Государственная собственность в Российской Федерации: состав, порядок образования, пользования, владения и распоряжения

предопределена особой значимостью государственной собственности, пробелами в законодательстве, отсутствием единой позиции среди ученых.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросами государственной собственности занимались многие ученые, можно указать только некоторых из них – Э.Х. Браева, С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, Д.М. Генкин, В.В. Дозорцев, М.Б. Егорова, Е.А.Суханов, П.Д. Половинкин, А.Г. Ковалев, В.В. Куликов, В.Д. Мазаев, Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев, М.Ю. Тихомиров и др.

Несмотря на проведенные исследования в данной сфере, не выработаны единые позиции относительно содержания права государственной собственности.

Таким образом, основываясь на обозначенной актуальности и степени научной разработанности, можно сформулировать объект, предмет, общую цель и задачи исследования.

Объектом исследования выступают общественные правоотношения, складывающиеся по поводу возникновения, распоряжения, пользования, владения государственной собственностью.

Предметом исследования выступают нормы действующего российского законодательства, регулирующие институт государственной собственности, мнения ученых, отраженные в учебной и научной литературе, а также материалы судебной практики.

Целью исследования является проведение комплексного анализа государственной собственности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:

  • дать понятие государственной собственности;
  • перечислить основания возникновения государственной собственности, обозначив их содержание;
  • дать общую характеристику содержания права собственности;
  • охарактеризовать передачу публичного имущества на иной уровень власти как одно из способов распоряжения государственным имуществом;
  • дать общую характеристику приватизации объектов государственной собственности;
  • проанализировать передачу государственного имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление как способ распоряжения государственным имуществом;
  • сформулировать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего государственную собственность в РФ.

Методы исследования. Для достижения поставленных целей и выполнения отдельных задач исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза, наблюдения, сравнения и обобщения, аналогии, абстракции, методы индукции и дедукции, логический метод, метод критического анализа, метод анализа документов и др.

26 стр., 12925 слов

«Управление государственной собственностью

... государственной собственностью, а также учебная и научная литература, в которой рассматриваются проблемы, связанные с темой исследования. Методологическую основу изучения составляют метод общенаучного диалектического познания, комплексного и системного анализа, ... перелагая в юридическую плоскость, речь идет о правомочии распоряжения имуществом); 3. Лицо получает не только соответствующие правомочия; ...

Теоретическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в нем основные положения и выводы позволяют полнее раскрыть институт государственной собственности в РФ.

Результаты работы могут быть использованы как теоретическая база разработки впоследствии проблем, связанных с реализацией права государственной собственности.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении направлений и предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Поставленные цели и задачи обуславливают структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Результаты работы могут быть использованы:

  • при подготовке законодательного предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие государственную собственность;
  • студентами, преподавателями при изучении курсов «Гражданское право» как дополнительный материал.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Понятие государственной собственности

Под государственной собственностью в соответствии с нормативными положениями ГК РФ понимаются имущественные объекты (объекты недвижимости, имущественные комплексы, земельные и иные природные ресурсы), а также нематериальные активы (типа объектов интеллектуальной собственности, информационных ресурсов и др.), принадлежащие на правах собственности государству — Российской Федерации и субъектам Федерации. Преимущественно рассматривается объектное представление государственной собственности.

Государственная собственность включает в себя средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

Собственником такого имущества выступает непосредственно государство через уполномоченные органы государственной власти.

Государственная собственность подразделяется на два вида:

1.2 Основания возникновения государственной собственности

Действующее законодательство, включая гл.14 ГК РФ, содержит в себе целую систему юридических фактов, с которыми связывается приобретение (возникновение) права собственности. Совокупность таких фактов, составляющих юридический состав для приобретения (возникновения) абсолютного права на вещь, в литературе называют основаниями приобретения (возникновения) права собственности.

1.3 Общая характеристика содержания права собственности

Право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю-собственнику и только ему определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное «хозяйственное господство».

2.1 Передача публичного имущества на иной уровень власти

Передача объектов имущества с одного уровня публичной собственности на другой регулируется следующими нормативными правовыми актами:

3 стр., 1460 слов

Правовые формы управления государственным имуществом

... непосредственного управления в различных формах (приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданско-правовые сделки, управление пакетами акций, банкротство и пр.). Во-вторых, в настоящее время к правовым формам управления государственным имуществом относятся: право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право доверительного управления. ...

1) Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 122-ФЗ), которым установлены порядок перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями, основания для определения имущества, подлежащего передаче на иной уровень публичной собственности;

2.2 Приватизация объектов государственной собственности

Отношения приватизации в России регулируются Законом о приватизации. Согласно этому закону, приватизация государственного имущества — это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в собственность физических и (или) юридических лиц.

2.3 Передача государственного имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление

Советское гражданское право советского периода разработало институт оперативного управления имущества как один из видов ограниченного вещного права на государственное имущество. При этом советский законодатель рассматривал этот институт как способ обособления определенной части социалистической собственности и закрепления материальной базы за конкретным предприятием с целью максимально возможного самостоятельного хозяйствования. Государство принимало участие в экономике главным образом через создаваемые предприятия. Предприятия наделялись необходимым имуществом из единого фонда государственной собственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в рамках представленного исследования анализ теоретических и юридических основ правового регулирования права государственной собственности позволяет утверждать, что поставленные во введении цель и задачи работы достигнуты. Целесообразно сформулировать основные теоретические выводы.

1. Российская Федерация через свои федеральные органы исполнительной власти осуществляет пользование, владение и распоряжение государственной собственностью, предпринимает меры по защите государственной собственности, осуществляет мероприятия по ее управлению. Государственная казна включает в себя достаточно широкий перечень объектов, находящихся в собственности государства.

Список литературы [ всего 77]

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/gosudarstvennaya-sobstvennost-3/