Нашу планету вполне можно было бы назвать Океанией, так как площадь, занимаемая водой, в 2,5 раза превышает территорию суши. Океанические воды покрывают почти 3/4 поверхности земного шара слоем толщиной около 4000 м, составляя 97 % гидросферы, тогда как воды суши содержат всего лишь 1 %, а в ледниках сковано только 2 %.
Мировой океан, являясь совокупностью всех морей и океанов Земли, оказывает огромное влияние на жизнедеятельность планеты. Огромная масса вод океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Из него поступает более половины кислорода, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток. На дне Мирового океана происходит накопление и преобразование огромной массы минеральных и органических веществ, поэтому геологические и геохимические процессы, протекающие в океанах и морях, оказывают очень сильное влияние на всю земную кору. Именно Океан стал колыбелью жизни на Земле; сейчас в нём обитает около четырёх пятых всех живых существ планеты. Мировой океан является могучим резервом продуктов питания, минерально-сырьевых и других ресурсов.
Мировой океан является безотказным приемником всякого рода отходов. Сброс в него очень большого количества вредных веществ, пестицидов, растущее загрязнение морской среды нефтепродуктами, засорение рек – все это делает реально может привести к тому, что может наступить такой момент, когда море перестанет служить человеку. Океаны — это общая стоковая яма, громадный септический бак, из которого вода, осуществив большой кругооборот, возвращается к человеку, животным и растениям в чистом виде. Загрязнение морских вод следует рассматривать с учетом сложного обмена естественных вод между геосферами и системами.
1. Законодательство о недрах
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Законодательство регулирует соответствующие общественные отношения, связанные: с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа; с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении России находятся федеральная
Основы законодательства Российской Федерации
... Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в ... компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды Статья ... комплексность экологического образования Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях Статья ...
Законом РФ «О недрах» 1995 г. определяются правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивается защита интересов государства и граждан России, а также прав пользователей недр.
Для правовой охраны недр первостепенное значение имеет проблема собственности на недра, поскольку именно от нее зависит, в конечном счете, размежевание компетенции, обязанности по защите минеральных ресурсов – главного богатства России. Законом определено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных Законом о недрах.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории России в интересах проживающих здесь народов осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов утверждают государственные программы
Отдельные участки недр могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной
2. Права России на континентальный шельф
Континентальный Шельф — морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориальных вод на всем естественном продолжении сухопутной территории государства до внешней границы подводной окраины материка, не менее чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод.
В состав Континентальный Шельф не входят никакие составные части дна океана на больших (абиссальных) глубинах, такие, например, как океанические хребты, впадины, ущелья (каньоны).
Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. подписали более 160 стран и ратифицировали более 60 из них. Ее положения восприняты национальным законодательством. Конституция РФ (п. 2 ст. 67) говорит, что РФ «обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе… в порядке, определяемом законом и нормами международного права». ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» уже в преамбуле прямо ссылается на общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ как на юридическое основание осуществления ею в отношении Континентальный Шельф своих суверенных прав и юрисдикции. Статьей 258 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства.
«ВМФ России (Военно-морской флот Российской Федерации)» статья по обж
... корабли могут проводить все виды военно-морских операций в дальней океанской зоне. Только эти два флота ВМФ России располагают ПЛА и ПЛАРБ. Также здесь сосредоточены все российские ... создавался на базе Российского императорского флота. Временем зарождения российского регулярного военного флота считается 1696 г., когда боярская Дума издала указ «Морским судам быть». Первые корабли строились на ...
3. Охрана минеральных ресурсов
Верхняя часть литосферы подвергается интенсивному техногенному воздействию в результате хозяйственной деятельности человека, в том числе при проведении геологоразведочных работ и разработке месторождений полезных ископаемых. Возникающие в связи с этим негативные изменения нередко приводят к непрерывной ее перестройке и проявлению опасных и необратимых в экологическом отношении
В первую очередь негативно сказывается проведение инженерно-геологических исследований и геологоразведочных работ на различные виды полезных ископаемых. Отчуждаются сельскохозяйственные и лесные угодья, происходит изменение теплового баланса недр, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, буровым раствором, кислотами и другими токсичными компонентами, используемыми при проводке скважин. Проведение сейсмических исследований с применением буровзрывных работ вызывает нарушение физико-химических свойств почвы и верхних слоев литосферы, загрязнение грунтовых вод, происходят также техногенные изменения минерального состава отложений.
Большое негативное воздействие на характер изменения литосферы оказывает добыча полезных ископаемых. В результате деятельности горнодобывающих предприятий происходит перемещение больших объемов пород, изменение режимов поверхностных, грунтовых и подземных вод в пределах обширных территорий, нарушение структуры и
Особенностью добычи полезных ископаемых является их временный характер: при истощении запасов полезного ископаемого на месторождении горные работы прекращаются. В связи с этим разработку месторождений целесообразно вести так, чтобы формируемые при этом новые ландшафты, выемки, отвалы, инженерные сооружения могли бы в последующем с максимальным эффектом использоваться для других народнохозяйственных целей. Это обеспечит снижение негативного воздействия горных работ на окружающую среду и уменьшит затраты на ее восстановление.
Авария на Чернобыльской АЭС привела к радиоактивному загрязнению минерально-
Курсовая работа по охране природы
... работы, содержащие мысли о необходимости бережного отношения к природным ресурсам (труды И.Т. Посошкова, С.П. Крашенинникова, A.Т. Болотова, М.В. Ломоносова). После Петра заметно ослабло внимание к охране природы. ... защитных лесов. Однако положение применялось формально и не препятствовало выборочным рубкам по всей площади лесных дач и последующему сельскохозяйственному освоению. В 1913 г. ...
Охрана недр рассматривается как система мероприятий, обеспечивающая сохранение существующего разнообразия и рациональное использование геологической
Охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов непосредственно связаны с перспективами
Проведение единой, согласованной
Горная хартия декларирует намерения стран Содружества и определяет главные направления, принципы и цели сотрудничества в горно-геологическом
Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-
- поэтапное сближение и гармонизацию законодательных и иных национальных актов;
- совершенствование правовой базы хозяйственного сотрудничества;
- геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- рост эффективности производства, транспортировки и использования полезных ископаемых и продуктов их переработки при условии одновременного повышения уровня безопасности и сведения к минимуму проблем загрязнения окружающей среды;
- разработку новых механизмов эффективного сотрудничества органов государственной власти и управления, а также субъектов хозяйственной деятельности.
Функционирование минерально-сырьевой базы сопряжено с рядом особенностей, которые требуют разработки специфических подходов и решений. К их числу относятся: невозобновляемость извлекаемых минерально-сырьевых ресурсов, безвозвратность допущенных эксплуатационных потерь при добыче; непрерывное выбытие
Статистика окружающей среды и природных ресурсов
... охране от загрязнения Балтийского и Черного морей. Для анализа состояния окружающей среды и решения вышеперечисленных задач разработана система статистических показателей окружающей среды и использования природных ресурсов. ... воздух, вода, земля, растительный и животный мир, недра. Основными задачами статистики окружающей среды являются: обеспечение правительственных и государственных органов ...
Для координации взаимодействия государств-участников СНГ был создан Межправительственный совет по разведке, использованию и охране недр (1997г.).
Совет определяет приоритетные направления сотрудничества, координацию и проведение согласованной политики государств, включая сюда: