Источники права – это нормативные акты, в которых содержатся нормы конституционного, уголовного, гражданского, административного, трудового, семейного и др. отраслей права. Данные источники права регулируют деятельность суда, прокуратуры, адвокатуры и других правоохранительных органов.
Все нормативные акты подразделяются на законы, которые принимаются законодательными органами власти Российской Федерации и ее субъектов, и подзаконные акты, которые издаются государственными органами на основе и в соответствии с законами.
Нормативные акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам, выстраиваются в чёткую иерархическую структуру.
Место конкретного акта в этой структуре определяется тем, какой орган его принял и в каком порядке это было сделано.
Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их — точно определить невозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать — не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т.д.
Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что учебная дисциплина «Правоохранительные органы» касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны вести в высшей степени ответственную деятельность, непосредственно касающуюся прав и свобод человека и гражданина. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий работающих в них должностных лиц. Требование тщательности обусловлено, в первую очередь, стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судебных или следственных ошибок, которые порой пагубно отражаются на судьбах людей, причиняют непоправимый вред их правам и свободам.
Для характеристики массива правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы).
По предмету «Право» : «Действие нормативно-правовых актов»
... ГЛАВА 1. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ Действие нормативных правовых актов во времени охватывает комплекс правил, определяющих время вступления в силу принятого акта, механизм введения его в действие, пределы действия акта во времени. Действие нормативно-правового акта во времени ...
В нем «соседствуют» и взаимодействуют положения Конституции РФ и федеральных законов с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов РФ, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т.д. У названных и других документов свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов. Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу. Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из
них — предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы; другое — их юридическое значение.
1. Классификация правовых актов
о правоохранительных органах по их содержанию.
Всю сумму рассматриваемых правовых актов в зависимости от их содержания (предмета) можно подразделить на следующие группы актов:
- общего характера;
- о судебной власти, правосудии и судах;
- об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих;
- о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;
- об организации выявления и расследования преступлений;
- об организации юридической помощи.
Сгруппированный по такой схеме перечень основных (не всех) актов мог бы выглядеть следующим образом.
1.Акты общего характера.
К первой группе относятся акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для определения сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов.
Особое место в данной группе актов, разумеется, занимает Конституция РФ (1).
В ней решены наиболее принципиальные вопросы государственной и общественной жизни. Действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 г. Для дисциплины «Правоохранительные органы» первостепенное значение имеют глава 2 («Права и свободы человека и гражданина») и глава 7 («Судебная власть»).
В первой из этих глав содержатся, к примеру, следующие положения:
- о судебном контроле за правомерностью ограничения неприкосновенности и свободы личности, а равно за допустимостью вторжения в тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
- о равноправии;
- об обеспечении прав и свобод человека и гражданина путем осуществления доступного для всех правосудия;
- о праве гражданина и человека защищать свои права и свободы всеми законными способами;
- о праве на квалифицированную юридическую помощь;
- о праве на судебное обжалование решений и действий всех государственных органов и должностных лиц, в том числе о праве жаловаться на решения высших судебных инстанций в международные или межгосударственные органы;
- о презумпции невиновности;
- о запрете понуждать граждан давать показания против себя, своих близких родственников и супруга;
- об обязанности государства возмещать ущерб, причиненный жертвам преступлений или злоупотреблений.
Эти и ряд других конституционных предписаний, как будет показано далее, самым непосредственным образом предопределяют содержание деятельности правоохранительных органов, ставят их в определенные рамки, влияют на основы организации.
Способы защиты прав и свобод человека Предмет: Конституционное право
... защиты прав и свобод человека и гражданина в органах прокуратуры и в суде. И.А. Ефремов, "Законодательство и экономика", N 2, февраль 2011 г. Акты прокурорского реагирования в механизме защиты конституционных прав ... стр. Судебная защита прав и свобод личности Правоведение Курсовая работа 28 стр. Экономические преступления Право и экономика Диплом 54 стр. Курсовая работа Все образцы работ, которые ...
Такую же направленность имеют предписания главы 7 Конституции РФ, где сосредоточены основополагающие требования к порядку и условиям осуществления судебной власти, принципам организации органов, на которые возлагается реализация этой власти. Среди них — положение о том, что правосудие может осуществляться только теми судами, которые организуются в соответствии с федеральным конституционным законом, что судьи независимы и подчиняются только закону, что разбирательство судебных дел должно быть открытым, состязательным и т.д.
Немало принципиальных конституционных предписаний содержится в других частях Конституции РФ. К их числу можно отнести те, которые есть в статьях 71, 72 и 77, определяющих пределы компетенции Федерации и ее субъектов, в том числе в правоохранительной сфере.
Например, в статье 72 сказано: «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся… б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон… л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат…»
Значение конституционных предписаний заключается наряду с прочим в том, что они имеют по отношению ко всем правовым актам, действующим в Российской Федерации, высшую юридическую силу, являются обязательными не только для граждан и государственных органов, применяющих законы, но и для тех, кто издает их.
Также к первой группе относятся и другие законы: Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. (2), Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. (3), Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. (4).
В последние годы существенно возросла роль международных (межгосударственных) соглашений, в том числе по вопросам, связанным непосредственно с организацией и деятельностью судов и других правоохранительных органов. Таких соглашений имеется немало.
Среди них нужно особо отметить, пожалуй, следующие:
- Всеобщая декларация прав человека (5).
- Международный пакт о гражданских и политических правах (6), одобренный Генеральной Ассамблеей ООН. Он ратифицирован и является обязательным к исполнению на всей территории Российской Федерации, всеми ее государственными органами;
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (7).
Она ратифицирована (Федеральный закон от 30 марта 1998 г.) и должна соблюдаться неуклонно;
- Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, ратифицированную Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. и вступившую в силу с 11 августа 1998 г.
В отношении названных и некоторых других международных документов в части 4 статьи 15 Конституции РФ говорится: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Судебная система Российской Федерации. Суд как орган судебной власти
... Верховного Суда РФ . Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их. 1. Суд — это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Федеральный конституционный закон о судебной ...
2. Акты о судебной власти, правосудии и судах.
Вторая группа актов является более многочисленной. Она относится к двум правоохранительным функциям — конституционному контролю и правосудию. Центральное место среди них занимает Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (8) и Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (9).
В них регламентируются многие основные вопросы судебной организации. Существенное значение имеет и ряд других принятых в последние годы законодательных актов о судах.
К числу последних относятся Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»(10), Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (11), Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (12), Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (13), Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (14), Закон о Дисциплинарном судебном присутствии, Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 02.10.2012) «О мировых судьях в Российской Федерации» (15), Федеральный закон от 10.02.1999 N 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» (16) и другие законы и иные правовые акты, названные выше.
Как и в первой группе актов, в данной группе видное место тоже должно отводиться международным документам, в частности одобренному Генеральной Ассамблеей ООН Факультативному протоколу к упомянутому Международному пакту о гражданских и политических правах, а равно Конвенции о защите прав человека и основных свобод, иным документам такого уровня.
В этих документах наряду с регламентацией многих других вопросов содержатся высокоавторитетные предписания, связанные с обеспечением права на обжалование неправомерных и несправедливых, с точки зрения заинтересованных лиц, решений российских высших судебных инстанций в межгосударственные органы, призванные защищать права и свободы человека.
Названные международно-правовые акты предусматривают несколько таких органов. Наиболее известные среди них — Комитет по правам человека, созданный государствами — участниками Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Европейский суд по правам человека, функционирующий на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Возможность обращения с жалобами в эти органы прямо предусмотрена частью 3 статьи 46 Конституции РФ.
- Акты об организационном обеспечении де
ятельности судов и органах, его осуществляющих
Третья группа актов не столь многочисленна. В ней перечислен ряд уже знакомых актов по вопросам организации и основ деятельности судов, поскольку в них содержатся конкретные положения, которые имеют непосредственное отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции, как организационное обеспечение нормального функционирования судов.
Законы и законодательные акты РФ в области безопасности жизнедеятельности ...
... и подзаконные акты Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и ...
Но в этой группе актов названы также законы и иные правовые акты, не упоминавшиеся ранее, — Постановление ВС РФ от 13.05.1993 N 4960-1 «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей» (17), Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (18), Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (19), Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (20).
Они регламентируют организацию и основные функции сравнительно новых для российской правоохранительной практики структур, которые должны осуществлять важнейшие направления организационного обеспечения деятельности судов.
- Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры
В четвертой группе ведущую роль играет, естественно, Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (21), принятый в 1992 г. и существенно дополненный и измененный в 1995, 1999, 2007,2010, 2011 гг. В нем решены достаточно детально все основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и полномочий, статуса работников прокуратуры. Предписания данного Закона уточняют, дополняют и развивают то, что записано в статье 129 Конституции РФ, посвященной прокуратуре.