Административное право — это свободная область правовой системы Российской Федерации. Области права различаются между собой по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых далее пойдет речь.
Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму — становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи — правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле налицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права.
Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.
Целью настоящей работы является: изучение вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых отношений, и, наконец, необходимо обозначить роль административно-правовых отношений в социальной жизни и в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования. Важно также проанализировать критерии классификации и виды административно-правовых отношений.
Задачи исследования:
- Наиболее подробно изучить само понятие «административно-правовых отношений»;
- Виды и основные черты административно-правовых отношений;
- Их соотношение с другими правоотношениями;
- Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.
Объектом исследования курсовой работы являются административные правоотношения.
Административное обжалование нарушений прав и свобод граждан, ...
... прав и свобод, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Административная жалоба ... индивидуальных предпринимателей, его правового регулирования. Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе административного обжалования нарушения прав и свобод граждан, ...
Предмет исследования: административные правоотношения, их структура, особенности, понятие и виды.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка
ГЛАВА I Понятие и структура административных правоотношений
1.1 Понятие и особенности административных правоотношений
Административно-правовые отношения, как и все остальные виды правоотношений в различных отраслях права, являются важнейшим базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность действий субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы1.
Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.
Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т.е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие отношения возникают, изменяются или прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).
Субъект – это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций.
Объект управления – другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны.
Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию — субъективному праву одного участника правоотношения – всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав2.
Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых ...
... участников административно-правовых отношений; 2.Субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления - это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган; 3.Юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. Что касается видов административно - правовых отношений, ...
Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется.
Особенности административно-правовых отношений:
— Административно-правовые
— Природа государственно-
В административно-правовом отношении одной из сторон всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо).
А это означает, что, несмотря на то, что в правовых отношениях подобного рода практически могут участвовать самые различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона. Из этого, в частности, вытекает и следующая особенность административно-правовых отношений: они не могут возникать между гражданами или негосударственными объединениями.
— Административно-правовые
Таким образом, объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти
- Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормат
ивных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.
— Для административных
Административно-правовой статус органов местного самоуправления
... общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов. Административно-правовой статус органов местного самоуправления характеризуется тем, что: а) они отделены от ... местными государственными администрациями вопросов, касающихся интересов местного самоуправления, они обязаны сообщить об этом соответствующим органам местного самоуправления и их должностным лицам; б) их общий статус, ...
- Административно-правовые
отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п. Особенностью же их является то, что возникать они могут вопреки желанию или согласию второй стороны. Условиями возникновения являются также: наличие административно-правовых норм, которыми определены права, обязанности и ответственность сторон; - их дееспособность;
- юридический факт.
— Выражают организационно-
— Для разрешения различного рода административно-правовых
Действующее законодательство в целях усиления гарантий законности рассмотрения административных споров нередко предусматривает судебный порядок их разрешения.
— Нарушение требований
1.2 Структура административных правоотношений
Административно правовые отношения, как и другие правоотношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты, объекты и юридические факты3.
Субъектом административно правового отношения является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:
- граждане России;
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- государственные органы, предприятия, учреждения, организации;
- служащие государственных
органов и организаций; - представители общественных
объединений; - органы местного
самоуправления.
Различают следующие виды субъектов административного права — индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнообязанный, студент).
История развития административно-правовой науки
... е. правовые представления об администрации возобладали над прочими. Административное право «одержало победу» над наукой управления. Вместе с тем наука государственного управления заняла определенное место в общей теории административного права. История развития российской науки административного права Наука административного права ...
Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые имеют право выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы)4.