Основы экологического права

Контрольная работа, По дисциплине «Экологическое право»

1. Правовые меры охраны атмосферного воздуха

последние годы в воздушное пространство страны в среднем за год выбрасывается около 2100 тыс. т. Загрязняющих веществ. Основными источниками этих выбросов являются автотранспорт, объекты энергетики и промышленные предприятия. Большая часть продуцирована передвижными источниками, преимущественно автотранспортом (80%).

На долю стационарных источников приходится около 20% суммарных выбросов.

В составе выбросов преобладают:

  • Оксид углерода – 59%;
  • Диоксид серы – 10%;
  • Углеводороды – 17%;
  • Оксиды азота – 9%.

Распределение выбросов на территории Беларуси неравномерно. Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу на территории:

  • o Минской области (включая г. Минск) – 553 тыс. т.;
  • o Витебской области – 367 тыс. т.;
  • o Брестской области – 295 тыс. т.

Крайне отрицательное воздействие на здоровье людей и окружающую среду оказывает трансграничное загрязнение воздуха, которое характеризуется такими неблагоприятными последствиями, как уничтожение растительного покрова, обезлесение и подкисление водоемов. Ежегодно на территорию Беларуси в среднем выпадает около 300 тыс. т. серы ( и только 14% — из собственных источников), 114 тыс. т. окисленного азота (из собственных источников – 6%) и 82 тыс. т. восстановленного азота (из собственных источников 35%).

государственными органами, юридическими и физическими лицами. Законодательство об охране атмосферного воздуха концентрирует эти общие направления его охраны, считая первостепенным сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха, его восстановление, устранение вредных воздействий на атмосферу в целях охраны здоровья человека, растительного, животного мира и окружающей среды в целом.

2 . Растительный мир как объект использования и охраны. Законодательство Республики Беларусь о растительном мире

Охрана объектов растительного мира — комплекс мероприятий, направленных на сохранение пространственной, видовой и популяционной целостности объектов растительного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивности, предотвращение их повреждения, уничтожения или иного вредного воздействия на них.

Охране подлежат объекты растительного мира, расположенные в границах любых земельных участков и (или) водных объектов, за исключением тех, в границах которых разрешено удаление объектов растительного мира. Охране также подлежат все объекты растительного мира, в отношении которых установлены ограничения и запреты в соответствии с Законом «О растительном мире» и иными актами законодательства Республики Беларусь.

8 стр., 3863 слов

Объекты международной правовой охраны окружающей среды

... окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. Объектом международно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и околоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир. ...

Охрана объектов растительного мира осуществляется специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными исполнительными и распорядительными органами, пользователями объектов растительного мира, пользователями земельных участков или водных объектов, а также юридическими лицами и гражданами, осуществляющими деятельность, которая оказывает или может оказать вредное воздействие на объекты растительного мира.

Меры по охране объектов растительного мира не должны причинять вреда другим природным объектам, историко-культурным ценностям, жизни и здоровью граждан, их имуществу и имуществу юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Пользование объектами растительного мира — использование юридическими лицами или гражданами Республики Беларусь объектов растительного мира или их свойств при осуществлении ими экономической и иной деятельности.

Пользование объектами растительного мира осуществляется в порядке общего и специального пользования.

Общее и (или) специальное пользование объектами растительного мира может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности государства, охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей, прав и законных интересов граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных Законом «О растительном мире» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Объекты растительного мира в порядке общего пользования используются гражданами в личных целях безвозмездно без закрепления объектов растительного мира за отдельными гражданами.

мире.

Общее пользование объектами растительного мира должно осуществляться с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и о растительном мире.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, общим разрешением пользователя земельного участка или местным обычаем граждане имеют право свободно пребывать на землях, в границах которых расположены объекты растительного мира, и осуществлять все виды пользования объектами растительного мира в порядке, установленном Законом «О растительном мире» и иными актами законодательства Республики Беларусь, не допуская при этом незаконных повреждения или уничтожения объектов растительного мира, загрязнения среды их произрастания или иного вредного воздействия на нее, соблюдая правила пожарной безопасности.

В целях воспроизводства объектов растительного мира, соблюдения природоохранных, санитарных, противопожарных и иных требований законодательства Республики Беларусь пребывание граждан на землях, в границах которых расположены объекты растительного мира, может быть ограничено или приостановлено в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

Общее пользование объектами растительного мира осуществляется по видам пользования, предусмотренным статьей 44 Закона «О растительном мире».

13 стр., 6433 слов

Основы конституционного строя республики беларусь

... Основы Конституционного строя, согласно Конституции РБ, составляют демократизм, правовое государство, признание государством его прав и ценностей, социальное рыночное государство и т.д. ^ Ст. 1 Конституции РБ «Республика Беларусь ... мере по сравнению с другими элементами конституционного строя (в наименьшей мере, т.к. речь идет о внутреннем мире человека). В Конституции РБ закреплено право ...

содержащих нормы, регулирующие отношения в области обращения с объектами растительного мира, если иное не предусмотрено законодательством.

Отношения в области обращения с объектами растительного мира, входящими в лесной фонд, регулируются лесным законодательством Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных статьями 18 — 24, 26 — 29 и 42 Закона «О растительном мире».

Отношения в области защиты дикорастущих растений регулируются законодательством Республики Беларусь о защите растений, Законом «О растительном мире» и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Отношения в области озеленения регулируются также Законом «О растительном мире» и иными актами законодательства Республики Беларусь о растительном мире, о жилищно-коммунальном хозяйстве, в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

мира и о растительном мире.

Отношения в области охраны окружающей среды, охраны и использования земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, животного мира как компонентов среды произрастания объектов растительного мира регулируются соответственно законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, земельным, водным законодательством Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, Законом «О растительном мире» и иными актами законодательства Республики Беларусь.

мире» и иными актами законодательстваРеспублики Беларусь.

В основе экологических нарушений лежит объективное противоречие между экологическими и экономическими интересами человека, существующее в системе «общество-человек». Воздействуя на природную среду, человек удовлетворяет свои экономические потребности и далеко не всегда согласует свои поступки и действия с интересами экологическими.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный государством экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.

В кодексе Республики Беларусь о недрах в ст. 53 закреплен перечень неправомерных деяний, которые считаются нарушениями законодательства о недрах:

  • нарушении требований нормативных правовых актов в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр и окружающей природной среды, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;
  • несоблюдении требований настоящего Кодекса о приведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего использования в народном хозяйстве;
  • нарушении правил проведения работ по геологическому изучению недр, приведшем к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий строительства и (или) эксплуатации горных предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • нарушении порядка предоставления недр в пользование;
  • самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
  • нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;
  • выборочной (внепроектной) отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, приводящей к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых;
  • сверхнормативных разубоживании и потерях полезных ископаемых при их добыче;
  • порче месторождений полезных ископаемых и других нарушениях требований по рациональному их использованию;
  • применении опасных для жизни и здоровья людей, окружающей среды способов пользования недрами;
  • невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации;
  • систематическом нарушении порядка внесения платы за пользование недрами;
  • невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственное регулирование, контроль и надзор в области пользования недрами,

Лица, виновные в указанных правонарушениях несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

8 стр., 3795 слов

Воздействие открытого способа добычи полезных ископаемых на окружающую среду

... и загрязнений при добычи полезных ископаемых отрытом способом 3. Защита окружающей среды от негативного воздействия открытых разработок Охрана воздушной среды. При производстве открытых горных работ в воздушную среду поступает ... воздействия горных работ на окружающую среду могут быть инженерные, экологические и социальные. Зависят они от степени нарушения и загрязнения почв, земель, недр, подземных ...

Законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены и другие нарушения в области пользования недрами, по которым наступает ответственность.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статья 15. 18. устанавливает ответственность за нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов, где указано, что выборочная отборка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых, либо сверхнормативные потери или сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при их добыче, либо иные нарушения требований рационального использования недр и гидроминеральных ресурсов влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин. Часть 2 статьи 15. 18. предусматривает ответственность за нарушение правил проведения работ по геологическому изучению недр, приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений,не связанных с добычей полезных ископаемых, либо нарушение иных правил геологического изучения недр, что влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до восьмидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до четырехсот базовых величин.

В статье 15. 20. установлена ответственность за нарушение правил охраны недр, что влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

13 стр., 6462 слов

Исследование социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь

... др. Цель курсовой работы заключается во всестороннем исследовании социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: изучить понятие и значение социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь; рассмотреть социальные права граждан Республики Беларусь; охарактеризовать экономические права граждан Республики Беларусь. ...

В статье 271 уголовного кодекса РБ закреплена ответственность возникающая при нарушение правил охраны недр:

1. Нарушение правил охраны недр, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается штрафом, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Нарушение правил охраны недр, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

дисциплинарного взыскания могут согласно статье 198 трудового кодекса Республики Беларусь применяться лишение премий, изменение времени предоставленного трудового отпуска и другие меру.

Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды, предусмотрено в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (ст. 49).

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства, производятся в соответствии в соответствии со ст. 50 данного Закона добровольно либо по решению суда. Юридические и физические лица, причинившие вред вследствие нарушения ими законодательства о недрах, обязаны возместить его в порядке и размере, установленных главой 58 гражданского кодекса республики Беларусь «Обязательства вследствие причинения вреда». В соответствии со ст. 54 Кодекса о недрах пользователи недр, а также другие юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения законодательства о недрах, в размере и порядке, установленных законодательством.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка месторождений полезных ископаемых прекращаются в соответствии со ст. 55 Кодекса Республики Беларусь о недрах без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.

Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственного управления в соответствии с их полномочиями в области недропользования и судами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/osnovyi-ekologicheskogo-pravarb/

1. Балашенко С. А. Демичев Д. М. Экологическое право / Учебник. – Минск: «Урожай», 2000.

2. Демичев Д. М. Экологическое право. Особенная часть: Учеб. пособие. – Мн.: Урожай, 2002.

3. Станкевич Н. Г. Земельное право Республики Беларусь / Учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2000.

5. Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь от 15. 04. 1997 №29, с изм. И доп. На 10. 07. 1997г. // Ведомости Национального собрания республики Беларусь. — 1997.

6. О растительном мире: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003.

7. Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. в ред. Закона Республики Беларусь от 8 января 2004г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004.

8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушенияхот 21. 04. 2003г. № 194-З (с изм. По сост. На 04. 01. 2007) // НРПА Республики Беларусь. – 2003. — № 63.

8 стр., 3830 слов

Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов в Республике Беларусь

... правовыми актами Республики Беларусь [11, ст. 11]. Например, Указ Президента Республики Беларусь «О создании национального парка Нарочанский» [9]. Правовой режим каждого заповедника, национального парка ... установления щадящего режима природопользования. Резервирование территорий производится в соответствии со Схемой ... необходимости в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Беларусь о земле [4, ст. ...

9. Уголовный кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999г. № 275-3 с изм., внесенными Заключением Конституционного суда от 11. 03. 2004 № 3-171/2004 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2002г.