Государство и право Древней Индии

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.

Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличающиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Эти племена создали одну из древнейших мировых цивилизаций. Мохенджо-Даро и Хараппа – два самых больших города древней цивилизации, бывшие столицами политических объединений. Источники не дают достоверных сведений о классовой структуре и политической организации общества Хараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельства позволяют судить о социальном расслоении общества и разложении первообщинного строя. В XVIII — XVII вв. до н.э. Хараппская цивилизация переживает период заката. Центры ее приходят в упадок. Это было вызвано внутренними явлениями. Приход индоарийских племен в середине II тысячелетия до н.э. завершил упадок главных хараппских центров.

Период с середины II тысячелетия до н.э. до первой половины I тысячелетия до н.э., получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества.

С усилением общественного неравенства военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался собранием и мог быть смещен им, все более возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. За должность раджи идет борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становится наследственной.

Первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя. Уменьшение роли народных собраний связано с усилением царской власти.

Органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником царя.

6 стр., 2928 слов

Государство и цивилизация

... пограничной зоне между двумя первичными - Месопотамской и Древнеегипетской - цивилизациями с III тысячелетия до н.э. проживали семитоязычные народы, создавшие здесь ... цивилизацию племен ее периферии приводили к временной частичной реставрации старого принципа структурной иерархии, но после их ассимиляции цивилизация продолжала развиваться в прежнем направлении. Идеал, к которому стремилось общество ...

Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).

Народ облагается налогами. Так, бали, который раньше являлся добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратился в обязательный и строго фиксируемый налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.

Так, на базе родо-племенных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.

Самые разнообразные легендарные и полуисторические сведения о Древней Индии проникали в соседние страны: в Китай, Индонезию, Персию. Знаменитый хорезмийский ученый X-XI вв. до н.э. Аль-Бируни написал специальный труд, посвященный Индии. В Европе в эпоху феодализма очень мало знали об индийской истории и культуре. Только немногие смелые путешественники, как, например итальянец Марко Поло или отважный тверской купец Афанасий Никитин, решались посетить такую далекую страну. Только в XVII – XVIII вв., благодаря развитию торговых и культурных связей между Европой и восточными странами, в больших европейских городах появился интерес к индийской литературе.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV – III вв. до н.э. при династии Маурьев, объединивший под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период.

Между тем, империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н.э. Индия распалась на множество государственных объединений. Данные факты определяют актуальность темы курсовой работы.

В качестве предмета рассмотрения выступают государство и право зарубежных стран. Объект – Древняя Индия. Целью данной курсовой работы является рассмотрение общественного, государственного строя Древней Индии, а также своеобразия источников права. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. В основе работы использовались труды Батыра К.И., Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. и др.

Глава 1. Общественный строй Древней Индии. Варны и касты.

1.1. Образование варн.

С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий – варн. Варны (Джати) появляются еще в доклассовом обществе, а затем получают закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним богам.

4 стр., 1683 слов

Законы Ману как источник права Древней Индии

... Глава 1. Законы Ману как источник права Древней Индии [Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/zakonyi-manu-pamyatnik-drevneindiyskogo-prava/ Законы Ману – один из самых известных памятников древнеиндийского права и наиболее ... статус".4 Версия происхождения варн представлена в Законах Ману. Согласно ей, варны произошли от мифических великих риши - сыновей Ману, бывшего в свою ...

Таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты).

Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.

Основное содержание термина «варна» — «вид», «цвет», «заслуга», «качество», «разряд» людей. Именно в этом последнем смысле данный термин преимущественно и употреблялся в древней Индии. Он означает и такую важную примету, как цвет, но в источниках нет бесспорных сведений о том, что при использовании слова «варна» речь шла именно о цвете кожи, как расовом признаке. «Вероятно, довольно рано с каждой из варн стал ассоциироваться определенный цвет: с брахманами – белый, с кшатриями – красный, с вайшьями – желтый и с шудрами – черный. Иначе говоря, ведийские индийцы признавали символику четырех цветов, а не двух, т.е. эти цвета никакого отношения к цвету кожи не имели»[1].

Индоевропейские народы с глубокой древности отождествляли белый цвет с нравственной чистотой, красный – с энергией и решительностью, черный – с порочностью и невежеством. Примерно такой же смысл несла цветовая символика в применении к древнеиндийским варнам. В источниках неоднократно объясняется, что белый цвет брахманов олицетворяет собой благость (Csattva), красный кшатриев – страсть (rajas), желтый вайшьев – смешение этих двух качеств, черный шудр – темноту (tamas).

Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн. «Первые варны были привилегированными: брахманы – варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии, в которую вошла военная знать. При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее почетное место в обществе. Убийство брахмана считалось большим грехом, чем убийство любого человека. Члены этой варны освобождались от повинностей, их собственностью царь не мог распоряжаться. Третью варну – вайшьев составляла основная масса свободных общинников»[2].

Они давали необходимые средства для содержания складывавшегося государственного аппарата, жрецов и знати. Они не пользовались уже равными с этими варнами правами и постепенно становились основным податным сословием. Однако в экономическом отношении вайшьи, несомненно, были вполне самостоятельны, обладали правом на владение землей, все еще играли некоторую роль в государственном управлении. Они поставляли подавляющую массу воинов-пехотинцев в ополчении. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами.

Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали.

Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения – «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» (двиджати).

5 стр., 2151 слов

Трагедия общины: суть проблемы и пути решения

... проблемы и пути решения трагедии общин. Задачи: Дать определение понятию «трагедии общен»; Рассмотреть способ эффективного использования ресурсов предложенный Гардином; Произвести анализ способов предотвращения трагедии общедоступной собственности; Рассмотреть особенности данной проблемы ...

Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными» (экаджати).

В свою очередь «жизнь дважды рожденного должна была делиться на четыре периода (ашрамы): в первом он был учеником (брахмачарин), во втором – домохозяином (грихастра), в третьем – лесным отшельником (ванапрастха), в четвертом – бродячим аскетом (яти, саньяси)»[3].

Эта традиция в окончательном виде оформилась позднее, но корни ее уходят к архаичной системе возрастных групп.

На стадии ученичества брахмачарин жил в доме учителя (гуру, ачарья) и находился в положении, при котором практически мало отличался от прислуги. Работа на наставника рассматривалась как плата за обучение. Позже появились и профессиональные платные учителя.

Во второй период своей жизни дважды рожденный мог обзавестись семьей и стать «домохозяином». Его обязанностью было отправлять культ богов и предков, содержать членов семьи. Благочестивый человек, после того как он достигал преклонного возраста и у него рождались внуки должен был удалиться от мира, уйти в лес и сделаться отшельником, чтобы размышлять о бренности всего земного и изучать веды. Когда же он начинал ощущать приближение конца, ему надлежало перейти в четвертую ашраму и завершить жизнь бродячим аскетом.

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог – творец всего существующего – Брахма сотворил брахманов из своих уста, кшатриев – из рук, вайшьев – из бедер, шудр – из ступней.

Для каждой варны была сформулирована своя драхма, т.е. закон образа жизни. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело – кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица, в зависимости от его принадлежности к варне. За проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Позднее, вследствие падения роли свободных общинников в общественной жизни вайшьи стали мало отличаться от шудр и линия раздела стала проходить уже между знатью – брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем – вайшьями и шудрами – с другой.

За рамками системы варн оказались особо притесняемые группы чандалов, швапачей и др., которые получили одно название – неприкасаемые (парии).

Местожительство чандалов и швапачей (должно быть) вне селения, утварь должна выбрасываться (другими), имйществом их (должно быть только) собаки и ослы… одеждами – одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

1.2. Сельская община.

Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения – свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.