Историческая школа права

Историческая школа права как особое направление в правовой мысли возникла в конце XVIII в. в Германии. В первой половине XIX в. это направление получил широкую популярность и влияния. В центре внимания его представителей находилось вопрос о возникновении и историческое развитие права. Основателем исторической школы права был Гуго (1764-1844) — профессор Геттингенского университета. Основной труд — «Учебник естественного права как философии позитивного права, а особенно — частного права». Последователем и продолжателем его был Фридрих-Карл Фон Савиньи (1779 — 1861), главные работы которого — «Право владения» и «Система современного римского права». Последним, наиболее ярким представителем этого направления был Георг-Фридрих Пухта (1798-1846).

Основные его труды — «Обычное право» и «Курс институций».

Представители этого направления считали, что для правильного понимания и развития государственно-правовых явлений определяющее значение имеет изучение и осмысление их исторического развития. В центре внимания исторической школы права, возникла и развивалась как своеобразная реакция на Великую французскую революцию, находились проблемы истории, традиций и, главное, само понятие народа. Базовым было понятие народа и народного духа, или духа истории.

В понимании представителей исторической школы права народ — это единство отдельных лиц, основанный на органических связях между состояниями и группами общества. Дух народа вырастает из традиции и формируется на протяжении веков. Именно поэтому он является определяющим в правотворческих процессах. С понятием народа тесно связан антииндивидуализм, характерный для представителей этого направления правовой мысли, начала в истории формировался народ, и только впоследствии на его основе витворювалися состояния и общественному прогрессу. Человек является продуктом среды, той целостности, которая создала и охватывает ее, то есть народа.

Основой концепции представителей исторической никогда права были утверждения о позитивном праве рядом объективных факторов. Позитивное право не является какой-то исключительно теоретической конструкцией, что творится в процессе правотворческой деятельности законодательных органов.

3 стр., 1353 слов

«Гражданское право» Выполнил: студент III курса направление/специальность ...

... обязательства по передаче имущества в собственность, обязательства по передаче имущества во временное пользование и их виды. Цель данной работы – рассмотреть характерные черты и особенности каждого вида обязательств по передачи имущества в собственность и во временное пользование. В ... гражданского правоотношения; 2. соглашение сторон, предусматривающее права, обязанности и порядок их осуществления; ...

Право, которое действует в обществе, — это не только совокупность предписаний уполномоченных на то органов государства. Право, как публичное, так и частное, состоит само по себе, оно создается общественным развитием, как язык и обычаи.

Основные положения

Представители исторической школы права исходили из консервативного исторического понимания права. Их идеи были своеобразным противопоставлением концепции естественного права, являвшейся идеологическим оружием революционной буржуазии.

Историческая школа права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства, объясняя это тем, что право должно складываться исторически.

Важнейшим источником права был объявлен обычай, кодификация законов отвергалась, а само право представлялось как система постепенного формирования «народного духа». Развитие права сравнивалось с развитием языка или некоторыми видами игр (такими как шахматы или карты, так как их правила формировались постепенно, по мере необходимости разрешить ту или иную ситуацию).

Ключевое понятие школы — «Народный дух» — это особенности правосознания нации. Главный фактор, влияющий на него — исторические условия, в которых народ возникает и формируется. «Народный дух» дан изначально и не способен к саморазвитию.

Основные представители

  • Густав Гуго(1764—1844)
  • Фридрих Карл Савиньи(1779—1861)
  • Ф. Ю. Штоль
  • Георг Фридрих Пухта (1798—1846)
  • Карл Фридрих Эйхгорн

Развитие исторической школы права

Основателем исторической школы права был профессор права Геттингене Густав Гуго в(1764—1844годы).

В книге «Учебник естественного права, или философия положительного права» Гуго оспаривает основные положения теории естественного права. Концепцию общественного договора он отвергает по ряду оснований:

  • Таких договоров никогда не было — все государства и учреждения возникали и изменялись другими путями.
  • Общественный договор практически невозможен — миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они судить еще не могут, а также о повиновении еще не известным людям.
  • Концепция общественного договора вредна — никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее исторического происхождения из договора.
  • Власть и право возникали по-разному. Никакая их разновидность не соответствует полностью разуму, они признаются не безусловно, а только временно правомерными, однако то, что признано или признавалось множеством людей, не может быть совершенно неразумно.
  • Право возникает из потребности решения споров.

«Являются ли законы единственными источниками юридических истин»

14 стр., 6594 слов

Методика преподавания Конституционного права в школе

... академических часов на курс права в зависимости от профиля, либо в форме элективного учебного предмета. Вывод: Преподавание Конституционного права в общеобразовательной школе занимает значимое место. Данный курс права в дальнейшем поможет ученикам ...

О призвании нашего времени к законодательству и правоведению

В своей работе Савиньи писал о несвоевременности кодификации права в Германии. Именно он сформулировал понятие «Народный дух».

Савиньи выделяет возрасты «Народного духа»:

  1. Младенчество . На этом этапе право только формируется. На этом этапе у человека ещё не существует представления об абстрактной норме и восприятие права носит характер веры. Савиньи верит в необходимость правовых ограничений, именно поэтому у первобытных народов возникает представление о юридических действиях, которые символизируют начало или прекращение правоотношения. По мнению Савиньи эти действия с помощью наглядности закрепляют существование права в определённой форме (обычай).

    Правосознание здесь развито слабо, в человеке господствуют эмоции.

  2. Юность . На этом этапе юристы выделяются в особую группу. Для развития права это время творческого порыва. Юристы действуют в союзе с народом, то есть корпоративное правосознание ещё не сложилось. Право создаётся разумным, целесообразным.
  3. Зрелость . На этой стадии усложняется политическая и экономическая жизнь, развитие культуры, и всё это приводит к усложнению права. Возникает необходимость профессиональной квалификации. Окончательно складывается правовая наука и правовая система приобретает завершённость. Право становится более искусственным, оно не утрачивает связь с народной жизнью. Юристы превращаются в особую замкнутую касту.
  4. Старость . Он говорит, что творческие порывы народа угасают, в праве господствует закон, не создаётся уже ничего нового. Право живёт за счёт старых норм, нет нового. Народный дух умирает и на его месте возникает новый народ и новая правовая система. Преемственности между разными народами быть не может.

С 1815 года начал издаваться журнал «Zeitschrift für geschichtliche Rechtswissenschaft», также способствовавший популяризации идей исторической школы права. Последователями Савиньи были Георг Фридрих Пухта, К.Ф. Эйхгорн и др.

В учении Пухты (1798—1846) уже весьма сильно влияние современных ему философских учений Шеллинга сказавшееся на выработке понятия о народном духе, как источнике права. Пухта объектирует, олицетворяет это понятие. Он видит в нем какую-то силу, действующую в организме народной жизни и существующую независимо от сознания отдельных членов народов. Народный дух, подобно душе в организме, всё производит из себя в народной жизни, в том числе и право, так что отдельные личности не имеют никакого активного участия в образовании; не их сознанием обусловливается то или другое развитие права, a свойствами народного духа. Поэтому, если Савиньи говорит еще об образовании права, как об общем деле, y Пухты идет речь, напротив, об естественном саморазвитии права. Право развивается, по этому учению, из народного духа, как растение из зерна, при чем наперёд предопределена его форма и ход развития. Отдельные личности являются только пассивными носителями не ими создаваемого права.

Критика исторической школы права, К критике гегелевской философии права. Введение

«школа, которая подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, которая объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут — старый, унаследованный, исторический…»

5 стр., 2164 слов

Рецепция римского права

... историческую эпоху. Изучение римского права предвосхищало требования феодального производства. В факте опережающего развития рецепции проявилась относительная самостоятельность права. ... римское право. Эти произведения именовались пандектами, а переработанное римское право — пандектным правом, или «современным римским правом» (usus modemus pandec-tarom). Резко возрастает и значение юристов ... школа ...

Учение исторической школы противоречит исторической действительности: утверждая, что право развивается внутренними силами, мирным путём, историческая школа обошла два исторических явления в процессе образования права: внешнее влияние и внутреннюю борьбу. Народный дух, этот неиссякаемый источник правообразования, не имеет в себе ничего исторически реального. Учение исторической школы, с течением времени встречало всё более решительную критику. Самым решительным критиком исторической школы следует признать немецкого юриста Рудольфа Иеринга несмотря на то, что он был воспитан в духе школы.

В современный период данную теорию общественного детерминизма рассматривают как излишнюю крайность. Вместо неопределённого понятия духа, как творческого фактора общественной жизни, современная наука выставляет более наглядные и определённые исторические силы

А. С. Пиголкин

Ряд положений исторической школы права, в особенности её учение о первенстве обычая перед законом, оказали влияние на формирование социалистического направления в буржуазной юриспруденции. Реакционно-националистические взгляды её представителей были широко использованы немецкими фашистами.

Значение исторической школы права

Историческая школа поставила вопрос о возможности преемственности современного права и права предшествующих эпох. Юристы в практике эту преемственность должны учитывать. Под влиянием исторической школы юристы перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Под влиянием исторической школы многие юристы стали склоняться к историческим взглядам. Они не торопились перерабатывать систему в духе естественно-правовых ценностей.

Российская кодификация как раз шла под влиянием исторической школы права. Отказ Николая I от нового кодекса и систематизация уже сложившегося законодательства. Под влиянием исторической школы у юристов появился интерес к изучению старого права. В результате стало складываться право как отдельная наука. Закономерное развитие права. Каждый этап народного духа связан с предшествующим, поэтому формирование права является органическим процессом, через изучение которого можно понять особенности народного правосознания.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/istoricheskaya-shkola-prava/

  1. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права
  2. Маркс К. и Энгельc Ф. Соч., 2-е изд., Т. 1. — C. 416.
  3. Пиголкин А. С. Теория государства и права. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 613 с. —
  4. Грацианский П. С. Историческая школа права// Большая советская энциклопедия на Яндекс, словари