Правовые основы функционирования Банка России

Вопрос о правовом статусе Банка России имеет важное практическое значение, и поэтому его решение может существенно повлиять на организацию и эффективность функционирования не только банковской системы, но так же на ход экономических и административных преобразований в целом. Скоротечность проводимых в последнее десятилетия социально-экономических реформ и отсутствие до недавнего времени их чёткой концепции, переходной характер российской экономики, направленность административной реформы на усиление вертикали власти – всё это послужило причинами создания и развития той правовой конструкции Банка России, которая закреплена в законодательстве сегодня.

Нынешнее положение Банка России, а так же характер изменений, происходящих с его правовым статусом, обусловлены длительной историей развития и трансформирования главного банка страны. Базой для формирования основных черт отечественного банка послужили исторические особенности формирования и развития банковской системы России. Безусловно, к ним можно отнести, во-первых, более позднее, чем в ведущих западных странах, становление банковской системы; во-вторых, создание её преимущественно за счёт государства (в распорядительном порядке); в-третьих, превалирование публично-правовых функций над частноправовыми (то есть выступление банка в качестве одного из органов государственного управления).

Центральный банк нашего государства со времени своего учреждения в 1860 году до недавнего времени характеризовался в большей степени как элемент государственного аппарата, напрямую кредитующий государство и дефицит государственного бюджета и не имеющий какой либо самостоятельности.

Представляется верным при анализе правового положения Банка России учитывать причины, по которым отдельные элементы его правового статуса были сконструированы именно таким образом.

Правовой статус Банка России, как правило, рассматривается с гражданско- или финансово-правовой точки зрения, при этом в первом случае акцент делается на Банке России как юридическом лице, во втором, на аспектах деятельности Банка России как органа власти специальной компетенции. Как субъект государственного управления и регулирования в системе денежно-кредитной системы, Банк России наделён государственно-властными полномочиями, и правом издавать нормативные акты в этой сфере, а с другой – он является элементом банковской системы страны и участником хозяйственных отношений, что предполагает наделение Банка России всеми признаками юридического лица.

7 стр., 3473 слов

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Правовые ...

... согласно которой Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Законом о банках; порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России. При этом ...

При анализе правового статуса Банка России нельзя обойти вниманием вопрос о наборе его компетенций. Данный вопрос актуален в связи с непрекращающимися на протяжении многих лет попытками ограничить существующие полномочия Банка России. Так, в частности, предлагается разделить функции Банка России и отделить эмиссионную функцию по разработке и проведению денежно-кредитной политики от функции банковского регулирования и надзора. Однако, осуществляя надзор за деятельностью кредитных организаций, Банк России в состоянии оперативно реагировать и вносить изменения и дополнения в проводимую им денежно-кредитную политику. Изъятие регулирующих и надзорных функций неминуемо отдалит Банк России от банковского сектора.

Правовым актам Центрального банка Российской Федерации, которые являются одной из важнейших форм его деятельности, принадлежит важное место в правовой системе государства наряду с другими юридическими актами. Необходимость установления правовых норм непосредственно в процессе деятельности Банка России обусловлена тем, что законы содержат лишь общие нормы, которые не могут с должной полнотой регулировать все стороны общественной жизни, все отношения, возникающие в ходе реализации законов. Посредством правовых актов Банка России регулируются или непосредственно разрешаются наиболее важные вопросы текущей деятельности. Во многом это вызвано не только подвластностью банковской сферы, но и несовершенством российской законодательной базы и пробелами в законах, что «вынуждает» Банк России встать на путь нормотворческой активности.

Следовательно, актуальность темы достаточна высока.

Цель:

Изучение правовой теории и анализ действующей практики арбитражного законодательства, исследование некоторых направлений совершенствования правовой деятельности Банка России.

Задачи:

  • изучить структуру современного банковского законодательства;
  • дать краткую характеристику нормативной базы функционирования Банка России;
  • показать нормотворческую деятельность Банка России;
  • исследовать правовое регулирование банковского надзора и регулирование безналичных расчетов;
  • выделить особенности осуществления некоторых видов расчетов;
  • проанализировать арбитражную практику;
  • сформулировать проблемы правовой деятельности Банка России;
  • определить некоторые направления совершенствования правовой деятельности Банка России.

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографического списка.

Выполнена на 69 листах, содержит 11 таблиц.

  1. правовые основы функционирования Банка России

Правовая основа функционирования банковской системы Российской Федерации – это нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе построения, развития банковской системы Российской Федерации как со стороны Банка России и других органов государственной власти, так и союзов, ассоциации кредитной организации.

Правовую основу функционирования банковской системы Российской Федерации можно представить в виде следующей схемы:

Правовая основа функционирования банковской системы РФ

Конституция РФ

Федеральное банковское законодательство

Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права

Нормы международного права

ФЗ “О Центральном банке РФ”

ФЗ “О банках и банковской деятельности”

Указы президента РФ

Постановления правительства РФ

Локальные акты

Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”

Нормативные акты Банка России

Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике

Общее банковское законодательство

Гражданский кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Таможенный кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ

Решение Конституционного суда РФ

Рис. 1. Правовая основа функционирования Банка России

Анализируя построение банковской системы Российской Федерации, становится очевидным, что банковское законодательство условно можно разделить на три яруса. Первый ярус содержит два блока – законы о центральном банке и законы, регулирующие деятельность отдельных деловых банков.

Первый и второй блоки законов данного яруса образуют законы, непосредственно регулирующие как деятельность банков в целом, так и проведение их отдельных операций.

Вторым ярусом в системе банковского законодательства выступают законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность.

Такими законами, к примеру, могут быть законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения которых прямо относятся и к банкам. К данной группе законов можно отнести и законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и др.

К третьему ярусу относятся законы всеобщего действия. К их числу, к примеру, относятся Конституция как главный закон страны, Гражданский кодекс, хозяйственное право и др. положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов.

Законы, регулирующие банковскую деятельность, важны, прежде всего, для самих банков, поскольку определяют законодательные нормы, “коридоры” их функционирования, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Поскольку банковские законы не работают сами по себе, а являются реакцией на экономические и политические события, опираются на законы более общего свойства, деятельность банков приобретает упорядоченный характер, учитывающий действующую систему в целом. Здесь, в частности, важно, насколько закон, регулирующий деятельность центрального банка, корреспондируется с законами, регулирующими деятельность других банков, прежде всего коммерческих кредитных институтов. Коммерческие банки заинтересованы при этом в том, чтобы закон о центральном банке был наиболее полон и не оставлял место для его субъективных решений.

Не менее важными они являются для клиентов банка. Банковские законы определяют правила игры в денежной сфере. От того, насколько совершенны и полны эти законы, зависят и экономические результаты деятельности юридических и физических лиц. Здесь надо учесть ряд обстоятельств, прежде всего то, что отношения банка с клиентами носят прямой характер, происходят без посредников; они касаются весьма острой материи – денег, кредита, расчётов в наличной и безналичной формах; весьма специфичны в силу особенностей банковского учёта, банковской технологии в целом.

Такие особенности характеризуются, прежде всего, следующим:

  • во-первых, межотраслевым характером, то есть отражают основы деятельности в различных отраслях права;
  • во-вторых, множественностью нормативных актов, что позволяет регулировать самые разнообразные аспекты банковской деятельности;
  • в-третьих, одновременной принадлежностью к другим отраслям права.

Помимо собственно банковских законов, в структуре банковского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения центрального банка, которые клиент также должен знать и им руководствоваться. Клиенту необходимо быть уверенным в том, что то или иное требование банка является не его выдумкой, а имеет определённое юридическое основание.

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” является основополагающим документом, регламентирующим деятельность Центрального Банка российской Федерации. Уже его “Общие положения” содержат целый ряд основополагающих норм таких, как: правовая основа статуса, целей деятельности, функций и полномочий Центрального банка Российской Федерации, место Банка России в структуре государства; владение уставным капиталом и иным имуществом Банка России, взаимоотношения Государства и Банка России в вопросах ответственности по обязательствам; определение целей и функций деятельности Банка России; подотчётность Банка России Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; право Банка России обращаться с исками в суды; нормотворческая деятельность Банка России; порядок участия (неучастия) Банка России в капиталах кредитных организаций; взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе с центральными банками

Кроме того, настоящим Законом:

  • даётся такое определение, как “капитал Банка России”, а так же порядок расчёта его прибыли;
  • регламентируется деятельность и определяется компетенция Национального банковского совета – коллегиального органа Банка России;
  • устанавливается порядок взаимоотношений Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • устанавливается отчётность Банка России: отчётный период, виды отчётности и сроки её предоставления в различные инстанции; порядок перечисления в федеральный бюджет фактически полученной по итогам года прибыли.
  • регулируется вопросы, связанные с организацией наличного денежного обращения; денежно-кредитной политикой, банковскими операциями, международной и внешнеэкономической деятельностью;
  • особое внимание уделено вопросам: банковского регулирования и банковского надзора, взаимоотношениям Банка России с кредитными организациями, организации безналичных расчётов;
  • определяются принципы организации Банка России, его структуры управления, правовой статус его территориальных учреждений, порядок создания территориальных учреждений, порядок ликвидации Банка России;
  • определяет порядок взаимоотношений руководства Банка России (Совета директоров) и служащих Банка;
  • регулирует порядок проведения аудиторской проверки годовой финансовой отчётности Банка России.