На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений.
Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры в нашей республике. Она встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что — либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения на протяжении всех лет обучения.
Цель работы: воспитание нравственных норм поведения, социальных навыков и правового знания у дошкольников. Изучение и анализ процесса воспитания правовой культуры у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: правовое воспитание.
Предмет исследования: способы и формы правового воспитания старшего дошкольника. Предметом исследования явились непосредственно методы и приемы ознакомления дошкольников с основами правовой культуры.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
— раскрыть понятие «правовое воспитание», формы, содержание правового воспитания;
Правовое воспитание дошкольников
... курсовой работы: изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования; выявить уровень правовой культуры дошкольников; разработать методику выявления уровня правовой культуры дошкольников. Объект исследования -- процесс правового воспитания ... дошкольников к нравственно-правовой культуре Правовая культура включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто ...
— проанализировать особенности реализации правового воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Раздел 1. Теоретические аспекты изучения правового воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие «правовое воспитание», его содержание и особенности.
Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Правовое воспитание — целенаправленная деятельность по воспитанию правовой культуры личности. Проявляется в определенной правовой позиции личности, которая определяет взгляды, отношения и действия человека. [19; 44]
Правовое обучение и правовое воспитание
Главный объект воздействия при правовом воспитании — правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профессиональной группы), общества в целом. Следует подчеркнуть, что идеологическое воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости. [16, c.20].
Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.
Некоторые основные цели достижимы лишь при соблюдении в правовой воспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике. [11, c.24].
Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.
К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами, а также трудовыми коллективами, группами и слоями населения. Определяющая роль в системе источников правовой информации принадлежит средствам массовой информации, а также правовому всеобучу (имеется в виду изучение основ права и государства в детских садах, школах и во всех учебных заведениях, а не только юридических).
Право и мораль: единство, различие и взаимодействие (2)
... и мнений научных и общественных деятелей раскрыть вопрос о соотношении права и морали в их единстве, различии и взаимодействии обосновать причины проблем возникающих при соотношении права и морали и ... правовых школ, которые оказали влияние на развитие правовой мысли. К таким можно отнести: право мораль соотношение противоречие 1. естественно - правовая - право есть совокупность естественных прав ...
[11, c.14].
Наконец, следует обратить внимание на такое средство, как самовоспитание, которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Самовоспитание заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практике.
1.2 Правовое воспитание в условиях ДОУ.
Воспитание правовой культуры — обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки — и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. [11, c.14].
В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность — вот основа правового воспитания дошкольников.
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.
Работа по правовому воспитанию, прежде всего, своей целью ставит именно определение значимости правовых основ дошкольного образования. Кроме этого задачей данной работы на пути к достижению ее цели также ставится поиск возможных вариантов решения актуальных проблем в данной области благодаря комплексному совершенствованию и норм о праве. На пути к достижению целей данной работы отчетливо видится еще одна задача, которая состоит в выявлении закономерностей основных проблем формирования нормативно-правовой компетентности педагогических кадров и правового воспитания дошкольников. [7, c.30].
Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.
Особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста
... работы: выявить закономерности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе становления личности. Объект: процесс развития почерка человека. Предмет: особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом были ...
Организуя работу по вопросам правового воспитания рекомендуется опираться на такие виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная.
При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации.
Таким образом, правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества. [10, c.84].
Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности. Уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей дошкольного возраста.
В процессе правового воспитания детей в ДОУ можно применять разнообразные организационные формы и методы работы. Например, цикл образовательных мероприятий: настольные, напольные и настенные игры-путешествия по глобусу, по географической карте мира, карте-ковру; этические беседы с детьми; рассматривание иллюстраций из книг, отражающих нравственно-правовую тематику. Широко используются в работе с дошкольниками хороводные игры, “игры-братания” и “игры-похвалы”. Целесообразно периодически устраивать в группе выставки любимых вещей. Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представления о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи (игрушки, книги и др.), приучаются бережно относится к своим и чужим вещам. На выставке дети рассказывают, откуда у них эта игрушка, как они с ней играют, почему она им так дорога.
1.3 Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания.
Судебные споры, связанные с воспитанием детей
... глубокими детскими переживаниями. Неслучайно споры о детях всегда считались наиболее сложными. Дела с рассмотрением споров связанных с воспитанием детей являются наиболее сложными, так ... судебного решения. дети несовершеннолетний спор воспитание Отмена усыновления детей, оставшихся без попечения родителей Усыновление - семейное законодательство определяет как отдельный, сложный правовой институт. ...
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем правового сознания, объяснять смысл нравственной нормы и значимость её выполнения. В старшем дошкольном возрасте возникает психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А.В. Булатова, Т.А. Маркова), о милосердии (И.А. Княжева, Т.В. Черник), о чувстве долга и справедливости (Р.Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова).
Дети 6-7 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям).
Опираясь на такое проявл ение чувства справедливости, можно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих.
Интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста позволяют сформировать представления и понятия, отражающие существенные связи и зависимости различных областей действительности. Все сказанное выше свидетельствует о возможности начального правового воспитания детей дошкольного возраста. [16, c.13].
При разработке стратегии правового воспитания социальные педагоги исходят из следующего:
* Формировать у детей представления о нравственных нормах и поведение, соответствующее им; важно, чтобы уровень сформированности нравственной нормы был достаточно высок. Это даст возможность детям приобрести опыт взаимоотношений, обеспечивающий им комфортное пребывание в коллективе сверстников;
* Опираясь на усвоенные нравственные нормы, формировать конкретные и обобщенные представления о правах и обязанностях людей. При этом необходимо приучать детей анализировать свои взаимоотношения друг с другом и другими людьми с позиции уважения прав;
* Несмотря на то, что наказание присутствует как в нравственной, так и в правовой норме, его наличие в механизме правового воспитания маленьких детей не является обязательной. Более того, воспитывающий, развивающий смысл нравственно-правового воспитания значительно снижается, если исходить из непременного присутствия наказания за нарушение нормы.
Правовое воспитание в собственном узком смысле этого слова представляет собой процесс организации деятельности ребенка и непосредственного влияния на него педагога и товарищей. В педагогике сложилась система методов воспитания, которые используются в воспитательной работе, в том числе и в правовом воспитании дошкольников. [4, c.11].
В соответствии с этим можно выделить следующие основные группы методов правового воспитания:
— методы формирования правового сознания: убеждение, доказательство; беседы, лекции, рассказы, диспуты на правовые темы; обсуждение печатных материалов, произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику;
Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия
... прав предполагают изоляцию ребенка от родителей (одного из них)». Таким образом, проблематика лишения родительских прав была и остается актуальной и поэтому требует своего постоянного исследования. Целью реферата является правовой анализ лишения ... Действующий закон предписывает родителям давать своим детям воспитание доброе и честное … «доброе христианское воспитание» - по законам остзейским». В ...
— методы формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения и опыта правоохранительной деятельности: единые требования; приучение; пример; организация правоохранительной деятельности учащихся; использование творческой игры; соревнование;
— методы поощрения и наказания для стимулирования правомерного поведения. [18, c.69].
Названные методы формирования правосознания, правомерного поведения и стимулирования на практике выступают в тесном единстве.
Особенность методики правового воспитания выражается также в специфическом (правовом) содержании воспитательных воздействий и соответствующем преломлении общепедагогических методов. Используя те или иные методы правового воспитания, необходимо ориентироваться на то, какие качества учитель хочет с помощью этих методов сформировать. Четкое представление об этих качествах обусловливает целенаправленность использования учителем отдельных методов и всей их совокупности. В результате правильно организованного правового воспитания (в сочетании с другими направлениями воспитательной работы) у детей формируются такие качества, как, например, нетерпимость к нарушениям правопорядка, чувство ответственности, справедливости, долга. Сформировать эти качества можно только при условии, если в работе с детьми будут использованы все перечисленные методы правового воспитания.
Раздел 2. Практическая деятельность детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Диагностика уровня представлений старших дошкольников о правах и обязанностях.
Прежде чем приступить к деятельности по правовому воспитанию, я в начале обследовала детей своей группы с помощью бесед, анкет, проблемных ситуаций в игровой деятельности и выявила, что у них слабое представление о правовой культуре.
Провела диагностику с детьми.
Цель: выявить уровень правового воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Данные эксперимента я вывела в следующей таблице.
После проведения эксперимента я приступила к непосредственной работе с детьми.
В процессе работы, прежде всего, определила формы работы:
— Занятие: познавательного цикла, чтение и рассказывание детям литературных произведений, организация наблюдений, прогулок, экскурсий, изодеятельность, музыкальные, физкультурные развитие речи, проведение элементарных исследований и опытов, организация выставок, мини-музеев групповых пространствах детского сада, беседы, игры в утренние и вечерние отрезки времени.
-Для своей работы я использовала 3 обязательных компонента:
— Информационный – представляет собой определенный обьём знаний дошкольников об окружающей действительности.
Он обеспечивается познавательным материалом, отражающим региональный аспект образования. С этой целью были подобраны: статьи, альманахи, сборники и журналы об истории края, произведения художественной литературы местных авторов, сказки, былины, легенды.
«Уполномоченный по правам ребенка- кто он?
... - Уполномоченный, а это значит, я обязана учить детей активно отстаивать свои законные права, не ... часы, беседы, диспуты, игры на правовые темы. Постепенно учащиеся стали понимать, что права ... Его права и жизнь его, и честь. А жизнью пользуясь по праву, Я ... беседу я пыталась бы настроить ребёнка на учёбу, работу, дружбу с одноклассниками, любовь к близким людям и заботу о них. Я – Уполномоченный! ...
Эти литературные источники я предлагала детям в адаптированном виде: в форме пересказа, рассказа, в процессе бесед, экскурсий и т.д.
-Аналитический – побуждает воспитанников выражать свое собственное мнение и отношение к предмету разговора (например, мимикой, движениями).
Он состоит из серии заданий с возможными вариантами ответов, способствующих развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы (например, версии названия нашего города, рассуждения о происхождении человека).
-Практический – позволяет реализовать представление в разных видах деятельности, где требуется умение осуществить выбор, корректировать свои действия, договариваться со сверстниками, уступать, проявлять терпимость и терпение (работа с картинами и схемами, выполнение рисунков, сочинений – миниатюр о городе, сверстниках, горожанах).
2.2 Разработка перспективного плана по правовому воспитанию в старшей группе.
Продолжая свою работу с детьми по правовому воспитанию мной был разработан перспективный план работы на год.
Право на семью
Д/и
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о
Беседа
С/р/и «Моя семья»
Рисование «С чего начинается
Родина?»
Чтение р.н.с. «Гуси – лебеди»
Разучивание Е. Благининой «Посидим в тишине».
Сентябрь
Право на имя
Беседа «
Д/и «Назови ласково»
Коллаж: «Украшу своё имя»
Беседа « Как меня назвала мама»
Чтение Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Октябрь
Право на гражданство
Игра с мячом «Кому, какой дом»
Игра «Я живу на…», «Кто, где живёт?»
Беседа «А что такое гражданин?»,
Конструирование «Мой дом»
Дидактические игры: «Кому, какой дом?», «Узнай где я нахожусь»
Чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где мы живём»
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу»
Ноябрь
Право на образование
Игра « На одну букву»
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о знаниях.
С/р/и «Экскурсия в библиотеку»
Конструирование «Книжка —
малышка»
Дидактические игры: «Вставьте слово», «Для чего этот предмет».
Беседа «Век живи – век учись».
Особенности коррекции агрессивного поведения детей
... исследования - наблюдение, беседа. Теоретическая значимость исследования:, Практическая значимость исследования: 1. Психолого-педагогическая сущность коррекции агрессивного поведения детей, .1 Изучение проблемы агрессивного поведения детей в отечественной и зарубежной литературе Проблема агрессивного поведения остается актуальной ...
Чтение А.Толстой «Золотой ключик», С.Маршак «Кот и лодыри».
Разучивание В.Берестов «Как хорошо уметь читать»
Декабрь
Наши права и обязанности
Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка.
Игра — пантомима «Помогаю взрослым»
Д/и «Я не должен…»,
Раскрашивание раскрасок на тему «Наши права»
Беседа «Права ребенка»
Чтение Л.Ю. Татаринкова «Права маленького гражданина»
Январь
Право на любовь
Дидактические игры: «Почему я их люблю», «Придумай другой
конец сказки».
Игра: «Давайте говорить друг другу комплименты»
Чтение
«Я все люблю»
Беседа «Любовь и забота»
Разучивание «Родители»
Февраль
Право на отдых
С/р/и «День рождение»
Игра «Прогулка по ручью»
Рисование по замыслу «Мы едем,
едем, едем в далёкие края…»
Беседа « Расскажи о своих любимых праздниках».
Март
Право на жизнь
Игра «Я умею», «Спасатели»
Разыгрывание ситуаций по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»
Рисование «Наши добрые сказки»
Чтение В.Осеева «Волшебная иголочка»
Беседа: « Внешность человека может быть обманчива»
Апрель
Право на охрану здоровья и право на медицинское обслуживание
Игра «Назови виды спорта»
Беседа: «В здоровом теле – здоровый дух»
Чтение «Сказка о молодильных яблочках и живой воде», М.Манакова «Правила безопасности для малышей»,
К.И.Чуковский «Доктор Айболит».
С/р/и «Поликлиника», «Скорая помощь».
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о здоровье.
Игровая беседа на тему «Если заболел — обратись к врачу» ( по статье Конвенции «Каждый ребенок имеет право на медицинское обслуживание»).
Май
Тема: «Право на семью»
« Кто я в семье?»
Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учить детей правильно употреблять слова: сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра, двоюродный брат.
Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своего папы, своей бабушки)? и т. д.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ У ДЕТЕЙ
... к поиску эффективных педагогических условий использования дидактических игр в работе с детьми 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью, направленных на формирование представлений о форме и ... систематизации информации в ходе ее теоретического анализа, написание теоретической главы курсовой работы, организация и проведение эмпирической части исследования (констатирующего, формирующего и контрольно ...
« Как я дома помогаю?»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.).
Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье .
«В своей семье всяк сам большой » .
«Всякая птица свое гнездо любит»
«Свой дом – самое лучшее место»
«Кто живет ладно, у того все складно»
«Вся
«Кто
«Птица радуется весне, а младенец матери»
Беседа «Без семьи нет счастья »
-Каждый ребенок имеет право знать своих родителей и право на их заботу и любовь . Право на жизнь в семье со своими родителями – очень важное право .
-Почему в народе так говорят : без семьи нет счастья ?
-Как заботятся о вас ваши близкие ?
-Какие чувства вы испытываете при этом?
-Как члены семьи заботятся друг о друге ?
-Какие сказки рассказывает бабушка?
-Какие колыбельные песни поет мама перед сном?
— Семьи бывают разные : большие и маленькие, богатые и скромные, гостеприимные и не очень, молодые и со стажем, спортивные и спокойные – семейное счастье доступно всем…
Тема: «Право на имя»
Беседа: « Наши имена и фамилии»
Цель
Ход:
Ребята, вы помните, когда вы в первый раз пришли в детский сад.
Помните, как знакомились с ребятами? Как вы запоминали своих друзей?
(По внешнему виду, по одежде, по имени).
У каждого человека есть имя. Произнесите каждый свое имя. (Дети по кругу представляются: Я Оля? Я Саша. Я Катя. Я Дима.) Как красиво звучат ваши имена!
Ребята, а по имени можно узнать, кто это? Мальчик или девочка?
Мужчина или женщина? (Ответы детей) Есть имена мужские и женские,
девичьи и мальчишечьи. Пока ты маленькая, тебя зовут Катя, а когда ты вы
растешь, тебя будут называть Екатериной. Сейчас тебя зовут Вова, а взрослым, ты будешь Владимир. Каждое детское имя можно назвать, по-взрослому. Каждое имя можно назвать ласково. Как называют вас ласково ваши родители и воспитатели? (Лена, Леночка, Еленочка, Аленушка; Надя, Надюша, Наденька и т. д.) .
У каждого, имени есть своя древняя история. Существует словарь русских имен. (Воспитатель находит имена детей, читает в словаре, что обозначает каждое имя.) Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители тщательно подбирают имя, хотят видеть ребенка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным.
Людмила (милая людям)
Владимир (борец за мир)
Береги свое имя с молоду!
Имя ребенка выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от прадедов и дедов.
-Можно прожить без фамилии? Очень трудно, у нас в группе два Пав
лика, три Кати, три Саши. Как же их всех различить?
— Когда-то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, чтобы различить друг друга. Но людей становилось все больше
и больше. Стали придумывать фамилии.
В селе Грибановка жили Грибановы, в селе Гончарное жили Гончаровы, в селе Веселушки жили Веселовы.
Придумывали фамилий и по профессиям, У кузнеца фамилия Кузнецов, у столяра — Столяров, у плотника – Плотников.
Часто придумывали фамилии по имени отца. Сын Ивана — Иванов, сын Степана — Степанов и т. д. Фамилии исстари переходят от отца.
У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Когда человеку
исполнится 14 лет, ему выдают паспорт — документ, удостоверяющий личность каждого человека. Имя каждый ребенок получает такое, какое приду
мают его родители. Отчество переходит от отца. И фамилия переходит от
отца.
Как зовут по имени, отчеству ваших родителей? (Дети называют.)
У каждого из вас тоже есть отчество. Когда вы вырастете, вас будут
уважительно называть: Елена Ивановна, Владимир Андреевич, Марина Александровна и т.д.
Когда к человеку относишься с уважением, называешь его по имени, отчеству. Дети обращаются к воспитателю, учителю по имени, отчеству: Надежда Васильевна, Мария Ивановна и на «Вы». А к сверстникам дети обращаются по имени. Но и к сверстникам следует обращаться уважительно. Не надо друзей называть грубо. Важно произносить имена ласково, дружелюбно.
Игра «Назови ласково»
Цель игры:
Ход игры:
Тема: «Право на гражданство»
Игра «Я живу на…»
Цель игры:
Ход игры:
Игра «Кто, где живёт?»
Цель игры:
Ход игры:
Беседа «А что такое гражданин?»
— Ребята, ну а что означает – быть гражданином? (Быть достойным человеком, вежливым и т. д.).
— Родиной мы зовем ее, потому что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас роднее.
— Каких бы великих и известных людей вы назвали бы гражданами нашей страны? (Все люди страны, писатели, актеры, певцы и т. д.).
Можно ли назвать гражданином ленивого человека, не выполняющего свои обязанности, не желающего жить по законам своей страны, не уважающего права других людей? Что можно сказать о таком гражданине?
— Ребята, назовите качества характера человека, которые, на ваш взгляд, необходимы достойному гражданину? (Смелый, честный. Мужественный и т. д.)
Тема: «Право на образование»
Игра « На одну букву»
Цель игры:
Ход игры:
Конспект сюжетно-ролевой игры для на тему «Экскурсия в библиотеку»
Задачи:
Формировать умение самостоятельно распределять роли;
Показать социальную значимость библиотек;
Расширить представление о работе библиотекаря;
Закреплять правила поведения в общественном месте.
Оборудование: билеты, деньги сделанные детьми; книги, расставленные на полках; карточки читателя.
Ход игры:
— Ребята, у нас в городе открылась библиотека. Давайте мы отправимся туда на экскурсию. Для того чтобы поехать в город нам нужен автобус, давайте его построим. (Дети строят из стульев автобус).
— А теперь нам нужен шофер, который поведет наш автобус. (Дети самостоятельно выбирают шофера).
— Ещё нам нужен кондуктор, он будет продавать билеты. (Выбирается кондуктор, остальные дети пассажиры).
— Итак, уважаемые пассажиры, покупайте билеты и занимайте место в автобусе. (Дети занимают места и автобус отправляется в путь).
— Вот мы и в городе, но библиотека еще закрыта и у нас есть время сходить в парикмахерскую, аптеку, столовую, кому куда нужно. Встречаемся у библиотеки. (Дети расходятся по зонам, сами распределяют роли, воспитатель по необходимости помогает).
— Внимание, заканчиваем свои дела и подходим все в назначенное место (все дети подходят к библиотеке, роль библиотекаря в первой игре воспитатель может взять на себя).
— Ребята, это библиотека. Здесь хранится очень много интересных книг, журналов, газет. Все эти книги хранит и отвечает за них библиотекарь. Он выдает книги посетителям, записывает название книги и специальный номер, который имеет каждая книга в карточку читателя (воспитатель показывает образец).
После того как читатель прочтет книгу, он должен вернуть ее обратно.
— В библиотеке есть читальный зал. Он нужен для того чтобы читать книги которые находятся в архиве. Это очень ценные книги, часто они находятся только в одном экземпляре и библиотекарь не может разрешить брать их с собой домой.
— Напомню, что в читальном зале шуметь нельзя, вести себя нужно очень тихо, чтобы не мешать другим.
— А теперь давайте пройдем к полкам с книгами и посмотрим, сколько здесь разных интересных книг (дети рассматривают книги).
— До отправки автобуса у нас еще есть время, давайте попросим библиотекаря дать нам из архива самые интересные книги и пройдем в читальный зал с ними (дети проходят за столы, рассматривают книги).
— Наш автобус скоро отправляется, сдаем все книги библиотекарю. А кто хочет взять с собой книгу, выбирайте на полках и подходите к библиотекарю, он заведет на вас карточку читателя и запишет название книги которую вы взяли.
Дети выбирают книги, встают в очередь, записываются, благодарят и идут к автобусу. Кондуктор продает билеты, ребята занимают места. Автобус трогается.
Итог игры:
Вам понравилась, ребята, экскурсия в библиотеку?
Что нового вы узнали во время экскурсии?
Тема: «Наши права и обязанности», Игра — пантомима «Помогаю взрослым»
Цель игры:
Ход игры:
«Я не должен…»
Цели:
Оборудование:
Ход игры
«Кто права нарушил?»
Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов.
Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики).
Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.
Сказка «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Теремок»
Какие права были нарушены? (Право на жизнь, право на труд).
Кто нарушает это право?
Нарисуй схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Какие права нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).
Чьи права были нарушены в этой сказке?
Сказка «Гуси-лебеди»
Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?
Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Схематично нарисовать).
Кощей Бессмертный
Какие права он нарушил, и в каких сказках?
Баба Яга
Какие права она нарушила, и в каких сказках? Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл.
Тема: Право на любовь», Беседа: «Любовь и забота»
— Дети, а какие
— Ребята, вы назвали права маленьких детей , но такие же ПРАВА имеют и взрослые .
— Сегодня мы остановимся на одном из
— Что вас заставляет быть веселыми, жизнерадостными, уверенными в себе?
— Это ПРАВО называется « ЛЮБОВЬ И ЗАБОТА » .
(Показывает знак, дети рассматривают символ этого права , рассказывают, что изображено. Дети четко рассказывают про символ).
— А что значит любить? Как вы понимаете значение слово «любить» ?
— Какое сердце может любить?
— Я с вами согласна. Любить может человек с добрым сердцем. Любовь согревается сердцем .
— Дети, кто
— Какие вы говорите слова взрослым за их
— Не забывайте, говорите эти слова каждый день.
— Взрослые любят детей. Они всегда рядом с вами. Взрослые делают все, чтобы ребенок жил счастливо.
— Но взрослые люди не только
— Дети, кто может рассказать о том, как взрослые защищают вас?
— Кто приходит к вам на помощь всегда, у кого вы под защитой, как под крылышком?
— Самые любимые и близкие люди становятся в трудную минуту вашими защитниками.
Игра « Давайте говорить друг другу комплименты»
Цель: Учить детей быть внимательными друг к другу , замечать в друзьях положительные качества характера, закрепить умение говорить друг другу комплименты , учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное .
Ход игры
— По кругу каждый из вас говорит соседу комплимент , называет хорошие качества характера или внешние отличительные признаки, старайтесь , чтобы комплименты не повторялись , были разными. Со слов : «Мне нравиться в тебе.»
Тема: «Право на отдых»
План-конспект сюжетно – ролевой игры «День рождения»
Цель: Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет, продолжать учить ролевому взаимодействию.
Задачи:
1.Способствовать возникновению игры на темы наблюдений из окружающей жизни.
2.Закреплять представления детей о профессиях взрослых.
3.Развивать у детей творческое отношение к игре, умение использовать предметы заместители.
4.Упражнять в ведении диалога в игре.
5.Формировать нравственные нормы в игре: воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. Побуждать мальчиков к проявлению заботы, помощи, сочувствия к девочкам, а девочек к уважению мнения мальчиков.
Оборудование: атрибуты к игре «Магазин»:кассовый аппарат,деньги, сумки, пластиковые карточки, продукты, игрушки; «Студия тортов»: торт, пирожное, фартук, колпак, журнал (прайс-лист кондитерских изделий); «Парикмахерская»: накидка, игровой набор, шампунь, разноцветные резинки для волос, журналы; «Семья»: стол, стулья, скатерть, детская посуда, салфетки.
Ход игры:
-Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости. Поприветствуйте гостей.
-Воспитатель: Скажите, вы любите праздники? Назовите свой самый любимый.
-Воспитатель: Ребята, для меня тоже самый любимый праздник- День рождения. К сожалению, у нас в группе сегодня нет именинников.
-Воспитатель: Но мы можем поиграем в «День рождения». Хотите?!
-Воспитатель: Тогда нам надо решить, кто у нас будет именинником или именинницей. Кто будет папой, кто мамой? Кто хочет быть маленькой дочкой?
-Воспитатель: Итак, нам нужен будет дом.
A какое самое главное угощенье, праздничного стола? Правильно торт. Кто делает торт? Где он работает?
-Да, в кондитерской или в студии тортов. У нас будет Студия тортов. А кто хочет быть кондитером? С этой ролью справится Виталина.
Воспитатель: Чтобы успеть приготовиться к празднику, семье нужно будет вызвать такси. Кто будет водителем такси?
-Воспитатель: На празднике, особенно на день рождения, все гости хотят выглядеть красиво, мамы делают красивые причёски, папы модную стрижку. Кто для этого нужен? Конечно парикмахер. Кто будет парикмахером?
-Воспитатель: Предлагаю каждому приготовить то, что ему будет нужно.
А семья идёт готовится к празднику.
-Воспитатель: А я буду вашей соседкой. Мой дом рядом с вашим.
Ситуации игры:
1.Соседка приходит в гости.
-Соседка: Здравствуйте, я ваша соседка Ирина Владимировна. Вы наши новые соседи? Как вас зовут?
Как приятно познакомиться! У вас есть дети? Ах, дочка! Как зовут? А вашей дочке сколько лет? У неё скоро день рождения! Я тоже хочу поздравить вашу дочку . Можно мне прийти к вам на праздник? Спасибо. Мне пора домой!
2.Мама с папой договариваются, как будут готовиться к празднику.
-Мама: Папа, сегодня нам нужно купить подарок дочке, купить продукты, торт.
Ещё купить наряды, сделать причёски.
-Папа: ещё надо позвонить и пригласить гостей, воздушные шары купить.
3.Соседка звонит по телефону.
Соседка: Доброе утро. Скажите, пожалуйста, вы сегодня поедите в супермаркет?
Тогда можно будет с вами? Давайте вызовем такси, так мы быстрее доедем до магазина.
5.Папа вызывает такси и звонит соседке.
Папа:Алло! Нам необходимо такси. Наш адрес: улица Володарского д.41.Нам нужно ехать в супермаркет по адресу: улица Гагарина
6.Мама с папой и соседкой едут в супермаркет.
7.Мама с папой выбирают и покупают подарок.
(Разыгрывание ситуации в Студии тортов)
8.Мама с папой заходят в продуктовый отдел.
9.Едут в Студию тортов. Покупают торт для дочки.
Кондитер: Добрый день. Что Вас интересует? Что Вы желаете заказать?
10.Едут в парикмахерскую.
11.Едут домой.
12.Семья готовится к празднику, накрывает стол.
13.Приглашённые идут покупать подарки, делать причёски
14.Семья встречает гостей.
15.Празднование Дня рождения.
Игра «Прогулка по ручью»
Цель игры:
Ход игры:
Тема: «Право на жизнь»
Игра «Спасатели»
Цель игры:
Ход игры:
2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.
3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.
4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.
Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.
Игра «Я умею»
Цель игры:
Ход игры:
Тема: «Право на охрану здоровья и право на медицинское
обслуживание»
Игра «Назови виды спорта»
Цель игры:
Ход игры:
Пословицы и поговорки о здоровье:
« В здоровом теле – здоровый дух»
«Здоровье дороже всего»
«Здоровье за деньги не купишь »
«Где здоровье, там и красота»
Заключение
Права ребенка — обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования, т.к. именно в этот момент, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний.
Проанализировав литературу по теме работы, я определила, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является старший дошкольный возраст, т.к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны. Наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребенка: отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения прав ребенка.
Проведенное исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость преподавания правовой культуры в ДОУ. Определение уровня знаний старшими дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети.
На основании темы исследования, мною был составлен перспективный план работы по правовому воспитанию старших дошкольников и предложены формы работы, применяемые на занятиях по окружающему.
Проведенное исследование не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников, но позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/pravovoe-vospitanie-doshkolnikov/
1. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. — М.: — 1995. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
2. Березина В. Воспитание чудом // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. — М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.
3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995. С. 60.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1985.
5. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. — СПб.: Из-во «Акциндент»,1995.
6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей. — М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Зверева 0-П- Семейная педагогика и домашнее воспитание — М; 2000.
8. Земска М. Семья и личность. — М.; Прогресс — 1984 — 80с.
9. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, — 2004. — №3. — с. 6-13
10. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.
11. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. — Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.; Академия, 2000 — 252с.
13. Методика правового воспитания учащихся. — М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
14. Мордовец А.С., Магометов А.А., Силантьев Л.В., Чинчиков А.А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994 год.
15. Репина Е.А. Общение детей и детском саду и семье. — М.: Педагогика, 1990. -152с.
16. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского).
— М.: «Прогресс», 1989, — 400с
17. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2.-М.: Генезис,1998.- 160с.