Роль и место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации

С момента принятия первого закона о прокуратуре длится борьба против прокуратуры, её надзорных полномочий. Полномочий, упразднение которых уничтожило бы прокуратуру как традиционный в России государственно-правовой институт защиты законности и правопорядка, защиты единого правового пространства, защиты прав и свобод личности, интересов общества и государства. Десять лет эти попытки разбиваются о решительное нет законодателей.

Назначение, принципы организации и деятельности, формы и методы работы прокуратуры не позволяют отнести её в полной мере ни к одной из трёх ветвей власти, предусмотренной Конституцией Российской Федерации.

Действующий в нашей стране прокурорский надзор не имеет аналогов в мировой практике правоохранительной деятельности: он содержит в себе функции надзора и государственного контроля, уголовного преследования и поддержания обвинения в суде, административной юрисдикции, обеспечения исполнения судебных решений и судебного надзора. «…Сегодняшний свой статус прокуратура имела не всегда».

Уже более 12 лет, с момента принятия первого Закона о прокуратуре РФ, она перестала осуществлять надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах. В суде прокурор — лишь участник судебного процесса, представляющий одну из сторон – государственное обвинение. И не более того.

Действительно, в последнее время усилия прокуратуры в сфере приведения региональных законов в соответствие с федеральными достаточно успешны. Но объективности ради следует признать, что в этом процессе органы прокуратуры играют промежуточную и второстепенную роль, поскольку прокуроры могут лишь обратиться в суды с требованием об отмене или признании незаконными актов, нарушающих федеральное законодательство. Общий надзор прокуратуры в отношении других видов деятельности без судебного механизма тоже беспомощен.

Сущность и назначение надзора за исполнением законов главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в сфере исполнительной власти. В этой сфере чаще всего допускается местничество, противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений законов, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению этих нарушений. Именно в этой области государственного управления должно быть обеспеченно действительно точное и действительно единообразное как понимание, так и применение законов. Предписания законодателя должны твёрдо проводиться в жизнь, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям. Осуществляя надзор за исполнением законов в сфере исполнительной власти, органы прокуратуры тем самым способствуют выполнению задач, стоящих перед обществом и государством, по всемерному удовлетворению потребностей граждан, повышению их материального благосостояния, обеспечению их прав и законных интересов.

9 стр., 4118 слов

Организация работы прокуратуры по надзору при исполнении наказаний ...

... прокуратурой серьезное внимание уделяется профилактике преступных проявлений, в связи с чем Генеральный прокурор в названном выше приказе предлагает прокурорам областей, города Минска, Белорусскому военному прокурору, прокурорам по надзору за исполнением законов в ...

Предлагаемое преобразование прокуратуры не потребует изменения Конституции России, наоборот, изъятие некоторых несвойственных прокуратуре функций сделает её положение действительно конституционным.

В данной дипломной работе будет рассмотрено роль и место прокуратуры в структуре государственных органов Российской Федерации её взаимоотношения со всеми ветвями государственной власти. Не возможность определения прокуратуры ни в одну из трёх ветвей власти, также мнения зарубежных экспертов на примере «многосторонней встречи». Будет рассмотрена обще надзорная деятельность прокуратуры, понятие надзора, его виды и содержание, предмет и пределы этой деятельности, полномочия прокурора, организация его работы по надзору за исполнением законов.

И в заключении предложены пути усиления позиций системы прокурорского надзора.

Глава I. Роль и место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации

Конституция Российской Федерации (1993г.) провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10)

В конституционном праве прокуратура рассматривается как один из важных конституционных институтов, являющихся неотъемлемым элементом механизма правовой защиты Конституции.1

Конституционные положения, касающиеся прокуратуры (ст.129), включены в гл.7 «Судебная власть», но совершенно очевидно, что сделано это искусственно. Прокуратура Российской Федерации является самостоятельной, независимой структурой, выполняющей функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов» в механизме разделения властей. Органы прокуратуры не принадлежат ни к одной из ветвей власти, хотя и входят в правоохранительную систему государственных органов.

В теории современного государства и права прокуратура на основе структурно-функционального анализа рассматривается и исследуется в механизме государства как важнейший независимый орган правоохраны2.

Почти три века назад Петр1, учредив должность Генерал прокурора при Сенате, заявил: «Сей чин яко око наше» (не рука, а око!),3 которое призвано было «смотреть, дабы Сенат в своём звании праведно и нелицемерно поступал»,4 а если Сенат не пожелает исправить ошибку, то – «протестовать и оное дело остановить». Петр1 изначально замыслил прокуратуру как особо доверенный орган с уникальными функциями надзора за деятельностью чиновников, как орган пресечения безнаказанного своевольства столичных и местных правителей. Как видим, орган этот ничего общего не имеет с исполнительной властью.

Не вписывается прокуратура ни в одну из трёх ветвей власти. И это факт. Факт, исключающий возможность поглощения прокуратуры исполнительной властью.

За рубежом прокуратура с точки зрения разделения властей относится либо к исполнительной, либо к судебной власти.

4 стр., 1620 слов

История создания и развития прокуратуры в Российской империи

... В соответствии с замыслом Петра I в последние годы его царствования прокурорский надзор стал выполнять существенную роль в укреплении государственности, в финансовых делах. Развитие прокуратуры в Российской империи ... деятельности, ограждал бы законные интересы власти и населения по отдельным делам. Таким виделось место прокуратуры в системе государственной власти. Но, как отмечает И.Я. Фойницкий, ...

В чем же усматривают наши западные оппоненты препятствие для эффективной работы прокуратуры?

Не имея возможности подробно остановиться на позиции каждого зарубежного эксперта, приведём кратко наиболее значимые выводы, характерные для дискуссии: Иржи Томан, эксперт Европейского Совета, Швейцария: «Несмотря на разногласия… имевшиеся на протяжении прошедших десятилетий, нам удаётся выявить некоторые принципы, которые свойственны демократическим режимам, чтобы обеспечить соблюдение прав человека. Конституционно – правовой статус прокуратуры должен быть рассмотрен в самом общем контексте правового государства, философии демократического государства и разделения властей». Давая характеристику современных систем прокуратуры и их эволюции в странах центральной и восточной Европы, г-н Томан констатирует, что «многие страны демонстрируют стремление к новой концепции и что преобразования могут происходить только поэтапно, принимая во внимание общественную ситуацию каждой из стран…». И, наконец, главный вывод эксперта: «Статус прокуратуры, его принципы (характеристики) основываются на общей модели, взятой из исторической эволюции, юридических, экономических и социальных условий каждой

Сошлёмся и на мнение другого авторитетного докладчика, заместителя Генерального прокурора кассационного суда Франции Бруно Котте, осветившего тему о роли прокурора в защите прав граждан от незаконных решений администрации. Отстаивая прерогативу суда при разрешении жалоб, которая, по его мнению, в российском законодательстве недостаточно корреспондируется с Европейской Конвенцией по правам человека, он тем не менее приходит к выводу: «Прокуратура, функционально представляющая общие интересы, должна заявить о своей точке зрения во время рассмотрения судебными учреждениями споров между подчинёнными и администрацией. Именно ей предстоит оценить те дела, в которые она считает необходимым вмешаться. Именно ей будет поручено следить за выполнением решений принятых судебными учреждениями… Роль, которую могла бы сыграть в этой области прокуратура в силу своего размещения на всей территории Федерации, своего призванного авторитета и своего опыта, могла бы быть первостепенной».6

«Высказанные мысли», заключает французский прокурор, «не разоружают прокуратуру, но позволят ей в контексте обновления так же решить и нынешние задачи «общего надзора», которые представляются исключительно сложными и тернистыми». Как видим, высказывания представителей юриспруденции западного мира сильно разнятся с позицией и тоном отечественных оппонентов прокурорского надзора.

Далее, в главных выводах документа подчёркивается, что «изменение статуса, структур, задач и форм работы прокуратуры должно осуществляться гармонично в соответствии с изменениями судебных и правовых систем, частью которых она является, имея в виду, что главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека и гражданского общества».7

Отрицать пользу изучения и использования чужого опыта только потому, что он чужой, нельзя. Навязывать его, ссылаясь всего лишь на то, что у нас не так, как у других, вредно.

Но, было бы неправильно пытаться переделывать прокурорскую систему одной страны по принципу другой. Опыт показал сложность создания новой службы в стабильной обстановке. Ещё более сложно сделать это во время политических и социальных изменений. Чтобы преуспеть, необходимо понимать важность совместимости любой системы с культурой и историей страны, а также способностью быть, понятой обществом, в котором она функционирует.

3 стр., 1103 слов

Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений в ...

... данное заявление рассмотрению и удовлетворению? Каковы действия прокурора в данной ситуации? 5. Коллектив районной больницы (70 человек) обратился в прокуратуру с жалобой, в которой ... нормативные акты, регламентирующие работу по рассмотрению, разрешению, учету обращений прокуратурой, включая ведомственные приказы, распоряжения и указания. 4. В прокуратуру района поступило заявление Антоновой, в ...

В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ, и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.

Компетенция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется на различные субъекты применения законов, которые относятся ко всем выделенным ветвям единой государственной власти. Кроме того, эта компетенция прокуратуры распространяется также и на органы местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти (ст.12).

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ст. 1 ч.2 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Федеральным законом на прокуратуру также возложен надзор за:

  • исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие:
  • исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу:
  • исполнением законов судебными приставами. Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно процессуальным законодательством, а также координацию деятельности правоохранительных органов.

Реализация законов есть не только правовое, но и политическое требование, поскольку нарушение законности причиняет ущерб общественным интересам.8

Вышеназванные функции и направления деятельности (прокурорского надзора) определяют и основные параметры характеристики отношений прокуратуры с органами исполнительной власти. Особенно это касается её отношений с иными правоохранительными, а также контролирующими органами. Все правоохранительные органы, равно как и органы вневедомственного контроля за исполнением (надзора), являются специализированными органами контроля за исполнением (соблюдением) законов в соответствующих достаточно ограниченных сферах правовых отношений. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений.

4 стр., 1694 слов

Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации

... или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно- правовая связь. Важнейший принцип системы органов государственной власти - принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов - Президента ...