Экологическая безопасность курсовая работа право

Проблемам формирования и деятельности системы обеспечения экологической безопасности уделялось и уделяется значительное внимание в разных странах мира, где на основе глубоких аналитических исследований разрабатываются обоснованные предложения и рекомендации по обеспечению безопасности, внедряются нормативно-правовые акты, создается соответствующая институциональная система.

Появление новых экономических, социальных и экологических приоритетов, которые опираются на структуры производства и потребления, новые технологии и формы инвестиций, вызывает необходимость трансформации национальных систем управления на локальном, региональном, государственном и глобальном уровнях, главной задачей которых является гармонизация отношений в системе «природа-общество».

В связи с этим приобретает актуальность развитие системы экологической безопасности и достижения им такого уровня совершенства, который обеспечивал бы гармоничное развитие производственного и природоресурсного потенциала, давал бы возможность согласовывать цели хозяйствования человека с целями саморегуляции природных экосистем и избегать деградации окружающей природной среды.

Одним из принципов, на которых базируется национальная экологическая политика, является равенство трех составляющих развития государства (экономической, экологической, социальной), что приводит к ориентации на приоритеты устойчивого развития и учета экологических последствий при принятии экономических решений.

Однако отсутствие эффективной системы управления в сфере охраны окружающей природной среды и более медленное, чем ожидалось, проведение структурных реформ и модернизации технологических процессов в условиях роста национальной экономики приводит к увеличению уровня загрязнения и обусловливает поддержание старых, неэффективных подходов к использованию энергетических и природных ресурсов.

Цель работы состоит в том, чтобы изучить теоретические и практические аспекты экологической безопасности государства, а также доказать то, что экологическая безопасность государства оказывает непосредственное влияние на развитие государства и состояние здоровья людей, в нем проживающих. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи, определившие ход исследования и структуру работы:

5 стр., 2114 слов

Особенности охраны окружающей среды и экологической безопасности ...

... среды и экологической безопасности на железнодорожном транспорте. Задачи: Проанализировать литературу по данной теме. [Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/referat/ohrana-okrujayuschey-sredyi-na-jeleznodorojnom-transporte/ Рассмотреть основные экологические проблемы железнодорожного транспорта. Изучить основные аспекты охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте. 1. Экологические ...

− ознакомиться с понятием, сущностью экологической безопасности как экономической категории;

− определить основные проблемы экологической безопасности государства (на примере промышленно-развитых стран);

описать приоритетные направления в такой области, как обеспечение экологической безопасности;

выявить перспективы развития в обеспечении экологической безопасности.

Объект исследования − экологическая безопасность как глобальная проблема современности.

Предметом работы являются отношения стран мира по поводу глобальной экологической безопасности.

Методы исследования:

− обработка, анализ научных источников;

− анализ научной литературы, учебников по исследуемой проблеме.

При написании работы широко использовались ряд учебных пособий по экономике, множество периодических изданий, предоставляющих аналитические материалы и данные, а также информационные ресурсы сети Интернет.

1. Теоретические основы экологической безопасности

1.1 Сущность экологической безопасности как экономической категории

Развитие масштабов промышленности, увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду, появление территорий, подвергшихся экологической катастрофе, поставили под угрозу жизнь и здоровье человека. Это, в свою очередь, вызвало необходимость разработки правовых норм, которые бы гарантировали безопасность человека в процессе изменений в среде его существования и в дальнейшем развились в институт права экологической безопасности.

4 стр., 1869 слов

Международно-правовые аспекты экологической безопасности

... -правовых аспектов экологической безопасности. Все вышеуказанное обуславливает актуальность выбранной темы ф диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования явились международно-правовые нормы, призванные регулировать поведение государств и других субъектов права для обеспечения экологической безопасности. ...

В такой ситуации уместным представляется высказывание В.И. Андрейцева по обоснованию существования права экологической безопасности: «Если дорога уготована на Голгофу, то речь идет не об охране, а о спасении обреченного» [1].

Окружающая среда, которая является источником повышенной опасности, превращается в результате действия стихийных сил природы или техногенного разрушительного воздействия на экологически опасный объект, требующий «изоляции» от человека и общества, других природных систем и комплексов путем установления специального правового режима, который бы ограничивал или запрещал вообще проживание населения, осуществления общественного и частного производства, проведения системы мероприятий по ликвидации источников опасности, установления особого правового статуса пострадавших граждан [1].

Следует обратить внимание на то, что наличие четкого определения экологической безопасности, установления его правовой природы, критериев определения ее уровня и угроз для нее имеет не только теоретическое, но и большое прикладное значение. Современное состояние регулирования общественных отношений характеризуется широким спектром использования правового института экологической безопасности и отсутствием четких механизмов и критериев ее обеспечения.

На сегодняшний день существует большое количество подходов к правовому определению экологической безопасности. Характеризуя определение экологической безопасности, необходимо учитывать, что его основу составляет межотраслевое научное понятие «Безопасность».

Исследуя понятие экологической безопасности, следует отметить, что выделяются два основных подхода к его определению.

Первый подход заключается в том, что экологическая безопасность рассматривается как определенное состояние.

Г.П. Серов дает определение экологической безопасности как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в процессе взаимодействия общества и природы от угроз:

а) со стороны природных объектов, свойства которых изменены загрязнением, засорением в результате антропогенной деятельности (возникновение аварий, катастроф, осуществление длительной хозяйственной, военной и других видов деятельности) или намеренно с целью экологических диверсий, агрессии или природных явлений и стихийного бедствия;

б) обусловленных уничтожением, повреждением или истощением природных ресурсов (угроза необеспечения общества и государства природными ресурсами) [12, с.33].

Также М.Н. Веденин приводит определение экологической безопасности как состояние защищенности человека, общества, государства и окружающей среды от негативного природного и техногенного воздействия, которое обеспечивается организационно-правовыми, экономическими, научно-техническими и другими средствами и способами [13, с.52].

4 стр., 1871 слов

Правовое регулирование экологической безопасности в РФ

... право на благоприятную окружающую среду, что служит основой конституционных экологических прав. Реализация установленного конституционного права предоставляет возможность человеку пользоваться благоприятным состоянием окружающей среды, проживать в здоровой среде, не угрожающей его жизни ...

А.С. Заржицкий определяет экологическую безопасность как комплексное состояние определенных свойств окружающей среды, которые созданы целенаправленной деятельностью людей, с учетом обоснованных допустимых нагрузок антропогенных факторов на окружающую среду и негативных изменений, произошедших в ней, и обеспечивают сохранность жизнедеятельности человека [14, с.32].

Экологическая безопасность также рассматривается как состояние, при котором все составляющие природного окружения за счет балансировки взаимовлияния естественных, технических и социальных систем, формирования природно-культурной среды являются оптимальными для нормального функционирования и развития человеческой цивилизации [15, с.7].

В сфере экономических знаний термин «экологическая безопасность» признается в зависимости от того, каково его значение в экономическом развитии государства.

Так, существует точка зрения, что это определенное состояние − степень адекватности экологических условий с задачей сохранения здоровья населения и обеспечение длительного социально-экономического развития [16, с.80]. Исходя из такого определения, содержание экологической безопасности можно оценить в денежном эквиваленте. Если не соблюдать ее нормативов, качество окружающей среды снижается. Возникает необходимость каким-то образом компенсировать её негативное влияние на здоровье людей и производственный сектор (например, сельское хозяйство).

Для такой компенсации необходимо осуществлять различные мероприятия, в свою очередь требующие соответствующего финансирования. Кроме того, в зависимости от времени действия, объемов охвата и интенсивности факторов опасности сумма необходимых средств увеличивается. Это и составляет стоимость экологической безопасности для государства и субъектов хозяйствования. Для отдельного физического лица такую стоимость будет составлять сумма средств, затраченных на медицинское обслуживание, на установки дополнительных систем очистки воздуха и воды и др.

В связи с этим в сфере экономики экологическая безопасность рассматривается как экономическая ценность, которая имеет свою денежную оценку [16 с.80; 17]. Также обосновывается необходимость разработки и внедрения линий по производству экологически безопасных товаров, в том числе, которые идут на экспорт. Объясняется это тем, что в мире, особенно в развитых странах, экологически чистые и безопасные товары достаточно «раскрученные», и существует определенная экологическая «фобия» [16, с.24].

В других источниках раскрывается содержание экологической безопасности через понятие национального экологического интереса [18, с.80] или национального интереса в сфере экологической безопасности [19, с.8] как совокупности интересов государства, которые определяют его политику в области обеспечения экологической безопасности.

Второй подход к определению экологической безопасности заключается в понимании ее как определенной деятельности. М.И. Малышко, исследуя проблему экологической безопасности, рассматривает ее как систему мероприятий, направленных на защиту жизненно необходимых интересов человека от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, справедливо указывая при этом, что экологическая безопасность является центральным вопросам экологии человека, поскольку непосредственным объектом охраны является человек, его экономические интересы, экофонд [22, с.331-335].

Однако в таком определении недостаточно четко учитывается влияние техногенных факторов, и можно предположить, что они осуществляются через измененную окружающую среду.

Н.В. Барбашова, исследуя правовое обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности, предлагает под экологической безопасностью с правовой точки зрения понимать:

1) защиту жизни и здоровья человека от последствий техногенной деятельности и негативных воздействий природного характера;

2) защиту природных экосистем (т.е. безопасного состояния природной среды, включая преобразующую деятельность человека), вредное воздействие на которые может непосредственно или косвенно привести к негативному воздействию на жизнь, здоровье и условия проживания людей;

3) обязательное научное прогнозирование влияния существующих технологий, а также разрабатываемых, на темпы научно-технического прогресса, анализ его последствий для окружающей природной среды, то есть для условий проживания будущих поколений людей [23, с.12].

Однако в таком определении необходимо было бы учесть, что экологическую безопасность следует рассматривать как состояние. Понятие «защита» характеризует процесс осуществления мероприятий, действия по охране, сохранению и обеспечению неприкосновенности «объекта защиты» [24, с.339]. Поэтому в пунктах 1 и 2 настоящего определения было бы целесообразно говорить не о защите, а о состоянии защищенности указанных объектов как о результате осуществления мер по защите жизни и здоровья человека и природных экосистем. Такую позицию отстаивает В.И. Андрейцев [1, с.37]. В пункте 3 приведенного определения целесообразно было бы говорить об обязательном учете научного прогнозирования влияния существующих технологий, поскольку сам прогноз ничего не стоит, если его не принимают во внимание соответствующие субъекты в своей деятельности.

Кроме того, следует говорить о влиянии не на «темпы научно-технического прогресса», а затем через него анализировать его последствия для окружающей среды, а об обязательном учете воздействия технологий на окружающую среду.

Экологическая безопасность, по мнению С.А. Боголюбова, − это процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным природным воздействием на окружающую среду [25 с.99].

Таким образом, все выше перечисленные подходы к определению экологической безопасности можно свести в следующую таблицу 1.1:

Таблица 1.1 − Подходы к определению экологической безопасности

Определение

1.

Г.П. Серов

Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в процессе взаимодействия общества и природы от угроз со стороны природных объектов, свойства которых изменены загрязнением, засорением в результате антропогенной деятельности или намеренно с целью экологических диверсий, агрессии или природных явлений и стихийного бедствия и обусловленных уничтожением, повреждением или истощением природных ресурсов.

2.

М.Н. Веденин

Состояние защищенности человека, общества, государства и окружающей среды от негативного природного и техногенного воздействия, которое обеспечивается организационно-правовыми, экономическими, научно-техническими и другими средствами и способами.

3.

А.С. Заржицкий

Комплексное состояние определенных свойств окружающей среды, которые созданы целенаправленной деятельностью людей с учетом обоснованных допустимых нагрузок антропогенных факторов на окружающую среду и негативных изменений, произошедших в нем, и обеспечивают сохранность жизнедеятельности человека.

4.

М.И. Малышко

Система мероприятий, направленных на защиту жизненно необходимых интересов человека от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, также экологическая безопасность в этом определении признается центральным вопросом экологии человека, поскольку непосредственным объектом охраны является человек, его экономические интересы, экофонд.

5.

Н.В. Барбашова

Под экологической безопасностью с правовой точки зрения следует понимать:

1) защиту жизни и здоровья человека от последствий техногенной деятельности и негативных воздействий природного характера;

2) защиту природных экосистем (безопасного состояния природной среды, включая преобразующую деятельность человека), вредное воздействие на которые может непосредственно или косвенно привести к негативному воздействию на жизнь, здоровье и условия проживания людей;

3) обязательное научное прогнозирование влияния существующих технологий, а также разрабатываемых, на темпы научно-технического прогресса, анализ его последствий для окружающей природной среды, то есть для условий проживания будущих поколений людей.

6.

С.А. Боголюбов

Процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным природным воздействием на окружающую среду.

Такое значительное количество подходов к определению экологической безопасности порождает определенные правовые проблемы с определением права экологической безопасности, а это, в свою очередь, не позволяет определить унифицированное понятие «экологическая безопасность». Следовательно, возникает своеобразный «замкнутый круг». Более верным является первый подход − раскрытие содержания термина «экологическая безопасность» именно в связи с определенным состоянием окружающей среды. Ведь экологическая безопасность является целью и одновременно задачей деятельности всех заинтересованных субъектов. А сам процесс ее обеспечения или деятельность в этой сфере еще не означает результат. Кроме того, законодатель тоже связывает экологическую безопасность именно с состоянием.

Учитывая проведенное исследование, можно сделать вывод, что экологическую безопасность как правовую категорию следует рассматривать как состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества, государства и окружающей среды, при котором гарантируется право каждого человека на здоровую и безопасную окружающую среду и существуют необходимые условия для защиты окружающей среды, воспроизводства природных объектов и удовлетворения других прав граждан и интересов государства.

1.2 Факторы экологической безопасности

В последние полвека все больше и больше обостряется негативное влияние общества на природную окружающую среду. Все его проявления можно свести к четырем главным формам.

Изменение компонентного состава биосферы, круговорота веществ в природе (добыча минерального сырья, накопление отходов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в воздушную и водную среду).

Основным в этом отношении являются выбросы загрязняющих веществ в природную среду. Под загрязнением окружающей среды понимают поступление в биосферу твердых, жидких и газообразных веществ или энергии (тепла, шума, радиоактивных веществ) в количествах, оказывающих прямое или косвенное вредное воздействие на человека, животных и растения. Прямыми объектами загрязнения (акцепторами) являются основные компоненты природной среды − атмосфера, вода, почвы, недра, животный и растительный мир.

Различают следующие виды загрязнений:

− ингредиентное загрязнение − связано с поступлением в среду веществ, враждебных естественным биогеоценозам;

− параметрическое загрязнение связано с изменением качественных параметров окружающей среды (повышение уровня шума, радиации и т.д.);

− биоценотическое загрязнение связано с изменением структурных параметров популяций;

− стациально-разрушительное загрязнение заключается в деструктивном влиянии на среды обитания популяций в результате использования природных ресурсов.

В территориальном разрезе загрязнения разделяют на локальные, региональные, глобальные. По силе и характеру воздействия на окружающую среду загрязнения бывают фоновые, залповые, постоянные, катастрофические. По источникам возникновения загрязнения разделяют на промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, бытовые.

По типу происхождения загрязнения разделяют:

− физическое − это изменения тепловых, электрических, радиационных, световых полей в естественной среде, шумы, вибрации, вызванные человеком;

− механическое − загрязнение твердыми частицами и предметами;

− химическое − связано с поступлением твердых, газообразных или жидких веществ искусственного происхождения, которые нарушают процессы круговорота веществ и энергии;

− биологическое − загрязнение биологическими существами (возбудители СПИДа, атипичной пневмонии, болезни легионеров) или катастрофическое размножение растений или животных, переселенных из одной среды в другую человеком случайно;

− термическое − при сбросе в водоемы нагретой воды;

− радиоактивное − связано с поступлением в окружающую среду искусственных изотопов.

Таким образом, виды загрязнения можно представить в следующем виде (табл. 1.2.).

Источниками загрязняющих веществ являются промышленные предприятия, объекты топливно-энергетического комплекса, а также выбросы коммунально-бытового хозяйства, транспорта. Значительный ущерб природе наносят выбросы в атмосферу и сбросы сточных вод металлургических, металлообрабатывающих и машиностроительных заводов. Большую опасность таят сточные воды химической, целлюлозно-бумажной, пищевой, деревообрабатывающей, нефтехимической промышленности, выбросы тепловых электростанций, химические вещества, которые используются в сельском хозяйстве. Автомобильный транспорт является основным источником загрязнений тяжелыми металлами и токсичными углеводородами. Рост объемов морских перевозок, в первую очередь увеличение потоков нефтеперевозок, наращивание добычи полезных ископаемых в шельфе Мирового океана привело к загрязнению морей и океанов.

Таблица 1.2 − Виды загрязнения

Признак классификации

Виды

1.

Прямые объекты

ингредиентное загрязнение

параметрическое загрязнение

биоценотическое загрязнение

стациально-разрушительное загрязнение

2.

По силе и характеру воздействия

фоновые

залповые

постоянные

катастрофические

3.

По территории

локальные

региональные

глобальные

4.

промышленные

транспортные

сельскохозяйственные

бытовые

Продолжение таблицы 1.2 – Виды загрязнение

5.

По типу происхождения

физическое

механическое

химическое

биологическое

термическое

радиоактивное

В странах Европейского Союза все отходы разделяют на три категории:

− «Зеленые» − безопасные;

− «Желтые» − вредные, на складирование которых нужно получить специальное разрешение;

− «Красные» − очень опасные, которые находят под строгим контролем.

Эпоха бурного промышленного развития ознаменовалась возникновением тогда неизвестного антропогенного феномена − выпадением «кислотных дождей», то есть осадков, которые содержат большое количество серной кислоты с примесью кислоты азотной. Кислотными называют осадки, рН которых ниже 5,6. Их источник в атмосфере − газы, которые содержат соединения серы и азота. Они попадают в атмосферу, как естественным путем, так и в результате хозяйственной деятельности человека. Природными донорами двуокиси серы, азота является разрушение органических веществ (30-40 млн. тонн в год), извержение вулканов, грозовые разряды, сопровождающиеся переходом молекулярных кислорода и азота в плазменное состояние и к образованию оксидов азота, лесные пожары и тому подобное. Однако, весомым является антропогенный фактор − сжигание угля, которое дает 70% выбросов двуокиси серы, нефтепродуктов, их переработка, металлургические процессы в промышленности, выбросы предприятий по производству серной кислоты [13].

Последствиями действия кислотных дождей является закисление почвы, повышение мобильности тяжелых металлов, кальция, закисление пресных вод и другие негативные последствия.

Образование кислотных дождей связано с попаданием в атмосферу оксидов серы и азота в результате сжигания высокосернистого угля на тепловых электростанциях и промышленных объектах. Их выпадение привело к существенному окислению среды. Кислотные дожди выпадают на значительном расстоянии (до 1000 км) от источника первичного выброса. Мировые выбросы серы и азота составляют около 300 млн. тонн, в т.ч. в Европе − 65-70 млн. тонн. Главными последствиями негативного воздействия кислотных дождей является окисление водоемов, гибель значительных площадей лесов, особенно хвойных (только в Европе за последние 20 лет пострадали 35 тыс. га лесов), уничтожение несущих конструкций и декора зданий.

Воздействие на биосферу современного человека происходит по следующим основным направлениям:

− изменение структуры земной поверхности (распашка земель, горнодобыча, вырубка лесов, осушение болот, создание искусственных водоемов и водотоков и т.п.);

− изменение химического состава природной среды, круговорота и баланса веществ (изъятие и переработка полезных ископаемых, размещение отходов производства в отвалах, на полигонах, в атмосферном воздухе, водных объектах);

− изменение энергетического (в частности, теплового) баланса в пределах, как отдельных регионов земного шара, так и на планетарном уровне;

− изменения в составе биоты (совокупности живых организмов) в результате истребления одних видов животных и растений, создания других видов (пород), перемещения их на новые места обитания (интродукция).

Сложной проблемой, особенно в засушливых районах планеты, стали аридизация и опустынивание. Аридизация − это процессы уменьшения увлажненности значительных территорий и вызванного этим сокращения биологической продуктивности почвенно-растительных экологических систем. Сейчас они имеют место в виде частых засух на больших территориях Африки, Юго-Восточной и Южной Азии, ряда стран Южной Америки, и происходят эти процессы на общем фоне дальнейшего обострения продовольственной и энергетической проблем. Их углубляют и примитивное земледелие, и нерациональное использование пастбищ и хищническая эксплуатация огромных территорий, которые обрабатываются без всякой севооборота или агротехнического ухода за почвой.

Опустынивание − потеря местностью растительности как естественной, так и искусственной. Оно может проявляться также в форме ухудшения качества почв с невозможностью их дальнейшего восстановления без участия человека. Оно проходит в результате природных изменений и антропогенных факторов. Ежегодно площади пустынь растут на 60 тыс. км 2 , что соответствует площади двух Бельгий. Сейчас площади антропогенных пустынь составляют 9115 тыс. км 2 . Это составляет 7% суши, а под угрозой опустынивания находится еще 30 млн. км 2 [17 с.34].

Впервые с этим явлением человечество столкнулось в 1968-73 гг. − опустынивание потерпели территории к югу от Сахары, что привело к голоду среди местного населения. Эти же процессы широко проявились в районе Аральского моря, которое на сегодня практически высохло.

Обостряются проблемы, связанные с использованием ресурсов Мирового океана. В морях и океанах масштабными стали добыча нефти (600000 тонн ее попадает в океаны) и газа, цветных металлов, строительного и химического сырья. Морское рыболовство сейчас дает до 90 млн. тонн рыбы в год, а ее неконтролируемый вылов в отдельных регионах привел к истощению этих морересурсов. Большую опасность таят аварии нефтеналивных танкеров, а также практика захоронения токсичных и радиоактивных отходов на дне.

Ухудшение экологической ситуации в ряде регионов мира, деградация условий существования и размножения привела к уничтожению растительного и животного мира. За весь исторический период с Земли исчезло 94 вида птиц, 63 вида млекопитающих, причем, исчезновение 86% первых и 75% вторых непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью человека.

Изменение энергетического баланса планеты и буферных свойств Земли. За последние 100 лет человечество увеличило более чем в тысячу раз объемы использования энергии. В результате сжигания топлива доля углекислого газа в атмосфере выросла на 25-30%, что может в будущем привести к повышению средней температуры на 15-20С [5 с.53]. Это вызовет так называемое явление «парникового эффекта», когда эффективное излучение Земли будет меньше, чем получение планетой солнечной радиации. Увеличение в атмосфере углекислого газа и паров воды нарушает, таким образом, тепловой баланс Земли. Нагрев атмосферы в глобальном масштабе на 20-40С приведет к таянию полярных ледников, следствием чего будет повышение уровня океана примерно на 20 м и затопление значительной части суши.

В последнее время большую озабоченность в мире вызывает проблема озоновых дыр − локального уменьшения доли озона в озоновом слое Земли. Озоносфера представляет собой слой разреженного озона на высоте 10-50 км, который поглощает вредное ультрафиолетовое излучение. Основное количество озона наблюдается на высоте 15-45 км с максимумом концентрации на высоте 20-25 км. Уменьшение озона в отдельных регионах (Антарктида, Исландия) приводит к увеличению попадания УФИ, что вредно влияет на жизнедеятельность живых организмов. Например, увеличение УФИ на 10% приводит к росту количества заболеваний раком кожи на 300.000 случаев [17].

Ранее предполагали, что на озон влияют атомные взрывы, полеты ракет и высотных самолетов. Однако, установлено, что причина этого явления − реакции с озоном некоторых веществ, в том числе хлорированные углеводороды и фреоны. Они применяются в современных бытовых и промышленных холодильниках, в аэрозольных баллончиках и как средства химической очистки или для производства полимеров. Мировое производство этих веществ достигло почти 1.500.000 тонн [13 с.13]. В 1987 был принят Монреальский протокол, согласно которому определили перечень опасных озоноразрушающих веществ, а страны-производители обязались ограничить их выпуск. В июне 1990 г. в Лондоне в Монреальский протокол внесли уточнения: в 1995 снизить производство фреонов вдвое, а к 2000 прекратить его совсем [16 с.76].

Уничтожение растительного и животного разнообразия, природных местообитаний и размножения животных и растений, искусственная акклиматизация и адаптация животных и растений на новых местах обитания, выведение новых сортов растений и пород животных и тому подобное. Ежегодно в мире вырубается 150 тыс. км 2 лесов, за последние 60 лет более 1 млрд. га лесов заменены сельскохозяйственными угодьями. За 20 последних лет лесистость планеты уменьшилась на 2%. Ежегодно вырубается 11.300.000 га тропических лесов. Человечеством за его недолгую историю было уничтожено до 10% видов живых организмов. Темпы их уничтожения составляют сегодня 150 видов в год. Сегодня исчезло 120 видов млекопитающих и 150 видов птиц. Под угрозой уничтожения сейчас находится в 2 млн. живых организмов, что составляет от 15 до 20% от общего количества растений и животных [15 с.105].

Таким образом, в ходе исследования были выявлены различные признаки классификаций загрязнений такие как «прямые объекты», «по силе и характеру воздействия», «по территории», «по источникам возникновения» и «по типу происхождения» и оформлены в табличной форме. Также рассмотрены проблемы аридизации и опустынивания и причины их возникновения.

2. Анализ влияния экологии на экономическую безопасность

2.1 Анализ экологической безопасности в России и мире: проблемы

и противоречия

Известно, что процесс загрязнения окружающей среды, а также все углубляющегося экологического кризиса уже принял необратимый характер в мире. В Российской Федерации он проявляется более болезненно, чем в остальном мире, а именно — ростом заболеваемости, сокращением продолжительности жизни и снижением общей численности населения за счёт экологического фактора.

Все знают, что угрожающе нарастает деградация биосферы нашей планеты — согласно данным Римского клуба уже уничтожено 2/3 лесов, утрачено почти 2/3 почв сельскохозяйственного назначения; сильно истощены биологические ресурсы мирового океана, морей и рек, а также общее биоразнообразие планеты. Глобальное загрязнение окружающей природной среды привело к потеплению на планете за 100 лет не на 0,5 о С, а на 2 о С (к слову, в последующие 50 лет ожидается до 6 о С), к снижению иммунитета и ухудшению здоровья людей. Идёт общая деградация и вырождение населения в индустриальных странах [15].

Подтверждают также состояние деградации биосферы исследования, которые сравнительно недавно были проведены группой учёных, и результаты которых содержатся в работе «Тенденции изменения окружающей среды до 2030 года». В ней говорится, что за последние несколько десятилетий негативные тенденции изменений окружающей среды и условий жизни человека не только не сократились, а наоборот — увеличились; в будущем можно ожидать или их рост, или сохранение. Так, даже несмотря на предпринимаемые меры по очистке, концентрация двуокиси азота в атмосфере планеты ежегодно увеличивается на 0,25%. Почти над всем северным полушарием Земли располагается стабильная зона повышенной концентрации серы, которая на востоке США и в центральной и восточной Европе превышает фоновую в 10-15 раз. Вся эта зона представляет собой зону с повышенным риском кислотных дождей. Наблюдается также рост концентраций СО 2 (углекислый газ) и СH 4 (метан) за счёт разрушения исторически сложившейся совокупности видов живых организмов, объединённых общей областью распространения в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи, то есть биоты. Оценивая тенденции деградации биосферы как в прошлом, так и на перспективу, можно с уверенностью предположить, что нас ожидает довольно «мрачное» будущее, и что прав академик Н.Н.Моисеев, утверждавший о неотвратимости нового глобального кризиса.

Согласно информации, предоставленной Организации Объединенных Наций, все страны уже разработали и приняли свои концепции перехода к устойчивому развитию. В Российской Федерации, к примеру, для последовательного перехода к устойчивому развитию Указом Президента РФ от 01.04.96 № 440 утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Что касается места Российской Федерации в общемировых рейтингах, то она находится на 3-ем месте в мире по вредным выбросам (после США и Китая) и 32-ом месте в мире по экологической чистоте. При составлении данного рейтинга стран по экологии ученые Йельского и Колумбийского университетов оценивали общее состояние окружающей среды, степень подверженности жителей страны экологической угрозе, способность правительства страны противостоять экологическим катастрофам и т.д.

Таблица 1. Рейтинг стран по уровню экологии [22]

Страна

Индекс

1

Финляндия

90.68

2

Исландия

90.51

3

Швеция

90.43

4

Дания

89.21

5

Словения

88.98

6

Испания

88.91

7

Португалия

88.63

8

Эстония

88.59

9

Мальта

88.48

10

Франция

88.20

11

Новая Зеландия

88.00

12

Великобритания

87.38

13

Австралия

87.22

14

Сингапур

87.04

15

Хорватия

86.98

17

Норвегия

86.90

18

Австрия

86.64

19

Ирландия

86.60

20

Люксембург

86.58

21

Греция

85.81

22

Латвия

85.71

23

Литва

85.49

24

Словакия

85.42

25

Канада

85.06

26

Соединенные Штаты Америки

84.72

27

Чехия

84.67

28

Венгрия

84.60

29

Италия

84.48

30

Германия

84.26

31

Азербайджан

83.78

32

Россия

83.52

Причинами настолько низкого уровня экологии в Российской Федерации являются:

1. Около половины всей территории Российской Федерации (центр, юг, Южный и Средний Урал, Западная Сибирь, Поволжье), где проживает более 50% населения страны, на треть являются зонами экологического бедствия;

  1. Более 100 миллионов граждан России проживают в экологически неблагоприятных условиях;

3. Только 15% городских жителей Российской Федерации живут в зонах, где степень загрязнения воздуха не превышает нормативы;

4. 40% городского населения живет в условиях систематического превышения в атмосфере максимально допустимой концентрации вредных веществ в 5-10 раз;

  1. 2/3 водных источников Российской Федерации непригодны для питья, а многие реки являют собой подобие сточных канав;
  2. Степень загрязнения атмосферы от дорожного транспорта составляет 46% от общего выброса вредных веществ и достигает отметки в 70-80% в таких крупных городах, как Санкт-Петербург и Москва, а также в Красноярском и Приморском краях, Белгородской, Пензенской, Свердловской, Мурманской и Челябинской областях;
  3. На каждого жителя данных регионов приходится до 400 кг промышленных атмосферных выбросов.

В таблице 2 указаны районы, регионы и бассейны, где экологическая ситуация наиболее остра. Непосредственно, в ниже описанных районах в первую очередь необходима реакция власти. Экологическая нестабильность ведёт за собой целую совокупность ка экономических, так и социальных негативных факторов.

Таблица 2 . Регионы России с очень острой экологической ситуацией [2].

Регион

Экологические проблемы, вызванные антропогенным воздействием

Кольский п-ов

Нарушение ландшафта горными разработками, истощение вод суши, загрязнение атмосферы, деградация лесных массивов и естественных кормовых угодий, нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Московский регион

Загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, утрата продуктивных земель, загрязнение почв, деградация лесных массивов

Промышленная зона Урала

Нарушение земель горными разработками, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение почв, утрата продуктивных земель, деградация лесных массивов

Нефтегазопромысловые районы Западной Сибири

Нарушение земель разработкой месторождений нефти и газа, загрязнение почв, деградация оленьих пастбищ, истощение рыбных ресурсов и промысловой фауны, нарушение режима особо охраняемых территорий

Кузнецкий бассейн

Нарушение земель горными разработками, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение почв, утрата продуктивных земель, дефляция почв

Районы оз. Байкал

Загрязнение вод и атмосферы, истощение рыбных ресурсов, деградация лесных массивов, оврагообразование, нарушение мерзлотного режима почвогрунтов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Норильский промышленный район

Нарушение земель горными разработками, загрязнение воздуха и вод, нарушение мерзлотного режима почвогрунтов, нарушение режима охраняемых лесов, снижение природно-рекреационных качеств ландшафта

Калмыкия

Деградация естественных кормовых угодий, дефляция почв

Самое масштабное загрязнение атмосферы (по объёму выбросов) обычно происходит в результате деятельности предприятий энергетики. Так, около 27% от общих выбросов принадлежит промышленности Российской Федерации, а цветной металлургии — около 20-22%, черной — около 15-18%. Первое же место по сбросам отходов в сточные воды занимает наша деревообрабатывающая промышленность — около 20-21% от сбросов по стране, химическая — около 17%, электроэнергетика — около 12-13% и т.д. [12].

Под экологическим прессингом электростанций находятся такие города как Асбест, Троицк, Ангарск, Рязань, Новочеркасск и др. Среди металлургических заводов выделяются «Северсталь», «Нижнетагильский», «Новолипецкий», «Норильский ГМК», «Магнитогорский», «Ачинский глиноземный комбинат» и др. На прилежащим предприятиям территориях загрязнение воздуха, водных бассейнов и почв составляет от 5 до 50 единиц выше предельно допустимой концентрации.

Вызывает особую опаску загрязнение окружающей природной среды предприятиями [21, с. 94]:

1) по добыче нефти — «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть»;

  1. в нефтеперерабатывающей промышленности выделяется такое предприятие как «Ангарскнефтеоргсинтез»;
  2. в добыче газа — предприятия, расположенные в Астраханской области;
  3. по добыче угла — Канско-Ачинского, Кузнецкого, Южно-Якутского, Подмосковного угольных бассейнов;
  4. в химической и нефтехимической промышленности это предприятия, расположенные в Башкортостане, Татарстане, Омской, Ярославской, Кемеровской, Иркутской, Самарской и Пермской областях;
  5. в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной — Братский ЛПК, Котласский ЦБК, Усть-Илимский ЛПК, Архангельский ЦБК и Байкальский ЦБК.

Многие предприятия и компании только декларируют желание вложить денежные средства в природоохранную деятельность. На самом же деле эти средства обычно идут на расширение и модернизацию производства, а это в свою очередь приводит к ещё большему загрязнению окружающей среды.

Кризисное состояние природной среды на территории Российской Федерации, особенно наиболее плотно заселённой ее части, казалось бы, должно встревожить общественность, природоохранные органы и властные структуры. Недооценка важности экологических проблем может обернуться их непреодолимостью. Возрастает риск для жизни, здоровья и продолжительности жизни людей.

2.2. Воздействие техногенной сред ы на качество жизни населения

Техногенно-экологическую ситуацию можно охарактеризовать как критическую, что обусловлено переработкой сырьевых ресурсов в товарный продукт с использованием технологий, в которых выделяется большое количество отходов, загрязняющих окружающую среду. Основными факторами техногенной и экологической опасности считаются твердые отходы, загрязненные сточные воды и выбросы в атмосферу с уходящими газами промышленных предприятий и транспорта. Количество отходов, которые образуются в твердой фазе, составляет 0,000.000.006 м 3 ежегодно, а общее количество − 28-30 млрд. тонн, которые хранятся на площади около 50 тыс. гектаров, причем только 0,000.000.006 м 3 твердых промышленных отходов утилизируются при производстве строительных материалов и 0,1-0,12 млрд. м 3 – в производстве биоминеральных удобрений [17].

За счет контакта накопленных отходов с гидросферой и атмосферой на больших территориях происходит загрязнение окружающей среды и снижения безопасности региона.

Жидкие отходы промышленных предприятий − это отходы, содержащие щелочи, кислоты, а также дисперсные примеси. К жидким отходам относятся также отработанные органические растворители, масла и органические токсичные соединения. Масла и нефтепродукты относятся к опасности 3 класса по токсичности (1,1 < ПДК <10 мг / м 3 ) и к пожароопасным отходам [17].

Токсичные (опасные) отходы представляют особую угрозу для окружающей природной среды и для здоровья живых организмов, включая и человека. К таким отходам относятся неиспользованные различные ядохимикаты в сельском хозяйстве, отходы промышленных производств, содержащих канцерогенные и мутагенные вещества, шламы гальванические, шламы коксохимических заводов и тому подобное. В США, например, 41% твердых бытовых отходов классифицируется как особо опасные, в Венгрии — 33,5%, во Франции — 5%, в Великобритании — 3%, в Японии − всего лишь 0,3%. В Украине и России к опасным отходам относятся (условно) более 10% от всей массы твердых бытовых отходов. Как свидетельствуют статистические данные, количество токсичных (опасных) отходов неуклонно растет [2].

Энергетическая и металлургическая промышленности образуют большое количество золошлаковых отходов, из которых 3.910.000.000 тонн в год образуется только за счет сжигания угля. Для горнодобывающей промышленности присущ особый вид отходов – отвалы горной породы, которые занимают большие территории и обусловливают чрезмерное загрязнение поверхностных и подземных вод, воздуха и земель. Кроме того, в окружающую среду попадает немало шламов процесса флотации обогащения природных полезных ископаемых и водоочистки сточных вод различных производств. Но большая часть отходов образуется в нефтеперерабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях в виде шламов водоочистки − нефтешлам, скопы, которые относятся к отходам I-III класса опасности и получили название «техногенное сырье» [2].

Основное количество золошлаковых отходов образуется на ТЭС и размещается на 204,6 гектарах в плотине шламонакопителя. Повышение высоты плотины, которая уже сейчас эксплуатируется за пределами проектного уровня, может привести во время паводков к разрушению плотины и смыва вредных веществ в реку.

Система и формы отчетности, порядок предоставления и использования соответствующей информации об отходах, а также порядок пересмотра их номенклатуры разрабатываются на основе государственного классификатора отходов [2] и утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам статистики по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами и других заинтересованных центральных органов исполнительной власти.

Классификатор отходов относится к государственной системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, создан в рамках государственной программы перехода на международную систему учета и статистики. В частности, в направлении защиты жизни и здоровья населения, экологии, безопасности труда информация об отходах должна давать основания для прогнозирования структуры и объемов образования опасных отходов, планирования их удаления из экологической сферы таким образом, чтобы это не ставило под угрозу и не подвергало нежелательному риску здоровье людей, животный мир и окружающую среду.

В направлении ресурсосбережения ведется учет отходов, которые можно превратить во вторичные материальные и энергетические ресурсы, направленный на обеспечение рационального потребления первичного сырья за счет регенерации, повторного использования и рециркулирования отходов.

В итоге мы пришли к выводу, что техногенно-экологическую ситуацию можно охарактеризовать как критическую из-за переработки сырьевых ресурсов в товарный продукт с использованием технологий, в которых выделяется большое количество отходов, загрязняющих окружающую среду. Для улучшения и мониторинга ситуации используется классификатор отходов, который дает основания для прогнозирования и планирования.

3. Меры по обеспечению экологической безопасности государства

3.1 Приоритетные направления в области обеспечения экологической безопасности

Формирование экологической политики осуществляется не только под влиянием сложившейся в мире экологической ситуации. Необходимо также учитывать и другие объективные обстоятельства, такие как воздействие реструктуризации производства либо проблемы особо охраняемых территорий и т. п. Некоторые из данных факторов стимулируют принятие мер по защите окружающей среды, другие же, напротив, играют роль различного рода ограничителей — экономических, институциональных, а также правовых.

Очень важно, чтобы экологическая политика учитывала интересы разнообразных групп природопользователей, обнаруживала и решала проблемы с позиции максимальной социальной справедливости. Именно поэтому она не в состоянии избегать таких острых вопросов, как оценка стоимости природных ресурсов, их приватизация и собственность, ответственность за нанесенный урон и его компенсация. Экологическая политика любого государства также во многом зависит и от уровня ее научного обеспечения (выявление проблем охраны среды, разработка путей их решения, развитие системного анализа, моделирование оптимальных природоохранных программ, создание банков данных эколого-экономической информации на основе экологического мониторинга, совершенствование методики последнего и экспертных методов оценки и т. п.).

Немаловажную роль играет также и уровень экологической культуры, так сказать, власть имущих. Пока она, к сожалению, довольно низка, и увеличению объемов производства придается куда большее значение, чем охране ОПС. При другой системе приоритетов даже обыкновенное выполнение существующих природоохранных норм могло бы сильно улучшить ситуацию. Но даже органы государственного управления и местного самоуправления нередко игнорируют ими же принятые законы и распоряжения.

И, наконец, фундамент любой серьезной экополитики — это ее образовательное и воспитательное обеспечение, а именно — развитие экологического сознания россиян, упрощение доступа к получению и распространению достоверной информации о текущем состоянии природной среды и здоровья населения, а также возможность свободного распространения подобных сведений.

Основными направлениями региональной политики являются:

— безопасное развитие таких отраслей промышленности, как сельское хозяйство, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство;

— рациональное использование доступных природных ресурсов;

— предупреждение появления возможных противоречий в экологически неблагоприятных регионах РФ между развитием производства и сохранением экологического равновесия;

— успешное предупреждение и своевременная ликвидация спонтанно возникающих чрезвычайных ситуаций;

— обеспечение развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

— совершенствование аппарата управления в области охраны ОПС и природопользования.

Успех экологической политики также во многом зависит от механизмов, с помощью которых эту самую политику претворяют в жизнь. Инструментарий, который позволяет реализовывать текущие мероприятия, многообразен. Данным целям служат и разработка федеральных целевых программ экологической направленности, и развитие и стандартизация систем экологического менеджмента, экологического аудита, экологического страхования и так далее. Как бы то ни было, практика показывает, что очень важно правильное сочетание командно-административных мер (выдача разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферу или сброс сточных вод в водоемы, нормирование предельно допустимых уровней загрязнений и т.д.) с так называемыми «рыночными» подходами (установление платы за выбросы, налогообложение).

Один из основных проектов общенациональной политики, а именно Экологическую доктрину Российской Федерации, разработал коллектив ученых РАН. К числу ее основных направлений ученые отнесли следующие вопросы [15 с.142]:

1. Разработка государственной стратегии и планов по сохранению качества основных компонентов природной среды;

2. Формирование экономических механизмов рационального природопользования и стратегии использования земли, недр, лесов, водных и биологических ресурсов;

3. Развитие ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

4. Совершенствование системы управления природными ресурсами, образование эффективных средств и методов контроля и экологического мониторинга, увеличение уровня экологической экспертизы и информационного обеспечения населения;

5. Формирование общественного экологического сознания, а также совершенствование экологического образования;

6. Усовершенствование правовой и законодательной базы;

7. Развитие и поддержание научных исследований в области экологии и природопользования;

8. Привлечение общественных организаций, а также населения к решению основных экологических проблем;

9. Учет роли биосферы природных экосистем России в глобальной экологической политике и в международном сотрудничестве.

3.2 Перспективы развития в обеспечении глобальной экологической безопасности

Одним из определяющих направлений деятельности современного мира является экологизация большей части направлений развития нашего общества. Данный процесс «экологической экспансии» начал развиваться в середине 80-х гг. Проблемы защиты ОПС и рационального использования ресурсов начали все сильнее сближаться с глобальными проблемами безопасности, экономического роста и создания международной торговли, демографии, отношений Севера и Юга, прав человека.

Апогеем данного процесса оказалась Конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), где проблема взаимоотношений людей и ОПС была представлена в контексте сохранения не только самой ОПС и природных ресурсов, но и человеческой цивилизации в целом. Основой новой стратегии стала идея стабильного развития, воплощение которой в жизнь неотделимо от баланса финансовых, социальных и экологических процессов и внутри отдельных государств, и в условиях мирового сообщества.

Для «oснoвнoгo закoна планеты Земля», а именно так стали называть концепцию стабильного развития самые последовательные ее сторонники, стало типично признание того факта, что ради самосохранения, выживания человечества в условиях структурного кризиса индустриальной цивилизации нужно сделать следующее: 1) обнаружить пути поэтапного отказа от жестко потребительского техногенного развития; 2) прекратить безудержное усиление производства и потребления материальных благ; 3) изобрести природовосстанавливающие, а самое главное, безотходные технологии; 4) сократить различия в уровнях жизненного благосостояния различных народов, «извести» нищету; 5) организовать контроль за использованием материальных благ с помощью уровня разумной достаточности. Все это связано с изменением концепции самого мирового развития, а также и с непременным и глобальным изменением менталитета, способа мышления особенно основной части интеллектуально, финансово и политически активных слоев населения планеты.

Речь в данном случае идет именно о переходе к принципиально новой эпохе развития, которая основывается на абсолютной смене ценностей, а также целей и задач общества, ориентации и содержания всех сфер человеческой деятельности. Термин «sustainable development» соответствует термину «эволюция человека и биосферы», так как они оба подразумевают развитие общества, которое мы можем себе позволить ради сохранения экологической позиции человека, называемой биосфера, а соответственно и условий развития всей цивилизации в целом. Можно выделить, что в развитии абсолютно любой цивилизации далеко не последнюю роль играет политическая культура, которая оказывает влияние на все общество как на единое целое. Интегрирующий элемент политической культуры — политическое мировоззрение, которое составляет часть мировоззрения каждого человека в отдельности, отдельной группы или иной социальной общности. Огромное воздействие на характер политической ориентации, симпатий и антипатий населения оказывают устоявшаяся в обществе система мировоззренческих позиций и нормативных установок.

Экологизация массового сознания и общественного мнения — процесс инерционный и очень медленный. Однако именно понимание его значения, как на национальном, так и на глобальном уровнях, заложено в основу подхода целого списка государств к обеспечению не только экологической безопасности, но и стабилизации своих экономических позиций в условиях международных отношений. Расчет ведется на том, что мировая переориентация спроса на товары и услуги, которые отвечают некоторым экологическим критериям, в перспективе может привести к серьезным качественным изменениям мирового рынка, на котором самой конкурентоспособной будет продукция тех национальных государств, где в свою очередь был достигнут высокий уровень экологизации экономики, и прежде всего, технологической базы, обеспечивающей ее деятельность.

Уже сформированный традиционный рынок товаров и услуг не только не располагает к поддержанию стабильности биосферы, сохранению биоразнообразия и учету интересов будущих поколений. Он также и не подает сигналов о смене несущей емкости ни в отдельных странах и регионах, ни на мировом уровне и лишь сопутствует истощению природных ресурсов, тем самым создавая иллюзию устойчивого роста. Нужны меры по защите государственных интересов от внешних угроз в экологической сфере. Главным направлением обеспечения защиты государства от внешних угроз в данной сфере должно стать становление экологической безопасности страны как составной части национальной безопасности и придание высшего приоритета экологической части разрабатываемой стратегии стабильного развития. Также, императив внутригосударственной политики в данной области — уход от практики реагирования на уже проявившиеся внешние угрозы из-за экологической ситуации и ориентация на предсказание и своевременное предотвращение подобных угроз. Национальное государство должно оказывать целенаправленное и активное влияние на протекающее формирование важных международных отношений в области экологической сферы.

Нужно поставить в качестве приоритетной задачи целый ряд определенных мер эколого-экономического характера. Такими мерами, например, являются:

1. Проведение глобальной инвентаризации экологического потенциала, которая будет включать в себя оценку текущего состояния, размеры и динамику изменения природных систем (почва, леса, воды, воздух, биосфера).

2. Осуществление переключения с экологической концепции, которая основана на войне с загрязнениями и осуществлении контроля над состоянияем окружающей среды, к концепции, основанной на предсказании, оценке и своевременном предотвращении экологического ущерба.

3. Разработка общемировой программы экологизации экономической сферы, которая будет охватывать все ее стадии — от добычи сырья и производства самого продукта до его потребления, переработки и утилизации отходов.

4. Учет экологических составляющих при составлении нормативно-правовой базы совершенствования экономики, а еще — обеспечение связи нормативов качества окружающей среды и показателей, которые определяют уровень и качество жизни населения в целом.

5. Составление и воплощение в жизнь мер государственной поддержки регионов в сфере решения экологических проблем, подразумевающих под собой некоторые ассигнования и инвестиции из федерального бюджета, бюджетные дотации.

6. Туда же стоит отнести и льготные инвестиционные кредиты и гарантии государства.

7. Принятие и воплощение в жизнь государственной программы формирования и планомерного использования экологически безопасной и ресурсосберегающей технологии с расчетом на развитие превентивной, контролирующей и восстанавливающей технологии. Также упор идет и на использование средств и аппаратуры экологического мониторинга.

8. Ориентация на совершенствование политики налогообложения, регулирования, закупок и торговли, которая поощряет различные технологические разработки и снимает любые барьеры на пути инновационных экологических технологий, ориентированных на минимизацию рисков.

Считать, что такое управление сделает возможным сохранить продуктивность и биологическое разнообразие экосистем, а также предотвратить отрицательные последствия для одних видов ресурсов в результате принятия мер эколого-экономического характера в отношении других ресурсов; использование мирового опыта по внедрению в системы счетов национального дохода количественных и качественных показателей использования природных ресурсов, а также по применению методов экономической оценки экологической деградации качества воздуха, вод и почв. Именно такой подход позволит количественно определить реальные экологические издержки и отразить роль общественных экологических ценностей, до сих пор остающихся вне учета; провести процесс реформирования системы налогообложения, исходя из того, что эта система должна способствовать накоплению капитала, увеличению занятости и экономическому росту национального государства. Решению проблемы будет способствовать постепенный перенос центра тяжести налогового бремени с видов деятельности, лежащих в основе экономического роста, на коммерческую деятельность и формы потребления, которые с экологической и экономической точки зрения вредны для общества. Также хорошо подойдет разработка комплексной программы мониторинга, контроля, предотвращения и возложения ответственности за трансграничные поступления загрязнений со стороны сопредельных государств.

Сама возможность решения глобальных экологических проблем может быть легко перечеркнута рядом обстоятельств, таких как например, если глобализация перерастет в глобализм, видимый нам как жесткая диктатура наднациональных ТНК и ТНБ, обрекающая иные государства на роль поставщиков сырья и дешевой рабочей силы, а их подчиненные территории на роль экологических доноров. Уточним, что это, в свою очередь, обернется обострением противоречий во всех сферах общества и будет вызывать нарастание повсеместной энтропии.

Универсалистские по своей сути проблемы продвижения к устойчивой эволюции приобретают все новое содержание на уровне национальных государств, так как в различных странах ОПС, человек и общество в разной степени подвергались созидательно-разрушительному воздействию индустриальной компоненты цивилизации. Именно в связи с этим эти государства совершенно по разному воспринимают «вызовы истории», проявляющиеся в условиях устойчивого развития и потребностях нашего с вами современного общества. Специфика мирового переходного процесса, который будет очень быстро развиваться в ближайшие десятилетия, заключается в том, что роль, положение и мощь государств будут определяться характером их реакции на постоянные вызовы глобализации, а также реальной готовностью к адекватным ответам и способностью задействовать необходимые ресурсы для решения мировых экологических проблем современности.

По моему мнению, глобальная экологическая безопасность является самой актуальной проблемой современности. Она сложна и многогранна, причем не только по своему содержанию, но и по возможности достижения ее стабильности в реальной жизни. А сложность ее заключается в тесном и почти диалектическом единстве онтологической, функциональной и экзистенциональной ее сущности. Одним словом, глобальная экологическая безопасность — это категорический императив выживания человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая проведенное исследование, можно сделать вывод, что экологическую безопасность как правовую категорию следует рассматривать как состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества, государства и окружающей среды, при котором гарантируется право каждого человека на здоровую и безопасную окружающую среду и существуют необходимые условия для защиты окружающей среды, воспроизводства природных объектов и удовлетворения других прав граждан и интересов государства.

Безопасность сложной системы определяется не столько субъектами защиты или условиями внешней защищенности, сколько своими внутренними свойствами — устойчивостью, надежностью, способностью к саморегуляции. В большей степени это относится как раз к экологической безопасности. Человек, общество, государство не могут быть гарантиями собственной экологической безопасности, пока они продолжают нарушать общую устойчивость и биотическую регуляцию ОПС.

Загрязнение природной среды различными веществами и отходами производства, которое вызывает деградацию среды обитания, а также наносит ущерб здоровью населения, остается самой острой экологической проблемой, которая имеет приоритетное социальное и экономическое значение.

Ради объективной количественной оценки, сравнения, анализа, управления воздействием загрязнителей в последние десятилетия за рубежом и в России активно развивается методология рисков. Риск влияния определённого загрязнителя определяется как вероятность возникновения у человека или его детей какого-нибудь вредного эффекта из-за данного воздействия. Методология анализа рисков позволяет выстроить «шкалу», с помощью которой становится возможно проводить оценки и сравнения влияния на ОПС и здоровье человека вредоносных факторов. Методология оценки и сравнения рисков сейчас является не только инструментом научных изысканий, но также и официально признанным Министерством здравоохранения методом анализа. Однако в области практического анализа рисков, неразрывно связанных с влиянием химических вредных веществ, работы только начинаются.

С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУРЫ

  1. Robert W. Hahn The Impact of Economics on Environmental Policy / Journal of Environmental Economics and Management. — 2010. — № 39. — Р . 375-399.
  2. Арент К.П. Экономические аспекты экологизации народного хозяйства. Московский государственный университет природообустройства М.: 2013. — 302 с.
  3. Бачинин В.А. Политология: Энциклопедический словарь. — СПб .: Издательство Михайлова В.А., 2013. — 288 с.
  4. Большаков А. М. Оценка и управление рисками влияния окружающей среды на здоровье населения / А. М. Большаков, В. Н. Крутько, Е. В. Пуцилло — М.: Эдиториал, 2013. — 256 с.
  5. Бруно Латур. Политика природы. — «Неприкосновенный запас». — 2013. — № 2 (46) — С. 50-65.
  6. Васильева М.И. Государственная экологическая политика как часть экологического права. — На пути к устойчивому развитию России . — 20 14 . — Вып . 33. — С . 21- 33.
  7. Газпром и современная экополитика // А.В. Водолагин, В.Н. Лопатин, Р.С. Пермяков, А.Д. Урсул и др. — М .: ИРЦ Газпром, 2013. — 230 с.
  8. Герасимов A.B. Экологическая безопасность современной России: политика обеспечения. — М.:РУДН, 2013. — 177 с.
  9. Дорошина С. В. Методические подходы к оценке экономических последствий воздействия ракетно-космической деятельности на состояние окружающей среды / С. В. Дорошина // Энергоэффективность экономики и экологическая безопасность: теория и практика: XI междунар. конф. Российского общества экологической экономики 3-5 окт. 2011 г., Кемерово. — М.: Экономика, 2013. — С. 228-331.
  10. Кондратьев К.Я., Данилов-Данильян В.И., Донченко В.К., ЛосевК.С. Экология и политика. — СПб.: НИЦ экологической безопасности, 2013. — 291с.
  11. Костин А.И. Экополитология и глобалистика: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2015. — 416 с.
  12. Лагунова А.И. Структура экологической безопасности России. — 2013. — 185 с.
  13. Ремерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. — М .: «Мысль», 2013. — 637 с.
  14. Рогозин Д.О. Политика // Глобалистика. Энциклопедия. — М., 2013. — С. 800.
  15. Рюмина Е. В. Анализ эколого-экономических взаимодействий / Е. В. Рюмина. — М.: Наука, 2013. — 160 с.
  16. Сосунова И.А. Политика экологическая // Глобалистика. Энциклопедия. — М., 2013. — С. 806.
  17. Телентинова А. В. Экономические оценки ущерба здоровью населения от антропогенных воздействий на базе теории риска // Экономика и технология. Межвузовский сборник научных трудов. — 2014. — № 13. — С. 61-67.
  18. Урсул А.Д. Экологическая политика и устойчивое развитие: проблемы методологии // Материалы международного научно-практического семинара «Экологическая политика для устойчивого развития» — М., 2013. — С. 5-15.
  19. Хлобыстов Е. В. Методологические и методические проблемы определения предельных нагрузок на окружающую среду и использование природных ресурсов / Е. В. Хлобыстов, А. Н. Кобзарь // Прометей, 2015. — Вып. (1) 122. — С. 39-45.
  20. Шерстнев А. В. Экономическая оценка рисков в системе управления экологической безопасностью на производственных объектах: работа Автор на Соискание ученой степени кандидата экономических наук: спец.08.00.05 / А. В. Шерстнев. — Саратов, 2014. — 23 с.
  21. Яковенко Ю.Б. Природопользование. М.: Академия, 2015. – 315с.
  22. Рейтинг The Environmental Performance Index 2016. [Электронный ресурс] URL : http://gtmarket.ru/news/2016/01/29/7292