Защита прав и свобод граждан средствами прокурорского надзора

Назрела необходимость создания системы административных судов, чья юрисдикция не совпадала бы со сложившимся административно-территориальным делением. Такие суды повысили бы гарантии защиты прав и законных интересов граждан от произвола чиновников и одновременно явились бы надежным средством укрепления режима законности в деятельности государственного аппарата. Необходимы законодательные и правоприменительные меры в сфере уголовного наказания с целью его гуманизации, поскольку в судебной практике неоправданно широко применяется лишение свободы как вид наказания за совершение преступлений небольшой тяжести.

На основании изложенного можно сделать ряд выводов.

1. Вывод о приоритетном направлении участия прокуроров в надзоре за соблюдением Конституции Российской Федерации, а также участие в уголовном, гражданском, административном, арбитражном судопроизводстве в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.

2. Предложение об изучении и систематизировании практики взаимодействия органов прокуратуры с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, уполномоченными по правам человека в Российской Федерации и субъектах Федерации, а также правозащитными организациями в целях повышения эффективности обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.

2.3. Акты реагирования прокурора как правовые средства защиты прав и свобод граждан

Следует отметить, что к полномочиям прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина относится право принесения протеста или внесения представления. Протест приносится на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, издавшему этот акт. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. Срок рассмотрения указанных протестов и представлений исчисляется в соответствии со ст. 23, 24 Закона о прокуратуре.

Протест прокурора представляет одно из основных средств его реагирования на выявленные нарушения закона. В ст. 23 Закона о прокуратуре, названной «Протест прокурора», указывается, что прокурор или его заместитель приносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали акт, или в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. В прежней редакции названного Закона (1992 г.) принесение протеста было прерогативой только руководителя (прокурора).

6 стр., 2972 слов

Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации

... человеку прав и свобод; 3. верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными; 4. принадлежность основных прав и свобод каждому гражданину; 5. всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, ...

С изменением Закона о прокуратуре в 1995 г. правом принесения протеста стал пользоваться не только прокурор, но и его заместитель, а с изменением Закона в 1999 г. прокурор приобрел право принесения протеста в вышестоящий орган. Обращая на это внимание, следует заметить: в редакции Закона 1992 г. было установлено, что протест мог приноситься как в орган или должностному лицу, издавшим акт, так и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Но по Закону 1995 г. последний вариант реагирования был исключен. Думается, причиной этому являлась необходимость повышения ответственности адресатов за соблюдение законности. Другая причина заключалась в изменении структуры подчинения органов друг другу. Законодатель признал, что, поскольку подавляющее большинство органов и организаций выполняют свои функции самостоятельно и не подчинены в административном порядке вышестоящим органам, им не может быть предоставлено право отмены актов нижестоящих органов и должностных лиц. Это должно было относиться как к органам власти и управления, так и к организациям разных форм собственности. Но практика показала преждевременность указанного решения законодателя, так как существенно ослабела вертикаль власти. Особенно выявилась негативная роль подобного положения в деятельности органов власти, когда вышестоящий орган исполнительной власти не мог повлиять на решения должностных лиц и органов, допустивших нарушение законов. С целью укрепления иерархии управления законодатель вернулся к прежним правилам, дающим возможность отменять решения нижестоящих органов вышестоящими. Прокурору по Закону о прокуратуре (в ред. 1999 г.) вновь было предоставлено право выбора адресата, что представляется вполне логичным и целесообразным, так как позволяет, не обращаясь в суд, добиваться устранения нарушений законности через управленческие инстанции.

Сфера применения протеста, как это следует из текста Закона о прокуратуре, ограничена только правовыми актами. Нельзя согласиться с позицией В.И. Баскова, что предметом опротестования могут быть не только правовые акты, но и любое незаконное действие должностного лица. Его мнение о том, что прокурор вправе принести протест не только на незаконный правовой акт, изданный должностным лицом, но и на распоряжение устного характера, если оно не соответствует закону, противоречит требованиям ст. 23 и 28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Некоторые авторы, опираясь на прежние акты о прокуратуре, считали, что прокуратура правомочна осуществлять надзор за законностью правовых актов, но в то же время отрицали право прокурора на опротестование тех из них, в отношении которых законом установлен не ведомственный, а специальный, в том числе судебный, порядок оспаривания. Такой порядок был определен и прежней редакцией Закона «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г., согласно ст. 9 которого в органах прокуратуры в соответствии с ее полномочиями разрешались не подведомственные суду заявления и жалобы о нарушениях законов.

Другие авторы не исключали возможности использования протеста для устранения имеющихся нарушений законодательства о правах и свободах граждан.

Представляется, что Н.В. Мельников совершенно прав, когда заявляет, что первое суждение неприемлемо как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики.

Совершенно очевидно, что нет законных оснований для лишения прокуроров правомочия принимать к производству указанные категории обращения населения и должностных лиц. Такое право закреплено в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 10), на что уже указывалось выше.

16 стр., 7537 слов

Прокуратура України. Статус, структура, функції — Право ...

... про охорону природи органами, підприємствами, установами, організаціями незалежно від їх відомчої незалежності[3]. Генеральну прокуратуру України очолює Генеральний прокурор України.Генеральний прокурор України призначається на ... заходів до усунення порушень закону, від кого б вони не виходили, поновлення порушених прав і притягнення у встановленому законом порядку до відповідальності осіб, ...

Часть 2 ст. 23 Закона о прокуратуре предусматривает, что протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления; а при принесении протеста на решение представительного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При наличии исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения. При направлении протеста коллегиальному органу о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест, что позволяет ему принять участие в его рассмотрении и непосредственно отстаивать свою позицию.

В Законе получила дальнейшее развитие самостоятельность прокурора в решении вопроса не только о принесении протеста, но и его отзыва. Ныне вышестоящий прокурор не наделен правом отзыва протеста. Последнее вызывает критику некоторых ученых, полагающих, что это противоречит принципу единства и единоначалия прокуратуры. Думается, это утверждение несостоятельно, так как суть принципа, указанного выше, состоит в том, чтобы осуществлять руководство подчиненным прокурором, а не в том, чтобы вопреки убеждению этого прокурора навязывать ему свою правовую позицию по конкретному факту. Тем более что окончательное решение об обоснованности позиции того или иного прокурора может вынести только суд.

В отличие от протеста представление имеет иное содержание, иную правовую природу и влечет за собой иные последствия. Принято считать, что представление вносится, если в действиях органа или должностного лица обнаружены нарушения закона — многочисленные или единичные, которые не оформлены письменным документом — правовым актом. Кроме того, представление вносится по итогам проверки деятельности по исполнению законов в целом, которая (деятельность) состоит не только в принятии формализованных актов, но и в других видах действий. Особенностью представления является и то, что оно позволяет обратить внимание не только на само нарушение, но также и на причины и условия, им способствовавшие, и на необходимость принятия мер по их устранению и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях.

В соответствии со ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений законов в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Такая формулировка является универсальной, поскольку дает возможность решить вопрос по усмотрению прокурора. Представление может быть внесено как органу или должностному лицу, допустившим правонарушение, так и органу или должностному лицу, имеющему право вмешаться в деятельность подчиненных должностных лиц или органов. Поводом для внесения представления является проверка, проведенная прокурором или по его поручению, установившая нарушения законности, а также причины и условия, им способствовавшие. Представление основывается на результатах обобщения материалов проверки и разработанных специалистами или контролирующими органами мерах, которые должны быть направлены на устранение не только нарушений, но и причин и условий, им способствовавших. В представлении, как правило, должны быть указаны и лица, ответственные за допущенные нарушения. Оно должно быть рассмотрено безотлагательно, и в течение месяца со дня его внесения адресату надлежит принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законов, причин и условий, им способствующих.

4 стр., 1901 слов

Становление российской прокуратуры

... место прокуратуры в системе государственных органов. В сферу полномочий прокурорского надзора закон включил: деятельность прокурора административно-политического характера; надзор за производством следствия; судебно-правовую деятельность. 1.2. Становление прокуратуры в Российской империи в XVIII веке Создание и становление прокуратуры в России ...

Если представление рассматривается коллегиальным органом, то прокурору сообщается о дне заседания. О результатах рассмотрения и принятых по представлению мерах прокурору должно быть сообщено в письменной форме.

В случае установления несоответствия Конституции РФ и законодательству постановлений и иных правовых актов Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ, поскольку надзор за законностью правовых актов Правительства РФ прокуратура не осуществляет.

Подводя итог отмеченному, следует отметить, что представление должно быть содержательным, конкретным, достоверным и убедительным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам дипломного исследования мы приходим к следующим выводам:

1. Конституционное закрепление структуры органов прокуратуры Российской Федерации, а затем принятие Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», в котором были определены цели, задачи, принципы организации и деятельности органов Российской прокуратуры, ее функции и полномочия и принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», вступившего в силу 17 февраля 1999 г., и ряд последующих дополнений достаточно четко и определенно установили ее место и роль в системе органов государственной власти.

2. Российская прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. При этом правозащитная деятельность прокуратуры реализуется при осуществлении ею всего комплекса установленных законом функций. Иными словами, защита прав и свобод человека и гражданина является приоритетным направлением деятельности прокуратуры и отличается постоянством.

3. Цель правозащитной деятельности прокуратуры можно определить как соответствие деятельности субъектов права юридическим предписаниям (ее правомерность), а также принятие мер для восстановления нарушенной законности и правопорядка, применение убеждения и принуждения, создание условий, предупреждающих правонарушения.

4. Деятельность органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации находится в диалектическом единстве и противоречии. С одной стороны, требуется унификация правового регулирования ряда общественных отношений на уровне Российской Федерации, но с другой стороны, имеется объективная потребность в сохранении определенной самостоятельности в деятельности государственных органов субъектов Федерации. В связи с этим ст. 71 Конституции Российской Федерации, относящая прокуратуру к исключительному ведению Федерации, не может быть истолкована как запрещающая регулирование правового статуса органов прокуратуры в законах субъектов Российской Федерации, при условии, что эти законы не противоречат нормам Конституции РФ и федеральным законам, дополнительно к регулированию этого статуса в федеральных законах.

4 стр., 1677 слов

Механизм обеспечения прав человека в уголовном процессе

... элементов. Задачи курсовой работы состоят в следующем. Дать анализ общих фундаментальных положений Конституции Российской Федерации, направленных на обеспечение прав человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства. Разработать теоретическую модель механизма обеспечения прав личности в уголовном процессе, вывести его ...

5. Организация и порядок деятельности современной прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров в целом и по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в частности определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Подзаконные нормативные правовые акты, к которым можно отнести ряд указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов Конституционного Суда РФ, несмотря на их очевидную значимость в деятельности органов прокуратуры, по сути, формулируют порядок и правила реализации отмеченных законов. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ также не входят в число определяющих правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации, однако им принадлежит важная роль в обеспечении эффективной деятельности системы прокуратуры. В приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, имеющих нормативный характер, конкретизируются общие нормы законов, находят выражение оптимальные формы и методы организации работы прокурорских работников всех уровней.

6. Нормативная правовая база, регулирующая организацию и порядок деятельности органов и учреждений прокуратуры, нуждается в совершенствовании и дальнейшем развитии. Однако отсутствие четкого конституционного определения статуса, регламентации функций и полномочий прокуратуры создает предпосылки к затянувшимся дискуссиям о ее роли и месте в системе органов государственной власти. Это снижает эффективность деятельности прокуратуры, что нельзя признать терпимым, учитывая состояние законности и правопорядка и распространенный в стране, не исключая властные бюрократические структуры, правовой нигилизм.

7. Надзор прокурора за соблюдением прав и свобод носит сегодня строго мотивированный характер, как в случае необходимости пресечения совершенного преступления, так и в случае его предупреждения.

8. Прокуроры по законодательству Российской Федерации наделены необходимыми полномочиями, позволяющими им отстаивать права и свободы человека и гражданина.

9. Законодательство о статусе и полномочиях прокуратуры по осуществлению правозащитной деятельности нуждается в дальнейшем совершенствовании. При этом, планируя дальнейшее развитие прокуратуры Российской Федерации, необходимо исходить не из абстрактных теоретических моделей, заимствованных у выбранных наугад зарубежных стран, а из национальных правовых традиций и накопленного опыта деятельности прокуратуры, отвечающей насущным потребностям личности, общества и государства.

В связи с вышесказанным предлагаем внести следующие изменения в законодательство:

1. Следует в перспективе предоставить Генеральному прокурору РФ право обращения с запросом в Конституционный Суд РФ в случаях, указанных в п. 2 ст. 125 Конституции РФ. Лишенный сейчас этого права Генеральный прокурор РФ, обнаружив в процессе осуществления прокурорского надзора несоответствие какого-либо закона Конституции РФ, не имеет возможности принять легитимные меры к его устранению Конституционным Судом РФ.

3 стр., 1311 слов

Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

... и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе РФ – нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с гражданской службой: Если ...

2. Необходимо предусмотреть в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» процессуальный механизм исправления ошибочных решений Суда и место Генерального прокурора РФ в этом механизме: внесение представлений в Конституционный Суд о пересмотре либо толковании принятых решений, порядок его участия в этой деятельности Конституционного Суда РФ.

3. Несмотря на то что Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» определяет защиту прав и свобод человека и гражданина в числе главных, основных, стоящих перед современной прокуратурой, она включена в Закон после целей «обеспечения верховенства закона», «единства и укрепления законности». В связи с этим, считая обеспечение верховенства закона, а также единство и укрепление законности задачами, стоящими перед прокуратурой Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 «Прокуратура Российской Федерации» Закона о прокуратуре предлагаем изложить в следующей редакции: «В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:» — и далее оставить прежний текст.

4. Назрела необходимость создания системы административных судов, чья юрисдикция не совпадала бы со сложившимся административно-территориальным делением. Такие суды повысили бы гарантии защиты прав и законных интересов граждан от произвола чиновников и одновременно явились бы надежным средством укрепления режима законности в деятельности государственного аппарата. Необходимы законодательные и правоприменительные меры в сфере уголовного наказания с целью его гуманизации, поскольку в судебной практике неоправданно широко применяется лишение свободы как вид наказания за совершение преступлений небольшой тяжести.

Таким образом, реформирование Российской Федерации, происходящее на фоне упрочения основ федерализма, предполагает активное использование государственных институтов, цементирующих Российское государство. Одним из важнейших из них является прокуратура, которая не только обеспечивает надзор за соблюдением Конституции РФ и единообразным исполнением законов на всей территории страны, но и максимально приспособлена к этой деятельности как единая централизованная система.

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Международные правовые акты:

Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 г. Ген. Ассамблеей ООН) // Российская газета. 05.04.1995 г.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 220 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенным, утвержденные 30.08.1955 г. // Права человека и судопроизводство: Собрание международных документов. – Варшава, 1994.

5 стр., 2337 слов

Участие Президента Российской Федерации в законотворческом процессе. ...

... законодательного процесса. К ним относятся право Президента по подписанию и обнародованию федеральных законов, принятых палатами парламента, и право отклонять принятый Федеральным Собранием закон (право президентского вето). Безусловно, наиболее важной формой участия Президента РФ в законодательном процессе является право ...

Устав Организации Объединенных Наций от 26.05.1945 г., изм. и доп. 31.12.1978 г. // Международное публично право. Сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 1-2, 227-237, 401-404.

Нормативно-правовые акты РФ:

Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 г. // Российская газета. 25 дек. 1993 г.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. №95-ФЗ (ред. от 02.10.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (ред. от 08.11.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 24.07.2007г.) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301; часть вторая от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. от 04.11.2007 г.) // Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410; часть третья от 26.11.2001 г. №146-ФЗ (ред. от 29.12.2006 г.) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552; часть четвертая от 18.12.2006 г. №230-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (ред. от 02.10.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. №138-ФЗ (ред. от 02.10.2007 г. ) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. №1-ФЗ (ред. от 02.10.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.

Федеральный закон от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007г.) // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.

Книги:

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2006. 784 с.

Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник. М.: Зерцало, 1999. 480 с.

Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой. М.: Наука, 1964. 262 с.

Бессарабов В.Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722 — 2002 гг.): История, события, люди. М., 2003. 416 с.

Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Проспект, 2006. 536 с.

Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. 464 с.

Викторов И.С. Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона и применению правовых средств реагирования на выявленные правонарушения: Методические рекомендации. М., 2004. 96 с.

Винокуров Ю.Е., Коробейников Б.В., Козусев А.Ф. и др. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Изд-во МНЭПУ, 2005. 302 с.

Гаврилов В.В. Сущность прокурорского надзора в СССР. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. 152 с.

Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 136 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1978. 699 с.

12 стр., 5920 слов

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

... конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является «Конституция Российской Федерации» (12 декабря 1993 г.) Глава 4. Президент Российской Федерации. Изучить основные полномочия и статус Президента РФ можно в учебниках по конституционному праву, например Козлова Е.И. «Конституционное право России» (2008 г.), Тихон Е. А. «Президент Российской Федерации ...

Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Норма, 1996. 736 с.

Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. М.: Юристъ, 1997. 832 с.

Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих. М., 1995.

Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору: Учебное пособие для юридических вузов и факультетов. Курск, 2000.

Ларин А.М. Защита прав человека в современном мире. М.: Наука, 1994. 245 с.

Мелкумов В.Г. Деятельность прокуратуры: функции, задачи, основные направления, стадии. Свердловск, 1981. 105 с.

Мелкумов В.Г. Советская прокуратура и проблема общего надзора. Душанбе, 1970. 144 с.

Мельников Н.В. Надзор прокуратуры за соблюдением конституционных прав и свобод граждан. М., 2000.

Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность: Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. М.: Юристъ, 2003. 384 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1984. 1001 с.

Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для высших военных учебных заведений. М., 1999.

Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. М.: Юристъ, 2001. 400 с.

Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Высшее образование, 2005. 460 с.

Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2003. 480 с.

Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт-издат, 2005. 613 с.

Теория управления: социально-технологический подход: Энцикл. словарь / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М., 2004.

Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. М., 1999. 381 с.

Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М.: Норма, 2001. 304 с.

Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2006. 408 с.

Шалумов М.С. Система функций российской прокуратуры. Кострома, 2003. 140 с.

Яковлев М.В. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства. М., 1965.

Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с.

Статьи:

Бошно С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов // Журнал российского права. 2004. N 12. С. 58.

Генеральный прокурор России Владимир Устинов: Государством должны править аристократы // Комсомольская правда. 2005. 25 янв.

Горобец В.Д. Роль Государственной Думы в процессе совершенствования российского законодательства в области защиты прав и свобод человека // Сб. материалов межвузовской конференции. М., 2000. С. 27 — 28.

Макуев Р. Конституционный Суд России и международное право // Международная жизнь. 1993. Февраль. С. 112.

Мурашин Г.А., Петухов Г.С. Некоторые вопросы взаимодействия прокуратуры и суда в обеспечении законности актов государственного управления // Вопросы теории и практики прокурорского надзора. Ч. 1. М., 1975. С. 184.

Татарчук В. Социальная эффективность прокурорского надзора // Законность. 1997. N 7. С. 2 — 7.

Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 г. // Российская газета. 25 дек. 1993 г.

9 стр., 4391 слов

Правовые основы организации деятельности коммерческих предприятий ...

... Правовые основы организации деятельности коммерческих предприятий в Российской Федерации», справочная литература, прочие актуальные источники информации. Целью курсовой работы является изучение правовых основ организации деятельности коммерческих предприятий в Российской Федерации. ... в форме образования юридических лиц. По принципам функционирования эти организации осуществляют свою деятельность на ...

Федеральный закон от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007г.) // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.

Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998. С. 117.

Там же. С. 33.

См.: Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих. М., 1995. С. 22.

Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для высших военных учебных заведений. М., 1999. С. 48.

См.: Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2006. С. 140.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1978. С. 668.

См.: Ларин А.М. Защита прав человека в современном мире. М.: Наука, 1994. С. 58.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1984. С. 140.

Теория управления: социально-технологический подход: Энцикл. словарь / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М., 2004. С. 105 — 106.

Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Проспект, 2006.С. 118.

Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2003. С. 67.

Генеральный прокурор России Владимир Устинов: Государством должны править аристократы // Комсомольская правда. 2005. 25 янв.

Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Норма, 1996. С. 2.

См., например: Мелкумов В.Г. Деятельность прокуратуры: функции, задачи, основные направления, стадии. Свердловск, 1981. С. 55; Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 45 — 46; Гаврилов В.В. Сущность прокурорского надзора в СССР. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. С. 64 — 65; Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. М.: Юристъ, 2001. С. 66; Шалумов М.С. Система функций российской прокуратуры. Кострома, 2003. С. 10.

Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору: Учебное пособие для юридических вузов и факультетов. Курск, 2000. С. 29.

Там же. С. 29.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1984. С. 175.

См.: Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Городец-издат, 2001. С. 8.

Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Высшее образование, 2005. С. 12.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 24.07.2007г.) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301; часть вторая от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. от 04.11.2007 г.) // Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410; часть третья от 26.11.2001 г. №146-ФЗ (ред. от 29.12.2006 г.) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552; часть четвертая от 18.12.2006 г. №230-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (ред. от 02.10.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. №138-ФЗ (ред. от 02.10.2007 г. ) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. №1-ФЗ (ред. от 02.10.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.

Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Проспект, 2006. С. 97.

Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2003. С. 50.

См.: Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Городец-издат, 2001. С. 77.

Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. – С. 76.

Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. – С. 77.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. №95-ФЗ (ред. от 02.10.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (ред. от 08.11.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. – С. 80.

Устав Организации Объединенных Наций от 26.05.1945 г., изм. и доп. 31.12.1978 г. // Международное публично право. Сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 1-2, 227-237, 401-404.

Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 г. Ген. Ассамблеей ООН) // Российская газета. 05.04.1995 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 220 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенным, утвержденные 30.08.1955 г. // Права человека и судопроизводство: Собрание международных документов. – Варшава, 1994.

Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. – С. 96.

Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. – С. 96.

Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. – С. 97.

См.: Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М.: Норма, 2001. С. 5 — 6.

Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. – С. 101.

См.: Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность: Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. М.: Юристъ, 2003. С. 145.

См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2006. С. 164.

См.: Гущин В.З. Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права на объединение (вопросы теории и практики): Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 1998. С. 3 — 5.

См.: Татарчук В. Социальная эффективность прокурорского надзора // Законность. 1997. N 7. С. 2 — 7.

См.: Макуев Р. Конституционный Суд России и международное право // Международная жизнь. 1993. Февраль. С. 112.

См.: Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. М.: Юристъ, 1997. С. 81.

См.: Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Норма, 1996. С. 112.

См.: Законность. 2003. N 4. С. 8.

См.: Винокуров Ю.Е., Коробейников Б.В., Козусев А.Ф. и др. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Изд-во МНЭПУ, 2005. С. 71.

Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Норма, 1996. С. 118.

См.: Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник. М.: Зерцало, 1999. С. 123.

См.: Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой. М.: Наука, 1964. С. 134; Мурашин Г.А., Петухов Г.С. Некоторые вопросы взаимодействия прокуратуры и суда в обеспечении законности актов государственного управления // Вопросы теории и практики прокурорского надзора. Ч. 1. М., 1975. С. 184.

См.: Яковлев М.В. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства. М., 1965. С. 51, 81; Мелкумов В.Г. Советская прокуратура и проблема общего надзора. Душанбе, 1970. С. 119.

См.: Мельников Н.В. Надзор прокуратуры за соблюдением конституционных прав и свобод граждан. М., 2000. С. 53 — 54.

См.: Викторов И.С. Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона и применению правовых средств реагирования на выявленные правонарушения: Методические рекомендации. М., 2004. С. 24 — 30.

52

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Международные правовые акты:

1.Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 г. Ген. Ассамблеей ООН) // Российская газета. 05.04.1995 г.

2.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

3.Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 220 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

4.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990.

5.Минимальные стандартные правила обращения с заключенным, утвержденные 30.08.1955 г. // Права человека и судопроизводство: Собрание международных документов. – Варшава, 1994.

6.Устав Организации Объединенных Наций от 26.05.1945 г., изм. и доп. 31.12.1978 г. // Международное публично право. Сб. документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 1-2, 227-237, 401-404.

Нормативно-правовые акты РФ:

7.Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 г. // Российская газета. 25 дек. 1993 г.

8.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. №95-ФЗ (ред. от 02.10.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.

9.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (ред. от 08.11.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

10.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 24.07.2007г.) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

11.Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301; часть вторая от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. от 04.11.2007 г.) // Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410; часть третья от 26.11.2001 г. №146-ФЗ (ред. от 29.12.2006 г.) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552; часть четвертая от 18.12.2006 г. №230-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

12.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (ред. от 02.10.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

13.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. №138-ФЗ (ред. от 02.10.2007 г. ) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.

14.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. №1-ФЗ (ред. от 02.10.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.

15.Федеральный закон от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007г.) // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.

Книги:

16.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2006. 784 с.

17.Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник. М.: Зерцало, 1999. 480 с.

18.Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой. М.: Наука, 1964. 262 с.

19.Бессарабов В.Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722 — 2002 гг.): История, события, люди. М., 2003. 416 с.

20.Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Проспект, 2006. 536 с.

21.Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. 464 с.

22.Викторов И.С. Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона и применению правовых средств реагирования на выявленные правонарушения: Методические рекомендации. М., 2004. 96 с.

23.Винокуров Ю.Е., Коробейников Б.В., Козусев А.Ф. и др. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Изд-во МНЭПУ, 2005. 302 с.

24.Гаврилов В.В. Сущность прокурорского надзора в СССР. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. 152 с.

25.Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 136 с.

26.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1978. 699 с.

27.Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.: Норма, 1996. 736 с.

28.Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. М.: Юристъ, 1997. 832 с.

29.Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих. М., 1995.

30.Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору: Учебное пособие для юридических вузов и факультетов. Курск, 2000.

31.Ларин А.М. Защита прав человека в современном мире. М.: Наука, 1994. 245 с.

32.Мелкумов В.Г. Деятельность прокуратуры: функции, задачи, основные направления, стадии. Свердловск, 1981. 105 с.

33.Мелкумов В.Г. Советская прокуратура и проблема общего надзора. Душанбе, 1970. 144 с.

34.Мельников Н.В. Надзор прокуратуры за соблюдением конституционных прав и свобод граждан. М., 2000.

35.Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность: Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. М.: Юристъ, 2003. 384 с.

36.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1984. 1001 с.

37.Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для высших военных учебных заведений. М., 1999.

38.Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. М.: Юристъ, 2001. 400 с.

39.Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Высшее образование, 2005. 460 с.

40.Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2003. 480 с.

41.Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт-издат, 2005. 613 с.

42.Теория управления: социально-технологический подход: Энцикл. словарь / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М., 2004.

43.Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. М., 1999. 381 с.

44.Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М.: Норма, 2001. 304 с.

45.Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2006. 408 с.

46.Шалумов М.С. Система функций российской прокуратуры. Кострома, 2003. 140 с.

47.Яковлев М.В. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства. М., 1965.

48.Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с.

Статьи:

49.Бошно С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов // Журнал российского права. 2004. N 12. С. 58.

50.Генеральный прокурор России Владимир Устинов: Государством должны править аристократы // Комсомольская правда. 2005. 25 янв.

51.Горобец В.Д. Роль Государственной Думы в процессе совершенствования российского законодательства в области защиты прав и свобод человека // Сб. материалов межвузовской конференции. М., 2000. С. 27 — 28.

52.Макуев Р. Конституционный Суд России и международное право // Международная жизнь. 1993. Февраль. С. 112.

53.Мурашин Г.А., Петухов Г.С. Некоторые вопросы взаимодействия прокуратуры и суда в обеспечении законности актов государственного управления // Вопросы теории и практики прокурорского надзора. Ч. 1. М., 1975. С. 184.

54.Татарчук В. Социальная эффективность прокурорского надзора // Законность. 1997. N 7. С. 2 — 7.