Для современной России важнейшими задачами стали формирование эффективной системы органов исполнительной власти, укрепление общественных институтов, обеспечивающих необходимый уровень демократии, создание административно-правовых социальных регуля торов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан, повышение благосостояния людей, развитие науки, образования и т.д.
Степень воздействия государства на экономику и социально-культурную сферу должна быть такой, чтобы обеспечить эффективность государственн ого управления. При снижении государственной нагрузки на бизнес, последний значительно меньше уделяет внимания вопросам безопасности, соблюдению технических регламентов, что приводит к тяжелым и трагическим последствиям (авариям техногенного характера).
Ух од государства от регулирования общест венных процессов, абсолютизация возможностей рынка не могут привести к желаемым результатам повышения качества жизни граждан России. Для инновационного развития России необходимо создание такой системы органов исполнит ельной власти, которая бы сделала государство социально более сплоченным и сильным, «приблизило» его к гражданину и обеспечило конкурентоспособность страны.
Именно на основе науки административного права в рамках Концепции административной реформы было реа лизовано значительное количество инновационных мероприятий: внедрение в деятельность органов исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам, внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг, разработка и внедрение администра тивных и электронных административных регламентов и многие другие. Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 г. № 1021-р установлены новые цели, задачи и показатели снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальн ых услуг до конца 2013 г.
В настоящее время происходит не только административная реформа – модернизация системы исполнительной власти с использованием информационных технологий с целью повышения эффективности и результативности работы государственных служ ащих, но и реформа судебной системы страны. Результатом проведения судебной реформы будет создание в ближайшее время системы административных судов. Их основная задача – осуществление контроля за исполнительной властью и осуществление правосудия по админис тративным делам (спорам), включая рассмотрение дел об административных правонарушениях. В настоящее время Верховным Судом Российской Федерации направлен в Государственную Думу Российской Федерации проект Кодекса административного судопроизводства Российско й Федерации и связанные с ним проекты федеральных законов.
Органы исполнительной власти Российской Федерации
... системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц. Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной ... округах, командующие военными округами и т.д.); органы исполнительной власти субъектов федерации (президенты, правительств
Данная тема весьма актуальна, потому, что административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регули рования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.
Цель исследования заключается в детальном изучении назревших проблем в административном праве. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Охарактеризовать процесс становления науки административного права в России.
Описать современное положение административного права в РФ.
Раскрыть предпосылки реформирования административной системы России.
Рассмотреть актуальны е проблемы науки административного права.
Объект исследования – актуальные проблемы административного права в РФ.
Предмет исследования – общественные отношение, возникшие вследствие назревших проблем науки административного права в России.
Методологической и теоретической основой исследования выступают труды отечественных правоведов. Кроме того, в работе были использованы положения ряда нормативных правовых актов РФ, различные учебные пособия юридической направленности.
Курсовая работа изложена на тридцати семи страницах и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Фрагмент работы для ознакомления
С гражданским правом административное право связано через регулирование различных сторон имущественных отношений, ногражданское право регулирует отношения на равенстве сторон, а административное – на неравенстве, то есть одна из сторон является органом управления.Общее у административного права есть и с финансовым правом, так как методы регулирования финансовых отношений в основном носят административно-правовой характер.Земельное право регулирует отношения между организациями, гражданами и государством, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся на основе административно-правовых актов.Административное право воздействует на те стороны трудовых отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов и с государственной службой (оформление на работу, увольнение, применение мер дисциплинарной ответственности и так далее).Предметом муниципального права являются отношения в сфере местного самоуправления, а предметом административного права отношения в сфере государственного управления, частью которых являются отношения на уровне местного самоуправления.Таможенное право использует методы административно-правового регулирования: установление порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу, таможенный контроль и другое.Задачи административного праваАдминистративное право регулирует публичные отношения между властью и гражданами.Административное право – одна из сложных отраслей правовой системы из-за своего разнообразия задач:
- формирование правовой государственности в России, которая, обеспечивает режим законности и обоснованности публичного управления в стране;
- установление публично-правовых стандартов организации и функционирование исполнительной власти;
- обеспечение прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
- установление административных процедур осуществления публичного управления;
- разработка концепции и осуществление административной реформы;
- создание эффективных судебных процедур защиты прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
- развитие административно-деликтного права России.К задачам административного права можно отнести такие исследования, как:
- исследование предмета административного права в современных условиях;
- исследование методов и форм правового регулирования рыночных отношений;
- исследование правового статуса исполнительной власти;
- исследование положения физических лиц в сфере государственного управления;
- исследование административно-правового статуса служащих;
- исследование правового положения организаций в сфере государственного управления;
- исследование административно-юрисдикционной деятельности;
- исследование административного производства и его видов;
- исследование административного процесса и его видов;
- исследование регулирования общего, отраслевого и межотраслевого управления;
— исследование обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.Система административного праваАдминистративное право как часть правовой системы России имеет свою систему, в которую входят ее институты, подотрасли и нормы.Ученые выделяют две части системы административного права: общую и особенную.Общая часть включает в себя основные институты административного права:
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
... процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформления процессуальных документов, которые как бы подводят итог деятельности. Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает определенные процессуальные стадии, каждая из ...
- понятие административного права;
- предмет и метод административного права;
- нормы и отношения административного права;
- науку административного права;
- субъекты административного права;
- статус участников административного права;
- правовые акты управления;
- методы реализации исполнительной власти и административное принуждение;
- административное правонарушение и административная ответственность;
- компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.- институт административно-процессуальной деятельности;
- обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти;
- виды государственного контроля;
- прокурорский надзор;
- административный надзор;
- административная юстиция;
- общественный контроль.В системе общей части можно выделить четыре элемента:
- институты и нормы регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления;
- институты и нормы управленческого права;
- правовые нормы, регламентирующие процесс управления;
- нормы, устанавливающие порядок судебной защиты прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления;
— институты и нормы административно-деликтного права.Особенная часть рассматривает три сферы: управление экономической, социально-культурной и административно-политической сферами.
По административному праву «Административно-правовые нормы»
... регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. административно-правовой статус органов управления и их должностных лиц. В административно-правовых нормах регламентируется правовой режим, определяющий деятельность не только органов исполнительной власти ...
А именно: организация государственного управления, соотношение государственного управления и государственного регулирования, соотношение компетенции РФ и ее субъектов в организации государственного управления, понятие регионального управления, межотраслевое управление и его формы, воздействие реформы на формирование системы органов исполнительной власти.Административно-правовой институт – это совокупность норм, воздействующих на определенный вид общественных отношений. Институты административного права делятся на:
- отраслевые и межотраслевые;
- материальные и процедурные;
- регулятивные и охранительные;
- простые и сложные.Административное право делится на:
- внешнее – регулирующее отношения между управляющим государством и гражданами и организациями.
Институты внешнего административного права: институт административного акта, институт административного договора, институт государственной службы, институт административной ответственности, институт принуждения;
— внутреннее – регулирующее правоотношения между государством и его органами Функции и принципы административного праваВ ст. 2 Конституции РФ, установлено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Чтобы выполнять эти обязанности административному праву, как и большинству отраслей права присущиего функции. Чтобы разобраться в функциях административного права выделим группы общественных отношений, воздействующих на функции:
- государство в лице исполнительной власти сохраняет свои монопольные позиции (армия, атомная энергетика, естественные монополии);
- сочетание государственной инициативы и самодеятельности тех или иных объектов управления (в сфере здравоохранения, культуры, образования);
- преобладание частных интересов (коммерческие структуры негосударственного характера).Из вышесказанного следует, что можно выделить такие функции административного права как:
- регулятивная функция – социальная защита, обязательное медицинское страхование, обеспечение безработных, ветеранов, инвалидов, сирот и так далее;
- организационная функция исходит из организационного характера государственно-управленческой деятельности;
- исполнительная функция способствует субъектам административно-правовых отношений их правового статуса;
- разрешительная функция выражается в определении системы разрешительных производств применяемых во многих институтах административного права;
- нормотворческая функция – функция, основанная на законе и соответствующая принципу законности;
- контрольно-надзорная функция осуществляет контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
- охранительная, которая проявляется в сформированном в рамках отрасли межотраслевом институте административно-правовой ответственности;
- правоисполнительная функция вытекает из того, что административное право – это юридическая форма реализации исполнительной власти;
- правотворческая функция выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;
- координационная функция обеспечивает эффективное взаимодействие всех сфер государственного управления;
- правоохранительная функция, обеспечивает соблюдение правового режима и защиту прав и интересов участников регулируемых отношений.По Тихомирову Ю.
А. административное право выполняет такие функций как:
Органы исполнительной власти субъектов РФ
... работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др. Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти ...
- организация и осуществление государственного управления;
- государственное регулирование;
- легализация, контроль и защита публичных интересов;
— самореализация прав граждан в сфере государственного управления.Для выполнения своих функций административное право руководствуется основными принципами – основополагающими идеями, выражающими сущность административного права, установленными Конституцией РФ, федеральными законами, законодательными и иными актами субъектов РФ. Принципы административного права определяют юридическую природу административного права, закрепляются в административно-правовых нормах, являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права, выступают средством ликвидации пробелов в административном праве, обусловлены уровнем развития общества и государства.К принципам административного права относятся:
- принцип приоритета личности;
- принцип народовластия (демократизма);
- принцип разделения властей (разграничения предметов ведения между органами законодательной, исполнительной и судебной власти);
- принцип федерализма;
- принцип сочетания централизации и децентрализации;
- принцип единства системы органов исполнительной власти;
- принцип самостоятельности каждой из ветвей власти;
- принцип ответственности перед обществом;
- принцип законности;
- принцип гласности.1) принцип приоритета личности – принцип обеспечения и защиты прав и свобод гражданина.2) принцип народовластия (демократизма) характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст.
1 Конституции РФ).
Он проявляется в сфере правотворчества и правореализации, то есть в возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном и опосредованном формировании норм административного права, в степени подконтрольности и подчиненности и открытости правоприменительных органов для общественного контроля.3)принцип разделения властей – организация государственной власти в правовом демократическом государстве.4) принцип федерализма – регулирование национальных отношений, обеспечение равноправия и самоопределения наций и народностей. В ст. 5 Конституции РФ прописаны принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство страны:государственная целостность; равноправие и самоопределение народов; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной властиРФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.5) принцип сочетания централизации и децентрализации – разграничение полномочий между федеральными субъектами управления и субъектами управления республик, краев, областей и так далее.6) принцип единства системы органов исполнительной власти — объединение совокупности органов государственной власти субъектов РФ, олицетворяющее высшую государственную власть.7) принцип самостоятельности каждой из ветвей власти – принцип независимости и неподчинения ветвей власти друг другу.8) принцип ответственности перед обществом – административная и дисциплинарная ответственность должностных лиц за неправомерное применение норм административного права, занедобросовестное исполнение своих функций и другие нарушения административно-правовых норм.9) принцип законности – строгое соблюдение Конституции и законов Российской Федерации.10) принцип гласности – все нормативные акты, применяемые в процессе административно-правового регулирования, должны быть опубликованы для всеобщего сведения. Источники административного праваИсточниками административного права являются внешние формы выражения административно-правовых норм. В этих источниках содержатся правовые нормы, регулирующие административно-правовые отношения. Источники административного права можно разделить на:
Принципы административного права
... административным правонарушением (ст. 1.6). Принципы административного права отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования исполнительной власти, управления и его персонала, определяя содержание сложных взаимоотношений внутри данной системы. Цель данной курсовой работы ...
- федеральные источники права, которые принимаются федеральными государственными органами и действуют на всей территории страны;
- источники права субъектов РФ, которые принимаются органами государственной власти субъектов РФ и действуют на территории субъекта РФ.Источниками административного права могут быть:
- Конституция РФ, которая принята 12 декабря 1993 г., закрепляющая основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления; определяющая основы формирования и деятельности органов исполнительной власти; разграничивающая предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации.
Кроме того к источникам административного права относятся конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
- законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов, то есть федеральные законы, содержащие административно-правовые нормы, действие которых распространяются и на ее субъекты. Например, законы «Об органах федеральной службы безопасности» от 22 февраля 1995 г.;
- « О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. — нормативные указы Президента РФ и утверждаемые его указами положения, а так же указы высших должностных лиц субъектов РФ. Например, указ № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительно власти»от 12 мая 2008 г.,№ 1082 «Вопросы министерства обороны Российской Федерации» от 16 августа 2004 г. и так далее;
- нормативные постановления Правительства РФ и правительств субъектов Федерации. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 « О Федеральном агентстве по делам молодежи», постановление Правительства Калининградской области от 28 июня 2007 г. № 408 «О мерах по оптимизации бюджетного сектора в Калининградской области» и другие;
- нормативные акты федеральных министерств РФ, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, представительных и исполнительных органов местного самоуправления при наделении их государственными полномочиями. А так же нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий и учреждений, например, правила внутреннего трудового распорядка;
- межгосударственные соглашения;
— акты внутриорганизационного характера – нормативные акты руководителей организаций, предприятий и так далее. Эти акты ограничиваются рамками данного формирования.Актуальные проблемы административного праваРяд актуальных проблем административного права возникает в настоящее время, так как происходит кардинальное обновление административного права: конституционно закрепляется разделение властей, переоцениваются и реформируются институты административного права. Переоценка институтов административного права заключается в следующем:1.Сохранение прежних концепций административного права приведет к решению проблем с помощью властного воздействия – правовых актов. Административное право должно охватывать только те стороны государственной жизни, где вполне обоснованы позиции государства. Из чего следует что предмет административного права – это общественные отношения, возникающие на основе и в соответствии с законом, в ходе организации органов исполнительной власти, реализации установленных административно-властных полномочий по обеспечению управления государственными объектами и разрешению административных деликтов.2. При ограничении пределов воздействия административного права, требуется расширение возможных источников права. В правотворческой практике стали заметными попытки заимствования норм права и переноса многих институтов права зарубежных государств. 3.
Понятие конституционно-правового отношения в конституционном ...
... субъектам конституционно-правового отношения; в-пятых, сделать основные выводы по курсовой работе. При написании курсовой работы использована вся доступная литература: изучены научные исследования отечественных авторов в области общей теории государства и права и конституционного права. ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/aktualnyie-problemyi-administrativnogo-prava/
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/aktualnyie-problemyi-administrativnogo-prava/
1.Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
2.Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р (ред. от 28.08.2012) «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 — 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» // СПС КонсультантПлюс.
3.Административное право: учебник для бакалавров / А. Б. Агапов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 820 с.
4. Административное право России: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 759 с.
5.Административный процесс: учебное пособие / Под ред. В.В. Волковой.– М.: Юнити-Дана, 2013. – 175 с.
6.Бородин, С.С. Административный процесс / С.С. Бородин. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 480 с.
7.Ерохина, Ю.В. Правоведение / Ю.В. Ерохина. – М.: КноРус, 2013. – 198 с.
8.Конин, Н.М. Административное право России в вопросах и ответах / Н.М. Конин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 256 с.
9.Макарейко, Н.В. Административное право. Конспект лекций / Н.В. Макарейко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. — 189 с.
10.Малько А.В. Правоведение: учеб. для вузов / А.В. Малько, Г.Н. Комкова, З.И. Цыбуленко, Е.В. Вавилин и др. – М.: КноРус, 2008. – 400 с.
11.Некрасов, С.И. Правоведение: учебник для бакалавров / С.И. Некрасов. – М.: Юрайт, 2012. – 693 с.
12.Попова, Н.Ф. Административное право (особенная часть): учебное пособие / Н.Ф. Попова. – М.: Финансовый университет, 2010. – 109 с.
13.Попов, Л.Л.. Административное право России / Л.Л. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 752 с.
Административное право как отрасль российского права
... второй главе рассматривается взаимодействие административного права с другими отраслями российского права, а также значение принципов административного права. административный право юридический норма 1. Административное право как отрасль российского права, .1 Понятие административного права Административное право как отрасль в системе российского права играет, наряду с конституционным, гражданским ...
14. Правоведение: учеб. для вузов / отв. ред. Б.И. Пугинский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 480 с.
15.Тихомиров, С.В. Административное право Российской Федерации / С.В. Тихомиров. – М.: Высшее образование, 2010. – 189 с.
16.Четвериков, В.С. Административное право Российской Федерации / В.С. Четвериков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 415 с.
17.Шумилов, В.М. Правоведение / В.М. Шумилов. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 423 с.