Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей — в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи — это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.
Неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера: избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо от того, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также, чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга.
В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того чтобы сохранить его, супругам необходимо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, а, приходя домой, приносить с собой атмосферу приподнятости, радости и оптимизма. Если один из супругов находится в плохом настроении, другой должен помочь ему избавиться от угнетенного психического состояния. В каждой тревожной и печальной ситуации нужно попытаться уловить юмористические нотки, посмотреть на себя со стороны; в доме следует культивировать юмор и шутки. Если наваливаются неприятности, надо не пугаться, а попытаться спокойно сесть и последовательно разобраться в их причинах.
Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной супружеской жизни.
* Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения.
* Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как настоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.
* Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных ситуаций — прекрасная возможность быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса.
* Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.
Семейные конфликты и способы их преодоления
... супругов в семье и способы его преодоления. Гипотеза: формирование конфликтного поведения супругов связано с внутренними и внешними факторами. Цель – теоретическое выявление особенностей конфликтного поведения супругов в семье, а также анализ способов их преодоления. Задачи: 1) Рассмотреть семейный конфликт ...
* Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми порой кроется равнодушие, неверность и др.
* Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и что следовало бы забыть.
* Уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера.
* Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.
* Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надоесть друг другу, а разлука позволяет понять, насколько сильно любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.
* Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могут повлечь за собой серьезные последствия.
* Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.
* Осознавать причины и последствия неверности.
* Не впадать в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в супружеской жизни, было бы неверно «гордо» разойтись и не искать выхода. Но еще хуже сохранять хотя бы внешнее равновесие путем унижений и угроз.
Развод не проходит бесследно ни для одного члена семьи. Он оставляет свой след в душе каждого, кто с ним столкнулся, будь то бывшие супруги или их дети. Этот след может быть разным. Или это будет полезный опыт, или тяжелая психологическая травма. Зависит это, прежде всего от супругов. Если это взрослые, здравомыслящие люди, то негативных последствий можно будет избежать. В принципе, можно избежать и развода.
Но если развода избежать не удалось? Что же делать дальше? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что тут так же все зависит только от конкретного человека, готов ли он принять реальность такой, какая она есть, и учиться на ошибках, или нет. В любом случае возможность найти любовь и быть счастливым есть всегда.
Выводы по работе:
1. Развитие семейных отношений — это закономерный процесс. Супружеская жизнь не может протекать без конфликтов. Бескризисное развитие семьи невозможно
2. Разрешение конфликтных ситуаций в семье зависит от выбранных моделей поведения каждого члена семьи и желания разрешить конфликт.
3. Основными причинами разводов являются: материальные бытовые проблемы, пьянство одного из супругов, ослабление ценности семьи для нынешнего поколения, супружеская неверность, психологическая несовместимость, однообразие и скука семейной жизни, новая любовь, отсутствие детей и другие.
4. Окончание супружеских отношений влечет за собой изменение всего уклада жизни. Независимо от того, каким образом супруги разорвали отношения, им обоим приходится приспосабливаться к изменившимся условиям.
5. Последствия развода могут выражаются как в психологических, так и в физиологических нарушениях.
Тема семья в разводе
... кризиса семьи, причины и мотивы разводов. 2) изучить основные стадии и фазы развода; 3) исследовать 4) проанализировать Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, анкетирование, (степень удовлетворенности – неудовлетворенности семейными отношениями ...
6. Нельзя говорить о том, что кто-то из членов семьи переносит развод тяжелее. Трудности возникают в любом случае, различаются они только своим характером (бытовые, социальные, психологические и т.д.).
7. Для детей в большинстве случаев отмечается явное отрицательное влияние развода, в отличие от супругов, которым развод может принести «облегчение».
8. Второй брак не обязательно будет лучше первого, но и не обязательно хуже, что относится как к супругам, как и к их детям. Все зависит от умения учиться на ошибках, делать правильные выводы и от выбранных моделей поведения.
9. Можно выделить основные причины роста разводов: феминизм, рост продолжительности жизни, изменение темпа и стиля жизни в урбанизированном обществе, кардинальные изменения в брачно-семейных отношениях, возникновение противоречий между материнскими и производственными функциями женщин, отсутствие негативных стереотипов у разведенных.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/vzaimootnosheniya-suprugov-v-period-razvoda/
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2. Антонова, А.И. Социология семьи: Учебник — 2-е изд.- М.,2005.
3. Артамонова, Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Под ред. Е.Г. Силяевой // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Архипова, Е. Развод и его последствия: СПД Бондарук Л. Н., 2008г. — 96с.
5. Видра, Д. Развод: трагедия или надежда. Дошкольное воспитание. — 2008 г. -№ 4.
6. Долгова, Т.П., Симонова Е.В. Проблемы комплексного изучения семьи. // Социология семьи: социологические исследования. — 2000. — № 4 с.137-139.
7. Елизаров, В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики. // Социологические исследования. — 2008 г. — № 4.
8. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособ. / О.А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
9. Лавриненко, В.Н. Психология семьи / В.Н. Лавриненко. ?М: Юнити ? Дана, 2007. — 271с.
10. Римашевская, Н., Ванной Д. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 г.
11. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова. ? М.: ИНФРА-М, 2001. — 406с.
12. Целуйко, В.М. Как спасти отношения и стоит ли это делать АСТ Москва, У-Фактория 2008г. — 230с.
13. Черняк, Е.М. Социология семьи: Учебное пособие / Е.М. Черняк. — М.: Дашков и К, 2004. — 310с.
14. Шморина, Е.В. О методах консультативной работы в ситуации развода // Психология зрелости и старения. — 2000. — № 2.
15. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).
16. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 768с.