Версальский трактат

С. м. д. подтвердил признание со стороны Антанты и со стороны бывших союзников Германии ряда новых национальных государств в Восточной Европе. В этой части договор лишь отразил процесс военно-политического краха Габсбургской империи под ударами национально-освободительного движения. Однако главные составители С. м. д. — Англия, Франция и США, перекраивая по своему произволу границы, заложили основу новых форм национального гнёта и национальных противоречий в Европе, стараясь обеспечить себе возможность политического и экономического господства в малых восточноевропейских странах, как в новых, так и в старых, и тем самым заронили семена дальнейших международных конфликтов в этой части мира. Реакционный характер С. м. д. выразился также и в том, что, подобно другим договорам версальской системы, он был заключён не только без участия Советской России, но и в значительной мере против неё. Важнейшее место в планах Антанты, нашедших своё отражение в С. м. д., занимало стремление создать «санитарный кордон» против Советской страны и, насаждая реакционные правительства в странах Восточной Европы, превратить их в плацдарм для нападения на Советскую Россию.

Трианонский мирный договор 1920 -, Вступил в силу 26 июля 1921

Подобно др. договорам Версальской системы, содержал статуты Лиги Наций (часть I), Междунар. бюро труда (часть XIII) и др. По Т. м. д. к Румынии были присоединены Трансильвания и вост. часть Баната; к Югославии — Хорватия, Бачка и зап. часть Баната; к Чехословакии — Словакия и Закарпатская Украина, несмотря на ясно выраженное населением последней желание воссоединиться с Сов. Украиной. Пров. Бургенланд была передана Австрии; Венгрия отказывалась от всяких прав на порт Риеку (Фиуме).

(Границы Венгрии по Т. м. д. см. на карте при ст. Сен-Жерменский мирный договор 1919.) По Т. м. д. Венгрия отказывалась также (часть III, ст. 36-78) от всяких прав и правооснований на терр. бывшей Австро-Венг. монархии, к-рые не вошли в состав Венгрии, и признавала независимость Югославии и Чехословакии, обязывалась уважать независимость всех терр., входивших к 1 авг. 1914 в состав бывшей. Российской империи, и признать отмену Брестского мира 1918. Т. м. д. имел антисов. направленность, что проявилось во включении в него статьи, обязывающей Венгрию «признать полную силу всех договоров и соглашений, которыерые союзные и объединившиеся державы заключили бы с гос-вами, которые образовались или образуются на всей или на части терр. быв. Росс. империи». Часть IV (ст. 79-101), аналогичная соответствующей части Версальского договора, содержала отказ Венгрии от всех прав и правооснований или привилегий на все терр. вне Европы, которые могли бы принадлежать быв. Австро-Венг. монархии или ее союзникам. Часть V Т. м. д. («Военные, морские и воздушные положения») почти совпадала с аналогичной частью Сен-Жерменского договора. Предельная численность венг. армии определялась в 35 тыс. чел. Почти буквально совпадали также постановления части VIII Т. м. д. (о репарациях) с соответствующими постановлениями Сен-Жерменского договора.

3 стр., 1059 слов

Характер трианонского мирного договора с Венгрией

... и до указанного выше пункта соединения границ Венгрии, Австрии и Чехословакии.5 2) Трианонский мирный договор После нескольких месяцев передышки Трианонский мирный договор был подписан 4 июня 1920 г. во ... этому договору Венгрия признала распад Австро-Венгрии и была вынуждена согласиться с потерей двух третей довоенных венгерских территорий. Румыния получила от Венгрии Трансильванию и восточную часть ...

Нейиский Мирный Договор 1919 — один из договоров версальской системы, заключён 27. XI в Нейи-сюр-Сен (предместье Парижа) между державами Антанты и Болгарией.

После подписания Салоникского перемирия1918 (см.) новое коалиционное болгарское правительство возглавил лидер реакционной «народной» партии Т. Тодоров. Некоторое время Болгария рассчитывала, что ей удастся получить на Парижской мирной конференции поддержку со стороны США, которые, намереваясь установить своё господство над Болгарией, 21. I 1919 предложили: 1) сохранить за Болгарией Западную Фракию, т. е. выход к Эгейскому морю, которым она владела со времени первой балканской войны 1912-13; 2) гарантировать болгарский транзит через Каваллу и Салоники; 3) передвинуть болгарскую границу до линии Энос — Мидия; 4) возвратить Болгарии Южную Добруджу и о) установить болгаро-сербскую границу в Македонии по южной границе «спорной зоны». Однако предложения США встретили сопротивление Англии и Франции, поддерживавших притязания Югославии, Греции и Румынии. К Англии присоединилась её союзница- Япония. Италия, урегулировав специальным соглашением с Грецией спорные вопросы в Ионическом море и в Албании, также не сопротивлялась греческим требованиям в отношении Болгарии. В итоге конференция высказалась за удовлетворение (хотя и не полностью) греческих притязаний на Западную Фракию и югославских — на некоторые пограничные с Болгарией районы, а также оставила Румынии Добруджу и сохранила болгаро-румынскую границу, установленную Бухарестским мирным договором 1913 (см.).

11 июля 1919 болгарскому правительству было предложено направить свою делегацию на мирную конференцию. 26. VII болгарская делегация (председатель делегации — Т. Тодоров) прибыла в Париж и была препровождена в Нейи, где оказалась фактически под арестом. К участию в работе конференции болгарская делегация допущена не была, и мнение её не выслушивалось. 1. VIII 1919 болгарская делегация передала председателю конференции Клемансо своё первое письмо, в котором она, ссылаясь на статистические данные, настаивала на сохранении Западной Фракии за Болгарией. В письме от 2. IX генеральному секретарю конференции Дютаста болгарская делегация подчёркивала экономическое значение Западной Фракии как выхода для Болгарии к Эгейскому морю, а в меморандуме от 10. IX даже ставила вопрос о присоединении к Болгарии части Восточной Фракии. 23. VIII болгарская делегация обратилась к конференции с нотой, в которой указывала, что т. н. исправление границ, требуемое Югославией, будет означать отторжение от Болгарии большой территории, населённой болгарами.

4 стр., 1801 слов

Органы международных конференций

... международных конференций и порядок принятия решений Правила процедуры представляют собой юридический документ, который относится к так называемому внутреннему праву международных организаций и конференций, поскольку принимается от имени делегаций, участвующих в конференции. ...

Конференция игнорировала все эти обращения болгарской делегации. Только 19. IX болгарская делегация впервые предстала перед конференцией, где ей был вручён уже готовый проект мирного договора. Тодоров воспользовался этим случаем, чтобы произнести речь и просить о проведении плебисцита в спорных областях.

24 октября

3 ноябр я Клемансо передал Болгарии ответную ноту, в которой подавляющее большинство её возражений было отклонено. Только 13 из 296 статей договора подверглись некоторым изменениям. Сделав Болгарии мелкие уступки, союзники потребовали от неё в ультимативной форме, чтобы она в течение 10 дней или целиком приняла предложенные условия, или целиком их отвергла. Болгарская делегация демонстративно покинула Францию, кабинет Тодорова подал в отставку. Глава нового коалиционного правительства Стамболийский 27. XI подписал Н. м. д. Он надеялся, что благожелательной по отношению к союзникам политикой добьётся впоследствии смягчения условий договора. 9 августа 1920 Н. м. д. вступил в силу.

Согласно Н. м. д. Болгария в общем теряла 11 278 км2 своей территории, в т. ч. в пользу Югославии 2566 км2 (часть округа г. Кула, города Цариброд, Боссилеград и Струмицу с их окрестностями) и в пользу Греции — 8 712 км2 (Западная Фракия).

Добруджа сохранялась за Румынией.

Болгарская армия должна была впредь комплектоваться путём добровольного найма и не превышать 20 тыс. чел., причём соотношение офицеров и унтер-офицеров ко всему составу армии устанавливалось соответственно 1 : 20 и 1 : 15. Вводились также другие строгие ограничения военного характера, в т. ч. в отношении количества и видов вооружения, численности жандармерии, лесной стражи, агентов полиции и т. д. Все болгарские военные суда объявлялись окончательно сданными союзникам; все строящиеся военные суда должны были быть разрушены. Болгарии разрешалось иметь только 4 миноносца и 6 моторных лодок без мин и минных аппаратов. Запрещалась военная или морская авиация, а также управляемые воздушные шары. Проведение военных статей договора должно было осуществляться под контролем межсоюзнических контрольных комиссий: военной, морской и воздухоплавательной.

Сумма репараций, возложенных Н. м. д. на Болгарию, была определена в 2 250 млн. зол. фр., подлежавших уплате в течение 37 лет равными полугодовыми взносами начиная с 1. VII 1920. Кроме того, Болгария была обязана в шестимесячный срок поставить Греции, Румынии и Югославии 70 825 голов скота, а Югославии в течение 5 лет-по 50 тыс. m угля ежегодно.

Остальные статьи Н. м. д. касались второстепенных вопросов юридического и формального характера. Впоследствии ряд условий Н. м. д. отпал. Так, по Салоникскому соглашению 1938 между Болгарией и странами Балканской Антанты была отменена вся 4-я часть Н. м. д. (военные, морские и воздушные положения), и Болгария получила право свободно вооружаться.

Что касается обязательств по репарациям, то Болгария целиком выполнила натуральные поставки, но перед первым взносом денежных репараций, ссылаясь на тяжёлое экономическое и финансовое положение, попросила об отсрочке этого взноса на три года. В результате переговоров межсоюзническая репарационная комиссия в марте 1923 согласилась разделить репарации на две части- «А» и «В». Часть «А» размером в 550 млн. фр. должна была быть выплачена в течение 60 лет возрастающими взносами, а для уплаты части «В» в 1 750 млн. фр. предоставлялась отсрочка на 30 лет. Гаагская конференция по урегулированию репараций в 1930 уменьшила обязательства Болгарии до 300 млн. фр. После объявления в связи с мировым экономическим кризисом всеобщего моратория Болгария вовсе прекратила уплату репараций. В общей сложности Болгария уплатила свыше 65 млн. фр. репараций (помимо расходов на содержание оккупационных войск, межсоюзнических контрольных органов и т. п.).

10 стр., 4836 слов

Договор комиссии

... собственного имени, отчуждать имущество комитента либо приобретать для него имущество. Целью курсовой работы является рассмотрение понятия "договор комиссии", выявление его признаков и способов заключения. В связи с поставленной ...

Севрский мирный договор 1920

С. м. д. принадлежит к группе международных договоров, завершивших первую мировую войну и образующих т. н. версальскую систему (см. Версальский мирный договор 1919).

С. м. д. оформил раздел Турции, составлявший одну из основных империалистических целей войны для стран Антанты (см. <<Сайкс — Пико соглашение>>, Сен-Жан де Морьенн соглашение и Мудросское перемирие).

Вопрос о разделе Турции не раз обсуждался во время Парижской мирной конференции, однако, переплетаясь с вопросом о репарациях и территориальными вопросами в Западной Европе, он служил объектом комбинаций и сделок между державами и разрешён ими не был. Только в начале 1920 конференция послов главных союзных держав в Лондоне разработала, наконец, проект мирного договора с Турцией. В апреле 1920 на конференции в Сан-Ремо (см.) между Англией и Францией было достигнуто соглашение о разделе азиатских владений Турции; тогда же был выработан проект мирного договора с Турцией. 11. V 1920 этот проект был сообщён делегации султанского правительства, прибывшей для этого в Париж, и опубликован в печати.

Созданное в апреле 1920 в Анкаре Великое национальное собрание Турции, провозгласив себя единственной законной властью, обратилось 26. IV 1920 к Советскому правительству с просьбой об оказании помощи в борьбе против империалистов, а после опубликования проекта мирного договора заявило, что ни в коем случае его не признает. Союзники решили использовать вооружённую силу для восстановления власти султанского правительства на всей территории Турции. К этому времени войска Антанты (английские, французские, итальянские, греческие) оккупировали уже не только все арабские земли бывшей Оттоманской империи, но и некоторые важные районы собственно Турции, в т. ч. Константинополь, зону проливов и Измир (Смирну).

Согласно решению Верховного совета Антанты (принятому на заседании в Булони 21-22. VI) греческая армия, обильно снабжённая английским оружием, при поддержке английского флота 22. VI 1920 начала наступление на турецкие национально-освободительные силы. Султанское правительство, фактически уже не обладавшее властью, полностью капитулировало перед союзниками и подписало С. м. д.

С. м. д. состоял из 13 частей и 433 статей. Часть I включала текст устава Лиги наций.

Судьба территорий Турции определялась II частью договора, трактовавшей вопрос о границах, и главами III части («Политические положения»).

С. м. д. лишал Турцию владычества над арабами, курдами, армянами и другими угнетёнными народами, но только для того, чтобы эти народы были закабалены империалистами Антанты. От Оттоманской империи отходило 3/4 её территории. Восточная Фракия с Адрианополем, европейский берег Дарданелл и весь Галлиполийский п-ов, а также Измир, передавались Греции. Турция утрачивала все земли в европейской части империи, кроме узкой полосы вблизи Стамбула, который оставался формально в турецких руках. Однако, как указывалось в той же статье, в случае уклонения Турции от соблюдения С. м. д. «союзные державы определённо оставляют за собой право изменить предшествующее условие».

14 стр., 6747 слов

Лига Наций и ее характеристика

... время. В годы между двумя мировыми войнами Лига наций была, конечно, в центре внимания. Тогда же и был опубликован Устав Лиги на русском языке. Были изданы ряд трудов ... конкретно о Лиге наций. [3] В дальнейшем вопросам Лиги уделялось внимание в крупных изданиях ...

Зона проливов (см.), также номинально остававшаяся в составе турецкой территории, не только подлежала полному разоружению, но и поступала целиком под контроль специальной международной «Комиссии проливов», которая образовывалась (ст. 40) из делегатов США, «в том случае и с того дня, когда они захотят принять в ней участие», Великобритании, Франции, Италии, Японии и России, «если она (Россия) сделается и с того дня, как она сделается членом Лиги наций», Греции, Румынии, а также Болгарии и Турции (в отношении двух последних с той же оговоркой, что и в отношении России).

Члены комиссии согласно ст. 41 пользовались дипломатическими привилегиями; комиссия получала право действовать «в полной независимости от местной власти». Комиссия могла организовать корпус особой полиции под командованием иностранных офицеров (ст. 48) и воспользоваться вооружёнными силами по согласованию с представителями союзных держав в Стамбуле (ст. 44).

Комиссия могла также устанавливать собственный бюджет и иметь флаг (ст. 42).

Статьи, касавшиеся проливов, носили явно антисоветский характер: державы, проводившие интервенцию против Советской России, получили возможность базировать свои военно-морские силы на порты зоны проливов.

Сирия, Ливан, Палестина и Месопотамия отбирались у Турции и передавались под мандатное управление (см. Мандатная система).

Турция лишалась своих владений на Аравийском п-ове и обязывалась признать королевство Хиджаз (ст. 98-100).

Определение границы между Турцией и Арменией предоставлялось третейскому решению президента США (ст. 89).

«Великая Армения» по замыслу Вильсона и его советников должна была явиться государством, фактически зависимым от США, и плацдармом в борьбе против Советской России. От Турции отделялся Курдистан. Для определения его границ назначалась англо-франко-итальянская комиссия, после чего, если Совет Лиги наций найдёт население этой области «способным к независимости», Курдистану будет предоставлена «автономия» (ст. 62-64).

Турция отказывалась от всех прав в Египте и над Египтом (ст. 101) и признавала английский протекторат над ним, объявленный 18. XII 1914. Турция утрачивала также всякие права в отношении Судана (ст. 113), признавала британскую аннексию Кипра, провозглашённую 5. XI 1914 (ст. 115), и протекторат Франции над Марокко и Тунисом (ст. 118- 120).

Она отказывалась также от всяких прав и привилегий, которые были сохранены за султаном в Ливии (ст. 121).

Согласно ст. 122 Турция отдавала Италии все свои права на острова Эгейского моря (Додеканез).

Турция фактически была лишена прав суверенного государства. Специальное постановление восстанавливало режим капитуляций (см.), распространяя его и на те союзные державы, которые не пользовались им до первой мировой войны (ст. 261).

Для руководства турецкими финансами образовывалась финансовая комиссия из представителей Франции, Британской империи и Италии, а также турецкого представителя с совещательным голосом (ст. 231).

В распоряжение финансовой комиссии предоставлялись «все ресурсы Турции, за исключением доходов, уступаемых или даваемых в качестве гарантии платежей по Оттоманскому публичному долгу» (ст. 236).

3 стр., 1439 слов

Организация верховной государственной власти во Франции

... принципу разделения власти является некоторый приоритет исполнительной власти перед законодательной. Законодательная власть во Франции Высшим законодательным органом Франции является ... стран. Они рассматриваются как представители всей нации и выполняют свои функции на ... требуют обязательной ратификации парламентом). В части осуществления судебной власти Президент обладает правом помилования. Статья ...

Эта комиссия должна была «принимать такие меры, какие она сочтёт наиболее подобающими для сохранения и увеличения ресурсов Турции». Ей предоставлялся полный контроль над всей экономикой Турции. Без одобрения финансовой комиссии турецкий бюджет не мог быть поставлен на обсуждение парламента, и без её санкции парламент не мог его изменить (ст. 232).

В экономический раздел С. м. д. были включены также внешнеполитические статьи, по которым Турция признавала отменёнными все договоры, конвенции или соглашения, которые она заключила когда-либо до вступления в силу С. м. д. с Германией, Австрией, Венгрией или Болгарией (ст. 275), а также «с Россией или со всяким государством или правительством, территория которого составляла ранее часть России» (ст. 277).

Часть IV С. м. д. касалась вопроса о «защите меньшинств», причём предусматривалось, что «главные союзные державы по совместному рассмотрению с Советом Лиги наций определят, какие меры необходимы, чтобы гарантировать выполнение постановлений настоящей части», а Турция заранее соглашалась на «всякие решения, которые будут приняты по этому предмету».

«Военные, морские и воздушные положения», составлявшие V часть С. м. д., фиксировали полную демобилизацию турецких вооружённых сил. Армия Турции не должна была превышать 50 тыс. солдат и офицеров, в т. ч. 35 тыс. жандармерии (ст. 152-164).

Все турецкие военные суда сдавались главным союзным державам, а для административных нужд Турции оставлялось 7 сторожевых судов и 5 миноносцев (ст. 181-189).

Подписание С. м. д. — самого кабального и грабительского из всех договоров версальской системы — вызвало негодование турецкого народа. Анкарское правительство категорически отвергло договор. Даже султан не решился ратифицировать его.

В своей борьбе за отмену С. м. д. анкарское правительство опиралось на массовое антиимпериалистическое движение в стране, на поддержку Советской России (см. Советско-турецкий договор 1921) и на сочувствие угнетённых народов Востока. Одержав победу над англо-греческой интервенцией и умело использовав начавшийся уже сразу после подписания С. м. д. раскол по турецкому вопросу в лагере Антанты ( Лондонская конференция 1921 и Франко-турецкое соглашение 1921 ), кемалисты в конечном счёте добились отмены этого договора ( Лозаннская конференция).-отмена договора

7. Политическая карта Европы в начале 1920-х гг

В 1923 году по Лозаннскому договору в Турции были установлены новые границы. Таким образом, 1923 год ознаменовался завершением этапа формирования границ и государств в Европе после Первой мировой войны.

В 1923 году в Европе было 34 государства и 7 зависимых территорий (Гибралтар, Ирландское Свободное государство, Исландия, Фарерские острова, Гернси, Джерси и Мэн).

Из государств СССР и Турция находились в Европе частично.

По Версальскому мирному договору Германия передавала:

·-возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870 г.).

·Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен;

  • ·Польше — Познань, части Поморья и другие территории Восточной Пруссии;
  • южная часть Верхней Силезии (в 1921 г.);
  • (при этом: исконные польские земли на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии — остались у Германии);
  • ·г. Данциг (Гданьск) был объявлен вольным городом;
  • ·г. Мемель (Клайпеда) передан в ведение держав-победительниц (в 1923 г. присоединен к Литве);
  • ·Дании — северная часть Шлезвига (в 1920 г.);
  • ·Чехословакии — небольшой участок Верхней Силезии;
  • ·Саарская область переходила на 15 лет под управление Лиги Наций;
  • ·германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км. — подлежали демилитаризации.

Колонии Германии были поделены между главными державами-победительницами — подмандатные территории — переданы по мандату Лиги Наций под управление: Германская Восточная Африка — Танганьика (Великобритании), Тоголенд и Камерун (поделены между Великобританией и Францией);Германская Юго-Западная Африка — Намибия (Южно-Африканскому союзу); Руанда -Урунди (Бельгии); Германская часть Новой Гвинеи (Австралии); Каролинские, Маршалловы и Марианские острова (Японии), острова Науру, Самоа (Новой Зеландии, Великобритании, Австралии), архипелаг Бисмарка (Австралии), владения на Соломоновых островах (Великобритании и Австралии).

16 стр., 7537 слов

Договор франшизы. Права и обязанности сторон

... или иного случая (например, договор страхования, договор пари). Во ФГК алеаторным договорам противополагаются договоры коммутативные, которые не основаны ... из понимания обязательства, выработанного законодательством и докриной Германии. Английское право в меньшей степени испытало влияние ... значением этого вида обязательств в хозяйственной жизни Франции во время принятия гражданского кодекса. Наличие в ...

После 2-ой мировой войны мандатная система Лиги наций будет заменена системой опеки ООН.

Сен-Жерменский мирный договор (1919 г.) и Трианонский мирный договор (1920 г.) между странами-победительницами и Австрией и Венгрией — подтвердили распад Австро-Венгрии (образовались новые государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Часть территорий были переданы: Польше — Галиция; Румынии — Трансильвания и восточная часть Баната; Югославии — Хорватия, Бачка и западная часть Баната; Чехословакии — Словакия и Закарпатская Украина).

По Нейискому мирному договору (1919 г.) Болгария теряла значительную территорию, отошедшую частично Югославии, частично странам-победительницам.

В результате революции 1917 г. в России образовалось первое в мире социалистическое государство РСФСР (позже СССР).

Образовались и получили независимость: Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Польша. Острова Шпицберген стали территорией Норвегии, острова Земля Франца-Иосифа — территорией РСФСР. Территориальные изменения произошли и в Азии: распалась Османская империя (союзник германо-австрийского блока) — выделилась Турция, образовались независимые государства на Аравийском полуострове — Хиджаз, Асир, Йемен. Бывшие владения Османской империи были переданы по мандатам Лиги наций под управление Великобритании — Ирак, Палестина и Трансиордания; и Франции — Ливан и Сирия.

4. Французская система союзов и санитарный кордон

«Французская система союзов»

Польско-французский союз 1921 — Договор о политическом. союзе, — подписан 19 февр. 1921 в Париже. Предусматривал согласование действий панской Польши и Франции в случае неспровоцированного нападения на обе или одну из сторон. В дополнение к договору было подписано (27 апр. 1922) секретное польско-французское военное соглашение, к-рым предусматривалась помощь Польше со стороны Франции в случае военного конфликта Польши с Сов. Россией, а также взаимная воен. помощь в случае нападения Германии на о дно из этих гос-в. Значение союза было подорвано Локарнскими договорами 1925, поставившими действие Франции по оказанию помощи Польши в зависимость от Лиги наций. В сент. 1939, когда гитлеровская Германия напала на Польшу, Франция, хотя и объявила в ответ на это Германии войну, но фактически не оказала помощи Польше в защите от агрессии.

6 стр., 2648 слов

Конституция Франции

... 2. Конституция Франции Конституция Франции — основной закон Французской республики. 2.1 Конституция Франции 1791 года , Впервые в стране конституция ... о разделении Чехословакии с 1 января 1993 г. на Чехию ... внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо ... 1791 года. Желая избежать повторения тирании со стороны национального представительства, составители конституции ...

Франко-чехословацкий Договор 1924

Ст. 1 Ф.-ч. д. обязывала обе стороны «сноситься друг с другом для соглашения по всем вопросам внешней политики, способным поставить под угрозу их безопасность» или нанести ущерб порядку, установленному Версальским, Сен-Жерменским и Трианонским договорами и другими совместно подписанными дипломатическими документами.

Ст. 3,4 и 5 конкретизировали и расширяли это положение. Договор обязывал обе стороны принять совместные меры в случае возникновения угрозы присоединения Австрии к Германии (ст.З), а также в случае если возникнет опасность реставрации Габсбургов в Венгрии или Гогенцоллернов в Германии (ст. 4 и 5).

Договаривающиеся стороны объявляли, что заключат соглашение для охраны их общих интересов «на случай, если бы таковые оказались под угрозой» (ст. 2).

Кроме того, они обязались сообщить друг другу о заключённых ими прежде политических соглашениях, относящихся к Центральной Европе, и советоваться друг с другом о заключении новых соглашений (ст. 7).

Этот пункт означал установление контроля Франции над отношениями Чехословакии с её соседями.

Обе стороны условились разрешать возникающие между ними споры в порядке третейского разбирательства и арбитража (ст. 6).

Ф.-ч. д. улучшал международное положение Франции, находившейся в это время в связи с крахом оккупации Рурской области под угрозой дипломатической изоляции. Французская дипломатия видела в Ф.-ч. д. также одно из средств усиления «санитарного кордона», созданного в Восточной Европе против Советского Союза. Ф.-ч. д. был дополнен в 1925 франко-чехословацким гарантийным пактом, подписанным в Локарно.

Малая Антанта — альянс Чехословакии, Румынии и Югославии, созданный в 1920—1921 годах. Целью

Данный альянс получил поддержку Франции, которая подписала военные соглашения с каждой из трех участниц Малой Антанты. Для Франции Малая Антанта давала возможность открытия второго фронта в случае вооруженного конфликта с Германией.

Первоначальные цели альянса со временем становились все менее актуальными. Вооруженные силы Венгрии уступали совокупной военной мощи трех государств Малой Антанты. Восстановление монархии в Австрии или Венгрии также становилось с каждым годом менее вероятным.

Также, со временем, среди стран участниц возникли расхождения во взглядах, откуда исходит внешняя угроза. Чехословакия опасалась нападения нацистской Германии и под руководством президента Эдварда Бенеша пошла на сближение с Советским Союзом. Румыния рассматривала СССР как потенциальную угрозу своей национальной безопасности и территориальной целостности. После того, как премьер-министром Румынии стал Алексендр Авереску, Румыния в своей внешней политике стала ориентироваться на Италию и Германию. Югославия опасалась территориальных притязаний со стороны фашистской Италии и стала занимать прогерманскую политику по многим вопросам. Югославия и Румыния вошли в 1934 г. в состав военно-политического союза Балканская Антанта без участия Чехословакии. Можно предположить, что вопрос стабильности и нерушимости границ на Балканах был для Югославии и Румынии важнее, чем национальная безопасность Чехословакии. Малая Антанта начала распадаться в 1936 г. и окончательно исчезла в 1938 г. в связи с прекращением существования Чехословакии в результате Мюнхенского сговора.

9 стр., 4222 слов

Современная система образования во Франции

... внимание уделяется развитию речи малышей, пению, рисованию, физическим упражнениям, воспитанию санитарно-гигиенических привычек и простейших навыков самообслуживания»2. Ругать, кричать на маленьких ... материк» и т.д., рассказывают о природных условиях, населении и административном делении Франции. Огромное внимание учителя уделяют краеведческому материалу (исторические события, происходившие в ...

Санирарный кордон

В буквальном переводе понятие санитарный кордон обозначает одно из основных мероприятий, предпринимаемых в ходе карантина, — карантинную (санитарную) линию, полосу (зону) отчуждения, специально организуемый барьер для остановки распространения эпидемии заразной болезни.

В первой половине XX века после краха Российской империи с образованием и упрочением на большей части её территории советской власти, а особенно с возникновением Коминтерна, понятие «санитарный кордон» стало употребляться метафорически. Первенство в этом приписывается премьер-министру Италии Витторио Орландо, заявившему 21 января 1919 года на заседании премьер-министров в рамках Версальской конференции:

« Обычно, чтобы остановить распространение эпидемии, устанавливают санитарный кордон. Если принять подобные же меры против распространения большевизма, он мог бы быть побеждён, ибо изолировать его — значит победить.»

В дальнейшем эта идея была поддержана председателем Совета министров Франции Жоржем Клемансо: в марте 1919 года он убеждал недавно созданные пограничные с РСФСР государства сформировать антироссийский оборонительный союз с целью изоляции Европы от угрозы распространения коммунизма и экспорта революции. Основной задачей создаваемого «санитарного кордона» была полная политическая и экономическая изоляция Советской России, а также предотвращение сотрудничества между Германией и Россией.

У историков нет единого мнения относительно того, какие страны входили в «санитарный кордон»; в различных источниках упоминаются Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия. Отдельные исследователи считают, что Венгрия, Финляндия и прибалтийские государства не входили в систему «кордона».

Ленин называл мирный договор с Эстонией в 1920 году новым «окном в Европу», поскольку в результате его заключения в «санитарном кордоне» образовалась первая брешь.

Концепция «санитарного кордона» стала важным элементом организации Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Госсекретарь США, лауреат Нобелевской премии мира Генри Киссинджер в своей книге «Дипломатия», например, отмечает, что благодаря Версалю «Россия была оторвана от Европы революционной драмой и „санитарным кордоном“ малых восточноевропейских государств»[14].

Ряд исследователей сомневается в том, что система «санитарного кордона» работала эффективно[7][15].

Некоторые историки — в частности, Андре Фонтэн (фр. Andrй Fontaine) — видят в концепции «санитарного кордона» Клемансо реальное начало холодной войны.

Идеолог неоевразийства Александр Дугин относит разработку идеи «санитарного кордона» к концу XIX века и находит британский след: он усматривает среди её истоков стремление Великобритании предотвратить континентальный российско-германский союз с помощью организации ряда небольших пограничных подконтрольных ей буферных государств между Российской империей и Пруссией. Используемые для этого местные национально-освободительные движения и неприязнь к бывшим метрополиям должны были служить постоянным источником нестабильности в Восточной Европе. Впрочем, столь радикальные точки зрения не общеприняты.