Гражданская авиация — «многогранная производственная отрасль, базирующаяся на самых передовых достижениях науки и техники, современных системах связи, управления и новых технологиях». Являясь важным звеном национальной транспортной системы, гражданская авиация обеспечивает удовлетворение интересов и нужд экономики и населения в воздушных перевозках. Осуществление за плату перевозок пассажиров, багажа и грузов воздушным транспортом — основное направление деятельности коммерческой гражданской авиации.
В условиях реформирования социально-экономических отношений решение поставленных на ближайшую перспективу перед гражданской авиацией задач в области увеличения объемов воздушных перевозок, повышения качества предоставляемых услуг и множества других ответственных задач по повышению эффективности работы воздушного транспорта требует совершенствования государственного (экономического и правового) регулирования в сфере авиационной деятельности.
В связи с изложенным актуальность исследования избранной нами темы курсовой работы не вызывает сомнения, поскольку регулирование правоотношений, возникающих в процессе авиаперевозочной деятельности, осуществляется различными отраслями права, в результате чего отсутствует единая нормативно-правовая база, регламентирующая воздушные перевозки. Кроме того, проблема правового регулирования деятельности в сфере оказания услуг воздушных перевозок на сегодняшний день недостаточно освещена в юридической литературе. Это приводит к необходимости выявления и анализа нормативно- правовой базы о воздушных перевозках.
Целью настоящей курсовой работы является гражданско-правовая характеристика договора воздушной перевозки.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) установить источники, определить и проанализировать особенности правового регулирования воздушной перевозки;
2) проанализировать особенности элементов договора воздушной перевозки пассажира.
1.1 Понятие договора воздушной перевозки пассажира
Законодательное определение договора перевозки пассажира применительно ко всем видам транспорта дано в ч. 1 ст. 786 ГК РФ: «По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд». Как видно из этого определения, такой договор не требует предоставления пассажиру, в соответствии с размером оплаты, обусловленных договором условий, удобств и услуг, что было бы полезно, на наш взгляд, включить в данное определение.
Договор перевозки пассажиров
... 103 Воздушного кодекса (далее ВК), ст. 48 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», ст. 143 Кодекс торгового мореплаванья (далее КТМ)). Договор перевозки пассажиров является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Договор перевозки пассажиров ...
Это упущение частично исправлено в Воздушном кодексе, где в соответствии с общим определением ч. 1 ст. 786 ГК РФ с некоторыми отличиями сформулировано понятие договора воздушной перевозки пассажира: «По договору воздушной перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения, предоставив ему место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а другая сторона (пассажир) обязуется оплатить воздушную перевозку» (ч. 1 ст. 103 ВК РФ).
Как можно заметить, это определение договора воздушной перевозки пассажира дополнено обязанностью перевозчика предоставить пассажиру место, указав его в билете.
1.2. Правовая природа договора воздушной перевозки пассажира.
Договор воздушной перевозки пассажира является взаимным. Взаимным признается договор, по которому каждая сторона несет обязанность в пользу другой стороны; она считается должником в том, что обязана сделать в пользу другой стороны, и одновременно кредитором в отношении того, что имеет право требовать (ст. 308 ГК РФ).
В настоящем договоре каждая сторона (перевозчик и пассажир) обладает как определенными правами, так и несет конкретные обязанности: пассажир имеет право на перевозку, но обязан оплатить свой проезд, а перевозчик имеет право на получение от пассажира стоимости его проезда, но обязан перевезти его.
Договор воздушной перевозки пассажира относится к возмездным договорам. Возмездность договора означает, что имущественному предоставлению со стороны контрагента, исполняющего свою обязанность, с необходимостью соответствует встречное имущественное предоставление другого контрагента (ст. 423 ГК РФ).
Наиболее типичным случаем такого предоставления является плата в виде определенного денежного возмещения. Возмездность договора воздушной перевозки пассажира проявляется в том, что пассажир воздушного судна оплачивает свой проезд.
Договор воздушной перевозки пассажира является консенсуальным. Консенсуальным (от латинского «consensus» — общее соглашение, согласие) признается договор, «для заключения которого достаточно соглашения сторон по всем его существенным условиям». Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора (ч. 1 ст. 432 ГК РФ).
«Среди всех условий всякого договора необходимо выделять те условия, которые составляют видообразующие признаки соответствующего договорного обязательства и потому включаются законодателем в само определение того или иного договора. Такие условия, бесспорно, являются существенными условиями договора, ибо, называя их (включая в определение договора) законодатель тем самым дает понять, что указанные условия необходимы для данного вида договорного обязательства».
Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласовано хотя бы одно из его существенных условий. Круг существенных условий зависит от особенности конкретного договора. Единственным существенным условием договора воздушной перевозки пассажира (как видно из самого определения договора) является условие о его предмете — транспортной услуге. При этом под услугами понимаются «действия или деятельность либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе, либо имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме». Соглашение сторон по существенным условиям договора воздушной перевозки пассажира считается достигнутым с момента приобретения пассажиром проездного документа (билета).
Договор перевозки пассажиров и багажа
... и частноправовыми нормами, определяющими права пассажиров по бесплатной перевозке соответствующих вещей и ответственность перевозчика в случае их утраты или повреждения.Вещи, перевозимые пассажиром: ручная кладь (на железнодорожном транспорте), каютный багаж (на морском транспорте), перевозимый бесплатно багаж (на воздушном транспорте), ...
Следует заметить, что, характеризуя договор воздушной перевозки пассажира как консенсуальный, мы исходили из общего понятия данного определения применительно к договору перевозки пассажира в целом, (согласно ст. 786 ГК РФ), и в связи с этим обнаружили некоторые противоречия. Так, А. М. Эрделевский, в комментариях к Гражданскому кодексу, классифицирует договор перевозки пассажира как консенсуальный: «Договор перевозки пассажира консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий», данную точку зрения наряду с ним разделяют Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов: «Договор перевозки пассажира — взаимный, возмездный и консенсуальный, что отличает его от договора перевозки груза»; В. В. Витрянский: «Уже из самого определения договора перевозки пассажира следует, что этот договор, в отличие от договора перевозки конкретного груза, является консенсуальным, то есть после приобретения билета договор считается заключенным, а пассажир получает право требовать от перевозчика выполнения им своих обязанностей».
В отличие от вышеназванных авторов, ряд ученых-правоведов придерживается мнения, что договор перевозки пассажира относится к числу реальных договоров. Так, например, В. А. Белов, полагает, что «договор перевозки пассажира является возмездным, взаимным и реальным (считается заключенным после приобретения физическим лицом статуса пассажира — его посадки в транспортное средство)»; Ю. Б. Маковский: «Договоры пассажирской перевозки, независимо от времени оформления билета, являются реальными договорами, т.е. вступают в силу с момента прибытия пассажира на посадку».
Анализируя точки зрения всех указанных нами выше авторов, мы пришли к мнению, что договор перевозки пассажира в целом, как и договор воздушной перевозки пассажира в частности, классифицируется как консенсуальный договор, что объясняется следующим. Разделение договоров на реальные и консен-суальные (по времени возникновения правоотношения), как полагает М. В. Кротов, и чье мнение мы считаем наиболее верным, «объясняется моментом, к которому приурочивается возникновение договора, и в связи с этим не следует смешивать фактическое исполнение договора с моментом его возникновения, поскольку время (момент) заключения договора и время (момент) вступления его в силу могут не совпадать».
Договор воздушной перевозки пассажира носит публичный характер при соблюдении ряда условий, установленных ст. 426 и 789 ГК РФ. Во-первых, в качестве перевозчика должна выступать только коммерческая организация (соответствующая условиям ст. 50 ГК РФ), осуществляющая перевозки транспортом общего пользования. Во-вторых, в силу закона, иного правового акта или выданной лицензии, перевозчик обязан выполнять перевозки в отношении каждого, кто к нему обратится. В-третьих, перевозчик должен быть включен в особый перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который подлежит обязательному опубликованию.
Договор перевозки. Правила перевозки пассажиров и багажа
... и подробное изучение каждого пункта договора. В своём реферате я рассмотрю различные виды перевозок, такие как железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные, перевозку на внутреннем водном транспорте. Так же рассмотрю договора перевозки, транспортной экспедиции и договор перевозки пассажиров и багажа. И ...
Учитывая изложенное, а, также принимая во внимание характер и назначение воздушных перевозок пассажиров (удовлетворение личных нужд граждан в перевозке в качестве пассажиров, доставке их багажа), договор воздушной перевозки пассажира может быть признан публичным в случае осуществления перевозок на воздушных судах, работающих на линиях по расписанию, т.е. при выполнении регулярных воздушных перевозок пассажиров. Указанное нами предположение, по сути, совпадает с мнением, изложенным по данному вопросу профессором В. Б. Ляндресом: «перевозчиками общего пользования следует считать…воздушных перевозчиков с общетранспортными задачами».
2. Элементы договора воздушной перевозки пассажира.
Элементами договора воздушной перевозки пассажира, как и любого гражданско-правового договора, являются его стороны, предмет, цена, срок, форма и содержание договора. Рассмотрим каждый из выделенных элементов.
1.3. Стороны договора воздушной перевозки пассажира
Сторонами в договоре воздушной перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир. Рассмотрим каждую сторону договора воздушной перевозки пассажира более подробно.
Авиационное предприятие — юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ (ч. 1 ст. 61 ВК РФ).
Эксплуатант — гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие это воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (ч. 3 ст. 61 ВК РФ).
Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации (ст. 100 ВК РФ).
Как следует из вышеприведенных определений субъектов авиаперевозочной деятельности, авиационное предприятие выступает в качестве родового, обобщающего понятия, поскольку при наличии соответствующих лицензий и сертификатов может осуществлять свою деятельность и в качестве эксплуатан-та и в качестве перевозчика. При этом «к числу авиационных предприятий могут быть отнесены только коммерческие эксплуатанты гражданской авиации, осуществляющие деятельность на возмездной основе».
В соответствии с приложением № 2 к приказу Федеральной авиационной службы от 18 марта 1998 г. № 74 «О введении в действие дополнительных лицензионных требований» субъекты авиаперевозочной деятельности классифицируются по следующим основаниям: а) авиаперевозчики — авиакомпании федерального значения с правом выполнения международных полетов; б) авиаперевозчики — авиакомпании регионального значения с правом выполнения международных полетов; в) авиаперевозчики местного значения; г) авиаперевозчики деловой авиации; д) эксплуатанты корпоративной авиации.
Договор перевозки багажа
... 1. Определить понятие договора перевозки багажа. 2. Рассмотреть содержание, условия и порядок заключения договора перевозки багажа. 3. Выявить особенности договора воздушной перевозки багажа. 4. Проанализировать особенности договора перевозки багажа железнодорожным транспортом. 5. Изучить правовое регулирование договора перевозки багажа морским транспортом. ...