ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗЫСКА ЛИЦ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ

Фактически количество идентифицированных трупов в 70-е годы не превышало 25%, а в 80-е и 90-е годы было еще меньше. В случае обнаружения трупа неизвестного человека возникают специфические задачи, требующие соответствующих средств и методов для установления давности и причины смерти; способа убийства (если причина смерти криминальная); обнаружение и собирание следов лица, совершившего преступление; идентификация трупа.

При наружном осмотре трупа необходимо участие судебного медика. Главная проблема, возникающая при обнаружении неопознанного трупа, заключается в определении давности наступления смерти. Дефицит времени становится постоянно действующим фактором розыска, так как особенности среды нахождения (температура, влажность, наличие агрессивных веществ и т.п.) и длительность времени, прошедшего с момента смерти, обусловливают его необратимые изменения, затрудняющие решение этой задачи. Тем не менее криминалистикой и судебной медициной разработаны довольно эффективные методы для установления давности наступления смерти. Это прежде всего умозрительные (приблизительные), состоящие в оценке специалистом-медиком и с использованием НТС и методов исследования не только трупа, но и пятен крови, если они обнаружены в жилище пропавшего без вести человека.

Такие исследования позволяют с вероятностью определить время наступления смерти. Предприняты попытки поиска научно-технических возможностей решения обозначенной проблемы. В этих условиях судебные медики обращаются к биохимическим методам, которые позволяют более точно определить время наступления смерти. С этой же целью используется реакция мышц на механическое или электрическое воздействие, реакция зрачков на атропин и пилокарпин. В комплексе с другими они дают возможность получить ответ на этот сложный и практически важный вопрос.

Проблемы розыска без вести пропавших и установления личности неопознанных трупов обусловили появление довольно эффективного вида криминалистического учета, представляющего научно-техническую основу розыска этих объектов. Учет без вести пропавших, неопознанных трупов, больных и детей, личность которых не установлена, производится в ИЦ и ГИЦ путем ведения картотек и автоматизированного информационного банка данных (АИПС «Опознание»).

Учет формируется на основе формализованных опознавательных карт единого образца, содержащих описания внешних признаков человека на все учетные категории. Приказ МВД России от 12 июля 2000 г. обращает внимание на особенно тщательную фиксацию характерных примет, состояния зубов, словесного портрета, одежды, так как от их достоверности зависит результат работы по идентификации личности. Проблема заключается в том, что многие графы опознавательной карты, особенно на без вести пропавших, заполняются иногда по памяти, что влечет искажение информации. Как результат этого — недостаточная эффективность системы, поскольку функционирование АИПС заключается в автоматизированном сравнении по описаниям различных по своему состоянию объектов живой и неживой природы (человек и труп).

3 стр., 1492 слов

Определение давности наступления смерти

... наступления смерти. 1. Определение давности наступления смерти по методам исследования суправитальных реакций После смерти организма в целом отдельные ткани еще способны проявлять свои функции. Для установления времени наступления смерти ... окраску. Для решения по трупным пятнам вопросов давности наступления смерти, перемещения трупа и других необходимо представлять процессы развития трупных ...

Решение этой проблемы лежит не только в плоскости наличия профессионально грамотных, добросовестно относящихся к делу работников, обеспечивающих на должном количественном и качественном уровне сбор соответствующей информации, но и в совершенствовании современных информационных технологий на основе нового методического обеспечения программных средств системы. Кроме того, назрела необходимость правового решения вопроса о дополнении опознавательных карт более широким кругом идентификационных признаков (введение идентификационного кода в определенный зуб, обязательная дактилоскопическая регистрация граждан России и т.д.).

О важности использования результатов сопоставления экспертно-криминалистической информации об объектах учета и объектах проверки свидетельствует введение Приказом МВД России от 10 февраля 2006 г. нового вида учета в экспертно-криминалистических подразделениях — краниологического (черепов неопознанных трупов).

Данный учет предназначен для установления личности неопознанных трупов по их черепам. Органы (лица), в производстве которых находятся материалы по установлению личности неопознанных трупов, организуют получение и направление обработанных препаратов черепов в соответствующее ЭКП для реконструкции прижизненного облика и постановки его на учет, а также проверки по данному учету без вести пропавших граждан и иных разыскиваемых лиц. Учет ведется по натурным объектам — черепам неопознанных трупов, фрагментам костей черепа, зубным протезам, мостам, коронкам, представленным на исследование вместе с черепом.

Сведения о разыскиваемых лицах могут быть получены из учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела. Если при проверке конкретного гражданина по учетам органов внутренних дел будет установлен факт его объявления в розыск, то это следует рассматривать как основание для проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий.

Постановка на учет лица, объявленного в федеральный розыск, осуществляется постановлением об объявлении розыска с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, серии и номера паспорта разыскиваемого. При необходимости отдельные из указанных лиц объявляются в федеральный розыск и ставятся на учет по шифротелеграммам. Основанием для снятия разыскиваемого с учета является прекращение в отношении его розыскного дела.

В созданное в Санкт — Петербурге Бюро регистрации несчастных случаев (БРНС) в обязательном порядке направляются фотоснимки и другие данные трупов неизвестных лиц из их опознавательных карт. Информация о всех обнаруженных в течение суток трупах передается по модемной связи в органы внутренних дел, где обеспечивается их оперативное опознание.

5 стр., 2221 слов

Процессуальный порядок назначения и производства судебно-медицинской ...

... судебно-медицинской экспертизы (исследования) трупа являются: 1. Насильственная смерть; 2. Внезапная смерть, подозрительная на насильственную; 3. Обнаружение трупа неизвестного лица, атакже смерть неизвестного лица ... при наличии заявления на неправильные действия медицинского персонала. Судебно-медицинскую экспертизу (исследование) трупа производят в моргах государственных и муниципальных экспертных ...

В Нижнем Новгороде на базе Автозаводского отделения бюро судебно — медицинской экспертизы создан специализированный морг, где проводятся все экспертизы и исследования неопознанных трупов, обнаруженных в областном центре. За счет активизации взаимодействия экспертов — криминалистов органов внутренних дел и судебно — медицинских экспертов более чем в 13 тыс. случаев трупы неизвестных погибших были в оперативном порядке идентифицированы в судебно — медицинских моргах.

Слабо внедряется в практику цифровая съемка с последующим накоплением компьютерной базы данных фотоизображений неопознанных трупов, использование которых исключительно положительно зарекомендовало себя, в частности, в Новосибирской области. В 75% случаев не выводится дактилоскопическая формула даже при наличии полученных с рук трупов пригодных пальцевых отпечатков. На местах практически не выполняется Федеральный закон о государственной дактилоскопической регистрации даже в отношении лиц, входящих в группы повышенного риска.

Работа по опознанию трупов зачастую проводится формально, вяло и безынициативно, без использования оперативных возможностей органов внутренних дел. Как правило, в планах работы по розыскным делам содержится стандартный перечень версий о том, кем являлся погибший, проверяются они поверхностно. Оперативно — розыскные мероприятия проводятся только в пределах района обнаружения трупов, несмотря на явную необходимость расширения границ поиска. Например, большинство обнаруживаемых в Усть — Ордынском Бурятском автономном округе неопознанных трупов попадает в него по р. Ангаре из Иркутской области. Однако из-за отсутствия должного взаимодействия между правоохранительными органами этих субъектов Российской Федерации процент опознания таких трупов остается низким.

В розыскных делах нередко отсутствуют необходимые документы, предусмотренные инструктивными указаниями МВД РФ, — копии протоколов осмотров мест происшествий, постановлений о назначении судебно — медицинских экспертиз, справок о местах хранения обнаруженных на трупах и при них вещей и др. Не во всех розыскных делах есть карты с образцами одежды и другими материалами, способствующими установлению личности погибших.

Слабо используются в идентификационной работе возможности средств массовой информации.

Повышение эффективности розыска без вести пропавших зависит от решения вопроса о всеобщей дактилоскопической регистрации населения, совершенствования научно-технического сопровождения этой деятельности, организации более эффективного функционирования автоматизированной системы учета за счет расширения комплекса идентификационных признаков, отражаемых в опознавательных картах, и повышения качества фиксации розыскной информации профессионально грамотными сотрудниками ОВД.

§ 4. Организация и взаимодействие ОВД со средствами массовой информации в процессе розыска лиц без вести пропавших

Под взаимодействием в юридической (прежде всего процессуальной и криминалистической) литературе принято понимать основанную на законе, согласованную по цели, месту и времени деятельность следователя, оперативного работника, направленную на решение общих или отдельных (специальных) задач расследования.

4 стр., 1639 слов

Использование новых информационных технологий в работе органов власти

... информационных технологий в МВД Федеральный закон от 12 августа 1995 года №144 – ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 6 в ст. 10 «Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности» гласит, что органы, ... дактилоскопической формуле. 2. АИПС «ОПОЗНАНИЕ» выдает информацию о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях – гражданах ...

Субъектами взаимодействия при розыске несовершеннолетних по уголовным делам, возбужденным по фактам их безвестного исчезновения, как показывает следственная практика, чаще всего являются: следователь прокуратуры; сотрудники уголовного розыска; сотрудники паспортно-визовой службы; сотрудники экспертно-криминалистических подразделений; информационных центров; судебно-медицинских бюро и другие специалисты и работники правоохранительных органов.

Характерной особенностью организации розыска несовершеннолетних по уголовному делу является взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел по месту их прежнего жительства. С их помощью имеется более широкая возможность проанализировать условия жизни, окружения, воспитания, интересов и поведения несовершеннолетнего; установить возможные причины, способствующие безвестному исчезновению. Это, например, склонность к бродяжничеству, конфликт с родителями, бесконтрольность со стороны родителей, стремление к самостоятельности, отклонения в психике, иные факторы.

Субъектами взаимодействия, хотя и особого рода, следует, по нашему мнению, признать также средства массовой информации: радио, телевидение, периодическая печать, обращение к которым нередко бывает весьма эффективным в розыске без вести пропавших.

Вопрос о субъектах взаимодействия при розыске тесно связан с вопросом о его формах. В научной юридической литературе все формы взаимодействия делят на две большие группы:

1) процессуальные формы; 2) непроцессуальные (их еще называют организационно-тактическими).

Оперативный уполномоченный — административно-штатная единица (должность) в системе органов исполнительной власти (в нашем случае — в ОВД), а орган дознания (по сути) — процессуально-правовое формирование. И если раньше (в 60 — 80-е гг. XX столетия) такие понятия, как «орган дознания», «дознаватель» и «оперативный уполномоченный», нередко отождествлялись, то в нынешней ситуации такой опыт должен быть отвергнут. Поэтому и именовать оперативных уполномоченных «дознавателями» некорректно, поскольку в системе ОВД есть специально предназначенные для выполнения соответствующих функций структурные (по формулировке законодателя) подразделения, т.е. отделы, отделения дознания.

В УПК, кстати, есть ст. 41 «Дознаватель», в части первой которой в весьма неудачной форме приведен тезис о том, что полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» не устранил рассматриваемых противоречий.

Понятие пропавшего без вести складывается из определенных характеристики, так к таким лицам относятся люди о местонахождении которых нет верной информации.

По статистике, пропадают без вести ежегодно превышает 88 тысяч людей. Если случилось именно так, что ваш самый близкий человек исчез, и давно не появлялся, вестей нет, а дела начаты им не завершены, его имущество, которое принадлежало ему на праве собственности, осталось без хозяина, необходимо обязательно зафиксировать это именно документально, чтобы была определенная возможность привести дела в порядок пропавшего в соответствии с нормами закона.

12 стр., 5603 слов

Взаимодействие следователя с органами дознания

... теоретико-правового анализа взаимодействия органов дознания и следователя как правового явления, института, присутствующего в российском законодательстве. 2.1 Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем, оперативным работником и ...

В правоохранительные органы, действующие на территории субъекта, нередко поступают определенные письменные заявления о без вести пропавших. Например, в этом году в Отдел МВД России по городу Салавату обратились более 140 граждан с просьбой установить местонахождение близких, разыскано 84 человека, сообщает пресс-служба МВД по РБ.

Люди пропадают неожиданно, внезапно, без реально объяснимых причин. В действующих в России нормативно-правовых актах под понятием «пропавший без вести» определяется человек, который исчез внезапно, при необычных условиях и без видимых причин.

Розыском пропавших без вести берутся определенные полицейские оперативно-розыскной части направленные на уголовный. Отмечается, что пик необъяснимых исчезновений людей в России приходится на осень и весну – пору обострения различных заболеваний, например психических.

Статья 13 Закона определяет, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей (среди прочих) предоставляется право производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ, следственные и иные процессуальные действия, оперативно-розыскные мероприятия; изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия при осуществлении ОРД; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации.

Несовершенство законодательства уголовно-правового блока и некоторых смежных законодательных систем в части рассматриваемого вопроса, безусловно, пагубно сказывается на качестве взаимодействия следователей следственных подразделений Следственного комитета, оперативных работников полиции, экспертно-криминалистических подразделений ОВД, а также сотрудников налоговых органов.

Наблюдаемое ныне «административное размежевание» взаимодействующих в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений субъектов формально обусловливает их процедурную самостоятельность, сопряженную с популярной ныне функциональной независимостью, и проч. Однако это лишь видимая, на первый взгляд, труднооспоримая часть проблемы.

Успешный розыск без вести пропавших лиц по делам данной категории во многом зависит от правильного взаимодействия следователя прокуратуры с оперативными работниками, сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений, других служб органов внутренних дел, а также с общественностью и средствами массовой информации.

Процессуальными формами такого взаимодействия являются: совместная работа следователя с органами дознания с начала расследования; выполнение органами дознания поручений следователя о производстве следственных и розыскных действий; содействие следователю со стороны органов дознания при выполнении отдельных следственных действий; производство следователем процессуальных действий одновременно с принятием органом дознания согласованных оперативных мер; уведомление следователя о результатах проводимых органом дознания оперативно-розыскных мероприятий и др.

4 стр., 1736 слов

Организация взаимодействия служб правоохранительных органов при ...

... ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Эффективное взаимодействие правоохранительных органов и средств массовой информации (далее - СМИ) является важным средством обеспечения прав граждан на информацию. Сотрудничество между следователем ... в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, следует учитывать в первую очередь при организации взаимодействия ...

К непроцессуальным формам взаимодействия относятся: совместный выезд следователя и работников органов дознания на место происшествия; совместное или согласованное планирование расследования по делу; создание следственно-оперативных групп; проведение следователями и работниками органов дознания тактических операций; передача следователю оперативной информации, полученной оперативным работником из негласных источников; совместное обсуждение результатов розыскной деятельности; выявление недостатков в осуществлении взаимодействия и принятие мер к их устранению и др.

Сущность и основное значение взаимодействия при розыске без вести пропавшего состоят в наиболее целесообразном объединении задач по обнаружению исчезнувшего лица и достижении этой общей для различных субъектов цели совместными, согласованными действиями.

Общими требованиями взаимодействия при расследовании уголовных дел, возбужденных по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних, являются: строгое соблюдение законности; разграничение компетенции субъектов взаимодействия; самостоятельность субъектов в выборе присущих им средств и методов при организующей роли следователя; неразглашение сведений, полученных негласным путем, а также источников их получения; систематичность взаимодействия вплоть до полного решения общей задачи (до обнаружения без вести пропавшего и его опознания).

Важная роль на первоначальном этапе принадлежит дежурной части органа внутренних дел, куда поступило сообщение об исчезновении человека. Дежурный по органу внутренних дел обязан зарегистрировать заявление в книге регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, составить формализованный бланк протокола заявления.

По мере осуществления розыска без вести пропавшего несовершеннолетнего меняется и основной ответственный за взаимодействие — организатор розыска. В цепочке «дежурный по органу внутренних дел — сотрудник розыскного подразделения — следователь» на первоначальном этапе при получении заявления об исчезновении несовершеннолетнего ведущую роль играет дежурный; затем, после заведения розыскного дела о безвестном отсутствии, ответственность за розыск возлагается на сотрудника розыскного подразделения ОВД. После возбуждения уголовного дела по факту исчезновения (при наличии признаков преступления) организатором взаимодействия становится следователь, в производстве которого находится уголовное дело.

Изучение практики показывает, что изначально при составлении важного в информационном отношении и весьма объемного документа — формализованного бланка протокола заявления допускается ряд неточностей и ошибок. К их числу прежде всего можно отнести неполноту ответов на вопросы бланка протокола, отсутствие всех необходимых сведений о физиологических данных пропавшего человека (рост, состояние зубного аппарата), отсутствие сведений об одежде, вещах пропавшего. В дальнейшем такие упущения существенно затрудняют работу по розыску и опознанию пропавшего без вести.

В качестве примера можно привести следующее.

4 июня 2003 г. в прокуратуру Октябрьского района г. Липецка поступил материал проверки по заявлению гражданки Н. о безвестном отсутствии ее дочери А., которая 27 мая 2003 г. в 18 часов 30 минут ушла из дома и не вернулась.

5 стр., 2141 слов

Курсовая. Юридический факультет им. А. А. Хмырова Кафедра криминалистики ...

... этого вида деятельности. Цель данной работы является изучение тактики розыска преступников и лиц, без вести пропавших. В связи с этим поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть ... практике розыска без вести пропавших лиц, в которой отсутствует целостная система ее осуществления 1 . Анализ изученной практики розыска без вести пропавших лиц также показывает, что реагирование органов внутренних дел ...

По данному сообщению следователем прокуратуры Октябрьского района г. Липецка 14 июня 2003 г. было возбуждено уголовное дело.

Спустя несколько месяцев в г. Грязи Липецкой области на берегу реки был обнаружен труп неизвестной девушки, без одежды. По причине гнилостных изменений опознать труп было невозможно. На трупе находились наручные часы.

Путем проведения подробных допросов родителей, родственников, друзей пропавшей были установлены: фирма-изготовитель, форма, цвет и другие отличительные особенности часов, имевшихся у А.

При предъявлении для опознания наручные часы, обнаруженные на трупе, были опознаны как принадлежащие без вести пропавшей А.

Заключениями проведенных молекулярно-генетической и медико-криминалистической (портретной) экспертиз установлена принадлежность обнаруженного трупа неизвестной девушки несовершеннолетней А.

На наш взгляд, следует поддержать высказанную в литературе рекомендацию о необходимости сводить воедино характеристики элементов и признаков внешности разыскиваемого, полученные в процессе опроса разных лиц, составления опознавательной карты, заполнения бланка протокола-заявления, информационно-поисковой карты.

Заключение

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

1. Пропавший без вести — юридический термин, определяющий положение человека, о местонахождении которого нет достоверной информации.

Международное гуманитарное право регулирует положения, связанные с пропавшими без вести людьми. Хотя большая часть положений международного гуманитарного права направлена на предотвращение исчезновения людей во время вооруженных конфликтов, некоторые её части касаются также людей, пропавших в мирное время.

В наше непростое время человеческая жизнь, к сожалению, не всегда ценится, и в этом свете проблема исчезновения людей без вести выходит на первый план. Стабильно высоко число лиц, исчезающий при криминальных обстоятельствах, то есть имеющих отношение к преступлению. Сегодня в числе лиц, пропавших без вести фигурируют граждане разного социального статуса: бизнесмены, служащие, безработные, несовершеннолетние и т.д.;

2. Основной целью института розыска лиц, пропавших без вести, является защита интересов заявителей и заинтересованных лиц;

3. Результаты розыска без вести пропавшего во многом зависят от действий сотрудников органов внутренних дел на первоначальном этапе проведения розыскных мероприятий. Важное значение имеет сбор необходимой информации о личности разыскиваемого, обстоятельствах исчезновения, возможных местах его нахождения;

4. Розыскная работа ведется по розыскным делам: по установлению личности трупа неизвестного гражданина и по установлению личности неизвестного больного.

Для установления местонахождения разыскиваемых без вести пропавших лиц, установления личности трупов неизвестных граждан и неизвестных больных в органах внутренних дел ведется централизованный учет лиц, пропавших без вести, трупов неизвестных граждан, а также неизвестных больных. Этот учет осуществляется информационными центрами МВД, УВД, а в целом по стране – ГИАЦ МВД России;

5. Розыск без вести пропавшего лица — это комплексная деятельность, связанная с решением широкого круга разноуровневых тактических, методических и научно-технических задач, направленных на достижение общей цели по установлению места нахождения человека. Следами и их носителями выступают фотоснимки, видеозаписи, описание внешности (особых примет, сопутствующих и функциональных признаков), следы рук, образцы почерка, крови, волос и других объектов;

18 стр., 8929 слов

Проблемы в деятельности суда и органов прокуратуры

... уголовного дела в суде, проблема отказа прокурора от обвинения в судебном заседании, проблема, пассивного поведения государственного обвинителя в судебном следствии. При подготовке и написании дипломной работы мною были изучены и ...

6. Следует также заметить, что существенное значение при розыске без вести пропавших граждан имеет тесное взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации, органами местного самоуправления и населением;

7. Под раскрытием преступления понимается деятельность уполномоченного законом субъекта, направленная на установление мотива, времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления и лиц, его совершивших.

Выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, означают поиск, обнаружение, сбор, фиксацию установочных и иных данных о лицах, задумывающих совершить преступления, а также совершающих или совершивших их.

Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

8. Результаты проведенного анализа показали необходимость проведения сотрудниками Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения Российской Федерации совместных целевых проверок организации и состояния этой работы в наиболее неблагополучных регионах. Запланированы конкретные мероприятия по ее активизации, повышению уровня координации и качества действий сотрудников всех ведомств, усиление оказываемой им практической и методической помощи. Прорабатывается вопрос о создании идентификационного медико — криминалистического центра по обслуживанию территории Москвы и Московской области;

  • Несовершенство законодательства уголовно-правового блока и некоторых смежных законодательных систем в части рассматриваемого вопроса, безусловно, пагубно сказывается на качестве взаимодействия следователей следственных подразделений Следственного комитета, оперативных работников полиции, экспертно-криминалистических подразделений ОВД, а также сотрудников налоговых органов. Наблюдаемое ныне «административное размежевание» взаимодействующих в выявлении, раскрытии и расследовании налоговых преступлений субъектов формально обусловливает их процедурную самостоятельность, сопряженную с популярной ныне функциональной независимостью, и проч. Однако это лишь видимая, на первый взгляд, труднооспоримая часть проблемы_. Успешный розыск без вести пропавших лиц по делам данной категории во многом зависит от правильного взаимодействия следователя прокуратуры с оперативными работниками, сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений, других служб органов внутренних дел, а также с общественностью и средствами массовой информации. Под взаимодействием в юридической (прежде всего процессуальной и криминалистической) литературе принято понимать основанную на законе, согласованную по цели, месту и времени деятельность следователя, оперативного работника, направленную на решение общих или отдельных (специальных) задач расследования. Субъектами взаимодействия при розыске несовершеннолетних по уголовным делам, возбужденным по фактам их безвестного исчезновения, как показывает следственная практика, чаще всего являются: следователь прокуратуры;
  • сотрудники уголовного розыска;
  • сотрудники паспортно-визовой службы;
  • сотрудники экспертно-криминалистических подразделений;
  • информационных центров;
  • судебно-медицинских бюро и другие специалисты и работники правоохранительных органов. Характерной особенностью организации розыска несовершеннолетних по уголовному делу является взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел по месту их прежнего жительства. С их помощью имеется более широкая возможность проанализировать условия жизни, окружения, воспитания, интересов и поведения несовершеннолетнего;
  • установить возможные причины, способствующие безвестному исчезновению. Это, например, склонность к бродяжничеству, конфликт с родителями, бесконтрольность со стороны родителей, стремление к самостоятельности, отклонения в психике, иные факторы. Субъектами взаимодействия, хотя и особого рода, следует, по нашему мнению, признать также средства массовой информации: радио, телевидение, периодическая печать, обращение к которым нередко бывает весьма эффективным в розыске без вести пропавших. Вопрос о субъектах взаимодействия при розыске тесно связан с вопросом о его формах. В научной юридической литературе все формы взаимодействия делят на две большие группы: 1) процессуальные формы;
  • 2) непроцессуальные (их еще называют организационно-тактическими).
    11 стр., 5254 слов

    Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

    ... носит не выжидательный пассивный характер, а представляет собой активную целенаправленную деятельность, систематически осуществляемую оперативно-розыскными органами. Другими словами, для возникновения оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий в ряде случаев необходимы поводы, которыми являются поступившие к ...

    Процессуальными формами такого взаимодействия являются: совместная работа следователя с органами дознания с начала расследования;

  • выполнение органами дознания поручений следователя о производстве следственных и розыскных действий;
  • содействие следователю со стороны органов дознания при выполнении отдельных следственных действий;
  • производство следователем процессуальных действий одновременно с принятием органом дознания согласованных оперативных мер;
  • уведомление следователя о результатах проводимых органом дознания оперативно-розыскных мероприятий и др. К непроцессуальным формам взаимодействия относятся: совместный выезд следователя и работников органов дознания на место происшествия;
  • совместное или согласованное планирование расследования по делу;
  • создание следственно-оперативных групп;
  • проведение следователями и работниками органов дознания тактических операций;
  • передача следователю оперативной информации, полученной оперативным работником из негласных источников;
  • совместное обсуждение результатов розыскной деятельности;
  • выявление недостатков в осуществлении взаимодействия и принятие мер к их устранению и др. Сущность и основное значение взаимодействия при розыске без вести пропавшего состоят в наиболее целесообразном объединении задач по обнаружению исчезнувшего лица и достижении этой общей для различных субъектов цели совместными, согласованными действиями. Общими требованиями взаимодействия при расследовании уголовных дел, возбужденных по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних, являются: строгое соблюдение законности;
  • разграничение компетенции субъектов взаимодействия;
  • самостоятельность субъектов в выборе присущих им средств и методов при организующей роли следователя;
  • неразглашение сведений, полученных негласным путем, а также источников их получения;
  • систематичность взаимодействия вплоть до полного решения общей задачи (до обнаружения без вести пропавшего и его опознания).

    Важная роль на первоначальном этапе принадлежит дежурной части органа внутренних дел, куда поступило сообщение об исчезновении человека. Дежурный по органу внутренних дел обязан зарегистрировать заявление в книге регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, составить формализованный бланк протокола заявления. По мере осуществления розыска без вести пропавшего несовершеннолетнего меняется и основной ответственный за взаимодействие — организатор розыска. В цепочке «дежурный по органу внутренних дел — сотрудник розыскного подразделения – следователь» на первоначальном этапе при получении заявления об исчезновении несовершеннолетнего ведущую роль играет дежурный;

  • затем, после заведения розыскного дела о безвестном отсутствии, ответственность за розыск возлагается на сотрудника розыскного подразделения ОВД. После возбуждения уголовного дела по факту исчезновения (при наличии признаков преступления) организатором взаимодействия становится следователь, в производстве которого находится уголовное дело. Изучение практики показывает, что изначально при составлении важного в информационном отношении и весьма объемного документа — формализованного бланка протокола заявления допускается ряд неточностей и ошибок. К их числу прежде всего можно отнести неполноту ответов на вопросы бланка протокола, отсутствие всех необходимых сведений о физиологических данных пропавшего человека (рост, состояние зубного аппарата), отсутствие сведений об одежде, вещах пропавшего. В дальнейшем такие упущения существенно затрудняют работу по розыску и опознанию пропавшего без вести. В качестве примера можно привести следующее. 4 июня 2003 г. в прокуратуру Октябрьского района г. Липецка поступил материал проверки по заявлению гражданки Н. о безвестном отсутствии ее дочери А., которая 27 мая 2003 г. в 18 часов 30 минут ушла из дома и не вернулась. По данному сообщению следователем прокуратуры Октябрьского района г. Липецка 14 июня 2003 г. было возбуждено уголовное дело. Спустя несколько месяцев в г. Грязи Липецкой области на берегу реки был обнаружен труп неизвестной девушки, без одежды. По причине гнилостных изменений опознать труп было невозможно. На трупе находились наручные часы. Путем проведения подробных допросов родителей, родственников, друзей пропавшей были установлены: фирма-изготовитель, форма, цвет и другие отличительные особенности часов, имевшихся у А. При предъявлении для опознания наручные часы, обнаруженные на трупе, были опознаны как принадлежащие без вести пропавшей А. Заключениями проведенных молекулярно-генетической и медико-криминалистической (портретной) экспертиз установлена принадлежность обнаруженного трупа неизвестной девушки несовершеннолетней А. На наш взгляд, следует поддержать высказанную в литературе рекомендацию о необходимости сводить воедино характеристики элементов и признаков внешности разыскиваемого, полученные в процессе опроса разных лиц, составления опознавательной карты, заполнения бланка протокола-заявления, информационно-поисковой карты.

Повышение эффективности розыска без вести пропавших зависит от решения вопроса о всеобщей дактилоскопической регистрации населения, совершенствования научно-технического сопровождения этой деятельности, организации более эффективного функционирования автоматизированной системы учета за счет расширения комплекса идентификационных признаков, отражаемых в опознавательных картах, и повышения качества фиксации розыскной информации профессионально грамотными сотрудниками ОВД.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/na-temu-rozyisk-lits-bez-vesti-propavshih/

Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] : офиц. текст: по состоянию на 20 декабря 2010 года // Собрание законодательства РФ.– 2009. – № 4. – Ст. 445.

Гражданский Кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.: одобр. Советом Федерации 30 ноября 1994 г., № 51-ФЗ] : офиц. текст: по состоянию на 3 марта 2010 г. — М.: Издательство «Омена-Л», 2012.

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции» // Российская газета. № 28. 10.02.2011.

Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. № 160. 18.08.1995.

Аленин А.П., Дубягин Ю.П., Кузнецов А.А. Использование словесного портрета в розыскной деятельности ОВД. Омск: Омский юридический институт МВД РФ, 1996.

Алешкина Т.Н. Технико-криминалистическое обеспечение розыска без вести пропавших // Эксперт-криминалист. 2008. № 3.

Бажанов С.В. Взаимодействие Следственного комитета с полицией и налоговыми органами // Законность. 2011. № 10. С. 35 — 40.

Белковец Л. П. История государства и права России. Курс лекций: учебник / Л. П. Белковец, В. В. Белковец. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2009.

Блинков О.Е. О юридическом значении смерти в завещании // Наследственное право. 2012. № 2. С. 3 — 6.

Бондаренко Е.Ю. Международно-правовые аспекты военного плена в межгосударственных и российских нормативно-правовых актах конца XIX — XX в. // Международное право и международные организации. 2012. № 2. С. 155 — 171.

Ботезату Г.А. Судебно-медицинская диагностика давности наступления смерти. Кишинев, 1975.

Буряков Е.В. Правовая основа, организация и тактика розыска без вести пропавших лиц (по материалам подразделений уголовного розыска).

Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юр. наук. Омск, 1999.

Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. М.: Академия управления МВД России, 2007.

Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный).

М.: Деловой двор, 2009.

Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник (под. ред. Е.П. Ищенко).

— М.: Проспект, 2011.

Грузевич В.А., Лозинский Т.Ф. Комплексное изъятие следов при осмотре мест происшествий, связанных с хищениями из металлических хранилищ. М., 1998. С. 42; Ивашков В.А. Работа со следами рук на месте происшествия. М., 1992.

Дворкин А.И., Самойлов Ю.М., Исаенко В.Н., Ризаев А.Ш. Расследование похищения человека. М., 2000.

Дубягин Ю.П. Новые виды фиксации признаков внешности неизвестных погибших с помощью пластических моделей. М., 1990. С. 24.

Дубягин Ю.П. Руководство по розыску и расследованию неочевидных убийств. М., 1998.

Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Комментарий. М., 1994.

Ивахов П.И. Криминалистические проблемы расследования и предупреждения убийств в современных условиях. Диссертация на соискание ученой степени канд. юр. наук. — Калининград: КЮИ МВД РФ, 2005.

Иностранная печать о техническом оснащении полиции капиталистических стран. М., 1997.

Исаенко В. Идентификация неопознанных трупов // Законность. № 6. 2001.

История отечественного государства и права. Ч. 1: Учебник/ Под. ред. О. И. Чистякова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2010.

И

1.Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] : офиц. текст: по состоянию на 20 декабря 2010 года // Собрание законодательства РФ.– 2009. – № 4. – Ст. 445.

2.Гражданский Кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.: одобр. Советом Федерации 30 ноября 1994 г., № 51-ФЗ] : офиц. текст: по состоянию на 3 марта 2010 г. — М.: Издательство «Омена-Л», 2012.

3.Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции» // Российская газета. № 28. 10.02.2011.

4.Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. № 160. 18.08.1995.

5.Аленин А.П., Дубягин Ю.П., Кузнецов А.А. Использование словесного портрета в розыскной деятельности ОВД. Омск: Омский юридический институт МВД РФ, 1996.

6.Алешкина Т.Н. Технико-криминалистическое обеспечение розыска без вести пропавших // Эксперт-криминалист. 2008. № 3.

7.Бажанов С.В. Взаимодействие Следственного комитета с полицией и налоговыми органами // Законность. 2011. № 10. С. 35 — 40.

8.Белковец Л. П. История государства и права России. Курс лекций: учебник / Л. П. Белковец, В. В. Белковец. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2009.

9.Блинков О.Е. О юридическом значении смерти в завещании // Наследственное право. 2012. № 2. С. 3 — 6.

10.Бондаренко Е.Ю. Международно-правовые аспекты военного плена в межгосударственных и российских нормативно-правовых актах конца XIX — XX в. // Международное право и международные организации. 2012. № 2. С. 155 — 171.

11.Ботезату Г.А. Судебно-медицинская диагностика давности наступления смерти. Кишинев, 1975.

12.Буряков Е.В. Правовая основа, организация и тактика розыска без вести пропавших лиц (по материалам подразделений уголовного розыска).

Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юр. наук. Омск, 1999.

13.Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. М.: Академия управления МВД России, 2007.

14.Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный).

М.: Деловой двор, 2009.

15.Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник (под. ред. Е.П. Ищенко).

— М.: Проспект, 2011.

16.Грузевич В.А., Лозинский Т.Ф. Комплексное изъятие следов при осмотре мест происшествий, связанных с хищениями из металлических хранилищ. М., 1998. С. 42; Ивашков В.А. Работа со следами рук на месте происшествия. М., 1992.

17.Дворкин А.И., Самойлов Ю.М., Исаенко В.Н., Ризаев А.Ш. Расследование похищения человека. М., 2000.

18.Дубягин Ю.П. Новые виды фиксации признаков внешности неизвестных погибших с помощью пластических моделей. М., 1990. С. 24.

19.Дубягин Ю.П. Руководство по розыску и расследованию неочевидных убийств. М., 1998.

20.Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Комментарий. М., 1994.

21.Ивахов П.И. Криминалистические проблемы расследования и предупреждения убийств в современных условиях. Диссертация на соискание ученой степени канд. юр. наук. — Калининград: КЮИ МВД РФ, 2005.

22.Иностранная печать о техническом оснащении полиции капиталистических стран. М., 1997.

23.Исаенко В. Идентификация неопознанных трупов // Законность. № 6. 2001.

24.История отечественного государства и права. Ч. 1: Учебник/ Под. ред. О. И. Чистякова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2010.

25.Ихсанов Р.В. Рассмотрение судами дел о признании безвестно отсутствующими или объявлении умершими сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. — СПб. 2005.

26.Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: учебник / под ред. Е.П. Ищенко. 2-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010.

27.Карякин В.Я. Судебно-медицинское исследование повреждений колюще-режущими орудиями. М., 1966.

28.Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. Москва: Проспект, 2011.

29.Корухов Ю.Г. Современные возможности судебных экспертиз // Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под ред. Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина. М., 1997.

30.Лиханов Д. Без вести… // Огонек. 2011. № 19. С. 30-33.

31.Локтев В.Е., Федосюткин Б.А. Определение давности смерти на месте происшествия. М., 1992.

32.МВД России и Генеральная прокуратура РФ в Указании от 24 сентября, 20 ноября 1998 г. № 1/19934, 83/36 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» // Справочная правовая система Гарант.

33.Мельников Ю.Л., Жаров В.В. Судебно-медицинское определение времени наступления смерти. М., 1978.

34.Моисеева Т.Ф. Выявление отпечатков пальцев рук с помощью клеев на основе цианакриловых эфиров // Экспертная техника. 1988. Вып. 105. С. 7.

35.Мондохонов А.Н., Бозоян А.О. Надзор за розыском без вести пропавших // Законность. 2011. № 7. С. 31 — 34.

36.Мотовилин Е.Г. Установление формы клинка, ножа и другого колюще-режущего орудия по колото-резаной ране // Советская криминалистика на службе следствия. М., 1958. Вып. 10. С. 181.

37.Основы оперативно-розыскной деятельности : Учебное пособие. – 3-е изд., доп. и перераб./ Под ред. А.Е. Чечетина. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007.

38.Петросян В.О. Использование криминалистических методов и средств в розыске без вести пропавших граждан: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998.

39.Попова Ю.А. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим. — М., 2009.

40.Попов В.Л. Судебно-медицинская экспертиза. Справочник. М., 1997.

41.Портянкина С.П. О признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим // Справочная правовая система Гарант.

42.Прянишников Е.А. О безвестном отсутствии и признании умершим // Правоведение. Известия высших учебных заведений. 2010. № 1.

43.Правила судебно-медицинской экспертизы трупа. М., 1996.

44.Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М., 1997.

45.Таранов П. Розыск ведут знатоки // Комсомольская правда в Калининграде. 2010.

46.Фатькин А., Шурухнов Н. Соотношение частной детективной и оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации // Справочная правовая система Консультант Плюс.

47.Шарихин А.Е. Силы и средства оперативных подразделений государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в России: Лекция. М.: РИОРТА, 2010.

48.Шилин А.В. Статья: Взаимодействие следователя с органами дознания, средствами массовой информации на первоначальном этапе расследования по уголовным делам, возбужденным по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 1.

49.Юрченко А.К. Безвестное отсутствие по советскому гражданскому праву. — Л., 2010.