Понятие и классификация источников права Европейского Союза

Право Европейского Союза — одно из интереснейших и в то же время сложных явлений в современной юридической науке. В своем развитие право Европейского Союза прошло и проходит довольно сложный период. Развитие права Европейского Союза сложилось под воздействием интеграционных процессов западноевропейских государств, которые и являются основателями Европейского Союза. В ходе изучения права европейского Союза можно столкнуться с различными теориями ученых, которые не могут прийти к общему мнению и консенсусу в изучении данной дисциплины

Следует отметить, что изначально право Европейского Союза возникло именно на основе общего международного права. Началом развития права Европейского Союза является принятие трех международных учредительных документов: Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали в 1951 г., Договоров Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии в 1957 г.

Последующее развитие права Европейского Союза проходит по средствам case law. Это значит, посредствам рассмотрения дел Суда Европейского Союза. Так, называемая, сложившееся прецедентное право.

Существует много различных мнений по поводу, какое место занимает право Европейского Союза. Одни ученые считают, что данная отрасль права является частью общего международного права, поскольку становление основывается на ряде международных соглашений. Так же оно может рассматриваться, как составная часть национального права государств.

Для полного понимания природы права Европейского Союза, в первую очередь необходимо рассмотреть источники права, что и является главной задачей данной работы.

Данная тема работы весьма сложна, однако очень занимательна. Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами:

  • во-первых, существованием сложной трехступенчатой системы источников права Европейского Союза;
  • во-вторых, сложностью взаимоотношений этих источников: поскольку одни вытекают из других, и они друг друга дополняют;
  • в-третьих, так как решения Суда Европейского Союза являются одним из источников права Европейского Союза и имеют свою особенность и специфику ;
  • в-четвертых, система источников права Европейского Союза не стоит на месте и продолжает развиваться и дополняться.

Источники права Европейского Союза являются предметом данной курсовой работы. В данной работе автор рассмотрит сущность понятия источник права Европейского Союза, так же систему источников права Европейского Союза, взаимодействие и существование этих источников права и проведет их анализ.

6 стр., 2779 слов

Гражданство Европейского союза

... прав. Гражданство Европейского Союза возникло на ... данной статьи: «Настоящим устанавливается гражданство Союза. Каждый человек, имеющий гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, а не заменяет гражданство государств-членов». Понятно, что гражданство Союза и национальное гражданство государств-членов явления различные, не сливающиеся. Гражданство Союза ...

В качестве объекта в данной работе выступает само право Европейского Союза, которое регулирует отношения, сложившееся в самом европейском Союзе и не выходящие за его пределы.

Целями данной курсовой работы являются изучение источников права Европейского Союза, их главенственности, определение их особенностей и взаимосвязи.

В качестве задач работы, автор определяет:

  • определение понятия «источник права Европейского Союза»;
  • рассмотрение основных подходов и критериев классификации источников права Европейского Союза;
  • характеристика правовых основ формирования источников права Европейского Союза, с последующим установлением их иерархии и значимости в праве Европейского Союза;
  • изучение правовой природы первичных и вторичных источников права Европейского Союза, а так же установление их признаков и особенностей, а так же рассмотрение значимости каждого из них;
  • изучение правоприменительной практики Суда Европейского Союза, определение роли в формировании, развитии Европейского Союза и его источников;
  • рассмотрение сущности взаимоотношения всех источников права Европейского Союза и взаимоотношение источников Европейского Союза с международным правом.

В данной работе автор использует труды таких известных ученых в области права европейского Союза, а так же международного права, как Л.М. Энтина, С.Ю. Кашкина, И. И. Лукашука, М.И. Байтиным, С. В. Бошно. А так же при выполнении данной работы автор руководствовался международными правовыми актами, комментариями к нормативно-правовым актам, учебной и монографической литературой.

прецедент юридическая сила источник права

Глава 1 Понятие источников права ЕС

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/istochniki-prava-evropeyskogo-soyuza/

Изучение источников права Европейского Союза, в силу своего разнообразия, представляет собой сложность. Для начала стоит дать определение понятию «источник», основываясь на общую теорию права и государства и мнения советских и зарубежных ученых.

Так, под источником права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания[1].

Однако, еще в началеXX в. И.В. Михайловский писал, что термин «источник права» «ученые не могут прийти к единому мнению определения понятия «источник» и до сих пор между ними ведутся споры». И добавлял, «между тем споры основаны на недоразумении: нет ничего проще устранить эти недоразумения и согласиться на счет общего понимания термина, которым столь часто пользуется наука»[2].

По мнению автора «большинство ученых под источником права понимают как условия, творящие право, а уже споры начинаются по поводу, какие факторы создают это право».

Говоря о спорах по поводу понятия источника права, «основанных на недоразумении», И. В, Михайловский полагал, что они неизбежны и к тому же весьма скоро будут успешно решены[3].

Однако история распорядилась по иному. Данное понятие не только не было успешно определено в последующем, но и как отмечал С. Ф. Кечекьян попало «в число наиболее неясных в теории права»[4].

4 стр., 1691 слов

Система права в Европейского Союза

... и природа Европейского права Европейское право представляет собой особую правовую систему, которая, как записал в ряде решений Суд Европейских Сообществ, не может быть идентифицирована ни с национальной системой права, ни с международным правовым порядком. Если ...

Таким образом, по поводу понимания источников права ведутся значительную споры в развитие права и многие ученые никак не могут договорится и прийти к единому мнению. В свою же очередь, из общесложившихся мнений, под источником права понимаются формы выражения и закрепления любого права.

Для определения источника права Европейского Союза, следует воспользоваться «формально-юридическим» представлением об источнике права. Это «представление об источниках права в отечественной и зарубежной юридической литературе является в настоящее время, пожалуй, наиболее распространенным и наиболее часто употребляемым»[5].

При этом источник права понимается не иначе, как «способ выражения и закрепления нормы права как идей о должном или допустимом в объективной действительности» или как «то, где содержится норма права, то, откуда юристы-практики черпают знания о нормах позитивного права»[6].

Однако, как автор уже упоминал, система источников Европейского Союза весьма сложна. В советской и зарубежной литературе нет единого мнения по поводу источников права Европейских Сообществ. Для их классификации существует несколько мнений. Так, в связи с этим, М. Л. Энтин пишет: «право сообществ имеет комплексную природу и построить систему его источников при помощи лишь одного какого-то критерия, которому приписывается универсальное значение, весьма сложно»[8,с.94]. Некоторые советские ученые такую многомерность определяет тем, что «приходится сопоставлять, «разводить» по группам и выстраивать в единый ряд правовые акты, имеющие неодинаковое происхождение, отличающиеся по характеру действия, прямому или опосредованному, относящиеся к исключительным или конкурирующим полномочиям Сообществ» [9].

Одной из причин такой многообразности источников права ЕС является их правовое закрепление, поскольку имеющаяся практика отрицает данные положения в отечественной литературе, что любая система источников права должна быть правомерно закреплена [10].

Правовое закрепление источников права ЕС характеризуется неясностью и расплывчатостью. Во время создания Европейских Сообществ такой подход государств-учредителей имел свое объяснение. Во-первых, они не полностью освещали о своих действиях и надлежащих полномочий у государств в сообществе. Во-вторых, государства-учредители рассматривали Европейское Сообщество в качестве единой постоянно развивающейся структуры. Из всего этого вытекают полномочия всех институтов Европейского Сообщества, которые разрешают в некоторых случаях превышать свои полномочия. В-третьих, как точно отмечает М. Л. Энтин, «априорно… установить круг источников внутреннего права европейских сообществ было крайне сложно. В результате вопросы определения источников права сообществ отошли к области дискреционных полномочий Суда ЕС»[8, с.94].

Такой подход имеет яркие сходства со сложившейся в этой области международной практикой. На пример, В Уставе Международного суда ООН находится точный список всех источников права, которые при рассмотрении дел применяются Международным Судом (ст. 38).

В отличие от этого учредительные договоры ограничиваются довольно неточной формулировкой, по которой Международный Суд обеспечивает сохранение единство права Европейского Сообщества при толковании и применении этих договоров (ст. 164 Договора о ЕЭС; ст. 136 Договора о Евроатомее; ст. 31 Договора о ЕОУС).

4 стр., 1781 слов

Экологическое право Европейского Союза

... Договора о ЕС позволяет государствам-членам вводить более строгие природоохранные меры, нежели предусмотренные правом Сообщества, либо сохранять таковые, если они существовали до вступления государства в Европейский Союз ... договор 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) расширяет полномочия ЕС в области экологической политики. В частности, к ведению Европейского Союза дополнительно ...

Характерно, что ни понятия права Сообществ, ни понятия его источников в учредительных договорах не содержится. Лишь при определении правотворческих полномочий Совета и Комиссии, а позднее и Европарламента перечисляются акты, в форму которых облекаются властные веления этих органов (ст. 189 Договора о ЕЭС; ст. 14 Договора о ЕОУС).

Но о договорах речь будет идти чуть позже.

Переходя к классификации источников права Европейского Союза нужно учесть, что источники права Европейского Союза очень многогранны и различны по своей структуре и смыслу. Система источников права содержит в себе различные виды документов, такие как нормативные акты, договоры, судебные прецеденты. Так же существуют такие источники права как обычаи, но в виду сложившихся обстоятельств в праве европейского Союза они не признаются.

Не так просто произвести классификацию источников правав европейского Союза. Это обусловлено тем, что:

ü На право Европейского Союза оказывают влияние как международное право, так и национальное право, которые в свою очередь имеют специфические различные источники и в принципе отличаются один от одного.

üПравовые акты, входящие в систему источников права Европейского Союза отличаются своим происхождением и каждый документ имеет свои особенности.

üКак известно, все страны Европейского Союза имеют различные правовые системы. Многие относятся к континентальной системе права. Это страны входящие в Романо-германскую правовую семью, в которой «основным, первостепенным и почти единственным источником права является закон»[11]; остальные же относятся к системе общего права, принадлежащего англо-американской правовой семье. В системе источников которой «главенствующее положение занимает судебный прецедент — решение высших судов по конкретному делу, которое рассматривается как образец при разрешении аналогичных дел в последующем»[11].

Итак, переходя к классификации источников права европейского Союза, следует отметить, что издавна сложившись они делятся на источники первичного права и источники вторичного права. Такую же классификацию соблюдает Суд Европейского Союза»[12].

Так как источники права являются базисными и данные акты обладают высшей юридической силой, то уже из них вытекают источники вторичного права, которые во многих источниках называются еще и производными. Однако не смотря на их производность, они обладают не меньшей юридической силой. Но ни в коем случае они не должны им противоречить, иначе они будут не действительны.

Так же в систему источников права Европейского Союза входит так называемое прецедентное право. Это право сложившееся в результате деятельности судов Европейского Союза. Данные источники права так же обладают высшей юридической силе и не подлежат отклонению от них.

2 стр., 869 слов

Источники права Европейского Союза

... нормативный договор (соглашение между различными субъектами права)». Все источники права Союза образуют взаимосвязанную ... Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества и ряда связанных с ними актов 1997 г., Ниццкий Договор об изменении Договора о Европейском Союзе 2001г., Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского ...

Таким образом, подводя итог вышеизложенного:

·В силу своего многообразия и наличия множества мнений определения понятия и классификации источников права Европейского Союза прийти к общему точному определению и классификации довольно сложно.

·Система источников права европейского Союза представляет собой трехступенчатую структуру;

·Источники права Европейского Союза подразделяются на первичные, вторичные и прецедентное право.

Глава 2 Классификация источников права ЕС

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/istochniki-prava-evropeyskogo-soyuza/

Источниками «первичного права» выступают документы учредительного, основополагающего характера. Они обладают высшей юридической силой в его системе. Учредительные документы, это так называемые, договоры о создании Европейского Союза. В принятие данных договоров непосредственное участие приняли государства-члены. Особо важный вклад был внесен такими странами, как Бельгия, Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Италия. Так, можно сказать, что первичные источники права исходят непосредственно от государств и в иерархии источников Европейского Союза занимают первое место. В свою очередь, они порождают производное, или вторичное право и определяют критерии его действительности. [13].

Итак, учредительные документы — это договоры, на основании которых создан и функционирует Европейский Союз[14,с.102].

В основе формирования европейского Союза лежат несколько учредительных документов.

К числу учредительных документов относят следующие договоры:

·Договор о Европейском Союзе 1992 г. (Маастрихтский договор);

·Договор о функционировании Европейского Союза 1957 г. (До Лиссабонского договора он назывался «Договор об учреждении Европейского сообщества», который был подписан в 1957 г. в Риме. Отсюда его второе название — Римский договор);

·Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме).

В вкратце рассмотрим каждый из договоров. Так, римский договор преследовал цель — ликвидация всех возможных преград в передвижении товаров, услуг, капитала и людей. Римский договор заложил основы для Европейского Экономического Сообщества. В римском договоре закреплены положения о принципах функционирования Европейского сообщества, включает общие и заключительные положения, положения о гражданстве; определены основные направления политики сообщества, регулирует вопросы ассоциации с другими странами и территориями; пятая часть определяет институты сообщества[15].

Так же в этом же году был принят еще один договор, который заложил основы функционирования Европейского сообщества по атомной энергии — договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. в данном договоре были закреплены принципы и цели Евратома. Такие как, формирование общей энергетической политики между государствами, снижение цен на энергоносители, координация деятельности, повышение стабильности энергетики, и обеспечение контроля за атомной энергетикой.

11 стр., 5277 слов

Европейский союз

... становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда. Палата аудиторов Европейского союза Создана в ... Основные четыре института Европейского Союза заложены еще в 1952 году, когда было создано Европейское Объединение угля и стали, а идея Европейского Совета еще даже не просматривалась. Эти ...

И наконец, маастрихтский договор, принятый в 1992 году, который положил начало Европейскому Союзу. Данный договор окончательно урегулировал денежную и политическую систему европейских стран. Согласно положению, закрепленному в статье А договора стороны учредили Европейский Союз, который был создан на базе Европейского Экономического Сообщества, которое согласно договору переименовалось в Европейское Сообщество.

Что касается срока заключения договоров, то они заключены на неограниченный срок и являются бессрочными.

Единственным договором, имеющим срок, был договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. (Договор о ЕОУС, Парижский договор).

Он был заключен на 50 лет, этот срок истек 23 июля 2002 г. С этого времени, как уже отмечалось, Союз базируется на трех учредительных договорах.

Учредительные договоры являются само исполнимыми, т. е. после ратификации они автоматически становятся правом на территории государств-членов и непосредственно применяются судами как нормы национального права. Таким образом, они начинают рассматриваться как законодательные акты.

Данные три договора составляют основу первичного права Европейского Союза. Однако, кроме учредительных договоров система источников права состоит из других договоров и актов, которые так же имеют высшую юридическую силу в системе европейского Союза. Данные акты и договоры регулирует конкретные отдельные вопросы в разных сферах.

Это такие договоры, как:

1. договоры, вносящие поправки и изменения в учредительные договоры:

·Единый европейский акт 1986 год. Это первый серьезный шаг по пересмотру Римского договора 1957г. Одно из основных положений данного акта было положение о создании Единого Рынка в рамках европейского Союза. Единый Европейский Акт формирует принципы общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. Единый европейский акт также усилил роль Европейского Парламента путем сотрудничества и согласия между государствами.

·Амстердамский договор 1997 года. Данный договор вносит поправки и изменения в Договор о Европейском Союзе 1992 года. Были включены такие изменения, как шенгенские соглашения, прописаны порядок и условия вступлению стран в Европейский Союз, а также была изменена нумерация и параграфы статей учредительных договоров.

·Ниццкий договор 2001 года. Этот договор внес изменения в Маастрихсткий договор и в Мимский договор. Договор заключал положения о реформирование институциональной системы Европейского Союза. В результате чего, реформируется практические все институты Европейского союза. Например, меняются полномочия и численный состав Европейского Парламента, вносятся изменения в процедуру голосования и определяется квотум численного большинства для принятия различный решений. А так же договор предусматривал кардинальные изменения в судебной системе Европейского Союза.

22 стр., 10501 слов

По предмету «Право» : «Договор дарения»

... АСПЕКТЫ 1.1. ИСТОРИЯ Договор дарения является одним из старейших договоров гражданского права. Еще со времен римского права дарение признавалось одним из оснований возникновения права собственности. В римском праве, под дарением, признавался договор, по которому ...

·Лиссабонский договор 2007 года. Вносит изменения в Маастрихстский и Римский договоры. Можно сказать, что лиссабонский договор заменяет собой не вступившую в силу Конституцию Европейского Союза. И содержит положения о реформирование системы управления европейского Союза. Лиссабонский договор направлен на улучшении работы органов Европейского Союза и процесса принятия решений европейского Союза. Также данный договор способствует развитию отраслевых политик Европейского Союза.

Следует отметить, что все эти договора является дополнением и изменение к учредительным договорам и могут действовать только через них, но ни в коем случае не самостоятельно.

2. Протоколы к учредительным документам. Протоколы содержат положения, которые являются неотъемлемой частью учредительного договора. В данных положениях содержится информация об изменении или дополнении конкретных статей учредительного договора в различных сферах. Например, могут содержаться статуты Европейского Инвестиционного Банка, Европейского Суда и многие другие положения.

Стоит отметить, что к Лиссабонскому договору 2007 года принято около 40 протоколов по различным вопросам.

Существуют также такие протоколы, которые относятся к двум или ко всем сразу учредительным договорам. Например, Протокол «О статуте Суда», которые приложен в 2001 г. к Договору о ЕС, Договору о Евратоме и Договору о Европейском Союзе.

Существую протоколы, которые содержат организационные положения — Протокол «О роли национальных парламентов в Европейском Союзе», который приложен в 1997 г. ко всем учредительным договорам, протоколы, содержащие специальные положения — Протокол «О праве на убежище для граждан государств — членов Европейского Союза», который приложен в 1997 г. к Договору о ЕС, протоколы, содержащие переходные положения — Протокол «О расширении Европейского Союза», который приложен в 2001 г. ко всем учредительными договорам, а так же протоколы, которые содержат исключительные положения для определенных государств-членов — Протокол «О применении некоторых аспектов статьи 14 Договора об учреждении Европейского сообщества к Великобритании и Дании»., который приложен в 1997 г. к Договору о ЕС и Договору о Европейском Союзе[15].

Согласно этому протоколу Великобритания и Дания могут осуществлять контроль на границах с остальными государствами.

3. Договоры о присоединении, заключаемые с государствами — кандидатами на вступление в Союз. На сегодняшний день процесс вступления сопровождается целым рядом формальных шагов, начиная с пред вступительного договора и заканчивая ратификацией заключительного договора о вступлении. Над этими шагами осуществляет контроль Еврокомиссия, но актуальные переговоры проводятся между странами-членами союза и страной-кандидатом. Дабы страна вступила в европейский Союз, ей нужно соответствовать требованиям Европейского Союза. Например, страна должна иметь развитую экономическую сферу, быть европейской страной, соблюдать принципы равноправия, свободы и братства, а так же иметь стабильное политическое положение. Процедура вступления страны в европейский Союз довольно долгая процедура, так как следует проверить все данные положения в данной стране и установить соответствует ли она этим критерием. Процесс вступления страны в европейский Союз может длиться годами.

9 стр., 4369 слов

Европейское право — новая юридическая специальность

... десятилетия­ми и даже столетиями. Возраст права тем самым говорит и о том, что у него накоплен потенциал на будущее. Европейское право, однако, не нуждается в скидках на ... ­ных договорах, которые играют роль своего рода конституции Евро­пейского союза. Интеграция развертывалась на хорошо разработан­ной правовой основе, образуемой важнейшими правовыми актами. Наконец, в европейских сообществах ...

Последний договор о присоединении был подписан в 9 декабря 2011 года, на основании которого в середине 2013 года в Европейский Союз войдет Хорватия;

4. Некоторые решения, принимаемые Советом и подлежащие ратификации в государствах-членах. Эти решения принимаются в порядке упрощенной процедуры внесения поправок в учредительные договоры. В этом случае издается специальный нормативный акт, который для вступления в силу подлежит утверждению всеми государствами-членами. Такого рода акты образуют своеобразные дополнения к учредительным документам. Их существует весьма немного. Наиболее известные среди них — Акт о прямых выборах в Ассамблею 1976 г.[16,с.143].

Так же стоит отметить, что первичное право охватывает не только учредительные договоры и присоединённые к ним договоры, а так же содержит источники неписанного права. Это общепризнанные нормы и принципы международного права.

Первоначально договоры о создании сообществ довольно туманно говорили об общих принципах права. Последующие учредительные акты внесли большую ясность в понимание того, что представляют собой общие принципы права, во всяком случае, применительно к праву Европейского Союза. Не совсем ясным остаётся вопрос о месте общих принципов права в иерархии источников права Европейского Союза. Однако, учитывая практику Суда ЕС и национальную судебную практику, можно прийти к выводу, что действительность нормативно-правовых актов Сообществ в решающей степени определяется тем, соответствуют ли эти акты по своему содержанию не только учредительным договорам, но и общим принципам права. Причём наличие такого несоответствия в случае возбуждения дела об аннулировании в Суде ЕС будет служить бесспорным основанием для отмены соответствующих нормативно-правовых актов, принятых институтами Европейского Союза.

Подытожив вышеизложенное, автор делает вывод, что к «первичным источникам права Европейского Союза» относятся учредительные договоры, которые носят основополагающий характер, а так же договора, присоединены к ним и общепризнанные принципы и нормы международного права.

В своем развитии первичного права прошли довольно долгий путь. В результате которого имелись разногласия по поводу их установления, изменения и дополнения.

По своей значимости источники первичного права занимают главенствующее место среди всех источников, так как на их основании был учрежден Европейский Союз. Источники первичного права Европейского Союза закрепляют основные цели, принципы и задачи Европейского Союза, так же закрепляют положения о его функционирование.

12 стр., 5941 слов

Характеристика прав и обязанностей сторон трудового договора

... правоотношений, существованием прав и обязанностей сторон трудового договора и различных конфликтов в данной сфере. Теперь, когда мы рассмотрели задачи и цели данной курсовой работы можно ... при гражданском правоотношении; 2. Права и обязанности работника и работодателя 2.1 Субъекты трудовых правоотношений Отечественная правовая наука под субъектами права понимает таких участников общественных ...

Как уже было отмечено, учредительные договора образуют большую систему источников первичного права. Специфика первичных источников заключается в том, что они имеют прямое действие, то есть данные источники имеют ясное и четкое толкование и не обусловлены будущей деятельностью государств. Так же они должны непосредственно применяться всеми участниками Европейского Союза на своей территории. И самое главная специфическая черта заключается в том, что Европейский Союз должен заключать нормы первичного права Европейского Союза при заключении договоров.

Наряду с первичным правом в праве Европейского Союза существует вторичное право, которое называется также производным правом. Под ним понимается «совокупность правовых актов, принимаемых институтами и другими органами Союза в соответствии и в рамках своих правотворческих полномочий»[17,с.101-107].

Само название «вторичные источники права» вовсе не обозначают то, что они не так важны как первичные и имеют меньшее влияние, чем учредительные договоры. Название «вторичные источники права» подразумевает то, что данные источники возникают на основании первичных источников, опирается на них и не может ему ни в чем противоречить.

Несмотря на свое «второстепенное» положение по юридической силе, указанные документы выступают наиболее динамичным компонентом правовой системы Европейского Союза. Именно посредством регламентов, директив и других актов вторичного права надгосударственные институты Союза осуществляют регулирование общественных отношений по вопросам, отнесенным к компетенции этой интеграционной организации.

Самым распространенным и наиболее важным по значению источником вторичного права Европейского Союза выступает нормативный правовой акт, издаваемый его органами на основании учредительных документов в порядке, ими установленным [18,с.51].

Нормативные акты, как и в национальном праве, могут издаваться в разных формах, которые отличаются друг от друга своими юридическими свойствами.

Среди вторичных источников выделяют

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/istochniki-prava-evropeyskogo-soyuza/

·Регламенты;

·Директивы;

·Решения;