Департамент охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Служба охраны при МВД была создана в 1952 году на базе отдела промышленной милиции и в соответствии с Положением, утверждённым 30 ноября 1920 года.

До 1991 года служба охраны называлась управлением вневедомственной охраны при МВД.

Совет Министров БССР <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%A1%D0%A1%D0%A0> Постановлением от 24 июля 1991 года № 286 поддержал предложение Министерства внутренних дел БССР об организации деятельности объединения «Охрана» при министерстве.

Указом Президента Республики Беларусь <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C> от 4 июня 2004 года № 268 на базе объединения «Охрана» создан Департамент охраны Министерства внутренних дел.

Департамент охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь является структурным подразделением Министерства внутренних дел с правами юридического лица, уполномоченным осуществлять функции в сфере охранной деятельности.

Департамент имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.

В своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства.

Департамент состоит из аппарата, областных, Минского городского и приравненных к ним управлений, отделов (отделений) в районах, городах, районах в городах, иных населенных пунктах и других подразделений, создаваемых в соответствии с законодательством.

При осуществлении своей деятельности взаимодействует с государственными органами, иными организациями, в установленном порядке сотрудничает с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями.

Департамент финансируется за счет средств, поступающих по договорам <consultantplus://offline/ref=66D5DCB22893A732BAD3EF03EF4E34EEE97B3CA2D864BBD945D103D76CE4650C332CD786EC74E65037D2CA77C6o6w4F> об осуществлении охранной деятельности и остающихся в его распоряжении, средств республиканского бюджета, а также за счет других источников, определенных законодательством.

13 стр., 6278 слов

Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел

... работы - административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел. Я ставлю задачей рассмотреть следующее вопросы: 1.Понятие и особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. 2.Должностные лица органов внутренних ... другими административно-юрисдикционными органами. Основные юрисдикционные полномочия органы внутренних дел реализуют в сфере охраны общественного ...

департамент милиция охрана служба

1. Департамент охраны МВД Республики Беларусь как специальный орган охраны: задачи, функции, организационное построение

Служба охраны при МВД Республики Беларусь была создана в 1952 г. на базе отдела промышленной милиции, ведала охраной всего национализированного имущества, кроме железнодорожных путей и водного транспорта. До 1991 г. она называлась вневедомственной охраной при МВД БССР. Совет Министров БССР своим постановлением от 24 июля 1991 г. № 286 «О совершенствовании порядка оказания услуг по охране объектов, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам» поддержал предложение МВД БССР об организации деятельности объединения «Охрана» при этом же министерстве.[8]

Поворотным событием для службы стал Указ Президента «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь», которым объединение «Охрана» при МВД преобразовано в Департамент охраны МВД Республики Беларусь с правами юридического лица.

В соответствии со ст. 11 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» подразделения охраны являются функциональным звеном системы ОВД. В ст. 19 определено, что подразделения охраны ОВД (Департамент охраны МВД и подчиненные ему подразделения) осуществляют функции в сфере охранной деятельности, охрану общественного порядка на охраняемых объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования.

Организационная структура, формы, методы и направления деятельности подразделений охраны ОВД определяются законодательными актами Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 268 утверждено Положение о Департаменте охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в котором определено, что Департамент охраны МВД является структурным подразделением МВД с правами юридического лица, уполномоченным осуществлять функции в сфере охранной деятельности.[3]

Основными задачами Департамента охраны МВД являются:

·осуществление охранной деятельности, в том числе охраны объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны МВД;

·осуществление охраны общественного порядка на охраняемых объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования;

·обеспечение соблюдения технических требований в области проектирования и производства средств и систем охраны, осуществление контроля за их внедрением и эксплуатацией;

·осуществление контроля за охранной деятельностью организаций, за исключением Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, МВД, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, подчиненных им юридических лиц, а также органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, таможенных органов. [9]

19 стр., 9461 слов

Экологическая политика в Республике Беларусь

... основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений. Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды определены в статье 7 Закона «Об охране окружающей среды» от ... прерогативой межгосударственных отношений на уровне программы ООН по окружающей среде - ЮНЕП и её подразделений: ЮНЕСКО, МСОП, ВОЗ, МАГАТЭ, ФАО, ИМО, ВМО ( ...

Понимая важность задач по реализации комплекса мероприятий по противодействию преступлениям корыстной направленности, защите имущественной безопасности, обеспечению охраны общественного порядка, основными направлениями работы Департамента охраны МВД на ближайший период определены:

·обеспечение стабильного функционирования подразделений охраны в современных экономических условиях;

·создание необходимых условий для несения службы сотрудниками, выполнения обязанностей гражданским персоналом;

·расширение сферы оказываемых охранных услуг, обеспечение надежной защиты и сохранности имущества на объектах всех форм собственности;

·совершенствование взаимодействия подразделений Департамента охраны МВД с территориальными ОВД по охране правопорядка в системе единой дислокации;

·совершенствование воспитательной работы с личным составом по укреплению законности и дисциплины.

Департамент охраны МВД состоит из аппарата, областных, Минского городского и приравненных к ним управлений, отделов (отделений) в районах, городах, районах в городах, иных населенных пунктах и других подразделений, создаваемых в соответствии с законодательством. Структура, численность и штатные расписания подразделений Департамента охраны МВД утверждаются в порядке, определяемом министром.[3]

В структуру Департамента охраны МВД входят:

·руководство в лице начальника Департамента охраны МВД, заместителей начальника, коллегии;

·управление милицейской, военизированной и сторожевой охраны;

·управление средств и систем охраны;

·организационно-контрольное управление;

·управление идеологической работы и кадрового обеспечения;

·управление тылового обеспечения;

·финансово-экономическое управление;

·инспекция по личному составу (на правах управления).

Организационно Департаменту охраны МВД подчинены центр профессиональной подготовки и служебно-прикладных видов спорта, учебный центр, центр по сертификации технических средств охранно-пожарной сигнализации, информационно-аналитический отдел, отдельная специальная рота милиции, группа информации и общественных связей.

Лица из числа гражданского персонала аппарата Департамента охраны МВД, областных, Минского городского и приравненных к ним управлений Департамента охраны МВД, отделов (отделений) Департамента охраны МВД в районах, городах, районах в городах, иных населенных пунктах, кроме лиц, осуществляющих их техническое обслуживание и обеспечение деятельности, являются государственными служащими Департамент охраны МВД возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь по представлению министра внутренних дел. Заместители начальника, в том числе первый заместитель, назначаются на должности и освобождаются от должностей министром внутренних дел по представлению начальника Департамента охраны МВД. Численность заместителей начальника Департамента охраны МВД определяется министром внутренних дел.

4 стр., 1535 слов

Технические средства и системы связи

... 2.Какие виды связи используются в органах внутренних дел? Основные требования, предъявляемые к связи? На практике и в теории выделяют 3 группы систем связи ОВД: проводная связь; радиосвязь; комбинированная связь. Средства проводной связи – это ...

Департамент охраны МВД финансируется за счет средств, поступающих по договорам об осуществлении охранной деятельности и остающихся в его распоряжении, средств республиканского и местных бюджетов, а также за счет других источников, определенных законодательством. В состав подразделений охраны входят строевые подразделения, гражданский персонал военизированной либо сторожевой охраны подразделений Департамента охраны МВД, инженерно-технический и обслуживающий персонал.[1]

Департамент охраны МВД оказывает на договорной основе следующие охранные (платные) услуги: охрану физических лиц; охрану объектов (имущества) юридических и физических лиц, в том числе грузов, перемещаемых транспортом; охрану общественного порядка на охраняемых объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования; проектирование, монтаж, наладку, техническое обслуживание средств и систем охраны.

В зависимости от способа обеспечения договорных обязательств указанные услуги подразделяются на следующие виды:

·охрана объектов (имущества) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей сотрудниками, гражданским персоналом военизированной либо сторожевой охраны;

·охрана объектов (имущества) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей с использованием технических средств и систем охраны;

·охрана объектов (имущества) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей сотрудниками, гражданским персоналом военизированной либо сторожевой охраны с использованием технических средств и систем охраны;

·охрана общественного порядка на объектах юридических лиц или индивидуальных предпринимателей с использованием ручных систем тревожной сигнализации;

·охрана грузов, перемещаемых транспортом;

·охрана общественного порядка на объектах юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;

·охрана физических лиц;

·охрана жилых домов (помещений) граждан с использованием технических (в том числе радиоэлектронных) средств и систем охраны;

·охрана общественного порядка в жилых домах (помещениях) граждан с использованием ручных систем тревожной сигнализации;

8 стр., 3679 слов

Понятие и общая характеристика государственного управления в ...

... Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные ... средств реализации. Управление земельным фондом - это подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, направленная на организацию рационального использования и охрану земель. Наконец, управление состоит в ...

·проектирование, монтаж и наладка средств и систем охраны, установленных на объектах юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;

·техническое обслуживание средств и систем охраны, установленных на объектах юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. [3]

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 632 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 17» утверждены формы типовых договоров об оказании охранных услуг. Соответствующие типовые договоры предусмотрели возможность определения видов и условий охраны объектов по соглашению сторон. Указом Президента Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 534 утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны МВД, который включает в себя:

·помещения, здания, строения, сооружения, территории и другие объекты республиканских органов государственного управления (их департаментов) и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов (за исключением сельских и поселковых Советов депутатов и исполнительных комитетов);

·помещения, здания судов, органов прокуратуры, Следственного комитета Республики Беларусь, ГКСЭ;

·главные управления по областям, специализированное управление, центральное хранилище, расчетный центр Национального банка Республики Беларусь;

·хранилища ценностей (кладовые ценностей, сейфовые комнаты, отдельные сейфы, используемые в качестве хранилищ ценностей, депозитарные хранилища) открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк», его филиалов (отделений), структурных подразделений указанного банка и его филиалов (отделений), за исключением структурных подразделений этого банка и его филиалов (отделений), находящихся в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и городах районного подчинения, являющихся территориальными единицами;

·здания банков (за исключением зданий Национального банка Республики Беларусь и открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк») , их филиалов (отделений), структурных подразделений этих банков и их филиалов (отделений), занимаемые ими изолированные помещения в иных капитальных строениях, имеющие хранилища ценностей (кладовые ценностей, сейфовые комнаты, отдельные сейфы, используемые в качестве хранилищ ценностей, депозитарные хранилища);

·объекты (территории, помещения, здания, сооружения), на (в) которых осуществляется производство, хранение либо реализация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов (за исключением помещений военизированной охраны для хранения оружия и боеприпасов), производство либо хранение пиротехнических изделий;

·объекты (территории, помещения, здания, сооружения), на (в) которых осуществляется производство, хранение либо реализация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю, на (в) которых осуществляется хранение аналогов наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих ядовитых веществ (за исключением объектов сельскохозяйственных организаций, на (в) которых осуществляется хранение средств защиты растений и удобрений), производство либо хранение радиоактивных веществ и материалов (за исключением объектов атомных электростанций), промышленное производство, аптечное изготовление и (или) реализация лекарственных средств (за исключением аптек 3-5-й категорий), производство источников ионизирующего, акустического, электромагнитного и лазерного излучений;

7 стр., 3016 слов

Действия караула по охране Важного Государственного объекта при ...

... цели моей курсовой работы. Она состоит в выработке рекомендаций по определению действий караула, по охране важных государственных объектов при происшествиях на охраняемом объекте. Определение чрезвычайным ... ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения. Однако в Конституции Российской Федерации, в Федеральном конституционном ...

·объекты (территории, помещения, здания, сооружения), на (в) которых осуществляется разработка и производство государственных знаков почтовой оплаты, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг, документов с определенной степенью защиты, обеспечиваемых государством, специальных материалов, других средств и методов их защиты от подделки;

·гидроэлектростанции мощностью свыше 6 МВт и тепловые электростанции (теплоэлектроцентрали) мощностью свыше 55 МВт (за исключением филиала «Березовская ГРЭС» республиканского унитарного предприятия электроэнергетики «Брестэнерго», филиалов «Минская ТЭЦ-3», «Минская ТЭЦ-4» и «Минская ТЭЦ-5» республиканского унитарного предприятия электроэнергетики «Минскэнерго»), подземные хранилища газа, промышленные площадки компрессорных станций управлений магистральных газопроводов;

·водозаборные сооружения и площадки водопроводных сооружений с резервуарами хранения питьевой воды хозяйственно-питьевых водопроводов 1-й и 2-й категории;

·объекты (территории, здания, сооружения), на (в) которых осуществляется переработка либо хранение нефти, нефтепродуктов и попутного газа, в том числе линейно-производственные диспетчерские станции магистральных трубопроводов (за исключением объектов топливообеспечения, находящихся на территориях объектов, охраняемых военизированной охраной государственного объединения «Белорусская железная дорога», организаций гражданской авиации, автозаправочных станций, а также котельных, работающих на газе или мазуте);

·объекты (территории, помещения, здания, сооружения), на (в) которых осуществляется полиграфическая деятельность;

·здания (помещения) телерадиокомпаний, телевизионных и радиовещательных (за исключением передающих) центров; государственные музеи, историко-культурные заповедники;

·объекты (территории, помещения, здания, сооружения), на (в) которых осуществляется производство либо хранение алкогольной продукции, табачных изделий (за исключением объектов розничной торговли);

17 стр., 8478 слов

Основные правовые принципы охраны здоровья населения в республике Беларусь

... защиты прав граждан в сфере медицинского обслуживания в Великобритании. В конце - список литературы, использованной при написании курсовой работы, а также приложение. ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ... 2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с ... вмешательством, доступными способами и средствами; сохранение в тайне информации о факте ...

·объекты (территории, помещения, здания, сооружения), на (в) которых осуществляется эксплуатация пожаро и взрывоопасных производств, за исключением трубопроводов и оборудования, обеспечивающих транспортировку нефти, нефтепродуктов, газа, химических продуктов; опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах согласно прил. 2 к Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением трубопроводов и оборудования, обеспечивающих транспортировку нефти, нефтепродуктов, газа, химических продуктов.[10]

Данный перечень не распространяется на объекты, охраняемые в пределах своей компетенции Вооруженными Силами Республики Беларусь, ОВД и внутренними войсками МВД, органами государственной безопасности, государственной охраны, пограничной службы, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям и иными государственными воинскими формированиями и военизированными организациями, таможенными органами, военизированной охраной государственных организаций, подчиненных Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Государственному военно-промышленному комитету Республики Беларусь, военизированной охраной хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь.

Надежная и эффективная охрана на объектах различных форм собственности во многом определяется рациональным выбором тактического варианта защиты конкретного объекта. Избранный вариант должен предусматривать определение структуры охраны, количества рубежей защиты, способов обнаружения проникновения на охраняемый объект, выбор типа технических средств и их размещение как в системе охраны в целом, так и на каждом объекте в отдельности. Это напрямую зависит от структуры и характеристики объектов, а также от особенностей размещения в них материальных ценностей.

Основой организации охраны объектов является договор, заключенный между подразделением охраны Департамента охраны МВД и предприятием, учреждением, организацией, в ведении которых находятся эти объекты. [2] Существует 2 основных варианта порядка заключения договоров подразделениями Департамента охраны МВД:

·подразделения охраны заключают договор на охрану объектов, которые подлежат обязательной охране. Основанием для этого является Указ Президента № 534, в котором определен перечень этих объектов;

·договор заключается свободно с юридическим или физическим лицом, обратившимся с заявлением в соответствующее подразделение охраны, обслуживающее территорию, на которой расположен объект.

Инструкцией о порядке организации работы по оказанию (выполнению) охранных услуг (работ) Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в том числе по обследованию объектов, утвержденной постановлением МВД Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 71, определен порядок организации работы по оказанию (выполнению) охранных услуг (работ), в том числе проведению обследования объектов Департаментом охраны МВД.

8 стр., 3830 слов

Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов в Республике Беларусь

... правовыми актами Республики Беларусь [11, ст. 11]. Например, Указ Президента Республики Беларусь «О создании национального парка Нарочанский» [9]. Правовой режим каждого заповедника, национального парка ... посвящены: структуре, режиму охраны и использование территории национального парка Беловежская пуща; ответственности за нарушения законодательства о национальном парке. Правовой режим отдельного ...

Организация работы по оказанию (выполнению) охранных услуг (работ) включает в себя:

·подачу заказчиком заявки в подразделение Департамента охраны МВД и ее рассмотрение;

·первоначальное обследование объекта в случаях, предусмотренных Инструкцией о порядке организации работы по оказанию (выполнению) охранных услуг (работ) Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в том числе по обследованию объектов, и предложение заказчику устранить недостатки, выявленные по результатам этого обследования;

·проверку устранения заказчиком недостатков, выявленных по результатам первоначального обследования объекта;

·заключение типового договора и оказание (выполнение) охранной услуги (работы), в том числе проведение плановых и внеплановых обследований объекта в случаях, предусмотренных Инструкцией о порядке организации работы по оказанию (выполнению) охранных услуг (работ) Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в том числе по обследованию объектов. [9]

Охранные услуги (работы) оказываются (выполняются) на основании поданной заказчиком заявки и заключенного в письменной форме типового договора между заказчиком с одной стороны и подразделением Департамента охраны МВД с другой.

Заявка может быть подана в подразделение Департамента охраны МВД устно, в том числе по специально выделенному телефонному номеру, а также в письменном или электронном виде.

Для оказания охранных услуг по типовым договорам, предусмотренным абзацами 3 и 8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 632, подача заявки не требуется.

В заявке заказчиком указываются следующие сведения:

.для физического лица: фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), адрес места жительства (места пребывания), контактные телефоны; адрес объекта; необходимая охранная услуга (работа);

.для юридического лица: наименование юридического лица, его местонахождение, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя юридического лица, контактные телефоны; адрес объекта; необходимая охранная услуга (работа); период времени оказания (выполнения) охранной услуги (работы) (в случаях, когда таковое предусмотрено типовым договором);

.для индивидуального предпринимателя: фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место регистрации, контактные телефоны; адрес объекта; необходимая охранная услуга (работа); период времени оказания (выполнения) охранной услуги (работы) (в случаях, когда таковое предусмотрено типовым договором).

3 стр., 1209 слов

Правовая охрана объектов промышленной собственности

... и защите объектов интеллектуальной собственности средств индивидуализации. 1.ОБЪЕКТЫ ПРАВА ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ Объекты права промышленной собственности (статья 998 ГК) Право промышленной собственности распространяется на: 1) изобретения; 2) полезные модели; 3) ...

[4] Заявка на оказание охранных услуг по охране грузов, перемещаемых транспортными средствами, подается в письменном виде по форме согласно Приложению к типовому договору об оказании Департаментом охраны Министерства внутренних дел охранных услуг по охране грузов, перемещаемых транспортными средствами, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 632

Заявка на оказание охранных услуг по сопровождению товаров и (или) транспортных средств подается в письменном виде по форме согласно приложению к типовому договору об оказании Департаментом охраны Министерства внутренних дел охранных услуг по сопровождению товаров и (или) транспортных средств, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 632.

При рассмотрении заявки на оказание охранных услуг по типовым договорам, предусмотренным абзацами 4-7 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 632, проводится первоначальное обследование. Заявка должна быть рассмотрена подразделением Департамента охраны МВД в течение 15 рабочих дней с момента ее регистрации.

Заявка на оказание охранных услуг по типовым договорам, предусмотреннымабзацами10-12 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 632, рассматривается в течение суток.

Заявка считается рассмотренной в случае:

·заключения с заказчиком типового договора или направления ему предложения (оферты) о заключении договора;

·отказа заказчика от охранной услуги (работы);

·направления заказчику уведомления о невозможности оказания охранной услуги с предложением устранения недостатков, выявленных по результатам первоначального обследования.

При повторной подаче заказчиком заявки подразделением Департамента охраны МВД проводится проверка устранения недостатков, выявленных по результатам первоначального обследования объекта, если такое обследование проводилось. В случае устранения заказчиком недостатков, выявленных по результатам первоначального обследования объекта, заключается типовой договор согласно поданной заявке.

Первоначальное обследование объекта проводится уполномоченными лицами подразделения Департамента охраны МВД в присутствии заказчика (его представителя).

В первоначальном обследовании объекта могут принимать участие представители территориального ОВД. [6]

В ходе первоначального обследования объекта определяются:

техническая укрепленность объекта;

·возможные пути хищения находящегося на объекте имущества;

·необходимость оборудования, в том числе дополнительно, инженерно- техническими средствами защиты, средствами и системами охраны;

·необходимое количество постов физической охраны, места и условия несения службы сотрудниками подразделения Департамента охраны МВД По результатам первоначального обследования объекта составляется акт обследования объекта с указанием недостатков, выявленных в результате обследования объекта. Акт обследования составляется в двух экземплярах, один из которых вручается (направляется) заказчику.

В описательной части акта обследования отражается:

·общее состояние объекта (инженерно-техническая укрепленность стен, потолочных перекрытий, пола, чердачных и подвальных помещений, наличие дымоходов, вентиляции, люков, вводов тепло и канализационных магистралей, количество оконных проемов и дверей, оборудование их запирающими устройствами, оснащенность роллетами, решетками или другими средствами защиты, состояние территории и ограждения, наличие служебных собак и др.);

·порядок хранения имущества и материальных ценностей (денежных средств), наличие и состояние кассовых помещений, классы стойкости сейфов, дверей хранилищ и хранилищ к взлому (при наличии);

·оснащенность объекта техническими средствами и системами охраны, их состояние;

·наличие пропускного режима, систем видеонаблюдения и ограничения доступа, комнат досмотра;

·оснащенность постов охраны инвентарем, телефонной связью, обеспечение необходимыми коммунальными услугами и безопасными условиями труда (средствами подъема на высоту) и др.

В резолютивной части акта обследования:

·делаются выводы о возможности либо невозможности оказания охранной услуги;

·отражаются выявленные недостатки (при наличии) и устанавливаются сроки их устранения.

Перед заключением типового договора проводится проверка устранения недостатков, указанных в акте обследования. После заключения типовых договоров, предусмотренных абзаца- ми 4-6 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 632, проводится плановое обследование объекта.

Плановое обследование объекта проводится не реже одного раза в год с промежутком между обследованиями объектов не более 12 месяцев. При возникновении обоснованной необходимости (совершенной по- пытке проникновения на охраняемый объект, изменении строительных конструкций, инженерно-технических средств защиты, по иным причинам) может быть проведено внеплановое обследование объекта. [11]

В случае проведения внепланового обследования объекта срок проведения очередного планового обследования объекта может быть перенесен в установленные актом обследования сроки проводится проверка устранения заказчиком указанных в нем недостатков. Техническая служба Департамента охраны МВД развивалась и совершенствовалась вместе со службой охраны. Сегодня она использует в своей деятельности самые передовые технические средства охраны и технологии для обеспечения надежной охраны объектов различных форм собственности и личного имущества граждан.

Активно проводится работа по перевооружению подразделений современными средствами охраны, внедрению новой техники и автоматизированных систем передачи извещений. Для эффективного использования современных технических средств охраны объектового уровня, устанавливаемых на объектах и в квартирах граждан, требовались и системы передачи извещений, которые не уступали бы им по информативности, быстродействию, помехозащищенности. Поэтому вместе с НП РУП «Агат-Систем» управление средств и систем охраны Департамента охраны МВД начало разработку новой полностью АС передачи извещений, которая к 1994 г. была успешно завершена и совместно с НТ ЗАО «Аларм» был организован выпуск разработанной АСОС «Алеся», которая в настоящее время является основной системой, используемой подразделениями Департамента охраны МВД и внедренной во всех подразделениях. На АСОС «Алеся» переведены все объекты и квартиры граждан, охраняемые с использованием городских телефонных линий и по каналам GSM-связи.[6]

Охрана автотранспортных средств обеспечивается только по каналам GSM-связи. Управлением средств и систем охраны в настоящее время обеспечен полный переход на охрану объектов и квартир граждан с помощью автоматизированных систем передачи извещений, использующих для передачи извещений как телефонные линии, так и каналы GSM- и радиосвязи.

Разработаны и внедрены отечественные радиоканальные системы передачи извещений большой, средней и малой емкости «Маяк», «Новатех-РДО», «СОС-16М», а также системы передачи извещений, использующие для передачи извещений каналы GSM-связи: «Аларм-GSM», «Новатекс». Динамика развития всех сторон современного общества требует оперативного реагирования на все происходящие процессы, в том числе в вопросах технического совершенствования систем в области охранной деятельности. Одним из перспективных направлений этой деятельности является разработка и внедрение системы оперативного управления силами и средствами реагирования Департамента охраны МВД в целях обеспечения безопасности граждан, их имущества, транспортных средств и перевозимых грузов.

В 2011 г. завершены работы по созданию системы оперативного управления силами и средствами реагирования подразделениями охраны. Основным назначением системы является сбор, обработка и предоставление данных о контролируемых объектах оператору — инспектору-дежурному.

Поступающие по каналам GSM-связи данные отображаются на электронном плане местности, что позволяет осуществлять визуальное наблюдение за местоположением наряда в режиме реального времени, определять его фактические маршруты движения и скорость движения транспортного средства на маршруте, просматривать историю его движения, осуществлять поиск объектов на карте.

Таким образом, использование данной системы обеспечивает повышение эффективности работы нарядов, задействованных в системе единой дислокации, и использования транспортных средств за счет планирования и контроля прохождения маршрутов.

Техническая служба для охраны объектов и квартир граждан перешла на использование аппаратуры не только отечественных, но и мировых производителей. [3]

2. Организационные и тактические основы несения службы личным составом строевых подразделений милиции Департамента охраны МВД Республики Беларусь

Строевые подразделения Департамента охраны МВД Республики Беларусь являются подразделениями, создаваемыми в соответствии с законодательством для выполнения (в том числе на договорной основе) функций по охране объектов (в том числе жилых домов (помещений) граждан, грузов и денежных средств, перемещаемых автомобильным транспортом), физических лиц, общественного порядка, в том числе на охраняемых объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования, защиты дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств и других объектов, определенных актами законодательства.

Приказом МВД Республики Беларусь от 5 марта 2014 г. № 60 утверждена Инструкция об организации деятельности строевых подразделений милиции Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Строевые и специальные строевые подразделения милиции (далее — СПМ) входят в состав управлений и (или) подразделений охраны. СПМ возглавляет командир, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Начальник подразделения Департамента охраны МВД, в подчинении которого находится СПМ, является прямым начальником командира СПМ и отвечает за организацию деятельности СПМ, обучение и воспитание его сотрудников.

Выполнение функций СПМ обеспечивается путем: оперативного реагирования групп задержания на сигналы тревоги, поступившие на пульт центрального наблюдения (ПЦН); патрулирования и осмотра охраняемых объектов и территорий, на которых они расположены, выставления на них постов или караулов; требования от граждан соблюдения пропускного и внутри объектового режимов, установленных на охраняемых объектах; проверки на охраняемых объектах у граждан документов, удостоверяющих их личность, а также документов, дающих право на вход (выход) граждан, въезд (выезд) транспортных средств, внос (ввоз) имущества на объекты и вынос (вывоз) с объектов, принятия мер по поиску и задержанию на территории лиц, незаконно проникших на объекты; осуществления на охраняемых объектах досмотра транспортных средств при въезде (выезде), проведения личного досмотра граждан и досмотра находящихся при них вещей при входе (выходе); проверки состояния установленных на охраняемых объектах инженерно-технических средств защиты, технических средств и систем охраны; проведения личного обыска лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законом, досмотра находящихся при них вещей, транспортных средств, изымания документов, предметов и вещей, которые могут являться вещественными доказательствами; применения и использования оружия, применения специальных средств и физической силы в установленном законодательством порядке; предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений на объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования; принятия мер по сохранению следов правонарушений, охране места происшествия до прибытия сотрудников территориальных ОВД; охраны (защиты) объектов (имущества) юридических и физических лиц, сопровождения товаров и (или) транспортных средств, перевозки и (или) охраны имущества (грузов, товаров), в том числе перемещаемых автомобильным транспортом, от противоправных посягательств.[1]

Выполняя свои функции, СПМ осуществляют взаимодействие с управлениями, отделами внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов в порядке, определенном нормативными правовыми актами МВД.

Оперативное управление дежурным нарядом подразделения охраны осуществляется дежурным ОДС подразделения охраны и территориального ОВД, которые поддерживают с ними связь, принимают доклады об изменении обстановки, контролируют организацию их деятельности.

В подразделении охраны, не имеющем ОДС, управление дежурным нарядом подразделения охраны осуществляется ответственным дежурным подразделения охраны, назначенным начальником этого подразделения охраны.

Для выполнения задач по охране объектов могут использоваться следующие виды нарядов: группа задержания, патруль (автопатруль), наряд по охране объекта, караул, наряд сопровождения, наряд оперативного реагирования, стационарный (обходной) пост.

Физическая охрана (защита) объектов осуществляется методом выставления стационарных, обходных постов милиции. Вид наряда милиции, количество постов, места их выставления и расположения определяются исходя из особенностей охраняемых объектов.

Расчет численности сотрудников, необходимой для закрытия поста милиции, определяется путем деления затрат времени на закрытие по- ста на плановую норму рабочего времени на одного сотрудника. Для вычисления количества личного состава, задействованного на один круглосуточный пост, необходимо 365 дней (366 в високосном календарном году) умножить на 24 ч и разделить на годовой плановый фонд рабочего времени на одного сотрудника.

В целях обеспечения контроля за несением службы постовых может применяться жетонная либо электронная системы контроля. На охраняемом объекте разрабатывается маршрут движения постового с учетом визуального наблюдения всех возможных мест проникновения правонарушителей. На маршруте определяются точки (места), при поочередном подходе к которым будет обеспечен полный осмотр охраняемого объекта (его помещений).

В этих местах вывешиваются контрольные жетоны (либо устанавливаются электронные метки).

На жетонах должны быть нанесены порядковые номера. Количество жетонов должно быть на один больше, чем количество контрольных точек. [8]

Таблица смены жетонов и схема маршрута движения постового, развешивания жетонов и расположения контрольных точек на посту составляется командиром СПМ, утверждается начальником подразделения охраны. Данная таблица находится на посту милиции и предназначена для определения времени осмотра постовым охраняемого объекта. После приема объекта под охрану постовой обходит территорию по утвержденному маршруту и на каждой контрольной точке вывешивает жетон, номер жетона должен совпадать с номером контрольной точки. Последний жетон остается на посту (у постового).

Через определенное время (в соответствии с таблицей смены жетонов) при обходе территории объекта постовой снимает с первой контрольной точки жетон № 1 и на его место вывешивает последний жетон, затем на место жетона № 2 вывешивается жетон № 1, на место жетона № 3 — жетон № 2 и т. д. В выходные, праздничные дни и в случае, когда охраняемый (защищаемый) объект не работает, вывешивание жетонов в обязательном по- рядке осуществляется в круглосуточном режиме.

В целях предупреждения краж из охраняемых объектов и недопущения изучения правонарушителями системы охраны время осмотра объекта должно периодически изменяться. Время нахождения постового обходного поста в служебном помещении поста милиции не должно ежечасно превышать 15 мин (кроме часа, в котором сотруднику определено время для приема пищи), за исключением объектов, оборудованных системой видеонаблюдения, позволяющей в полной мере осуществлять контроль за территорией охраняемого объекта. В целях охраны (защиты) объектов от противоправных посягательств вводится пропускной режим. При этом учитывается специфика и особенности данного объекта, наличие условий для обеспечения пропускного режима (ограждения, освещение, бюро пропусков, контрольно- проходные, проездные пункты (посты), оборудованные техническими средствами и системами охраны, средствами связи, необходимой документацией и инвентарем, места защиты от неблагоприятных условий окружающей среды на стационарных и обходных постах, камеры хранения личных вещей и площадки для стоянки личных транспортных средств, находящихся вне территории объекта), созданных организацией, которой данный объект принадлежит.

Требования по пропускному режиму на охраняемом (защищаемом) объекте излагаются в инструкции об организации пропускного режима на охраняемом (защищаемом) объекте, которая утверждается начальником подразделения охраны и заказчиком.

Порядок несения службы постового (патрульного) на стационарных, обходных постах милиции может осуществляться по караульному расчету. При несении службы:

в зависимости от времени охраны и особенностей объекта предусматриваются 2-сменные или 1-сменные посты;

по караульному расчету на круглосуточный пост одновременно назначаются не менее двух сотрудников, а в исключительных случаях (по согласованию с управлением Департамента охраны МВД) — 3 сотрудника на 2 поста, расстояние между центрами которых не превышает 500 м, если эти посты имеют общую границу и 1 общее караульное помещение.

Продолжительность непрерывного исполнения обязанностей постового (патрульного) караула на посту (маршруте патрулирования) не должна превышать 4 ч в смену, а при температуре воздуха ниже -20 °С, выше +35 °С в тени, сильном ветре, дожде или нахождении поста в неотапливаемом помещении — 2 ч в смену.

Минимальная продолжительность времени ежедневного отдыха постового (патрульного) между сменами караула (от конца одной смены до начала следующей) с учетом перерывов для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени исполнения им обязанностей в предшествующей отдыху смене. Начальнику караула разрешается отдыхать (спать) не более 4 ч в сутки, как правило, в дневное время.

С учетом особенностей охраняемых (защищаемых) объектов, специфики выполняемых при несении службы обязанностей и задач в подразделениях охраны либо на охраняемых (защищаемых) объектах могут создаваться наряды оперативного реагирования, основными задачами которых являются:

оказание помощи сотрудникам других нарядов милиции по предупреждению и пресечению правонарушений на охраняемых (защищаемых) объектах при возникновении чрезвычайных ситуаций;

оперативное реагирование на поступающие сигналы тревоги; оказание помощи сотрудникам других нарядов милиции при введении планов обороны (защиты) объектов; иные задачи, определенные инструкциями по охране объектов. Обязанности постовых (патрульных) по охране объектов и (или) общественного порядка с учетом специфики ее осуществления излагаются в гл. 9 Инструкции об организации деятельности строевых подразделений милиции Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной приказом МВД № 60.

Постовому (патрульному) запрещается:

·оставлять пост (маршрут патрулирования, зону реагирования), пока он не будет сменен или снят, кроме определенных случаев (получения указания (разрешения) лиц, которым наряд милиции подчинен (в том числе оперативно), об оставлении поста милиции, маршрута патрулирования, зоны реагирования; предупреждения, пресечения преступления или административного правонарушения; преследования скрывающихся преступников;

·доставления в орган внутренних дел правонарушителей;

·оказания помощи другим нарядам милиции или лицам, находящимся на улицах и в других общественных местах в беспомощном или опасном для жизни и здоровья состоянии;

·принятия мер по ликвидации пожара, охране места происшествия, оказанию медицинской помощи пострадавшим;

·введения специальных планов, при которых задействуются сотрудники групп задержания, патрулей (автопатрулей);

·передавать и предъявлять кому бы то ни было оружие, специальные средства и средства индивидуальной защиты, за исключением лиц, которым он подчинен в соответствии с нормативными правовыми актами МВД, а также оставлять оружие, специальные средства, средства связи, служебную документацию, средства индивидуальной защиты без при- смотра, производить разборку и чистку оружия;

·спать, читать художественную литературу, периодическую печать или иным способом, в том числе с использованием различных устройств и предметов, отвлекаться и самоустраняться от исполнения служебных обязанностей; нарушать правила радиообмена, вести неслужебные разговоры по телефону; нарушать установленную форму одежды; принимать или передавать какие-либо предметы (вещи), не связанные с осуществлением своих обязанностей;

·выполнять работы, не связанные с охраной объекта и (или) общественного порядка;

·допускать на объект либо пост милиции, в том числе в нерабочее для объекта время, посторонних лиц, своих родственников, знакомых, свободных от службы работников ОВД; разглашать сведения о системе охраны объекта, его оснащенности инженерно-техническими средствами защиты, техническими средствами и системами охраны, их текущем состоянии и правилах пользования ими; использовать компьютерную технику, установленную на посту милиции, в личных целях. [3]

Важную роль в обеспечении общественного порядка на улицах и в общественных местах выполняют наряды групп задержания подразделений Департамента охраны МВД. Количество и состав групп задержания, патрулей (автопатрулей) определяется начальником подразделения охраны, исходя из количества объектов, находящихся под охраной с помощью технических средств и систем охраны либо под охраной методом патрулирования, интенсивности срабатывания технических средств и систем охраны, в том числе ручных систем тревожной сигнализации, своевременности прибытия групп задержания, патрулей (автопатрулей) на сигналы тревоги, полноты возмещения расходов на их содержание, и отражается в дислокации.

В состав группы задержания, автопатруля входят милиционер- водитель, милиционер и (или) милиционер-кинолог; в состав патруля — не менее 2 сотрудников, 1 из которых может являться милиционер- кинолог. С учетом служебной необходимости группа задержания, патруль (автопатруль) может состоять из трех сотрудников.

Зоны реагирования, маршруты патрулирования и порядок передвижения по ним, пункты остановок устанавливаются с учетом расположения объектов, состояния оперативной обстановки и иных факторов и отражаются в карточке маршрута группы задержания, патруля (автопатруля) согласно требованиям нормативных правовых актов МВД.

Протяженность маршрута патрулирования для группы задержания, обеспечивающей реагирование на сигналы тревоги, не должна превышать 8 000 м, для патруля — 1 500 м. Для автопатрулей протяженность маршрута определяется с учетом расположения охраняемых объектов.

Порядок несения службы группой задержания, патрулем (автопатрулем) на маршруте патрулирования определяется графиком работы группы задержания, патруля (автопатруля), составляемым в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД. В целях надлежащего исполнения сотрудниками групп задержания, патруля (автопатруля) своих должностных обязанностей данные наряды милиции обеспечиваются карточкой маршрута патруля.

Кроме того, сотрудники группы задержания, автопатруля должны иметь следующую служебную документацию:

·бланки актов применения служебной собаки;

·бортовой журнал группы задержания или бортовой журнал авто- патруля;

·план-задание на проверку постов военизированной и сторожевой охраны; бланки актов перезакрытия объекта;

бланки рапортов выездов по указанию дежурного территориального ОВД;

·бланки актов компенсации расходов за ложный вызов группы задержания.

Бланки протоколов об административных правонарушениях, протоколов задержания и иные документы, предусмотренные административным и уголовно-процессуальным законодательством, могут находиться у наряда милиции либо в ОДС подразделения охраны.

Перед выездом на маршрут группа задержания, автопатруль обязаны:

·включить прибор навигационно-мониторинговой системы (НМС) контролируемого транспортного средства;

·используя средства связи, удостовериться в отображении контролируемого транспортного средства на мониторе дежурного ОДС подразделения охраны;

·проверить работоспособность ручной системы тревожной сигнализации, установленной в контролируемом транспортном средстве.

В случае необходимости отклонения от установленного порядка следования (заезд на автозаправочную станцию, к месту стоянки, на станцию технического обслуживания и др.) доложить дежурному ОДС, ответственному дежурному подразделения охраны и действовать по их указанию.

Скорость движения служебного транспортного средства группы за- держания, автопатруля по маршруту патрулирования не должна превышать 40 км/ч, за исключением случаев реагирования на поступающие сигналы тревоги, следования к местам преступлений и происшествий, однако скорость движения транспортного средства не должна превышать установленный скоростной режим на данном участке дороги.

При движении к объектам, из которых поступил сигнал тревоги, на служебном транспортном средстве допускается включение проблесковых сигналов (маячков).

Для привлечения внимания участников дорожного движения может подаваться специальный звуковой сигнал.

Прибытие нарядов групп задержания, патруля (автопатруля) на сигналы тревоги, проведение ими физических осмотров и физических приемок объектов, проверок несения службы работниками военизированной и сторожевой охраны, прибытие в пункты остановок и убытие из них подтверждаются путем производства отметок с использованием электронного ключа доступа. В случае необходимости оперативного убытия из пунктов остановок, отметку электронного ключа доступа допускается не производить.

Во время всех остановок, когда сотрудники группы задержания, автопатруля покидают служебное транспортное средство, милиционер- водитель обязан закрыть его и принять меры, исключающие возможность его угона (хищения), а также стороннего доступа с целью хищения служебного имущества.

Находясь в пункте остановки, сотрудники группы задержания, авто-патруля осуществляют контроль за оперативной обстановкой, состоянием охраняемых объектов и могут удаляться от служебного транспортного средства на расстояние до 100 м.

Пункты остановок определяются, как правило, со стороны фасадов зданий, в местах наибольшей концентрации объектов, вероятного совершения преступлений и правонарушений.

Прибытие наряда группы задержания, патруля (автопатруля) на сигналы тревоги, поступившие из охраняемых объектов, расположенных в зоне реагирования, осуществляется в возможно короткое время, но не должно превышать 7 мин с момента его поступления на ПЦН.

В обязанности сотрудников группы задержания, патруля (автопатруля), наряду с обязанностями постового (патрульного), указанными в гл. 9 Инструкции об организации деятельности строевых подразделений милиции Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, входит:

·прибытие к охраняемому объекту, из которого поступил сигнал тревоги, по кратчайшему пути в возможно короткое время, соблюдая Правила дорожного движения, блокировка и осмотр данного объекта, задержание лиц, совершивших правонарушения;

·охрана общественного порядка в зонах реагирования (в том числе на маршрутах патрулирования), выявление и пресечение преступления, административных правонарушений;

·установление и задержание лиц, совершивших преступление, выявление очевидцев и свидетелей преступления, правонарушения, оказание помощи пострадавшим;

·охрана места происшествия до прибытия СОГ территориального ОВД;

·физическая приемка объектов; перезакрытие объектов;

·физический осмотр охраняемых объектов;

·физическая охрана сданных на ПЦН объектов в период времени, когда дальнейшее осуществление охраны невозможно по техническим причинам;

·проверка несения службы работниками военизированной и сторожевой охраны; доставление материально ответственных лиц на объекты для выяснения причины срабатывания технических средств и систем охраны и осмотра объекта;

·оформление актов компенсации расходов за ложный вызов группы задержания на сигнал тревоги из охраняемого объекта по вине заказчика;

·соблюдение экипировки средствами защиты и активной обороны (бронежилет, шлем защитный противоударный, палка резиновая и наручники) — при выбытии на сигналы тревоги, поступившие на ПЦН из охраняемых объектов, и осуществлении их охраны, перезакрытии объекта, действиях по специальным планам, выбытии на места преступлений и правонарушений, установление причины невыхода на связь (отсутствия ежечасного доклада) другого наряда милиции либо поста военизированной или сторожевой охраны, а также в случаях, когда жизни и здоровью сотрудников и иных лиц может угрожать опасность.

Сотрудникам группы задержания, патруля (автопатруля) запрещается:

·перевозить посторонних лиц и вещи, не являющиеся служебным имуществом;

·оставлять открытым служебное транспортное средство; передавать кому бы то ни было управление служебным транспортным средством;

·оставлять без присмотра в служебном транспортном средстве задержанных лиц;

·отключать автомобильный терминал НМС и иные технические средства в период несения службы с момента выезда на маршрут патрулирования до момента постановки транспортного средства на стоянку;

·разъединять составные части оборудования, в том числе НМС контролируемого транспортного средства, изменять их расположение и установку, создавать иные условия, препятствующие их нормальной работе.

Приказом Департамента охраны МВД Республики Беларусь от 3 февраля 2009 г. № 31 установлен порядок действий группы задержания, прибывшей на охраняемый объект по сигналу «Тревога»: старший группы задержания по сигналу «Тревога», поступившему от дежурного, делает соответствующую запись в бортовом журнале (время получения сигнала, адрес объекта, наиболее уязвимые места объекта), сообщает дежурному о своем местонахождении, времени получения сигнала и кратчайшим путем, соблюдая правила дорожного движения, прибывает на указанный объект. В пути следования он уточняет особенности объекта по оперативной карточке и порядок действий группы задержания. При невозможности в силу обстоятельств своевременно прибыть на объект старший группы задержания сообщает об этом дежурному и действует по его указанию .[16]

При каждом выезде по сигналу «Тревога» экипаж группы задержания должен быть экипирован, одет в средства индивидуальной бронезащиты.

Наряд группы задержания, выбывший по сигналу «Тревога», поступившему из охраняемого объекта, в том числе и оборудованного средствами ручной тревожной сигнализации, должен быть психологически на- строен и физически готов к обнаружению, преследованию и задержанию правонарушителей, применению физической силы, специальных средств и оружия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

По прибытии на объект наряд должен поставить автотранспорт так, чтобы он не мешал проведению оперативных мероприятий, и принять меры, исключающие возможность использования его преступниками или посторонними лицами. Подъезжать к объекту необходимо по возможности скрытно и незаметно во избежание нападения со стороны преступников, подходить к объекту рассредоточено, соблюдая меры предосторожности и не выпуская из виду других членов экипажа. Наряд должен тщательно осмотреть объект по периметру, его уязвимые места (двери, окна, люки, крыши, чердачные, подвальные и смежные с объектом помещения) и прилегающую территорию. Одновременно наружным осмотром проверяется состояние средств охранно-пожарной сигнализации.

Старший наряда сообщает время прибытия и результаты осмотра объекта дежурному (он делает отметку в бортовом журнале), а далее действует в соответствии с его указаниями.

При обнаружении нарушения целостности объекта, проникновения на него посторонних лиц наряд группы задержания немедленно сообщает дежурному подразделения охраны и территориального ОВД, принимает меры к розыску и задержанию преступников, блокированию возможных путей их отхода, установлению очевидцев и сохранению следов преступления.

При невозможности организовать преследование и розыск правонарушителей наряд группы задержания обязан неотлучно находиться на месте совершения преступления до прибытия СОГ или до получения распоряжения дежурного.

Важную роль в обеспечении полной готовности сотрудников подразделений охраны перед заступлением на посты и маршруты патрулирования имеет подготовка к несению службы и проведение качественного инструктажа.

Подготовка дежурного наряда милиции к несению службы включает в себя:

·получение сотрудниками оружия, снаряжения, средств связи, специальных средств и необходимых служебных документов;

·проведение инструктивного занятия;

·инструктаж.

Сотрудники, назначенные в наряд, прибывают в подразделение охраны не позже, чем за 15 мин до начала инструктивного занятия, докладывают командиру СПМ, при его отсутствии — старшему дежурного наряда милиции.

Командир СПМ, его заместитель (ответственный дежурный подразделения охраны) визуально оценивает физическое состояние, в том числе с использованием приборов, определяющих концентрацию алкоголя в крови на основе выдыхаемого воздуха, психоэмоциональное состояние сотрудника, адекватность его поведения, проверяет внешний вид, наличие служебного удостоверения, объявляет место и время несения службы, старшего наряда милиции, организует получение оружия, снаряжения, средств связи, специальных средств и служебных документов. При обнаружении недостатков командир СПМ (ответственный дежурный подразделения охраны) принимает меры к их устранению вплоть до отстранения сотрудников от исполнения служебных обязанностей. [1]

Сотрудник СПМ, заступающий в дежурный наряд милиции, обязан иметь при себе: служебное удостоверение (милиционер-водитель, младший инспектор охраны — водитель — дополнительно документы, предусмотренные Правилами дорожного движения);

·жетон с личным номером; служебную книжку, авторучку; оружие с боеприпасами;

·палку резиновую;

·радиостанцию;

·наручники;

·свисток;

·электрический фонарь.

Сотрудник группы задержания, автопатруля, наряда сопровождения, наряда по охране объекта, на который разработан план обороны (защиты), кроме того, должен иметь средства защиты (шлем защитный противоударный и бронежилет).

В зависимости от характера выполняемых задач наряды милиции могут дополнительно обеспечиваться металлодетектором или металлоискателем, средствами индивидуальной защиты и другими специальными средствами.

Милиционер-кинолог, кроме того, должен прибыть с закрепленной за ним служебной собакой и комплектом снаряжения для ее применения. При нахождении места содержания служебной собаки на значительном удалении от подразделения охраны наряд группы задержания, автопатруля выдвигается за служебной собакой непосредственно после проведения инструктажа.[3]

. Государственное регулирование в сфере охранной деятельности Республики Беларусь

Обеспечение экономической безопасности государства неразрывно связано с организацией надежной сохранности производимой в республике продукции, поступающего сырья, других материальных ценностей.

Охрана всех видов собственности от противоправных посягательств всегда являлась важнейшей государственной функцией независимо от общественно-политического устройства и типа государства.

В соответствии со ст. 13, 44 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Важной составляющей правоохранительной функции государства является административно-правовая охрана собственности.

В соответствии со ст. 1 закона Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» охранная деятельность — это деятельность государственных органов и иных организаций по охране физических лиц, охране объектов юридических и физических лиц от противоправных посягательств, в том числе от незаконных проникновений на них, а также проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны.[6]

Порядок и условия осуществления охранной деятельности юридическими лицами Республики Беларусь регламентируются Конституцией, законами «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», иными актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь. Государственное регулирование в сфере охранной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, а также Советом Министров, МВД, другими государственными органами и специальным органом охраны в пределах их полномочий и включает в себя:

·определение и реализацию государственной политики;

·принятие (издание) нормативных правовых актов;

·определение порядка оказания охранных услуг;

·лицензирование;

·сертификацию средств и систем охраны;

·контроль и надзор;

·принятие иных мер, предусмотренных законодательством.

·Президент Республики Беларусь в сфере охранной деятельности:

·осуществляет государственное регулирование, в том числе определяет государственную политику;

·создает, реорганизует, ликвидирует специальный орган охраны, утверждает положение о нем;

·назначает на должность и освобождает от должности руководителя специального органа охраны;

·утверждает перечень объектов, подлежащих обязательной охране специальным органом охраны;

·утверждает положение о военизированной охране и устанавливает перечень организаций, обладающих правом создания военизированной охраны;

·устанавливает перечень организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, в которых допускаются личный досмотр, досмотр вещей и документов, досмотр транспортных средств работниками охраны этих организаций;

·определяет виды, типы, модели оружия и боеприпасов к нему, разрешенные для применения и использования работниками военизированной охраны, и нормы обеспечения ими указанных работников, а также перечень специальных средств, разрешенных для использования работниками военизированной охраны, работниками охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, и нормы обеспечения ими этих работников;

·устанавливает порядок оборота (приобретения, перевозки, транспортировки, хранения, учета, ношения, ремонта, уничтожения) оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении военизированной охраны;

·утверждает форму одежды и знаки различия работников военизированной охраны;

·осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

·Совет Министров Республики Беларусь в сфере охранной деятельности:

·осуществляет в пределах своих полномочий государственное регулирование, в том числе реализацию государственной политики;

·утверждает формы типовых договоров об оказании охранных услуг специальным органом охраны;

·устанавливает предельную численность военизированной охраны для каждой организации, обладающей правом создания военизированной охраны, за исключением численности военизированной охраны специального органа охраны; утверждает перечень объектов, подлежащих обязательной охране военизированной охраной, за исключением объектов, подлежащих обязательной охране специальным органом охраны;

·определяет порядок осуществления профессиональной подготовки работников военизированной охраны;

·утверждает образцы и описания служебного удостоверения и жетона работника военизированной охраны; определяет правила производства личного досмотра, досмотра вещей и документов, досмотра транспортных средств работниками военизированной охраны, работниками охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны;

·утверждает перечень заболеваний и физических недостатков, препятствующих выполнению обязанностей работников военизированной охраны, работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны;

·осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

·Министерство внутренних дел в сфере охранной деятельности:

·реализует в пределах своих полномочий государственную политику;

·осуществляет в пределах своих полномочий управление деятельностью специального органа охраны;

·утверждает структуру и численность специального органа охраны;

·устанавливает порядок осуществления специальным органом охраны технического надзора за деятельностью организаций по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны, за исключением средств охраны индивидуального пользования;

·определяет порядок и условия оборудования объектов, подлежащих обязательной охране специальным органом охраны, средствами и системами охраны, требования к оборудованию данных объектов инженерно-техническими средствами защиты, видам и типам устанавливаемых на них средств и систем охраны;

·определяет совместно с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь порядок сопровождения работниками специального органа охраны товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом;

·осуществляет лицензирование деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании;

·устанавливает порядок осуществления периодических проверок работников военизированной охраны на годность к действиям в условиях, связанных с применением и использованием оружия, применением специальных средств и физической силы, и работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы;

·утверждает правила приобретения, транспортировки, хранения, учета, ношения, ремонта и уничтожения специальных средств, разрешенных для использования работниками военизированной охраны и охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны;

·устанавливает порядок проведения профессиональной подготовки работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны;

·утверждает образцы и описания служебного удостоверения и жетона работника охраны организации, не обладающей правом создания военизированной охраны;

·согласовывает образцы формы одежды работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны;

·утверждает примерное положение о подразделении охраны организации, не обладающей правом создания военизированной охраны;

·осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами. Специальный орган охраны в сфере охранной деятельности:

·разрабатывает и осуществляет меры, направленные на реализацию государственной политики; осуществляет охрану объектов, подлежащих обязательной охране специальным органом охраны;

·обеспечивает соблюдение технических требований в сфере проектирования и производства средств и систем охраны, а также осуществляет контроль за их внедрением и эксплуатацией;

·оказывает на договорной основе охранные услуги;

·осуществляет контроль за охранной деятельностью организаций, за исключением организаций, указанных в абзаце втором ч. 1 ст. 9 закона «Об охранной деятельности в Республике Беларусь»;

·участвует в пределах своей компетенции в осуществлении МВД лицензирования деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, заключает с организациями, которым выданы лицензии, договоры об условиях и правилах осуществления указанной деятельности;

·осуществляет сопровождение товаров и транспортных средств, в том числе находящихся под таможенным контролем, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом;

·проводит в порядке, установленном законодательством, подтверждение соответствия средств и систем охраны, а также услуг по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

·принимает участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере охранной деятельности;

·принимает участие в разработке квалификационных и тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и должностей служащих, осуществляющих охранную деятельность;[6]

Организациями, осуществляющими охранную деятельность, являются: Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, МВД, Комитет государственной безопасности, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, подчиненные им юридические лица, а также органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, таможенные органы (далее — государственные воинские формирования и военизированные организации), организации, обладающие правом создания военизированной охраны, организации, не обладающие правом создания военизированной охраны.

Организации (за исключением государственных воинских формирований и военизированных организаций) в сфере охранной деятельности вправе осуществлять охрану своих работников, охрану принадлежащих этим организациям объектов, проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств и систем охраны на основании специальных разрешений (лицензий) на охранную деятельность.[9]

Организациям, которым выданы лицензии, а также их работникам при осуществлении охранной деятельности запрещается:

·осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности»;

·выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, воинских формирований и военизированных организаций;

·устанавливать и носить форму одежды, не соответствующую требованиям закона «Об охранной деятельности в Республике Беларусь»;

·носить и хранить оружие, за исключением случаев, предусмотренных законом «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» и иными законодательными актами;

·разглашать без согласия гражданина сведения, которые затрагивают частную жизнь, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе осуществления охранной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

·совершать деяния (действия, бездействие), ставящие под угрозу жизнь и (или) здоровье граждан, их права, свободы, честь и достоинство, имущество юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» и иными законодательными актами;

·осуществлять охрану физических лиц, не являющихся работниками этих организаций, и не принадлежащих этим организациям объектов, за исключением случаев, предусмотренных законом «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» и иными законодательными актами;

·осуществлять сопровождение товаров и транспортных средств, перемещаемых по территории Республики Беларусь под таможенным контролем, за исключением случаев, предусмотренных законом «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» и иными законодательными актами;

·обеспечивать охрану общественного порядка на договорной основе;

·передавать лицензию другим организациям.[6]

Заключение

Рассмотрев данную тему мы можем сказать, что на департамент охраны возложено большое количество задач, а так же он имеет широкий круг полномочий при осуществлении охранной деятельности:

— Субъектов хозяйствования <#»justify»>Основными задачами департамента являются: разработка и осуществление мер, направленных на реализацию государственной политики в области охранной деятельности; осуществление охраны общественного порядка на охраняемых объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования; обеспечение соблюдения технических требований в области проектирования и производства средств и систем охранной сигнализации, осуществление контроля за их внедрением и эксплуатацией; осуществление контроля за обеспечением охраны объектов организаций (за исключением объектов, находящихся под охраной Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, и других объектов, для которых установлен специальный режим охраны).

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/departament-ohranyi/

1. Административная деятельность органов внутренних дел: Курс лекций. В 2-х ч./авт.сост. А.А. Постникова.- Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2011.-Часть I.-382 с.

. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник.- М.: ЦОКР МВД России, 2009.- 264 с.

. Административная деятельность органов внутренних дел. Учебное пособие в двух частях / Минск : Академия МВД Республики Беларус. Под науч. ред. А.А. Постникова, И.Л. Федчук.- 446 с.

. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие / Под науч. ред. Л.М. Рябцева, В.А. Круглова. — Минск: Академия МВД Республика Беларусь, 1999.- 287 с.

. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010г. №450.

. Об охранной деятельности в Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. №175-З.

. Об административных процедурах ,осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан ( в части административных процедур в сфере оборота оружия): Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.

. О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь №268.

. Об утверждении Инструкции о порядке организации работы по оказанию (выполнению) охранных услуг (работ) Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в том числе по обследованию объектов: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28.03.2016 г. № 71.

. Указ президента Республики Беларусь о мерах по совершенствованию охранной деятельности от 25 октября 2007 г. №534.

. Постановление совета министров Республики Беларусь О мерах по реализации указа Президента Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 534

. Об организации информационно-аналитической работы и планирования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь: Приказ МВД от 02.06.2005 г. № 169.

13. Организация охраны общественного порядка подразделениями органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий: учеб. пособие / В.С. Климченя, В.В. Чудаков — Минск: Акад. МВД Респ.Беларусь, 2012. — 40 с.

. Современные технологии обеспечения общественной безопасности: тез. докл. респ. науч.-практ. конф. (Минск, 6 марта 2012года) / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». — Минск: Акад. МВД, 2012. — 151 с.

. Об организации управления силами и средствами, задействованными в охране правопорядка, эффективности реагирования на поступающие в ОВД заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и информацию о происшествиях: утверждено приказом МВД Респ. Беларусь, 15 марта 2013 г., № 77.

. Приказом Департамента охраны МВД Республики Беларусь от 3 февраля 2009 г. № 31