Правовой статус военнослужащих Российской Федерации в современных условиях

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (п. 1 ст. 59).

Проблема взаимодействия государства и граждан по вопросам исполнения военной обязанности требует неотложного решения и приобретает особый характер в связи со становлением в России правового государства и гражданского общества, сохранением военных угроз в современных условиях.

Национальная оборона, государственная и общественная безопасность на современном этапе провозглашены основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации. Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации, обеспечение ее безопасности достигается различными правовыми средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. правовой статус военнослужащий российский

В настоящее время в условиях рыночной экономики, спада производства и нехватки бюджетных средств, военнослужащие представляют одну из категорий населения нашей страны, которой весьма необходимы поддержка государства и правовая защита.

Военная реформа, очередной этап которой проводится в настоящее время, повлекла за собой существенное изменение действующего законодательства, что требует совершенствования существующих, а также создания новых форм, методов и средств военного управления и их адаптирования к новым военно-политическим и экономическим условиям.

Выбор темы выпускной квалификационной (бакалаврской) работы «Правовой статус военнослужащих Российской Федерации в современных условиях», её актуальность связаны с тем, что военная мощь государства во многом зависит от разработанности, содержания и качества правовых норм, регулирующих статус военнослужащих и способствует обеспечению сплоченности и единства действий военнослужащих, мобилизации их на совершенствование боевого мастерства, на безупречное несение военной службы, а также реализации их прав и законных интересов.

Целью выпускной квалификационной (бакалаврской) работы является исследование правового статуса военнослужащих Российской Федерации в современных условиях.

Поставленная цель определила следующие задачи выпускной квалификационной (бакалаврской) работы:

1) рассмотреть теоретические и методологические аспекты правового статуса военнослужащих Российской Федерации;

2) рассмотреть правовой статус военнослужащих в современных условиях Российской Федерации;

3) рассмотреть защиту конституционных прав и свобод военнослужащих.

12 стр., 5584 слов

Правительство Российской Федерации: порядок формирования и состав

... исследования являются нормы права, регулирующие правовой статус Правительства РФ. Цель работы: анализ правового статуса Правительства РФ. Задачи работы: 1. Общая характеристика правового положения Правительства Российской Федерации; 2. Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации. Методологической основой исследования является использование ...

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области реализации военнослужащими своих прав, свобод, законных интересов, исполнения ими обязанностей.

Предметом исследования нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы правового положения военнослужащих, теория и практика обеспечения действующих и защиты нарушенных общегражданских и военно-служебных прав и обязанностей военнослужащих.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Российской Федерации, подзаконные нормативно-правовые акты, законы субъектов Российской Федерации, правоприменительная и интерпретационная практика Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, международно-правовые документы, нормативно-правовые акты РФ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Три базовых элемента статуса военнослужащего: права, обязанности и юридическая ответственность

Права, обязанности и юридическая ответственность три базовых элемента в совокупности, которые законодатель определил, как содержание статуса военнослужащего.

Проходя военную службу, военнослужащий имеет социально-правовой статус, представляющий собой довольно сложный конгломерат прав, обязанностей и ответственности, он является одновременно участником нескольких правоотношений, с одной стороны его гражданско-правовой принадлежностью, с другой ? обеспечения безопасности Российской Федерации, сохранения ее целостности и неприкосновенности суверенитета, исполнением обязательства по защите конституционного строя.

Рассматривая названные правоотношения, можно отметить, что военнослужащий должен наделяться общегражданскими правами и свободами и нести общегражданскую ответственность и обязанности. Так как исполнение обязанностей военной службы имеет особый характер, имеются ограничения некоторых прав в отношении военнослужащих, закрепленные законодательно.

Например, военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное

положение.

Кроме прямых запретов, законодательными и иными нормативными правовыми актами предусмотрены ограничения военнослужащих в некоторых правах и свободах личности. С учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту прохождения службы введено ограничение свободы передвижения и права выбора места жительства.

С учетом интересов военной службы допускается и ограничение других прав и свобод военнослужащих. Вместе с тем подобная возможность должна быть реализована при условии, что такого рода ограничения прямо указаны в законе.

12 стр., 5855 слов

Предоставления жилья военнослужащим и гражданам уволенным с военной службы

... жилищного обеспечения, прокурорское реагирование на нарушение жилищных прав, выразившееся в издании актов, не соответствующих законам). Таким образом, становится очевидно, что практика применения законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, ... законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Бюллетень Верховного Суда ...

Ограничения военнослужащих в отдельных правах и свободах обусловлены непосредственным возложением на органы и организации, в которых предусмотрена военная служба, в том числе и в условиях мирного времени, основного объема мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, что, в свою очередь, обусловливает специфику исполнения военной службы.

Военнослужащие исполняют военную службу в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

Установление отдельных ограничений общегражданских прав военнослужащих, по мнению законодателя, должно:

  • обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих;
  • установить препятствия возможному злоупотреблению со стороны военнослужащих;
  • создать условия для независимости служебной деятельности от какого-либо влияния, не связанного со службой.

Несоблюдение военнослужащим указанных ограничений может служить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, а при наличии состава преступления для привлечения к уголовной ответственности.

Помимо общегражданских прав и свобод обязательной составляющей социально-правового статуса военнослужащих являются права и обязанности, обусловленные военной службой, формирующие, таким образом, специальный правовой статус военнослужащих. При этом объем, и содержание его составляющих элементов напрямую зависит от служебно-должностной категории, к которой относится военнослужащий, его воинского звания, срока службы и иных особенностей ее прохождения. Однако, несмотря на это, действующее законодательство выделяет права, свободы и обязанности, которые присущи всем военнослужащим независимо от их ведомственной принадлежности, занимаемой должности. Анализ законодательства позволяет выделить общие права военнослужащих, например, право на:

  • хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ;
  • участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной воинской должности;
  • продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа службы, уровня квалификации;
  • переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  • пенсионное обеспечение с учетом стажа военной службы и т. д.

Таким образом, специальный правовой статус военнослужащих является сложной по своей структуре правовой конструкцией. Гражданин, став военнослужащим, приобретает общие, специальные и должностные обязанности и соответствующие им права.

При этом правовой статус военнослужащего можно определить как совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством, обусловленных зачислением (поступлением) на военную службу и ее последующим прохождением.

7 стр., 3301 слов

Правовой статус личности в Российской Федерации : Конституционное ...

... пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (1993 г.); федеральные конституционные законы «О референдуме Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и многие другие. ^ Конституционно правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности отражает наиболее ...

Нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности военнослужащих, установленный на длительное время и регулирующий определенную сторону жизни, быта, деятельности (подготовки и боевого использования) Вооруженных Сил (отдельных их составных частей), других войск, воинских формирований и органов, органов военного управления, отдельных военнослужащих, отражен в воинском уставе. Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, действие которых распространяется на военнослужащих не только Вооруженных Сил, но и других войск и органов относятся к общевоинским уставам. Общевоинские уставы введены в действие Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140. Другие воинские уставы вводятся в действие руководителем федерального органа исполнительной власти. Воинские уставы — внутренне согласованная, проверенная жизнью, постоянно обогащаемая практикой и опытом военного строительства система правовых и моральных норм поведения и деятельности военнослужащих.

1.2 Правовые основы правового статуса военнослужащих

Ссылаясь на специфику военной организации, на особое положение армии в механизме государства, ее функции, ученые XIX-XX столетий, например, Добровольский A. M., Градовский А. Д., утверждали, что общепризнанные правовые начала и принципы правового положения гражданина не могут в полной мере найти применение в армии и должны быть ограничены, хотя в отечественной военно-правовой литературе долгое время господствовал тезис о политическом и гражданском полноправии военнослужащих.

Исторический опыт российского государства говорит о том, что проблема правового статуса военнослужащих остается одной из сложнейших в теории и практике конституционного права Российской Федерации.

Профессор Александровской военно-юридической академии ? Добровольский A.M. писал в книге «Особенности положения военнослужащих, что правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, чем у других граждан. На это положение оказывает воздействие природа военной службы.

Определяющим моментом являются: особый публично-правовой характер армии, как организации, предназначенной для вооруженной борьбы; особенность взаимных отношений и составляющих ее элементов (дисциплина, воинский правопорядок), обусловленная в своем существовании необходимостью внутренней сплоченностью армии и проникновению ее единым духом; существо военной службы, как службы государственной.

Добровольский A. M. убедительно доказывает, что особенность положения военнослужащих в области публичного права может заключаться и в том, что в известных случаях нормы общего права в отношении их не получают применения или же для них (военнослужащих), в силу особенностей их служебного положения, создаются специальные нормы. Как в том, так и в другом случае права военнослужащих могут подвергаться ограничениям или же, наоборот, военнослужащие в этом отношении могут быть поставлены в привилегированное положение по сравнению с другими гражданами. Точку зрения Добровольского A. M. поддерживали Градовский А. Д., Греков А. Н. и другие российские ученые.

Например, по российскому военному законодательству конца XIX начала XX веков, военнослужащим российской армии было запрещено входить в состав, и принимать участие, в каких бы то ни было, союзах, группах, организациях, партиях и т. д., с политической целью образуемых, присутствовать на различного рода политических собраниях, печатать без разрешения и предварительной цензуры начальства литературные произведения. По избирательным законам Российской Империи все военнослужащие были лишены активного и пассивного избирательного права.

13 стр., 6295 слов

Структура и деятельность Следственного комитета Российской Федерации

... работы является изучение структуры и деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, ее задачами являются: выяснение основных задач и полномочий СК РФ; определение следственного комитета Российской Федерации ... общего надзора. Прокуратура, продолжала возглавляться генерал-прокурором. Основные ее обязанности состояли в следующем: Надзор за судом; Следствие и ...

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статус военнослужащих это совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Таким образом, статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией РФ, Федеральным законом РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих», Федеральным законом РФ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами.

Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

6 стр., 2587 слов

Призыв на военную службу. Прохождение военной службы по контракту. ...

... как в форме воинской обязанности (прохождение военной службы по призыву), так и в добровольном порядке (прохождение военной службы по контракту). Контрактом о прохождении военной службы опосредуется особый вид человеческой деятельности в сфере обороны и безопасности, с заключением контракта возникают военно-служебные отношения у ...

  • во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам конкретного государства. Указанное положение в полной мере относится и к иностранным гражданам, проходящим военную службу в Российской Федерации, в настоящее время предусмотрено прохождение военной службы в России иностранными гражданами;

— во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, то есть они должны быть «совмещены» с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.

Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, они создают военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

В то же время военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей и носит, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Например, часовой для исполнения своих специальных обязанностей, наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в данном Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, которые обязаны беспрекословно их выполнять; подчиняться лишь строго определенным лицам начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая других начальников (в том числе своего непосредственного и прямых).

12 стр., 5617 слов

Государственная гражданская и военная служба

... работы по специальности; г) старших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее трех лет стажа работы по ... тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, ... службы, например одновременно воинские должности и должности правоохранительной службы. Право поступления на государственную службу ...

Кроме должностных и специальных обязанностей и прав, военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы.

Общие обязанности военнослужащих, связанные с выполнением служебного долга, закреплены в Федеральном законе РФ «О статусе военнослужащих». К ним относится, например: соблюдение верности Военной присяге, совершенствование воинского мастерства, соблюдение норм международного права, беспрекословное подчинение командирам (начальникам), обязанность выручать товарищей из опасности, соблюдение правил воинской вежливости и др.

К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей, запрещающие совершать определенную деятельность. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не противоречит Конституции РФ, так как в соответствии со ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено особенностями военной службы как специфического вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления полномочиями и властью.

Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются социальные гарантии (льготы), призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод.

В группе прав военнослужащих, относящихся к прохождению военной службы, можно выделить те, которые связаны:

  • с продвижением по службе (карьерой);
  • с государственным материальным обеспечением, отдыхом;
  • с правом на защиту;
  • с социальными гарантиями (льготами);
  • с поощрением;
  • проходящих военную службу по контракту;
  • проходящих военную службу по призыву.

Отдельные категории военнослужащих, у которых правовое положение имеет некоторые особенности по сравнению с другими военнослужащими, составляют:

  • военнослужащие-офицеры, проходящие военную службу по призыву. По своей природе их служба является исполнением в особой форме конституционной юридической обязанности, как и других военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, однако по своему правовому положению (общим, должностным и специальным правам и обязанностям) они приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту;
  • военнослужащие иностранные граждане;
  • военнослужащие женщины;
  • военнослужащие, проходящие службу в частях постоянной готовности.

Дифференциация правового положения указанных категорий военнослужащих касается, прежде всего, общих обязанностей и прав, например, предоставления отдельных видов социальных гарантий. Например, военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, в отличие от российских граждан не могут стать участниками накопительно-ипотечной системы в соответствии с Федеральными законом РФ от 20.08.2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» или быть обеспеченными жилыми помещениями посредством реализации государственных жилищных сертификатов.

10 стр., 4719 слов

Преступления против военной службы

... во время прохождения ими военных сборов за уголовные преступления против установленного порядка прохождения военной службы. Преступлениями против военной службы признаются, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по ...

Военнослужащие в случае совершения ими правонарушения, в зависимости от его характера и тяжести, при наличии оснований, предусмотренных законом, несут юридическую (правовую) ответственность (дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую, уголовную), которая является наказанием за совершенное противоправное действие или бездействие.

1.3 Два основных вида политических прав военнослужащих

Анализ норм законодательства о правах военнослужащих позволяет говорить о двух основных видах политических прав военнослужащих: праве на свободу слова и на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, а также праве на участие в управлении делами государства и общественными объединениями.

Так, согласно ст. 7 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.

Специфика исполнения обязанностей военной службы, ее особый характер, требования, предъявляемые к военнослужащим, и возлагаемые на них задачи, решение которых направлено на подготовку к военной защите и военную защиту государства, обусловливают необходимость применения к военнослужащим ограничений, а в отдельных случаях прямых запретов, на реализацию предоставленных им общегражданских прав и обязанностей.

Общеправовым основанием применения запретов и ограничений такого рода выступают конституционные положения, предусматривающие возможность ограничения прав и свобод человека, если их введение связано с необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод может иметь место в силу прямого указания федерального закона. Ограничение военнослужащих в отдельных правах и свободах по замыслу законодателя должно:

  • обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих;
  • установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих;
  • создать условия для независимости служебной деятельности от какого-либо влияния, не связанного со службой.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 (редакция от 08.03.2015 г.) «О государственной тайне». Перечень сведений в военной области, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 24 января 1998 года № 61. Следует отметить, что информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. В свою очередь, разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, влечет уголовную ответственность (ст. 283 УК РФ).

4 стр., 1881 слов

Система государственной службы Российской Федерации

... государственной службы. При рассмотрении понятия "государственная служба", получившее законодательное закрепление в п.1 ст.1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", констатировано, что это должности в органах государственной власти с денежным содержанием из средств государственного бюджета, государственное ... "Об уравнении всех военнослужащих в правах". Были ...

Получение доступа к указанным сведениям иным образом, хотя формально и не ограничивает рассматриваемые права военнослужащих, однако также является основанием привлечения последнего к соответствующему виду юридической ответственности.

Во-вторых, единоначалие как основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими, заключающееся в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, требует, в свою очередь, беспрекословного, точного и своевременного исполнения отданного им приказа. Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.

Реализация права военнослужащих на участие в публичных мероприятиях в силу прямого указания ст. 7 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» допустима при одновременном соблюдении следующих условий:

  • военнослужащие вправе участвовать в публичных мероприятиях исключительно в свободное от исполнения обязанностей военной службы;
  • их участие не должно быть сопряжено с наличием при себе оружия и тем самым создавать потенциальную угрозу для окружающих;
  • публичные мероприятия не должны проводиться на территории воинской части.

Кроме того, принимая во внимание, что нормами Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» установлен прямой запрет военнослужащим состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели, к числу ограничений в реализации права на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании можно добавить и условие их проведения. Допуск к участию военнослужащих в такого рода публичных мероприятиях будет возможным, если проведение последних не преследует политической цели и не наносит ущерба интересам военной службы.

Нарушение данного ограничения может послужить основанием для досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с военной службы по подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (за невыполнение ими условий контракта).

Военнослужащие имеют право участвовать в указанных выше мероприятиях, не преследующих политических целей, например, организуемых в целях реализации прав и законных интересов военнослужащих (своевременная выплата денежного довольствия и т. д.)

В то же время Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) в отличие от ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 22.01.1993 года № 4338-1 (в настоящее время документ утратил силу) «О статусе военнослужащих» не содержит какое-либо ограничение права военнослужащих на их участие в публичных мероприятиях в зависимости от их целей, в частности политических, то есть организуемых как в поддержку политических сил, находящихся у власти, так и по поводу реализации иными политическими силами целей на реализацию установок по поводу власти.

Особый характер военной службы обусловливает установление запрета военнослужащим на участие в забастовках, используемых в качестве средства урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы.

Запрет на участие военнослужащих в забастовках проистекает из сущности военной службы как федеральной государственной службы особого вида. Таким образом, законодатель подчеркнул непрерывность состояния на военной службе в пределах сроков, установленных законом, а также неприемлемость использования данной формы защиты своих прав в период прохождения военной службы.

Данный запрет не противоречит нормам международного права и соответствует сложившейся в зарубежных государствах с развитой системой демократии практике ограничения прав военнослужащих на участие в забастовках. В то же время законодательством предусмотрены иные формы защиты нарушенных прав военнослужащих: подача специальной и общей жалобы, а также обжалование действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц в органы военной прокуратуры и в суд.

Таким образом, запрет военнослужащим на участие в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы являются традиционным для отечественного военного законодательства. Его существование предназначено для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность, учебу личного состава, организованное выполнение им других задач в повседневной деятельности и позволяет не только выполнять задачи в повседневной деятельности, но и выдерживать тяжелые испытания в боевой обстановке.

Исходя из изложенного, военнослужащие обладают такими важными политическими правами, как свобода слова и право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.

Так, военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

При этом в некоторых случаях, реализация политических прав осуществляется в соответствии с определенными ограничениями. Например, военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

В некоторых случаях военнослужащие ограничены в политических правах. В частности, участие военнослужащих в забастовках, а также иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются. Судебная практика в отношении военнослужащих имеет важное значение.

В ходе военной реформы в РФ всем субъектам необходимо строго соблюдать законодательство о воинской обязанности, статусе военнослужащих, военной службе. Конституцией РФ гарантируется право на судебную защиту военнослужащих и членов их семей.

Анализ практики в отношении военнослужащих показал, что количество рассмотренных судами дел, которые связаны с нарушениями законодательства о социально-правовой защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей являются существенными. Большое количество исков удовлетворяется судами, а это свидетельствует о нарушении прав указанных лиц.

Среди судебных дел в отношении военнослужащих отдельно стоит выделить дела по обжалованию незаконных действий командиров и начальников. Согласно ФЗ « О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов военного управления. Беря во внимание судебную практику в отношении военнослужащих, можно отметить, что при рассмотрении исков военнослужащих, суд устанавливает все причины и условия, которые привели к правонарушению.

Например, Власов Д. В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим абзац второй пункта 1 Порядка, как предусматривающий различную периодичность проведения аттестации: ежегодно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы для офицеров.

В обоснование своих требований Власов Д. В. утверждает, что оспариваемая норма, предусматривающая ежегодное прохождение аттестации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, противоречит пункту 4 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее Положение о порядке прохождения военной службы), который устанавливает периоды аттестации независимо от воинского звания военнослужащих.

Изучив материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление Власова Д. В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: согласно пункту 13 части 2 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (далее Федеральный закон «Об обороне) Президент Российской Федерации утверждает общевоинские уставы, Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» утверждено Положение о порядке прохождения военной службы.

Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором проводится аттестация.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.

В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или отдельных их категорий.

Во исполнение указанных выше полномочий Министр обороны Российской Федерации утвердил оспариваемый административным истцом Порядок, которым установил ежегодное прохождение аттестации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Наличие у Министра обороны Российской Федерации указанных выше полномочий следует также из пункта 1, подпункта 2 пункта 7, подпункта 7 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (ред. от 17.08.2017) «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации».

Вопреки доводам административного истца абзац второй пункта 1 Порядка соответствует требованиям статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы о проведении аттестации не реже чем через каждые пять лет.

Названная норма Положения о порядке прохождения военной службы устанавливает лишь максимальный период времени, в течение которого может не проводиться аттестация военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, однако, не определяет ее минимальную периодичность и не содержит запрета на проведение аттестации ежегодно.

Ввиду этого, установив ежегодное проведение аттестации в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, оспариваемое положение Порядка не вступило в противоречие с указанными требованиями статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы.

Не нарушает оспариваемая норма принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

Согласно пункту 2 статьи 1 Положения о порядке прохождения военной службы, прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

В силу пункта 1 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе.

При этом принцип равенства, закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования в сфере военной службы устанавливать различные правила прохождения военной службы военнослужащими, принадлежащими к разным по условиям и роду службы категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно-значимым целям. Такие различия не могут считаться дискриминационными.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах военнослужащие разделены на составы: солдаты, матросы, сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; офицеры.

Разделение на составы военнослужащих является объективно оправданным и обоснованным, поскольку связано с особенностями предъявляемых квалификационных требований, с характером выполняемых обязанностей военной службы и с другими обстоятельствами, определяющими служебно-правовое положение при прохождении военной службы и увольнении с нее. С учетом изложенного, установление Порядком различных периодов аттестации военнослужащих, относящихся к разным составам, не свидетельствует о дискриминационном характере оспариваемой нормы, как не может быть признано противоречащим требованиям разумности ее положение о проведении ежегодной аттестации военнослужащих, проходящих военную службу на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Таким образом, оспариваемый административным истцом Власовым Д. В. абзац второй пункта 1. Порядка, предусматривающий различную периодичность прохождения аттестации военнослужащими разных составов, соответствует требованиям законодательства и прав административного истца не нарушает. В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части, нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

2.1 Право военнослужащих на охрану здоровья, медицинскую помощь, медицинское страхование и пенсионное обеспечение

В соответствии со статьей 16 «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь» Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (редакция от 01.07.2017 года) «О статусе военнослужащих» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1.07.2017 года), охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых данным федеральным законом предусмотрена военная служба.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Порядок обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование в амбулаторных условиях или стационарных условиях в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2017 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» с последующим медицинским освидетельствованием военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе (годности к службе по военно-учетной специальности, специальности в соответствии с занимаемой должностью).

Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток.

Предусмотренная медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно.

Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующую им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий военнослужащих, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации определяет Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов.

Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года) при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.