Работа состоит из введения трех разделов и заключения.
Представилось необходимым начать тему с исторических предпосылок теории современного понимания права.
1.Общая теория правопонимания.
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах: во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», — это естественное право; во-вторых, право означает то, что «полезно всем и многим в каком-либо государстве»,- это цивильное (гражданское) право.
По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве, однако изначальные основы, хотя и в «модернизированном» виде, но сохранились. Многие институты римского права (такие, как право собственности, наследованная, купли-продажи и другие) постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов в других странах. Например, знаменитый Кодекс Наполеона или гражданский Кодекс Франции 1804 года был подготовлен на основе глубокого изучения и широкого использования римского права. В частности, в нем под сильным влиянием принципов и различных институтов римского права особо выделялось право собственности, закреплялись пути и способы приобретения собственности. Подобное влияние римского права на правовые системы других стран, называемое в юридической литературе рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а также на определении понятия самого права.
Право играет огромную роль в развитии общества, основные положительные проявления которой приведены ниже:
- Право контролируется действиями людей, тем самым упорядочивает общественные отношения.
- Способность права отображать интересы, как частных лиц, так и общества в целом. Право оказывает воздействие на поведение и деятельность людей путем согласования их интересов.
- Право является определителем свободы, не вообще, а лишь ее границ.
- Право определяет равенство всех людей перед законом, не взирая от их материального положения и социального положения в обществе.
- С помощью права общество обновляется и прогрессирует.
- Право – это единственная социальная норма, с помощью которой государство может решать внутренние и внешние проблемы.
1.1Сущность понимания права.
Сущность – это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.
Конституционные права и свободы человека и гражданина как приоритетный ...
... Уголовное право Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2000. - 544 с. ISBN 5-7695-0542-7. 28. Кадников Б.Н. Уголовно-правовая охрана неприкосновенности частной жизни: ... прав и свобод человека и гражданина в России. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. - 104 c. 34. Кудрявцев В.Л. Преступления против интеллектуальной собственности ... регламентации// Общество и право. – 2013. - ...
Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода
Право имеет обще0социальную сущность, служит интересами всех без исключений людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношение между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Обще социальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.
Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.
Многообразие подходов понимания права.
Прежде чем анализировать разнообразные трактовки
По моему мнению, все концепции, авторы которых стремятся объяснить соотношение закона и права; рассматривающих сущность права через призму иных явлений (экономический строй, психика человека и так далее) и уже, исходя из сущности этих явлений, решают проблему соотношения права и закона; рассматривающие сущность права как явление самостоятельное и не определяемое сущностям других явлений и процессов. К первой группе относятся легизм и нормативизм, ко второй группе концепции исторической, психологической, социологической, марксисткой школы, к третьей либерально-юридическая (или просто юридическая) концепция права.
Согласно этим теориям сущность права и закона нельзя различать, и таким образом «закон есть форма, а право это не один закон, а вся сумма или совокупность законов» или «совокупность норма абстрактного долженствования». И поэтому право представляет собой совокупность норм установленных государством и, обеспеченных его принудительной силой. Стремление отождествить право и закон. Конечно имеет под собой определенное основание: в этом случае рамки права формализуются, становятся более «чистыми», правом признаётся лишь то, что возведено в закон: вне закона нет и не может быть права.
Основные положения и сущность Закона «О техническом регулировании» ...
... или переходными положениями Закона. Можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования в рамках системы технических регламентов, представляющиеся целесообразными, как минимум, на начальных этапах подготовки технического законодательства: техническими регламентами регулируются не ...
Однако в русле такого подхода легисты и нормативисты сводят право к закону и трактуют его принудительный характер как сущность и его отличительную особенность. По такой логике получается, что официальная власть может возвести неправо (и вообще все не правовые социальные норма) может по своему усмотрению и произволу возвести вправо. С помощью принуждения (приказа власти) решаются таким образом задачи не только субъективного характера (формулирование норм законодательства), но и объективного плана (формулирование и создание самого права), а также научного профиля (установление и выяснение специфики права, его отличие от иных социальных норм).
Приверженцы такого позитивистского отождествления права и закона сводят проблему социального смысла и роли к вопросу о принудительно-
При сведении права совокупности норм, оно становится чем-то внешним для человека, навязанным ему сверху. Подобная узкая трактовка искажается право, так как для человека ценны норы не сами по себе, у те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают.
Такой односторонний инструментально-
Право и государство согласно марксистскому историко-
Место и роль права в системе социального регулирования (2)
... позволяют говорить о том, что нормативность права в регулировании социальных отношений не только предстает в виде отдельных ... выгодности определенного поведения, распределении тех или иных социальных ролей. Акцент делается на авторитете, а не на ... норм, общественных установок. Правила, нормы, установления служат внешними регуляторами, которым люди обязаны подчиняться как члены определенной социальной ...
Однако, следует заметить, что при рабовладельческом
И, как считать Керимов, «нельзя характеризовать право одновременно как волю господствующего класса и как совокупность юридических норм по той причине, что воля, будучи предметной, действующей, практической реализующейся формой сознания, не может быть сведена к совокупности правовых как к некой статичности, она непременно предполагает реальное действие норм, предметное воплощение в реализации общественных отношениях».
Право в контексте такого понимания не имеет сущности право вообще, а есть лишь сущности исторических типов права различных