Судебная реформа была проведена путем издания четырех основных законов: Учреждения судебных установлений, Уставов гражданского и уголовного судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Судьи объявлялись несменяемыми, частично вводилась выборность.
Судебная система включала местные суды и общие судебные установления. Местные суды состояли из мировых и волостных судов. Судебный округ делился на несколько участков, каждый имел мирового судью и почетного мирового судью (работал на общественных началах, без казенного жалованья).
Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком на 3 года. К ведению мировых судей относились мелкие уголовные и гражданские дела. Волостные суды были сословными судами по крестьянским делам.
Окружной суд функционировал в составе коронного суда либо коронного суда с присяжными заседателями. Земские и городские управы составляли списки присяжных, которые согласовывались с губернатором или градоначальником. Окружной суд рассматривал уголовные дела в составе коронного суда, состоящего из 3 членов и 12 присяжных. При рассмотрении уголовных дел присяжные решали вопрос о виновности подсудимого, после чего коронный суд определял конкретную меру наказания. Приговоры по уголовным делам, рассмотренные окружными судами с участием присяжных, не подлежали апелляции.
Изменилась организация предварительного следствия: была учреждена должность судебного следователя, назначаемого министром юстиции.
Устав уголовного судопроизводства 1864 г. заимствовал континентальную систему судопроизводства, при этом за основу был взят Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808 г. Устав различал производство в мировых судебных установлениях, когда не было предварительного расследования, и производство в общих судебных местах, когда производство предварительного расследования являлось обязательным. По Уставу предварительное следствие не могло быть начато судебным следователем без законного к тому повода и достаточного основания, при этом определение достаточного основания отсутствовало.
Подробно регламентировался в законодательстве порядок рассмотрения уголовных дел окружными судами с участием присяжных.
Устав провозгласил принципы гласности, состязательности, непосредственности судебного разбирательства, право обвиняемого на защиту. Провозглашалась презумпция невиновности: лицо считалось невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена приговором суда. Отменялась система формальных доказательств, устанавливалась свободная оценка доказательств по внутреннему убеждению судей.
Суд присяжных в России (2)
... внимание как мировой, так и отечественный опыт функционирования суда присяжных. Предварительное слушание По российскому законодательству, регламентирующему производство в суде присяжных, уголовное дело назначается к судебному разбирательству в порядке предварительного слушания. Предварительное слушание проводится ...
Объект работы — Устав уголовного судопроизводства 1864 г.
Предмет работы — содержание и значение Устава уголовного судопроизводства 1864 года.
Цель работы — проанализировать содержание и значение Устава уголовного судопроизводства 1864 года.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание Устава уголовного судопроизводства 1864г.
2. Изучить порядок рассмотрения дел в соответствии с Уставом уголовного судопроизводства 1864 года.
3. Исследовать адвокатуру и состязательность в Уставе 1864 года.
Процесс согласно Уставу Уголовного судопроизводства распадался на несколько стадий. Предварительное расследование состояло из дознания и предварительного следствия. Дознание осуществлялось полицией, жандармами или администрацией. Целью дознания было установление факта преступления.
Предварительное следствие осуществлялось уже упоминавшимся выше институтом судебных следователей. С 1864 года следователи стали назначаться императором, для этого необходимо было иметь юридическое образование и прослужить по судебной части не менее 3 лет. В процессе становления и укрепления следственного аппарата постепенно
Согласно ст. 264 Устава уголовного судопроизводства, принятого в России в 1864 году, «судебный следователь предпринимает собственною властию все меры, необходимые для производства следствия, за исключением тех, в коих власть его положительно ограничена законом». Идея самостоятельности следователя в процессе производства по делу нашла в дальнейшем свое отражение во всех уголовно-процессуальных кодексах Российской Федерации.
Другим принципом, который лежит в основе деятельности следователей, является безусловное соблюдение законности при производстве расследования преступлений.
Материалы по делу направлялись прокурору, который мог либо прекратить дело, либо возбудить его. Во втором случае прокурор составлял обвинительный акт, направлявшийся в суд. Следствие было обязательно по всем делам о тяжких преступлениях, подсудным окружному суду или судебной палате (ст. 249 Устава уголовного судопроизводства).
Устав уголовного судопроизводства нигде не говорит об участии сторон в предварительном следствии. Однако он допускал некоторую активность участвующих в деле лиц, потерпевшего, гражданского истца и обвиняемого. Так, следствие могло быть начато следователем и без предварительного полицейского дознания по жалобе потерпевшего. Обвиняемый имел право присутствовать при всех следственных действиях, и лишь в случае необходимости следователь первоначально допрашивает свидетелей в отсутствие обвиняемого. Протоколы таких допросов должны быть прочитаны обвиняемому, и он может просить о предложении свидетелям дополнительных вопросов, а также предоставлять доказательства в опровержение собранных против него улик. На все действия следователя обвиняемый может приносить жалобы, которые должны быть немедленно представлены в суд и рассмотрены им. Такими же правами пользуются на предварительном следствии потерпевший и гражданский истец. Ходатайства всех этих участников процесса, отстаивающих противоположные интересы, и составляют элемент состязательности предварительного следствия по Уставу Уголовного судопроизводства, несколько смягчающий его инквизиционный характер.
Анализ сущности Устав уголовного судопроизводства 1864 года
... окружным судом без участия присяжных заседателей, пересматривались в апелляционном порядке Судебной палатой по отзывам подсудимых, частных обвинителей, гражданских истцов, по протестам лиц прокурорского надзора (ст. 853—855).Отдельные недостатки уголовного судопроизводства, введенного Уставами 1864 г.: ...
В руках полиции было оставлено первоначальное дознание, которое чины полиции проводили под руководством прокурора. Кроме того, в некоторых случаях следователь мог быть временно заменен полицейскими чиновниками согласно ст. 258 Устава для производства неотложных следственных действий.
Оконченное предварительное следствие направлялось к наблюдавшему за его производством товарищу прокурора, который либо составлял обвинительный акт, либо заключение о прекращении дела. В обоих случаях дело направлялось прокурору окружного суда.
В дальнейшем прохождение дела могло быть двояким. Если дело было подсудно окружному суду без участия присяжных заседателей, оно вносилось прокурором непосредственно в этот суд. Окружной суд в распорядительном заседании решал вопрос о принятии дела к своему производству.
Если же дело было подсудно окружному суду с участием присяжных заседателей, то оно пересылалось прокурору судебной палаты. Согласившись с обвинительным актом или внеся в него необходимые исправления, прокурор передавал дело на рассмотрение «камеры предания суду», то есть закрытого заседания всех членов уголовного департамента судебной палаты. Здесь дело рассматривалось по докладу одного из членов палаты. При согласии палаты с обвинительным актом на нём делалась надпись об утверждении (обычно в виде штемпеля с подписью члена палаты — докладчика по делу).
В случае необходимости изменить обвинительный акт он заменялся постановлением палаты о предании суду с изложением всех обстоятельств дела. В обоих случаях дело через прокурора судебной палаты и прокурора окружного суда направлялось в окружной суд для рассмотрения по существу.
Важное значение имело провозглашение в уголовно-процессуальном праве принципа презумпции невиновности, согласно которой любое лицо считалось невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена приговором суда. Всякие сомнения толковались в пользу обвиняемого. При равенстве голосов присяжных подсудимый признавался невиновным (ст. 89).
В соответствии со ст. 8 Устава отменялась формальная теория доказательств. На смену формальным доказательствам пришла система свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению судей. На практике эта система означала, что судьи при определении виновности подсудимого должны были исходить не израз и навсегда установленных правил о силе судебных доказательств, а оценивать их в зависимости от обстановки.
Разбирательство было устным, что обозначало необходимость непосредственного заслушивания всех причастных к делу, гласным и публичным. Вводилась состязательность процесса. Подсудимый являлся равной стороной. Прения осуществлялись его представителем — адвокатом, и представителем прокуратуры со стороны обвинения.
1. Галкин Ю. В. Судебная реформа 1864 года в России // Современное право. 2002. № 8. С. 21-26.
2. Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы, издательство «Статут», Москва, 2003. 324с.
3. Киминчижи Е.Н. Судебная власть в зеркале реформ. Белгород: Везелица, 2006. 196с.
Судебная реформа 1864 года
... суд заседал, открыто, причем впервые вводились прения сторон. Одним из результатов реформы было появление нового для России адвокатского сословия. Судебная реформа 1864 года явилась составной частью так называемых реформ 60-х годов, ...
4. Лукин В. П. Проблемы совершенствования деятельности суда присяжных в современной России. М., 2007. 274с.
5. Никонов, В. А. Суд присяжных в России: исторический опыт Судебной реформы 1864 года и перспективы развития // История государства и права. 2007. № 17. С. 37-42.
6. Попова А.Д. Правда и милость да царствуют в судах (из истории реализации Судебной реформы 1864 г.).
Рязань: Изд-во «Поверенный», 2005. 205с.