Граждане как субъекты административного права

Гражданин как субъект административного права его участник общественных отношений, выступающий в роли носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих потребностей, участия в управлении челами общества и государства.

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Беларусь. Так, можно рассматривать конституционно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, налоговый, трудовой, экологический и иные аспекты статуса гражданина.

Административно-правовой статус граждан — это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных. Однако многие из них находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами (например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.).

Наряду с Конституцией Республики Беларусь административно-правовой статус граждан регулируется целым рядом нормативных правовых актов: Гражданским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь «О гражданстве», «О всеобщей воинской обязанности и воинской службе», «Об образовании в Республике Беларусь», «О здравоохранении» и др.

В нормативных правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Республики Беларусь. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям имеют только граждане Республики Беларусь.

Таким образом, объектом курсовой работы является административное право Республики Беларусь.

Предметом курсовой работы являются граждане Республики Беларусь.

Целью курсовой работы является изучение граждан как субъектов административного права Республики Беларусь.

13 стр., 6462 слов

Исследование социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь

... др. Цель курсовой работы заключается во всестороннем исследовании социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: изучить понятие и значение социальных и экономических прав граждан Республики Беларусь; рассмотреть социальные права граждан Республики Беларусь; охарактеризовать экономические права граждан Республики Беларусь. ...

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) определить понятие правового статуса гражданина;

2) рассмотреть административно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев;

3) охарактеризовать защиту прав граждан в административном праве;

4) рассмотреть достоинство как особое право человека и его защита в сфере деятельности органов публичной администрации.

1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА

Административное право имеет весьма многочисленную группу субъектов: участниками административно-правовых отношений могут стать граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации.

Наиболее часто в роли субъектов этих отношений выступают граждане. Их основные права, свободы и обязанности в административно-правовой сфере определены Конституцией Республики Беларусь, а конкретное содержание раскрывается в административном законодательстве. [6, с. 45]

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь является, с одной стороны, частью более широкой правовой категории, именуемой «правовое положение» или «правовой статус» гражданина (эти понятия используются в юридической литературе как синонимы).

С другой стороны, он является частью и такого важного правового явления, как «правовой статус личности». Этим понятием, по мнению большинства авторов, занимающихся этой проблемой, охватываются все институты, определяющие место и роль гражданина в обществе и государстве. По сути, данная категория представляет собой комплексный государственно-правовой институт, а административно-правовой статус граждан в этом случае является его пединститутом. Однако административно-правовой статус граждан, по мнению большинства ученых-правоведов, может рассматриваться и как самостоятельный институт, включающий в совокупность предоставленных гражданам прав, свобод и гарантий их реализации в сфере административного права.

Содержание и сущность административно-правового статуса граждан проявляются в ряде признаков. Во-первых, он складывается в рамках системы «государство (прежде всего в лице его административных органов) — гражданин». При этом данные отношения и связи имеют основополагающий характер и выражают взаимную связь государства и гражданина. Во-вторых, эти отношения осуществляются гражданами в сфере государственного управления. В-третьих, содержание этих отношений зависит от ряда причин, включая состояние политико-правовой системы государства, его экономики, правовой культуры граждан.

Административно-правовой статус граждан характеризуется также и единством равных прав и обязанностей. Из них одной из важнейших является предусмотренная статьей 52 Конституции Республики Беларусь обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

Содержание правового статуса граждан в сфере административного права (административная правосубъектность) зависит от объема и содержания административной правоспособности и дееспособности.

Правоспособность определяется теорией права как способность граждан быть носителем прав и обязанностей. Исходя из этого административная правоспособность — это способность граждан быть носителем прав и обязанностей в административно-правовой сфере. Административная правоспособность является основополагающим элементом в характеристике административно-правового статуса гражданина. По общему положению правоспособность граждан — их неотъемлемое качество, возникающее с момента рождения. То же можно сказать и об административной правоспособности. Объем и содержание административной правоспособности определяется законами и соответствующими подзаконными актами, в которых содержатся конкретные нормы административного права. Объем административных прав, свобод и обязанностей граждан определяется рядом обстоятельств: возрастом, состоянием здоровья, наличием соответствующего образования и др. Так, например, право на получение жилья возникает у граждан с момента рождения и принадлежит им всю жизнь; право на управление автотранспортом — с 18 лет, причем реализация этого права зависит в свою очередь от ряда условий: сдачи соответствующего экзамена, состояния здоровья. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема, добровольный отказ от нее не имеет силы, и объем ее может изменяться только законом.

5 стр., 2297 слов

Административное право

Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, ...

Административная правоспособность граждан в ряде предусмотренных законодательст вом случаев может ограничиваться. В частности, это происходит в связи с совершением административных правонарушений, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения специальных прав. Ограничение административной правоспособности имеет место и в случаях возникновения особых условий (стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии), которые требуют введения специального режима территории, предусматривающего ограничения свободы передвижения, свободы проведения митингов, демонстраций, въезда на территорию и выезда, и др.

Административная дееспособност ь, т.е. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правой сфере также связана с возрастом и в ряде случаев — с состоянием здоровья (наличие психического расстройства, вследствие которого гражданин не может понимать значение своих действий или руководить ими).

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной административной дееспособностью. Полная дееспособность в сфере административного права наступает одновременно с совершеннолетием. [7, с. 85]

Характеристика административно-правового статуса граждан может быть дополнена и административной деликтоспособностью, т. е. способностью нести правовую ответственность за совершенные ими нарушения норм административного права. Она связывается с определенным предусмотренным законом возрастом. Согласно законодательству Республики Беларусь, административная деликтоспособность граждан наступает при достижении ими 16 лет. Именно с этим возрастом Кодекс Республики об административных правонарушениях (КоАП РБ) связывает возможность привлечения к административной ответственности.

В процессе реализации своих прав, свобод и обязанностей граждане чаще всего вступают в административно-правовые отношения с государственными органами, их подразделениями и должностными лицами, а также с иными субъектами административного права. Анализ этих отношений позволяет сделать заключение о том, что они могут возникать прежде всего:

5 стр., 2320 слов

По административному праву «Административно-правовые нормы»

... области применения административных взысканий и иных мер административного принуждения; г) отношения в сфере административной юстиции. Административно-правовое регулирование имеет государственный характер, поэтому исполнение, применение и соблюдение норм административного права гарантируется не ...

  • на основе реализации гражданами принадлежащих им демократических прав;
  • в связи с выполнением возложенных на них обязанностей;
  • в связи с защитой своих прав и законных интересов;
  • в связи с нарушением (невыполнением) правовых обязанностей.

При этом используемые ими многочисленные права и обязанности не являются однородными по своей природе и содержанию и в зависимости от различных критериев могут подразделяться на несколько классификационных групп.

Так, по степени возможности их реализации административные права граждан могут быть разделены на:

1) абсолютные, реализация которых зависит лишь от волеизъявления гражданина (право на медицинскую помощь, право на участие в государственном управлении в соответствующих формах, право на имя, фамилию и др.);

2) относительные, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также и от наличия фактических возможностей их осуществления в данном месте и в данное время (право на поступление в высшее учебное заведение, осуществление которого зависит от результатов сдачи экзаменов; право на управление транспортным средством зависит от состояния здоровья и сдачи экзаменов).

Права и обязанности граждан в административно- правовой сфере дифференцируются на:

  • общие, которые распространяются на все сферы административного права (право на участие в государственном управлении, право на обжалование действий должностных лиц, обязанность соблюдать законы и подзаконные акты и др.);
  • специальные права и обязанности в той или иной сфере административного права, например в сфере здравоохранения (граждане имеют право на охрану здоровья); в сфере культуры (право на пользование достижениями культуры) и т. д.

Административно-правовой статус — явление в достаточной мере «формальное», статическое. Его суть заключается в обеспечении использования его содержания. Важным элементом этого обеспечения является возможность реализации составляющих его конкретных прав и свобод граждан. Как показывает практика, эта возможность зависит от ряда факторов (гарантий), позволяющих гражданам в полном объеме либо частично пользоваться своими правами и свободами в сфере административного права. Среди факторов, определяющих возможность реализации прав и свобод, особо важную роль играют правовые, политико-правовые, организационные, экономические и образовательные гарантии.

Правовые гарантии определяются наличием соответствующего законодательства, закрепляющего права и свободы граждан в сфере адми нистративного права (прежде всего, прав и свобод, провозглашенных в Конституции), а также существованием соответствующего правового механизма (системы подзаконных норм) и правовой практики. Политико-правовые гарантии связаны с конституционно-политическим режимом государства. Организационные — подразумевают наличие соответствующей системы судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных прав граждан, в том числе и административно-правовых (суды, прокуратура, органы внутренних дел, профсоюзы).

Экономические гарантии зависят от состояния материально-финансовой системы государства и производственных сил и средств. Образовательные — определяются состоянием правового обучения и воспитания граждан, т. е. правовой культурой.