туш = 800 ∙ 0,05 = 40 л/с.
Qт защ = 0,5 ∙ Qт туш = 0,5 ∙ 40 = 20 л/с,
Тогда:
Qт общ = 40 + 20 = 60 л/с
. Рассчитываем необходимое количество технических приборов подачи огнетушащих средств на тушение и защиту объектов.
На тушение разлившейся нефти будем применять стволы ГПС-600 и установку «Пурга». Для охлаждения используем водяные стволы РС-70. Производительность стволов и установки «Пурга» принимаем по таблице 3.
Таблица 3. Производительность стволов
Тип прибора |
Напор у прибора, м |
Расход, л/с |
|
воды |
пенообр. |
||
РС-70 |
40 |
7,4 |
— |
ГПС-600 |
60 |
5,64 |
0,36 |
УКТП Пурга-10.20.30 |
80 |
30 |
1,8 |
Определяем необходимое количество стволов на тушение нефти:
Nт ст = Qт туш / qст
Где: qст — расход ствола, л/с
Nт ст = 40/6 = 7 ств. ГПС-600,
по тактическим соображением принимаем одну УКТП Пурга-10.20.30 и 3 ствола ГПС-600.
Определяем необходимое количество стволов на защиту пожара.
Согласно БУПО (боевого устава пожарной охраны) и тактических соображений, принимаем:
4 ствола РС-70 на охлаждения железнодорожных цистерн;
2 ствола РС-70 на защиту станции;
ствола РС-70 на защиту жилого поселка.
Тогда: Nзащ ст = 8 ств. РС-70
Общее стволов на тушение и защиту пожара:
Nобщ ст =Nт ст + Nз ст = 7 + 1+ 8 =16
. Определяют фактический расход огнетушащего средства на тушение пожара и для защиты объектов, которым угрожает опасность
Qф =NГПС-600 Qв ГПС + Nпурга Qпурга + Nз ст. Qcт. =3´5,64+1´ 30 + 8 х 7,4 »104,2 л/с
. Рассчитывают необходимый запас огнетушащих средств и обеспеченность ими объекта, на котором возник пожар.
При наличии противопожарного водопровода обеспеченность объекта водой проверяют по секундному расходу ее на тушение и защиту путем сравнения с водоотдачей водопровода (см. табл. 4.1 Справочник РТП).
Обеспеченность объекта считается удовлетворительной, если водоотдача водопровода превышает фактический расход воды для целей пожаротушения. При проверке обеспеченности объекта водой может быть случай, когда водоотдача водопровода удовлетворяет фактический расход, но воспользоваться этим расходом невозможно из-за отсутствия достаточного числа пожарных гидрантов. В этом варианте необходимо считать, что объект водой обеспечен частично, следовательно, для полной обеспеченности объекта водой необходимы два условия: чтобы водоотдача водопровода превышала фактический расход воды Qводопр >Qф
Пожарные автомобили устанавливаем на пожарные гидранты в районе ст Хабаровск-2. Характеристика ПГ. Напор в сети 50 м., диаметр трубопровода 150мм. Согласно таб.4.1 Справочника РТП Qводопр =105 л/с.
Выполняется условие: Qводопр = 105 > Qф = 104,2 л/с.
Также будем использовать емкости пожарного поезда.
Вывод: для целей пожаротушения, водой обеспечены.
8. Определяем общее количество пенообразователя, требуемого для тушения пожара.
Qобщ ПО = (NГПС QГПС ПО + Nпурга Qпурга ПО ) 60tр Kз =
= (3´ 0,36 + 1´ 1,8) 60 ´ 10 ´ 3 = 5184л;
Где: tр — расчетное время тушения, 10 мин.;
Kз — коэф. разрушения пены — 3.
Пенообразователь используем из пожарных автомобилей и пожарного поезда.
. Определяют численность личного состава для проведения действий по тушению пожара.
Общую численность личного состава определяют путем суммирования числа людей, занятых на проведении различных видов боевых действий. При этом учитывают обстановку на пожаре, тактические условия его тушения, действия, связанные с проведением разведки пожара, боевого развертывания, спасания людей, эвакуации материальных ценностей, вскрытия конструкций и т. \д. С учетом сказанного формула для определения численности личного состава будет иметь следующий вид:
Nличн.сост = Nт ст + Nз ст + Nм + Nсв = 11 + 16 + 3 + 1= 31 чел.
Где: Nт ст — количество людей, занятых на позициях стволов по сушению пожара, включая ствольщиков, со стволами ГПС -600 — 6 чел., с установкой «Пурга» — 5 чел.
Nз ст — количество людей, занятых на позициях стволов по защите — 16 чел;
Nм — количество людей, занятых на контроле за работой насосно — рукавных систем — 3 чел ;
Nсв — количество связных — 1 чел.
11. Определяем требуемое количество пожарных подразделений (отделений) основного назначения и номер вызова на пожар по гарнизонному расписанию.
При определении требуемого количества подразделений исходят из следующих условий: если в боевых расчетах гарнизона находятся преимущественно пожарные автоцистерны, то среднюю численность личного состава для одного отделения принимают четыре человека
Nотд = N личн.сост /4 = 31/4 = 8 отд
Где: Nличн.сост — требуемая численность личного состава для тушения пожара без учета привлечения других сил (рабочих, служащих, населения, воинских подразделений и др.).
12. Определяем необходимость привлечения пожарных подразделений специального назначения, вспомогательной и хозяйственной техники, служб города и объекта, сил и средств гражданской обороны, воинских подразделений, рабочих объекта, населения и других сил.
Для ликвидации аварии необходимо привлечь: пожарные подразделения Хабаровского гарнизона МЧС России по Хабаровскому краю, на основных 8 пожарных автомобилях (пожарные автоцистерны), специализированный пожарный поезд и восстановительный поезд ДВЖД.
Таблица 4. Состав сил и средств
№ |
силы |
средства |
Выполняемая работа |
||
специальность |
ко-во (чел) |
ко-во (ед) |
|||
1 |
ОГ ГУГО ГО |
6 |
Оперативный автомобиль |
2 |
Общее руководство |
2 |
Спасатели-пожарные МЧС |
31 |
Специальные пожарные автомобили |
8 |
Тушение пожара |
2 |
Спасатели-пожарные МПС |
12 |
Специализированный пожарный поезд с оборудованием |
1 |
Тушение пожара |
3 |
Аварийно-техническая бригада |
18 |
Восстановительный поезд |
1 |
Ограничения разлива нефти, восстановление жд. путей |
Всего: |
67 |
12 |
. Мероприятия по БЖД
При ликвидации горения железнодорожных цистерн и автоцистерн с ЛВЖ, ГЖ, сжиженными углеводородными газами необходимо применять мощные переносные, передвижные и стационарные лафетные стволы. Боевые позиции ствольщиков должны быть выбраны на максимально возможном удалении с учетом вероятности взрывов и располагаться под прикрытием рельефа прилегающей местности, зданий и сооружений, бронещитов, бронетехники, транспортных средств (вагонов, автомобилей и т.д.), не имеющих опасных грузов. Личный состав подразделений ГПС должен работать в теплоотражательных и теплозащитных костюмах и под прикрытием распыленных струй воды.
При ликвидации горения нефти и нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках необходимо располагать личный состав, устанавливать автомобили, оборудование на безопасном расстоянии от горящих резервуаров с учетом возможного вскипания, выброса, разлития горящей жидкости и положения зоны задымления, избегать установки техники с подветренной стороны, установить единые сигналы для быстрого оповещения людей об опасности и известить о них весь личный состав, работающий на пожаре (аварии), определить пути отхода в безопасное место. Сигнал на эвакуацию личного состава должен принципиально отличаться от всех других сигналов на пожаре.
Не допускается подъем и пребывание личного состава на кровлях (плавающих крышах) наземных аварийных (горящих) и соседних резервуаров, на покрытии горящего заглубленного железобетонного резервуара и соседних с ним резервуаров. В исключительных случаях с разрешения оперативного штаба допускается пребывание на крышах резервуаров лиц, специально проинструктированных для выполнения работ по защите дыхательной и другой арматуры от теплового излучения.
Нахождение личного состава, непосредственно не задействованного в тушении пожара, в зоне возможного поражения при выбросе и вскипании не допускается.
Запрещается нахождение ствольщиков в обваловании горящего резервуара при наличии проливов нефти или нефтепродукта, не покрытого слоем пены, и при отсутствии работающих пеногенераторов или пенных стволов в местах работы личного состава.
Личный состав подразделений ФПС должен работать в теплоотражательных и теплозащитных костюмах и под прикрытием распыленных
Заключение
В данном курсовом проекте рассматривалась авария, сопровождающаяся с пожаром нефтепродукта. Для ликвидации аварии использовался:
Хабаровский гарнизон пожарной охрана МЧС РФ;
Пожарный и восстановительный поезда ДЖВД.
Общее количество участников ликвидации аварии составило 67 чел.
Как показывает опыт, для ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте РЖД России располагает достаточными силами и средствами (на 17 дорогах в состав их сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов).
Поэтому, если авария устраняется в течение суток, привлечение сил и средств РСЧС, как правило, не требуется. В то же время, если авария связана с десятками погибших и сотнями пострадавших, когда требуется проведение сложных спасательных работ по извлечению людей из завалов и разрушенных конструкций вагонов, тогда использование дополнительных сил необходимо.
Взаимодействие сил при таких чрезвычайных ситуациях крайне важно, так как, кроме чисто технических проблем (разборки завалов, тушения пожаров, восстановления железнодорожного пути и т.п.), приходится решать задачи с привлечением дополнительных сил. К таким задачам относятся: охрана общественного порядка; обеспечение работы пожарной и медицинской службы; опознание и идентификация погибших; розыск, оповещение, встреча и размещение родственников погибших; отправка оставшихся в живых с места катастрофы. Решение этих вопросов возлагается, как правило, на руководителей КЧС и правоохранительных органов. пожарный поезд аварийный нефть
Одной из составляющих обеспечения пожарной безопасности объектов ОАО «РЖД» (в том числе для железнодорожных подвижных составов) является оборудование их установками противопожарной автоматики, позволяющими обнаруживать и ликвидировать загорание на ранней стадии. В 2008 г. противопожарная автоматика на объектах, на которых происходили пожары, успешно выполняла свою функцию практически во всех случаях.
В первую очередь системами противопожарной защиты оснащаются объекты с массовым пребыванием людей (например, вагоны пассажирских поездов), а также объекты с высокотехнологичным оборудованием.
К таким объектам, по сути являющимся объектами жизнеобеспечения железной дороги, следует отнести служебные здания, в которых расположено оборудование сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), а также оборудование систем связи, управления электроснабжением, контроля состояния подвижного состава. Кроме того, в этих зданиях работает персонал, обеспечивающий управление движением поездов и техническую эксплуатацию объектов инфраструктуры (посты ЭЦ, ДЦ, ГАЦ).
Для поддержания надлежащего технического и противопожарного состояния постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ ОАО «РЖД» проводит необходимые технические и организационные мероприятия, а также финансирует капитальный ремонт и своевременное переоснащение оборудования. Ведь указанные объекты обеспечивают перевод стрелок, включение светофоров и другие функции, необходимые для бесперебойного движения железнодорожного подвижного состава (как грузового, так и пассажирского).
В ОАО «РЖД» тушение пожаров проведения аварийно-спасательных работ на объекте и на подвижном составе, а также работа по их предупреждению осуществляется ФГП ВОЖДТ России на договорной основе. Для выполнения этих задач у предприятия режиме постоянной боевой готовности на сети железных дорог функционируют 311 пожарных поездов, из них 90 поездов является специализированными пожарными поездами с повышенными тактико-техническими возможностями, позволяющими наряду с тушением пожаров предотвращать течь или осуществлять перекачку, а также нейтрализацию опасных грузов возникновения чрезвычайных ситуаций. В рамках среднесрочной инвестиционной программы ОАО «РЖД» производится обновление подвижного состава.
Специализированные пожарные поезда оснащены необходимым современным оборудованием, нормам положенности. Все работники, входящие в состав боевых расчетов, Обеспечены боевой одеждой первого уровня защиты. Также на вооружении имеются противохимические костюмы для защиты работников при работе в условиях ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/organizatsiya-pojarnoy-ohranyi-na-jeleznodorojnom-transporte/
1. Приказ МПС РФ № 4Ц “О дальнейшем совершенствовании системы предупреждения и ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте” от 21.02.1996 г.
. Приказ МПС РФ № 1Ц “О мере по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте” от 08.01.1994 г.
. Положение о функциональной подсистеме железнодорожного транспорта единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (ж.-д. транспортная система по предупреждению и ликвидации ЧС (ЖТСЧС)).
. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам.
. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
. Алтунин А.Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. — М.: Стройиздат, 1999.
. Гражданская оборона на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов ж.-д. тр-та / И.И. Юрпольский и др. — М.: Транспорт, 1987.
. Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” // Сборник законодательств РФ. — 1994. — № 34.
. Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” // Сборник законодательств РФ. — 1995. — № 35.
. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие / В.П. Журавлев и др. — М.: Изд-во АСВ, 2006.
. Михно Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. — М.: Атомиздат, 2005.