Управление как объект административно-правового регулирования

Содержание скрыть

социальный государственный управление исполнительный

Административное право, являясь самостоятельной отраслью в системе российского права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, которые складываются, главным образом, в сфере государственного управления, которое является разновидностью социального управления.

Управление

управление

В литературе рассматриваются несколько видов систем: технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и пр.); социально-экономические системы (отрасли, отдельные предприятия, сфера обслуживания и пр.); организационные системы, основным элементом которых является сам человек [2] . Как правило, большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т. е. организационные отношения — характерная черта человеческого бытия. Люди входят в организацию для решения задач посредством процессов управления[3] . Организация — это сознательное объединение людей, характеризующееся началами системности, разумной организованности, структурированности и преследующее достижение определенных социальных целей и решение общественно значимых задач. В каждой организации имеют место управленческие процессы, необходимые для достижения ее целей и решения задач.

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты (признаки):

1) необходимость создания и функционирования законченной системы; целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;

2) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;

3) информация как главное связующее звено между участниками управления;

4) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);

5) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.

Традиционно выделяются следующие виды управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

3 стр., 1140 слов

Система, задачи и организация работы дежурных частей территориальных ...

... курсовой работы является изучение дежурных частей территориальных органов внутренних дел, их система, задачи и организация деятельности. Цель исследования предопределила постановку следующих задач: изучить историю становления и развития функционирования дежурных частей в России; ... достижению этих, и ряда других не менее важных целей, служит существование дежурных частей территориальных органов ...

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

2. Социальное управление: понятие, признаки и функции

Социальное управление

Человек

Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы).

Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ.

Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении другой деятельности.

Социальное управление осуществляется путем воздействия на волю людей. Воля — это регулирующая сторона сознания, которая направляет деятельность человека на выполнение поставленной цели. Отсюда действия человека носят, с его точки зрения, сознательный, целесообразный, волевой характер. Необходимое условие согласованности действий людей – единство воли.

Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть — это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воли, а значит, и действий разных людей.

Собственность

признаки социального управления

1) социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;

2) главное назначение социального управления – это упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности;

3) объектом воздействия социального управления являются поведения участников совместной деятельности и взаимоотношения между ними;

4) социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей;

5) основа социального управления – это соподчиненность воли участников управленческих отношений;

6) механизм реализации социального управления олицетворяют субъекты управления, иначе говоря, органы управления.

Социальное управление состоит из ряда функций, то есть направлений деятельности. Они подразделяются на два вида: это общие и особенные функции.

К общим функциям социального управления относятся, Сбор и анализ социальной информации., Прогнозирование, Планирование, Организация, Распорядительство, Регулирование, Контроль и учет

К особенным функциям управления относятся, например, такие, как функции управления в сфере хозяйственной деятельности, управления социально- культурной деятельностью, управления в административно-политической сфере и т.п.

Основными стадиями управленческого цикла являются:

1. Выработка и принятие управленческого решения.

2. Организация исполнения управленческого решения.

3. Контроль и проверка исполнения.

4. Контроль –

3. Государственное управление: понятие и признаки, виды и функции

Государственное управление

государственное управление

Субъектами государственное управление, Объекты государственного управления

исполнительно-распорядительной.

5 стр., 2027 слов

Управление государственным недвижимым имуществом

... нормативных актов и последствия их принятия; Вопросы управления имуществом государственной казны РФ. В рамках данной работы раскрыта тема управления государственным недвижимым имуществом. Рассмотрена нормативно-правовая база, структуры органов у ... потом, когда оказывается, что эти предприятия банкроты и перестают вести деятельность, передают их в казну в ведение Росимущества. Примером этого, совсем ...

исполнительная власть

Государственное управление

Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, т. е. обеспечения ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т. е. властным характером используемых в процессе управления методов и средств. Г. В. Атаманчук указывает на три обязательных свойства государственного управления: 1) управленческое воздействие опирается на силу государственной власти; 2) распространенность государственного управления на все общество (его всеобщность); 3) системность [6] .

государственное управление —

Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления, учитывающих вышеизложенные положения.

Государственное управление, Государственное управление

Государственное управление в узком смысле — это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим функции управления, относится и местная администрация, ее органы и структурные подразделения. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного (или муниципального) управления. В их деятельности с наибольшей полнотой проявляются черты, присущие управлению как особому виду государственной деятельности.

Государственное управление, понимаемое в узком смысле, имеет следующие признаки.

1. Государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию. Государственное управление — это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.

2. Государственное управление наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество (правоустановление). Правотворческая деятельность заключается в том, что органы государственного управления в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов права (объектов управления) правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию (правоохранительную деятельность).

16 стр., 7531 слов

Государственное управление охраной труда в Республике Беларусь

... и зарубежных авторов в области правового регулирования охраны труда, а также законодательство Республики Беларусь по рассматриваемому вопросу. Глава 1. Государственная политика и требования в области охраны труда, .1 Законодательство по охране труда и государственная политика Надзор и контроль ...

3. Государственное управление осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан (признак всеобщности). Государственное управление осуществляется в важнейших сферах жизнедеятельности государства и общества — хозяйственно-экономическое строительство, социально- культурная и административно-политическая сферы (признак масштабности).

Государственное управление распространяется не только на принадлежащие государству объекты, но и на не государственные коммерческие и некоммерческие организации; в последнем случае имеет место государственное регулирование посредством управленческих регулятивных и контрольно-надзорных процедур.

Государственное управление — это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность,

5. Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти , которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления. Действуя по поручению и от имени государства и реализуя функции государственного управления, эти органы наделяются полномочиями государственно-властного характера и действуют в пределах компетенции, установленной для них нормативными правовыми актами.

Государственное управление отвечает принципу законности

7. Государственное управление строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений . В большей мере распространены вертикальные отношения, т. е. отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов управления. В последние годы появились новые формы организации — горизонтальные отношения, основанные на равенстве субъектов управления. В данном случае можно говорить о перераспределении полномочий между органами исполнительной власти, заключении публичных (административных) договоров.

Государственное управление основывается на принципе организационности

9. Государственное управление реализует полномочия юрисдикционного характера, т. е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого «принуждающего» управления (например, назначение административных наказаний, применение мер административного предупреждения или административного пресечения) [7] .

Видами государственного управления являются:

внутреннее государственное управление

внешнее государственное управление

внутриорганизационное государственное управление

Функция управления

функции государства и его органов

Основные функции государственного управления, К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

Информационное обеспечение деятельности государственных органов,

Прогнозирование и моделирование

Планирование

Организация

Распорядительство

Руководство

Координация

Контроль

Регулирование

13 стр., 6025 слов

Исполнительная власть в системе государственного управления

... органов исполнительной власти и понятия исполнительной власти Республики Беларусь, и на основе работ и мнений ученых предоставлю наиболее приемлемые и исчерпывающие классификации органов исполнительной власти и понятие исполнительной власти Республики Беларусь. 1. Исполнительная власть: понятие и функции 1.1 Исполнительная власть и государственное управление Если понимать государственную власть ...

Учет

4. Исполнительная власть: понятие, признаки, функции

Принципу разделения властей соответствуют определенные формы деятельности государства.

государственное управление

Исполнительная власть

исполнительную власть

Законодательная власть

исполнительную власть

Органы судебной власти, согласно ст. 118 Конституции РФ, призваны осуществлять правосудие [9] . Судебная власть – осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и вторая функция – это контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и ее должностных лиц.

Из всего ранее указанного следует, что исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Она выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.

У исполнительной власти есть определенная сфера отношений, где она действует, которая включает в себя:

  • отношение власти с гражданином;
  • хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;
  • отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований;

Так же, как и у любой другой власти, у исполнительной есть свои признаки:

вторичность

организующий характер

Исполнительная власть отличается систематической, непрерывной деятельностью, Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве,, Наличие в непосредственном ведении исполнительной власти огромных ресурсов, В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы

7. Единство многоуровневого механизма исполнительной власти — важнейшая основа единства государства.

8. Исполнительная власть выступает как вторичная по отношению к представительным (законодательным) органам , которые определяют ее структуру, полномочия ее органов, даже если носители исполнительной власти избираются непосредственно народом (президент, губернатор и т. д.).

Издаваемые ими властные акты подзаконны, они развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке закон. Действия органов и должностных лиц системы исполнительной власти не могут противоречить закону, являются его исполнением.

Исполнительная власть не подчинена другим властям

основные функции современной исполнительной власти:

исполнительная (правоприменительная)

«правозащитная»,

социально-экономическая

функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране

регулирующая

нормотворческая

охранительная (юрисдикционная),

Субъекты исполнительной власти

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:

14 стр., 6564 слов

История развития уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

... следовательно, меняют своё содержание. 1. Понятие норм уголовно-исполнительного права Нормами уголовно-исполнительного права являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие по ... наказания. 1.1 Цель и содержание норм уголовно-исполнительного права Поскольку регулируемый нормами уголовно-исполнительного права процесс исполнения наказания это карательно-воспитательный ...

1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;

2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:

1) Президент РФ;

2) Правительство РФ;

3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);

4) территориальные органы федеральных органов исполнитель ной власти;

5) главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);

6) правительства субъектов РФ;

7) иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:

1) число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);

2) субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;

3) должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;

4) органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;

— Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Решение этой задачи обеспечивается таким институтом в системе государственного управления, как государственная служба.

4 стр., 1624 слов

Административно-правовые методы в осуществлении функций исполнительной ...

... стандартизация, сертификация, квотирование и оказание других административных услуг физическим и юридическим лицам. Метод убеждения является основным методом в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, что предполагает повседневную ...

Заключение

В настоящее время центральное место в государственно-управленческой деятельности занимают:

  • а) разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая и т. п.);
  • б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции и т. п.);
  • в) управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;
  • г) регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;
  • д) координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;
  • е) обеспечение реализации прав (включая их охрану) и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;
  • ж) осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

основные функции

Библиографический список, Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 08.12.2010)

3. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О системе государственной службы Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)

4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 13.12.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004)

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/administrativnyiy-upravlenii/

5. Административное право : учебник / Бахрах Д.Н., — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2010. — 608с. – (Российское юридическое образование).. 6. Административное право : учебник / Смоленский М.Б. – М.: Феникс, 2007. 352с.

7. Административное право Российской Федерации : Учебник / Алехин А.П, Кармолицкий А.А, Козлов Ю.М М.: ИКД «Зерцало-М». 2003. — 608 с.

8. Административное право. Учебник / Миронов А.Н. , Форум, 2007. – 304 с.

9. Виханский О. С , Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. : 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. С.670.

10.Социальное управление. Государство, коллектив, личность : учебник / Кнорринг В. И. – М.: Экзамен, 2008. С.688

11. Теория государственного управления. : учебник / Атаманчук Г.В, — М.: Омега-Л. С.38, 92—110.