Природные объекты как объекты экологических правоотношений

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

До 1990 г. в Советском Союзе была единственная форма права собственности на природные ресурсы — исключительная государственная.

Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, недра, воды, и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами.

В настоящее время формы собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. Согласно ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Как правовой институт право собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землёй, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

1. Понятие природных объектов

Экологическое право — одна из отраслей права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» трактуется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания.

Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией — учение о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. Предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной частью входит правовая экология. Под ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое право.

Экологическое право — совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

6 стр., 2678 слов

Экологические принципы рационального использования природных ...

... расходование природных ресурсов и основано на планирова­нии и прогнозировании их потребления. В природопользовании можно рассматривать два уровня управления: управление природными системами; управление природопользователями (управление охраной окружающей природной среды и рационализацией использова­ния природных ресурсов). Управление природными системами ...

Природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая — потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма. Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах.

Это:

  • а) загрязнение окружающей природной среды;
  • в) ее разрушение;
  • с) истощение природных ресурсов.

Загрязнение природной среды — это физико-химическое изменение состава природного вещества, которое угрожает состоянию здоровья человека. Так, существует антропогенное загрязнение, которое подразделяется на несколько видов: пылевое, газовое, химическое, ароматическое и тепловое.

В основном, большой урон природе наносят транспорт и металлургические предприятия. Основным источником загрязнения атмосферы углекислым газом являются тепловые электростанции, металлургические заводы и транспорт. Большая концентрация данного вещества, в конце концов, может привести к возникновению парникового эффекта, одними из следствий которого могут стать опустынивание земель и разрушение озонового слоя.

В результате неконтролируемого выброса в воды мирового океана различных отходов происходит уничтожение планктона, который обеспечивает атмосферу кислородом. Из-за нерационального использования земли миллионы гектаров плодородной почвы превратились в безжизненную пустыню. Все это происходит из-за недостатков организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды, а также дефектов экологического воспитания и образования, в результате чего у людей вырабатывается потребительская психология по отношению к природе.

Огромную роль в охране окружающей среды играют международные природоохранные организации. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной деятельности.

Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы:

  • приоритет охраны жизни и здоровья;
  • научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;
  • рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
  • законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;
  • гласность в работе экологических организаций и некоторые другие.

В учебной литературе объекты экологических правоотношений подразделяются на следующие три категории:

1. интегрированные — окружающая природная среда в целом;

2. дифференцированные — отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты);

3. особо охраняемые — государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания

3 стр., 1177 слов

Меры экономического стимулирования охраны окружающей природной среды

... ресурсов и охране окружающей среды; создание фондов охраны природы; установление платежей за природопользование; проведение экономической оценки природных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды; возмещение ...

При характеристике общественных экологических отношений, регулируемых нормами экологического права, важно обратиться к вопросу об объектах данной отрасли. Под объектом права понимаются общественно значимые интересы, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения. Специфика объекта предопределяет специфику общественных отношений, регулируемых в экологическом праве и образующих его предмет.

Если рассматривать вопрос об объекте в историческом аспекте, то в экологическом праве России до 90-х гг. таким объектом была природа.

В естественно-научном смысле природа — совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. В юридическом смысле наряду с совокупностью объектов и систем материального мира в их естественном состоянии в понятие «природа» обоснованно включаются также некоторые естественные объекты, созданные трудом человека: искусственно насаженный лес, выращенная на рыбозаводах и выпущенная в водоем рыба и др. Основными критериями, при определении объекта как элемента природы служат неотделимость от естественных условий, неразрывность экологических связей, неизолированность от действия стихийных сил.

Природа как совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии — это вся Вселенная, включая Землю, Солнце, Космос. Но как объект отношений, регулируемых нормами экологического права, понятие «природа» в основном ограничено пределами практического использования человеком и антропогенного воздействия на нее.

Природа состоит из отдельных объектов — земли, почв, недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, ближнего космоса.

Как интегрированный объект регулирования по использованию и охране понятие «природа» в современном экологическом законодательстве и праве употребляется редко. Оно необоснованно вытеснено из данной отрасти понятием «окружающая среда» («окружающая природная среда»).

Понятие «окружающая среда» было заимствовано из зарубежного права, где оно имеет более широкое содержание. Как правило, там в него включаются наряду с естественными элементами объекты социальной среды, такие, к примеру, как памятники истории и культуры.

Одним из немногих законов, содержащих требования относительно природы, является Конституция России. Статьей 58 на каждого возложена обязанность сохранять природу и окружающую среду. Анализ законодательства убеждает, однако, в том, что в экологическом праве эти понятия тождественны.

Окружающая среда может быть определена как окружающая природная среда, т.е. совокупность естественных систем, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, землю, почвы, недра, животный и растительный мир, а также, климат и ближний космос, в их взаимосвязи и взаимодействии.

Хотя в законодательстве об окружающей среде понятие «природа» почти не употребляется, отношения по поводу использования и охраны природы фактически регулируются посредством регулирования ее использования и охраны ее отдельных объектов или ресурсов.

Ими являются земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, ближний космос. В качестве самостоятельных объектов регулирования в праве выделяются части отдельных природных объектов — озоновый слой, редкие и находящиеся под угрозой уничтожения виды растений и животных; совокупность природных объектов, образующих особо охраняемые природные территории, континентальный шельф; состояние природы, например климат как режим погоды, характерный для определенной местности.

13 стр., 6430 слов

Механизм охраны окружающей природной среды

... в ходе уголовного судопроизводства. РАЗДЕЛ I. экологоправовоЙ механизм охраны окружающей среды 1.1 Закон Украины “Об охране окружающей природной среды” определяет эколого-правовой механизм охраны окружающей природной среды, как совокупность организационно-управленческих, экономических, административно-правовых методов, с помощью которых ...

Под природным объектом понимается вся совокупность вещества природы одного вида — земли, вод, лесов и др. — в глобальном или в национальном масштабе.

Природный ресурс — более узкое понятие по сравнению с природным объектом — это часть природных объектов, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей. К примеру, животный мир весьма разнообразен. Это — рыбы, охотничья дичь, комары и пр. Все виды в совокупности образуют животный мир как природный объект. При этом животный мир как природный ресурс образуют лишь виды, которые используются человеком. Интересно, что к объектам охраны по Закону РСФСР «Об охране природы в РСФСР» (I960 г.) относилась лишь полезная дикая фауна.

Для создания оптимального правового механизма обеспечения рационального использования и охраны природных объектов (ресурсов) они классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые; возобновимые и невозобновимые; восполнимые и невосполнимые. С учетом специфических характеристик того или другого природного ресурса устанавливаются правовые требования по его использованию и охране.

Является ли объектом экологического права человек, его здоровье и имущественные интересы? В законодательстве прямого ответа на него ни положительного, ни отрицательного нет. Однако основываясь на анализе действующего российского законодательства об окружающей среде, можно утверждать, что человек также может быть отнесен к объектам охраны. Человек — органический элемент природы. С учетом специфики его организма он также экологически зависим от состояния воды, атмосферного воздуха, как зависимы от них олень или полевой цветок. Без воды погибают, а в загрязненной среде деградируют и человек, и олень, и цветок. В той степени, в какой человек своим здоровьем и жизнью связан экологически с природной средой, он — часть природы и соответственно — один из объектов ее охраны. Подтверждением тому являются — положения законодательства о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воде, атмосферном воздухе и почве и нормировании предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных воздействий на окружающую среду. Нормативы ПДК и ПДУ устанавливаются на уровне, отвечающем интересам охраны здоровья человека и растительного и животного мира.

Будучи существом биосоциальным, человек и его интересы выступают в экологическом праве одновременно как объекты опосредованной охраны. Речь идет об имуществе человека, которое может пострадать от вредного воздействия загрязненного воздуха, воды или почвы (сельскохозяйственные посевы, домашние животные, здания, сооружения).

Соответственно каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного его имуществу экологическим правонарушением.

14 стр., 6874 слов

Понятие конституционно-правового отношения в конституционном ...

... (элементах) правоотношения, а именно определить объекты конституционно-правового отношения; в-третьих, дать характеристику основным субъектам конституционно-правового отношения; в-пятых, сделать основные выводы по курсовой работе. При написании курсовой работы использована вся доступная литература: изучены научные ...

природная среда собственность ресурс

2. Общие положения о собственности на природные ресурсы в России

Собственность основа любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.

Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее.

Собственность способна формировать и разрушать общество.

В условиях исчерпавшего свои возможности социализма было установлено, что любое действие по приближению людей к собственности немедленно давало толчок к повышению эффективности производства: подрядовые бригады на селе без дополнительных вложений на одну треть повышали производство продукции; арендные коллективы умудрялись за один год достичь таких производственных результатов, каких в обычных условиях не удавалось достичь и за 10 лет.

Процветание же стран с развитой рыночной экономикой, в которых главная фигура человек, частный собственник, бесспорно доказало, что причины заключены в пороках социалистической экономики с ее искажением форм и видов собственности.

Собственность, согласно Гражданскому законодательству РФ, это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.

Главным элементом собственности, без которого она, собственно, и не существует, является присвоенность объекта собственности конкретным лицом (лицами).

Отсюда следует, что у любой собственности есть свой субъект. Поэтому не случайно, что именно по субъекту и выделяют основные формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

Поэтому, согласно ч.2 ст.9 Конституции РФ, Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Однако необходимо заметить, что право собственности на землю и другие природные объекты существенно отличается от права собственности на имущество и иные объекты неэкологического характера. Эти отличия можно условно объединить в две группы:

1. Отличия по отношениям использования земли и других природных объектов как объекта собственности.

2. Отличия, вытекающие из самого содержания права собственности на данные природные объекты.

Под понятием права собственности на землю и иные природные объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст.ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах, т.е. право собственности в объективном смысле. Во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности т.т право собственности в субъективном смысле. В-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками. На основании всего вышесказанного целесообразно сделать вывод, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого другого правоотношения собственности.

Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента:

5 стр., 2297 слов

Государственная собственность как объект управления (2)

... Виды и формы государственной собственности РФ К собственности государства Российской Федерации относятся: состоящие в основе богатства нации объекты, такие как объекты историко-культурного наследия и природного, художественные ценности и объекты природы, природные ресурсы, территориальные воды, ...

  • объект правоотношения;
  • субъект правоотношения;
  • содержание правоотношения.

Не всякий объект собственности может быть природным объектом собственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешним признаком природного объекта.

Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которую можно условно разделить на три элемента:

1. Свойства природного объекта типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя.

2. Состояние природных объектов изменения, вызванные в нем в результате природной и хозяйственно деятельности, засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса и т.п.

3. Природные процессы, происходящие в природном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п.

Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.

Итак, объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются:

  • отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.);
  • только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);
  • при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п.

нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).

Немаловажное значение для характеристики природного объекта имеют его полезные для человеческого общества качества, т.е. когда они служат для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экономическую ценность объектов природы.

Необходимо, чтобы природные объекты были возможными для эксплуатации человеком. Нельзя, например, использовать оползни и обвалы в горах.

Природные объекты должны находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России.

Таким образом, можно сказать, что природа интегрированный и дифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой экологических систем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и околоземное пространство.

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы Росси, проживающие на соответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности.

Однако, следует особо заметить, что в законе народам не предоставлено статуса собственника, и правомочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами осуществляется соответствующими органами государственной и муниципальной власти, а также иными юридическими и физическими лицами.

Общий анализ российского законодательства показывает, что в Российской Федерации введена множественность субъектов права государственной и иной собственности на землю и иные природные ресурсы.

17 стр., 8213 слов

Основы законодательства Российской Федерации

... водных объектов Статья 24, 25, 27. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации, ... Природные объекты, находящиеся под особой охраной Статья 58. Меры охраны природных объектов Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов ... вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды ...

3. Право государственной собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы во многом сохраняет свое доминирующее положение и в настоящее время. В исключительной собственности государства находятся недра, леса, животный мир, природные лечебные ресурсы, подавляющая часть водных объектов. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Если раньше все природные ресурсы находились в исключительной собственности союзного государства, то таких собственников два. Это Российская Федерация и ее субъекты. В связи с этим встал вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы на федеральную и собственность субъектов РФ.

В соответствии с федеральным природоресурсовым законодательством к федеральной собственности относятся:

земельные участки:

  • земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий федерального значения, земли водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земли обороны и безопасности;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения;
  • земли природоохранного, рекреационного и историко — культурного назначения;
  • земли водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;
  • земельные участки, предоставленные органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации;
  • находящиеся в государственной собственности земельные участки, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;
  • земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр федерального значения;
  • земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;
  • земельные участки, приобретённые Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • лесной фонд и расположенные на землях обороны леса;

объекты животного мира:

  • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
  • обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;
  • подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
  • отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
  • естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

водные объекты:

12 стр., 5901 слов

Собственность Российской Федерации за рубежом

... аспекты процесса управления российской собственностью за рубежом; проанализировать систему обеспечения процесса управления госсобственостью РФ за рубежом; разработать предложения повышения эффективности управления российской федеральной собственностью за рубежом. Объектом исследования является управление российской федеральной зарубежной собственностью. Предметом исследования являются ...

  • поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
  • водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
  • трансграничные (пограничные) водные объекты;
  • внутренние морские воды;
  • территориальное море Российской Федерации;
  • водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
  • водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;
  • иные особо охраняемые водные объекты федерального значения;

— участки недр федерального значения, необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ. К собственности субъектов РФ относятся природные объекты и ресурсы, не находящиеся в федеральной собственности и не переданные в частную и муниципальную собственность, а также приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

4. Право муниципальной собственности на природные ресурсы

Субъектом права муниципальной собственности являются муниципальные образования. От их имени выступают органы местного самоуправления. В настоящее время в муниципальной собственности могут находиться лишь земельные участки, расположенные на них обособленные водные объекты и древесно-кустарниковая растительность, а также объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

  • земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
  • земель сельскохозяйственного назначения;
  • земель населенных пунктов;
  • земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;
  • земель природоохранного, рекреационного и историко — культурного назначения;
  • земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, находившегося до приватизации в государственной собственности;
  • эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальную собственность;
  • под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;
  • земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности городов федерального значения Москвы и Санкт — Петербурга в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

41 стр., 20346 слов

Бакалаврской работы «Правовое обеспечение охраны земель в Российской Федерации»

... соотношение управления и охраны; o исследовать состояние земель в Российской Федерации; o проанализировать нормативно-правовые акты в области охраны земель; o раскрыть соответствующие меры, направленные на охрану земель. Методологическую основу бакалаврской работы составляют общенаучные и ...

5. Право частной собственности на природные ресурсы

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица.

В частной собственности могут находиться:

  • земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке, а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок;
  • древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;
  • древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу;
  • обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами;
  • объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

В соответствии со ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Владение, пользование и распоряжение древесно-кустарниковой растительностью, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, осуществляется собственником по своему усмотрению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ст. 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируется природоохранительным законодательством.

Все эти особенности обуславливают установление большего количества ограничений права собственности на природные ресурсы. Ограничения связаны с тем, что природные ресурсы представляют собой имущество особого рода.

Прежде всего, они являются не только источниками материального потребления, но и естественной средой обитания человека, и как таковые подлежат охране.

Кроме того, они являются результатом эволюционного развития природы, а не продуктом человеческого труда, в связи с чем количество их ограничено. И, наконец, природные объекты не могут переноситься в пространстве (за исключением животных), т.е. являются недвижимым имуществом. Эти ограничения заключаются в следующем: устанавливается обязанность собственника использовать принадлежащие ему природные ресурсы рационально и эффективно, в соответствии с установленным государственными органами целевым назначением; обеспечивать их воспроизведение и охрану окружающей среды; вводятся особые условия использования имущества в связи с установлением особых правовых режимов охраны (например, при создании природных парков или заказников, установлении водоохранных зон вокруг водоемов и т.п.); имущество может обременяться публичными и частными сервитутами; ограничивается оборотоспособность природных объектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/sdelki-s-prirodnyimi-obyektami/

1. Конституция РФ. М., 2001.

2. Закон РФ «Об охране окружающей среды»

3. Дубовик, О.Л. Экологическое право: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. — 688 с.

4. Бринчук, М.М. Экологическое право: Учеб./ М.М. Бринчук. — 2-е перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 352 с.

5. Курцев, Н.П., Завидов Б.Д. Экологическое законодательство России: Сборник нормативных актов. — М.: Орионт, 1996. — 264 с.

6. Петров В.В. Экологическое право России: Учеб. для вузов. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — 557 с.

7. Правовое регулирование природоохранной деятельности: Учеб. пособие/Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Ермакова. — М.: Юрид. лит., 1998. — 256 с.