С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. кардинально изменились основные принципы организации и деятельности институтов государства и общества. Права и свободы человека, способы их осуществления и защиты заняли важное место в Основном Законе и были провозглашены в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Положения Конституции РФ во многом перекликаются с положениями Всеобщей декларации прав человека.
Конституция Российской Федерации устанавливает систему государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Она включает в себя органы государственной власти, обладающие полномочиями по защите прав и свобод личности. Совокупность этих органов, их компетенция и механизм функционирования отражают федеративную природу Российского государства. В защите прав и свобод человека принимают участие органы государственной власти и Российской Федерации, и ее субъектов.
Субъекты Российской Федерации устанавливают дополнительные гарантии реализации прав и свобод. В настоящее время в качестве таких гарантий функционируют конституционные суды субъектов Федерации, уполномоченные по правам человека, различные комиссии по правам человека. В настоящее время возможность образования конституционных судов предусмотрена основными законами большинства субъектов Российской Федерации. В некоторых из них приняты специальные законы об органах региональной конституционной юстиции. Но только в пятнадцати субъектах РФ суды функционируют и рассматривают конкретные дела. Большинство субъектов РФ пока не считают нужным или возможным создание собственных конституционных судов.
Нельзя даже вообразить, что защита прав и свобод человека и гражданина может функционировать вне комплекса ее правового регулирования. Данный комплекс включает в себя признание, соблюдение и защиту и не может рассматриваться отдельно. Эффективная реализация рассматриваемого права исключительно только на федеральном уровне крайне сложна. Поэтому для обеспечения комплексного и всестороннего регулирования необходимо участие субъектов Российской Федерации. Объем законодательства субъектов Российской Федерации определяется возможностью установления дополнительных прав и свобод личности за счет собственных финансовых средств, обусловленными региональными особенностями климатического, техногенного, национально-этнического характера (например, региональные льготы, региональные стипендии, целевые дотации различным группам населения).
Неосновательное обогащение в современном российском гражданском праве
... имущественные интересы субъектов гражданских правоотношений. В российском праве обязательства вследствие неосновательного обогащения именуют также ... права: поиск новых подходов / С.С. Алексеев - М.: Статут, 2010. - С 211-214. Обязательствам вследствие неосновательного обогащения посвящена глава 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации ...
Конституционный Суд Российской Федерации многократно рассматривал вопрос о законодательном регулировании статуса личности и дополнительных гарантиях прав и свобод человека в пределах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Суд признал, что по вопросам совместного ведения органы государственной власти субъекта Федерации могут осуществлять самостоятельное правовое регулирование при отсутствии федерального закона. При этом должны быть соблюдены конституционные требования о не противоречии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
3. Уполномоченный по правам человека
В настоящее время институт уполномоченного по правам человека создан в 26 субъектах Российской Федерации. Анализ деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации приводит к следующему выводу: в регионах нарушаются прежде всего социальные и экономические права (несвоевременная выплата заработной платы, социальных пособий, безработица и т.д.).
Данный институт создан в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
В своей деятельности Уполномоченный по правам человека независим, неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Его присутствие дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.
В настоящее время имеется спор о целесообразности и эффективности существования подобного института. В большинстве случаев этот институт рассматривается как неэффективное средство правовой защиты, в связи с отсутствием возможности принимать юридически обязательные решения.
Региональные уполномоченные не обладают властными полномочиями, не могут непосредственно корректировать решения органов власти и должностных лиц, их решения не носят императивный характер. Поэтому деятельность уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации строится на их личном авторитете и авторитете самого института.
4. Последствия присоединения России к мировому правозащитному движению
Присоединившись к Европейской конвенции 1950 г., наша страна еще раз заявила о приоритете гражданских прав и свобод, что является краеугольным камнем любого демократического государства. Вступление РФ в Совет Европы означает признание мировым сообществом глубины и последовательности демократических преобразований, осуществляемых в нашей стране.
Актуальные проблемы обязательственного права России
... Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы, труды российских и иностранных ученых в области гражданского права, статьи практических ... ПРАВА 1.1 Возникновение обязательств, основные проблемы обязательственного права, связанные с определением обязательств и их классификацией. Все многочисленные отношения, регулируемые обязательственным правом, ...
Со вступлением России в Совет Европы резко расширяется поле гуманитарной и правовой деятельности в сфере просвещения, образования и воспитания. Тем самым развитие образования в области прав человека в школьных и высших учебных заведениях, в сфере предпринимательской деятельности, в области образования для взрослых и профессиональном обучении военнослужащих в РФ составит базу реализации в России Программы ЮНЕСКО об образовании в области прав человека.
Вступление России в Совет Европы наложило определенные обязательства не только на нашу страну, но и на Совет Европы перед РФ как перед новым полномочным членом организации. Наше вступление в Совет Европы и принятие на себя обязательств в связи с ратификацией Конвенции явились определенным катализатором, значительно ускорившим российскую законодательную реформу в таких областях, как судопроизводство, гражданское, уголовное и уголовно-процессуальное право, исполнение уголовных наказаний и пр. Вместе с тем это и определенный аванс на будущее. В России будут продолжаться реформы, направленные на создание государства, в котором надежно обеспечиваются права граждан, гарантируется верховенство закона.
И, наконец, с правовой точки зрения Россию можно считать полноправным членом европейской семьи народов, которая ставит перед собой задачу защиты и укрепления плюралистической демократии и прав человека. Таким образом, Россия получила доступ к европейскому опыту в области построения и функционирования представительных институтов с учетом, разумеется, российского опыта, обычаев и традиций.
В настоящее время в большинстве случаев существуют пробелы в реализации на практике законодательных реформ, предпринятых начиная с 1996 г. Реформы продвигаются медленно, причем независимо от регионов. Некоторые руководители испытывают трудности в понимании общих принципов и демократического духа, заложенного в этих документах. Негативным моментом является и то, что реформы были осуществлены слишком быстро и в слишком больших масштабах, и при этом не сопровождались разъяснительной и воспитательной работой среди тех, кому было поручено проводить эти реформы в жизнь. Помимо этого складывается впечатление, что некоторые юридические документы разрабатывались столь быстро — поскольку в них вносились поправки или они были заменены другими текстами, что специалисты испытывают большие трудности в понимании этих документов.
Уполномоченный России при Европейском суде по правам человека на этапе своей деятельности в основном обладает необходимыми полномочиями для эффективной защиты интересов Российского государства при рассмотрении дел в Страсбурге.
Россия рассматривает свое участие в Совете как средство защиты своих национальных интересов, в том числе интересов русского меньшинства за рубежом, как средство влияния на формирование политики европейских стран и как проведение новой концепции безопасности.
Следует отметить, что предусмотренные в Европейской конвенции права уже закреплены в Конституции РФ и в ряде законов.
Вступление России в Совет Европы следует рассматривать в качестве реального вклада нашего государства в процесс построения миропорядка на основе господства права.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Идеи института прав человека во всем мире активно пропагандируются и поддерживаются, однако, остается еще немало территорий и людей, не охваченных ими.
Декларация прав человека и гражданина 1789 года
... как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения". 26 августа 1789 года Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина. Несомненно, это был один из ключевых моментов ...
2. Говоря индивидуально о нашей стране, можно отметить, что соблюдение прав и свобод человека требует системного взаимодействия федерализма и иных конституционных институтов. Об этом свидетельствует исторический опыт развития государственности в России.
3. По поводу развития правозащитных тенденций в России, необходимо прежде всего характеризовать государственную среду, в которой приходится формироваться данным идеям. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти, правоохранительные органы должны учиться работать в новых условиях, опираясь на международные требования, касающиеся соблюдения прав и свобод граждан. Эта деятельность во многом осложняется тем, что реформа государственных институтов, призванная обеспечить их эффективное функционирование на основе принципов верховенства права и закона, осуществляется фактически одновременно с созданием институтов гражданского общества, на формирование которых в других странах ушли десятилетия и даже века.
Достаточные с точки зрения правового государства стандарты защиты прав человека в России в ряде случаев по-прежнему гарантирует лишь Конституция, некоторые нормы которой так и не получили механизма реализации в отраслевом и специальном законодательстве. Это особенно справедливо в отношении законодательных актов, принимаемых различными субъектами РФ. Даже совсем недавно принятые законодательные акты содержат отдельные проблемы и не по всем параметрам соответствуют стандартам Совета Европы. Сохраняется также определенный разрыв между законодательством и правоприменительной практикой.
Однако, налицо положительная динамика развития института прав человека в Российской Федерации.
Список использованной литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/institut-prav-cheloveka-v-rossii/
Нормы права:
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950 г.)// «Собрание законодательства РФ» — 08.01.2001 — N 2 — ст. 163;
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // «Российская газета»- N 7 — 21.01.2009;
3. Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией (подписан в г. Страсбурге 11.05.1994. Вступил в силу для Российской Федерации с 1.11.98 года) // Собрание законодательства РФ — 02.11.1998 — N 44 — ст. 5400;
4. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1- ФКЗ (принят ГД ФС РФ 25.12.96 года, одобрен СФ 12.02.97 года) // «Российская газета» — 04.03.1997 — N 43-44;
5. «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (принят ГД ФС РФ РФ 24.06.94 года, одобрен СФ РФ 12.06.94 года) // «Российская газета» — 23.07.1994 — N 138 — 139;
6. «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» //Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1//»Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР» — 26.12.1991 — N 52 — ст. 1865;
7. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008
Соотношение прав человека и прав нации
... данной курсовой работы – показать соотношение прав человека и прав нации, народа. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: Изучить структуру прав и свобод человека и гражданина; Выделить классификацию прав и свобод человека и гражданина; Изучить структуру прав наций, и попытаться соотнести их с правами человека. Структура работы ...
8. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М.: НОРМА, 2009
Материалы официальных мероприятий:
9. Бочило А.Е. Основные права человека и федеративная форма государственно-территориального устройства // Основные права человека в Конституции Российской Федерации: концепция и практика: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции РФ и 60-летию Всеобщей декларации прав человека // Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009 — С. 31.
Статьи:
10. Лукин В.П. «Защита прав человека — общая задача судебной системы и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» //Российское правосудие) РАП. 2006. N 1
11. Невинский В.В. Правовой статус личности: Сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека // Российский юридический журнал – 2009 — N 5;
12. Невинский В.В. Конституция Российской Федерации как основа развития правового положения личности в субъектах Федерации // Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2002 — с. 233.;
13. Юсубов Э.С. Регулирование и защита прав человека в федеративном государстве // Конституционное и муниципальное право» — 2010 — N 9 – 15 сентября;
Интернет-источники:
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/institut-prav-cheloveka-v-rossii/
14. URL : http://www.amnesty.org;
15. URL : http:// ru.humanrights.com;
16. URL : http:// www.childrensdefense.org;
17. URL : http:// www.ec.europa.eu/social;
18. URL : http://www.ohchr.org/RU;
19. URL : http:// www.ombudsman.europa.eu;
20. URL : http://www.un.org/ru;
21.URL : http://www.unesco.org/new/ru;
22.URL : http:// www.unhcr.org.
2
Нормы права:
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950 г.)// «Собрание законодательства РФ» — 08.01.2001 — N 2 — ст. 163;
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // «Российская газета»- N 7 — 21.01.2009;
3. Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией (подписан в г. Страсбурге 11.05.1994. Вступил в силу для Российской Федерации с 1.11.98 года) // Собрание законодательства РФ — 02.11.1998 — N 44 — ст. 5400;
4. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1- ФКЗ (принят ГД ФС РФ 25.12.96 года, одобрен СФ 12.02.97 года) // «Российская газета» — 04.03.1997 — N 43-44;
5. «О Конституционном Суде Российской Федерации»// Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (принят ГД ФС РФ РФ 24.06.94 года, одобрен СФ РФ 12.06.94 года) // «Российская газета» — 23.07.1994 — N 138 — 139;
6. «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» //Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1//»Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР» — 26.12.1991 — N 52 — ст. 1865;
Документы о правах человека. Международные документы по правам ...
... Европейская конвенция о защите прав и свобод человека, которая стала одним из важнейших международных документов о правах человека, позволяющих ... Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией". Такая формулировка означает, что любое из прав человека, ...
7. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008
8. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М.: НОРМА, 2009
Материалы официальных мероприятий:
9. Бочило А.Е. Основные права человека и федеративная форма государственно-территориального устройства // Основные права человека в Конституции Российской Федерации: концепция и практика: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции РФ и 60-летию Всеобщей декларации прав человека // Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009 — С. 31.
Статьи:
10. Лукин В.П. «Защита прав человека — общая задача судебной системы и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» //Российское правосудие) РАП. 2006. N 1
11. Невинский В.В. Правовой статус личности: Сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека // Российский юридический журнал – 2009 — N 5;
12. Невинский В.В. Конституция Российской Федерации как основа развития правового положения личности в субъектах Федерации // Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2002 — с. 233.;
13. Юсубов Э.С. Регулирование и защита прав человека в федеративном государстве // Конституционное и муниципальное право» — 2010 — N 9 – 15 сентября;
Интернет-источники:
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/institut-prav-cheloveka-v-rossii/
14. URL : http://www.amnesty.org;
15. URL : http:// ru.humanrights.com;
16. URL : http:// www.childrensdefense.org;
17. URL : http:// www.ec.europa.eu/social;
18. URL : http://www.ohchr.org/RU;
19. URL : http:// www.ombudsman.europa.eu;
20. URL : http://www.un.org/ru;
21.URL : http://www.unesco.org/new/ru;
22.URL : http:// www.unhcr.org.