Административно-правовой статус общественных объединений

Курсовая работа

Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому в Российской Федерации число общественных объединений множится из года в год.

Сложившаяся система общественных объединений практически охватывает все стороны жизни общества. Условно их можно классифицировать по сфере деятельности (политические, экономические, социальные, культурные, спортивные и др.) и территории (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, международные) и т. д. По организационно-правовым формам объединения можно классифицировать как: организации, движения, фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, которые можно в свою очередь подразделять на централизованные и нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и элитарные, а по характеру — фиксированное и нефиксированное членство. Следует принять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных объединений, немало и таких, которые не обращались за регистрацией или, получив отказ, действуют по существу нелегально.

содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст. 19; ч. 1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации. В этих статьях дана общая характеристика общественных объединений как субъектов российского права.

№ 21, ст. 1930, других федеральных законах, нормативно-правовых актах, а также в уставах союзов, ассоциаций и иных объединений граждан.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об общественных объединениях, другие законы РФ образовали законодательную базу общественных объединений. Ее, в частности, составляют законы об отдельных видах общественных объединений: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.; «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.; «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. и др.

РАЗДЕЛ 1 Общественные объединения как субъекты административного права

1. 1 Понятие общественного объединения.

«Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения», – говорится в ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г., «Об общественных объединениях». Этим Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством.

7 стр., 3051 слов

Общественное мнение и право

... и отдельных граждан, защищающих права других лиц; общественное и договорное представительство и др18. По этой причине в данной работе исследуются лишь некоторые аспекты права общественного ... мнению автора, для стран Центральной и Восточной Европы, тесно связана с понятием гражданского общества и публичной сферы и предполагает, что в особой публичной сфере «резонируют», благодаря сети объединений и ...

власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их разновидности как его членов.

Законодательство различает пять организационно-правовых форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено Законом только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности.

Каждое из этих объединений имеет свои особенности.

Общественной организацией

видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации, и исполняет ее обязанности в соответствии с Уставом.

является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения – съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию (движение казачества, движение «зеленых», движение за права женщин, движение ветеранов афганской войны и т. д.).

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с Уставом.

Общественный фонд

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

– не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Некоторые юридические вузы создают общественные юридические консультации, комиссии по правам человека при администрации района, города, области. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

23 стр., 11069 слов

Процесс создания и функционирования общественных объединений

... общественного объединения. Государственная регистрация международных и республиканских общественных объединений осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, местных общественных объединений - управлениями юстиции облисполкомов, Минского городского исполкома по месту нахождения руководящего органа объединения. В регистрирующий орган ... общественного объединения, а также нарушать права ...

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Органом общественной самодеятельности

политическим общественным объединением

Общественные объединения могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы).

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз».

1. 2 Основы административно-правового статуса общественных объединений

Административная правосубъектность общественных объеди­нений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, тем самым опреде­ляет виды административных правоотношений, в которых они мо­гут выступать в качестве субъектов.

Наиболее важные вопросы, связанные с общественными объе­динениями, как уже отмечалось, решены в законе о них. Он опре­деляет содержание права граждан на объединение, основные госу­дарственные гарантии этого права, статус общественных объедине­ний, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликви­дации.

Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незакон­ные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.

Законом определены важнейшие требования к содержанию Устава общественного объединения, в силу чего он является важ­ным документом, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

Государство не руководит деятельностью общественных объе­динений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допус­кается вмешательство органов государственной власти и их долж­ностных лиц в деятельность общественных объединений, а после­дних — в деятельность указанных органов и их должностных лиц.

Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в какой определяет то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, взаимоотношения с бюджетом, источники их средств и т. п. Их дея­тельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных объе­динений, работающих по найму, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.

Во всех случаях, когда отношения между общественными объе­динениями и государством регулируются правом, они не носят ха­рактера подчинения или субординации. Форма взаимодействия между ними — согласование либо участие в обсуждении и реше­нии вопросов.

3 стр., 1317 слов

Структура и деятельность органов Государственной власти в г.Москве

... прав и свобод граждан, борьбы с преступностью. В структуру органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, входят отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города, которые осуществляют исполнительно- распорядительные функции в определенных отраслях и сферах деятельности города ...

Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и обществен­ных объединений.

Общественные объединения вправе:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного само­управления;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
  • представлять и защищать свои права, своих чле­нов и участников, а также других граждан в органах государствен­ной власти, органах местного самоуправления и общественных объе­динениях;
  • вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений являет­ся норма закона, согласно которой они вправе осуществлять в пол­ном объеме полномочия, предусмотренные законами об обществен­ных объединениях;
  • учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

— Общественные объединения не могут самостоятельно занимать­ся правотворчеством, но в установленных законом случаях и фор­мах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, зат­рагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Помимо установления общих правовых основ статуса обще­ственных объединений государство влияет на них и иными спосо­бами.

Орган, регистрирующий общественные объединения, контро­лирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями меро­приятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. ( Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстре­мистской деятельности»).

Финансовые органы контролируют источники доходов обще­ственных объединений, размеры получаемых ими средств и упла­ту налогов.

Надзор и контроль за выполнением общественными объедине­ниями существующих норм и стандартов могут осуществлять орга­ны надзора за соблюдением законодательства об охране окружаю­щей среды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических пра­вил и иные органы государственного надзора.

Важнейшей обязанностью общественных объединений является соблюдение законодательства Российской Федерации. Их деятель­ность может быть приостановлена по решению суда в случае нару­шения Конституции РФ, конституций, уставов субъектов РФ, за­конодательства РФ.

Порядок приостановления устанавливается федеральными за­конами.

Общественное объединение может быть ликвидировано по ре­шению суда при совершении действий, направленных на насиль­ственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государ­ства, создание вооруженных формирований, разжигание социаль­ной, расовой, национальной или религиозной розни; при нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или гру­бых нарушениях закона или иных правовых актов либо при систе­матическом осуществлении общественным объединением деятель­ности, противоречащей его уставным целям.

4 стр., 1899 слов

Анализ проблем возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями ...

... дела о возмещении ущерба, причиненного органами государственной власти, привлекают в качестве ответчиков, руководствуясь указанной нормой, органы федерального ... общественных организаций ... 1070, 1071 ГК РФ вред , причиненный гражданину в результате незаконного осуждения , незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры ... Раздел: Тип: реферат ...

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных преимуществ.

РАЗДЕЛ 2 Отдельные виды общественных объединений

Среди общественных объединений особый статус имеют профессиональные союзы.

Статус профсоюзных организаций

в целях предста­

политических партий и других обществен­ных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны. Профсою­зы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и зак­лючают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение. Они контролируют соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение за­бастовок в соответствии с законодательством.

предусмотрена уведомительная государственная регистрация: профсоюзы, объединения, первичные профсоюзные организации в течение месяца со дня образования направляют в Минюст России или его территориальные органы необходимые документы, после чего последний обязан их зарегистрировать.

Профсоюзы располагают значительными юридическими воз­можностями активно влиять на правотворчество по вопросам защи­ты социальных прав и интересов работников. Так, предложения общероссийских профсоюзов и их объединений должны учитывать­ся федеральными органами государственной власти при рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; органы исполнительной власти и орга­ны местного самоуправления принимают проекты нормативных правовых актов по таким вопросам с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы могут вносить предложения о принятии компетентными государственными органами законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и т. д.

Профсоюзы играют важную роль в защите трудовых прав ра­ботников. Так, в установленных случаях расторжение трудового договора с работником—членом профсоюза по инициативе работо­дателя может быть произведено только с предварительного согла­сия соответствующего профсоюзного органа.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления строятся на основе:

  • а) социального партнерства;
  • б) взаимо­действия сторон трудовых отношений, их представителей; в) сис­темы коллективных договоров и соглашений.

Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими им возможность влиять на формирование властных структур, осу­ществление их деятельности. Так, они вправе участвовать в выбо­рах органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления в соответствии с законодательством; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в управлении государственны­ми фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта и т. п.

21 стр., 10015 слов

Судопроизводство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) ...

... порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и органов государственной власти. Это глава 24, определявшая порядок рассмотрения жалоб на действия административных органов или ... работы я поставила следующие задачи: 1 рассмотреть порядок возбуждения и подготовки дела к судебному разбирательству по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов ...

Помимо прав, предусмотренных Законом о профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучше­ния жилищных условий работников устанавливаются соответству­ющими федеральными законами, а также законами субъектов РФ.

Особый статус в сфере исполнительной власти не свойствен взаимоотношениям профсоюзов с органами судебной власти, включая и органы прокуратуры. Последние вправе осуществлять контроль и надзор за их деятельностью, причем их полномочия не ограничены какой-либо определенной сферой, как это предусмотрено Законом о профсоюзах в случае осуществления контрольных функций органами исполнительной власти

2. 2 Административно-правовой статус благотворительных организаций

Законом об общественных объединениях предусмотрено, что деятельность отдельных видов общественных объединений может быть урегулирована в специальных законах. Первым среди них стал Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно этому Закону, благотворительная организация должна соответствовать всем основным признакам общественного объединения, определенным Законом об общественных объединениях. Созданная для осуществления социально-приоритетных целей, некоммерческая благотворительная организация должна обладать важнейшим свойством: ее деятельность должна носить бескорыстный характер – безвозмездный или на льготных условиях. Льготные условия означают предоставление благотворителям тех или иных льгот и преимуществ (прежде всего, материального характера), стимулирующие эту разновидность социально-приоритетной деятельности. Однако государственные гарантии – предоставление налоговых и имущественных льгот – распространяется лишь на благотворительные организации, но не на юридических и физических лиц, являющихся спонсорами благотворительных организаций (ст. 18 Закона о благотворительных организациях).

Благотворительные организации, как и все другие общественные объединения, не вправе перераспределять денежные средства, полученные в результате предпринимательской деятельности, между своими членами или участниками. В соответствии со статьей Закона о благотворительной деятельности, благотворительная организация не вправе использовать более 20% финансовых средств, расходуемых за финансовый год, на оплату труда административно-управленческого персонала. Тем самым подобная форма противоправного перераспределения денежных средств невозможна среди членов или участников благотворительных организаций.

Основания возникновения и прекращения административно-правовых отношений, субъектов которых являются благотворительные организации, во многом такие же, как и у некоммерческих организаций и профсоюзов. В Законе о благотворительной деятельности, как и в Законе о некоммерческих организациях, не указан орган государственной регистрации благотворительных организаций. Эта процедура должна осуществляться «в порядке, установленном федеральными законами».

Административно-правовые отношения возникают в процессе представления благотворительным организациям органами исполнительной власти различных льгот и преимуществ, например передача в собственность государственного имущества.

3 стр., 1487 слов

Общественные и религиозные объединения как субъекты административного права

... для пресечения деятельности таких объединений граждан. Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, определяет виды административных правоотношений, ...

В Законе о благотворительной организации более детально урегулированы формы контроля: орган власти, осуществляющий регистрацию благотворительной организации, вправе контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность «по использованию имущества и расходованию средств».

Это означает, что подконтрольна может быть вся информация, подтверждающая обязательственно-правовые отношения организации с любыми юридическими и физическими лицами. Помимо активных форм контроля, осуществляемых должностными лицами регистрирующего органа непосредственно на месте, предусмотрены и пассивные формы: благотворительная организация, представляя регистрирующему или налоговому органу годовой отчет о своей деятельности, инициирует и возникновение административно-правовых отношений.

Помимо контроля регистрирующего органа за финансово-хозяйственной деятельностью благотворительных организаций важное место отводится контролю налоговых органов, которые контролируют источники доходов организаций, размеры получаемых ими средств и уплату налогов. В данном случае контрольная деятельность регистрирующих и налоговых органов во многом идентична: ее объектом является все та же информация об общественно-правовых отношениях благотворительных организаций. Очевидно, что все виды финансового контроля должна осуществляться налоговыми органами.

Таким образом, очевидны различия в правовой регламентации деятельности общественных объединений в базовом Законе об общественных объединениях и в принятых позднее законах об отдельных видах общественных объединений. Статус отдельных видов юридических лиц, например, производственных кооперативов, весьма напоминает правовое положение общественных объединений. Однако данная форма совместной деятельности граждан преследует основной целью извлечение прибыли, что совершенно неприемлемо для статуса некоммерческих объединений.

соблюдается.

2. 3 Административно-правовой статус политических партий

Статус политических партий

Политическая партия — общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества по­средством формирования и выражения их политической воли, уча­стия в общественных и политических акциях, в выборах и референ­думах, а также в целях представления интересов граждан в орга­нах государственной власти и органах местного самоуправления.

Закон устанавливает требования, которым должна удовлетво­рять политическая партия, принципы ее деятельности, способы со­здания политической партии, основные начала организации ее си­стемы и т. д.

В законе отражены определенные аспекты административно-правового статуса политической партии. В частности, закреплен принцип взаимного невмешательства органов государственной вла­сти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и невмешательства политических партий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Лица, замещающие государственные и муниципальные долж­ности, не вправе использовать свое должностное положение в ин­тересах политических партий. Они не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных обя­занностей, Данное требование не распространяются на депутатов; законодательных (представительных) органов государственной вла­сти и местного самоуправления. Структуры политических партий не могут образовываться в государственных органах.

4 стр., 1809 слов

Порядок и особенности формирования общественной палаты России

... и др. Целью курсовой работы является комплексный анализ конституционно-правового статуса Общественной палаты Российской Федерации. В данной работе предлагается решить проследить исторические предпосылки создания Общественной палаты Российской Федерации; провести анализ правовой основы деятельности Общественной палаты Российской Федерации; ...

Хотя для образования политической партии не требуется разрешения государственного органа, тем не менее, государство контролирует создание политических партий в форме их государственной регистрации, осуществляемой в настоящее время органами юстиции. Законом предусмотрены основания отказа в государственной; регистрации политической партии.

Государство осуществляет финансирование политических партий, а их финансовая деятельность контролируется налоговыми органами.

Деятельность политической партии может быть приостановле­на, а партия ликвидирована лишь по решению суда.

2. 4 Административно – правовой статус религиозных общественных объединений

«никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Административно-правовой статус религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», а также Постановлением Правительства РФ «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» и другими нормативными правовыми актами.

добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В Российской Федерации установлен специальный порядок создания религиозных объединений. Оно может быть создано при обязательном соблюдении следующих условий:

  • совершеннолетними гражданами;
  • в количестве не менее 10 человек;
  • имеющих Устав и другие учредительные документы, зарегистрированные в Министерстве юстиции России или его органах на местах.

С момента регистрации религиозное объединение получает права юридического лица. Устав регистрируется в течение месяца со дня подачи документов. Отказ в государственной регистрации создаваемого религиозного объединения может быть лишь в следующих основных случаях:

1) если цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России;

2) если организация не может быть признана в качестве религиозной;

3) если Устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства.

За религиозными объединениями в России признается право собственности (на здания, сооружения, предметы культа (иконы, свечи, церковную утварь), денежные средства, а также на предприятия, производящие предметы культа или издающие богослужебную литературу).

домах граждан. В других местах религиозные обряды и церемонии осуществляются в соответствии с порядком, установленным для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций, т. е. в уведомительном порядке.

12 стр., 5791 слов

Формирование положительного имиджа силовых структур на примере ...

... Пресс - служба является одним из системообразующих элементов, в полном объеме выполняющим все функции Public Relations и рассматривающимся в качестве одного из механизмов управления деятельностью органа власти. ... общественного ... МВД по Самарской области. Предметом же исследования обозначены особенности структуры пресс-службы силовых ведомств и основные направления совершенствования деятельности ...

массовой информации, включая радио и телевидение (ст. 24).

Особенностями административно-правового статуса религиозных организаций являются следующие:

  • а) с 1997 г. впервые в законодательном порядке регулируется деятельность иностранных миссионеров. При этом иностранные религиозные организации обязаны получить сертификат. Он выдается только по ходатайству российской религиозной организации соответствующего вероисповедания. Дополнительно для нетрадиционных вероисповеданий предусмотрен временной ценз — деятельность в России в течение не менее 15 лет;

— б) в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями и дополнениями) говорится, что создание религиозной организации в воинской части не допускается. В свободное от военной службы время военнослужащие вправе участвовать в богослужениях, иных религиозных ритуалах как частные лица. Это правило действует и в других силовых структурах (МВД, ФСБ, МЧС).

печального опыта последних лет. В частности, такими основаниями являются:

1) действия, представляющие угрозу для общественной безопасности;

2) действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя России;

3) принуждение к разрушению семьи;

  • медицинской помощи, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения;

— Контроль за соблюдением Уставов религиозных объединений (относительно целей и порядка деятельности) осуществляет зарегистрировавший религиозное объединение орган Министерства юстиции России.

Административно-правовые отношения в сфере деятельности религиозных объединений

  • в процессе регламентации имущественных отношений;
  • при урегулировании особенностей вероисповедания;
  • в процессе осуществления преподавательской, образовательной и иной творческой деятельности в системе государственного образования;
  • при осуществлении государственного контроля за деятельностью религиозных общественных объединений.

Административно-правовая специфика в сфере имущественных отношений проявляется, прежде всего, в участии органов исполнительной власти при закреплении прав собственности, аренды и других прав конфессиональных объединений на молитвенные здания, где адепты данного вероисповедания проводят богослужения или религиозные собрания. Весьма распространенной остается практика предоставления органами исполнительной власти религиозным объединениям отдельных правомочий собственника в отношении объектов религиозного назначения. Чаще всего эти объекты передаются объединениям в пользование, либо в совместное пользование с органами системы Минкультуры.

Передача государственной собственности в собственность религиозных объединений чаще всего производится на основе решения органа исполнительной власти, причем регламентация порядка отчуждения имущества религиозного назначения, относящегося к федеральной собственности, находиться в исключительной компетенции федерального Правительства.

Решение вопросов о передаче имущества религиозным объединениям

в пользование либо в совместное пользование с учреждениями и организациями культуры, осуществляется Минкультуры. Министерство вправе урегулировать имущественные проблемы только в отношении объектов, являющихся памятниками истории и культуры, культовыми зданиями и строениями с прилегающими к ним территориями и иным движимым и недвижимым имуществом религиозного назначения, расположенным в пределах указанных объектов. Передача религиозным объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности, но не являющегося памятником истории и культуры, входит в компетенцию Госкомимущества России.

Органы исполнительной власти в некоторых случаях принимают участие в урегулировании некоторых обрядовых особенностей вероисповедания, например тайны исповеди, охраняемой законом. Законодательство об оперативно-розыскной деятельности запрещает привлекать священнослужителя к конфиденциальному сотрудничеству. По действующему законодательству наряду с адвокатами и ближайшими родственниками священнослужители не несут уголовной ответственности за недонесение о фактах преступной деятельности, доверенной ему в рамках исповеди. В СССР подобного исключения законодательство не предусматривало. ФСБ России юридически надзора за деятельностью религиозного объединения не осуществляет. В то же время КГБ СССР фактически осуществлял функции «духовной полиции». Таким образом, священнослужитель обладает иммунитетом в сферах уголовной, гражданской, административно-правовой юрисдикции.

Администрация лечебных учреждений, домов для престарелых и инвалидов, детских домов и интернатов, мест предварительного заключения и отбывания наказания (включая штрафные изоляторы и помещения камерного типа) обязана обеспечить гражданам условия для осуществления их права на свободу вероисповедания, например, представить отдельные помещения для обрядовых таинств, снабдить необходимой религиозной литературой, предметами культа.

Вышеуказанные обязанности распространяются на системы многих федеральных министерств и ведомств, обладающих собственными лечебными и социально-реабилитационными учреждениями, а также на всю подведомственную МВД России пенитенциарную систему. Однако большинство из этих обязанностей не распространяется на воинские части так называемых «силовых» министерств и ведомств.

Органы исполнительной власти и религиозные объединения взаимодействуют в процессе преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой в системе государственного образования. В системе государственного образования допускается преподавательская деятельность священнослужителей по религиоведению без совершения религиозных обрядов, а соответствующие дисциплины могут входить в учебные программы образовательных учреждений. Естественно, что реализация этих прав невозможна вне совместного участия светских и духовных властей в разработке религиоведческих учебных программ подготовки и издании соответствующих учебных пособий. Ограничения прав граждан на приобщение к духовным устоям вероучения той или иной конфессии, предусмотренные Законом о свободе вероисповеданий, распространяется только на государственную систему образования. Несмотря на то, что Закон распространяет «свободу мысли и религии» также и на несовершеннолетних, практически они лишены возможности участия в сакральных обрядах в государственных образовательных учреждениях и, тем самым, не в состоянии реализовать свое конституционное право религиозного исповедания.

и возникновение административно-правовых отношений с соответствующим конфессиональным объединением. Контроль федеральных министерств и ведомств – важнейший элемент компетенции федерального органа исполнительной власти. Контрольные функции должностных лиц носят государственный характер – они осуществляются от имени и в пределах компетенции соответствующих министерств и ведомств.

Следует отметить, что светские власти не всегда придерживаются принципа «нейтрального» отношения к религиозным объединениям. Государство признавало и признает значимость Русской Православной Церкви в становлении и развитии Российской государственности. РПЦ представляет собой единственный общественный институт, сохранивший на протяжении тысячелетий истории Отечества устои вероисповедания и каноническую организацию. «Нейтральное» отношение государства к РПЦ невозможно, поскольку для этого пришлось бы отказаться от многовековых традиций, воплощенных в государственно-правовых институтах.

Довольно часто в последние годы руководители и политики высшего звена нашего согласно Конституции РФ светского государства публично демонстрируют свою поддержку традиционным конфессиям, но особенно заметно выражена поддержка Русской православной церкви.

З аключение

Рассматривая общественные объединения как один из субъектов административного права, следует подчеркнуть, что это один из фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст. 19; ч. 1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции российской Федерации. В этих статьях дана общая характеристика общественных объединений как субъекта российского права. Более развернутая характеристика общественных объединений, как субъекта административного права содержится в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», являющимся базовым законом, регламентирующим организацию, статус и деятельность общественных объединений; а также в других федеральных законах, нормативно-правовых актах, а также уставах союзов, ассоциаций и иных объединений граждан.

РФ об общественных объединениях нуждается в более четком разграничении функций объединений и органов государства». Основные принципы их взаимоотношений урегулированы действующим в настоящее время Законом об общественных объединениях.

Следует отметить, что различия видов общественных объединений носят формальный характер, что подтверждает отсутствие каких бы то ни было указаний о статусе структурных подразделений. Хотя Законом предусмотрены четыре вида таких подразделений, он не определяет различия в правовом положении организации, отделения, филиала и представительства. Решение этой проблемы имеет важнейшее практическое значение, поскольку от наличия подразделений на территории России зависит факт государственной регистрации объединения в органах юстиции.

совместного ведения с центральной властью, и федеральных законов, что не соответствует ст. 76 Конституции РФ.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/administrativno-pravovoy-status-obschestvennyih-obyedineniy-2/

1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года;

3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135 – ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». СЗ РФ, 1995, № 33, ст. 3340;

4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10 – ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 148;

5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». СЗ РФ, 1997, № 39, ст. 4465;

6. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 125 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»». СЗ РФ, 1998, № 30, ст. 3608;

  • «Зерцало-М». 2003. — 608 с.

8. Дозорцев, П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России [Текст] / П. Дозорцев – «Российская юстиция», 2003, № 4;

9. Козлов Ю. М. Административное право : Учебник. – М.: Юристъ, 1999. -320с.

10. Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений [Текст] / Л. А. Морозова – «Государство и право»,2004, № 3;

11. Мелехин А. В. Административное право РФ, Курс лекций, 2009, гл 8;

12. Попов Л. Л., Тихомиров С. В., Мигачев Ю. И. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л. Л.).

— «Проспект», 2010 г.