Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

Курсовая работа

Как правило, в законодательстве Российской Федерации содержатся определения «обращения», требования, предъявляемые к обращениям, устанавливаются процессуальные правила и гарантии рассмотрения различных форм обращений, ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан (коллективных обращениях), порядок осуществления контроль за соблюдением указанного законодательства.

Цель работы: рассмотреть право граждан на обращение как одно из политических прав личности и исследовать порядок подачи обращений граждан в органы государственной власти.

Что же такое обращение? В какой форме и какие органы может подаваться? В статье 33 Конституции Российской Федерации говорится только о гражданах, но также такое право имеют общественные объединения (например, творческие союзы), предприятия, учреждения, должностные лица для защиты своих прав и интересов. Нет препятствий для обращений в государственные органы и органы местного самоуправления со стороны неграждан, их представителей.

Задачи работы: раскрыть содержание права граждан на обращение в государственные органы государственной власти; рассмотреть формы, в которых реализуется право на обращение граждан в органы государственной власти; определить в какие органы подается обращение; проанализировать порядок подачи обращений граждан в органы государственной власти; выделить гарантии реализации данного права.

Предметом — изучение законодательства об обращении граждан в органы государственной власти.

Объект — понятие, содержание и структура права на обращение в органы государственной власти как политического права, каков порядок подачи жалоб, предложения, ходатайств в органы государственной власти и органы местного самоуправления

Методология исследования — анализ, сравнение, и применение нормативно-правовых актов для изучения и раскрытия содержания данного права, порядка его рассмотрения и контроля за соблюдением данного порядка.

Обращения выполняют в сущности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Наряду с судебной защитой, защита административная, проявляющаяся в реакции органов исполнительной власти на обращение гражданина и принятии ими соответствующих мер, есть важнейшее средство охраны человека, его прав и свобод. Во-вторых, обращение гражданина — это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. Посредством обращений гражданин может воздействовать на принятие решений, органами государственной власти, внося свой вклад в выработку государственной политики в различных областях жизни. И, в-третьих, обращения граждан — это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью. Таким образом роль института обращений граждан огромна.

7 стр., 3482 слов

Система государственной власти и проблема коррупции в Поздней Римской империи

... практики. Целью исследования является изучение государственного устройства Поздней Римской империи и анализ проблемы коррупции в органах власти. Названная цель предполагает два направления ... Римской империи, а также позднеримского императорского законодательства определяется их недостаточной изученностью. Несмотря на частое обращение к вопросам эволюции государственности в античности, в ...

1. Понятие и содержание права граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Значение данного права и его место в системе конституционных прав и свобод личности

государственный право ходатайство жалоба

Обращение граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением. Обращение способствует усилению контроля населения за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Незаконные действия государственных органов и должностных лиц могут обжаловаться и в судебном порядке, который установлен Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (в редакции от 14.12.1995 г.).

Закон предоставил гражданам право обжаловать действия (решения).

Нарушающие их права и свободы, непосредственно в суд или в вышестоящие в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие ил объединение, общественное объединение, должностному лицу.

Право обращения свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственные решения не исчерпывается правом избирать органы государственной власти. Через предложения, заявления жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогает разрешению многих социальных конфликтов, предупреждает массовые недовольства и охране прав отдельных лиц, если конечно, не сопровождается бюрократической волокитой и формальными отписками. Баглай М.В. Конституционное право РФ учебник для вузов 5-е издание, измененное и дополненное Издательство НОРМА, Москва, 2005. 243

В Конституции РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и органы местного самоуправления (статья 33 КРФ).

Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение содержит личные и общественные вопросы. Указом Президента РФ от 24.08.2004 г. об утверждении Положения об Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан, которое призвано обеспечить рассмотрение обращений граждан, адресованных Президенту, Правительству, федеральным министерствам и Администрации Президента РФ.

Обращения в зависимости от содержания обращаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения.

15 стр., 7219 слов

Нормативно-правовые основы организации работы с обращениями граждан ...

1.1 Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления: история вопроса обращение гражданин местный самоуправление Конституция Российской Федерации (ст. 33) наряду с другими правами и свободами закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение является важным конституционно-правовым средством ...

Обращение — это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий. Направляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует желание автора побудить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юридически значимым действиям. Следовательно, можно утверждать, что не являются обращениями поздравления, благодарности, рассказы о своей нелёгкой судьбе без каких-либо требований и прочие подобные послания.

При Президенте РФ действует Управление по работе с обращениями граждан. Оно обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту РФ, Правительству и Администрации Президента; анализирует обращения, готовит соответствующие законы. В Управлении ведется прием граждан, учет их обращений. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России Учебник. — 2-е издание, переработанное и дополненное — М.: Юристъ, 1998. — 226

Обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; ФЗ «О порядке рассмотрения обращений РФ» с. 4

Право обращений включает возможность коллективных обращений (петиций).

Это обычно предложения по улучшению работы государственных органов, требования отмены несправедливых актов, протест против действий власти и другое. Порядок обращений к Президенту регламентируется Указом от 24.08.2004 г., которым утверждено Положение об Управлении Президента по работе с обращениями граждан. Управление обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений; проводит их анализ и подготовку соответствующих докладов. В его функции входит прием граждан должностными лицами Администрацией Президента РФ, своевременное рассмотрение обращений, их направлений в Аппарат Правительства и др. Органы государственной власти, контроль за исполнением поручений по обращениям, оперативное и периодическое информирование Президента, Председателя Правительства и других должностных лиц о количестве и характере обращений граждан и другое.

Содержанием государственно-правового института права граждан на обращения в государственные органы является: одна из форм народовластия, осуществляемая в виде обязательной для рассмотрения в установленном законом порядке гражданской инициативы, направленной на принятие органом государственной власти или местного самоуправления в пределах установленной компетенции нормативно-правового акта, не противоречащего Конституции и законам РФ, или решения им в иной форме общественно значимого вопроса, содержащегося в предложениях граждан; установленный законом порядок защиты прав, свобод и законных интересов граждан, осуществляемый ими в публично-правовой форме путём направления заявлений, жалоб (и иных видов обращений) в органы государственной власти или местного самоуправления. Таким образом, право граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления можно рассматривать как составную часть народовластия, содержанием которой является непосредственное выражение гражданами и их объединениями своей воли в различного рода посланиях, направляемых в эти органы.

8 стр., 3636 слов

Местное самоуправление. Муниципальные права и свободы гражданина

... муниципальной собственности (ст. 8), предопределяется сама природа субъективных прав граждан на осуществление местного самоуправления как средства реализации народовластия, их социально-экономическая и политическая ... например, для ст. 33, закрепляющей право граждан РФ на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (наряду с обращениями в государственные органы). Другие ...

Несмотря на то, что целью обращения , как правило, является частный интерес гражданина, последствия его обращения, в подавляющем большинстве случаев, имеют публично-правовое значение. Это перемена является следствием целого ряда обстоятельств. Во-первых, право обращения превращается в один из способов контроля за действиями государственных и органов местного самоуправления. Во-вторых, отмена неправомерного акта или осуждения действия должностного лица является одним из элементов системы обеспечения законности. В-третьих, восстановление законности и справедливости в результате рассмотрения обращения по существу превращает гражданина в участника (иногда неосознанно) государственно-властных отношений, значительная часть которых является предметом конституционно-правового регулирования. Таким образом, с точки зрения содержания, право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления подпадает под предмет регулирования государственного (конституционного) права.

Существуют две основные классификации обращений : по форме и по содержанию. Первая достаточно проста — обращения классифицируются в зависимости от формы их подачи. Таких форм существует две (что признано всеми правоведами и отражено в законодательстве): устная и письменная. Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением , а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и бумажную волокиту и помогает более оперативно решить возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, и телефонные, поданные по телефону. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан. Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. Тогда граждане могут подать письменное обращение . Такие жалобы обычно пересылаются по почте, телеграфу, вручаются через бюро жалоб или лично, через секретариат и т.п. И письменные, и устные обращения обладают одинаковой силой, поэтому форма обращения не имеет юридического значения. В принципе по форме подачи можно выделить “смешанные” или “устно-письменные” обращения — выполненные в письменном виде, но поданные на личном приёме, а не присланные по почте. Руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также по их решению иные должностные лица должны проводить личный прием граждан по графику (в установленные дни и часы), доведенному до сведения граждан. Обращения граждан, переданные на личном приеме граждан, должны быть зарегистрированы и рассмотрены в порядке и сроки, установленные законом.

Устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме. Устные обращения граждан регистрируются по их поступлении и в случае необходимости ставятся на контроль органом или должностным лицом, принявшим дело по обращению к производству.

13 стр., 6412 слов

Государственный контроль над местным самоуправлением

... несут МСУ, и формы контроля и надзора за их деятельностью, ¾произвести оценку современного контроля в системе местного самоуправления, ¾рассмотреть перечисленные выше вопросы на примере Курской области. Объектом исследования данной курсовой работы является осуществление государственного контроля за деятельность органов МСУ. ...

Письменные обращения граждан также регистрируются по их поступлении в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Результаты рассмотренных письменных обращений граждан также доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации. Коллективное обращение — письменное обращение двух или более граждан, содержащее частный интерес, или же обращение, принятое на собрании, митинге, которое подписано организаторами этого собрания или митинга. Решение о коллективном обращении на собрании или митинге может быть принято путем голосования или сбора подписей. Как правило, коллективное обращение носит общественный характер и подлежит рассмотрению так же, как и индивидуальные обращения, поданные в письменной форме. Петиция — разновидность коллективного обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления о необходимости проведения общественных реформ или изменения действующего законодательства. Они подаются в органы власти от имени участников собрания (схода), конференции, митинга выборными лицами, обладающими представительскими полномочиями.

Предложения — крайне интересный вид обращений. ФЗ «Об обращениях граждан» определяет его как “обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества”. Предложение является одной из важнейших форм реализации права граждан на участие в управлении, зафиксированного в п.1 ст.32 Конституции РФ. Предложение — обращение конкретного характера, направленное на совершенствование организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений. Предложения направлены также на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни государства и общества. Следует отметить, что предложения граждан не связаны с нарушением их прав и законных интересов.

Заявление — вид обращения гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод, закрепленных Конституцией РФ и российским законодательством. Органы и должностные лица, принявшие заявление от гражданина, обязаны: рассмотреть заявление по существу безотлагательно, но не позднее 15-дневного срока с момента его регистрации

В случае необходимости проведения специальной проверки и истребования дополнительных материалов срок рассмотрения может быть продлен до двух месяцев; принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение; сообщить гражданину, подавшему заявление, о результатах рассмотрения его заявления и принятом по нему решении в течение десяти дней; в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, довести до сведения заявителя мотивы отказа, а также указать возможный порядок обжалования принятого по заявлению решения.

8 стр., 3737 слов

Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

... волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Эти обращения, в ...

Жалоба — обращение гражданина по поводу восстановления прав и законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностными лицами и выборными лицами, руководителями предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений. Причиной подачи жалобы может быть также предоставление официальной информации, послужившей основанием для принятия решения и совершения действий (бездействия) вышеперечисленными органами, должностными лицами и руководителями.

Как показывает практика, наиболее часто встречающимся видом обращения являются жалобы граждан. Жалоба появляется в той сфере правовых отношений, которые возникают из нарушения прав и законных интересов гражданина, установленных и закрепленных законодательством и другими нормами, регламентирующими права и личные интересы граждан, т.е. в тех случаях, когда отношения между гражданином и властью выходят за рамки позитивных. Цель подачи жалобы заключается в защите и восстановлении прав. Жалобу следует рассматривать как одну из гарантий соблюдения законности, так как она является одним из проявлений критики “снизу”. Жалоба всегда является как средством защиты прав и свобод законных интересов индивида, нарушенных деяниями или актами государственных органов, иных структур, должностных лиц служащих, так и одним из средств осуществления этих прав. Путем её подачи граждане реализуют предоставленные им государством права или требуют восстановления нарушенных прав. Таким образом, в жалобе наиболее ярко проявляется сочетание публичного и частного интереса, характерного для обращений граждан вообще.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Для обращения в суд с жалобой устанавливается, во-первых, три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. Во-вторых, один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

27 стр., 13286 слов

«здравоохранение» — 6,81% от общего числа обращений или ...

... основы обращений граждан в органы местного самоуправления; 2. проанализировать работу с обращениями граждан в Администрации г. Челябинска; 3. выявить проблемы в деятельности отдела по работе с обращениями граждан Администрации г. Челябинска; 4. разработать мероприятия по совершенствованию организации работы с обращениями граждан в ...

Военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер. Закон РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с. 4 Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы и на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы и должностные лица, решения, а также неправомерные действия (бездействие) которых обжалуются. Следует отметить, что законодательство четко определяет возможности гражданина, обратившегося с жалобой. Жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства рассматривает уполномоченный. Жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Закон Президента № 1-ФКЗ от 26.02.1997 г. Об уполномоченном по правам человека в РФ

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение. содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

11 стр., 5409 слов

Совершенствование деятельности органов местного самоуправления ...

... списка использованной литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН 1.1. Обращения граждан как форма взаимодействия власти и населения Обращение граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления и ...

Не менее важным является и установление в законодательстве обязанностей органов и должностных лиц по рассмотрению жалоб. К обязанностям относятся: прием и регистрация жалоб; рассмотрение жалоб по существу, объективная оценка изложенных в них фактов и обстоятельств и проверка их достоверности. Рассмотрение жалобы может быть прекращено, если в ходе проверки было установлено, что автор указал ложные фамилию, адрес и другие недостоверные сведения.

Органы и должностные лица, рассматривающие жалобы, обязаны: незамедлительно принять меры к пресечению неправомерных решений, действий (бездействия), посягающих на права и законные интересы граждан; в случае необходимости выехать на место для обследования обстоятельств, породивших жалобы, истребовать необходимые материалы и объяснения у лиц, на которых поступили жалобы, пригласить свидетелей и специалистов; после совершения всех необходимых действий принять мотивированное и обоснованное решение по жалобе, обеспечить его исполнение и сообщить гражданину в письменной форме и в установленные сроки о результатах рассмотрения жалобы.

Ходатайство — письменное обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав и свобод, гарантий и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В то же время следует иметь в виду, что к ходатайству должны быть приложены подтверждающие документы, оформленные по специально установленной форме. При подаче ходатайства может взиматься государственная пошлина.

2. Порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Закон РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с. 6

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин представляет дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

9 стр., 4408 слов

Организация работы с обращениями граждан в государственных учреждениях

... заявлений и жалоб; организацию приема посетителей. Объектом данной курсовой работы является организация работы с обращениями граждан в государственных учреждениях. Предметом данной работы является анализ составления, оформления и организации работы с обращениями граждан. Целью данной курсовой работы является изучение организации работы с обращениями граждан в государственных ...

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Указ Президента РФ от 24.08.2004 г. об утверждении Положения об управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан

Обращения граждан могут быть выражены как в письменной, так и в устной форме. Устные обращения поступают во время личного приема руководителями государственных органов или органов местного самоуправления, а также через «телефоны доверия», «горячие линии», «прямые эфиры» на радио и телевидении. Устные обращения рассматриваются только в тех случаях, когда содержащиеся в них факты и обстоятельства вполне очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обратившихся известны или установлены. Ответы на такие обращения даются, как правило, в устной форме. Если обстоятельства или факты, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, то оно регистрируется и ставится на контроль, а результаты его рассмотрения сообщаются заинтересованным лицам в установленном порядке и в определенные сроки.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» с.7

Законодательством запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

Для письменных обращений граждан законодательство Российской Федерации устанавливает определенные требования: они должны содержать наименование и адрес органа или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства. Существенным требованием является указание фамилии, имени, отчества, места жительства, даты и наличие личной подписи обратившегося гражданина. Отсутствие этих необходимых реквизитов влечет за собой признание обращения анонимным и рассмотрению не подлежит. В любом случае заявителю сообщается о невозможности ответа. Не рассматриваются также обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.

Анонимные обращения не рассматриваются за исключением случаев когда анонимное обращение гражданина содержит сведения о совершении преступления или о готовящемся преступлении, то оно направляется в правоохранительные органы и проверяется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Для того чтобы дать гражданину ответ по существу, государственному органу и органу местного самоуправления отводится 30 дней с момента регистрации обращения. При этом закон позволяет разобраться с обращением и в более короткие сроки. Но в исключительных случаях, в том числе когда от других ведомств требуются дополнительные бумаги для рассмотрения запроса (на их представление отводится 15 дней), срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем заявитель должен быть уведомлен отдельно.

Для рассмотрения всех видов обращений граждан, поданных в письменной форме, установлены единые предельные сроки — до одного месяца. Обращения, не требующие дополнительного, специального изучения или проверки, рассматриваются безотлагательно, в срок не более 15 рабочих дней. Срок исчисляется с момента регистрации поступившего обращения. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются в сокращенные сроки, т.е. до 15 дней, а в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности — безотлагательно, но не позднее 7 дней.

Законодательством РФ урегулирован только судебный порядок рассмотрения жалоб. Закон РФ от 27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14.12.1995 г.) урегулировал круг субъектов, неправомерные решения, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы, порядок и сроки подачи жалобы, виды решений суда и порядок их исполнения. Активную деятельность по рассмотрению жалоб граждан осуществляет Конституционный Суд РФ, Уполномоченный по правам человека РФ, а также соответствующие структуры субъектов Федерации. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Росси: учеб.-4-е издание, переработанное и дополненное — М.: Проспект, 2009. -.230

В отдельных, предусмотренных законом случаях обращения могут оставаться без рассмотрения, если: обращение того же лица уже было рассмотрено и по нему было вынесено решение, а новых обстоятельств обращение не содержит; по вопросам, содержащимся в обращении, имеется вступившее в законную силу судебное решение; обращение направлено лицом, которое решением суда, вступившим в законную силу, признано недееспособным; обращение подано в интересах третьих лиц, которые возражают против его рассмотрения.

Обращения граждан являются юридическими гарантиями (условиями и средствами), обеспечивающими фактическую реализацию и охрану прав граждан в отношениях с государственными и муниципальными структурами и их должностными лицами.

Обязательность принятия обращения к рассмотрению: обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; в случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Рассматривает обращения: государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо. Обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение.

Запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом. Текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу. Сроки рассмотрения письменного обращения: письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений , анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Предусмотрены систематические отчеты о работе по рассмотрению обращений граждан перед соответствующими органами законодательной или исполнительной власти или перед вышестоящими органами и должностными лицами в порядке подчиненности. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан и принимают необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан, привлекают нарушителей к ответственности.

Нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения, необъективное разбирательство, принятие необоснованного решения, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан влекут ответственность виновных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Ответственность наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законодательством ее субъектов. За перечисленные выше правонарушения виновные должностные лица могут быть отстранены от занимаемой должности и уволены. Если же имеют место факты преследования гражданина за содержащуюся в его обращении критику, то должностные лица, виновные в совершении таких действий, могут быть привлечены и к уголовной ответственности. В случае причинения гражданину материального ущерба и морального вреда, наступивших в результате нарушения органом или должностным лицом законодательства об обращениях граждан, он вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.

Наряду с ответственностью органов и должностных лиц в законодательстве об обращениях граждан предусмотрена ответственность самих граждан . Она наступает в тех случаях, когда в обращении гражданина содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц. Граждане в таких случаях привлекаются в установленном законодательством порядке к административной или уголовной ответственности. Граждане, которые систематически предъявляют заведомо необоснованные требования, которые влекут значительные материальные затраты на рассмотрение и проверку их обращений, могут быть привлечены к ответственности в судебном порядке, с компенсацией понесенных затрат за их счет.

3. Гарантии реализации права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

Реализация право на обращение предполагает развитие личной инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного и общественного характера. Обращение, имеющее форму жалобы, чаще всего сводятся к требованию устранить нарушения субъективного права гражданина, допущенное в результате неправомерного действия (бездействия) властей. В отличие от жалобы предметом предложения или заявления может быть общественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либо политического или иного события. Е.А.Лукашева. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА М), 2000. — 158

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с.1

Важной гарантией реализации прав граждан в рассматриваемом производстве является законодательное установление сроков и процедуры рассмотрения обращений. Законодательством субъектов Российской Федерации устанавливается, что, как правило, заявления и жалобы граждан рассматриваются в срок не более одного месяца со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их регистрации. В случае необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов либо принятия других мер срок рассмотрения заявлений и жалоб может быть в порядке исключения продлен, но не более чем на один месяц. Предложения и ходатайства граждан рассматриваются в срок не более одного месяца со дня регистрации. В случае необходимости дополнительного изучения предложений или ходатайств срок их рассмотрения может быть в порядке исключения продлен. При этом в случае продления сроков рассмотрения обращений граждан орган или должностное лицо, принявшие решение о продлении сроков, должны в установленном порядке известить об этом обратившихся граждан.

Заключение

Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Таким образом, посредством института обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления граждане реализуют свои конституционные права и свободы, добиваются восстановления прав и законных интересов в случае их нарушения.

Для современной России проблема обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления приобрела важное значение в процессе перехода к новой модели народовластия в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации. В связи с этим, тенденция укрепления юридических средств обеспечения права граждан на обращения нашей стране, безусловно, прокладывает себе дорогу. Это выражается, во-первых, в его конституционном закреплении, во-вторых, в гуманизации текущего законодательства Российской Федерации и субъектов, при которой привычным уже стало отсутствие запрета на инакомыслие, свобода мнений, обсуждений, оценок. Обычным стало признание государством не политической, но и юридической ответственности государственных органов и их представителей — отставка, роспуск, вотум недоверия и др. Наконец, в-третьих, создается механизм обеспечения конституционного права граждан на обращения.

Народ не имеет веры в то, что хоть кто-то сможет защитить простого человека. Единственным выходом является совершенствовать механизмы реализации и защиты, гражданских прав, прежде всего, административно- правовые. А важнейшим из этих механизмов является “механизм обратной связи”, т.е. институт обращений граждан в органы государственной власти, прежде всего исполнительной. Здесь мы пока сталкиваемся с ситуацией весьма безрадостной. До сих пор нет единого порядка принятия, учёта и рассмотрения обращений граждан, нет их чёткой классификации.

Порядок рассмотрения обращений граждан предусматривает, что обращение должно содержать определенные реквизиты, а именно: наименование и адрес органа или должностного лица, к которому обращаются; изложение существа дела; фамилия, имя, отчество обращающегося; адрес либо данные о месте работы, учебы; дата; подпись. Таким образом, законодательством закреплена необходимость наличия обязательных реквизитов в противном случае они не подлежат рассмотрению. Например, это могут быть анонимные обращения (кроме сигналов о преступлениях, поступающих в правоохранительные органы).

Они рассматриваются в срок до одного месяца. По заявлениям решение принимается в течение месяца, а в случае, когда не требуется проверка — немедленно и не дольше чем в течение 15 дней.

Актуальность изучения порядка реализации права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления обусловлена: во-первых, необходимостью определить степень влияния обращений граждан на многие принимаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления решения; во-вторых, потребностями изучения процедур разрешения юридических конфликтов, возникающих в ходе реализации гражданами права на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; в-третьих, целесообразностью определения масштабов практической реализации конституционного права граждан на обращения в государственные и органы местного самоуправления.

Таким образом, для обеспечения сроков и процедуры рассмотрения различных форм обращений установлены законодательно закрепленные гарантии реализации прав граждан.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravo-na-obraschenie/

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 1 М.: Юристъ, 2006. 719 с.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. 784 с.

3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. 608 с.

4. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. 672 с.

5. Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Изд.группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. 573 с.

6. Архипов В.В. О праве граждан на получение информации при устном обращении в органы власти // Адвокат. 2004. № 7. С. 73-74.

7. Минашкин А.В. Право граждан на обращение: состояние перспективы правового регулирования // Юрист. 2005. № 7. С.11-15

8. Миронов О.О. Институт защиты прав человека в России // Журнал российского права. 2001. 368 с.

9. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Эксмо, 2007. 64 с.

10. Всеобщая декларация прав человека: Принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. // С. 38-42

11. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. // С.52-67

12. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней [Заключена в Риме 4 ноября 1950 г.] // С. 562-600 (Или: СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163).

13. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011; 2006. № 43. Ст. 4411.

14. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. С. 2060.