Административно правовой статус граждан РФ

Актуальность данной темы заключается в том, что правовой статус гражданина — одна из важнейших политико-юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве, представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Взаимосвязи государства и личности нуждаются в четкой упорядоченности и урегулированности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в Конституции и других нормативных правовых актах.

Правовой статус гражданина, природа прав и обязанностей привлекают пристальное внимание специалистов различных отраслей права. Это обусловлено тем, что правовой статус гражданина представляет собой комплексный правовой институт. Вместе с тем каждый человек является субъектом правового общения как в целом, так и в отдельных областях. Поэтому его статус в той или иной области регулируется нормами соответствующей отрасли права. Задача отраслевых (конкретно-правовых) юридических наук состоит в раскрытии содержания и гарантий общего правового статуса. На этой основе происходит его конкретизация, обусловленная правовым положением гражданина в различных сферах общественной жизни в связи с практической реализацией общего правового статуса.

Объектом данной курсовой работы являются гражданин как субъект административного права и общественные отношения, которые складываются между органами исполнительной власти и гражданами в процессе реализации последними своих прав и свобод, выполнения возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления.

Предмет составляют содержание административно – правового статуса граждан, его основные компоненты.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтоб раскрыть административно – правовые основы положения граждан РФ, т.е. определить правовой статус граждан РФ в области административного права.

Для достижения вышеизложенной цели необходимо решить следующие задачи:

  • системное изучение и детальный анализ современных международных документов и законодательных актов РФ о правовом положении граждан;
  • рассмотреть структуру административно – правового статуса гражданина посредствам анализа составных её элементов;
  • раскрыть специфику административно — правовых отношений с участием граждан, определить их место в административном праве;
  • проанализировать особенности реализации гражданами своих прав и свобод, выполнения возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления.

Методологическую основу работы составили такие методы, как метод изучения и анализ специальной методической литературы, метод обобщения и сравнительный метод.

3 стр., 1202 слов

Организация лекарственного обеспечения граждан, имеющих право ...

... оптимизировать лекарственное обеспечение и закрепить гарантии доступности качественной медицинской помощи для граждан Российской Федерации; совершенствование контрольно-надзорных мероприятий. Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан ... аптек, имеющих право на отпуск лекарственных средств. По состоянию на 2008 год отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан по Республике ...

Глава 1. Сущность административно – правового статуса граждан.

Административно – правовой статус гражданина – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей.1

Принципы административно-правового статуса граждан:

Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения граждан на жилище">прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).

Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17).

Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.

Народовластие (демократизм).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.

Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации.

Административно – правовой статус гражданина составляет важнейшую часть его общего правового статуса. В административно – правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой право – и дееспособности.

Административно – правовое положение граждан характеризуется объемом и характером их административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.

Административная правоспособность – признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно – правового характера.

13 стр., 6170 слов

Конституционное право зарбежных стран. Правовой статус личности ...

... конституционные принципы, регулирующие вопросы образования в арабских странах, и широковещательные программы по борьбе с неграмотностью, последняя остается одной из главных проблем общества, во многом определяя юридический статус ... Каждый гражданин обязан защищать общественную собственность и интересы общества, а также уважать собственность других. 2.5 Правовое положение женщин в арабских странах. Во ...

Административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема, но возможно ее временное ограничение. Правоспособность у граждан ограничивается из–за совершения административных правонарушений, за которые законом предусматриваются санкции в виде лишения специальных прав. Например, за совершенное административное правонарушение гражданин может быть лишен на определенное время права осуществлять охоту.

Административная дееспособность – способность лица своими личными действиями осуществлять права, исполнять обязанности, предусмотренные административно – правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Моментом возникновения административной дееспособности законом четко не определено. В полном объеме она наступает по достижении гражданином 18 лет. Возникновение частичной дееспособности в административном праве возможно с более раннего возраста. Например, дети дошкольного возраста, могут сами обращаться к врачу, с 16-летнего возраста, когда наступает административная деликтоспособность, гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия.

Административная деликтоспособность – это способность субъекта в соответствии с законом нести ответственность за свои неправомерные действия, в том числе подвергаться административному наказанию.

Государство, признавая гражданина субъектом административного права, при помощи норм этого права определяет его правовой статус. Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся в Конституции РФ, в комплексных нормативных правовых актах и в специальных актах.

§ 1. Основы административно – правового статуса гражданина РФ.

Административно – правовой статус гражданина РФ является производным от его конституционно – правового статуса и конкретизирован в многочисленных нормативных правовых актах применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации.

Виды административно – правовых статусов граждан:

1) Общий административно – правовой статус гражданина х арактеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которые предоставлены и гарантированы каждому гражданину Конституцией РФ и текущим административным законодательством для реализации их в сфере государственного управления. Общим административно-правовым статусом граждане обладают уже в силу того, что они признаются субъектами административного права. Он является единым и равным для всех граждан, независимо от того какую социальную позицию занимает каждый из них.

2) Специальные административно-правовые статусы отражают особенности правового положения определенных групп граждан. Граждане, обладающие такого рода статусом, наделяются специальными правами, льготами, либо на них возлагаются специальные обязанности, которые дополняют и существенно развивают содержание общего административно-правового статуса гражданина. Субъекты, имеющие специальный статус: субъекты административной опеки, индивидуальные предприниматели, субъекты разрешительной системы, военнослужащие и другие лица, характер деятельности которых определяет их особый статус, государственные и муниципальные служащие, жители территорий с особым административно – правовым режимом.

8 стр., 3874 слов

Место гражданского права в правовой системе

... данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений. Однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права (гражданское право, уголовное право, административное право и ...

3) Индивидуальный административно – правовой статус гражданина включает в себя совокупность персонифицированных прав и обязанностей конкретного гражданина.

Если общий и специальные административно-правовые статусы гражданина отличаются стабильностью, они изменяются лишь в нормативном порядке, то индивидуальный административно-правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни гражданина, то есть по его воле. Поэтому содержание индивидуального административно-правового статуса одного и того же лица в разные моменты неодинаково. Тем не менее, все изменения, динамика индивидуального статуса происходят в рамках общего административного правового статуса и разнообразных специальных административно-правовых статусов.

Общий административно-правовой статус, специальные административно -правовые статусы, индивидуальный административно-правовой статус гражданина соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый гражданин выступает одновременно во всех указанных качествах — гражданин как субъект административного права (общий административно-правовой статус), он принадлежит к определенной социальной группе (специальный административно-правовой статус), и он же представляет собой отдельную личность (индивидуальный административно-правовой статус).

Общий административно-правовой статус у всех граждан один, специальных статусов — множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Выделение указанных видов административно-правового статуса гражданина с теоретической точки зрения необходимо, так как позволяет более полно отразить особенности административного правового статуса гражданина во всех его проявлениях.

Гражданин как субъект административного права – это участник общественных управленческих отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.2

Для формирования административно – правового статуса граждан наиболее важными являются общие конституционные положения о том, что человек его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

5 стр., 2007 слов

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации (2)

... российскими регионами конституционно-правовым статусом субъекта Федерации, в который включается право иметь конституцию ... столицу или административный центр. Наличие символов субъектов российской Федерации не является признаком, свидетельствующим о их суверенитете. В постановлении Конституционного Суда РФ ... международных и внешнеэкономических связей по согласованию с федеральным Министерством ...

Содержание административно – правового статуса гражданина составляют права и свободы, обязанности и гарантии прав граждан.

Права и обязанности гражданина образуют в совокупности его правовой статус. Административно – правовой статус гражданина – сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре элемента.

Первый элемент административно – правового статуса представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права.

Административно-правовой статус определяет личность как субъект административного права, тем самым, характеризуя ее в определенном круге общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере практической реализации исполнительной власти (в широком смысле — в сфере государственного управления).

Он отражает наиболее важные и существенные связи личности с органами исполнительной власти и их должностными лицами.