Исследование почерка в современной криминалистике является одной из важнейших и актуальных задач, поскольку в настоящее время преступники все чаще отказываются от грубых средств «аргументации» и переходят к более
Структурно данная работа состоит из четырёх вопросов.
В первом вопросе раскрывает основные понятия, определяющие сущность почерковедческого исследования, естественнонаучные основы криминалистического почерковедения письма.
Второй вопрос посвящён признакам письма и почерка, их связи с исполнителем текста.
В третьем рассмотрены вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой, методике почерковедческого исследования. Также было охарактеризовано современное состояние и возможности почерковедческой экспертизы на данном этапе развития российской криминалистической науки.
И на конец в четвертом вопросе рассмотрено, автороведческое исследование, разрешаемые ею задачи.
1. Естественнонаучные основы криминалистического почерковедения письма.
Исследования рукописей относятся к числу наиболее распространенных криминалистических экспертиз. Основная их цель — идентификация исполнителя. Однако зачастую с их помощью решаются вопросы, касающиеся авторства, условий исполнения рукописей, целевой установки пишущего (подделка или искажение почерка), свойств его личности и признаков внешности (пол, возраст, состояние опьянения).
Однако об этом более подробно будет сказано далее, когда речь пойдет о задачах почерковедческой экспертизы. В качестве объектов таких исследований могут выступать объемные рукописи (дневники, письма) и краткие записи (подписи, цифры, рисунки, символы), в которых проявились устойчивые индивидуальные особенности письма. Предметом же исследования является почерк — относительно устойчивая система движений, отображающаяся в рукописях, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Умение писать приобретается в результате длительного обучения и тренировок. Отдельные идентификационные признаки почерка начинают проявляться у детей уже в 3-4 классе. Однако их совокупность, достаточная для идентификации по почерку, как правило, формируется в 5-6 классе, когда совокупность сложных двигательных навыков, обусловленных деятельностью центральной нервной системы человека, доводится до автоматизма, проявляясь в относительно устойчивых идентификационных признаках письма. Принято различать: . технические навыки (посадка человека при письме, расположение бумаги, держание пишущего средства); . графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний); . навыки письменной речи (словарный состав и построение текста, предложений).
Экспертиза и оценка качества молока и кисломолочных продуктов
... является весьма актуальной. Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов в области товароведения молочных продуктов и проведение товарной экспертизы молока. Для достижения данной цели были поставлены исследовать ...
Совокупность технических и графических навыков, отображающихся в рукописи, характеризуют почерк человека. Под влиянием воли человека, усилий письма, внешней среды и иных субъективных и объективных факторов в почерке появляется много особенностей, совокупность которых становится неповторимой. В почерках разных лиц могут встречаться отдельные одинаковые признаки, но их совокупность у каждого человека индивидуальна. Несмотря на разнообразие причин, вызывающих изменения почерка, система движений (динамический стереотип) в целом, выработанная на протяжении длительного времени, относительно устойчива. Это значит, что возможность идентификации человека по почерку сохраняется во времени и даже при попытках умышленного искажения или при изменении почерка в старости, что выражается в замедленности письма и снижении координации движений, в упрощении строения букв. Изменения в почерке могут появляться также при особых условиях письма: необычные поза пишущего, средства и материал письма, необычное состояние пишущего (опьянение, возбуждение), нарушение функции костно-мышечного аппарата или нервной системы (травмы, нервные заболевания), наконец, при умышленном искажении почерка (маскировка или подражание почерку другого человека).
Однако при наличии достаточно объемного рукописного текста и в этих случаях нередко сохраняется совокупность индивидуальных признаков почерка.
2. Признаки письма и почерка, их связь с исполнителем текста.
Для того чтобы установить, не исполнена ли рукопись тем или иным лицом, необходимо сравнить исследуемый почерк с почерком данного лица. Такое сравнение проводится по тем признакам, которые дают возможность различать почерки и идентифицировать писавшего. В результате научных исследований и практики почерковедческих экспертиз эти признаки были выделены, систематизированы и получили название идентификационных признаков письма.
Под идентификационным признаком письма понимают особенность письменно- двигательного навыка, отображающуюся в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими
Особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста
... позиций определенного мировоззрения. 1. Теоретические аспекты проблемы развития почерка у детей младшего школьного возраста 1.1 Истоки графологии Основы ... школьную модель. Даже после многочасовых занятий, изучив механизм письма, люди используют полученный навык в соответствии с ... э.) представляли написанный этим человеком текст. При этом произносилось: «По его почерку ясно, что он изменник». Немного ...
Идентификационные признаки почерка делятся на общие и частные.
3. Вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой.
Перед почерковедческой экспертизой следователем или судом могут быть поставлены задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) характера. К первым относится: установление исполнителя рукописного текста или подписи. Необходимость в этом может возникнуть у следователя или суда при изучении письменных или вещественных доказательств, в частности, когда содержание написанного составляет доказательство определенного факта — подделки, угрозы, оскорбления и т. д. Иногда установление исполнителя текста документа может указать на круг лиц, среди которых следует искать виновного. Так, при расследовании двух дел (о пожаре и об убийстве) обнаружение на месте происшествия клочков ученических тетрадей и установление конкретных исполнителей текстов на этих листках способствовали построению правильных версий. Как выяснилось в результате расследования, в первом случае отец ученика использовал тетради сына в качестве материала для поджога дома, во втором — брат ученицы К. из листов, вырванных из ее тетради, изготовил пыжи; . установление факта выполнения одним лицом различных текстов, отдельных фрагментов текста и подписей Например, если обвиняемый признается в выполнении одного из документов, проходящих по делу в качестве вещественного доказательства, подтверждающего какой-либо факт, но отказывается от другого, а у следователя есть основания полагать, что обвиняемым написан и другой документ, то он назначает почерковедческую экспертизу.
В этом случае на разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, одним ли лицом выполнены оба текста, причем первый документ используется в качестве образца почерка обвиняемого. Вопрос о выполнении нескольких текстов или подписей одним лицом может быть поставлен и в том случае, когда у следователя есть основания полагать, что исполнителем всех текстов анонимных писем или подписей от имени вымышленных лиц является одно лицо. Следователь или суд, назначая экспертизу почерка, в подобных случаях может поставить на разрешение эксперта вопрос о выполнении текста одним лицом или разными лицами. Как уже отмечалось, кроме идентификационных могут проводиться и неидентификационные исследования. Они имеют своей целью: . установление факта письма в необычных условиях или при необычном состоянии писавшего; . установление одновременности выполнения всех фрагментов текста, подлежащих экспертизе; . решение вопроса о давности выполнения исследуемой рукописи; . определение пола исполнителя по рукописному тексту и т. д. Вопрос об условиях выполнения рукописи следователю и суду приходится выяснять при проверке показаний обвиняемых, свидетелей или потерпевших либо в целях уточнения или оценки заключения эксперта, содержащего выводы о невозможности решения поставленной перед ним задачи.
Например, эксперт при исследовании подписи на расходном ордере установил совпадающие и различающиеся признаки почерка, однако ни те, ни другие не являются, по его мнению, достаточным основанием для положительного или отрицательного вывода. По этой причине эксперт пришел к выводу о невозможности решения поставленной перед ним задачи. При оценке такого вывода у следователя могут возникнуть дополнительные вопросы, касающиеся влияния условий письма на проявление признаков подписи. Перед экспертом в подобном случае может быть поставлена задача установить, могли ли появиться различающиеся признаки почерка вследствие выполнения подписи определенным лицом в неудобной позе или болезненном состоянии. Особенно часто такие вопросы ставятся перед экспертом в случаях когда другими доказательствами по делу (например, показаниями свидетелей) установлено, что подпись была выполнена в очень необычных условиях больным человеком (например, подпись на завещании).
Исследования почерка
... криминалистического исследования почерка в криминалистике, использование их в поисково-познавательной деятельности следователя и при проведении экспертиз. по применению различных методов исследования почерка ... прописное и скорописное); процесса выполнения рукописных документов, и т. ... наук. В отечественной криминалистике вопросы криминалистического исследования разрабатывали: В.Ф.Орлова, А.Г.Филипов, ...
В данном случае результатом сравнительного исследования является исключение или подтверждение условий, сходных с проверяемыми по характеризующим их признакам. Иногда одной из задач неидентификационного исследования, которую ставят перед экспертом, является установление факта дописки слова или фразы к тексту, цифры к числу и т. д. Например, существенное значение может иметь установление того, выполнен ли весь текст накладной в одно и то же время либо некоторые из наименований товаров были дописаны позднее, после написания основного текста. Обычно эта задача решается комплексным исследованием с применением методик как почерковедческой экспертизы, так и технической экспертизы документов. Необходимость в определении времени выполнения рукописи может возникнуть при решении вопросов о приоритете научных открытий, давности составления завещаний. Вопросы, поставленные перед экспертом следователем или судом, определяют методику проведения экспертизы рукописного текста, а также процесс подготовки и оформления материалов, направляемых для исследования. При необходимости установления исполнителя рукописного текста либо подписи следователь или суд должны представить эксперту, производящему экспертизу, свободные и экспериментальные образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого проводится исследование. Если перед экспертом поставлена задача установить, одним или разными лицами выполнены отдельные фрагменты текста в исследуемом документе или несколько текстов (подписей), то на экспертизу представляются лишь исследуемые документы (например, завещание с подписью умершего лица).
При проведении экспертизы почерка по рукописям, выполненным в необычных условиях, требуются образцы почерка или подписей, выполненные в аналогичных условиях.
4. Вопросы, разрешаемые автороведческой экспертизой
Автороведческие экспертизы в России перестали быть редким и экзотическим явлением. В последнее время они назначаются все чаще. Это вызвано не только тем, что различные вопросы авторских прав переходят в цивилизованную плоскость, но и необходимостью устанавливать авторство текста по гражданским и уголовным делам. Автороведческая экспертиза помогает научными методами установить авторство текста и урегулировать спорные ситуации в этой сфере. Автороведческая экспертиза может понадобиться каждому, потому что к письменному тексту мы прибегаем в любых сферах нашей жизни.
Вопросы, разрешаемые автороведческой
Автороведческая экспертиза
... состояния автора в момент создания текста, выявление факта написания текста в необычных условиях, опознание текстов, написанных под диктовку другого человека. 2. Методы 2.1. Общие принципы В целом автороведческая экспертиза базируется ...
Автороведческие экспертизы могут проводиться комплексно с другими видами экспертиз. Не редки случаи, когда назначается
Приведем основные вопросы, разрешаемые автороведческой экспертизой:, Является ли автором текста конкретное лицо?, Является ли автором нескольких текстов (фрагментов текста) одно и то же лицо?, Каков пол и примерный возраст автора текста?
Каковы социальные характеристики автора текста (уровень образования, профессия и род деятельности, языковая компетентность и т.д.)?
Имеются ли в тексте признаки составления письменного текста в необычных условиях, признаки намеренного искажения речевых навыков, выполнения текста под диктовку?
Является ли текст спонтанным или подготовленным?
Вопросы, разрешаемые автороведческой
К самым трудным задачам автороведения относятся установление индивидуальной совокупности письменно-речевых навыков автора при редактировании текста, в случае подготовки письменных текстов в соавторстве, а также определение творческого вклада каждого из авторов при создании общего труда, например, возможность разделения авторства А.Н. Стругацкого и Б.Н. Стругацкого.
Заключение.
Из вышеизложенного можно сделать обоснованный вывод, что
Судебно-технические экспертизы документов
... о проведении экспертизы судом было поддержано. Проведение судебно-технической экспертизы документов (СТЭД) — самостоятельное процессуальное действие, назначением которого является разрешение вопросов, имеющих ... в области технического исследования реквизитов, материалов документов. Реквизиты документов — это обобщенное название печатных текстов, графических изображений, записей, подписей, оттисков ...