Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже классовый интерес.
Основой общественной формы реализации производительных сил, а следовательно, и всей экономической системы являются отношения собственности, имеющие правовое закрепление и институциональное оформление.
Именно собственник факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательской способности) вступает в производственный процесс ради реализации своих интересов. Он подчиняет этим интересам процессы функционирования и развития производства, распределения, обмена и потребления.
Собственность — сложная система отношений, имеющая свою внутреннюю структуру (Рис.1).
Экономическая экспертиза. Теоретические основы бизнес-планирования
... различные типы экспертиз объекта. Основными из них являются: экономическая экспертиза; техническая экспертиза; правовая экспертиза; экспертиза местоположения; управленческая экспертиза; эксплуатационная экспертиза. Рассмотрим подробнее экономическую экспертизу. Глава 1. Экономическая экспертиза 1.1 Сущность, понятие и особенности экономической экспертизы К экономической экспертизе относятся все ...
Чаще всего ее отождествляют с присвоением. Отношение присвоения, которое во многих концепциях собственности выступает базовым, определяет не только уровень потребления (как производительного, так и личного), но и социальное положение субъекта в обществе.
Объекты собственности выступают в двух типах: средства производства (объекты собственности, участвующие в процессе производства) и предметы потребления (объекты собственности, создающие базу для развития субъекта и удовлетворения его личных потребностей).
По поводу средств производства и предметов потребления между субъектами складываются отношения собственности.
9
Система отношений собственности
Отношения собственности — это отношения, складывающиеся между экономическими субъектами в процессе пользования, распоряжения, владения и отчуждения-присвоения материальных и нематериальных ценностей. В соответствии с этим определяется и структура отношений собственности. Первый функциональный результат в форме полезного эффекта дает отношение пользования.
Отношение пользования — это отношение к объекту пользования, направленное на извлечение из него полезного эффекта, при этом реализуется идея пользы, идея производительного, функционального результата, которая является абсолютным стимулом эволюции как производства конкретных ценностей, так и социально-экономического развития общества.
Метод, который выбирается при использовании объекта должен соответствовать его природе и специфике социально-экономической и научно-технической среды использования, только тогда из него возможно извлечь максимальный полезный эффект.
Как и всякое отношение, отношение пользования носит двойственный характер, а именно: субъект отношений пользуется объектом, применяя свой специфический метод пользования; объект пользования, в свою очередь, требует от субъекта соответствующего своей природе и предназначению, т.е. адекватного к себе отношения. Таким образом, формируется отношение соответствия.
Если пользователь не обладает методом, адекватным природе объекта пользования, то производительные функциональные отношения собственности не складываются и полезный эффект не извлекается.
Формы реализации
- присвоение дохода со своих факторов производства;
- участие в управлении производством.
Экономические формы собственности различаются по формам присвоения дохода (Рис.2).
9
Рис.2.
Стремление экономического субъекта к удовлетворению потребностей через извлечение эффекта и его максимизацию заставляет его изменять, совершенствовать, искать метод, адекватный объекту пользования. Поэтому на новом этапе приватизации сначала должны проводиться конкурсы предпринимательских проектов, где конкурсанты будут представлять свои методы реконструкции и дальнейшего использования предприятия как совокупности средств производства. По итогам конкурса будет выявлен победитель, предложивший наиболее эффективный инвестиционный проект.
Содержание отношения пользования развивается и углубляется в процессе формирования отношения распоряжения. Распоряжение — это особый, специфический метод пользования объектом или процессом материального мира через человека как функционирующего субъекта с соответствующим опытом, квалификацией, знаниями. Человек становится объектом распоряжения по отношению к распорядителю и субъектом пользования по отношению к процессу и объекту, из которого предполагается извлечение полезного эффекта. Складывается структура функциональных отношений собственности. Посредством отношений распоряжения общество преодолевает монополию права воли как менее эффективное основание для соответствия и осваивает монополию функции как более экономически обоснованное и эффективное отношение соответствия объекта и субъекта отношений собственности. Формируется производительное функциональное содержание отношений собственности. Оно существует самостоятельно и отдельно от номинального содержания собственности.
Экономическое обоснование прав собственности и их спецификация
... установление прав собст-венности соответствует интересам экономических агентов как минимум по двум причинам: снижается неопределенность в их взаимодействиях и оптимизируется использование ресурсов. экономические обоснования и расчеты к ним, подтверждающие эффективность и окупаемость ...
Угасание производительного интереса и повышение социальной агрессивности пользователя может помешать извлечению максимального полезного эффекта. Этому можно противодействовать, изменяя методы воздействия на человека, стимулируя его функциональные возможности. Максимально использовать производителя распорядитель может, опираясь на внутреннюю мотивацию, а именно, с одной стороны, выявляя психофизиологические способности, наклонности человека и создавая условия их реализации, а с другой — используя естественный закон личной заинтересованности в социально-экономическом самосохранении экономического субъекта.
Единство отношений пользования и распоряжения формирует отношения владения. Простейшим вариантом владения является тождество пользования и распоряжения. В условиях глубокого разделения труда и функциональной специализации в рыночной экономике экономический субъект получает максимально полезный эффект, реализуя либо функции пользователя, либо функции распорядителя, поскольку все процессы ограничены временем, пространством и психофизиологическими возможностями человека.
Функциональные отношения собственности получают дальнейшее развитие в отношении отчуждения-присвоения. Оно так же, как и все отношения, имеет двойственную природу. Это отношение представляет собой противоречие между процессом материальной деятельности экономического субъекта и процессом удовлетворения его потребностей, и в первую очередь в собственности.
Отношения собственности реализуются в форме полезного эффекта. Любой полезный эффект от пользования, от изменения концепции управления (т.е. от изменения методов распоряжения), от реализации экономического блага, ресурса получает оценку в денежном выражении. Приращение полезного эффекта свидетельствует об эффективности отношений собственности и положительном разрешении внутренних противоречий, им присущих.
Виды экономических систем
В рыночной экономике традиционно различают государственную и негосударственную собственность.
К негосударственной относится частная собственность со всеми модификациями (акционерная, кооперативная, корпоративная и пр.).
Эта система отношений признает за конкретным субъектом право выбора путей использования объекта собственности и полученного в результате этого полезного эффекта.
Государственная собственность как система отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы, т.е. при принятии решений учитываются интересы нации в целом.
Экономическая стратегия государства определяется господствующим типом собственности на основные ресурсы: землю и другие природные ресурсы, рабочую силу, капитал.
В качестве стратегических экономических целей современных развитых государств можно выделить следующие:
1) высокие темпы экономического роста и экономическая обеспеченность населения;
2) обеспечение полной занятости трудоспособных граждан;
3) преодоление инфляции и поддержания стабильного уровня цен;
4) достижение экономической эффективности в распределении ресурсов и производстве;
5) справедливое распределение доходов;
6) установление и поддержание экономической свободы для фирм и домашних хозяйств;
7) разумное регулирование платежного баланса и государственного долга.
Это далеко не полный перечень стратегических целей, приоритеты которого могут изменяться в зависимости от данного типа экономической системы. В истории цивилизации существовало множество типов экономических систем, своеобразие которых отражало национальные особенности, природные условия, религиозные устои и др. Обобщая огромное разнообразие этих систем, экономическая теория выделяет четыре основных типа (Рис. 3): 1) традиционная (патриархальная) экономика,
2) чистый капитализм (классическая рыночная экономика),
3) командная экономика,
4) смешанная экономика.
Основные характеристики экономических систем
Хар-ка |
РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА |
Смешанная экономика |
Командно-административная экономика |
|
Субъекты производства |
Множество мелких производителей |
Большое количество мелких и средних производителей при решающей роли крупных фирм |
Государство -единственный производитель |
|
Формы собственности |
Индивидуальная частная собственность |
Индивидуальная частная собственность. Корпоративная (акционерная). Коллективная. Государственная собственность |
Государственная собственность |
|
Механизм регулирования экономики |
Рыночное саморегулирование («невидимая рука» рынка) |
Рыночное саморегулирование, дополняемое государственным и корпоративным регулированием |
Всеобъемлющий характер государственного регулирования |
|
Рис. 3.
натуральное хозяйство.
Элементы традиционной экономической системы и сегодня можно встретить в ряде развивающихся стран Азии и Африки (например, Индии).
Экономическая система с централизованным управлением функционирует в условиях государственной собственности при полном отсутствии частной. Государство выступает как распорядитель высшего уровня в лице государственных чиновников; государственно-административная бюрократия — как распорядители; рабочая сила — как пользователи-производители.
Поскольку для принятия решений государственные чиновники должны располагать большим объемом информации относительно потребностей в товарно-материальных запасах, в запасах сырья, производственных мощностей и произведенной продукции, то необходима многочисленная дорогостоящая государственно-административная бюрократия, которая будет собирать необходимую информацию, обрабатывать ее, составлять текущие и перспективные планы, согласовывать их между собой, пересматривать, контролировать выполнение. Отношения распоряжения осуществляются на внеэкономическом, основанном на искусственной монополии методе, поскольку материальными средствами производства, землей и капиталом номинально владеет государство. При этом интерес производителя угасает, как только он поставлен перед необходимостью исполнять распоряжения бюрократии. Поиск метода, максимизирующего полезный эффект, с его стороны невозможен, поскольку функции строго регламентированы государственной бюрократией. В результате в процесс производства закладывается метод, обреченный на устаревание и неэффективное использование факторов производства. Производительность труда падает, экономическая система в целом становится неэффективной.
Экономическая система, основанная на принципах рынка, функционирует на основе классической формы частной собственности и ее модификаций, пользование объектами которой исторически формирует производителя, имеющего конкретный экономический интерес. Выступая на рынке продавцом товара, он, по существу, предлагает оценить свой метод пользования, приносящий конкретный полезный результат. В данной системе отсутствует монополия распоряжения, ограничивающая функции производителя и не позволяющая осуществлять поиск наиболее эффективных методов пользования объектами собственности. Высокая прибыль является признанием наиболее эффективного и прогрессивного метода; низкая прибыль свидетельствует о его устаревании, снижении результата и о необходимости начать поиски более эффективного метода пользования, т.е. изменить технологию производства.
Смешанная экономическая система сочетает преимущества рынка с использованием административно-иерархической координации экономической деятельности. Специфическая черта такого типа экономики — ограничение экономических функций государства. Его экономическая активность ограничивается предоставлением благ или производством, которое не может осуществляться на основе конкуренции.
Методы административно-иерархической координации присутствуют также на средних и крупных предприятиях (корпорациях), функционирующих в конкурентной среде. Они представляют собой сложные хозяйственные образования с большим числом занятых и с различными экономическими функциями. Координация функций через отношения распоряжения не может быть сконцентрирована у одного лица. Менеджеры координируют хозяйственную деятельность путем отдачи распоряжений, приказов, осуществления функции контроля со ступенчатым распределением и спецификацией функций распоряжения.
Модель смешанной экономической системы наиболее адекватна современным рыночным системам. Она имеет оттенок «социальной рыночной экономики», поскольку государство не допускает экономического поведения, характер которого определяется неограниченным стремлением к получению прибыли. Считается, что такое поведение может спровоцировать социальный конфликт, привести к ухудшению социального климата и пошатнуть доверие к правительству, снизить показатели общественной безопасности, что незамедлительно отразится на экономической ситуации в целом. В этой модели признается фактически, а не декларативно единство социального и экономического развития, а именно абсолютное большинство экономических проблем носит социальный характер, в то время как социальные проблемы всегда имеют экономический аспект решения. Поэтому в социальной рыночной экономике выработаны принципы упорядочения и регулирования свободы экономической деятельности, которые охватывают прежде всего трудовую деятельность и направлены на сохранение социального компромисса.
Цель реформ, проходящих в нашей стране, — национальная экономика, основанная на рыночных принципах функционирования, где государство, являясь экономическим субъектом, не осуществляет монополию распорядительских отношений и не концентрирует все объекты собственности. Поэтому исходным импульсом реформ были процессы разгосударствления, которые в мировой практике осуществлялись следующими методами:
1) либерализация рынков;
2) создание условий для возникновения смешанных предприятий и расширение сферы их деятельности;
3) формирование конкурентной среды;
4) денационализация собственности путем приватизации государственных предприятий.
В ходе реформ Россия достигла относительно высокой степени либерализации и открытости экономики.
Аналитический центр ИСПИ РАН, проводящий социологические опросы, на основании собранных данных сделал вывод, что в целом институт частной собственности стал не только легальным в государстве, но и легитимным, т.е. принимаемым большинством в обществе. Но данные опросов свидетельствуют также и об устойчивом протесте большей части населения против передачи в частные руки крупных месторождений, ведущих промышленных предприятий, водоемов. Растет число противников свободной купли-продажи земли.
Следует отметить, что принятый курс на реформирование производственных отношений и реализуемая схема приватизации привели к резкому снижению производительности труда, вызвали негативные изменения в отношении к труду как средству существования и нравственной ценности.
В современных условиях экономика всех развитых стран носит ярко выраженную социальную ориентацию. С одной стороны, экономический рост позволяет обеспечивать решение комплекса задач социального развития нации, превращает человека в цель совершенствования производства, а с другой — усиливает социальные проблемы самого производства. Но всегда в решении социальных задач возникали проблемы и противоречия, не позволявшие достичь социального баланса в обществе.
В XX в. была разработана теория социального конфликта. Она положила начало поискам компромиссных социальных решений и построению моделей компромиссного социального поведения. Тем не менее социальные противоположности и противоречия продолжают оставаться источником развития и совершенствования социальных отношений. Содержание социальных противоречий и возможности их разрешения лежат в экономике, но нация не может осуществлять экономический прогресс, не разрешив текущих социальных противоречий. Продвигаясь вперед по экономическим параметрам и игнорируя социальные показатели, нация тормозит свое развитие, обедняет его содержание.
Таким образом, в национальной экономике присутствуют экономическая и социальная составляющие. Объективные факторы определяют условия и стартовый уровень функционирования экономической системы, однако содержание и цели ее развития задает субъективный фактор, который конкретизируется в социальных параметрах развития.
Если социальная составляющая экономической доктрины и экономической политики игнорируется» то развитие нации будет затруднено необходимостью возвратов назад к нерешенным социальным противоречиям, что в целом снизит показатели экономического роста и повысит трансакционные издержки по спецификации и защите прав собственности.
В странах со смешанной экономикой оценили высокую значимость таких просчетов, поэтому всю предложенную систему мероприятий по реализации экономической политики (экономическую программу) дополняют превентивные и корректирующие меры, направленные на нейтрализацию негативных последствий экономических механизмов, задействованных в процессе исполнения экономической программы.
В целом, учитывая экономическую и социальную составляющую, в экономической политике выделяются активная, созидающая часть и консервативная, стабилизирующая часть, взаимосвязь которых очевидна. Стабилизирующая часть создает основу для реализации активной части, соответственно по мере реализации активной части экономической политики проявляются направления, в которых необходимы закрепление позитивных результатов и нейтрализация негативных.
Реализация экономической доктрины посредством экономической политики создает в национальной экономике экономический порядок, задачей которого является создание и обеспечение способности национальной экономики к функционированию.
Экономический порядок формирует весь жизненный уклад граждан конкретного государства, обеспечивает связь между поколениями, является основой исторического прогресса и создает условия для стабильного развитая нации.
Исходным, начальным этапом развития современных смешанных рыночных систем и формирования экономического порядка является товарное производство, его базовые составляющие — товар и деньги. Они являются системообразующими элементами товарно-денежных, рыночных отношений.
Тесты
1. Система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на частные интересы и регулируется правительством, — это:
- а) командная экономика;
- б) рыночная экономика;
- в) смешанная экономика;
- г) традиционная экономика.
Ответ: в
2. Разнообразие форм собственности в условиях рыночной модели хозяйствования необходимо прежде всего для:
- а) вовлечения в рыночные отношения как можно большей части населения;
- б) создание конкурентной среды;
- в) развитие процессов разделения труда;
- г) производства разнообразных видов продукции;
- д) обращение частной собственности в смешанную.
Ответ: а
5. Определите соответствие между типами экономической системы и их характерными чертами:
Тип экономической системы |
Характер черты |
|
1. Традиционное общество 2. Командно — административная система 3. Рыночная экономика |
а) государство определяет экономические ресурсы и устанавливает цены на товары;
в) многообразие форм собственности и конкуренция обособленных товаропроизводителей г) отсутствует или слабо развито машинное производство;
е) децентрализованная экономическая система, основанная на приоритете частного интереса |
|
Ответ: а) 2 ; б) 1 ; в) 3 ; г) 1 ; д) 2 ; е) 3 .
Заключение
Целью данной контрольной работы являлось рассмотрение понятия собственность в экономической системе. Собственность имеет основополагающее значение для любой экономической системе. Она является основным фактором, формирующим экономическую систему и главной характеристикой всех трёх основных экономических систем: традиционная система характеризуется в большей степени коллективной собственностью, командная — государственной, рыночная — частной собственностью.
В рамках этого рассмотрения дается трактовка определений собственности. Наиболее общим является определение собственности, как восприятия объекта как своего. В зависимости от сферы использования определения собственности, даются разные его трактовки, учитывающие особенности этой сферы.
Определяется сущность и структура отношений собственности. Отношения собственности строятся прежде всего на экономических интересах, которые и являются побуждающей силой к объектами собственности и удовлетворению различных потребностей людей в условиях общественного разделения труда. При этом институт собственности является необходимым и неотъемлемым звеном экономических отношений в целом.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/sobstvennost-osnova/
2. Обществознание: пособие-репетитор/ Под редакцией О.С.Белокрыловой- Ростов н/ Д: Феникс,2009г
3. Основы экономической теории: Электронный курс лекций / Ермишин П.Г. Лек. 4.
4. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. М.: Проспект. 2000. Гл. 1.
5. Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога по специальности 080111 «МАРКЕТИНГ»/Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — 241 с. (Электронная версия)