Организация надзора в банковской системе

Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата, особенно во время кризиса.

Надзор — форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. Банковский надзор-это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Эффективное функционирование банковской системы — необходимое условие развития рыночных отношений во всех развитых странах. В большинстве стран банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функций центрального банка или министерства финансов.

В таких странах, как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют национальные центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с государственными органами.

В отечественной практике надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет Национальный банк РБ. В Национальном банке реализация функций надзорного органа возложена на Главное управление банковского надзора и соответствующие подразделение территориальных Главных управлений Национального банка.

Для успешного формирования устойчивой кредитно-денежной политики банков необходим определенный уровень регулирования их деятельности со стороны государства, так как банковская система функционирует на взаимном доверии банков и клиентов, подкрепленном финансовой надежностью банковского дела. Государство и центральный банк заинтересованы в безопасном развитии банковской системы, поэтому они вынуждены прибегать к регулированию и надзору. Это и обусловило выбор мной темы курсовой работы: «Организация надзора в банковской системе».

Цель курсовой работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания по теме «Организация надзора в банковской системе», овладеть навыками самостоятельной работы.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические подходы к организации надзора в банковской системе;

2. Показать этапы надзора в банковской системе в современных условиях;

3 стр., 1395 слов

Банковский надзор и система регулирования банковской деятельности

... состояние банковского надзора в РФ рассмотреть перспективы развития банковского надзора Представленная курсовая работа состоит из введения, 5 глав, заключения и списка использованной литературы. 1. Необходимость и сущность банковского надзора Одним из направлений государственного регулирования банковской деятельности является банковский надзор. Так, Банк ...

3. Рассмотреть правовое обеспечение банковского надзора;

4. Показать перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь.

Глава 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

1.1 Цели, виды и значение банковского надзора

Банковская система выполняет важнейшую роль в рыночной экономике. Существует двухсторонняя связь между экономикой и банковской системой. Поскольку банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение.

Банковский надзор — это система, процедуры наблюдения и регулирования банковской деятельности с целью повышения ее эффективности и безопасности.

Основными целями надзора за коммерческими банками являются:

  • защита вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества;
  • защита клиентов от системного риска (при банкротстве одного банка могут потерпеть банкротство несколько банков и тем самым, будет подорвано доверие ко всей системе);
  • обеспечение доверия вкладчиков и кредиторов к банковской системе;
  • формирование эффективной и конкурентоспособной банковской системы, отвечающей потребностям общества;
  • разрешение проблемных ситуаций в банке, поддержание его надежности;
  • защита экономики от отрицательных явлений в банковской системе.

Реализуя свои надзорные функции, Национальный банк Республики Беларусь содействует нормальному функционированию банков, обеспечивая создание им равных условий для конкуренции и развития. Регулирующие и контрольные функции Национального банка определяются в том объеме, который необходим для обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Банковский надзор классифицируется по следующим признакам: по времени осуществления; по источникам используемой информации; по полноте охвата деятельности поднадзорных банков.

Классификация надзора в банковской системе приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Классификация банковского надзора

Признаки

Банковский надзор

По времени осуществления

предварительный

текущий

последующий

документальный

фактический

По полноте охвата деятельности поднадзорных банков

сплошной

выборочный

По субъекту надзора

специализированный

пруденциальный

По времени осуществления надзорных функций банковский надзор подразделяется на: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный надзор носит предупреждающий характер, предшествуя совершению тех или иных событий или действий в функционировании банковской системы. Его цель — предотвращать незаконные действия и негативные факты в банковской сфере. Например, банковский надзор осуществляется на стадии создания банков, являясь одной из важнейших функций Национального банка Республики Беларусь. [15]

Текущий надзор Национальный банк осуществляет повседневно, регулируя деятельность банков в процессе совершения ими различных банковских операций, например эмиссионных, валютных и др.

Последующий банковский надзор заключается в проверке операций банков, подлежащих надзору, после их осуществления. Он проводится по фактическим документам, подтверждающим совершение банковских операций, регистрам бухгалтерского учета, данным балансов и отчетов и другим сведениям путем обследования банков, анализа и аудита их деятельности.

Целями последующего банковского надзора являются установление соблюдения банковского законодательства, проверка достоверности данных о полноте, своевременности и эффективности совершенных банковских операций, ликвидация допущенных банками нарушений и недостатков в своей работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц наложение штрафных и других экономических санкций.

По срокам выполнения последующий надзор подразделяется на: оперативный и периодический.

Оперативный последующий надзор осуществляется после совершения интересующего события или действия банка с целью оперативного принятия мер для исправления положения при их нежелательных последствиях. Следовательно, оперативный последующий надзор содействует быстрейшему устранению негативных явлений в банковской сфере. [6]

Периодический последующий банковский надзор проводится за определенный отчетный период времени по данным отчетности банков, результатам инспектирования с выездом на места, записям в учетных регистрах поднадзорных банков и другим источникам. Его основная цель состоит в установлении законности, своевременности и целесообразности, совершенных в банковской системе операций и процессов, в выявлении внутренних резервов повышения ее функционирования.

Последующий банковский надзор, отличающийся углубленным изучением всех сторон деятельности банка, позволяет выявить упущения предварительного и текущего надзора. Классификация последующего надзора предполагает его подразделение на проверку (ревизию), обследование и счетную проверку отчетности (рисунок 1).

Проверки (ревизии) деятельности банков являются обязательной регулярной формой последующего надзора за их работой. Они базируются на основе первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, результатов инвентаризации наличия денежных средств и материальных ценностей. Подкрепляя свои выводы обоснованными документальными и фактическими сведениями, проверки (ревизии) становятся важным орудием вскрытия и предупреждения нарушений законодательства, банковской дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрибанковских резервов. По способу назначения различают плановые и внеплановые проверки (ревизии).

Рисунок 1- Классификация последующего надзора

Обследование банка проводится по определенному кругу вопросов, что позволяет выявить явные недостатки и нарушения в работе на данный момент или по одному какому-либо вопросу (теме).

Оно осуществляется путем ознакомления с отдельными сторонами деятельности банка или его подразделения.

Счетная проверка отчетов банка представляет собой совокупность специальных приемов проверки их достоверности. Роль счетных проверок как одной из форм последующего надзора возрастает на современном этапе, когда банк составляет консолидиророванную (сводную) финансовую отчетность в целом по банку (включая свои дочерние и совместные предприятия и исключая остатки по взаимным расчетам и вложениям).

При этом особо важна достоверность исходной банковской информации (слагаемых консолидированного отчета — отчетов дочерних и ассоциированных компаний).

Документальным называется банковский надзор, при котором используются данные, имеющиеся в формах отчетности, постановлениях и распоряжениях поднадзорных банков, их учетных регистрах и в другой документальной информации. [4]

Фактическим называется банковский надзор, при котором состояние деятельности банка устанавливается на основании обследования, инспектирования или другими способами, связанными с конкретными выездами на места специалистов Национального банка.

Документальный и фактический банковский надзор тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

По признаку полноты охвата банковским надзором деятельности поднадзорных банков различают сплошной и выборочный надзор.

Сплошной надзор охватывает проверкой все без исключения операции банка, подлежащие надзору, а выборочный — лишь их часть с тем, чтобы его результаты можно было распространить на все аналогичные операции контролируемого банка. Точность результатов надзора при этом должна гарантироваться достаточной представительностью (репрезентативностью) выборки банковских операций.

Специализированный надзор за деятельностью банковской системы осуществляет Национальный банк Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставляемых ему законодательством Республики Беларусь.

Реализуя свои надзорные функции, Национальный банк Республики Беларусь содействует нормальному функционированию банков, обеспечивая создание им равных условий для конкуренции и развития. Регулирующие и контрольные функции Национального банка определяются в том объеме, который необходим для обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Пруденциальный надзор за деятельностью банков является одним из видов контроля, осуществляемого правительствами большинства стран мира, и служит обеспечению надежности и безопасности функционирования отдельных кредитных учреждений, а также поддержанию общественного доверия к стабильности банковской системы в целом.

С целью осуществления своих функций в области банковского надзора Национальный банк Республики Беларусь проводит проверки банков и их филиалов и применяет санкции по отношению к нарушителям.

Согласно Закону Республики Беларусь «О Национальном банке Республики Беларусь» Национальный банк может назначать сплошную или выборочную проверку операций банков, расположенных на территории республики.

В ходе надзора проводится проверка выполнения соответствующих правил, инструкций, положений, других нормативных документов, обязательных для исполнения всеми банками на территории Республики Беларусь, обеспечивающих безопасное и ликвидное функционирование банковской системы. Устанавливается также, надежно ли функционирует внутренний аудит в банках, в полном ли объеме и в срок представляется бухгалтерская и статистическая отчетность. Надзор осуществляется посредством надлежащего лицензирования и применения его норм и процедур.

Таким образом, от качества проводимого банковского надзора во многом зависит своевременность вскрытия нарушений в организации банковской деятельности, и, следовательно, возможность предупреждения различного рода злоупотреблений, недостач и растрат.

1.2 Основные принципы эффективного банковского надзора

Принципы банковского надзора — главные положения, правила, которые должны соблюдаться при регулировании банковской деятельности. Эти принципы определены самой сущностью, особым статусом, ролью кредитных учреждений (банков).

Основные принципы эффективного банковского надзора, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору, были приняты на ежегодном собрании Международного валютного фонда и Всемирного банка международным финансовым сообществом в октябре 1997 года в Гонконге. В этом основополагающем документе кратко сформулированы рекомендации надзорным органам по осуществлению банковского надзора, выявлению и оценке рисков.

Республика Беларусь также поддержала внедрение Основных принципов в национальную систему надзора за банками. Они подлежат внедрению в систему надзора и распространяются на:

  • предварительную разработку условий для эффективного банковского надзора (принцип 1);
  • лицензирование и структуру собственности (принципы 2-5);
  • регулирование и требования к банковской системе (принципы 6-15);
  • методы банковского надзора (принципы 16-20);
  • требования к информации (принцип 21);
  • официальные полномочия органов надзора (принцип 22);
  • международные банковские операции (принципы 23-25).

Принципы являются минимальными требованиями, которые можно применять в рамках национальных юридических систем. Их необходимо дополнить другими мерами, предназначенными для определения условий и рисков, присущих кредитным системам отдельных стран.

В нашей банковской системе большинство принципов в той или иной мере выполняется. Неполное выполнение относится главным образом к принципам, касающимся независимости органа банковского надзора и его обеспеченности необходимыми ресурсами, а также осуществления надзора на консолидированной основе.

В целях достижения более полного соответствия Базельским принципам Национальный банк разработал и представил в Национальное собрание проект изменений и дополнений в Банковский кодекс, а также осуществляет планомерную работу по устранению выявленных недостатков в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.

Следует отметить, что, согласно внешней экспертной оценке соответствия законодательства Республики Беларусь в области банковского надзора и практики его применения Основным принципам, в сентябре 2008 г. в рамках программы FSAP существующая организация инспекционного надзора в Республике Беларусь признана соответствующей Основным принципам.

Таким образом, в соответствии с Основными принципами банковский надзор должен иметь перспективный взгляд на профиль риска банков, что позволяет ему заблаговременно устранять любую серьезную угрозу стабильности банковской системы со стороны любых действующих или возникающих рисков.

1.3 Организационная структура банковского надзора

Организационная структура банковского надзора в различных государствах строится с учетом национальных особенностей, но при этом учитывается интернациональный характер банковской системы. Система банковского надзора в государстве может включать виды и органы контроля, которые показаны в таблице 1.2.

Банковский надзор до недавнего времени имел тенденцию к внутренней ориентации, однако многие банки стали международными организациями с филиалами и отделениями, клиентурой за рубежом, с активными корреспондентскими отношениями. Национальным органам надзора трудно проследить за зарубежными операциями банков. Возникла необходимость взаимодействия между органами национального и международного банковского надзора. [5]

Международный контроль и надзор осуществляются в рамках различных объединений самостоятельных государств, практикующих координацию денежно кредитной, валютной и финансовой политики с помощью международных валютно-финансовых, аудиторских организаций. Международные органы надзора стремятся к тому, чтобы содействовать прочности и стабильности международной банковской системы. Надзор за банками должен быть согласованным, что позволит применять его к банкам различных стран. Неразвитость банковской системы в стране может угрожать финансовой стабильности, как этой страны, так и мировой экономики. С этой целью осуществляются многочисленные контакты с органами надзора во всех странах.

Таблица 1.2

Виды и органы банковского надзора

Межгосударственный

контроль

Внутригосударственный контроль

Государственный

контроль

Аудит

Контроль

собственников

Международные

валютно-финансовые

организации

Центральный банк страны

Аудит внешний (аудитор, аудиторская организация)

Собрание акционеров

Международные аудиторские организации

Специальные органы надзора

Аудит внутренний (служба аудита банка)

Совет (правление) банка

Смешанная система

Ревизионная комиссия и другие органы внутрибанковского контроля

Базельский комитет является надзорным органом, создан управляющими банков десяти промышленно развитых европейских стран в 1975 г. Он состоит из представителей банков, надзорных органов и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Швейцарии, Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Комитет заседает в Банке международных расчетов в Базеле (Швейцария), где размещается его Секретариат.

Базельский комитет по банковскому регулированию выполняет функции международного методологического центра по регулированию и надзору за банками. Он обобщает опыт стран, разрабатывает рекомендаций и стандарты банковского надзора, используемые большинством государств мира.

Внутригосударственный банковский надзор может иметь следующие разновидности:

  • основные обязанности в области банковского надзора вменяются центральному банку;
  • создаются самостоятельные органы надзора, отделенные от центрального банка;
  • внедряется смешанная система, при которой Центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами, например, с Министерством финансов, Банковским комитетом и др.

В Республике Беларусь надзор за коммерческими банками осуществляется:

  • соответствующими надзорными подразделениями Национального банка;
  • внутренним аудитом (аудиторскими службами коммерческого банка);
  • внешним аудитом (аудиторскими организациями, осуществляющими независимый аудит);
  • собственниками.

За Национальным банком закреплено право надзора за деятельностью банков, филиалов и представительств банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, что обусловлено:

  • наличием у Национального банка сети управлений, отделов, что позволяет эффективно осуществлять надзор за банками на местах, используя свою инфраструктуру и подготовленные кадры;
  • возможностью сэкономить время и исключить затраты на создание какого-либо нового специализированного органа по надзору;
  • возможностью использовать получаемую Национальным банком отчетность о деятельности банков и контролировать развитие операций банков, их финансовое положение и влияние на экономику;
  • большим историческим опытом банковского надзора со стороны центральных банков других государств;

— связью с международными организациями в области надзора. Проверки Национального банка не заменяют аудиторских проверок, проводимых для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и отчетности, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами.

Органы, задействованные в надзоре, должны иметь четкие задачи и обязанности. Прежде всего, они должны располагать оперативной самостоятельностью и не зависеть от политического и правительственного влияния. Органы надзора должны быть независимы и от банков, за которыми они осуществляют надзор. Необходимы также механизмы получения от банков информации для оценки деятельности банка, а также обмена информацией между надзорными органами и обеспечения ее конфиденциальности. Органы банковского надзора должны иметь право принимать адекватные меры воздействия в случае несоответствия деятельности банков пруденциальным нормам, а также в случае нарушения банками законодательства .[14]

В Национальном банке реализация функций надзорного органа возложена на Главное управление банковского надзора и соответствующие подразделения территориальных Главных управлений Национального банка. Его структура приведена в приложении А.

банковский надзор лицензирование контроль

Глава 2. Этапы банковского надзора

2.1 Регистрация банков и лицензирование банковской деятельности

Государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк. Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации может быть принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в течение десяти рабочих дней выдает:

  • свидетельство о государственной регистрации банка;
  • разрешение на право изготовления печатей;

— документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.

Национальный банк вправе отказать в регистрации банка в следующих случаях: на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью, несоответствие учредительных документов требованиям законов Республики Беларусь; отсутствие или незаконное происхождение финансовых ресурсов инвесторов для внесения в уставный капитал; профессиональная непригодность председателя Правления банка, его первого заместителя и главного бухгалтера банка; недостоверность представленной информации. [2]

Национальный банк Республики Беларусь выдает со свидетельством о государственной регистрации банка лицензию на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

Банкам могут быть выданы следующие виды лицензий:

  • общая лицензия на осуществление банковских операций;
  • внутренняя лицензия на осуществление валютных операций;
  • генеральная лицензия на осуществление валютных операций;
  • лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами;
  • лицензия на привлечение средств физических лиц во вклады и на депозиты;
  • разовая лицензия на осуществление отдельных операций.

На стадии лицензирования банковской деятельности обеспечивается контроль над законностью происхождения капитала, поступающего в банковскую систему, за квалификацией руководителей исполнительных органов банков.

На основе общей лицензии банк имеет право проводить следующие операции в национальной денежной единице: привлечение средств юридических лиц во вклады и на депозиты; предоставление кредитов от своего имени за счет привлеченных средств, включая финансовый лизинг расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка, инкассация наличных денег и перевозка ценностей управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем этих средств.

Общая лицензия выдается банку в момент его регистрации. Однако к совершению операций банк вправе приступить только при наличии внутренних положений, регламентирующих порядок их осуществления и контроля.

С целью приобретения права совершать операции, разрешенные общей лицензией, но в иностранной валюте банк должен получить внутреннюю лицензию на осуществление валютных операций. Данная лицензия распространяется на операции в иностранной валюте, совершаемые только на территории Республики Беларусь. Для возможности совершения валютных операций как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами банку необходимо получить генеральную лицензию на осуществление валютных операций.

Обязательным условием для получения лицензий на осуществление валютных операций является выполнение банком всех квалификационных и технических требований, определяющих готовность банка к осуществлению таких операций не только на территории Республики Беларусь, но и за ее пределами. [7. C. 57]

При наличии генеральной лицензии на осуществление валютных операций или одновременно с ее получением банк может получить лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами. Данная лицензия дает право банку совершать такие операции, как открытие металлических счетов, ответственное хранение драгоценных металлов, кредитование под их залог совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов от своего имени, а также от имени и за счет средств клиентов (депозитные операции).

Очевидно, что проведение этих операций сопряжено с высоким риском и требует большой предварительной подготовки. Поэтому лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами банки могут получить только по истечении трех лет своей деятельности. Обязательным условием для получения лицензии является устойчивое финансовое положение банка и наличие собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 5 млн. евро.

Следует отметить, что еще до выдачи лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами специалистам, которые будут осуществлять эти операции, необходимо пройти обучение в учреждениях, имеющих соответствующие полномочия и тестирование в Национальном банке. Тестирование должны пройти и должностные лица банка, курирующие эти структурные подразделения.

По истечении двух лет с момента регистрации в Национальном банке Республики Беларусь коммерческий банк имеет право получить лицензию на привлечение средств физических лиц во вклады и на депозиты (в белорусских рублях и иностранной валюте).

Обязательным условием для получения указанной лицензии является устойчивое финансовое положение банка, т.е. банк должен выполнять установленные Национальным банком экономические нормативы соблюдать требования по формированию обязательных резервов, депонированных в Национальном банке, работать без убытков и не иметь задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами в течение последних шести месяцев.

В необходимых случаях банк может получить разовую лицензию на осуществление отдельных операций. Эта лицензия дает право на проведение конкретной банковской операции в иностранной валюте в разовом порядке.

Кроме вышеперечисленных операций, для совершения которых необходима лицензия Национального банка, коммерческий банк проводит ряд других операций с согласия Национального банка и при наличии соответствующей лицензии органов государственного управления. К таким операциям относятся: выдача за третьих лиц гарантий и обязательств, предусматривающих исполнение в денежной форме; факторинг, операции с ценными бумагами; лизинг; сдача в аренду специальных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей и др. [9, c. 112]

Регистрация банков и лицензирование банковской деятельности регулируются «Инструкцией о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности» (утв. Постановлением Правлением Национального банка Республики Беларусь №175 от 28 июня 2001г.), Банковским кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

2.2 Контроль соблюдения системы экономических нормативов

Одним из основных пруденциальных требований, предъявляемых Национальным банком к банкам в целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Беларуси, является обязательное выполнение банками ряда экономических нормативов, в том числе нормативов достаточности капитала, ликвидности, ограничения крупных рисков и ряда других (Приложение Б).

Национальному банку предоставлено право устанавливать конкретные значения экономических нормативов, определять методику расчета показателей, используемых для оценки их выполнения, устанавливать, в случае необходимости, дополнительные экономические нормативы.

Контроль соблюдения банками экономических нормативов осуществляется на основании отчетности, представляемой банками в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка, а также в ходе проверок банков.

Перечень обязательных экономических нормативов и основные принципы расчета показателей, характеризующих их выполнение, установлен Банковским кодексом и инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 137):

  • минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка;
  • предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка, но не более двадцати процентов размера этого фонда;
  • минимальный размер нормативного капитала для действующего банка;
  • нормативы ликвидности банка;
  • нормативы достаточности нормативного капитала банка;
  • нормативы ограничения кредитных рисков;
  • нормативы ограничения валютного риска;
  • нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций;
  • иные нормативы, необходимые для ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов. [3]

Под ликвидностью понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Ликвидность определяется сбалансированностью активов и пассивов баланса банка по трем основным факторам — суммам, срокам и стоимости.

В целях поддержания ликвидности банк должен иметь определенную сумму высоколиквидных активов, которые могут быть немедленно направлены на выплату обязательств, постоянно анализировать денежные потоки и соответствие активов и пассивов по временному диапазону, при необходимости привлекать средства на межбанковском рынке. [8]

В целях контроля состояния ликвидности банка устанавливаются нормативы:

  • мгновенная ликвидность;
  • текущая ликвидность;
  • краткосрочная ликвидность;
  • минимальное соотношение высоколиквидных и суммарных активов.

Мгновенная ликвидность характеризует соотношение балансовой суммы активов до востребования и пассивов (обязательств) до востребования и с просроченными сроками. Минимально допустимое значение норматива мгновенной ликвидности устанавливается в размере 20%.

Текущая ликвидность характеризует соотношение балансовой суммы активов с оставшимся сроком погашения до 1 месяца, в том числе до востребования (текущие активы), и пассивов с оставшимся сроком возврата до I месяца, в том числе до востребования и с просроченными сроками (текущие пассивы).

Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности устанавливается в размере 70%.

При расчете мгновенной и текущей ликвидности активы и пассивы включаются в сумме по балансу без учета соответственно степени ликвидности и риска одновременного слияния. При оценке сроков погашения активов и возврата пассивов в случае отсутствия четко определенных сроков применяют принцип консервативности: сумма таких активов в расчете мгновенной и текущей ликвидности не участвует, сумма пассивов относится к обязательствам до востребования.

Краткосрочная ликвидность характеризует соотношение активов со сроками погашения до 12 месяцев (фактическая ликвидность) и обязательств со сроками исполнения до 12 месяцев (требуемая ликвидность).

Минимально допустимое значение норматива краткосрочной ликвидности устанавливается в размере 1 месяц.

Фактическая ликвидность — это имеющиеся ликвидные активы для оплаты обязательств в соответствии со сроками погашения или по первому требованию в зависимости от вида обязательств.

Требуемая ликвидность — сумма ликвидных активов, которую необходимо иметь банку для своевременной оплаты своих обязательств при их востребовании. Она определяется по сумме пассивов до востребования, взвешенных на риск одновременного снятия средств по ним, обязательств, сроки погашения по которым уже наступили, а также сумме отрицательных несоответствий между активами и пассивами по срокам до 12 месяцев.

Минимально допустимое значение соотношения высоколиквидных и суммарных активов банка устанавливается в размере 10%.

Нормативы достаточности капитала. Активы для расчёта достаточности капитала в зависимости от степени кредитного риска подразделяются на семь групп, для которых устанавливаются следующие степени риска: 0%, 20%, 35%, 10%, 75%, 100%, 150%.

Норматив достаточности капитала — это установленное предельное процентное соотношение размера собственных средств (капитала) банка и общей суммы активов и внебалансовых обязательств, оцененных по уровню риска, за минусом суммы созданных резервов. Нормативы достаточности устанавливаются для собственного и основного капитала. [6, c. 69]

Соблюдение основных экономических нормативов — ликвидности и достаточности капитала — не в полной мере и не всегда определяет финансовую стабильность коммерческого банка и страхует его от рисков (финансовых потерь).

Именно с целью минимизации возможных финансовых потерь для коммерческих банков устанавливаются нормативы максимальных размеров рисков при проведении операций по размещению и привлечению средств.

Нормативы минимального размера собственных средств (капитала) для действующего банка, достаточности капитала, максимального размера привлеченных средств физических лиц, соотношения привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском, участия банка (небанковской кредитно-финансовой организации) в инвестиционной деятельности, максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) и максимального размера собственных вексельных обязательств банки (небанковские кредитно-финансовые организации) обязаны соблюдать ежемесячно.

Норматив минимального размера уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка должен соблюдаться на дату его государственной регистрации.

Норматив предельного размера неденежной части уставного фонда банка должен соблюдаться на дату его государственной регистрации, а также на дату истечения двух лет после его государственной регистрации. Контроль соблюдения банками норматива осуществляется Национальным банком на основании учредительных документов банка. Остальные экономические нормативы банки обязаны соблюдать ежедневно.

В первом полугодии 2010 выполнены нормативы безопасного функционирования, установленные Национальным банком Республики Беларусь. Так, достаточность капитала по банковскому сектору на 1 июля 2010 г. составила 19,8%. Этот показатель более чем в 2 раза превышает установленный норматив для отдельного банка (8%).

Средний по банковскому сектору норматив краткосрочной ликвидности на 1 июля 2010 г. сложился на уровне 3,5 при минимальном пруденциальном нормативе, установленном для отдельного банка, 1,0.

Сохранение и повышение устойчивости функционирования банков по-прежнему остается ключевым направлением развития банковского сектора в III квартале 2010 г. Для этого работа банков будет сосредоточена на снижении кредитных рисков, привлечении средств населения на долгосрочной основе, усилении финансовой дисциплины, а также активизации привлечения зарубежного капитала. [10,с.5]

2.3 Дистанционный надзор и инспектирование банков

Дистанционный (off-site) надзор является составляющей частью текущего надзора за банком и основывается на анализе представляемой банками балансовой, пруденциальной отчетности, материалов инспекций и прочей информации, имеющей отношение к их деятельности. В составе Главного управления банковского надзора Национального банка функции дистанционного надзора закреплены за Управлением организации надзора.

Основной целью дистанционного надзора является принятие всего комплекса мер надзорного реагирования, содействующих обеспечению банком безопасного и ликвидного функционирования.

Основным инструментом дистанционного надзора является дистанционный анализ с использованием автоматизированной системы сбора и представления отчетности банками (в настоящее время — 31), основанный на мониторинге финансовых коэффициентов, выполнения нормативов безопасного функционирования и иных юридических требований, а также на сравнении банков.

Инспекционный надзор позволяет получить наиболее полную картину о профиле риска банка на основе количественной и качественной информации, полученной в ходе проверки. Однако он имеет некоторые ограничения, поскольку требует вовлечения значительных надзорных ресурсов, часто является затратным и обременительным для банков и может осуществляться только на периодической основе. Содержащаяся в инспекционных оценках информация в течение полугода утрачивает значимость. Дистанционный же надзор с использованием аналитических систем мониторинга надежности и устойчивости банков осуществляется непрерывно. Соответственно, полученная в ходе него оценка всегда актуальна. [11]

Мировой опыт осуществления дистанционного надзора и современные тенденции его развития привели к необходимости качественного улучшения организации банковского надзора в Республике Беларусь посредством внедрения в практику работы органов, осуществляющих дистанционный надзор, методов и инструментов по оценке рисков банковской деятельности — риск-ориентированный надзор.

Риск-ориентированные системы надзора позволяют:

  • оптимизировать использование надзорных ресурсов для обеспечения эффективного и результативного процесса мониторинга и оценки надежности и устойчивости банков на постоянной основе с целью обеспечения своевременного реагирования на возникающие у банков проблемы;
  • применить данную систему не только для определения и измерения рисков банков, но и для оценки качества управления ими;
  • более точно понимать характеристики деятельности, профиля рисков и качества управления банком;
  • выявлять на ранней стадии, вновь возникающие риски у отдельных банков и в банковском секторе в целом;
  • оценить перспективы развития банков.

Риск-ориентированный дистанционный надзор предполагает наличие механизмов оценки вероятности неисполнения банком своих обязательств (дефолта) и его последствий, а также определение системной значимости банков и учет этого элемента при распределении надзорных ресурсов. Соответственно, задачами дистанционного надзора в Республике Беларусь на современном этапе являются:

  • понимание характеристик деятельности, профиля рисков и качества управления банков и их мониторинг на непрерывной основе;
  • контроль выполнения банками пруденциальных нормативов безопасного функционирования и других юридических требований;
  • выявление потенциальных проблем у банков на ранней стадии;
  • оценка перспектив развития банков;
  • предоставление руководству банковского надзора текущей надзорной информации;
  • принятие при необходимости надзорных мер;
  • содействие эффективному проведению инспекционных проверок.

В рамках риск-ориентированного дистанционного надзора особенно важна перспективная оценка, поскольку существенное повышение текущей надежности и устойчивости банка может быть достаточно легко достигнуто за счет проведения некоторых регулирующих операций. Зачастую мотивация проведения таких операций состоит в желании скрыть недостатки менеджмента в банке.

Выявление не только недостатков менеджмента в банке, но и фактов проведения регулирующих операций является очень важным. Очевидно, что оценки соблюдения банком нормативов безопасного функционирования, соответствия величины принимаемых рисков уровню его капитала и показателей платежеспособности, то есть показателей деятельности за прошедший период, для данной цели недостаточно. Цель может быть достигнута путем сравнения показателей деятельности банков со схожими характеристиками значимых операций, финансового положения и рисков.

Такой подход позволяет сравнить применяемые банками механизмы снижения и управления рисками и, соответственно, выделить из них наиболее эффективные с точки зрения банковского надзора. В этом состоит принципиальное различие в подходах к оценке надежности и устойчивости банка с текущей и перспективной точки зрения. Текущая оценка надежности может быть сведена к вычислению некоторых показателей или непрерывного функционала от показателей. Перспективная оценка базируется на их сопоставлении по принципу “больше-меньше” (“лучше-хуже”), то есть на порядковых сопоставлениях.

В первую очередь совершенствование практики проведения дистанционного надзора касается оптимизации и улучшения подходов к оценке основных рисков банковской деятельности (кредитного, валютного, риска потери ликвидности), выработки критериев и процедур по идентификации и определению уровня процентного, операционного и правового риска, прочих рисков банковской деятельности, «материализация» которых может оказать негативное влияние на безопасное и ликвидное функционирование банка.

В настоящее время в Республике Беларусь в ходе дистанционного надзора проводится анализ показателей, характеризующих выполнение банком нормативов безопасного функционирования, структуру и качество активов, финансовый результат, а также общую структуру баланса, которого недостаточно для комплексной оценки.

Определение реального финансового состояния и тенденций развития банков невозможно без всестороннего анализа показателей их работы и оценки всех возникающих рисков банковской деятельности. Совершенствование форм и способов осуществления аналитических функций также является одной из наиболее актуальных задач дистанционного надзора.

В рамках реализации данного направления деятельности продолжается работа по созданию и автоматизации комплексной системы анализа финансового положения банков. Конечным результатом данной работы должна стать целостная система сбора, обработки и представления данных о деятельности каждого зарегистрированного на территории Республики Беларусь банка, необходимых для определения реального финансового состояния банка, идентификации и оценки уровня имеющихся рисков.

ГЛАВА 3. Банковский надзор в республике беларусь

3.1 Правовое обеспечение надзора в банковской системе Республики Беларусь

Система надзора включает сложное сплетение финансовых, юридических, экономических и административных норм и связей. Наиболее важные из них следующие:

  • кодифицированный свод законов, касающихся экономических субъектов и собственности, включая банковское законодательство;
  • стандарты учета и отчетности;
  • система надзорных органов, их функций, полномочий;
  • практика надзора, ее последовательность;
  • система коррективных мер и экономических санкции;
  • банковская отчетность. Степень открытости данных для общественности возрастает, поскольку финансовые рынки потребовали более детальной информации. Раскрытие информации финансового характера имеющимся и потенциальным инвесторам, кредиторам и клиентам является средством успешного функционирования банков;
  • использование международных правил, принципов банковского надзора.

Практически все аспекты банковской деятельности подпадают под действие специальных и общих законодательных актов. Банковское законодательство — система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов банковских правоотношений. К таким актам относятся: Конституция Республики Беларусь; Банковский кодекс Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; законы Республики Беларусь; декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь или республиканских органов государственного управления.

Национальный банк регламентирует порядок осуществления банковских операций. Он имеет право издавать правила, инструкции, положения, другие нормативные документы, обязательные для исполнения всеми банками на территории республики, а также республиканскими и местными органами управления, юридическими и физическими лицами, действующими на территории республики. Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты совместно с Правительством или по его поручению с республиканскими органами государственного управления. Нормативные акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь на основе заключения (экспертизы) Министерства юстиции Республики Беларусь.

Республика Беларусь признает приоритет принципов международного права и обеспечивает соответствие им банковского законодательства. Нормы банковского законодательства, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются составной частью действующего банковского законодательства. Субъекты банковской деятельности при осуществлении банковских операций с нерезидентами республики используют международные унифицированные правила и обычаи, нормативные акты международных организаций, международные банковские стандарты и другие международные правовые акты, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь. [13]

Важнейшей предпосылкой эффективного надзора является соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету. Они представляют собой правила, которым должны следовать при подготовке своих балансовых отчетов коммерческие банки и предприятия. Балансы, декларации о доходах и т.д. играют важную роль для кредиторов, инвесторов и коммерческих партнеров. Они содержат информацию о предприятии. Банкам необходима достоверная отчетность заемщиков для кредитного анализа.

Таким образом, стандарт отчетности должен быть единым с тем, чтобы банк мог сравнить преимущества одного заемщика перед другим. Для органов банковского надзора стандартная банковская отчетность необходима не только для финансовой оценки деятельности отдельных банковских клиентов, но и для проведения сравнений различных банков, включая зарубежные.

3.2 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь

Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой. Первый уровень — Национальный банк, второй — банки (в форме акционерных обществ и унитарных предприятий, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские кредитно-финансовые организации. В настоящее время в нашей стране функционируют 31банк, в том числе пять банков зарегистрированы за последние два года. Реорганизован один банк. Все банки являются универсальными. В то же время они существенно разнородны в силу различий в форме собственности, масштабе, клиентуре и направлениях деятельности (Приложение В).

Белорусская банковская система характеризуется высокой концентрацией, низким уровнем ликвидности и высоким уровнем кредитных рисков преимущественно в связи с несовершенством и низкой эффективностью действующей в Республике Беларусь системы организации финансирования приоритетных государственных программ. На уровне отдельных банков следует отметить в целом низкий уровень корпоративного управления и управления рисками в банках, что обусловлено отсутствием достаточного практического опыта в этой области, недостаточным осознанием собственниками и руководством банков важности управления рисками.

В связи с этим совершенствование законодательства, регулирующего банковскую деятельность и надзор, направлено на укрепление устойчивости банковской системы, обеспечение ее интеграции в мировую банковскую и финансовую системы, исключение возможности системных кризисов, повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, создание равных условий для устойчивого динамичного развития банков на базе единых рыночных начал в развитии экономики страны и использование преимущественно косвенных методов влияния на процессы, происходящие в банковской системе. [12]

В данный период основным перспективным направлением развития традиционных методов банковского надзора в Республике Беларусь является дальнейшее внедрение в надзорный процесс элементов риск-ориентированного содержательного надзора за деятельностью банков. Уже сейчас при проведении комплексных проверок деятельности банков, на основании мотивированного суждения проверяющих осуществляется оценка уровня рисков и качества управления ими. В дальнейшем эта оценка используется Национальным банком при выборе надзорных мер воздействия к банкам, оценке профессиональной деятельности их руководства, а также при установлении сроков проверок деятельности банков. В перспективе методы риск-ориентированного надзора за деятельностью банков должны внедряться и в деятельность дистанционного надзора.

Для дальнейшего повышения эффективности банковского надзора необходимо также планомерно осуществлять совершенствование банковского надзора комплексно на всех его этапах.

Преимущественно качественная оценка финансового состояния банков будет проводиться на комплексной основе, включая критерии, характеризующие качество управления банком, систем внутреннего контроля, адекватность оценки банками рисков их реальному состоянию и процедур по управлению ими.

На стадии лицензирования первоочередными задачами должна стать разработка требований к деловой репутации руководителей банков, а также порядка и методики оценки бизнес-планов создаваемых банков.

Входе текущего надзора (как дистанционного, так и инспектирования) должно продолжаться совершенствование процедур и методов анализа деятельности банков, выявления проблем на возможно ранней стадии их возникновения, своевременного и эффективного применения мер надзорного воздействия.

Особым направлением совершенствования надзора в Беларуси должна стать разработка методов и процедур консолидированного надзора за банковскими группами и банковскими холдингами.

Таким образом, учитывая ограничения по использованию существующих в мире систем мониторинга надежности и устойчивости банков, перечень используемых в настоящее время в рамках инспекционного и дистанционного

надзора в Республике Беларусь систем, а также уровень технологий и наличие необходимых бюджетных и человеческих ресурсов, наиболее целесообразным представляется осуществление следующих мероприятий по внедрению риск-ориентированного дистанционного надзора в Республике Беларусь: