Административно правовой статус граждан РФ

Курсовая работа

Актуальность данной темы заключается в том, что правовой статус гражданина — одна из важнейших политико-юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве, представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Взаимосвязи государства и личности нуждаются в четкой упорядоченности и урегулированности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в Конституции и других нормативных правовых актах.

Правовой статус гражданина, природа прав и обязанностей привлекают пристальное внимание специалистов различных отраслей права. Это обусловлено тем, что правовой статус гражданина представляет собой комплексный правовой институт. Вместе с тем каждый человек является субъектом правового общения как в целом, так и в отдельных областях. Поэтому его статус в той или иной области регулируется нормами соответствующей отрасли права. Задача отраслевых (конкретно-правовых) юридических наук состоит в раскрытии содержания и гарантий общего правового статуса. На этой основе происходит его конкретизация, обусловленная правовым положением гражданина в различных сферах общественной жизни в связи с практической реализацией общего правового статуса.

Объектом данной курсовой работы являются гражданин как субъект административного права и общественные отношения, которые складываются между органами исполнительной власти и гражданами в процессе реализации последними своих прав и свобод, выполнения возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления.

Предмет составляют содержание административно – правового статуса граждан, его основные компоненты.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтоб раскрыть административно – правовые основы положения граждан РФ, т.е. определить правовой статус граждан РФ в области административного права.

Для достижения вышеизложенной цели необходимо решить следующие задачи:

  • системное изучение и детальный анализ современных международных документов и законодательных актов РФ о правовом положении граждан;
  • рассмотреть структуру административно – правового статуса гражданина посредствам анализа составных её элементов;
  • раскрыть специфику административно — правовых отношений с участием граждан, определить их место в административном праве;
  • проанализировать особенности реализации гражданами своих прав и свобод, выполнения возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления.

Методологическую основу работы составили такие методы, как метод изучения и анализ специальной методической литературы, метод обобщения и сравнительный метод.

39 стр., 19244 слов

Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права

... главу угла административно-правового регулирования, а сами граждане обретают статус ведущего субъекта административного права. Перенос центра тяжести административного законодательства а создание усилиями органов и должностных лиц государственного и муниципального управления надлежащих условий ...

Глава 1. Сущность административно – правового статуса граждан.

Административно – правовой статус гражданина – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей.1

Принципы административно-правового статуса граждан:

Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения граждан на жилище">прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).

Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17).

Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.

Народовластие (демократизм).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.

Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации.

Административно – правовой статус гражданина составляет важнейшую часть его общего правового статуса. В административно – правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой право – и дееспособности.

Административно – правовое положение граждан характеризуется объемом и характером их административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.

Административная правоспособность – признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно – правового характера.

Административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема, но возможно ее временное ограничение. Правоспособность у граждан ограничивается из–за совершения административных правонарушений, за которые законом предусматриваются санкции в виде лишения специальных прав. Например, за совершенное административное правонарушение гражданин может быть лишен на определенное время права осуществлять охоту.

4 стр., 1652 слов

Административно-процессуальное право в зарубежных странах

... лицом, должны признаваться инструментальными. Объектом исследования выступает административный процесс в зарубежных странах Предметом исследования являются законодательные акты регламентирующие деятельность ... партнерствами в рамках торгового права либо партнерствами, зарегистрированными в рамках гражданского права. Представители должны предоставить доказательства своих полномочий в виде ...

Административная дееспособность – способность лица своими личными действиями осуществлять права, исполнять обязанности, предусмотренные административно – правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Моментом возникновения административной дееспособности законом четко не определено. В полном объеме она наступает по достижении гражданином 18 лет. Возникновение частичной дееспособности в административном праве возможно с более раннего возраста. Например, дети дошкольного возраста, могут сами обращаться к врачу, с 16-летнего возраста, когда наступает административная деликтоспособность, гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия.

Административная деликтоспособность – это способность субъекта в соответствии с законом нести ответственность за свои неправомерные действия, в том числе подвергаться административному наказанию.

Государство, признавая гражданина субъектом административного права, при помощи норм этого права определяет его правовой статус. Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся в Конституции РФ, в комплексных нормативных правовых актах и в специальных актах.

§ 1. Основы административно – правового статуса гражданина РФ.

Административно – правовой статус гражданина РФ является производным от его конституционно – правового статуса и конкретизирован в многочисленных нормативных правовых актах применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации.

Виды административно – правовых статусов граждан:

1) Общий административно – правовой статус гражданина х арактеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которые предоставлены и гарантированы каждому гражданину Конституцией РФ и текущим административным законодательством для реализации их в сфере государственного управления. Общим административно-правовым статусом граждане обладают уже в силу того, что они признаются субъектами административного права. Он является единым и равным для всех граждан, независимо от того какую социальную позицию занимает каждый из них.

2) Специальные административно-правовые статусы отражают особенности правового положения определенных групп граждан. Граждане, обладающие такого рода статусом, наделяются специальными правами, льготами, либо на них возлагаются специальные обязанности, которые дополняют и существенно развивают содержание общего административно-правового статуса гражданина. Субъекты, имеющие специальный статус: субъекты административной опеки, индивидуальные предприниматели, субъекты разрешительной системы, военнослужащие и другие лица, характер деятельности которых определяет их особый статус, государственные и муниципальные служащие, жители территорий с особым административно – правовым режимом.

11 стр., 5412 слов

Административно-правовй статус органов внутренних дел РФ

... прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений, нормальное их функционирование, защиту чести и достоинства граждан, общественной нравственности. В работе изучаются вопросы, раскрывающие сущность общественного порядка, правовое положение ...

3) Индивидуальный административно – правовой статус гражданина включает в себя совокупность персонифицированных прав и обязанностей конкретного гражданина.

Если общий и специальные административно-правовые статусы гражданина отличаются стабильностью, они изменяются лишь в нормативном порядке, то индивидуальный административно-правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни гражданина, то есть по его воле. Поэтому содержание индивидуального административно-правового статуса одного и того же лица в разные моменты неодинаково. Тем не менее, все изменения, динамика индивидуального статуса происходят в рамках общего административного правового статуса и разнообразных специальных административно-правовых статусов.

Общий административно-правовой статус, специальные административно -правовые статусы, индивидуальный административно-правовой статус гражданина соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый гражданин выступает одновременно во всех указанных качествах — гражданин как субъект административного права (общий административно-правовой статус), он принадлежит к определенной социальной группе (специальный административно-правовой статус), и он же представляет собой отдельную личность (индивидуальный административно-правовой статус).

Общий административно-правовой статус у всех граждан один, специальных статусов — множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Выделение указанных видов административно-правового статуса гражданина с теоретической точки зрения необходимо, так как позволяет более полно отразить особенности административного правового статуса гражданина во всех его проявлениях.

Гражданин как субъект административного права – это участник общественных управленческих отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.2

Для формирования административно – правового статуса граждан наиболее важными являются общие конституционные положения о том, что человек его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Содержание административно – правового статуса гражданина составляют права и свободы, обязанности и гарантии прав граждан.

39 стр., 19084 слов

Исследование правового статуса личности в Российской Федерации ...

... гражданина перед государством и обществом, Н.В. Витрук — законный интерес. Как утверждает В.А. Патюлин, правовое положение (статус) личности охватывает гражданство, общую правоспособность, основные права и обязанности ... в работе сформулированы следующие задачи: анализ существующих методологических подходов к статусу личности; выработка понятия статуса личности, включающего права и обязанности ...

Права и обязанности гражданина образуют в совокупности его правовой статус. Административно – правовой статус гражданина – сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре элемента.

Первый элемент административно – правового статуса представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права.

Административно-правовой статус определяет личность как субъект административного права, тем самым, характеризуя ее в определенном круге общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере практической реализации исполнительной власти (в широком смысле — в сфере государственного управления).

Он отражает наиболее важные и существенные связи личности с органами исполнительной власти и их должностными лицами.