Административно – правовой статус общественных объединений

Под субъектом административного права традиционно понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

В настоящее время перечень таких субъектов, как следует из приведенного определения, многообразен. Однако всех их объединяет обладание особым юридическим качеством — административной правоспособностью.

Административная правоспособность является проявлением общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством возможности данного субъекта вступать в различного рода правовые отношения. Иными словами, это — способность приобретать соответствующий комплекс прав, обязанностей и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правоотношений с участием данного субъекта. Для возникновения административно-правовых отношений такой предпосылкой является административная правоспособность, выражающаяся в определенной административно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления1 . Таким образом, каждый, кто наделен нормами административного права соответствующими правами и обязанностями в рассматриваемой сфере, является субъектом административного права. Характерным для них свойством является возможность быть участником конкретных административно-правовых отношений. Следовательно, говоря о субъектах административного права, необходимо иметь в виду, прежде всего не их перечень, а основные позиции, характеризующие административно-правовой статус каждого из них.

Негосударственные организации как субъекты административного права — это общественные объединения (партии, союзы и т.п.), органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

Цель настоящего исследования — определение роли, назначения и места общественных объединений в российской правовой системе, изучение сущности и особенностей их административно – правового статуса.

4 стр., 1529 слов

Когда возникает административная правоспособность и дееспособность ...

... и государства в системе управления. Административная правоспособность является основой административной дееспособности. На ряду с правоспособностью необходимо выделить и дееспособность. Административная дееспособность - это фактическая возможность практической реализации предоставленных гражданину прав и выполнения возложенных на него ...

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • Дать общую характеристику понятия общественных объединений.
  • Определить учредителей, членов и участников общественного объединения.
  • Сформулировать принципы создания и деятельности общественных объединений.
  • Определить организационно- правовые формы общественных объединений.
  • Выявить аспекты несовершенства действующего законодательства.

Предмет исследования – административно – правовой статус общественных объединений как правовой институт, понятие и виды, функции и признаки, проблемы и пути их решения.

При работе над данной темой применены сравнительно-правовой, системный и инструментальный методы.

Глава 1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОГО СТАТУСА

В настоящее время в России весьма актуальны поиски способов повышения эффективности организации и функционирования системы государственных управленческих органов, создания действительно общественно необходимых институтов управления, выбор их оптимальной модели, использование рациональных форм и методов их воздействия на социальные процессы.

Формирование в России правового и социального государства предполагает создание условий не только для осуществления прав и личных свобод граждан, но и обеспечение их всесторонней защиты. Для этого предусматриваются совершенствование системы государственных социальных гарантий, развитие новых социальных технологий, формирование сети государственных учреждений социального обслуживания. В связи с этим возникает вопрос о правовом статусе государственных учреждений.

К сожалению, рассмотрению вопросов системы субъектов права и соответственно статусу этих субъектов уделяется недостаточно внимания. Учитывая это, необходимо рассмотреть некоторые вопросы административно- правового статуса государственных учреждений.

Наличие у лица или организации определенного круга прав и обязанностей и признанной законом возможности иметь другие права и обязанности, возникающие в процессе участия в общественной жизни (т.е. правоспособности), составляет характерное качество субъекта права, именуемое правосубъектностью.

Правосубъектность придается людям и организациям законом в соответствии с потребностями развития общественных отношений. Поэтому она, как и всякая правовая категория, должна рассматриваться в связи с общественными отношениями, складывающимися на основе экономического и политического строя данного общества.

Под субъектом административного права традиционно понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательство м Российской Федерации могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

В настоящее время перечень таких субъектов, как следует из приведенного определения, многообразен. Однако всех их объединяет обладание особым юридическим качеством — административной правоспособностью.

Административная правоспособность является проявлением общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством возможности данного субъекта вступать в различного рода правовые отношения. Иными словами, это — способность приобретать соответствующий комплекс прав, обязанностей и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правоотношений с участием данного субъекта. Для возникновения административно-правовых отношений такой предпосылкой является административная правоспособность, выражающаяся в определенной административно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления2 . Таким образом, каждый, кто наделен нормами административного права соответствующими правами и обязанностями в рассматриваемой сфере, является субъектом административного права. Характерным для них свойством является возможность быть участником конкретных административно-правовых отношений. Следовательно, говоря о субъектах административного права, необходимо иметь в виду прежде всего не их перечень, а основные позиции, характеризующие административно-правовой статус каждого из них.

4 стр., 1838 слов

Защита прав потребителей. Административно-правовые гарантии

... Очевидно, что непосредственно затрагиваются права потребителя на безопасность товаров (работ, услуг), а, следовательно, рассматриваемое право - это объект уголовно-правовой охраны. Административная ответственность за нарушение прав потребителей. Права потребителей охраняются также и нормами административного законодательства, прежде всего КоАП ...

Общественные объединения как субъекты административного права — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Негосударственные организации как субъекты административного права — это общественные объединения (партии, союзы и т.п.), органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — это совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лиц, государственных органов, организаций и т.д 3 . Понятия «статус», «состояние», «положение» применяются тогда, когда речь идет о характеристике положения того или иного субъекта правового общения. При этом за сравнительно редким исключением не делается каких-либо различий между терминами «положение» и «статус». Чаще всего они понимаются как синонимы4 .

Если говорить о правовом статусе общественных объединений, то это комплексная характеристика его правового положения как субъекта права. Проблема «правового статуса» или используемого как его синоним термина «правовое положение» общественных объединений исследовалась в отечественной юридической науке главным образом учеными-административистами (Д.Н. Бахрах, А.А. Гришковец, А.Ф. Ноздрачев, Д.М. Овсянко, Ю.Н. Старилов, В.М. Манохин и др.).

И это при том, что в юридической литературе совершенно обоснованно отмечалась комплексность (сложность) института общественных объединений, которая заключается, в частности, в том, что он объединяет в себе множество правовых норм других отраслей права (трудового, конституционного и пр.) 5 .

Так, например, Ю.Н. Старилов, анализируя правовой статус общественных объединений, пришел к выводу, что этот статус представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности общественных объединений, установленных законодательством и гарантированных государством. По его мнению, правовой статус (правовое положение) общественных объединений — это содержание правоотношений, т.е. главные черты самой сущности этих правоотношений. Каждое общественное объединение имеет определенный нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов правовой статус. Он является, как верно отмечает Ю.Н. Старилов, центральным элементом правового института общественных объединений. В свою очередь, А.П. Алехин, характеризуя административно-правовой статус общественных объединений, полагает, что основу его образуют права и обязанности 6 . Наконец, предлагается понимать правовой статус общественных объединений как совокупность юридических элементов, выражающих специфику предусмотренных и закрепленных общим (прежде всего Конституцией РФ) и специальным (административным) законодательством обязанностей и прав, свобод и правоограничений, социально-правового обеспечения и гарантий, поощрений и ответственности, определяющих сущность отношений общественных объединений, субъектами которых они выступают7 .

5 стр., 2086 слов

Административно-правовой статус религиозных общественных объединений

... что религиозная организация представляет собой разновидность общественного объединения, процедура государственной регистрации религиозных объединений существенна упрощена. Для подтверждения статуса общероссийской религиозной ... религиозных объединений и их ликвидации возникают административно-правовые отношения. Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных ...

Если говорить о закреплении статуса общественных объединений де-юре, то в Федеральном законе от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп. от, 2 февраля 2006 г.) было специально подчеркнуто, что правовое положение (статус) общественных объединений устанавливается соответствующим федеральным законом, Предметом регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Глава 2. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Общественное объединение понимается здесь как формирование, имеющее определенные признаки: добровольность, самоуправляемость и некоммерческий характер.

Существуют определенные разночтения в понимании термина «общественная организация», приводимых в различных законах об общественных объединениях (ГК РФ, законами об отдельных видах общественных объединений).

Гражданский кодекс Российской Федерации специального понятия «общественное объединение» не содержит, хотя и упоминает термин «объединение» как синоним термину «организация» (п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 117 ГК РФ).

Подобный же подход можно отметить и в других нормативных актах, регламентирующих в той или иной мере вопросы, касающиеся общественных объединений.

Международная традиция понимания общественных организаций основана не столько на их трактовке как разнообразных добровольных объединений негосударственного характера, а скорее как определенных массовых ассоциации.

Толковые словари русского языка определяют понятие «объединение» через организацию, а понятие «организации», в свою очередь, через объединение, что также нельзя признать удовлетворительным.

7 стр., 3202 слов

Как соотносятся понятия человек физическое лицо гражданин

... курсовой работы, определяем круг основных проблем: Понятия «физическое лицо» и «гражданин» являются близким по содержанию, но не тождественными. Употребляя понятие «граждане», закон имеет в виду людей, ... понятие «личность». Личность – такой субъект общественных отношений, который обладает определенным уровнем психического развития. Качество личности присуще психически здоровому человеку, ...

Представляется, однако, что понятие «объединение» — шире по своему значению понятия «организация».

На это обстоятельство в свое время уже обращалось внимание в юридической литературе. Так, отмечалось, что «понятие общественной организации представляется более узким, чем понятие добровольного объединения граждан» 8

Комментируемому закону удалось избежать явной тавтологии в трактовке названного понятия, хотя и не удалось добиться однозначности.

Ведь понятие «формирование» толкуется как действие по глаголу «формировать» или как «сформированная, вновь организованная воинская часть» 9 .

Ранее действующий Закон СССР «Об общественных объединениях» 10 в ст. 1 давал следующее понятие общественного объединения: «общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов».