В юридической литературе под административной юрисдикцией принято понимать: 1) рассмотрение и разрешение об административных правонарушениях; 2) рассмотрение и разрешение индивидуальных дел в случае разрешения возникшего спора о праве в сфере государственного управления.
Юрисдикция (от лат. Jurisdictio — суд, судопроизводство) — круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в т.ч. по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций.
Исходя из этого понимания административная юрисдикция — это круг полномочий судебных органов и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел, применению соответствующих мер административного пресечения и административных санкций.
Юрисдикционное вмешательство государственных органов, подчеркивает Л.С. Явич, не требуется, пока не возникают правовые конфликты. Именно решение этих конфликтов составляет основное содержание административно-юрисдикционной деятельности.
Такие споры связаны не только с административными правонарушениями, предусмотренными в КоАП. Это и нарушение дисциплинарных правил, и нарушение прав граждан при осуществлении управленческой деятельности органов государственного управления, и неисполнение гражданами обязательств по исполнению принудительных мер государства.
1. Принцип законности. Базируется на требованиях Конституции РФ. Означает неукоснительное исполнение требований закона всеми участниками административно-процессуальной деятельности. Он обуславливает защиту общих интересов и прав граждан.
Принцип законности, как считает французский ученный Г. Бребан, состоит из двух взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствий с законом и проявлять инициативу для обеспечения выполнения закона.
2. Принцип гласности. Все дела рассматриваются гласно, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. Исключением могут быть лишь случаи, когда известно, что лицо своевременно было уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, от лица поступило заявление рассмотрении дела в его отсутствие.
3. Принцип презумпции невиновности. Лицо, в отношений которого ведется производство, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Данный принцип предполагает, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя, и имеет на это право. Из этого принципа вытекает и такое положение, как любое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к тем случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательного постановления.
Административная ответственность физических лиц
... части работы рассмотрено понятие и сущность административной ответственности. Далее рассмотрена административная ответственность совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, а также виды административных наказаний. В заключительной части работы изучена административная ответственность должностных лиц. При написании данной работы использованы ...
4. Принцип оперативности и экономичности, появляется, прежде всего, в сжатости сроков, определяющих прохождение дела, что позволяв сократить срок между совершением проступка и его юридической оценкой. Минимальности затрат на производство.
5. Принцип права на защиту. Этот принцип реализуется путем предоставления гражданину правовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств смягчающих ответственность.
Он имеет право знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства и т.п., пользоваться при рассмотрении дела помощью адвоката. Пользоваться юридической помощью могут и потерпевшие.
6. Принцип равенства граждан перед законом. Этот принцип закрепляет положение о том, что все граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
7. Принцип ответственности должностных лиц за принятие решение. Сущность этого принципа заключается в том, что каждое должностное лицо подлежит ответственности за незаконное решение или неправомерные действия (бездействия) по отношению к гражданам или юридическим лицам.
Эти принципы тесно связаны между собой, они осуществляются в неразрывном единстве, образуя гармоничную систему производства.
Нельзя ради гласности жертвовать истиной, ради оперативности — законностью и т.п. только последовательная реализация всех принципов соответствует демократической природе производства и позволяет лучшим образом достичь целей процесса.
Однако целесообразно было бы рассмотреть и некоторые принципы, имеющиеся за рубежом. Например, принцип доверия и веры (Германия, Швейцария).
Эти принципы определяют не только отношения между администрацией и гражданами, но и поведение граждан по отношению к органам власти. Гражданин имеет право на защиту своего доверия по отношению к поведению администрации. Принцип запрета произвола. Под произволом понимается такое поведение администрации, которое не может быть объяснено при помощи разумных аргументов. Произвол часто связан со злоупотреблением властью.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:
1. всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,
2. разрешение его в соответствии с законом,
3. обеспечение исполнения вынесенного постановления,
4. выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Всесторонность и полнота исследования обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все факторы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В частности, необходимо установить, имело ли место административное правонарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для прекращения дела. Подлежат также выяснению обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, другие сведения, имеющие значение для дела.
Принципы административного права
... 1.6). Принципы административного права отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования исполнительной власти, управления и его персонала, определяя содержание сложных взаимоотношений внутри данной системы. Цель данной курсовой работы заключается ...
Однако сущность задач производства по делам об административных правонарушениях выражается не только во всестороннем, полном, но и объективном выяснении обстоятельств каждого дела. Принцип объективности является важнейшим принципом по делам этой категории.
Этот принцип выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела. Объективность несовместима с обвинительным уклоном, пренебрежением обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, неравным отношением к участникам производства по делу. Необходимость объективного рассмотрения обстоятельств дела обусловливает внимательное, уважительное отношение как к самим участникам производства, так и к их ходатайствам и обращениям.
В целях реализации этого принципа на практике КоАП РФ закрепил различного рода гарантии, обеспечивающие достижение истины по делу, к примеру институты пересмотра, ответственность за ложные показания, отводы субъектов правоприменения и некоторых участников процесса. При необходимости субъект административно-юрисдикционной деятельности вправе истребовать необходимые документы, провести экспертизы, проверки и иные меры для объективного разрешения дела, чтобы полностью исключить односторонний, предвзятый подход к оценке фактов.
Своевременность выяснения обстоятельств означает соблюдение предусмотренных КоАП РФ процессуальных сроков, что не только способствует неотвратимости привлечения виновных к ответственности, но и является серьезной превентивной мерой.
Указание ст. 24.1 КоАП РФ на необходимость разрешения дела в соответствии с законом имеет непреходящее значение. Речь, по сути, идет об одном из основополагающих принципов производства по делам об административных правонарушениях — принципе законности. Сущность этого принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, применительно к производству по делам об административных правонарушениях состоит в том, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В этой связи важной задачей производства по делам об административных правонарушениях, сформулированной в ст. 24.1 КоАП РФ, является обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления. Неисполнение постановления о привлечении к административной ответственности или исполнение его не полностью снижает эффективность борьбы с административными правонарушениями, обусловливает неисполнение принципа законности.
Важной задачей производства по делам об административных правонарушениях является также превентивно-предупредительная задача, направленная на выявление причин и условий, способствующих совершению административных проступков. Органы и должностные лица, выполняющие административно-юрисдикционные функции, обязаны не только выявлять эти причины и условия, но вносить в соответствующие организации, их должностным лицам представление о принятии мер по устранению данных причин и условий.
Особенности предупреждения краж и случаев неправомерного завладения ...
... административный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т. д. В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения: ... на преступления (преступность) уголовно-правовыми средствами, и, соответственно, данный подход разрабатывался в ... виды и этапы. Предупреждение преступности – это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками ...
Необходимость в такой процессуальной форме как административная юрисдикция, деятельности государственных органов (исполнительных, судебных) возникает при решении административно-правовых споров и применении, когда требуется, мер государственного воздействия за совершенные проступки.
Объектом процесса в таких случаях являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права — административного, трудового, финансового, гражданского и другими (но, безусловно, за исключением уголовного), если они находятся в сфере правомочий органов государственного управления — исполнительной власти.
Субъект такого вида административного процесса — это сторона в процессе, защищающая свой законный, как она полагает, интерес, свое право, оспариваемое или нарушаемое другой стороной. Естественно, каждая сторона обладает совокупностью процессуальных прав и обязанностей, находясь в корреспондирующих отношениях с другой. Но характер этих прав и обязанностей, а также их объем различим, и поскольку в каждом отдельном случае правовое положение участников процесса различно, зависит от материальной нормы, применяемой в рассматриваемом случае, особенностей административного процесса для данной отрасли права.
Как и в любом административном правоотношении, одной из сторон административно-процессуального отношения всегда является орган (должностное лицо), осуществляющий государственно-властную деятельность. Обычно это орган исполнительной власти (например, государственная инспекция), в отдельных случаях — суд, судья. Эти компетентные органы (должностные лица) вправе издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела, — они оформляют протоколы, принимают постановления, отменяют и изменяют их, исполняют постановления, выступая при этом в двух качествах: как инстанция, разрешающая дело, и как сторона административного процесса. В том случае, когда орган управления («властвующая» сторона) не уполномочен разрешать дело (например, при обжаловании его действий в вышестоящую инстанцию), он выступает как сторона административного процесса.
Другой стороной процесса являются лица, защищающие свои права (интересы): граждане, государственные, негосударственные организации, их должностные лица, органы прокуратуры (например, принося протест в порядке общего надзора на административное взыскание), а также субъекты, участвующие в процессе в качестве свидетелей, экспертов, потерпевших, лиц, представляющих интересы государственных и общественных организаций или граждан.
Таким образом, порядок разрешения дел в сфере исполнительной власти исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников процесса (применительно к его стадиям).
Сущность административно-юрисдикционного производства можно показать на примере рассмотрения дел об административных правонарушениях. Общие нормы, регулирующие этот вид производства, содержатся в КоАП (Гл.23).
Особенности производства по отдельным категориям административных правонарушений предусматриваются рядом специальных норм.
гражданин административный юрисдикция правонарушение
Иванов управлял транспортным средством ВАЗ-2106 в состоянии алкогольного опьянения и был задержан сотрудниками полиции.
Административная школа управления (2)
... многие современные крупные коммерческие компании следуют в своем управлении постулатам административной теории управления. Цель курсовой работы — проследить развитие теоретических изысканий административной школы управления. Задачи курсовой работы: История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие ...
1. Квалифицируйте деяние Иванова.
2. От имени уполномоченных органов (должностных лиц) составьте необходимые документы.
3. От имени уполномоченных органов (должностных лиц) примите необходимое решение (вынесите постановление).
Ответ:
В данном случае деяние Иванова квалифицируется по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ, в которой закреплено следующее:
Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Данное административное правонарушение оформляется протоколом об административном правонарушении к которому прилагается акт медицинского освидетельствования на факт алкогольного опьянения.
Протокол
Об административном правонарушении в области дорожного движения г. Нижневартовск 1 мая 2014 г.
В 11.00 01.05.2014 г. по ул. Ленина дежурным нарядом патрульно-постовой службы ГИБДД на основании ст. 12.8 КоАП РФ был задержан гр. Иванов, который управлял транспортным средством (марка ВАЗ-2106, номерной знак 666 86) в состоянии алкогольного опьянения.
При предъявлении ст. сержантом Лейтенантом А.П. требования в соответствии со ст. 12.16 КоАП РФ о прохождении медицинского освидетельствования, гр. Иванов ответил отказом.
На основании ст. 27.12 КоАП РФ Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Гр. Иванов был отстранен от управления транспортным средством и препровожден для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Подписи
Ст. сержант ГИБДД А.П. Лейтенант
Правонарушитель А.Б. Иванов
Постановление
О лишении права управления транспортным средством г. Нижневартовск 10 мая 2014 г.
Мировой судья судебного участка № 5 города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Калашникова Н.Н., рассмотрев протокол № 19 от 01.05.2014 г. о совершенном административном правонарушении гр. Ивановым в области дорожного движения
УСТАНОВИЛ
Гр. Иванов управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, на требования инспектора ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования ответил грубым отказом, в связи с чем был задержан согласно ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ и направлен на медицинское освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, что и было подтверждено актом от 01.05.2014 г.
Деяние, совершенное гр. Ивановым квалифицируется как административное правонарушение, соответствующее ч.1ст. 12.8 и ст.12.26 КоАП РФ и влечет наложение административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством на срок до двух лет.
Государственное управление и исполнительная власть
... средства коммуникации,армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п. Исполнительная власть - это государственное управление, осуществляемое исполнительной властью. 4.ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КОНЦЕПЦИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. Таким образом, исполнительная власть ...
Принимая во внимание, что по данному факту был составлен протокол об административном нарушении, акт медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, дающие основание для наложения административного наказания на гр. Иванова и руководствуясь ст.12.8 и ст.12.26. и 3.8. КоАП РФ
ПОСТАНОВИЛ
Привлечь гр. Иванова к административной ответственности с наложением административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством на срок до двух лет.
Мировой судья Калашникова Н.Н.
От имени должностного лица государственного пожарного надзора государственной противопожарной службы произведите осмотр помещения по месту работы (службы).
По результатам осмотра составьте необходимые юрисдикционные документы.
Протокол
осмотра производственного помещения г. Нижневартовска 1 мая 2014г.
Государственный инспектор пожарного надзора г. Нижневартовска ХМАО — Югра Пожарный Ч.С. в соответствии со ст.20.4 Нарушения требований пожарной безопасности КоАП РФ осуществил осмотр производственного здания, принадлежащего ООО «Миг», находящегося по адресу г. Нижневартовск, ул. Омская, 15. ООО «Миг» производственное предприятие, занятое обработкой сукна, в собственности которого находится производственное помещение организации с общей численностью рабочих в количестве 10 человек.
Основания осмотра помещения.
Жалоба работников предприятия на отсутствие необходимых противопожарных мер защиты людей (в том числе и противопожарного оборудования), захламленность производственного помещения отходами производства, в связи с чем неоднократно возникали случаи возгорания, которые были своевременно устранены силами работников предприятия.
Мотивы осмотра помещения.
Пресечение административного правонарушения в области пожарной безопасности и недопущения случая возникновения пожара и гибели людей.
При осмотре производственного здания было установлено:
1. Отсутствие огнетушителей и необходимого инвентаря для тушения очагов возгорания в случае их возникновения;
2. Отсутствие запасного выхода для эвакуации работников;
3. Отсутствие схемы эвакуации работников в случае возникновения пожара;
4. Несанкционированное перекрытие проезда к зданию, установленного для пожарных машин и техники.
5. Захламленность здания цеха отходами производства — сукном, тканями и пр.
Гос. инспектор пожарного надзора по ХМАО — Югре Пожарный Ч.С.
1. Костылев А.К. Административная юрисдикция. Учеб. пос., 4-ое изд., Изд.: Тюменского государственного университета. 2013. — 234с.
2. Салищева Н.Г. гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1979. С. 29
3. Иванов В.А. Советский административный юрисдикционный процесс // Советское государство и право. 1980. №6. С. 30.
4. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1993.
5. Костылев А.К. процессуальное обеспечение административной ответственности: монография. Тюмень: Изд-о Тюменского государственного университета, 2008. С. 270.
6. Бребан Г. Французское административное право. М., 1988. С. 171.
7. Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2008. — 816с.
Обеспечение прав работника на охрану труда
... работников и гражданского персонала) «За права военнослужащих", 2004 41. Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Труд гражданского персонала в воинских частях ( военных организациях). За права военнослужащих, 2002 42. Голенко Е.Н. Охрана труда ... на производстве// Трудовое право 2006, N 3 38. Глазырин В.В Регулирование труда в производственных кооперативах// Право ... профилактическими медицинскими осмотрами// Право и ...
8. Алехин А.П. Административное право. М.: Зерцало-М, 2003. — 608 с.