В истории становления современного государства одним из ключевых моментов является разработка и принятие его Конституции — Основного Закона, определяющего характер государственной власти, общественный строй, права, свободы, обязанности граждан и т. д. Крайне необходимо изучить, как происходили разработка и принятие Конституции, какие при этом существовали проблемы, каково участие в данном процессе политических партий и широкой общественности. Только проанализировав основные моменты, связанные с выработкой и утверждением Конституции, возможно понимание того, что представляет из себя то или иное государство. Рассмотрение вышеизложенных вопросов на опыте Российской Федерации представляется весьма актуальным, так как процесс принятия первой Конституции был продолжительным, трудным, дискуссионным и значительно повлиял на ее последующее развитие. Все вышеперечисленные моменты делает весьма актуальной любую попытку проанализировать причины начала работы над проектом, дальнейший период ее разработки, процесс обсуждения ее возможных вариантов, утверждение того проекта, который получил название «президентского», а также последствия принятия Конституции и то, как это событие повлияло на становление Российской Федерации.
Актуальность также вполне объяснима тем, что, во-первых, с Конституцией непосредственно связано функционирование Российской Федерации как «обновленного» государства, которое базируется на демократических принципах, именно Основной Закон является главным организационным звеном, чьи нормы регулируют поведение людей, политических партий, общественных организаций и т. д. Во-вторых, известно, что реформирование законодательства породило множество проблем, разрешение которых во многом определяется принятой 12 декабря 1993 года Конституции. Конституция выполняет роль основного показателя дальнейшего развития демократии и становления правового государства в Российской Федерации.
Помимо этого, актуальность данной работы связана не только с необходимостью проанализировать процесс становления новой российской государственности, но и с тем, что весьма трудоемким представляется процесс усовершенствования политической жизни страны, преобразования государственности и построения на этой основе идейно новых отношений между основными социальными группами российского общества, государством и его гражданами. И, естественно, крайне важное место в этом сложнейшем процессе отводится легитимному образованию исполнительной и законодательной ветвей власти, созданию механизмов их сбалансированного и гармоничного взаимодействия на основе новой Конституции. Конституционный процесс сыграл значительную роль в развитии начал демократии в России и стал следствием эволюции политической системы, повлияв на многие стороны общественной жизни российских граждан и предопределив путь развития государства в будущем. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года несомненно качественно преобразило содержание российского конституционализма, но так до конца и не решило все существующие конституционно-правовые проблемы, в частности, проблемы федерализма в России. В результате этого, в 1990;е годы в политической жизни России резко ослабла государственность и снизилась эффективность центральной власти, многие субъекты приняли нормативно-правовые акты, содержание которых противоречило федеральному законодательству и нарушало Конституцию. Подводя итоги, стоит сказать, что без анализа развития конституционного процесса с точки зрения науки представляется крайне сложным понимание смысла и целей начавшихся в тот период и продолжающихся по сей день преобразований в России.
Право на защиту по Конституции Российской Федерации
... в том числе наследниками правообладателя. Конституции РФ Судебный контроль за законностью актов и действий в сфере управления, защита субъектов гражданских прав от произвола государственных органов, органов ... законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав или интересов, интересов и прав других лиц и государства. К ним, например, относятся фактические ...
Степень научной разработанности темы характеризуется как начальная, так как большинство работ данной тематики имеют дискуссионный характер.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, актуальность избранной темы не вызывает сомнения. В связи с этим также хотелось бы более детально сформулировать цели и задачи данной конкретной работы.
Целью работы является подробное изучение процессов разработки и принятия Конституции 1993 года, анализ предпосылок ее создания и соответствующих последствий, вызванных введением ее в действие. Исходя из этого представляется необходимым выделить ряд задач по реализации данной цели:
1. Изучение юридической литературы по теме «Подготовка и принятие Конституции 1993 года. Альтернативные проекты», а также самих проектов Конституции, мнения критиков-современников и ученых-правоведов;
2. Тщательный анализ предпосылок принятия Конституции, то есть выявление всех исторических условий ее создания и причин возникновения острой потребности в новой Конституции;
3. Изучение процессов принятия Конституции, всех ее возможных проектов и дискуссий, возникших вокруг ее разработки;
4. Анализ последствий, итогов и значения принятия нового Основного закона нашего государства;
5. Систематизация полученного материала;
6. Подведение итогов проделанной работы.
1. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 года
1.1 Зарождение института Конституции в Российской империи
Конституции РФ, М. М. Сперанского, П. И. Пестеля
Но стоит отметить что все конституционные начинания XIX века остались либо нереализованными, либо не завершились полностью. Причиной этого стало отсутствие каких-либо политических, социальных или экономических предпосылок, то есть так или иначе подобное реформирование в ту пору было невозможно. И как никто другой это осознавали сами императоры Российской империи: Александр I осознал неуместность значительных преобразований государственного устройства еще на раннем этапе и сразу же свернул их, остановив подготовку многих проектов, а Александр II, великий реформатор, освободитель закрепощенных крестьян, не смог реализовать начатый им конституционный проект, так как в отношении его был совершен теракт, повлекший гибель императора.
Конституционное право России : Принятие Российской Конституции 1993г
... 1993 года, большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента. Работа Конституционного совещания 12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской ... порядок согласования и принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию. Конституционное совещание работало больше ...
1.2 Послереволюционное развитие конституционализма в РСФСР
Однако впоследствии Россия вновь встала на путь перехода от монархии к республики. Конституционная монархия начала свое оформление посредством принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную думу — первый русский парламент, обладающий совещательными функциями, а также закрепил у российских подданных наличие избирательных прав. Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» продолжил начатое, наделив Думу еще и определенными законодательными полномочиями и провозгласив неотъемлемые гражданские права. Манифест от 19 октября учредил в России Совет министров, правительственный орган. Также огромное конституционное значение имели такие акты как «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 года; Указ «О переустройстве учреждения Государственного совета» от 20 февраля 1906 года; «Основные государственные законы» от 23 апреля 1906 года. Все они способствовали закреплению конституционного строя, однако это процесс был приостановлен Октябрьской революцией 1917 года.
Дальнейшее конституционное развитие характеризовалось разрушением прежней имперской государственной системы и формированием на ее обломках нового государственного строя. Акты того времени в целом закрепляли диктатуру пролетариата, власть Советов различных уровней, обобществление собственности, ликвидацию дореволюционных административных учреждений и т. д. Для послеоктябрьских конституционных актов была характерна высокая степень утопичности, обусловленная идеалистичными представлениями о всемирной революции, свержении эксплуататорского строя и достижении всеобщего человеческого равенства. Стрекозов В. Г. , Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. — М., 1995. — 58 с.
М. В. Конституционное
конституция российская федерация проект
2. Начало выработки новой Конституции Российской Федерации
2.1 Необходимость принятия новой Конституции
С. А. Конституция, В. Е. Переходное
2.2 Разработка Конституционной комиссией проекта Конституции
Б. Н. Ельцин
На Съезде также были определены некоторые задачи Конституционной комиссии, они были обозначены достаточно широко: подготовить проект новой Конституции Российской Федерации и провести конституционную реформу; спроектировать самостоятельно или же с привлечением заинтересованных комиссий палат и комитетов Верховного Совета изменения и дополнения Конституции после ее принятия; предварительно рассмотреть и предоставить заключения Съезду и Верховному Совету по другим законодательным инициативам, связанным с преобразованиями Конституции.
Международные договоры Российской Федерации
... выполнения международных обязательств. Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации. Федеральный закон " О международных договорах Российской Федерации" применяется в отношении международных договоров Российской Федерации ...
Л. Б. Волкова
Первоначальный проект Конституции был готов уже к осени 1990 года и вызвал необычайно широкий резонанс в средствах массовой информации, государственных органах, учебных заведениях, научных учреждениях и т. д. На заседании Конституционной комиссии в октябре 1990 года первый вариант проекта получил 37 голосов «за» и 32 «против». Авакьян С. А. Конституционное право России. Методическое пособие к семинарам. — М.: Высшая школа, 2003. — 115 с. Общая концепция и фундаментальные идеи данного проекта были одобрены в апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов, а также получили поддержку Президента, который в свою очередь выразил большое желание принять активное участие в дальнейшей работе Конституционной комиссии, придавая ее деятельности огромное значение. Однако свое намерение он не исполнил в связи с обострившимся конфликтом между ним и руководством Верховного Совета РСФСР. Этот первый проект новой Конституции России, одобренный Верховным Советом России, определял парламентскую форму правления и низведение статуса Президента до формального статуса главы государства. После его доработки с учетом поступивших замечаний по решению Конституционной комиссии первый вариант проекта был опубликован в печати для обсуждения.
Также необходимо остановиться на наиболее значимых особенностях первоначального проекта Конституционной комиссии. Он предполагал взаимную ответственность государства и гражданина, подчинение всех государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц основанной на правовых началах Конституции, обеспечение государством равных возможностей для личностного развития. Все это несомненно было обусловлено желанием членов комиссии создать правовое социальное независимое государство. Помимо этого, проект включал себя несколько групп различных гражданских, политических и иных прав и свобод, классификации и защите которых была выделена целая глава. Что немаловажно, большое внимание в тексте проекта уделялось экономической сфере, а точнее обеспечению для граждан свободы экономической деятельности, конкуренции в целях общественного благополучия. Таким образом, проект новой Конституции закреплял переход России к рыночной экономике. Также в тексте проекта отдельное место предназначалось для регламентации жизнедеятельности только начинавшего в то время свое формирование гражданского общества. Этот раздел регулировал воспитание, образование, трудовую деятельность, общественные объединения, культуру, науку и т. д.
Однако, это был не окончательный вариант проекта, за время деятельности комиссии он подвергался постоянным переработкам, поправкам, изменениям, внесениям дополнений. Члены Конституционной комиссии не уставали вносить в нее новшества, целью которых были совершенствование и стабилизация проекта. Например, что касается структурных видоизменений, изначальные главы «Гражданские права» и «Политические права и свобода» были объединены в одну главу; из названия главы «Политические партии и иные общественные объединения» были исключены политические партии; глава «Основные обязанности» была переименована в «Обязанности» и т. д. Мотивы таких корректировок вполне ясны — проект должен был быть максимально точным и содержательным, несмотря на постоянные прения оппозиционных группировок и распрей различных политических сил. Также немаловажной причиной споров и пересудов являлось то, что проект Конституции Российской Федерации предполагал абсолютно новую для России концепцию, несмотря на то, что конституционный опыт у страны уже имелся. Червонюк В. И. Конституционное право России: Учебное пособие. — М.: ИНФРА — М, 2003. — 156 с.
История Российской Конституции
... Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937 г., Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978 г., Конституция Российской Федерации 1993 года. 1. Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 годов 1 Процесс становления Конституции РСФСР 1918 года Первая Российская Конституция была принята на ...
К. Г. Гагнидзе
Однако прежде чем рассмотреть возникшие альтернативные проекты, следует выявить основные черты содержания итогового третьего проекта Конституции Конституционной Комиссии (май — июль 1993 года).
Основному тексту предшествовала небольшая Преамбула, говорившая о том, что Конституции Российской Федерации принимает ее многонациональный народ. В Преамбуле высоким слогом характеризовались цели и принципы принятия Конституции, такие как утверждение прав человека, свободы, достойной жизни, гражданского мира и всеобщего согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение России на демократических началах и т. д.
Первый раздел «Основы конституционного строя» определял Россию как «суверенное, правовое, демократическое, федеративное, социальное, светское государство с республиканской формой правления», а ее многонациональный народ объявлялся единственным источником власти. Также даны были возможные пути осуществления народовластия, а узурпация власти кем-либо возводилась в ранг наиболее тяжкого преступления. Большое внимание было уделено человеку, его правам и свободам как высшей ценности. Упомянутой ранее характеристике Российской Федерации как правового государства была отведена особая роль, предусматривавшая верховенство права, разделение властей на три ветви и осуществление полномочий на трех уровнях — федеральном, субъектовом и на уровне органов местного самоуправления. Что касается экономических основ системы, то в конечный вариант проекта предполагал свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, добросовестную конкуренция и общественную пользу, единство экономического пространства, а также возможность государства регулировать хозяйственную жизнь общества в интересах человека. Также предполагалась реализация демократии на основах политического и идеологического плюрализма, свободного участия граждан в политике, наличия множества партий.
Второй раздел проекта Конституции содержал основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Он отразил новую для Росси концепцию отношения к статусу личности, которая занимала все более сильные позиции в современном обществе. Проект Конституции Российской Федерации: Сб. материалов. — М.: Республика, 1992. — 20 с. Права и свободы подразделялись на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В подтверждение значимости выделенных прав и свобод, вводились положения о их гарантиях и защите. Также второй раздел содержал информацию о гражданстве Российской Федерации, определяя его особенности, положение иностранных граждан, а также давая возможность республикам Российской Федерации устанавливать собственной гражданство.
Президент Российской Федерации и исполнительная власть
... статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной. Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое ...
Подчеркивало обновление государственной политики появление в тексте проекта Конституционной Комиссии такого раздела как «Гражданское общество». Данная категория была новшеством для российского общества, поэтому шли дискуссии о том, что оно в принципе из себя представляет, какое содержание следует вкладывать в данное понятие. Глава «Собственность, труд, предпринимательство» содержала в себе информацию об основных элементах гражданского общества, она утверждала различные формы собственности, поощряла труд и гарантировала свободу предпринимательства и обеспечение конкуренции. Таким важнейшим составляющим гражданского общества как воспитание, образование, наука, культура, семья отводилось огромное значение, подчеркивалась их роль в построении нравственно и духовного здорового общества. Свобода средств массовой информации также гарантировалась данным разделом как неотъемлемая часть жизнедеятельности гражданского общества.
Сложности в составлении проекта коснулись внутреннего устройства государства. Состав Российской Федерации в финальном проекте Конституции Конституционной комиссии был определен с учетом подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года и внесенных 21 апреля 1992 года изменений в Конституцию. Республики имели статус государств внутри Российской Федерации. Иные субъекты были определена как государственно-территориальные образования в составе Российской Федерации и их государственная власть имела аналогичные с республиками права и обязанности за некоторыми исключениями, которые были выделены отдельно. Исходя из этого можно сделать вывод о неравенстве субъектов Российской Федерации, установленном данным проектом Конституции. Также важной особенностью является отсутствие в перечне субъектов Российской Федерации автономных округов, несмотря на условия Федеративного договора 31 марта 1992 года и конституционной реформы 21 апреля 1992 года.
С. А. Конституция, Президента РФ
Что касается структуры исполнительной власти, то по сути в данном проекте Правительство отождествляется с федеральной исполнительной властью.
И. В. Разработка
После завершения анализа содержания и структуры третьего итогового проекта Конституции Российской Федерации Конституционной Комиссии, породившего массовые разногласия в обществе, необходимо также исследовать и альтернативные проекты Конституции, так как крайне интересным представляется изучение документов, которые могли бы стать Основным законом нашего государства.
2.3 Последующая работа над проектом Конституции и возникновение альтернативных проектов
2.3.1 Проект рабочей группы под руководством С.М. Шахрая
С. М. Шахрая
Однако следует отметить, что в данном проекте отсутствовали положения, регулировавшие жизнедеятельность гражданского общества, что говорило о его несоответствии государственным реалиям и низкой жизнеспособности. Проект был скорее «государственным», то есть направленным на урегулирование вопросов государственного устройства и власти, нежели «общественным». Большой акцент ставится на территориальную неделимость Российской Федерации, строгую охрану ее суверенитета, нерушимость конституционного строя и целостность государственной власти. Также среди положительных моментов можно выделить наличие отдельной статьи, запрещающей беспредел власти всех уровней. Недопустимым считалось ее вмешательство в жизнь человека и гражданина за рамками, определенным самой Конституцией. Это положение характеризует проект как предназначенный для правового государства. Значительным минусом было отсутствие четкого определения и характеристики самого государства, в связи с невозможностью внесения посвященной этому статьи в выбранную форму структуры проекта, а также не был урегулирован порядок внесения изменений в Основной закон страны. Государство согласно проекту было устроено по принципу федерализма, но при этом статус субъектов Российской Федерации оставался неопределенным. Законодательная власть была сосредоточена в руках Парламента, состоящего из Федерального Собрания и Народного Собрания. При этом стоит отметить, что роль Парламента в осуществлении государственной власти была весьма сильна. Исполнительная власть по проекту возглавлялась Президентом Российской Федерации, позиции которого также были весьма сильны. Характерно, что федеральное Правительство в проекте рассматривалось как штаб при Президенте, то есть модель исполнительной власти была приближена к американскому типу. Что касается судебной системы, то высшими федеральными судами признавались Конституционный и Верховный Суды Российской Федерации. Также проект предусматривал независимое самостоятельное и отделенное от государства местное самоуправление, осуществляемое в территориальных единицах территориальными общностями.
Сравнение Конституций США и Российской Федерации
... проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации", согласно которому всенародное голосование по проекту назначалось на 12.12.1993. На ... усовершенствованные методы, по сравнению с США. ) По характеру внесения поправок: Конституция США относится к ... главным образом определяют: .структуру органов государственной власти и регулируют их взаимоотношения, построенные на ...
2.3.2 Проект Политсовета Российского Движения демократических реформ
А. А. Собчаком
2.3.3 Проект народных депутатов-коммунистов
Совета РФ
3. Заключительный этап работы над проектом Конституции Российской Федерации и ее принятие
3.1 Вклад Конституционного совещания и разработка «президентского» проекта Конституции (апрель — август 1993 года)