Государственная собственность

, три главы (первая глава – «Сущность государственной собственности и её роль в национальной экономике»), вторая глава – «Анализ системы управления государственной собственностью в России», третья глава – «Рекомендации по совершенствованию системы управления государственной собственностью в России», заключение и список использованных источников.

1. Сущность государственной собственности и её роль в государственной

экономике

1.1 Понятие государственной собственности

Любое общество располагает определенными материальными благами, которые составляют, национальное богатство того или иного государства. В процессе развития системы присвоения материальных благ, сложились определенные виды собственности.

В широком смысле существует следующее определение государственной собственности:

Государственная собственность — имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежащие государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.

К государственной собственности может относиться любое имущество в собственности, необходимое для осуществления его функций, а также акции акционерных обществ [1].

Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Государственной собственностью же в РФ является имущество,

принадлежащее на праве собственности РФ (считаются федеральной собственностью), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (считаются собственностью субъекта РФ).

Государственной собственностью являются земля и природные ресурсы, которые не находятся в собственности юридических лиц, а также муниципальных учреждений.

Итак, государственную казну РФ, казну края, казну республики в составе РФ, а также области и города федерального значения, автономной области и автономного округа образуют средства соответствующего бюджета и любое другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями [2].

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном в гражданском кодексе РФ (ст. 214) [2].

Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения, право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, которые, прежде всего, закрепляют и охраняют принадлежность материальных благ народу (населению, принадлежащему конкретной территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества. В ГК РФ статьях 294 и 296 указывается, что государственные предприятия, владеющие имуществом, имеют право пользоваться и распоряжаться им в рамках данного закона. В статье 214 ГК РФ содержатся правила, установленные ранее действовавшим Законом «О собственности в РСФСР» [3].

3 стр., 1460 слов

Правовые формы управления государственным имуществом

... государственной собственности между субъектами; осуществление непосредственного управления в различных формах (приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданско-правовые сделки, управление пакетами акций, банкротство и пр.). Во-вторых, в настоящее время к правовым формам управления государственным имуществом ...

Прежде всего, сохраняется правило о множественности субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация, в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты: республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации).

Данное положение подтверждается и разъясняется в пункте 4 статьи 214 ГК. В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК закон должен определить порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации и ее субъектов.

Содержание права государственной собственности определено в статьях 113, 124, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Оно распространяется [2]:

  • во-первых, на объекты собственности, которые закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями или составляют средства бюджета и иное государственное имущество, включенное в казну Российской Федерации и ее субъектов;
  • во-вторых, на осуществление прав собственника от имени Российской Федерации и ее субъектов уполномоченными органами государственной власти;
  • в-третьих, на государственные унитарные предприятия, которым государственное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления [4].

Сохраняют силу постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» [5].

Также, в рамках данной работы, можно рассмотреть Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года [6].

Существует Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ» [7].

Названные нормативные акты предусматривают также ведение Реестра федерального имущества, Реестра имущества субъектов РФ и Реестра муниципального имущества. Более подробно порядок ведения таких реестров изложен в Постановлении Правительства РФ от 3 июля 1998г. № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» [8].

3 стр., 1440 слов

Реформирование отношений собственности в переходной российской экономике

... документы, статистические данные. Предмет исследования является собственность. Объект исследования - реформирования форм собственности в условиях переходной российской экономики. Глава 1. Экономическое и юридическое содержание отношений собственности: Для перехода к рыночной экономике необходим ...

Важно подчеркнуть, что субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и так далее, но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК РФ).

Последние выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ) [2].

Право собственности в целом является основополагающим для права государственной собственности. Право государственной собственности является специфическим, в некотором смысле, так как Российская Федерация и субъекты страны сами могут и устанавливают в законодательном порядке для себя правила поведения, как собственника, получается, что государство само создает условия для владения собственностью, чего не имеют право делать иные владельцы собственности.

Органы власти субъектов Российской Федерации , органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе получить от Правительства Российской Федерации полномочия по распоряжению, управлению и ведению объектов государственного имущества. Причем порядок передачи данных возможностей и полномочий установлен в Федеральном договоре, а также законами Российской Федерации.

Однако, несмотря на большое количество источников управления и распоряжения государственной собственностью, основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляют: специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом.

1.2 Виды государственной собственности

Понятие собственности является очень сложным и подразумевает под собой не только две формы собственности, но также и различные виды, на которые делится каждая из форм. Такое многообразие классификаций возникает в результате того, что субъекты права хотя и объединены пределами одной формы, но они различаются по способам регулирования собственности с их участием.

В государственной собственности в соответствии со статьей 14 конституции РФ и п. 1 статьи 214 ГК РФ — выделяют два вида два вида государственной собственности (рисунок 1) [8]:

Государственная

собственность

Собственность

Федеральная

субъектов РФ собственность

Рисунок 1- Виды государственной собственности

По конституции РФ (ст. 65 и ст. 66)- РФ поделена на субъекты, среди которых различают: края, области, города федерального значения, республики, автономные области и автономные округа.

В соответствии с данной классификацией субъектов РФ и подразделяют собственность на: республиканскую, краевую и так далее (аналогично субъектам РФ).

Некоторая часть объектов собственности оставшаяся закрепленной за государствoм и формирует понятие федеральной собственности и ей необходимы управленческие действия, которые будут направлены на достижение общегосударственных целей. Федеральную собственность можно разделить по некоторым классификационным признакам [9]: а) по видам:

  • недвижимая собственность – земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, здания и сооружения), а также подлежащие федеральной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и другoе имуществo;
  • движимая федеральная собственность – имущество, не относящееся к недвижимому, которые включают деньги и ценные бумаги;
  • информация;
  • результаты интеллектуальной деятельности, в тoм числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
  • другие подразделения собственности. б) по отраслевому признаку:
  • объекты федеральной собственности, включенные в сoстав конкретной отрасли экономики и имеющие специфические отраслевые особенности, например, ТЭК, транспорт, связь, АПК и другие (в каждой крупной отрасли имеются подотрасли, в которые включаются объекты ФС сo своими особенностями).
    2 стр., 942 слов

    Регулирование отношений собственности в современных условиях ...

    ... законодательство подразумевают следующее деление форм собственности. 1. Частная собственность подразделяется на собственность граждан и собственность юридических лиц. 2. Государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации: республикам, краям, областям, городам ...

в) по величине государственной доли (госпакета акций): — 100% у государства – АО или государственные унитарные предприятия; — 75% + 1 акция – у государства квалифицированное большинство акций; — 50% + 1 акция – у государства контрольный пакет акций; — 25% + 1 акция – у государства блокирующий пакет. — “Золотая акция” – специальное право государства на блокирование решений общего собрания акционеров [9].

г) по степени закрепления государственной доли (государственного пакета акций):

  • казенные предприятия;
  • предприятия с закрепленным у государства пакетом акций (не подлежат продаже);
  • предприятия с частично закрепленным госпакетом акций (продажа пo пoстановлению Правительства Российской Федерации);
  • предприятия с незакрепленным госпакетом акций (продажа в обычном пoрядке: на аукционе, специализированном аукционе, бирже и др.).

д) по степени индустриализации: объекты промышленности; объекты ТЭК; объекты АПК; памятники культуры и другие. К собственности субъектов РФ относятся [10]: а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; б) земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным и государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; в) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли. К собственности субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся следующие земельные участки, расположенные в границах этих субъектов РФ: а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности городов федерального значения и соответствующих внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; б) земельные участки, предоставленные органам государственной власти городов федерального значения и внутригородским муниципальным образованиям городов федерального значения; в) земельные участки, предоставленные казенным и унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; г) иные предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ (земельные участки и земли Москвы и Санкт-Петербурга).

13 стр., 6039 слов

Законность и ответственность в государственном управлении

... лиц государства; 4) сформулировать предложения по усилению мер законности и персональной ответственности в государственном управлении. Объект исследования - должностные лица, служащие исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ГЛАВА 1. Законность и ответственность в государственном управлении 1.1 Сущность законности и ответственности в ...

1.3 Современные тенденции в управлении государственной собственностью

В Российской Федерации управление государственной собственностью осуществляется с помощью системы федеральных органов, таких как: министерство имущественных отношений Российской Федерации, исполнительные органы власти, государственные комитеты, российские агентства, федеральные надзоры Российской Федерации [10].

Основные принципы управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации определяют некоторые цели по эффективному развитию государственной собственности в РФ [10]: а) построение структуры государственной собственности таким образом, чтобы обеспечить предпосылки для экономического роста; б) вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в хозяйственный оборот; в) посредством эффективного управления государственной собственностью прийти к увеличению государственного бюджета; г) при помощи государственных активов привлечь инвестиции в реальный сектор; д) повышение уровня финансово-экономических показателей деятельности организаций при условии проведения внутриорганизационных преобразований и прекращения выполнения, несвойственных им функций. Существует несколько основных способов управления государственной собственностью в зависимости от объекта управления [10]:

  • первый вид — объекты, принадлежащие государству на полной основе (как единственному собственнику).

    При этом государство имеет право проводит любые действия относительно имущества;

  • второй вид — объекты, которые частично принадлежат государству. Управление такими объектами государство осуществляет в соответствии с долей владения имуществом относительно других собственников;
  • третий вид — объекты, не принадлежащие государству в полной мере, но зависимые от государства на иных началах.

В данном случае государство не оказывает прямого влияния на объект, оно косвенно управляет или правильнее сказать регулирует функционирование имущества. Первый вид объектов является основной составляющей управления государственной собственностью. Данную категорию управления можно разделить на две части: а) преобразование форм и отношений собственности; б) управление функционированием и использованием. Что касается управлением в отношении преобразования форм собственности, то здесь составляющими являются [10]:

  • безвозмездная передача объектов из федеральной собственности в собственность субъектов РФ, а из собственности субъектов — в собственность муниципальную и обратно;
  • продажа объектов на аукционах и конкурсах;
  • приватизация, национализация и реприватизация; наследование, дарение, межгосударственный или внутренний обмен одного объекта на другой на различных условиях; изъятие объекта и передача его другому собственнику по решению суда; раздел вновь созданной собственности с участием государства.

К управлению функционированием и использованием объектов государственной собственности относятся [10]:

  • управление целевым использованием объекта;
  • обеспечение функционированием объектов;
  • сдача объектов в аренду, концессию, лизинг;
  • залог госимущества;
  • использование объектов на началах хозяйственного ведения и оперативного управления;
  • передача объектов в безвозмездное пользование;
  • предоставление государственных ценностей в кредит. Большую значимость в структуре государственной собственности имеет недвижимость. В Российской Федерации управление недвижимостью направлено, главным образом, на увеличение богатств государства и на обеспечение их рационального использования. Также в системе государственной собственности РФ (в отличие от многих европейских стран) огромное место занимает акционерная форма собственности. Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Государство участвует в собрании акционеров, и обладают правом вето при принятии решений [10]:
  • о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;
  • о реорганизации открытого акционерного общества;
  • о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  • об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;
  • о совершении открытым акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Данный вид представительства государства в акционерной форме собственности называется «Золотой акцией»

При отсутствии «Золотой акции» в роли акционера от государства выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный орган исполнительной власти, специализированное учреждение [11].

5 стр., 2036 слов

Совершенствование управления государственной собственностью в ...

... предмета. Объектом исследования явилась государственная собственность Российской Федерации как способ прямого и косвенного воздействия на экономику государства, предметом — процесс совершенствования управления государственными предприятиями в современной российской экономике. Теоретической и методологической основой диссертационной работы ...

Что касается государственной собственности в экономическом секторе РФ, то на данный момент активно используется тенденция разгосударствления собственности и её дальнейшая коммерциализация. При таком процессе принцип государственного права сменяется частным правом собственности, с условием снятия некоторых рамок и ограничений, направленных на защиту предприятия от конкурентного рынка, но остается в действии принцип ограничения на пользование имуществом.

В ГК РФ существует положение о закреплении унитарных предприятий в виде коммерческих организаций — государственных.

Таких предприятий два вида [4]:

Федеральное казенное предприятие (образуется по решению Правительства Российской Федерации и основывается на хозяйственном праве управления)

Унитарное предприятие (создается по решению государственного органа местного самоуправления и основывается на хозяйственном ведении).

Вышеперечисленные методы управления государственной собственностью и тенденции управления направлены на повышение эффективности работы предприятий, увеличение уровня их выручки за счет включения их в конкуренцию и вследствие умелого вхождения в рынок. Но в условиях российской экономики данная проблема трудноразрешима.

Еще одним способом разгосударствления является — передача собственности трудовым коллективам на возмездной основе (за определенную плату) — аренда. Также данную тенденцию управления можно назвать приватизацией управления, которая, главным образом, осуществляется с целью преодоления низко эффективности работы предприятия. Сдача в аренду того или иного предприятия производится на конкурсной основе. На сегодняшний день, данный метод все чаще используется в России и осуществляется унитарными предприятиями [4].

5 стр., 2366 слов

Управление государственным имуществом

... GCDvK16S9DLv1wpxBnwjvQ37ZbxzlBV2t!1146072581!-1713089481 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Проект государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом». – Белгород, 2006-2013. – Режим доступа: x?CatalogId=774587. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом [Электронный ресурс ...

Вид собственности, при котором присутствуют, как элементы государственного имущества, так и фактор существования арендатора называется смешанной.

В России практикуется аренда с правом выкупа и — без. В случае с правом

выкупа — предприятие через прохождение некоторых процедур становится частной собственностью. Но в нашей стране наибольшее место занимает аренда без права дальнейшего выкупа.

Государственная концессия — такая форма аренды, при которой осуществляется аренда специфических объектов на прописанных заранее обязательственных и правовых основах [10].

В период первичной реформирования экономики в России проводилась политика сплошной приватизации государственной собственности. Но практика показала, что однонаправленное ведение управления собственностью (приватизация) дала отрицательные плоды и нанесла национальной экономике значительный урон. Поэтому наиболее разумно сочетать приватизацию с деприватизацией, что сейчас активно и делает наше государство.

Использование принудительной деприватизации возможно и правомерно при обнаружении нарушений в ходе приватизации. Возможны и другие методы национализации и деприватизации [4]:

  • a) возврат имущества приватизированных предприятий через процедуру банкротства, оформленная договором между приватизированным предприятием как юридическим лицом и уполномоченным органом по управлению госимуществом об оказании финансовой поддержки обанкротившемуся предприятию;
  • б) выкуп объекта у его собственника с их согласия по договорной цене за счет средств бюджета и других источников;
  • в) оформленная договором передача объектов частной собственности в государственную в счет погашения образовавшегося у собственника долга перед бюджетом; г) расторжение в судебном порядке договора о приватизации в случае невыполнения лицами, приватизировавшими собственность, принятых и зафиксированных в договоре обязательств и условий использования приватизированных объектов.

Имущество, принадлежащее государству, призвано обеспечивать государству выполнение своих функций. Объекты госсобственности призваны обеспечивать выполнение государством своих функций. Управление функционированием, состоянием, деятельностью, результативностью объектов собственности чрезвычайно разнообразно и многосторонне. Можно рассмотреть объекты государственной собственности, на которые государство воздействует как прямо, так и косвенно [10]: а) государственные унитарные предприятия. Между органами управления и руководителями предприятия строятся отношения на контрактных принципах. Государственные органы управления призваны формировать договорные отношения с унитарным предприятием таким образом, чтобы, наделив его максимально возможными правами самоуправления, требовать эффективного использования государственного имущества, обеспечения самоокупаемости и самофинансирования, бюджетной эффективности, рационального использования объектов. Государственные органы призваны способствовать обеспечению унитарных предприятий государственными заказами, гарантировать получаемые ими кредиты; б) управление такими государственными учреждениями, как: школы, техникумы, вузы, учреждения здравоохранение и культуры, науки, детские сады и так далее. Правила и нормы управления этими учреждениями прописаны в ГК РФ, согласно которому они обладают правом оперативного управления в отношении закрепленного за ними имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества; в) объекты недвижимости, предоставляемые в аренду и концессию. Принципиальной проблемой в данном случае управления кроется в возмещении государству расходов на содержание объектов, находящихся в собственности, их амортизацию, ренты за использование государственной собственностью. Это обстоятельство учитывается при установлении арендной платы и цены государственной концессии. 2. Анализ системы управления государственной собственностью в России

10 стр., 4664 слов

Формы собственности предприятий

... кругу лиц Форма собственности предприятия ОАО - Открытое акционерное общество Недостатки: Громоздкая и жестко регламентированная форма собственности. Преимущества: Возможность ... акционерное общество По своему правовому статусу и управлению форма собственности (ЗАО) схожа с ООО. В отличие от ... своим личным имуществом. Уставной капитал, формы собственности (ООО), можно внести как в денежной форме, так и ...

2.1 Современное состояние системы управления государственной

собственностью

В современной системе государственной собственности одной из проблем является проблема несоответствия состава государственной собственности функциям государства [10].

Сообразность задачи повышения эффективности управления государственным имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, модернизации механизмов управления находящимися в государственной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками признается и устанавливается в стратегических планах развития страны на предстоящий период. На сегодняшний день возникла необходимость решения следующих системных проблем [10]:

  • избыточность государственного имущества с точки зрения исполнения государственных функций;
  • двойственность и противоречивость положения государства как регулятора и акционера крупных компаний с государственным участием;
  • нарушение принципов справедливой конкуренции в секторах со значительным участием государства;
  • отсутствие однозначно определенных целей управления федеральным имуществом и полноты учета объектов федерального имущества;
  • недостаточная эффективность управления государственным имуществом, приводящая к неудовлетворительным результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций или потере контроля над объектами управления;
  • недостаточная мотивация и ответственность всех участников процесса управления государственным имуществом, в том числе лиц, избранных в органы управления компаний с государственным участием;

— низкая техническая обеспеченность взаимодействия участников управления, приводящая к ограничению доступности государственных услуг в сфере управления государственным имуществом, а также открытости информации о целях, задачах и результатах управления государственным имуществом. В рамках последних нескольких лет государством предприняты меры для повышения эффективности управления государственной собственностью и совершенствования системы. Одной из таких мер является утвержденная распоряжением Правительства РФ от 16.02.2013 г. № 191-р государственная программа Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», период действия которой охватывает 2013 – 2018 годы [11].

Программа разработана в целях:

  • создания благоприятных условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами власти Российской Федерации, и отчуждения федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте;
  • распространения наилучшей практики, инструментов и методов продажи федерального имущества на уровень субъектов Российской Федерации;

— обеспечение вовлечения имущества, составляющего казну Российской Федерации, в том числе объектов незавершенного строительства, в хозяйственный оборот путем передачи в государственную собственность субъектов Российской Федерации для обеспечения экономической основы их деятельности и так далее. Благодаря весомым приобретениям государственных корпораций, а также росту курсовой стоимости акций произошло увеличение доли государства с 48 миллиардов долларов в 2003 г. до 190 миллиардов долларов на начало 2006 года, причем за это время капитализация Сбербанка и Газпрома выросла в 6 раз [12].

20 стр., 9532 слов

Государственное управление

... цели). Момент регулирования в рамках данной организации данных людей для достижения конкретных целей. ПР государственного управления - это деятельность государства по организации государственных органов ... по содержанию; должны создавать в совокупности систему ПР государственного управления: Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы. Законы, определяющие как статусные ...

В результате заключительного контроля было выявлено, что государство приобрело 10,7% акций Газпрома, а сама корпорация слилась с ОАО «Сибнефть»; ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (группа «Уралмаш-Ижора») приобрели доли в РАО «ЕЭС России», «Мосэнерго». Планируется усиление контроля над ОАО «АвтоВАЗ» и «КАМАЗ», «Силовые машины» и др. На 2006 г. было намечено и исполнено приобретение 13% акций «Алросы» — второй по величине алмазодобывающей корпорации в мире, а также ряда других компаний [13].

Около 45 тысяч объектов состоят в государственной собственности. Государственное присутствие отмечается в 3900 акционерных обществах, с 25 % пакетом акций государство выступает в 2500 АО, правом же «золотой акции» государство обладает в 580 АО. Произведенная во время существования СССР интеллектуальная собственность, принадлежит государству и без его ведома, не может быть модернизирован данный вид государственной собственности [14].

К 2018 году планируется осуществление 100-процентной приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения [15].

Реализация данного направления по управлению отчуждением объекта федерального имущества предусматривает обеспечение достижения оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизацию состава федеральных организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики. Несмотря на явные изменения в структуре собственности, государство еще не распродало принадлежащие ему пакеты акций в тысячах открытых и закрытых АО; до настоящего времени не завершена инвентаризация государственного и муниципального имущества; не определены функции значительного количества унитарных предприятий. Для современной экономической ситуации в России характерно усиление контролирующих функций государства в результате административной реформы высших органов исполнительной государственной власти и присутствия государства в экономике за счет приобретения собственности путем купли, а также возврата собственности за долги государству. В последние годы значительно возросла доля капитализации крупных отечественных корпораций, причем наиболее интенсивно — компаний со значительным присутствием государственной собственности. Ротация форм собственности происходит двумя способами (рисунок 2) [12]:

Отъем Выкуп контрольного

собственности у так пакета акций

называемых корпорации,

эффективных предотвращающий

собственников. ее неизбежное

банкротство

Инструментом деприватизации служит Данный ход дополнительная эмиссия может быть как акций в размере долга, и планируемый,

эти акции становятся так и нет.

собственностью

государства.

Рисунок 2- Ротация форм собственности

Опыт, основанный на результате управления государственной собственностью в развитых странах, показывает, что корпорации, находящиеся в собственности у государства могут развиваться намного успешнее, чем корпорации частного сектора собственности. Например, при значительном износе инфраструктурных объектов, обеспечивающих безопасность перевозок, требуются значительные прямые инвестиции (капитальные вложения) в развитее транспортной сети государства. Реальные инвестиции обеспечивают увеличение тарифов и снижение прибыли частных пользователей, то есть определенное перераспределение финансовых ресурсов. Следующий пример. Расширение экспортных поставок сырьевых ресурсов (углеводородов) требует весомых вложений в новое строительство продуктопроводов. В аналогичных случаях увеличивается доля государственного сектора экономики той или иной страны [12].

Данная мера считается временной и создается в случае потребности модернизации. С исчезновением такой потребности может снова измениться структура собственности. В открытой рыночной экономике могут возникать случаи, когда зарубежные участники обладают большими финансовыми возможностями для приобретения большей части активов государства, чем национальные. Когда отечественным, пусть даже достаточно эффективным корпорациям не хватает финансовых ресурсов для «стратегических» сделок, в игру вступает государство — покупателем становится 100%-но подконтрольная государству корпорация. Со временем, после накопления достаточных финансовых ресурсов крупными отечественными бизнес-структурами, эти «временно-государственные» активы будут реализованы частному сектору. Интересы государства распространяются на корпорации, стратегически позиционирующие страну в мирохозяйственных связях, а также в области обороноспособности. Если такое предприятие находится в частной собственности, собственник может перепрофилировать его из-за снижения уровня рентабельности. В этом случае государство также воздействует эффективно, если выкупит по рыночной цене контрольные пакеты акций действующих предприятий. Это, конечно, выгоднее, чем строить новые предприятия. Используя рычаги регулирования, государство решит проблемы взаимного демпинга участников на мировых рынках, усилит НИОКР и маркетинговую базу, при необходимости проведет организационную реструктуризацию (например, создаст холдинг со 100%-м участием государства) [12].

После реструктуризации бизнеса, а именно: совершенствования системы управления, выработки эффективной финансово-экономической политики корпорации, улучшения операционной деятельности, обновления системы маркетинга и системы управления персоналом, компания по рыночной цене, через аукцион, продается новому эффективному собственнику. Вышеперечисленные операции приносят государству значительно больше, чем оно реально затратит на реструктуризацию и финансовое оздоровление корпорации. Нужно лишь правильно определить временные периоды для «усиления» либо «ослабления» государственного присутствия в конкретном секторе национальной экономики.

2.2. Цели и субъекты управления государственной собственностью

Современная государственная политика управления государственной собственностью имеет цели [9]:

  • увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
  • оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
  • вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
  • использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

— повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности методами содействия внутренним преобразованиям в них. Как уже отмечалось, государственное имущество подразделяется на две функционально отличные части (виды государственной собственности): федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Одна составная часть государственного имущества закрепляется за государственными юридическими лицами и основывается на ограниченных вещных правах: праве хозяйственного ведения или оперативного управления – распределенное имущество. Оставшийся вид имущества, который принадлежит РФ, субъектам РФ на праве собственности, не закрепленный за государственными предприятиями и учреждениями, образует государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения – нераспределенное имущество. Казну страны образует все государственное имущество, которое не является полностью закрепленным за предприятиями и организациями. На этом разделении базируется система управления государственной собственностью. В Гражданском кодексе Российской Федерации, действующем в настоящее время, возможные субъекты права собственности определены следующим образом: это граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования [16]:

  • управлением распределенной государственной собственностью занимаются самостоятельные субъекты гражданских правоотношений: государственные учреждения и государственные предприятия по статьям 113, 114, 115, 120 ГК РФ. — данные субъекты владеют и распоряжаются имеющимися объектами на основании главы 19 ГК РФ, в которой закреплены принципы пользования и распоряжения государственным имуществом. Исходя из всего вышесказанного, субъектами управления государственной собственностью являются юридические лица, за которыми закреплено имущество. Но так как права хозяйственного ведения и оперативного управления собственностью — это ограниченные вещные права, то собственник в качестве государства сохраняет за собой широкий спектр полномочий при управлении объектами, закрепленными на этих вещных правах за юридическими лицами. Министерство имущества имеет право от имени собственника давать согласие на проведение таких операций с имуществом, как сдача в аренду, залог, внесение в уставной капитал другого юридического лица федерального имущества, которое закреплено за федеральными предприятиями. Такие финансовые органы, как федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы управляют бюджетом. Управлением иного публичного имущества занимаются тоже специальные органы [16]: а) министерства, ведомства, комитеты по управлению государственным имуществом отвечают за ликвидацию и реформирование государственных унитарных предприятий и наделением их имуществом;
  • б) роль продавцов при сделке приватизации играют Фонды государственного имущества, данные органы становятся владельцами акций и других ценных бумаг приватизированных предприятий;
  • в) государственный комитет по земельной политике и его территориальные органы осуществляют управление земельными ресурсами государства;
  • г) правительство РФ управляет федеральной собственностью. Но этими полномочиями также наделены органы исполнительной власти, которые специализируются на управлении государственным, а именно — федеральным имуществом;
  • д) министерство имущества и Российский фонд федерального имущества являются учредителями в предприятиях со стороны государства. Наиболее сложной системой управления обладает форма федеральной собственности, поэтому её нужно рассмотреть детальнее. Министерство имущества является главной системой органов по управлению федеральной собственностью. К основным полномочиям Министерства имущества РФ по законодательству относятся:
  • осуществление юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предприятий, кроме тех, право осуществления, которых делегировано Правительством Российской Федерации иным федеральным органам исполнительной власти в соответствии с настоящим Постановлением;
  • передача в установленном порядке государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, в полное хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключаемых с ними договоров;

— контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности государственного имущества, закрепленного за федеральными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления, а также переданного в установленном порядке иным лицам.

Министерство имущества вправе поручать осуществление его полномочий своим территориальным агентствам.

Организацию и ведение операций по учету средств федерального бюджета в РФ осуществляет Министерство финансов РФ, точнее, Федеральное казначейство РФ.

2.3. Результаты управления государственной собственностью в РФ

В целом в 2014 году Российская Федерация являлась:

  • собственником имущества 1181 федерального государственного унитарного Предприятия;
  • акционером 2113 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью [17].

На 01.01.2015 установлено, что самое большое количество предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности располагаются в Чукотском и Ненецком АО (в расчете на 10000 человек)-26,3-47,3. А самое маленькое количество предприятий с государственной формой собственности пришлось на Красноярский край, Ямало–Ненецкий АО (2,6-8,9 на 10000 человек), Иркутскую область и другие [17] .

В период с 2007 года установлено, что органы государственной собственности решали такие вопросы, как:

  • формирование бюджетных неналоговых доходов;
  • обеспечение эффективного управления имуществом, находящимся в собственности государства;
  • организация и проведение разграничения государственной собственности на землю;
  • разработка основных направлений реализации государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на период до 2014 года.

Результатами функционирования органов государственной собственности по управлению государственной собственностью является большой рост доходов, идущих от управления государственной собственностью, в целом. Общие доходы от приватизационной программы государственной собственности в 2014 году составили 105 690,2 миллионов рублей. Проанализировав результаты деятельности государственных унитарных предприятий к 2015 году, стало возможным сформулировать основные задачи в развитии [17]: а) планирование деятельности и системный мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий; б) понуждение отраслевых министерств и комитетов к обеспечению прибыльной работы предприятий; в) анализ деятельности предприятий, подготовка предложений Правительства и реализация решений по оптимизации количества предприятий путем ликвидации, реорганизации, приватизации убыточных государственных предприятий; г) аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности крупных предприятий с привлечением аудиторских организаций, отобранных на конкурсной основе; д) приведение уставов предприятий в соответствие с законодательством и заключение трудовых договоров с их руководителями; е) контроль над соответствием законодательству текущей деятельности предприятий, в частности, по совершению сделок с недвижимым имуществом. По данным Росстата, доля убыточных предприятий в РФ в январе-мае 2015 года снизилась на 1,8 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составила 32% [17].

Государство, как и раньше, регулирует деятельность неэффективных (убыточных) унитарных предприятий:

  • банкротство и дальнейшее уничтожение;

— метод приватизации предприятия. С 2009 года государством были применены вышеперечисленные методики по отношению к 12423 убыточным предприятиям. Убыточные предприятия наносят значительный урон экономике страны. По этой причине государство различными способами отслеживает эффективность работы государственных предприятий и контролирует работу отраслевых органов по управлению государственными предприятиями. Часто неэффективными предприятиями являются предприятия в сельскохозяйственной и дорожной отрасли. В 2014 году в рамках выполнения Программы приватизации [18]:

  • осуществлена приватизация акций 155 обществ — осуществлена приватизация 11 объектов имущества казны Российской Федерации;
  • осуществлена приватизация 33 ФГУП, в отношении которых приняты решения о преобразовании в акционерные общества;

— реализованы 2 сделки с акциями крупнейших акционерных обществ, осуществленных с привлечением инвестиционных консультантов на основании решения Правительства Российской Федерации и без привлечения инвестиционных консультантов. При выполнении Программы приватизации Росимуществом обеспечена реализация установленных задач государственной политики в сфере приватизации федерального имущества. Соответствующая работа будет продолжена при организации приватизации федерального имущества в рамках Программы приватизации в 2015-2016 годах.

3. Рекомендации по совершенствованию системы управления

государственной собственностью

3.1. Проблемы управления государственной собственностью

Взаимодействие государства и бизнеса в настоящее время получает все большее распространение, хотя в прошлом эти бизнес объекты в полной мере находились в государственной собственности. «Основная проблема заключается в том, что, с одной стороны, предприятия данных отраслей не могут быть приватизированы ввиду их стратегической, экономической и социальнополитической значимости, но, с другой стороны, в государственном бюджете нет достаточного объема средств, необходимых для их поддержки и развития. Для решения этой проблемы используется концепция государственно-частного партнерства» [19].

Функциональная структура системы управления государственной собственностью ведет к узкой специализированности предприятий. Копирование управленческих функций государственной собственностью на разных иерархических уровнях ведет к увеличению затрат на различные процессы, связанные с управлением государственной собственность. (например: оформление права собственности) Уже долгое время ведется реформирование системы управления данной формой собственности и за всеми этими преобразованиями теряется главная и конечная цель управления, производятся широкомасштабные хищения из государственного бюджета «благодаря» усложнению и так разветвленной системы. Конечно, бюрократизация управления государственной собственностью является одной из главных проблем. Затрудняется процесс принятия решений и оформления документального подтверждения права собственности. Становится сложно понять, кто является реальным собственником. С 2004 г. была введена законодательная норма, разрешающая Росимуществу передавать федеральное имущество безвозмездно муниципальным и региональным структурам, а также частным компаниям. Только в 2009 г. Росимущество передало из федеральной собственности более 25 тысяч объектов недвижимости. Из них около 15 тысяч объектов оформлено в собственность субъектов РФ [20].

Из-за большого количества органов, участвующих в управлении государственной собственностью (Министерство экономического развития, Комитет по управлению государственным имуществом, Министерство финансов, отраслевые министерства, государственные корпорации, а на региональном уровне — министерства имущественных и земельных отношений) возникает необходимость многочисленности согласованности действий. Таким образом, уничтожаются главные принципы управления:

  • наличие обратной связи;
  • системность управления;

— ответственность всех управленческих кадров на разных уровнях системы. В Российской Федерации действует правовой подход к управлению государственной собственностью и это, в свою очередь, обуславливает существование противоречивости системы законодательства и необходимость его постоянного изменения. Примером и подтверждением этой мысли может послужить принятие Федерального закона от 23.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с разграничением полномочий» после чего возникла необходимость изменений в 36 федеральных законах. Что же касается государственного контроля над предприятиями, находящимися в собственности, то здесь тоже не все прозрачно. По данным обследования корпоративной прозрачности, проведенного компанией «Standard & Poor’s» в 2005 году, государственные предприятия находятся на среднем уровне среди зарегистрированных на биржах российских компаний, но их положение немного хуже, чем у крупнейших российских компаний, и гораздо хуже, чем у таких же государственных предприятий в западных странах. В 2007 и 2009 г. картина существенно не изменилась, не считая редких исключений, таких как Роснефть, Ростелеком. Государственные компании получили средние и более низкие рейтинги (Standard & Poor’s, 2007, 2009).

Несмотря на то что в целом положение в этой области лучше, чем у частных компаний, выяснилось, что даже государственные предприятия применяют непрозрачные схемы собственности [21].

Активное участие государственных компаний в этих процессах свидетельствуют о насущной необходимости повышения эффективности управления государственной акционерной собственностью.

Практика показывает, что государственная собственность на акциях в настоящее время, не является эффективным инструментом проведения экономической политики государства. Более того, многочисленные примеры свидетельствуют о том, что этот пакет в ряде случаев служит источником формирования частных капиталов и обогащения определенных лиц, имеющих право распоряжаться акциями, принадлежащими государству.

Нередки также ситуации, когда из-за слабой разработанности методологической базы государственного управления корпоративной собственностью интересы государства вступают в противоречие с интересами стратегических инвесторов и топ-менеджерами акционерного общества.

Необходимость государственного регулирования деятельности акционерных обществ обусловлена самой экономической природой смешанной собственности и служит поддержанию конкурентных основ функционирования, сочетанию общенационального и коллективно-частного интересов на основе сохранения государственных пакетов акций в структуре акционерной собственности и повышения рыночной эффективности их использования.

В 2000-ых годах произошло усложнение управления государственной акционерной собственностью, заключалось это усложнение в увеличении её объемов и вследствие этого в трудности формирования нормативно-правовой базы, связанными также с общей слабостью правового регулирования вопросов собственности и контроля в экономике. Эти проблемы не решены до конца и к настоящему времени. В ходе приватизации и трансформации структуры собственности, роль акционера играло не само государство, а его субституты (холдинги, регионы) и частный капитал. Отстранение государства от исполнения функций собственника привело к тому, что созданный управленческий механизм, основанный на системе участия государства в управлении ОАО, подходит лишь для ограниченного круга обществ, деятельность которых связана с реализацией стратегических задач, в остальных же случаях он не всегда дает должный эффект [22].

Все эти факторы являются, проблемами управления государственной собственностью и это отрицательно воздействует на экономику государства.

3.2.Опыт развитых стран в управлении государственной собственностью

Государство, главным образом, вносит свой вклад в сферу экономики с использованием экономических и фискальных мер. Таким принципом причастности к экономике, пользуется большинство стран с развитой рыночной экономикой. Опыт показывает, что при таких тенденциях государство нацелено на уменьшение участия в процессе производства. И в результате этого, управление федеральной собственностью содержит такое понятие, как приватизация предприятий. Для начала следует рассмотреть опыт наиболее развитых стран в приватизации. Великобритания [16] Процесс приватизации в Великобритании зародился в 1798 году и продолжается, по сей день. Приватизация в Великобритании началась в 1979 году и продолжается до сих пор. Большую часть общей суммы в 97 миллиардов долларов, поступившей от приватизации в период с 1979 по 1995 гг., правительство Великобритании получило от приватизации 48 крупнейших компаний, таких как Бритиш Телеком, Бритиш Гэз, Бритиш Эйруэйз и Бритиш Петролеум. Успехами британцев в программе приватизации собственности, являются такие факторы, как:

  • значительное повышение эффективности и уровня прибыльности предприятий, состоявших ранее в государственной собственности;
  • возросшее число акционеров: с 4% в 1979 году до 25% и более к середине 1990 годов;

— сокращение в значительной мере государственных субсидий ГП. В Британии до сих пор существует большой бюджетный дефицит, например в 1995 году дефицит был на уровне 6% от ВВП, сейчас же воздействие приватизации государственной собственности оказало положительный эффект. По официальным данным «Евромани» на февраль 1996 года: в 1981 году общие затраты на ГП отнимали у налогоплательщиков сумму в 50 миллионов фунтов стерлингов в неделю, которые выплачивались в качестве субсидий, на сегодняшний день эти же предприятия предоставляют 55 миллионов фунтов стерлингов в неделю в казну страны, в форме налогов. Получившийся положительный эффект не мог бы произойти без факта приватизации. Главными характеристиками британской приватизации можно назвать:

  • её постепенность, направленность на получение прибыли, тщательная подготовка законных и нормативных рамок для каждого отдельного случая продажи: Великобритания побуждала к широкому владению акций, посредством внимания к их розничному распределению, установлению скидок на предлагаемую цену, досягаемости акций через посредничество банков и широкомасштабных рекламных кампаний в средствах массовой информации, кроме этого — создания разнообразных программ по стимулированию покупки акций, лицами, работающими в предприятиях, а также структурами, предлагающими акции;

— следующей характеристикой являлась эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период. Данная программа включала лицензирование и контроль за ценами, создание режима потолка цен, ограничивающего возможности приватизированных монополий в повышении цен. Установление потолка действует, как нельзя лучше, по сравнению с традиционными методами регулирования, которые осуществляются на основе уровня возврата инвестиций. Франция [16] Если говорить о процессе приватизации во Франции, который начался в 1986 году правительством Ширака, то нужно также отметить уменьшение бюджетного дефицита. Программа Ширака была приостановлена в 1988 году, а возобновилась в 1993 году по инициативе правительства Балладура и Жюппе, которые предпринимали попытки восполнения государственного бюджета. По данной программе во Франции бюджетный дефицит претерпел существенное сокращение с 5,3% до 3% от ВВП к 1998 году с тем, чтобы удовлетворять критериям Маастрихта в отношении членства в Европейском валютном союзе. С начала процесса приватизации и по настоящее время было получено примерно 43 млрд. долларов, Приватизационная программа поспособствовала увеличению числа акционеров во Франции в 1994 году с 4,5 миллионов до 5,7 миллионов, то есть произошло увеличение на 27%. Важнейшими чертами французского процесса приватизации собственности является — неуничтожаемый контроль за приватизированными предприятиями, со стороны государства. Во Франции внедрялись новые принципы приватизации собственности, эффективность, которых привела к использованию данных методик в других странах, а в особенности во франкоязычных странах Африки. К таким принципам относятся:

  • автоматическое распределение акций между сотрудниками приватизированных компаний;

— частное размещение крупных блоков акций у «стабильного ядра» (noyau dur) институциональных инвесторов, которые не будут использовать эти акции в спекулятивных целях, способствуя, таким образом, их будущему твердому положению на фондовом рынке. Франция в управлении государственной собственностью очень часто пользовалось правом «золотой акции». Но использование этого корпоративного права предотвратило выгодную операцию по слиянию Рено с Вольво в 1994 году. На тот момент отказ последовал со стороны акционеров Вольво, так как эта сделка пошла бы на пользу Франции и установила бы неограниченные полномочия французским властям. Недавние проблемы с предложением акций в широкую продажу во Франции связаны с тем, что у инвесторов сложилось впечатление, что французское правительство и после приватизации будет продолжать свое постоянное вмешательство. Это обстоятельство явилось фактором нарушения плана по прибыли, ведь вместо 11 млрд. долларов от продажи акций удалось получить 4 млрд. долларов. Следующей помехой общего характера является относительная слабость внутреннего рынка капитала в стране. Италия [16] В Италии же процесс приватизации был начат в 1992 году под предводительством правительства Амато. Замыслы правительства были связаны с продажей государственных банков и предприятий. Эти организации составляли: Индустриальное реконструкционное агентство и энергетические компании. В прежние времена существовал факт передачи государственной собственности в частную, посредством продажи этого имущества, но массовой приватизации на тот момент не существовало. В 1992 был принят закон о приватизации, по которому все государственные предприятия становились совместными и полностью принадлежащими министерству финансов Италии, для распоряжения этими предприятиями не требовалось получения разрешения со стороны парламента. До 1996 г. правительство получило около 17 млрд. долларов в виде поступлений от продаж, и итальянские власти планировали получить еще 64 млрд. долларов в ближайшие пять лет после того, как будут проданы крупные компании, такие как NI и ST T (телекоммуникационная холдинговая компания).

Власть, кроме этого, планирует получить 12,9 млрд. долларов от продажи всей своей недвижимости. При создании программы по приватизации, Италия, в большей степени, стремится к погашению государственного долга и сокращению дефицита бюджета с 7,4% от ВВП в настоящее время до 3%, чтобы удовлетворить требования Европейского валютного союза. По плану правительства, количество держателей акций должно увеличиться. Для этого власть стимулирует мелких акционеров, что послужит причиной для расширения рынка в государстве и выпуска акций в будущем. Добавочные дивиденды, сокращение налогов на них, создание акций и скидок составляют меры по стимулированию акционеров. Учитывая исторически недоразвитые рынки капитала в Италии, это является одной из основных задач данной программы приватизации государственных предприятий. Принятие закона в 1994 году, позволило правительству обладать и пользоваться правом «золотой акцией» в крупных предприятиях и предприятиях по оказанию коммунальных услуг (ST T и N L).

Канада [16] При рассмотрении системы управления государственной собственностью в Канаде, стоит отметить, что программа приватизации была разработана в 1985 году и ее осуществление ведется до наших дней. Одной из тенденций приватизации является индивидуальный подход к каждому предприятию с использованием предложения акций на фондовом рынке, продажи с помощью тендера и продажи посредством переговоров. Из истории развития государственной собственности известно, что к 1997 году было приватизировано 26 государственных предприятий, в том числе и государственную авиалинию, государственную железнодорожную и объединенную нефтяную компанию, компанию по обогащению урана, телекоммуникационные компании и компании, производящие самолеты и оружие. Прибыль по программе приватизации составляла 7,6 млрд. долларов, а 6 млрд. долларов было передано Правительству Канады. Спад экономики в Канаде произошел в 1990-ых годах, когда бюджетный дефицит составил 5% от ВВП, а национальный долг достиг 100% рубежа от ВВП. Сокращение дефицита удалось достичь за счет приватизации государственной собственности к 1995 году, но сокращение произошло лишь на 1% с помощью 2,8 млрд. долларов, заработанных приватизационной политикой. Результатом осуществления программы по приватизации в Канаде стало запланированное расширение рынка капитала и рост эффективности предприятий, состоявших раннее в государственной собственности. Испания [16] Программа приватизации в Испании ведет начало с 1982 года и проводится в разные периоды с различной интенсивностью. Приватизация в данном государстве включает предложение акций в продажу через финансовую фондовую биржу и на международном рынке капитала государства. В период с 1985 года правительство получило 8 млрд. долларов в виде поступлений от приватизации и планирует сейчас получить в разы больше. Для соответствия Европейскому Валютному Союзу Испании было необходимо сократить дефицит, более чем в два раза к 1998 году. Долг по государственному бюджету же составлял 5,9% от ВВП, что является существенным показателем необходимости перемен. Также причиной изменения интенсивности проведения программы приватизации, стала большая доля государственного долга. И в 1996 году Правительство Испании оповестило о том, что помехой в увеличении темпов приватизации является незрелость местных рынков капитала и маленькое количество держателей акций среди населения. К середине года кабинет принял программу массовой распродажи государственных предприятий, что помогло покрытию национального долга Испании, следующим шагом стала реструктуризация убыточных предприятий в больших размерах. Репсойл, банковская группа Аргентария, телекоммуникационная группа Телефоника де Еспанья, компания Табакалера, на 52% находящаяся в государственной собственности, компания по снабжению электроэнергией Эмпреса Насьональ де Электрисидад, авиалиния Иберия и другие предприятия в ожидании приватизации. Государство приватизирует активы при помощи выпуска акций и реструктуризации мелких по масштабам предприятий. Аргентина [16] В 1989 году правительством Аргентины была введена программа по проведению приватизации государственных предприятий. За время реализации этой программы правительству Аргентины удалось уменьшить государственный долг более чем на 11млрд. долларов, получив при этом 20 млрд. долларов. Такой успех государство добилось за счет операций обмена облигаций на акции и получив от продаж 8 млрд. долларов. В частную собственность было передано большинство предприятий по производству и передаче электроэнергии, все предприятия, занимающиеся распределением электроэнергии, все газопроводные и транспортные компании, большинство своих акций нефтегазового сектора и всю национальную нефтяную компанию YPF.

В 1994 г. в Аргентине была введена система частных пенсионных фондов, в целях широкого развития внутреннего рынка капитала. Акции YPF и Телеком стали «любимцами» брокеров на международных рынках капитала. От продаж этих акций получено 17% и 50% части дохода, в целом, от приватизации. В Аргентине, в настоящее время, существуют еще проблемы с качеством услуг приватизированных предприятий. Так, уровень инвестиций и качество услуг часто не соответствуют уровню планируемому и предусмотренному в контрактах приватизации, в результате чего против бывших государственных предприятий выдвигались санкции. Приватизированные олигополии и монополии давят на потребителей и отрицательно воздействуют на них, повышая цены, ведь сейчас эти предприятия находятся в государственном секторе и не контролируются, должным образом, со стороны государства. Например, в случае с Телеком нормативные правила были разработаны уже после того, как приватизация компании была завершена. Если рассматривать результаты, проведенной за несколько лет, программы Аргентинского государства, то можно сказать об успешности реализованных идей.

Стратегия управления собственностью позволила погасить 40% долга

коммерческим банкам. Чили [16] Первые успехи в программе приватизации стали проявляться сразу же после начала её применения в 1974 году. Разделяют несколько стадий приватизации в Чили:

  • первая стадия – правительство сосредоточилось на передаче прав собственности и на крупные финансово-промышленные холдинговые группы. Во время экономического кризиса 1982 года в Латинской Америке эти группы начали пытаться провоцировать системный кризис в финансовом секторе;

— правительство стало вмешиваться в функционирование этих холдингов и реприватизировало их активы – на второй стадии. Однако в середине 80-х годов началась еще одна широкая приватизационная кампания, но уже с наличием индивидуального подхода к каждому процессу и случаю приватизации. В период с 1974 по 1996 г. было приватизировано более 550 государственных предприятий (90%), что принесло в бюджет страны чуть меньше 3 млрд. долларов. В последнее время Чили проводит политику приватизации и жесткую финансовую политику, с целью превратить бюджетный дефицит в превышение доходов над расходами и сократить внешний долг до контролируемого и планируемого уровня путем проведения свопа — обмена долговых обязательств на акции. США [16] С 1994 года в США стала осуществляться программа по приватизации, продолжала она свое действие до 1995 года. Данная программа содержала идеи о применении смешанной продажи в виде проведения открытого тендера на 26% акционерного капитала банка и управленческого контроля, вторичное предложение 14% акционерного капитала на фондовом рынке для мелких инвесторов и паевых инвестиционных фондов и размещение 3% акций среди коллектива банка. Государству досталось 7% акций от капитала банка, который поступал от государственных учреждений. Предварительное зондирование национальных институциональных инвесторов выявило наличие серьезного интереса к участию в открытом тендере. Исходя из этого, созданное Министерство приватизации вторичное предложение акций ограничило рамками до закрытия открытого тендера. В период с 16 по 20 января 1995 года цены на акции были установлены, как 38,35 долл. США за штуку. Эта операция прошла успешно: в предложении приняло участие более 51 тысячи подписчиков, число которых превысило объем эмиссии в 6,1 раза. Сразу после этого было проведено частное размещение акций среди работников банка, приобретавших акции с 15% скидкой. МБВТ также предоставлял своим сотрудникам ссуды на покупку акций. Минимальная цена за одну акцию из 26% была эквивалентна 47% премии к пене вторичного предложения и в 19 раз превышала прогнозируемый размер доходов. Чехия [16] Ярким примером применения приватизации, как инструмента управления государственной собственностью, является — продажа стратегическому инвестору автомобильной компании «Шкода». Компания была открыта в 20-ом и национализирована тогда же – в 1945 году. Компания «Шкода» до 1990-ых годов была основной и даже главной производительницей доли всех легковых автомобилей в государстве, а это выпуск примерно 200 000 машин в год. В 1990 г. предприятие «Шкода» одним из первых в Восточной Европе заключило соглашение с крупной транснациональной фирмой — германским производителем автомобилей фирмой «Фольксваген АГ» (ФВ).

Это соглашение стало основой постепенного превращения «Шкоды» в собственность «ФВ». Вплоть до 1990-ых годов автомобильный сектор производства был неконкурентоспособен по сравнению с мировой автомобильной промышленностью. Система производства не обновлялась, не внедрялись новейшие разработки науки и техники, в связи с этими факторами отставания системы производства автомобилей, произошло значительное снижение производительности труда. Для устранения вышеописанной проблемы, в 1989 году «Шкода» начала поиск потенциальных западных партнеров или владельцев и провела переговоры с такими фирмами, как «Фольксваген», «Пежо-Ситроен», «Рено» и «Фиат», а также с другими производителями автомобилей. Официальные предложения поступили от восьми фирм. К середине 1990 года была выдвинута мысль правительством государства, о рассмотрении и принятие решения по поводу предложения двух фирм, готовых гарантировать либо независимость «Шкоды», либо дальнейший выпуск автомобилей под маркой «Шкода» после 1995 года: — первое из двух предложений было из «ФВ», — второе было совместным предложением фирм «Рено» и «Вольво». Предложенные фирмой «ФВ» покупная цена «Шкоды» и многолетний план инвестиций на сумму в 6,5 млрд. долларов определили выбор «Фольксвагена» в качестве стратегического покупателя «Шкоды». «ФВ» согласился заплатить 500 млн. немецких марок за приобретение 31% капитала «Шкоды», что после дополнительного вливания по 350 млн немецких марок в 1993 и 1995 гг. увеличилось до 70%. «Фольксваген» также дал свой согласие на выплату 200 миллионов немецких марок в пользу правительства Чехословакии, тем самым оплатив часть принадлежавших ему акций.

Еще одним элементом договора было соглашение «Фольксвагена» об увеличении количества выпускаемых легковых автомобилей «Шкода» с 200 000 до 450 000 к 2000 году и осуществлять управление «Шкодой» как отделенной компанией, находящейся в составе группы таких производителей автомобилей, как «Фольксваген»: «ФВ», «Ауди», «СЕАТ» и «Шкоду».

Для осуществления этих замыслов была основана холдинговая компания «Приско», в некотором смысле подчиненная Национальному фонду имуществ.

«Фольксваген» в 1993 году, осуществляя план по сокращению издержек и чрезмерных инвестиций в Германии и заграницей, предпринял меры по сокращению своих инвестиционных планов в отношении «Шкоды». «ФВ» заявил о том, что ожидаемый объем инвестиций в «Шкоду» до конца текущего десятилетия сократится в два раза, соответственно с 8,2 млрд. до 3,7 млрд. немецких марок.

Запланированное расширение производства подлежит сокращению с 450 000 до 300 000 автомобилей. После продолжительных переговоров между правительством и фирмой «Фольксваген» правительство согласилось на это и разрешило фирме увеличить долю своего участия в «Шкоде» до 60%.

Год спустя «Фольксваген» довел долю своего участия до 70%. Это позволило поднять автомобильную промышленность Чехии на мировой уровень и снять социальную напряженность в стране.

Рыночная оценка активов в наши дни играет очень большую роль. Пользуются этой информацией все участники экономических отношений, в состав этих участников входят предприятия и организации различных форм собственности, государственные учреждения и физические лица. Вопросы налогообложения, страхования, кредитования, защиты прав потребителей должны решаться только на основе сложившихся, на текущий момент экономических условий.

Исторический опыт разработки кадастров в странах Западной Европы [16]

Для налогообложения предприятий необходима их многосторонняя оценка. И для того, чтобы рассматривать какие-либо теоретические аспекты в налогообложении в Российской Федерации, необходимо учесть особенности исторического развития этой системы, а также опыт зарубежных стран в этой области. При преобразовании подушного налогообложения в подоходный образовалась неравномерность распределения налогов и это обстоятельство побудило к созданию систем кадастров, которые оценивают стоимость или доходность недвижимости. Первые системы таких кадастров были применены в 18 веке в Европе. Сейчас же автор хочет рассмотреть опыт некоторых зарубежных стран относительно кадастров. Наиболее известны своими кадастрами — Франция, Вюртемберг и Пруссия. Кадастр Франции [16] Кадастр Франции был создан в 1790 году и создали его по причине принятия закона о налоге от дохода с земли (арендная плата).

Для разработки эффективной системы кадастров, все земли в государстве были поделены на участки — парцеллы, которые профилировались на выращивании определенной культуры. При описании участка точно измеряли его размеры, устанавливали и фиксировали его местоположение. Данной деятельности занималась специальная комиссия. Отсутствие финансирования работ по оценке земель, а также большой объем информации, завершили кадастр в 1854 году. Кадастр Пруссии Кадастр этого государства ведет свое начало с 1861 года. Главной характерной чертой Прусского кадастра было его выполнение в достаточно короткие сроки (12-15 лет).

Такой быстрый результат был достигнут, благодаря тому, что земли не измерялись и не описывались, а использовались старые данные, на основе которых определялись границы имений. Все земли были поделены на 7 типов. Проверку проходили только 15%, на выборной основе. Была создана специальная комиссия, которая обрабатывала и поставляла конечную информацию (о размерах, доходности земли) в Центральную комиссию Кадастр Вюртемберга Этот кадастр считался лучшим в Западной Европе. В 1820 году этот кадастр начал разрабатываться. Главной чертой Вюртембергского кадастра является – взыскание налога с дохода, а не непосредственно, с имущества, как в других странах. Эффективность данного кадастра объясняется, также, тем, что были созданы специальные комиссии при министерстве финансов. Данные комиссии работали по единой методике, что позволяло показывать наиболее важные проблемы.

3.3 Рекомендации по повышению эффективности управления государственной

Управление государственной собственностью, как и любой другой процесс должны быть эффективными для национальной экономики. Поэтому есть несколько критериев, по которым стоит оценивать эффективность управления собственностью [22]: а) эффективность народного хозяйства не должна быть в ущербе из-за методов управления государственной собственностью. В противном случае нарушится технологическая комплексность различных видов производств; б) дивиденды могут быть получены как часть акционирования предприятий, при эффективной системы управления. Становится возможным прогнозировать рентабельность таких предприятий и соответственно эффективность, выраженную через дивиденды; Управление государственной собственностью затрагивают многие отрасли экономики. И рассмотрение общей картины управления государственной собственностью и её оценка необходимы для полноты работы. Интересы народного хозяйства, в целом, являются наиболее значимыми в случае оценки деятельности того проекта управления, в котором участвуют регионы, отрасли, организации и предприятия. Выбор идейных проектов, содержащих в программе, участие государства, дальнейшие гарантии поддержки проекта, производится по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного экономического эффекта [23].

При его расчетах в состав результатов проекта включаются:

  • результаты производства, включающие результаты общей выручки от продажи интеллектуальной собственности и имущества, которые будут созданы составителями проекта в процессе их деятельности;
  • результаты оценки общей деятельности всех участников, направленной на улучшение здоровья населения и благоприятную экологическую обстановку в регионах страны;
  • прямые финансовые результаты;
  • кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления импортных пошлин и так далее.

Результаты деятельности в социальной, экологической, политической и некоторых других сфер, которые не поддаются критериям оценивания, рассматриваются, как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и включаются в принятие конечных решений об осуществлении проектов или помощи в их реализации со стороны государства. По мнению автора, нужно привести в действие синергический эффект, при котором эффект управления собственностью государства будет складываться из разности эффекта функционирования предприятий, как целей системы, и суммой эффекта их взаимодействия по-отдельности. Также эффективность управления государственной собственностью можно рассматривать с точки зрения других общесистемных показателей. Оценку качества работы предприятия следует анализировать с позиции эффективной организации работы предприятия, учесть степень экономичности, качества продукции (конкурентоспособности), производительности, качества жизни работников, прибыльности, инноваций. Управление риском [23] Известно, что эффективное использование собственности напрямую связано с проблемой риска. Возникают необходимость и возможность организации специальной подсистемы управления риском. Конкретнее, речь идет об оценке риска, которая требует идентификации проблемных ситуаций, способных нанести экономический ущерб предприятию, отрасли, региону и государству в целом. Процедуры, связанные с управлением риском, должны включать в себя оперативную деятельность, направленную на уменьшение вероятности нежелательных и невыгодных с точки зрения государства, ситуаций. Еще одним видом общесистемных показателей является — оценка степени риска и предпринятии мер по устранению возможности рисковых ситуаций в процессе управления. Один из видов процедур содержит: а) оценку степени надежности основного оборудования в соответствии с предварительным и текущим контролями; б) применение заключительного контроля, для выявления проблемных ситуаций и причин их возникновения; в) применение каких-либо мер для уменьшения вероятности возникновения ситуаций подобного рода. Если же рассматривать процедуры другого вида, то следует сказать, что здесь учитываются финансовые оценки риска. Такие процедуры включают статическую обработку и экспертный анализ текущего состояния деятельности того или иного предприятия собственности. Данный метод нужен для определения и предотвращения экономического ущерба, который может возникнуть из-за какойлибо непредусмотренной ситуации. При процессе управления государственной собственностью существуют несколько возможных видов рисков. Они перечислены ниже [23]: а) внешние предсказуемые (но неопределенные)- это вид рыночного риска, при котором ухудшается возможность получения сырья, но его стоимость продолжает расти. При этом виде риска требования потребителей изменяются, происходят экономические изменения, усиливается конкуренция, изменяются валютные курсы, присутствует налогообложение; б) внутренние нетехнические — это риски, связанные со срывами различных планов по причинам недостатка рабочей силы, нехватки материалов и их поздней поставки. Происходят: изменения возможностей заказчиков и подрядчиков, ошибки в планировании, изменения в руководстве, нереальное планирование; слабое управления, перерасход средств из-за срывов планов работ; создание неправильных смет; в) внутренние технические — изменение технологии, ухудшение качества и производительности; г) страхуемые – риски, при которых причиняется прямой ущерб имуществу, например такой, как поломка оборудования или различной степени транспортные инциденты, повреждение имущества, нарушение графика работ. На основе результатов анализа формируется программа управления хозяйственным риском, предусматривающая конкретные меры и размеры расходов. Затраты на разработку рассматриваемой подсистемы управления риском по сравнению с теми непредвиденными потерями, которые испытывает каждый объект собственности, окажутся ничтожными и самое главное обеспечат его рациональную производственно-хозяйственную деятельность [23].

Что же предлагается для повышения эффективности управления собственностью? В первую очередь, необходимо ввести систему мониторинга эффективности использования имущества федеральными предприятиями и акционерными обществами, имеющими государственную долю капитала. Автор считает, что нужно четко наладить работу подсистемы информационно-аналитического обеспечения данными о количестве акций, закрепленных в федеральной собственности; финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ; пакетах акций, находящихся в федеральной собственности (в настоящее время отсутствует информация о поступлении доходов в федеральный бюджет и дивидендов по акциям, закрепленных в государственной собственности).

Нужно заметить, что Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом обладает возможностями, чтобы принять необходимые меры для обеспечения информацией о составе имущества на территории субъекта РФ, чтобы усовершенствовать методику оценки объектов управления государственного имущества, в состав которых входят земельные ресурсы и другие элементы. Органам государственной власти субъектов федерации с целью устранения дублирования функций управления на региональном, муниципальном уровнях и оптимизации развития экономики необходимо уточнить распределение полномочий и сфер регулирования и ответственности, а также совершенствовать механизм взаимодействия органов государственного управления в условиях многообразия форм собственности. Говоря непосредственно об оценке эффективности управления государственной собственностью, следует подчеркнуть действие фактора динамичности. Дело в том, что по мере реализации конкретного инвестиционного проекта на предприятии и в отрасли меняются и первоначально установленные производственно-технические, экономические, экологические, социальные и другие ограничения, вызывающие в свою очередь трансформацию принятых критериев и показателей эффективности управления. Представляется, что в интересах снижения хозяйственного и инвестиционного риска целесообразно иметь и подсистему управления оценкой эффективности проекта по мере его реализации [23].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения теоретических основ системы государственной собственности, методов управления государственным имуществом, а также анализа результатов управления государственной собственностью, относительно последних нескольких лет, был выделен ряд теоретических выводов об эффективности управления государственной собственностью и разработано несколько рекомендаций для повышения полезности государственной собственности в экономике страны. После рассмотрения данной работы можно констатировать, что в России сложился новый общественно-экономический строй, который характеризуется: восстановлением системы частной собственности, установлением власти капитала и денег, резким ростом дифференциации доходов населения. В России переход к многообразию форм собственности начался несколько лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, до наших дней, не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики. Однако реформа отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и все общество. Анализ управления государственной собственностью показал, также, что общие доходы от приватизационной программы государственной собственности в 2014 году составили 105 690,2 миллионов рублей, а в 2014 году в рамках выполнения Программы приватизации [17]:

  • осуществлена приватизация акций 155 обществ;
  • осуществлена приватизация 11 объектов имущества казны Российской

Федерации;

  • осуществлена приватизация 33 ФГУП, в отношении которых приняты решения о преобразовании в акционерные общества;
  • реализованы 2 сделки с акциями крупнейших акционерных обществ, осуществленных с привлечением инвестиционных консультантов на основании решения Правительства Российской Федерации и без привлечения инвестиционных консультантов.

Одной из специфических черт сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается связанной с государством. До сих пор в России свободно не продается земля. Проблемой является и приватизация крупных предприятий.

Положительным моментом является то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. А отрицательным моментом является, наверное, то, что движение это не слишком энергично.

Что касается рекомендаций по улучшению эффективности управления государственной собственностью, то автор предлагает [10]: а) ввести систему мониторинга эффективности использования имущества федеральными предприятиями и акционерными обществами, имеющими государственную долю капитала; б) четко наладить работу подсистемы информационно-аналитического обеспечения данными о количестве акций, закрепленных в федеральной собственности; финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ; пакетах акций, находящихся в федеральной собственности (в настоящее время отсутствует информация о поступлении доходов в федеральный бюджет и дивидендов по акциям, закрепленных в государственной собственности);

  • органам государственной власти субъектов федерации с целью устранения дублирования функций управления на региональном, муниципальном уровнях и оптимизации развития экономики необходимо уточнить распределение полномочий и сфер регулирования и ответственности, а также совершенствовать механизм взаимодействия органов государственного управления в условиях многообразия форм собственности;
  • в интересах снижения хозяйственного и инвестиционного риска целесообразно иметь и подсистему управления оценкой эффективности проекта по мере его реализации.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/gosudarstvennaya-sobstvennost-2/