Становление и развитие адвокатуры в Республике Беларусь

Актуальность: Институт адвокатуры прошёл очень сложный и долгий путь развития. Теперь, когда в Республике Беларусь провозглашено строительство правового государства, принимаются законы, которые восстанавливают значение института адвокатуры. Таковыми, несомненно, являются законы Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» 1993, 1998 г. и иные действующие законы. В условиях трансформации законодательства будет нелишним вспомнить об истории развития адвокатуры, чтобы учесть положительный опыт ее развития.

Тема курсовой работы: «Становление и развитие адвокатуры в Республике Беларусь».

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют статус адвокатуры в Республике Беларусь.

Предметом исследования курсовой работы являются взаимоотношения адвокатуры с государственными органами и общественными организациями.

Цель исследования состоит в том, чтобы правильно, объективно, всесторонне раскрыть тему курсовой работы; определить и охарактеризовать основные этапы становления и развития адвокатуры.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

  • рассмотреть вопросы образования и развития адвокатуры в Республике Беларусь, рассмотреть её задачи;
  • охарактеризовать этапы становления с развития адвокатуры Беларуси и проанализировать эти этапы;
  • Таким образом, необходимо проанализировать исторические периоды деятельности адвокатуры, для понимания основных целей существования и организации адвокатуры.

Методы исследования в курсовой работе: сравнение, синтеза, формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

Структура: титульный лист, содержание, введение, основная часть с двумя главами, заключение, список использованных источников. Курсовая работа написана на 26 листах компьютерного текста.

Адвокатура в Республике Беларусь представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессиональную правозащитную деятельность (статья 1).

[1]

Одним из направлений государственной деятельности является обеспечение функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными органами, составляющими правоохранительную систему, в определенном, установленном законом порядке, путем применения юридических мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допускающим нарушение правопорядка.

3 стр., 1072 слов

Страхование имущества граждан и его развитие в Республике Беларусь

... исследования — страхование имущества граждан в Республике Беларусь. Цель работы — изучить теорию и практику страхования имущества граждан, ознакомиться с основными особенностями организации имущественного страхования граждан в Республике Беларусь, выявить проблемы, стоящие на пути развития данного сегмента страхования ... и распоряжением имуществом. По договору страхования может быть застрахован риск ...

Способами охраны права являются: конституционный контроль, правосудие, обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание, предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение преступлений и иных правонарушений. Соответственно этому к государственным правоохранительным органам принято относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования, прокуратуру, органы обеспечения охраны правопорядка, к ним примыкают нотариат и адвокатура.

Как видим, правоохранительная деятельность является деятельностью государственных органов, ибо она предполагает применение к нарушителям права юридических мер воздействия властными субъектами. Однако эта деятельность включает ряд функций, выполнение которых обязательно предполагает либо допускает участие адвокатов (виды судопроизводства, расследование преступлений, оказание юридической помощи, гарантируемой государством через профессиональную адвокатуру).

Именно отсюда вытекает публично-правовой характер деятельности адвокатов и место адвокатуры в правоохранительной системе, которое никак не может быть замещено так называемыми общественными объединениями.

Хотя на адвокатуру возложены функции публичного, государственного значения — обеспечение квалифицированной юридической помощи и защиты, по уголовным делам, она по ряду важных признаков не является государственным формированием. Ее скорее следует отнести к институтам гражданского общества, формируемым на добровольных началах из лиц, подготовленных к адвокатской профессии.

Адвокатура — самоуправляющееся объединение профессионалов, действующее независимо от государственных правоохранительных органов и органов управления.

Возникший в последние годы спор по вопросу о том, не входит ли адвокатура в число общественных объединений, должен быть решен отрицательно. Общественные объединения создаются для защиты интересов лиц, в него входящих. Им не присущ жесткий отбор членов по профессиональному признаку, они не наделены специальными полномочиями, реализация которых требовала бы тесного сотрудничества с органами государственной власти.

Права адвоката определяются не только юридическим статусом коллегии, в состав которой он входит, но и процессуальным законодательством, устанавливающим порядок отправления судами различных видов судопроизводства.

Участвуя в любом из видов судопроизводства, оказывая юридическую помощь гражданам и организациям в связи с их конфликтами в сфере административных правоотношений, адвокат отстаивает частный интерес путем защиты прав и законных интересов клиента (доверителя, подзащитного).

Однако защита частного интереса правовыми средствами приобретает публичный характер, ибо общество и государство заинтересованы в нормальном функционировании правовой системы, в неукоснительном исполнении законов как гражданами, так и должностными лицами и органами государства.

15 стр., 7022 слов

Деятельность адвоката в суде присяжных

... 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре) адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката, в порядке, установленном Законом, физическим ...

Защита прав человека и гражданина — а именно этой цели служит адвокатура — приобретает значение важнейшей публичной функции в государстве, объявившем себя правовым, что свидетельствует об актуальности и огромной значимости выбранной темы.

2. Образование и развитие адвокатуры

2.1 Адвокатура дореволюционной Беларуси

Как и во многих других государствах, адвокатура в Беларуси имеет многовековую историю, тесно связанную с развитием гражданского общества и государства, судоустройства и судопроизводства, правовой системы в целом.

В историко-правовой науке принято считать, что зарождение адвокатуры, как правозащитного института, началось в античные времена с судебного представительства. Оно появилось для оказывания помощи лицам, которые по различным причинам (преклонный возраст, болезнь, малолетство и т. п.) не могли самостоятельно вести свои дела в суде, участвовать в судебном процессе. [12, с. 20]

Государство гарантирует юридическую помощь всем, кто в ней нуждается, без какого-либо ограничения. До возникновения такого понятия как адвокат было понятие родственного представительства. Это означало, что интересы тех людей, которые не могли принимать личное участие в судебных разбирательствах по причине пожилого возраста или тяжелого заболевания, представляли родственники. Впоследствии возникла необходимость профессионального представительства. История адвокатуры тесно связана с историей судопроизводства и истории государства. Впервые термин «адвокат» появился в 1716 году в Воинских уставах России, но роль адвоката как защитника в те времена была малозначительной.

На белорусских землях уже в 16 ст. институт адвокатуры получает правовую регламентацию в Статутах Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588 гг. Первые нормы об адвокатах («прокураторах») и их деятельности содержались в Статуте 1529 г., а в Статуте 1588 г., который завершал судебную реформу феодальной Беларуси, имелись положения об оказании бесплатной адвокатской помощи малоимущим, вдовам, сиротам и другим «убогим» («..кто не мог и, не умея сам говорить и дело своё в суде вести, а при бедности и недостатке своём адвоката сам себе нанять не мог, как вдовы и сироты..») В Статуте формулировались требования к адвокату (ст. 58), ограничения для допуска к адвокатской деятельности и его ответственность за недобросовестное выполнение обязанностей (ст. 59).

Вместе с тем, профессиональные объединения адвокатов в Беларуси создаются намного позже. [12, с. 20]

В 19 веке в России происходили судебные реформы, все больше возникало споров, связанных с собственностью, поэтому для представления интересов в суде требовались люди, которые могли бы это делать профессионально. В связи с этим предъявлялись жесткие требования к лицам, которые претендовали на звание адвоката (например, должен быть дворянского происхождения, владеть имением, знать законы, следовать адвокатской присяге, не быть замеченным ни в каком правонарушении и соблюдать нормы морального поведения).

До революции 1917 года адвокаты были представителями наиболее либеральной группы буржуазной интеллигенции и дворянства. Показателен в этом отношении список лиц, занимавшихся адвокатской деятельностью при Минском окружном суде с 1883 по 1917 г. В нём числилось 111 лиц, из которых 48 присяжных поверенных, 35 их помощников и 28 частных поверенных [12].

Все без исключения выходцы из дворян, чиновников, крупной и средней буржуазии. Не допускались в адвокатуру и женщины. Правительствующий сенат и Министерство юстиции указаниями и разъяснениями препятствовали допуску к адвокатской деятельности женщин, получивших высшее юридическое образование. Только в предреволюционные годы некоторым из них ценой невероятных усилий удалось добиться принятия их помощниками присяжных поверенных. Как показала жизнь, женщины-юристы полностью оправдали оказанное обществом им доверие, заняв достойное место в адвокатском корпусе. Более того, в настоящее время в Беларуси женщины в адвокатуре составляют свыше 65% (для сравнения в современной Германии их лишь 26%).

13 стр., 6260 слов

Адвокатура и адвокатская деятельность

... профессиональную адвокатуру). Именно отсюда вытекает публичноправовой характер деятельности адвокатов и место адвокатуры в правоохранительной системе, которое ... Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» вытекает, что адвокатура является некоммерческой, коллегия адвокатов определена ... этому к государственным правоохранительным органам принято относить: суды, органы юстиции, органы ...

Оправдались предвидения выдающегося русского юриста, государственного и общественного деятеля А. Ф. Кони, который, отстаивая законопроект о допуске женщин России в адвокатуру, полагал, что это положительно скажется на ее деятельности и нравственной атмосфере.

В это время адвокатуре были присущи такие отрицательные черты как дороговизна юридических услуг, корыстолюбие и бесчестие многих присяжных поверенных, склонность к краснобайству, что нашло отражение в художественных произведениях великих русских и отечественных писателей, поэтов и народном фольклоре. [12, с. 22-23]

2.2 Адвокатура Беларуси в советский период

Становление и развитие адвокатуры в советское время было сложным и противоречивым. В первые пять лет после установления новой власти и ликвидации старой адвокатуры Декретом Совнаркома РСФСР о суде от 24 ноября 1917 г., который нашел последовательное осуществление и в Беларуси, была предпринята попытка отыскать принципиально иные формы организации правовой помощи населению. Однако успехом эти попытки не увенчались. Общегражданская защита, когда в качестве защитников (и обвинителей) могли выступать граждане обоего пола, пользовавшиеся политическими правами, введенная Декретом о суде № 1, была заменена коллегиями правозаступников, создание которых предусматривалось Декретом о суде № 2 (7 марта 1918 г.).

Положение о народном суде РСФСР 1918 г. Реорганизует в коллегии защитников, обвинителей, представителей сторон в гражданском процессе.

26 декабря 1921 г. Совнаркомом БССР — Правительство Белорусской Советской Социалистической Республики – издает Декрет об организации правозащиты на суде (Известия ЦИК Беларуси. 1921. № 27), а 25 марта 1922 г. – принимает Положение о юридических консультациях и бюро коллегии правозащитников. В этих документах для защиты интересов лиц, участвовавших в гражданских и уголовных делах, при Наркомате юстиции Белорусской ССР учреждался институт правозащиты.[12, c. 23-24]

Опыт применения Положения об организации правозащиты на суде от 26 декабря 1921 г. И Положения о юридической консультациях и бюро коллегии правозащитников от 25 марта 1922 г. (пусть и небольшой) был учтен и использован при разработке проекта Положения об адвокатуре в БССР.

Большое общественно-политические и правовое значение имело образование в Белорусской ССР адвокатуры, Положение о которой было принято 3 сессией ЦИК БССР 26 июня 1922 г. В развитие его спустя месяц, т. е. 26 июля того же года, Наркомюстом БССР утверждено Положение о коллегии защитников. Оно более подробно урегулировало организацию и деятельность коллегии защитников в республике. Это способствовало укреплению законности, развитию советской демократии, охране прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, надлежащему осуществлению правосудия. [12, c. 25]

2 стр., 862 слов

Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь (1)

... исполнения законодательства. Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь. В прокуратурах областей, города Минска и ...

В 1930-е годы прошлого столетия в Беларуси, как и во всей стране, обсуждался вопрос о ликвидации адвокатуры, что являлось одним из проявлений царившего в те годы правового нигилизма, набиравшей силы тоталитарной системы управления, пренебрежительного отношения к праву, закону и личности.[12, c. 27]