Договор поставки товаров для государственных нужд

Содержание скрыть

1. Значение и цели договора поставки для государственных нужд.

2. Каковы особенности субъектного состава договора поставки для государственных нужд?

3. Порядок заключения договора поставки для государственных нужд.

4. Источники правового регулирования договора поставки для государственных нужд.

5. Ответственность по договору поставки для государственных нужд

6. Перечислите отличительные признаки договора поставки для государственных нужд.

7. Особенности правового регулирования договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

8. Дайте определение понятию «государственные нужды».

Задание

Перечислите случаи отказа государственного заказчика от товаров, поставленных по государственному контракту.

1. Значение и цели договора поставки для государственных нужд.

Одним из видов купли-продажи является поставка товаров для государственных нужд. Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых для удовлетворения потребностей государства, Российская Федерация и ее субъекты действуют как участники гражданско-правовых отношений (ст. 124 ГК).

Особенности данных правоотношений вызваны участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство.

Следует отметить, что для российского законодательства весьма характерно и даже традиционно особое регулирование отношений, связанных с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства. Так, еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках, предусматривавшим особенности заключения договоров поставки и подряда с казной (т.е. с государством).

Такие договоры могли быть заключены только посредством торгов или запечатанных объявлений. Торги проводились путем записи предложений желающих вступить в договор с казной относительно цены товаров или подрядных работ. Казенное учреждение принимало то предложение, которое было наиболее выгодно государству. Заключение договоров посредством запечатанных объявлений состояло в том, что казенное учреждение публиковало объявление, в котором содержалось указание о предмете договора и некоторых его условиях, а также приглашение потенциальным поставщикам и подрядчикам делать свои предложения. Такие предложения предъявлялись в запечатанных пакетах, которые вскрывались одновременно. Расчет был на то, что каждый желающий вступить в договор с казной, опасаясь более привлекательных предложений со стороны конкурентов, будет стараться предложить наиболее выгодные для государства условия.

3 стр., 1464 слов

Правовое регулирование поставок для государственных нужд

... проанализировать правовое регулирование договора поставки для государственных нужд; исследовать особенности организации и порядка размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных заказчиков. Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в области поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Предметом курсовой работы ...

Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции, в период нэпа. Можно назвать, в частности, Закон 1923 г. «О государственных подрядах и поставках», который в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий. В дальнейшем с формированием административно-командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции и товаров осуществлялись на основе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления, нарядов), нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.

Переход к рыночным методам регулирования экономических отношений вновь вызвал необходимость разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей. В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд — это отношения, связанные с поставками товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей Российской Федерации и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопасности страны, жизни и здоровья граждан. Потребности государства определяются исходя из необходимости реализации федеральных государственных программ; обеспечения необходимого уровня обороноспособности; формирования государственных материальных резервов; реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.

Выделение поставки товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК) в отдельный вид купли-продажи преследует цель установление специального правового режима, учитывающего участие в этих отношениях такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство — Российская Федерация и ее субъекты (ст. 124 ГК).

2. Каковы особенности субъектного состава договора поставки для государственных нужд?

Поставка товаров для государственных нужд осуществляет на основании государственного контракта на поставку товаров для госнужд, а также договоров поставки товаров для госнужд, заключаемых между организациями — исполнителями заказа и потребителями товаров (п. 1 ст. 525 ГК).

Таким образом, структура договорных связей в этой области может быть простой или сложной. В первом случае в соответствии с условиями госконтракта поставщик поставляет товары непосредственно госзаказчику либо указанным им получателям. При этом поставщик не заключает каких-либо договоров поставки товаров с получателями. Во втором случае госконтрактом предусматривается прикрепление поставщика к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд.

В соответствии с ч. 1 статьи 4 Закона, государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно:

  • государственные органы (в том числе органы государственной власти).

    Структура федеральных органов исполнительной власти периодически утверждается указами Президента РФ;

  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
  • бюджетные учреждения. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;

— иные получатели средств федерального бюджета. К числу получателей бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) БК РФ относит органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

11 стр., 5217 слов

Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у ...

... законности. Преодоление коррупции - вот основное содержание долгосрочной стратегии МВД по созданию атмосферы нетерпимости к превышению и злоупотреблению должностными полномочиями и формированию антикоррупционного климата в органах внутренних дел. В МВД России ...

Получатели бюджетных средств имеют право на:

  • своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;
  • своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
  • компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

  • своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
  • эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
  • своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
  • своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
  • своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств;
  • иные лица, уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения;

— иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

3. Порядок заключения договора поставки для государственных нужд.

По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК).

Закон о размещении заказов содержит более общее определение государственного и муниципального контракта: это договор, заключенный заказчиком от имени РФ, ее субъекта или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 9).

протокол разногласий

Выполнить любую из перечисленных обязанностей сторона должна в течение 30 дней. Сторона, получившая госконтракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию и известить другую сторону о принятии госконтракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также по истечении 30-дневного срока неурегулированные разногласия по госконтракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в течение 30 дней на рассмотрение суда. Если сторона, для которой заключение госконтракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить государственный контракт (ст. 528 ГК).

12 стр., 5691 слов

Специфика развития государственной гражданской службы в субъектах ...

... ·федеральную государственную гражданскую службу (федеральная гражданская служба); ·государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (гражданская служба субъектов Российской Федерации). Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по ...

Государственные и муниципальные контракты, заключенные по итогам размещения заказов, учитываются в соответствующих реестрах контрактов, ведение которых обеспечивают уполномоченные государственные органы исполнительной власти и орган местного самоуправления (ст. 18 Закона о размещении заказов).

Договор поставки товаров для государственных нужд

4. Источники правового регулирования договора поставки для государственных нужд.

Федеральный закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) направлен на регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Основу правового регулирования рассматриваемых отношений составляет Гражданский кодекс РФ. В рамках договора купли-продажи выделяется самостоятельный его вид — поставка товаров для государственных нужд (ст. 525 — 534 ГК РФ).

ГК РФ системно регулирует вопросы формы и содержания этого договора, особенностей его заключения и исполнения, ответственности сторон. К отношениям из данного договора применяются положения договора поставки (ст. 506 — 523 ГК РФ), если иное не установлено § 4 гл. 30 ГК РФ о договоре поставки. Хотя ГК РФ регулирует лишь порядок поставки для государственных нужд, относя к последним потребности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 525 ГК РФ), в порядке аналогии закона эти положения можно применять и к поставкам для муниципальных нужд.

Бюджетный кодекс РФ содержит лишь несколько правовых норм, посвященных регулированию государственного и муниципального заказа, а соответственно государственного и муниципального контракта. Эти нормы устанавливают необходимость конкурсного подхода к размещению заказов для государственных и муниципальных нужд (ст. 72 БК РФ).

Устанавливается, что отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются как федеральными законами, так и законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В связи с тем, что вопросы заключения контрактов — это сугубо гражданско-правовые отношения, а их регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ), непонятно, каким образом субъекты Федерации, а уже тем более муниципальные образования могут регулировать эти отношения. Хотя некоторые субъекты Федерации и муниципальные образования, используя предоставленное право, такие акты о закупках приняли.

12 стр., 5834 слов

Система государственной службы в современной России и ее виды

... зрения на содержание определения государственной службы. В законе РФ «Об основах государственной службы РФ» закреплен деятельностный подход, который предполагает, что государственная служба — это «профессиональная работа по снабжению выполнения полномочий государственных органов власти». С давних ...

Из нормативных правовых актов специального правового регулирования поставок товаров для государственных нужд необходимо выделить Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», однако он регулирует лишь вопросы федеральных поставок.

Из базовых нормативных актов можно назвать Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Этим Указом было утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Положение определяет порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд, осуществляемую государственными заказчиками за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Федерации, а также юридическими лицами, которым государственные заказчики на конкурсной договорной основе передали выполнение части своих функций по закупкам продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Федерации. Таким образом, данный правовой акт регулирует вопросы поставок для федеральных нужд и нужд субъектов Федерации и не регулирует вопросы поставок для муниципальных нужд.

Существуют и специальные нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы поставок для государственных нужд.

Поставка сельскохозяйственных товаров для государственных нужд регулируется Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», однако этот Закон охватывает лишь случаи поставок для федеральных и государственных нужд субъектов Федерации и не распространяется на поставки сельскохозяйственных товаров для муниципальных нужд.

К специальному регулированию в сфере нужд обороноспособности страны относится Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», регулирующий исключительно вопросы поставок для федеральных нужд в данной сфере.

5. Ответственность по договору поставки для государственных нужд

Общие положения об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту устанавливает Закон о поставках продукции для федеральных государственных нужд, в п. 1 ст. 5 которого предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона:

  • возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки;
  • несет иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и государственным контрактом.

Кроме того, и БК РФ в ст. 301 устанавливает, что осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка, установленного БК РФ, влечет блокировку соответствующих расходов, привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ.

4 стр., 1621 слов

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров

... силу этого особый интерес представляет анализ Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, в частности тех их положений, которые касаются процедуры заключения договоров. Поскольку в разработке Венской конвенции отразились все теории и подходы к ...

Закон о размещении заказов в качестве стороны государственного контракта определяет государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации), которое действует на равных началах с другими участниками имущественных отношений. От имени Российской Федерации выступает государственный заказчик (ч. 1 ст. 9).

Это принципиальное положение, включенное в ГК РФ, имеющее значение и для определения ответственности публичных образований, отражает изменившиеся социально-экономические условия функционирования экономики, переход к рыночным условиям хозяйствования. Государство в рассматриваемых правоотношениях выступает не как организация политической власти, обладающая властными полномочиями, а как равноправный субъект, к которому применяются нормы, определяющие участие юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Установленный ГК РФ принцип равенства участников регулируемых Кодексом отношений предполагает и установление равной имущественной ответственности государства за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по заключенным государственным контрактам. Федеральный закон о поставках продукции для федеральных государственных нужд не предусматривает ограничение ответственности государства.

Имущественная ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по закупкам отдельных видов товаров предусмотрена специальными законами — Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Закон о поставках продукции для федеральных государственных нужд предусматривает ответственность за необоснованное уклонение поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда такая обязательность заключения контракта установлена законом. Поставщик в таких случаях уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта (п. 2 ст. 5).

В настоящее время имущественная ответственность за нарушение договорных обязательств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг предусмотрена в Законе о размещении заказов.

Прежде всего, Закон устанавливает, что в государственный контракт и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом (ч. 10 ст. 9).

Таким образом, Закон рассматривает условие об ответственности поставщика в качестве существенного условия контракта.

Конкретное указание установлено в Законе относительно ответственности за просрочку исполнения поставщиком договорного обязательства. В таких случаях заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).

3 стр., 1460 слов

Характеристика форвардных контрактов

... отмечено выше, хеджированием. Стоимость товара по форвардным сделкам отличается от его стоимости по кассовым сделкам. Она может определяться как на момент заключения контракта, так и на момент ... финансового рынка не имел достаточной законодательно-нормативной базы. Единственным законом, где упоминались срочные контракты, являлся Закон «О товарных биржах и биржевой торговле», принятый ВС РСФСР ...

Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства.

Размер неустойки устанавливается государственным контрактом, но при этом Закон устанавливает, что размер неустойки должен быть не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Поставщик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (ч. 11 ст. 9).

Такая формулировка Закона предполагает, что в государственном контракте стороны могут предусмотреть и более высокий размер неустойки.

Закон о размещении заказов устанавливает и имущественную ответственность за просрочку исполнения заказчиком договорного обязательства, причем в отличие от ответственности поставщика предусматривает конкретный размер неустойки — одна трехсотая действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Неустойка (штраф, пеня) начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Кроме того, в данной статье предусмотрено, что заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Данное положение означает, что Закон о размещении заказов вводит повышенную, безвиновную ответственность за нарушение договорного обязательства и поставщика, и государства. В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ такая повышенная ответственность установлена в отношении лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, т.е. коллективного или индивидуального предпринимателя. При этом к обстоятельствам непреодолимой силы Гражданский кодекс РФ не относит такие обстоятельства, как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, а также отсутствие у должника необходимых денежных средств.

До принятия рассматриваемого Закона о размещении заказов стороной государственного контракта, заключаемого для обеспечения федеральных государственных нужд, признавался государственный заказчик, в качестве которого выступал федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. На государственного заказчика возлагалась имущественная ответственность за нарушение условий государственного контракта. Однако, поскольку государственные заказчики действовали не в собственных интересах, а в интересах государства, арбитражные суды при рассмотрении споров, связанных с возмещением государственными заказчиками убытков, возлагали на них ответственность при условии их вины. Как пояснил Высший Арбитражный Суд РФ применительно к государственному заказчику — предпринимателю, основанием для такого вывода служит то обстоятельство, что предпринимательская деятельность в таком случае совмещается с функциями организации, выполняющей поручение государства по обеспечению закупок продукции для государственных нужд. На практике при нарушении сроков оплаты товаров, поставляемых по государственным контрактам, вследствие недофинансирования взыскание штрафных санкций с государственных заказчиков было крайне затруднительным, поскольку отсутствовала их вина.

2 стр., 829 слов

Обеспечение исполнения государственного контракта

... бюджетные средства: 4 Проблемы обеспечения исполнения государственного контракта В настоящее время нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд» ...

В настоящее время размер неустойки за просрочку исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, как было указано, устанавливает Закон о размещении заказов.

Вместе с тем для применения указанных в Законе правил об ответственности необходима их конкретизация в заключаемых государственных контрактах, поскольку просрочка исполнения может происходить в отношении различных обязательств.

В соответствии со ст. 126 ГК РФ публично-правовые образования несут имущественную ответственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, т.е. за счет казны. Фактически имущественные санкции возмещаются поставщикам (подрядчикам, исполнителям) из средств соответствующего бюджета.

Неверным представляется высказанное в литературе мнение о прекращении действия ст. 239 Бюджетного кодекса РФ в связи с принятием Закона о размещении заказов. Бюджетный кодекс РФ не устанавливает невозможность получения денежных средств из бюджета, а устанавливает понятие иммунитета бюджетов, т.е. правового режима, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта. Это не противоречит Закону о размещении заказов в части, как указывает автор, невозможности привлечь государственных заказчиков к ответственности за нарушение денежных обязательств, а предусматривает особый порядок обращения взыскания на бюджетные средства только на основании судебного акта. Правила обращения взыскания на бюджетные средства установлены введенной в Бюджетный кодекс РФ новой главой 24.1, что дает возможность осуществления контроля за расходованием бюджетных средств и предотвращения нарушений законодательства.

За нарушения обязательств по государственным контрактам установлена также административная ответственность должностных лиц государственных заказчиков.

Так, заключение должностным лицом государственного заказчика государственного контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд по результатам проведения торгов или проведения запроса котировок цен с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен на товары, работы, услуги либо условий исполнения государственного контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов заключается государственный контракт, влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей. А если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, то такое правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов или стоимости товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметами административного правонарушения (ч. 1.1 ст. 7.32 КоАП РФ).

5 стр., 2051 слов

Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги

... или используюший товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Гражданский кодекс устанавливает иное правило: возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг, производится как ...

Нарушение должностным лицом государственного заказчика сроков заключения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей (ч. 1.2 ст. 7.32 КоАП РФ).

Изменение должностным лицом заказчика условий государственного контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного или муниципального контракта не предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.32 КоАП).

При этом, если изменение условий контракта привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд, такое правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере двукратного размера дополнительно израсходованных бюджетных средств или стоимости товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметами административного правонарушения.

6. Перечислите отличительные признаки договора поставки для государственных нужд.

Понятие государственного контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд содержится в ГК РФ. Согласно ст. 526 по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Общее определение государственного и муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг включено в Закон о размещении заказов.

Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В данном определении указывается на договорное существо контракта, одну из сторон контракта — публичное образование и цель заключения контракта.

Наименование «государственный контракт» наилучшим образом отражает особенности заключаемых государством договоров.

В данном названии имеются две составляющие — «государственный» и «контракт».

Термин «государственный» подчеркивает участие государства в договорных отношениях, особую значимость поставок продукции для государственных нужд.

Термин «контракт» выражает договорный характер взаимоотношений государства и хозяйствующего субъекта по закупкам товаров в публичных интересах. Употребление термина «контракт», а не «договор» отражает, как представляется, историческую преемственность современной системы государственных закупок и контрактной системы закупок государством сельскохозяйственной продукции в советский период.

К отношениям по поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной правилами § 4 гл. 30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 — 522).

Вместе с тем государственный или муниципальный контракт обладает рядом существенных особенностей, не позволяющих его рассматривать в качестве обычного договора поставки. К числу основных особенностей можно отнести следующие.

Во-первых, специальный субъектный состав. Стороной государственного или муниципального контракта является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. От имени публичного образования контракт заключает государственный или муниципальный заказчик (ч. 1 ст. 9 Закона о размещении заказов).

Во-вторых, особая цель контракта — обеспечение публичных нужд.

В-третьих, применение специальных способов размещения заказов публичных образований (торгов в форме конкурса или аукциона, без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах)).

В-четвертых, осуществление финансирования поставок товаров за счет бюджетных средств и привлекаемых для этих целей средств внебюджетных источников.

В-пятых, особые правила по исполнению, изменению и расторжению государственного или муниципального контракта (ст. ст. 533, 534 ГК РФ).

В-шестых, более сложный характер складывающихся правоотношений между публичным образованием и второй стороной контракта, что отражается в том числе и в наименовании второй стороны — поставщик (исполнитель).

Эти и иные особенности государственного и муниципального контракта позволяют рассматривать его в качестве особой разновидности договора поставки. В целом ряде случаев в государственном контракте предусматривается возможность государственного заказчика предъявлять не только требования к готовой продукции, но и определенные технологические и иные требования к ее производству.

7. Особенности правового регулирования договора поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Данный вид договора поставки регламентирован ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.1994 N 53-ФЗ (ред. от 02.02.2006).

Рассматриваемый Закон в обобщенном виде представляет собой законодательный акт, регулирующий правоотношения в области закупок и поставок для государственных нужд сельскохозяйственных продуктов. Данные правоотношения регулируются также ГК РФ и рядом других федеральных законов. Ст. 525 § 4 главы 30 ГК РФ установила, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК РФ, применяются иные законы:

  • Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • Федеральный закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
  • Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
  • Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
  • Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Вместе с тем данный законодательный акт, как и ряд других законов, регулирует правоотношения в области обеспечения государством потребностей населения в продовольствии. Это более узкая специфика правоотношений, но не менее важная, поскольку обеспечение продовольствием населения для каждой страны является стратегическим вопросом. Данные правоотношения регулируются также следующими законодательными актами:

  • Федеральный закон от 05.12.1998 N 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки»;
  • Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ «О семеноводстве»;
  • Закон РФ от 14.05.1993 N 4973-1 «О зерне».

Следует обратить внимание на то, что как законодательные акты в области поставок и закупок для государственных нужд, так и законодательные акты в области сельского хозяйства претерпели ряд изменений, особенно в 2006 году. Это свидетельствует о том, что через изменение правового регулирования данных двух областей правоотношений государство изменило свою политику в данном направлении.

8. Дайте определение понятию «государственные нужды».

Ст. 3 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» дает трактовку термину «государственные нужды». В соответствии с ч. 1 статьи государственные нужды подразделяются на государственные нужды РФ и ее субъектов.

Под государственными нуждами РФ (федеральными нуждами) понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Под государственными нуждами субъектов РФ понимаются потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Как видим, одним из признаков указанных нужд является обеспечиваемость их за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования. Подлежат ли применению нормы Закона, когда размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд предполагается осуществлять получателями бюджетных средств, полученных ими от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности? Подразумевает ли Закон под внебюджетными источниками финансирования исключительно средства бюджетов государственных внебюджетных фондов? Однозначно ответить здесь нельзя. Согласно ч. 2 ст. 42 БК РФ доходы получателей средств федерального бюджета, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются как доходы от использования государственного (муниципального) имущества либо как доходы от оказания платных услуг. В связи с этим при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, по мнению автора, необходимо применять нормы Закона.

Задание

Перечислите случаи отказа государственного заказчика от товаров, поставленных по государственному контракту.

Ст. 534 ГК РФ устанавливает последствия отказа государственного заказчика полностью и частично от товаров, подлежащих поставке по государственному контракту. Государственному заказчику предоставлено право отказаться от товаров для государственных нужд в случаях, когда:

  • потребность в товарах соответствующего вида отпала (например, отменена целевая программа, на основании которой осуществлялась поставка);
  • поставленный товар не соответствует условиям контракта (по качеству, ассортименту и т.д.).

Однако государственный заказчик может воспользоваться своим правом лишь при условии, если он возмещает поставщику все убытки, причиненные отказом.

Убытки исчисляются по правилам, установленным ст. 15 ГК.

Полный или частичный отказ государственного заказчика от исполнения государственного контракта порождает право поставщика отказаться от исполнения заключенных на его основе договоров поставки товаров для государственных нужд, а также право предъявить государственному заказчику требования о возмещении убытков, причиненных изменением или расторжением этих договоров.