Статья 2 УПК РСФСР определяет, что задачами уголовного судопроизводства являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
В период построения в России правового государства эти задачи уголовного судопроизводства становятся особенно актуальными, их достижение невозможно без овладения каждым следователем криминалистической тактикой, в том числе и тактикой допроса на стадии предварительного расследования.
Целью данной дипломной работы является изучение тактики допроса на базе достижений различных наук юридического не юридического профиля.
Достижению указанной цели, на мой взгляд, при написании дипломной работы будет служить следующее решение определенных задач.
Основными задачами дипломной работы я считаю следующие:
1) изучить требования уголовно-процессуального законодательства, относящиеся к производству допроса на стадии предварительного следствия и в судебном разбирательстве;
2) исследовать тактико-криминалистические приемы и рекомендации, используемые при производстве допроса в стадии предварительного расследования и в судебном разбирательстве;
3) изучить особенности тактики различных видов допроса: допроса свидетеля и потерпевшего, допроса подозреваемого и обвиняемого, допроса несовершеннолетных, иностранных граждан и эксперта, а также тактику очной ставки как особой разновидности допроса;
4) рассмотреть различия допроса на этапе предварительного следствия и в судебном разбирательстве;
5) выявить проблемы тактики допроса при расследовании преступлений;
6) рассмотреть психологические основы тактики допроса;
7) проанализировать положительный опыт применения тактики допроса и отрицательный опыт: ошибки, нарушения, которые допускаются следователями и работниками дознания, а также непосредственно в суде при проведении допросов и очных ставок.
Для написания дипломной работы и решения изложенный выше задач я посчитала целесообразно применить как общенаучные познавательные методы, так и специальные методы криминалистики.
К числу общенаучных познавательных методов, использованных мной, относятся такие, как:
- наблюдение (восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемого преднамеренно и целенаправленно с целью его изучения);
- описание, при котором указываются признаки объекта;
- сравнительно-правовой метод и др.
Применяла также психологические методы, используемые при разработке тактических приемов и комбинаций.
Тактические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого
... допроса подозреваемых, обвиняемых. Цель работы – изучение тактики получения доказательств при проведении допроса. Задачи настоящей дипломной работы, обусловленные целью и предметом исследования: исследовать допрос ... допросе прокурора и сведующих лиц, а также особенности допроса подозреваемого с участием защитника. Требуют также дальнейшей теоретической разработки проблема обеспечения достоверности и ...
При познании и исследовании мной были использованы такие логические приемы, как анализ. В частности, я проанализировала документы, нормативно-правовые акты и другие источники правовой информации.
Были использованы также такие логические приемы, как синтез, то есть обобщение данных, полученных в результате анализа, индукция (изначальное познание отдельных сторон тактики допроса, на основе которого даются обобщения), дедукция (переход от общих выводов к частным), гипотеза, то есть предположение, которое я выдвигала для объяснения того или иного явления С.К. Питерцев, А.А. Степанов. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде. — М., Харьков, Минск, С-Пб. : «ПИТЕР», 2000, с. 636.
Практическое значение своей дипломной работы вижу, прежде всего, в получении более глубокого знания о том, как лучше, юридически грамотнее и продуктивнее организовать и провести такое сложное следственное действие как допрос, использовав при его проведении тактико-криминалистические приемы и рекомендации.
§1. Понятие и содержание тактики допроса
Допрос — это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Это самое распространенное, но и самое сложное следственное действие.
Для следователя показания — источник доказательств, а содержащиеся в них фактические данные — доказательства. Для подозреваемого и обвиняемого показания — средства защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения. Это необходимо учитывать, оценивая значение допроса как следственного действия Криминалистика: Учебник Под ред. проф. Р.С. Белкина — М.: НОРМА-ИНФРА, 1999, с. 598..
Допрос представляет собой процесс передачи информации о расследуемом событии или связанных с ним обстоятельствах и лицах. Эта информация поступает к допрашиваемому в момент восприятия им тех или иных явлений и процессов, запоминается и затем при допросе воспроизводится и передается следователю. Процесс формирования показаний — от восприятия до передачи информации носит психологический характер; на всем его протяжении на психику человека влияют многочисленные объективные и субъективные факторы, действие которых в конечном счете так или иначе отражается на полноте и достоверности показаний.
Для того чтобы успешно осуществить допрос, следователь должен четко представлять себе, какую информацию и с помощью каких приемов и средств он намерен получить.
К общим положениям тактики допроса следует отнести его активность, целеустремленность, объективность и полноту, необходимость учитывать свойства личности допрашиваемого.
Активность допроса заключается в том, что следователь прочно удерживает в своих руках инициативу, умело использует все необходимые тактические приемы. Применительно к лицам, уклоняющимся от дачи правдивых показаний, допрос носит наступательный характер: с помощью всех имеющихся в его распоряжении законных средств следователь стремится получить правдивые показания, а не быть простым регистратором сообщенных ему сведений.
Реферат тактика допроса потерпевшего
... просьбе прочитывается следователем. Правильность фиксации показаний удостоверяется подписями допрошенного и следователя. К общим положениям тактики допроса следует отнести ... либо в месте нахождения допрашиваемого (например, допрос потерпевшего, который находится в больнице, об обстоятельствах ... осуществить допрос, следователь должен четко представлять себе, какую информацию и с помощью каких приемов и ...
Целеустремленность допроса означает проведение его с заранее обдуманной целью, для получения определенной, а не всякой информации. Целеустремленность обеспечивается наличием у следователя твердого представления о предмете допроса.
Объективность и полнота проявляется в том, что следователь не вправе по собственному усмотрению сокращать полученные показания, изменять их в соответствии со своими представлениями о ходе вещей, называть допрашиваемому эти представления. Одной из законодательных гарантий объективности допроса является запрет задавать наводящие вопросы, а полноты — требование по возможности дословно изложить показания.
Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь учтет и использует — для установления психологического контакта — особенности личности допрашиваемого — его психики, культурного и образовательного уровня, профессии, мировоззрения Руководство для следователей. ИНФРА-Норма. — М., 1998, с. 320…
Учет психологических особенностей личности допрашиваемого необходим для правильного выбора тактических приемов допроса.
§2. Историческое развитие криминалистической тактики допроса
На мой взгляд, своеобразные «тактические приемы» допроса были уже известны в древние времена. Так, испытания огнем, водой, железом — «ордалии» по Русской Правде служили приемом получения доказательств.
В конце XIX века в качестве ответа на возникший вопрос в развитых капиталистических странах на введение новых, прогрессивных средств и методов, позволяющих эффективно вести борьбу с качественно изменившейся преступностью, возникла новая отрасль научного знания, названная Гансом Гроссом «криминалистикой».
Последняя четверть XIX века была ознаменована активными исследованиями в области разработки новых средств и методов проведения допросов.
В России также шла разработка эффективных приемов проведения допроса. В 50-х гг. XX века сложилось представление о криминалистической тактике как разделе криминалистики. В последующие годы вышел целый ряд работ, посвященных проблемам тактики отдельных следственных действий, в число которых входила и тактика допроса.
В настоящее время криминалистическая тактика допроса продолжает активно развиваться. Наблюдаются несколько наиболее характерных тенденций развития, а именно:
1) совершенствуются тактико-криминалистические приемы и рекомендации по проведению допроса, появляется большое количество работ, посвященных проблемам тактики допроса;
2) широко применяются данные других наук при разработке тактико-криминалистических приемов и рекомендаций по проведению допроса. Используются и данные тех наук, достижения которых традиционно задействованы в расследовании преступлений (например, судебная психология), и новых научных направлений, в том числе находящихся на стыке различных наук;
3) происходит технизация криминалистической тактики допроса: при проведении допроса, в порядке, установленном процессуальным законодательством, широко применяются звукозапись, машинопись;
4) более детально разрабатывается проблема взаимодействия следователя с оперативно-розыскными аппаратами.
Предмет и значение показаний потерпевших и свидетелей
... использовании показаний свидетеля. Глава II. Процессуальный порядок и протокол допроса потерпевшего и свидетеля. Применение видео и звукозаписи при допросе. Вызов и допрос потерпевшего и свидетелей производится с соблюдением правил, установленных статьями 145-147 и 150-152 настоящего Кодекса. Перед допросом, допрашиваемому ...
§3. Виды допроса
Проанализировав соответствующие данные научной литературы и уголовно-процессуального законодательства, можно сделать вывод о том, что виды допроса на предварительном следствии и в суде различаются в зависимости от:
— процессуального положения допрашиваемого (допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого);
— возраста допрашиваемого (допрос взрослого, допрос несовершеннолетнего, допрос малолетнего);
— состава участников допроса (без участия третьих лиц, с участием защитника, эксперта, специалиста, родителей или законных представителей несовершеннолетнего, педагога, переводчика);
— характера следственной ситуации: бесконфликтная или конфликтная. Бесконфликтная ситуация характеризуется полным или частичным совпадением интересов допрашивающего и допрашиваемого и, как правило, возникает при допросе как потерпевший и свидетель. Конфликтная же ситуация возникает, как правило, при допросе подозреваемого или обвиняемого, которые в большинстве случаев не желают давать правдивые показания и оказывают противодействие следователю;
— того, допрашивалось ли данное лицо по этому делу ранее или оно допрашивается впервые (первичный или первоначальный, повторный или дополнительный допрос).
При первоначальном допросе предмет допроса выясняется полностью, за исключением тех случаев, когда по тактическим соображениям следователь считает необходимым не касаться тех или иных обстоятельств, выяснение которых связано с необходимостью предварительного проведения других следственных действий. При повторном допросе следователь вновь обращается к тем вопросам, по которым показания уже были даны на предыдущем допросе, целями повторного допроса, как правило, являются:
- детализация полученных ранее показаний, их уточнение;
- получение повторных показаний для сравнения их с первоначальными с целью выявления между ними возможных противоречий;
- убеждение допрашиваемого в неправильности и бесполезности его позиции, если есть веские основания предполагать, что его прежние показания неправдивы.
Дополнительный допрос — это допрос, на котором показания даются по вопросам, не освещавшимся входе предыдущих допросов. Задачей дополнительного допроса является восполнение уже полученных показаний. Криминалистика: Учебник Под ред. проф. Р.С. Белкина — М.: НОРМА-ИНФРА, 1999, с. 601.
Особым, специфическим видом допроса является очная ставка.
§4. Тактические особенности и процессуальная регламентация подготовки и производства допроса в стадии расследования
Криминалистическая тактика и уголовный процесс — это науки взаимосвязанные и взаимопроникающие, взаимообогащающие друг друга. Положения науки уголовного процесса, основывающиеся на нормах закона, определяют, что можно и необходимо и чего нельзя делать в ходе расследования. О том, как нужно делать, в уголовном процессе говорится лишь в общих чертах. Напротив, соответствующие положения криминалистической тактики детально определяют, как провести то или иное следственное действие, в частности допрос, чтобы с минимальной затратой времени и сил добиться наибольшего успеха в расследовании преступлений, например, статьи 155 — 161 УПК РСФСР детально регламентирует порядок допроса свидетеля и потерпевшего, но в указанных статьях не содержится указаний о том, как в тактическом отношении грамотно провести допрос, какие необходимо применить тактические приемы. Именно эти вопросы достаточно детально рассматриваются в курсе криминалистической тактики, положения которой полностью основываются на нормах уголовно-процессуального законодательства.
Уголовно-процессуальный закон достаточно подробно регламентирует порядок подготовки и проведения допроса, права и обязанности допрашиваемых лиц (статьи 141, 145 — 152, 155 — 161 УПК РСФСР).
Подготовка к допросу включает: а) собирание исходных данных; б) тактическое обеспечение; в) выбор момента и места, определение способа вызова на допрос; г) техническое обеспечение.
Собирание исходных данных предопределяет успех и эффективность допроса. По своим источникам и содержанию эти данные неоднородны — прежде всего, выделим те, которые относятся к предмету допроса. Курс криминалистика: Учебник Под ред. проф. Р.С. Белкина — М.: ЮНИТИ, 2001, с. 600.
При подготовке к допросу следователь должен определить круг обстоятельств, в отношении которых предстоит получить показания. При отсутствии у следователя четкого представления об этих обстоятельствах допрос лишится целеустремленности, в показаниях, с одной стороны, неизбежно будут проблемы, а с другой — ненужная информация.
Информация, относящаяся к предмету допроса, может носить специальный характер, требовать ознакомления со специальной литературой, теми или иными технологическими процессами, порядком документо- и товарооборота на предприятии, системой учета и отчетности и др. В таких случаях следователь вправе использовать консультации специалистов, данные, содержащиеся в заключениях экспертов по делу, справочные материалы.
Информация, относящаяся к предмету допроса, может быть получена из оперативных источников. Используется она с соблюдением специальных правил и с учетом того, что имеет не доказательственное, а лишь ориентирующее значение.
К числу исходных данных относятся сведения о личности допрашиваемого. Объем таких данных зависит от процессуального положения лица, обстоятельств дела, предмета предстоящего допроса и значимости показаний. Особую важность приобретает изучение личности обвиняемого, необходимое не только для успешного допроса, но и для расследования в целом.
Данные о личности допрашиваемого связаны с его психофизиологическими свойствами и состоянием, общественно-политической и трудовой деятельностью, отношением к коллективу и коллектива к нему, моральным обликом и поведением в быту, отношением к другим лицам, проходящим по делу. Они могут быть почерпнуты из материалов дела и оперативных источников либо получены специальными методами, рекомендуемыми для этой цели психологической наукой: наблюдение за субъектом, беседа, анализ деятельности (в том числе и способ совершения и сокрытия преступления), обобщение независимых характеристик, даваемых субъекту разными лицами, по разным поводам и в разных ситуациях.
Изучение личности допрашиваемого помогает следователю определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний и выработать нужную тактику допроса.
Изучение личности допрашиваемого в тех случаях, когда это необходимо, следует начать сразу же, как только принимается решение о его допросе. И здесь следует остановиться на данных, полученных из оперативных источников.
Оперативная информация может ориентировать следователя:
- о преступных действиях допрашиваемого или о его аморальных поступках, а его взаимоотношениях с соучастниками и другими «связями», о его роли в преступном сообществе;
- о действиях посторонних для допрашиваемого лиц по сокрытию преступления;
- об акциях и намерениях различных лиц по противодействию расследованию.
Использовать эту информацию при допросе можно по-разному: учитывая ее при определении очередности вопросов и их формулировке, для достижения превосходства в ранге рефлексии, для восполнения картины события при демонстрации осведомленности о деталях преступления и роли в его совершении допрашиваемого.
Письменный план предпочтительно составлять при допросах, связанных с выяснением широкого круга обстоятельств, с использованием значительной исходной информации, в том числе и оперативной, трудной в тактическом отношении. План составляется в произвольной форме, в качестве одного из образцов которой можно выбрать следующую:
Обстоятельства, подлежащие выяснению |
Имеющиеся данные (источник, листы дела) [Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/psihologicheskie-osnovyi-taktiki-doprosa/ |
Вопросы допрашиваемому |
Заметки о тактике |
|
При подготовке к простым вопросам допустимо мысленное планирование или сопоставление плана по упрощенной форме, иногда в виде перечня вопросов. Предусмотреть все вопросы невозможно; заранее планируются только наиболее важные, а также такие, для которых особое значение имеет формулировка (например, если они исходят из оперативных данных, которые должны остаться неизвестными для допрашиваемого) или очередность, связь с предыдущими и последующими вопросами.
Криминалистической науке и следственной практике известны следующие разновидности вопросов, которые могут быть заданы допрашиваемому: дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные, изобличающие. Руководство для следователей. — М., Инфра-М., 1998, с. 407.
Дополняющие — эти вопросы, задаваемые с целью восполнить полученные показания, ликвидировать имеющиеся в них пробелы. Они могут быть направлены на детализацию показаний, например: «Вы сказали, что гуляли в парке и там выступали музыканты. Что они исполняли, как скоро вы ушли после их выступления?»
Уточняющие вопросы также могут быть заданы с целью детализации показания, но чаще — для конкретизации полученных сведений, например: «Вы показали, что пистолет лежал около трупа. Не можете ли сказать, с какой стороны и на каком расстоянии от трупа лежал пистолет?»
Напоминающие вопросы преследуют цель оживить память допрашиваемого, вызвать в ней те или иные ассоциации. Напоминающих вопросов обычно задается несколько, чтобы способствовать процессу последовательного припоминания. Например: «По какой обычно улице вы добираетесь до дома с работы?», «Почему в этот день вы поехали другой дорогой?», «Первая дорога короче, почему вы не сократили путь?».
Напоминающие вопросы следует отличить от наводящих, то есть таких, формулировка которых содержит в себе ответ, желаемый для спрашивающего: «Был ли на убитом в тот вечер черно-желтый пуховик?» в силу того, что наводящие вопросы оказывают внушающее воздействие на допрашиваемого, ориентируют его в том, какой ответ хотел бы услышать следователь, и поэтому могут помешать установлению истины они запрещены законом.
Контрольные вопросы задаются с целью проверить полученные данные или получить показания для такой проверки, например: «На основании чего Вы утверждаете, что все события происходили в воскресный день?»
Изобличающие вопросы призваны вскрыть ложь, очевидную для следователя. Их постановка связана обычно с предъявлением допрашиваемому достоверных доказательств, опровергающих его показания. Такой вопрос, как правило, состоит из двух частей. В первой фиксируется предъявление допрашиваемому того или иного доказательства, вторая содержит предложение объяснить это доказательство или связанное с ним обстоятельство: «Вам предъявляется заключение дактилоскопической экспертизы о том, что в автомашине ВАЗ-2109, принадлежавшей убитому Сергееву А.П., на рулевой колонке найдены ваши отпечатки пальцев Ваших рук. Каким образом они там оказались, если Вы утверждаете, что никогда не сидели в данной автомашине?»
Формулировка вопросов должна быть такой, чтобы исключить возможность односложного ответа (типа «да» и «нет»).
Вопросы должны быть четкими, конкретными, понятными и относиться к предмету допроса. Важна их логическая последовательность и обоснованность.
К тактическому обеспечению допроса относится выбор приемов, которые следователь предполагает использовать при допросе. Эти приемы должны: а) не противоречить закону, принципам расследования; б) соответствовать нормам нравственности; в) не ограничивать свободу волеизъявления допрашиваемого, возможность выбора им линии поведения на допросе.
Выбор допроса определяется с учетом важности сведений, которыми обладает допрашиваемый, его процессуального положения, роли в расследуемом событии, связей с другими лицами, подлежащими допросу по делу. В отношении некоторых категорий лиц этот момент смысле определяется законом: задержанного или арестованного подозреваемого надлежит допросить в течение 24 часов с момента задержания или ареста, обвиняемого — немедленно по предъявлении обвинения.
На выбор момента допроса влияют и избранная последовательность допроса тех или иных лиц, и интересы сохранены следственной тайны, сила и характер переживаний, испытанных допрашиваемых. Не рекомендуется допрашивать лиц, находящихся в состоянии сильного волнения, растерянности, подавленности, кроме случаев, не терпящих отлагательства.
Решение вопроса (по месту производства расследования или по месту нахождения допрашиваемого), зависит от конкретной ситуации. Однако во всех случаях следователь должен стремиться, чтобы место соответствовало требованиям — было удобно для проведения следственного действия, способствовало установлению необходимого психологического контакта с допрашиваемым, обеспечивало сохранение следственной тайны.
Определение способа вызова на допрос из числа предусмотренных законом (по телефону, телеграммой, повесткой, приводом) свидетелей, потерпевших, а также обвиняемых, не находящихся под стражей, следователь должен выбрать тот, который в данной ситуации оптимально содействует установлению психологического контакта с допрашиваемым.
Перед допросом следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, разъясняет ему его права и обязанности, выясняет его анкетные данные.
Допрос по существу дела начинается с предложения допрашиваемому рассказать все известное ему по делу, после чего следователь может задать допрашиваемому вопросы.
Показания допрашиваемого записываются в протокол допроса дословно, в первом лице, с сохранением своеобразия речи допрашиваемого. После свободного рассказа в протокол записываются вопросы и ответы, отражаются факты предъявления доказательств и оглашения показаний других лиц. По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому для прочтения или по его просьбе прочитывается ему следователем. Допрашиваемый имеет право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок. По прочтении протокола допрашиваемый удостоверяет, что показания записаны правильно, о чем делается отметка в протоколе перед подписью допрашиваемого. Перед подписью допрашиваемого в протоколе также отмечается, прочитал ли протокол допрашиваемый лично или он был зачитан ему следователем. Если протокол написан на нескольких страницах, то допрашиваемый подписывает каждую страницу отдельно. После дачи показаний допрашиваемому, в случае его просьбы, должна быть предоставлена возможность написать свои показания собственноручно, о чем делается в протоколе соответствующая отметка. Показания подписываются допрашиваемым и следователем.
Как было отмечен выше, показания допрашиваемого заносятся в протокол допроса, который является основным средством фиксации хода и результатов допроса. Протокол допроса состоит из четырех частей:
1) Анкетной части, в которой указываются необходимые сведения о личности допрашиваемого (Ф.И.О.; год, место рождения; национальность и родной язык, образование; место работы и жительства и т.п.).
2) Изложения свободного рассказа.
3) Записи поставленных допрашиваемому вопросов и его ответов.
4) Удостоверительной части, в которой содержится отметка об ознакомлении допрошенного с записью показаний и удостоверение его подписью правильности протокола.
Протокол допроса, как и протокол любого следственного действия должен отвечать требованиям ст. 141 УУК РСФСР.
В ходе допроса допрашиваемый может по собственному побуждению или по предложению следователя выполнить те или иные чертежи, схемы, планы, рисунки, поясняющие его показания, которые удостоверяются подписями допрашиваемого и следователя и приобщаются к протоколу допроса.
В соответствии со ст. 141 УНК РСФСР, по решению следователя или по просьбе допрашиваемого при допросе может быть применена звукозапись. Применение звукозаписи является дополнительным средством фиксации показаний и не исключает протоколирования допроса. До начала допроса допрашиваемый уведомляется о применении звукозаписи. Не допускается осуществление звукозаписи только части допроса или показаний, специально повторенных для звукозаписи. По окончании допроса звукозапись полностью воспроизводится допрашиваемому, который своим заявлением удостоверяет ее правильностью. В протоколе допроса должна содержаться отметка о применении звукозаписи и уведомление об этом допрашиваемого; сведения о технических средствах и условиях звукозаписи; заявление допрашиваемого по поводу применения звукозаписи; отметка о воспроизведении звукозаписи допрашиваемому; удостоверение правильности протокола и звукозаписи допрашиваемым и следователем. Руководство для следователей. — М.: Инфра-М., 1998, с. 450..
Кроме вышеизложенного протокол допроса должен содержать:
1. При допроса свидетеля и потерпевшего: отметку о предупреждении допрашиваемого об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, за дачу заведомо ложных показаний, за разглашение данных предварительного следствия, что подтверждается подписью допрашиваемого.
2. При допросе подозреваемого: отметку о разъяснении ему в совершении какого преступления он подозревается; отметку о желании (нежелании) давать показания; отметку о том, нуждается ли он в участии защитника, переводчика. Каждая из отметок подтверждается подписью допрашиваемого.
3. При допросе обвиняемого: отметки о том, признает ли он себя виновным, желает ли давать показания, нуждается ли в участии защитника, переводчика, понятно ли ему предъявленное обвинение. Каждая отметка подтверждается подписью допрашиваемого.
4. При участии в допросе переводчика, эксперта, защитника, педагога, родителей, законных представителей несовершеннолетнего — указание их фамилий, имен, отчеств, в необходимых случаях — их адресов, а также подписи всех участников допроса. Криминалистика: Учебник Под ред. зам. МВД СССР Б.А. Викторова и проф. Р.С. Белкина — М.: «Юридическая литература», 1976, с. 318.
Несмотря на то, что в настоящее время достаточно детально уголовно-процессуальным законодательством и криминалистикой регламентирована подготовка к допросу и его производство, можно сделать вывод о том, что еще не исключены ошибки при подготовке и производстве допроса. Так, отсутствие плана допроса ведет к тому, что следователь забывает задать некоторые вопросы, имеющие значение для расследования преступления, что вдет к повторным вызовам и в целом отрицательно сказывается на авторитете следователя. Зачастую наличие посторонних лиц, лишних предметов, музыки, шума при допросе отвлекают внимание допрашиваемого, что негативно сказывается на эффективности допроса. Не в полной мере изучаются основные психофизиологические черты и наклонности личности допрашиваемого, что осложняет психологический контакт между следователем и допрашиваемым.
Как уже отмечалось выше, основная цель, которую преследует следователь, производя допрос, состоит в получении от допрашиваемого лица путем дачи им показаний достоверных, исчерпывающих фактических данных относительно известных последнему обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
По уголовным делам допрашиваются лица с самыми разными психологическими характеристиками (с точки зрения их темперамента, характера, психического здоровья, психологического состояния).
Как известно, в психологическом плане люди делятся по темпераменту, то есть индивидуальному свойству личности, одинаково проявляющемуся в любой деятельности, данному человеку от рождения и на протяжении жизни не меняющемуся, на:
1) холериков («холе» — желчь) — людей, отличающихся по своему темпераменту быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающихся в действиях, в речи, жестах, мимике;
2) сангвиников («сангус» — кровь) — людей, отличающихся быстротой возбудимости, ярким внешним выражением эмоций, легкой их сменяемостью;
3) флегматиков («флегма» — слизь) — людей, отличающихся медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств;
4) меланхоликов (греч. «мелано» — черный, «холе» — желчь) — людей, отличающихся слабой возбудимостью, глубиной и длительностью эмоций, склонных к угнетенному настроению. Психология: Учебник под ред. А.А. Радугина — М: «Центр», 1997, с. 111.
В приложении к трем существующим свойствам нервной системы:
- силе;
- уравновешенности;
— подвижности (скорость смены психических процессов) — холерик, как правило, проявляет себя сильным, неуравновешенным, легко возбудимым. Сангвиник — сильный, уравновешенный, инертный. Меланхолик — слабый, уравновешенный, инертный. Не существует чистого типа темперамента. Темперамент имеет ряд свойств, которые необходимо учитывать при допросе:
1) сензитивность (чувственность) — минимальная величина воздействия, достаточная для возникновения психологических реакций;
2) эмоциональная возбудимость — то же, что и сензитивность, только по отношении к эмоциям;
3) активность — определяется по той степени усилий, какие прикладывает человек для достижения целей;
4) реактивность — степень непроизвольности реакции, протекающей на уровне бессознательного;
5) соотношение активности и реактивности: что преобладает — сознательное или ситуативное (непроизвольное) в поведении человека;
6) пластичность (легкость приспособления к окружающей среде) и ригидность (трудность переключения на что-либо новое);
7) экстраверсия — интроверсия. Экстраверт — человек, обращенный во вне, отличающийся преобладающим интересом к внешнему миру. С ним можно найти контакт, говоря на любую тему. Интроверт же обращен лишь на то, что интересует только его;
8) резистентность — способность человека сопротивляться любым воздействиям, тормозящим начатую деятельность;
9) возбудимость внимания;
10) темп психических реакций (скорость мышления, реакций).
Изучение личности допрашиваемого помогает определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний, предположить, какова будет его линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов. Рассматривая вопрос психологических свойствах личности, влияющих на полноту и точность показаний, А.Ф. Кони писал: «Для характеристики влияние темперамента на показания можно в виде примера представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тоже происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения. Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина — раздался раздирающий крик, хлынула кровь, — мне послушался треск костей, эта картина стоит перед глазами, преследует меня, волнуя и тревожа». Меланхолик скажет: «При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину, и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям — и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере — и картина осиротелой семь и с болью возникает в моей душе». Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить». А флегматик расскажет: «Ехал я на извозчике и вижу: трамвай, около него — толпа народа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу — лежит какая-то женщина поперек рельсов, — вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!» А.Ф. Кони. Работа «Память и внимание». — Петроград, 1922, с. 25.
По сути своей допрос является одним из процессуальных видов взаимодействия, межличностного общения и обмена информацией между следователем и допрашиваемым. В предусмотренных действующим законодательством случаях в процессе указанного взаимодействия включаются и другие лица, например, при допросе лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, допрос проводится с участием переводчика. С точки зрения психологии допрос — это длительное, содержательное непосредственное общение следователя с допрашиваемым, в процессе которого происходит поиск и установление истины, то есть информационное взаимодействие указанных лиц, направленное на установление истины.
Успех допроса, достижение его цели не возможны без установления психологического контакта с допрашиваемым.
Под психологическим контактом понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Существуют и другие определения психологического контакта. Так, Н.И. Порубов определяет психологический контакт как систему взаимодействия людей в процессе их общения, основанного на доверии; как информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Н.И. Порубов. Допрос в советском судопроизводстве. — Минск, 1973, с. 73.
Установление психологического контакта является лишь первым шагом к правдивым показаниям, из большого количества условий, существенно облегчающих их получение. Психологический контакт отнюдь не означает возникновение взаимной симпатии между следователем и допрашиваемым. При наличии конфликтной ситуации допроса установление психологического контакта — это вовлечение допрашиваемого в диалог.
Для получения полных и достоверных показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что выражается в применении тактических приемов при производстве допроса, то есть методов установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия с целью получения полных и достоверных показаний.
Процесс информационного взаимодействия начинается с момента встречи следователя и человека, вызванного на опрос. Именно с этого момента следователь решает вопрос выбора варианта модели своего поведения, который позволит достичь ожидаемого результата от следственного действия. Психологический контакт достигается авторитетом следователя, его твердостью в проведении своей линии, непреклонностью, подчеркнутым стремлением избавить его от лишних тягот, разумеется, действуя при этом в рамках закона. Допрашиваемый должен видеть, что следователь имеет целью установление истины, а не намерение во что бы то ни стало обвинить допрашиваемого. Тактически важно сразу показать допрашиваемому, что введение следователя в заблуждение невозможно, так как следователь хорошо знает материалы дела, подготовлен к допросу и склонен анализировать все то, что он услышит от допрашиваемого.
В случае развязного, грубого поведения допрашиваемого следователю необходимо сразу пресечь подобное поведение. В таких случаях эффективное воздействие на допрашиваемого имеет спокойное замечание. Ответная грубость следователя, его срыв препятствуют установлению психологического контакта, а в случае, если он был установлен — разрушают его.
Следователь должен стремиться к безупречности, умению слушать допрашиваемого, грамотно формулировать вопросы, соблюдать тактичность.
Для получения достоверных показаний допрашиваемого следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие допрашиваемым тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения. При допросе следователь должен отчленить объективные факторы от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия).
При этом необходимо учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимающихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры.
Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элементами, которые в действительности не были объектами чувственного восприятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воле, как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные, кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.
В следственной практике очень важно установить правильно время совершения расследуемого преступления, его длительность и последовательность, темп действий участников события. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются рассмотренными выше закономерностями.
В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные свойства другого человека.
К допрашиваемому данная информация поступает в момент восприятия им тех или иных явлений или предметов, запоминается им, а затем на допросе воспроизводится и передается следователю. Процесс формирования показаний — от восприятия до передачи информации — носит психологический характер; на всем протяжении этого процесса человек испытывает те или иные чувства, различные влияния, что, так или иначе, сказывается на полноте и объективности показаний. Например, восприятию могут препятствовать неблагоприятные погодные условия. Наоборот, способствующее наблюдению освещение, длительность наблюдения будут содействовать получению наиболее полной информации. Также влияют и субъективные факторы наблюдения: состояние сильного возбуждения, страха, утомления, произвольность и непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому.
Также выбору следователем варианта модели своего поведения, который позволит достичь желаемого результата от допроса, способствует криминалистическое распознание образа допрашиваемого лица.
Для решения стоящей перед следователем задачи распознавания образа допрашиваемого необходимо решить целый ряд вопросов, среди которых могут быть следующие:
- является ли допрашиваемый тем, за кого он себя выдает, соответствует ли его реальный облик тому, что демонстрируется внешними проявлениями;
- каковы нравственный потенциал, увлечения, намерения, ценностные ориентации, интеллектуальный и профессиональный уровни допрашиваемого, его социальный статус, характер, темперамент, образ жизни;
- каково отношение допрашиваемого к факту совершения расследуемого преступления, к ведению следствия по этому делу, к лицу, его осуществляющему, к своему процессуальному положению, является ли допрашиваемый законопослушным;
- как давно, при каких обстоятельствах, в каком физическом и психическом состоянии, в каких условиях допрашиваемый воспринимал событие, по поводу которого он дает показания.
Распознавание образа допрашиваемого создает предпосылки для того, чтобы следователь правильно решил целый ряд тактических задач при производстве анализируемого и последующего действия.
С точки зрения законодательства, доказательственное значение имеет лишь информация, содержащаяся в устной речи допрашиваемого, надлежащим образом отраженная в протоколе допроса и допустимых технических средствах фиксации. Но психологами установлено, что лишь 7 % информации в беседе передается непосредственно словами, в то время, как звуками и интонацией передается до 38 % информации, а жестами и телодвижениями — до 55 % полезной информации. Поэтому целенаправленное овладение, правильная интерпретация и тактически грамотное использование невербальной информации, поступающей от допрашиваемого, является непременным условием достижения целей допроса.
Указанная информация является ориентирующей, имеет важное организационно-тактическое значение, используется при построении версий и при определении так ………..