Совершенствование системы социальной защиты семьи материнства и детства в муниципальном образовании

Цель социального государства, как известно, снижение бедности, а также улучшение качества жизни тех групп населения, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно решать проблемы своего личного, семейного жизнеобеспечения. Достижение этой цели возможно путем предоставления мер социальной поддержки (выплаты субсидий, пособий, компенсаций, льгот и т.д.), развития системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми.

Семья призвана полноценно осуществлять свои основные социально- демографические функции, формировать и реализовать собственные жизненные и репродуктивные установки на основе самообеспечения и саморазвития. Одно из условий успешного функционирования семьи (в том числе многодетной), снижения социальной напряженности в обществе — развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.

Семьей признается основанная на браке, кровном родстве, принятии на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Актуальность исследования выпускной квалификационной работы заключается в том, что государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства имеет особую значимость и, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной, в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России и позволяющей создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, — предоставление дополнительных мер государственной поддержки.

Проблемы современной российской семьи во многом обусловлены воздействием социально-экономических реформ 90-х годов XX века, следствием которых стало массовое снижение жизненного уровня семей с детьми. Негативное воздействие на положение семьи оказывают безработица, задолженность по выплате заработной платы, пособий, низкий уровень оплаты труда. При этом если у семьи имеется доход не ниже прожиточного минимума, то для нее исключается возможность получения дополнительных социальных благ от государства. Сокращение социального пакета на предприятиях ведет к росту социальной уязвимости трудоспособного населения. Семья, как правило, находится в состоянии социального риска, так как не имеет условий для устойчивого, надежного развития

10 стр., 4624 слов

«Телесные наказания детей как педагогическая традиция и ...

... проблему в терминах легитимности-нелегитимности и инструментальности-экспрессивности, то можно сказать, что телесное наказание ... Центром социальной политики ... телесное наказание в обывательском сознании Массовые опросы, проведенные независимыми общественными организациями, такими как Фонд общественного мнения, Всероссийский центр изучения общественного мнения, Фонд поддержки ... нормальное развитие или ...

В связи с этим требуется принятие мер по фундаментальной поддержке института семьи. На данный момент отсутствует целенаправленная государственная семейная политика в качестве самостоятельного направления деятельности органов государственной и муниципальной власти. Следует отметить, что нормативно-правовую базу семейной политики составляет не только семейное законодательство, которое регулирует отношения внутри семьи. Правоотношения между семьями и государством, урегулированные нормами социально-обеспечительного законодательства, складываются зачастую без учета реальных интересов семей, в том числе многодетных, стихийно. Реальное воплощение этих норм законодательства должно быть последовательно и непротиворечиво.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Управление по делам семьи и детства в МО г.-к. Анапа Краснодарского края.

Предметом исследования работы выступает совершенствование системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании города-курорта Анапа.

Цель исследования — совершенствование социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании, анализ основных проблем и предложения по улучшению е? деятельности.

Реализация поставленной цели предусматривает поэтапное решение следующих исследовательских задач:

1) рассмотреть систему социальной защиты семьи;

2) изучить правовую защиту семьи, материнства и детства в социальном обеспечении России;

3) определить проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства в России;

4) проанализировать опыт работы по организации социальной защиты семьи, материнства и детства в Краснодарском крае;

5) дать обобщение опыта работы управления по делам семьи и детей муниципального образования город-курорт Анапа;

6) выявить основные пути совершенствования системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании.

Методологической основой работы стал общенаучный метод диалектики, а также специальные научные методы, среди которых: логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, системно- функциональный и контент-анализ текстов нормативных правовых актов и судебных решений.

Эмпирическую основу исследования составили федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи семьям, а также результаты правоприменительной деятельности по реализации социальных прав.

Гипотеза исследования. Полученные в ходе данного исследования теоретические выводы и практические рекомендации, направленные на совершенствование содержания и структуры законодательства о социальном обеспечении семьи, могут послужить основой нормотворческой деятельности, определяющей механизм социальной защиты семьи. Представляется, что формулирование предложений по усовершенствованию социальной защиты семьи в Российской Федерации позволит улучшить уровень жизнеобеспечения российских семей.

9 стр., 4149 слов

Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

... аспекты социальной защиты инвалидов. 3. Изучить правовые основы социальной защиты инвалидов. 4. Изучить пути решения проблем в области социальной защиты инвалидов. 5. Предложить основные направления совершенствования правового регулирования социальной защиты инвалидов . Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования. Фрагмент работы для ...

В исследование проблем социальной защиты материнства и детства в частности следует выделить, таких ученых, как А.Н. Антонова, Б. Бергера, А.Г. Вишневского, А.Г. Волкова, С.И. Голода, И. Жалю, А. Карлсона, Дж. Клииз, П.Ф. Лесгафта, М.С. Мацковскош, В.М. Медкова, Д. Попеное, Р. Скиннера, А.Г. Харчевая и других.

С. Л. Голода, М.С. Мацковскош, Л.И. Савинова, А.Б. Синельникова, Е.М. Черняка. Также в исследованиях А.Л. Антонова раскрывается сущность семьи как социального явления, которое анализируется с точки зрения как традиционного эволюционного подхода к истории семейных форм, так и с точки зрения функционального подхода.

Поставленные цель и задачи исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Апробация исследования прошла в рамках XIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студент и научно- технический прогресс» (8 — 9 апреля 2016 года, Анапа).

материнство детство социальный семья

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

1.1 Система социальной защиты семьи, материнства и детства

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом [19].

Существует много определений семьи, но, на наш взгляд, наиболее полно его дает наука социология. С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.

Известный отечественный социолог Никитин В.А. [47] определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.

Под социальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках [25].

4 стр., 1956 слов

Социальная защита в современном обществе

... изучения системы социальной защиты с целью улучшения ее функционирования. Целесообразно рассмотреть сущность и функции социальной защиты, что позволит более верно оценить социальную работу, существующую в республике. Сущность и принципы социальной защиты Социальная защита - это такие отношения, которые ...

Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь [34].

Таким образом, институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Системный кризис в российском обществе требует и системного перехода к анализу его конкретных причин и поиску выхода из сложившейся ситуации. Эта проблема должна расцениваться как общенациональная задача социальной безопасности народа, требующая выдвижения вопросов социального обеспечения обслуживания на первое место. Нужна система государственных гарантий, подкрепленная кадрами и достаточными финансовыми средствами, способная обеспечить комплексную социальную поддержку каждому человеку, взрослому и ребенку, с момента рождения до смерти во всех случаях, когда в силу обстоятельств, не зависящих от него, он в ней нуждается.

Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области Социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций).

Система социального обеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минимальных гарантий, ответственность, за которую несет государство. Выбор конкретных направлений действия механизма социальной защиты в каждой стране определяется целями и приоритетами политики в отношении семьи, политическими и социально-экономическими условиями ее проведения. В зависимости от этого можно выделить несколько видов подходов к формированию механизма социальной защиты [18]:

1. Политика в отношении семьи рассматривается с точки зрения решения демографических проблем.

2. Политика в отношении семьи ориентируется на защиту детей (особенно из бедных семей) от материальных решений и перераспределение доходов в пользу семей, имеющих детей.

3. Политика в отношении семьи предусматривает предоставление широких возможностей выбора и оказания помощи всем видам семей. Она направлена на выравнивании различных уровней жизни в отдельные периоды жизненного цикла.

4. Политика в отношении семьи рассматривается в увязке в проблемой положения женщин в сфере занятости. Действия механизма могут быть разнонаправленными, включая как стимулирование притока женщин на рынок труда, так и предоставление возможностей оставаться вне рынка рабочей силы.

Общая направленность действия механизма социальной защиты семьи на этапе проведения экономической реформы в стране — адаптация к изменившимся условиям жизнедеятельности. Выделяются два фактора, определяющих этот процесс: внешний и внутренний.

Внешний фактор связан со средой, в которой происходит становление этих механизмов, и определяется происходящими в ней процессами: инфляцией, бюджетным дефицитом, ростом цен, снижением покупательной способности, безработицей. Наиболее остро встает проблема потери дохода и причины приводящие к этому. Внутренний фактор определяется состоянием самого объекта социальной защиты — семь?й, новыми изменениями и тенденциями в развитии института семьи.

3 стр., 1205 слов

Социальная работа с малообеспеченными семьями в учреждениях социальной ...

... и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям. 1999. – С. ... 1319. 14. Государственный стандарт "Социальное обслуживание ... социальной работы Владивосток 2003г-С.71 29. Кадомцева С.В. Социальная защита населения. М.:РАГС, 2003. – С. 264 30. Карелова Г.А. Социальная защита: ... 24. Гусев А.Н. Социальная политика государства. М.:РАГС, 2001. – ... "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста ...

Адекватность механизмов социальной защиты предполагает их встроенность в общую систему общественных отношений и достаточную гибкость в условиях изменения е? отдельных параметров.

В условиях проводимой в России экономической реформы выбор механизмов зависит от однозначности и одно направленности е? осуществления. В рамках провозглашенного демократического характера преобразований это предполагает преодоление монополии государства проведении социальной политики, в частности политики в отношении семьи, и расширение возможностей людей влиять на формы и методы социальной защиты (речь идет о социальном партнерстве) [19].

Другим объективным условием формирования механизма социальной защиты является ограниченная возможность государства в условиях кризиса оказывать помощь всем нуждающимся в результате недостатка ресурсов.

Определяющим фактором выбора механизма социальной защиты в настоящие время стало прогрессирующее расслоение общества, массовые объединения населения.

Исходной базой анализа и выбора возможных механизмов социальной защиты являются обозначенные выше и сложившиеся в мировой практике подходы у реализации механизма социальной защиты семьи. При этом основными критериями действительности механизма социальной защиты семьи являются, в первую очередь, агрессивность и целенаправленность.

Нормативно-правовая база, являющаяся основой социальной защиты населения, очень многообразна, и, отражая развитие отрасли, она постоянно расширяется. В настоящее время в нее входит не только собственно российское законодательство, но и утвержденные Российской Федерацией международные правовые акты [48].

К международным документам относятся Международный билль о правах человека, включающий в себя три документа, принятые Генеральной Ассамблеей ООН; Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экологических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и полных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему.

Применение Международного билля о правах человека стимулировало создание ряда документов, в которых конкретизируется содержание и пути решения проблем защиты прав человека. Особенно акцентируется внимание на проблемах социального обеспечения граждан; ликвидации голода и недоедания; Брака и семьи; детей и молодежи; трудовой занятости населения; соблюдение прав отдельных лиц и индивидов, организаций самых различных видов; помощи на глобальном, региональном и местном уровнях всем нуждающимся. В 1989 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка — один из основополагающих, вместе с Декларацией прав ребенка (1959 год) международных правовых документов, содержащих обоснование и описание основных прав ребенка [52].

Основная цель конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. При этом она призывает ратифицировавшиее государства создавать условия, при которых дети могу принимать активное и творческое участие в социальной и политической жизни страны. Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а так же обязанность государства в выполнении своих обязательств.

5 стр., 2141 слов

Договоры и соглашения в системе социальной защиты населения

... рассматриваться как гарантия социальной защиты ребенка. Брачный договор и соглашение об уплате алиментов заключаются в письменной форме и подлежат нотариальному удостоверению, что свидетельствует об особом внимании государства к обеспечению интересов ...

Существующая концепция социальной защиты населения Российской Федерации ориентирована на сценарии трехэтапного развития экономики: кризис, восстановление экономики, экономический подъем.

На сегодняшний день не сложилось единого представления о сущности, содержании, характере социальной защиты как системы, да и само понятие социальной защиты не имеет однозначного толкования. Например, М.И. Лаборакина рассматривает социальную защиту наряду с социальным страхованием, социальным обеспечением и социальной поддержкой, как функцию социальной сферы [47].

Под социальной сферой автор понимает защиту социальных прав как неотъемлемую часть прав человека.

На наш взгляд, социальную защиту нужно рассматривать как систему принципов, методов, гарантий, предоставленных государством, которые поддерживают жизнеспособность человека. По мнению Красновой, государственная система социальной защиты включает в себя четыре блока:

1. Первый блок — социальное благосостояние. Это означает, что государство должно создать такие экономические условия для граждан, чтобы они сами могли зарабатывать себе на жизнь, а не быть униженными просителями. Задача правительства должна сводиться не к благотворительности, а к обеспечению устойчивого денежного обращения.

2. Второй блок — социальная безопасность. Внебюджетные фонды утратили страховые функции, и назрела необходимость реформирования социально, медицинского, пенсионного и других видов страхований.

3. Третий блок представляет собой систему выплат пенсий и пособий.

4. Четвертый блок — социальное обслуживание.

Задачи социальной защиты реализуются через социальную инфраструктуру.

Социальная инфраструктура — это совокупность органов и учреждений, их материальной и нормативно-законодательной базы, они обеспечивают удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Поиск новых подходов к социальной политике и к одному из е? направлений — социальному обслуживанию населения — привел к выводу, что введение в практику разнообразных видов и методов социальной работы может способствовать росту качества социальной защищенности граждан. В настоящее время в России зарождаются и функционируют различные типы учреждений системы социальной защиты населения. К их числу относятся, например:

  • Центры социального обслуживания (отделения социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной помощи);
  • Комплексные центры социального обслуживания;
  • Дома (пансионаты) для ветеранов войны и труда;
  • Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и т.п.

Положение детей в стране важнейший социальный индикатор.

Ухудшение или улучшение показателей, по которым определяется неблагополучие или благополучие, в современных условиях приобретает особую социально-политическую значимость и объективно выступает фактором социальной стабильности или конфронтации населения и правительства.

Практические вопросы защиты детства перешли сегодня в ряд социально-педагогических и стали рассматриваться специалистами с научно- педагогических позиций. Нарушение общественных структур на современном этап, таких, так территориально-экономическая целостность, духовная общность, негативно сказываются на детском населении страны.

10 стр., 4543 слов

Тема работы: Организация социальной работы по охране семьи, материнства ...

... создания семьи. 1.2 Сущность социальных проблем современных семей 2 Социальная работа по охране семьи, материнства и детства Виды социального обслуживания: социальный патронаж детей и семей, ... семьи, материнства, отцовства и детства /5, ст. 7/. В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства /5, ст. 38/. Одной из наиболее действенных форм СЗ семьи и детей ...

Характерной особенностью последних лет явилось положение кризисов: глобального (цивилизационного, общероссийского, секторальных, по отдельным сферам социальной жизни), молодежной популяции 90-х годов, возрастных, индивидуально личностных.

1.2 Правовая защита семьи, материнства и детства в социальном обеспечении России

Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38).

Данное конституционное право реализуется, в частности, через российскую систему государственных пособий семьям с детьми [55].

К числу основных начал семейного законодательства Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ) относит защиту государством семьи, материнства, отцовства и детства (п. 1 ст. 1 СК РФ).

Данные положения отраслевого законодательства берут начало из Основного Закона страны — Конституции Российской Федерации, закрепляющей в ст. 38 защиту государством материнства, детства и семьи в качестве гарантированных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, ст. 72 Конституции определяет, что защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [33].

Следует отметить, что в России защита семьи как конституционная норма возникла далеко не сразу. Исследование конституций, принятых в нашей стране за период с 1917 г. по 1993 г., позволяет сделать вывод, что до принятия в 1977 г. Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик положения о государственной охране семьи в ранее принятых конституциях не содержались. Так, в Конституции СССР 1936 г. и в Конституции РСФСР 1937 г. присутствовали лишь указания, что женщине предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность же осуществления этих прав женщин, обеспечивалась, в том числе охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

Конституция СССР 1977 г. впервые на уровне Основного Закона государства закрепила государственную защиту семьи, а именно в ст. 53 было указано, что «Семья находится под защитой государства». И, несмотря на то, что законодатель не упомянул при этом, каким образом такая защита должна осуществляться, остановив свое внимание лишь на «путях проявления государством заботы о семье», тем не менее, благодаря введению данной нормы, семья впервые была определена как нуждающаяся в защите со стороны государства [52].

Невольно возникает вопрос: почему государство стало проявлять повышенную «заботу» о семье, что послужило причиной для введения института ее защиты? Для ответа обратимся к отечественной истории развития взаимоотношений между семьей и государством.

2 стр., 924 слов

Правовая охрана материнства и детства

... целом. Материнство и детство должно находится под строжайшей охраной государства, именно государство должно оказывать помощь зарождению новой семьи, воспитанию детей. Материнству и детству необходима охрана со ... семьи, от рождения и воспитания детей, в сочетании с ускоренным процессом старения населения существенно осложняют социально-экономическую и демографическую ситуацию в Российской Федерации и ...

В дореволюционном законодательстве России «Семья» пользовалась некоторой автономией. Как справедливо отмечал Г.Ф. Шершеневич,

«Государство охраняет по возможности неприкосновенность внутренней жизни семьи, опасается излишним вмешательством повредить мирным ее отношениям. Родители имеют в отношении своих детей карательную власть; некоторые преступления, возбуждающие в других случаях преследование по инициативе самой власти, вызывают вмешательство последней только по жалобе потерпевшего члена семьи» [33].

В советский период семья пережила серьезные метаморфозы.

Характеризуя главные изменения, происходившие в семье на протяжении XX в., российский демограф и экономист, директор Института демографии НИУ-ВШЭ А.Г. Вишневский справедливо замечает наличие процесса «раскрестьянивания» семей и превращения их из «сельских в городские». Данное явление сопровождалось изменением роли государства в регулировании семейных отношений. Исследователи подразделяют развитие брачно-семейных отношений в указанный период на три этапа. Согласно названной периодизации, на первом этапе, продолжавшемся примерно до середины 1930-х гг., развитие брачно-семейных отношений имело в целом ярко выраженную либеральную направленность («меньше государства»).

Именно в этот период был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г., он впервые допустил вмешательство государства в семейную жизнь граждан, в сферу взаимоотношений родителей и детей и узаконил «фактический брак».

Второй этап — с середины 1930-х до середины 1950-х — характеризовался тенденцией к жесткому регулированию брачно-семейной сферы («больше государства»).

Так, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать- героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» стал признаваться только зарегистрированный брак. Возникла категория «внебрачные дети», а из Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г. были исключены положения об одинаковых правах детей, рожденных в зарегистрированном браке, и внебрачных [24].

На третьем этапе, начиная с середины 1950-х гг., шло медленное возвратное движение к либерализации брачно-семейных отношений. Подтверждением тому служат, например, нормы Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г., предусмотревшие равенство прав и обязанностей детей по отношению к родителям и их родственникам, как рожденных от родителей, состоящих в браке между собой, так и рожденных вне брака.

Таким образом, представляется, что причинами для введения института защиты семьи в нашей стране послужили «не совсем» последовательные действия государства в области регулирования семейных отношений, а также случившаяся эволюция самой семьи.

На замену патриархальной семье с собственными устоявшимися многовековыми традициями и обычаями, самостоятельно регулирующими возникающие изнутри семьи процессы, за довольно короткий промежуток времени появилась независимая семья. Она, не смотря на права и свободы (полное отсутствие права «личной власти»: власти мужа над женой, родителей над детьми), оказалась неспособной самостоятельно решать многие вопросы, относящиеся к семейной жизни. Данная семья совершенно не защищена от вторжений в свои дела третьих лиц (прежде всего, государства), совершаемых большей частью далеко не в интересах семьи, а лишь исключительно в интересах отдельных ее членов. Именно такая модель семьи и создала предпосылки для закрепления на самом высоком законодательном уровне принципа защиты семьи государством, так как все имевшие место ранее порядки были разрушены, а возможности семьи самостоятельно справляться с негативными процессами как в обществе в целом, так и внутри нее самой, оказались малоэффективными [33].

11 стр., 5095 слов

Уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты средств ...

... злостным уклонениям от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, которые, к сожалению, малоэффективны. Около 10 миллионов российских детей живут в неполных семьях и вправе по закону рассчитывать на алименты. ... Конституция РФ в статье 38 провозгласила, что материнство и детство, семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность ...

В функционирующем законодательстве Российский Федерации формирование конституциональных утверждений об охране семьи носит только неполный характер (см., к примеру: п. 1 ст. 1 СК РФ; ст. 51 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; глава 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, посвященная правонарушениям против семьи и не достигших совершеннолетия (разумеется, находящиеся в ней санкции направлены в основную очередность на охрану прав и интересов, не достигших совершеннолетия, а никак не семьи в целом) [55].

В настоящий момент Россия находится на пути реформирования государственной семейной политики. C целью укрепления, развития и защиты института семьи как фундаментальной основы российского общества, 28 мая 2013 г. на втором заседании Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 гг. председателем Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, детей и женщин Е.Б. Мизулиной представлена Концепция государственной семейной политики чего-либо в период до 2025 г. (общественный проект) (далее — Концепция) [39].

В нем содержится комплексный анализ современного состояния института семьи, ее места и роли в настоящей и будущей стратегии развития России, констатируется и обосновывается наличие в современном российском обществе факта «ослабления» института семьи. В представленном для общественного обсуждения документе семья трактуется как сложное социокультурное явление и рассматривается уже не только как социальное сообщество супругов, родителей и детей, но и как духовная ячейка, «малая церковь». Концепция подвергает анализу эффективность предпринимаемых органами государственной власти мер по поддержке семьи, действующего законодательства, а также содержит комплекс законодательных предложений, направленных на реализацию основных задач государственной семейной политики, укрепление и развитие традиционных для России семейных ценностей. Одними из основных направлений государственной семейной политики Российской Федерации Концепция предусматривает укрепление и развитие института семьи, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, в том числе повышение авторитета родительской власти; защиту семьи от незаконного вмешательства в семейную жизнь и оказание ей содействия в осуществлении ее основных функций [52].

Каждый ребенок согласно ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) [2] имеет право жить и воспитываться в семье.

«Жизнь ребенка в семье предпочтительна со всех точек зрения. Конечно, «имеется в виду семья, — правильно уточняет А.М. Нечаева, — не приносящая вреда воспитанию несовершеннолетнего»[46].

Но это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав, и тогда ребенок остается вне семьи, без попечения родителей. В случае, когда ребенок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей.

В полном соответствии с нормами международного права в ст. 1 СК РФ провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Российский законодатель выделяет в ст. 123 СК РФ такие правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1) усыновление (удочерение);

2) передача под опеку или попечительство;

3) при отсутствии вышеперечисленных возможностей, устройство в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов [55].

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по предоставлению пособий семьям с детьми в связи с их рождением и воспитанием, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», (ред. от 29.12.2015) (далее Закон о пособиях).

В законодательство о пособиях (в том числе Закон о пособиях) были внесены значительные изменения в связи с принятием новых федеральных законов и подзаконных актов.

Однако, несмотря на это, законодательство о государственных пособиях на детей в настоящее время остается в значительной степени пробельным и противоречивым. Сложившаяся система социальных пособий на детей не способна адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию в стране вследствие наличия следующих наиболее бросающихся в глаза недостатков.

Отсутствие в законодательстве определения понятия «семья с детьми», а также его узкое толкование (кровная семья, семья усыновителей) приводят к ограничению прав некоторых категорий граждан, фактически осуществляющих воспитание и содержание ребенка (в частности, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей), на получение тех или иных видов социальных пособий [52].

Исследование понятия семьи в системе правовых наук свидетельствует об отсутствии единого универсального понятия семьи, применимого ко всем отраслям права. В области права на социальное обеспечение вопрос о разработке понятия семьи является также проблемным. Проанализировав мнения ученых — юристов (Е.И. Астрахан, В.Д. Новиков, В.К. Субботенко, Р.П. Мананкова, Е.В. Протас, Е.В. Соловьева) о субъекте социально- обеспечительных отношений, приходим к следующему выводу — если на ранних этапах формирования правовой защиты материнства, детства и семьи был оправдан подход в пользу индивидуальных субъектов, то в настоящее время ситуация существенно изменилась: общество делает выбор в пользу семьи как наиболее приемлемой формы воспитания подрастающего поколения, и соответственно этот выбор должен воплощаться в разнообразных мерах защиты и охраны семьи, в том числе и правовых.

В пользу данной тенденции выступает Л.А. Гречук [55], которая, изучив особенности семьи как субъекта права, предложила определение семьи как группы лиц, связанных родством и свойством или браком, состоящей не менее чем из двух физических лиц, проживающих вместе. Если применить это суждение к понятию «семья с детьми», то им охватываются и одинокие граждане (отец, мать, бабушка, другой родственник), фактически воспитывающие ребенка. Однако, исходя из указанных признаков семьи, этим понятием не охватываются случаи совместного проживания ребенка с усыновителем, опекуном, а также с приемным родителем, так как здесь нет факта кровного родства или брака.

Можно согласиться с Е.В. Соловьевой, выделившей три основных критерия, характеризующих семью с детьми[55]:

Наличие детей.

1. Определенная правовая связь ребенка с субъектами, осуществляющими заботу о нем (кровная связь по рождению; правовая связь усыновленного с усыновителем; институт опеки и попечительства; приемная семья).

2. Совместное проживание ребенка с субъектами, осуществляющими заботу о нем.

Таким образом, предлагается следующее законодательно необходимое определение — «Семья с детьми», под которой следует понимать совместно проживающую группу лиц, состоящую не менее чем из двух физических лиц, одним из которых является ребенок (дети), а другие — лица осуществляющие заботу о ребенке и находятся с ним в определенной правовой связи на основании: кровного родства по рождению, факта усыновления (усыновители), установления опеки (опекуны, попечители), принятия в приемную (приемные родители) или патронатную (патронатные воспитатели) семью — либо являются его фактическими воспитателями.

В предложенном определении семьи выделяется акцент на уравнивание прав родителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, фактических и патронатных воспитателей на различные виды социальных пособий на детей.

Исходя из критерия правовой связи между ребенком и лицами, осуществляющими заботу о нем (кровная связь по рождению, факт усыновления, установления опеки и др.), было проведено исследование различных типов семей с детьми — получателей семейных пособий.

Так, исследование типа семьи, основанной на правовой связи усыновленного с усыновителем, выявило наличие дискриминационного положения в Законе о пособиях: ограничено право мужчин-усыновителей на пособие при усыновлении ребенка вопреки ст. 127 и п. 3 ст. 134 СК РФ, разрешающим усыновление ребенка одним лицом (мужчиной или женщиной не состоящими в браке).

Закон г. Москвы от 3 ноября 2004 г. №67 «О ежемесячном пособии на ребенка» также ограничивает право усыновителя- мужчины, не состоящего в браке, на получение пособия на ребенка в повышенном размере. Предлагается устранить эти ограничения [52].

Целесообразно (по аналогии с усыновителями) предоставление права на родительское пособие, при прочих равных условиях, лицу (как мужчине, так и женщине), назначенному опекуном ребенка в возрасте до трех месяцев («родительского пособия по уходу за новорожденным»).

Учитывая, что приемные родители по своему правовому статусу (как совокупности прав и обязанностей в отношении приемных детей) приравнены СК РФ к опекунам, необходимо уравнять их с опекунами в праве на получение других видов государственных пособий на детей ежемесячного пособия по уходу за ребенком, ежемесячного пособия на ребенка.

Необходимо закрепить институт патроната и фактического воспитания в СК РФ и предоставить право на пособия патронатным и фактическим воспитателям, установленные для родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) Законом о пособиях. При этом фактическими воспитателями ребенка могут быть как родственники ребенка, так и лица, не состоящие с ним в родстве (например, мачеха, отчим, супруги опекуна, попечителя, усыновителя и др.), которые взяли ребенка на воспитание в силу разных причин (смерть родителей; объявление их умершими; признание безвестно отсутствующими и др.).

Представляется, что принятие названных мер по реформированию государственной семейной политики обеспечит полноценную реализацию конституционных основ защиты семьи в Российской Федерации.

1.3 Проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства России

Защита семьи, материнства и детства — это преимущество для государства и залог успешного процветания, вот почему нужно совершенствовать механизмы защиты материнства и детства. Многие семьи не могут самостоятельно решить жилищные проблемы из-за дороговизны жилья и трудностей с получением ипотеки. Российское общество и государство обязано заботиться о молодых семьях, именно от них зависит решение демографического кризиса в России. На сегодняшний день охрана материнства и детства считается важной в семейной государственной политике и в национальных проектах [55].

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Разработан комплекс мер по совершенствованию жилищных условий многодетных семей. Ужесточены наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, усилены меры по предотвращению алкоголизации и привлечения к табакокурению подростков.

Вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Утвержденная указом президента Российской Федерации Национальная стратегия действий в интересах детей на период до 2017 года задала основные направления деятельности для органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и всего российского общества на пути к обеспечению благополучного и защищенного детства. Был сформирован план первоочередных мероприятий и долгосрочных мер по поддержке семьи и защиты прав детей в условиях новой социально-экономической реальности.

Охрана материнства и детства — это система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития [52].

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций.

В вопросах совершенствования государственной поддержки материнства и детства значительная роль отводится региональным программам государственной поддержки семьи. Региональные программы включают направления и мероприятия, которые определяются органами управления социальной защиты и документами федерального значения. Программы регионального уровня существуют в настоящее время практически на каждой территории и вполне закономерно отражают основные направления и содержание федеральных целевых программ.

Рассмотрим основные направления деятельности органов федерального значения, осуществляющих социальную защиту материнства и детства, являющиеся базой для формирования различных программ, в том числе и региональных, учитывающих особенности регионального развития.

Прежде всего, это работа Министерства здравоохранения Российской Федерации и органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации по решению проблем материнства и детства, она позволила выработать идеологию формирования программ федерального и регионального уровней и их взаимодействия. Эта идеология предполагает решение на федеральном уровне социально значимых проблем, задач, представляющих общенациональные интересы, направленные на поддержку прогрессивных технологий охраны здоровья матерей и детей. На региональном уровне должны выполняться обязательства по федеральным программам и создаваться целевые программы, отражающие конкретные потребности территории.

Одной из наиболее удачных на региональном уровне является программа профилактики кариеса у детей, которая успешно реализуется в ряде территорий (Волгоградская, Воронежская, Смоленская области, республика Адыгея и др.).

Система непрерывного наблюдения за здоровьем детей на всех этапах их развития организована полностью в 87 субъектах Российской Федерации. В большинстве регионов на базе амбулаторно-поликлинических учреждений созданы отделения (кабинеты) медико-социальной помощи.

Можно считать, что такой подход к формированию и реализации целевых программ по материнству и детству в условиях недостаточного финансирования системы здравоохранения в целом является единственно верным. И именно это позволило, несмотря на сложную социально- экономическую ситуацию в стране, не только сохранить ресурсы системы охраны здоровья матери и ребенка, но и продолжать ее развитие. Вместе с тем представляется целесообразным формирование таких программ, которые бы более гибко реагировали на конкретные проблемы регионов.

Так, за счет программы «Дети Чернобыля» были продолжены мероприятия по обеспечению функционирования Детского научно- практического центра противорадиационной защиты Минздрава России и 4-х межрегиональных кабинетов по экспертизе состояния здоровья детей, родившихся от участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, эвакуированных и отселенных из зон отчуждения и отселения.

За счет программы «Дети-инвалиды» осуществляется неонатальный скрининг на врожденные болезни обмена веществ, фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, оснащение медицинским оборудованием федеральных и межрегиональных медико-генетических центров и консультаций.

Программно-целевой подход к решению проблем материнства и детства сформировался в системе охраны здоровья матери и ребенка России за последние два десятилетия и прочно укрепился в решении приоритетных задач. В первую очередь это касается проблемы младенческой смертности, которая напрямую затрагивает практически все аспекты здоровья матери и ребенка. На основе формирования и реализации целевой научно- практической программы «Снижение смертности детей от пневмонии (1984- 1990 гг.) была разрешена проблема снижения смертности от болезней органов дыхания в целом и от пневмонии в частности, которая была ведущей причиной смерти детей первого года жизни, а с 1988 г. стала занимать не более 10 — 12% в структуре младенческой смертности. Следующим шагом является региональный подход к формированию целевых программ по охране здоровья женщин и детей — это способствовало более четкому распределению функций и ответственности федерального и регионального уровней, это позволило уже в 90-е годы перейти к разрешению проблем здоровья матерей и детей по приоритетному принципу на программной основе [47].

Российским законодательством предусмотрено несколько видов субсидий, выплат и льгот для матерей-одиночек. Для их получения женщина должна иметь официальный статус одинокой мамы. Льготы матерей- одиночек в 2016 году отличаются от тех, которые получали женщины ранее: с учетом роста инфляции увеличен их размер.

Отметим, что размер ежемесячного пособия, получаемого одинокой мамой, всегда выше того, на который могут рассчитывать женщины, воспитывающие ребенка в полной семье. При отказе в приеме на работу матери-одиночки, возраст ребенка которой менее 14 лет, ей обязаны объяснить причину отказа в письменной форме. Если отказ не обоснован, женщина имеет право обратиться в суд. В территориальных управлениях мать имеет право не реже 1 раза в 2 года получать путевки для ребенка в санатории и оздоровительные лагеря. На покупку определенных дорогостоящих лекарств, перечень которых имеется в каждой детской поликлинике, матери одиночке полагается 50 % скидка. Детям матерям- одиночкам бесплатно должны оказываться услуги в кабинете массажа районной поликлиники.

Помимо перечисленных льгот, матерям — одиночкам в 2016 году положены еще и специальные пособия. Мать-одиночка получает все те же пособия, что и женщины из полных семей, но обычно в больших размерах:

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет до 12 недель беременности, — в 2016 году — 543 рублей 67 копеек.

С 1 января 2013 года изменился порядок расчета пособия по беременности и родам (согласно Федеральному закону от 25.02.2011 г. № 21- ФЗ, теперь определенные периоды при расчете среднедневного заработка будут исключаться).

Единовременное пособие при рождении ребенка, согласно Федеральному закону от 19.05.1995 № 81 — ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в 2016 году составляет 15512 рублей 65 копеек. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет — с 01.01.2013 года исчисляется, исходя из заработков застрахованного лица за предыдущие 2 года. В 2016 году минимальный размер составляет 2576 руб. при рождении первого ребенка и 5153 руб. при рождении второго ребенка.

Размер материнского капитала в случае рождения у женщины второго ребенка не зависит от того, одна мать воспитывает ребенка или вместе с отцом.

Остальные виды пособий матерям-одиночкам и их размеры зависят от субъекта федерации, где проживает семья.

Размер пособий также зависит от того, выше или ниже прожиточного минимума доход, получаемый матерью-одиночкой. Именно поэтому заявление на получение пособий матерям-одиночкам лучше подавать не в тот период, в который попадают последние месяцы выплат по больничному листу, выплаты в связи с беременностью и родами, так как доход, согласно справке, будет завышен. Если женщина вступает в брак, но супруг не усыновляет (удочеряет) ее ребенка, его доходы не учитываются при расчете и назначении пособия.

Уточнять размер выплат и льгот матерям-одиночкам в 2016 году нужно в органах социальной защиты по месту жительства мамы.

Организуются учреждения современного типа для работы с детьми и подростками, молодежные консультативно-диагностические центры, центры по охране здоровья детей и подростков, центры репродуктивного здоровья подростков, психологические и профессиональные центры.

В Краснодарском крае, как и в других регионах, реализуются программы поддержки многодетных семей. При рождении в семье третьего и каждого последующего ребенка в имущество предоставляются земельные участки, выплачивается материнский капитал, погашаются долги по ипотечному кредиту. Регион вошел в число 50 субъектов РФ, получивших средства федерального бюджета на ежемесячную денежную выплату в случае рождения третьего и последующих детей. В Краснодарском крае эта сумма составляет 8838 рублей. В 2015 г. данным правом воспользовались около 2,2 тысяч семей. На сегодняшний день произошли изменения в Законе Краснодарского края № 201 «О ежемесячной денежной выплате в случае рождения третьего ребенка или последующих детей».

Многодетные семьи, имеющие детей до шести лет, имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение в медицинском учреждении по месту проживания.

В результате подобных мер тенденцией 2015 года является рост рождаемости вторых и третьих детей.

Как одно из направлений защиты материнства и детства, в Краснодарском крае реализуются проекты «Дети Кубани» и «Социальная поддержка граждан».

Таким образом, проблемы социальной защиты детей становиться актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного опыта, всегда, нуждались, и будут нуждаться, в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления — в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от опасностей являются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом.

Произведенный обзор проблемы материнства и детства подводит нас к выводу, что если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, материнство, как психосоциальный феномен, рассматривается как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.

Материнство и детство — это прежде всего, институт общества. От его состояния и социальной защищенности в значительной мере зависит безопасность общества как в плане его физического и духовного воспроизводства, так и экономического, интеллектуально-технологического развития.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Г.-К. АНАПА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

2.1 Анализ опыта работы по организации социальной защиты семьи, материнства и детства в Краснодарском крае

Основными направлениями защиты материнства и детства в Краснодарском крае является реализация проектов «Дети Кубани» и «Социальная поддержка граждан».

Ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям гарантировано Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №807-КЗ «О ежемесячном пособии на ребенка». Ежемесячное пособие на ребенка назначается семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает установленную в крае величину прожиточного минимума на душу населения.

За 2015 год расходы на предоставление пособия составили 779988,3 тысяч рублей.

Меры социальной поддержки многодетным семьям на территории Краснодарского края осуществляются на основании Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года №836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае».

Многодетным семьям также предусмотрена ежегодная денежная выплата в качестве еще одной меры поддержки.

За 2015 год ежегодные денежные выплаты предоставлены 202066 детей из 61232 многодетных семей.

Законом Краснодарского края от 4 октября 2011 года № 2344-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» с 1 января 2015 года в крае установлен материнский (семейный) капитал в размере 105500 рублей.

Право на получение материнского (семейного) капитала возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей и может быть реализовано по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2011 года.

В 2015 году уведомления на материнский (семейный) капитал получили 10876 граждан Краснодарского края, 2277 человек из которых воспользовались правом распоряжения средствами материнского капитала.

Законом Краснодарского края от 1 августа 2012 года № 2568-КЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан». C 1 января 2013 года при рождении третьего или последующих детей (имеющих гражданство Российской Федерации) гражданам, зарегистрированным по месту жительства на территории Краснодарского края, имеющим несовершеннолетних детей, а при обучении детей в общеобразовательных учреждениях и государственных образовательных учреждениях по очной форме обучения на бюджетной основе — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, предусматривается ежемесячная выплата на третьего или последующего ребенка до достижения им трехлетнего возраста.

В 2015 году ежемесячная выплата при рождении после 31 декабря 2012 года третьего или последующих детей до достижения ребенком трехлетнего возраста установлена в размере 7495 рублей. Семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины месячного среднедушевого денежного дохода в крае за год, предшествующий году обращения за ежемесячной денежной выплатой — 28787,80 рублей.