Термин «источник права» имеет давнюю историю и является предметом длительных дискуссий. Автором данного определения является Тит Ливий, который назвал Законы 12 таблиц источников всего публичного и частного римского права. В средние века источником права считали божественную волю. Позитивисты в качестве источника права рассматривали государство — деятельность судей, их интуицию, представители исторической школы главным источником права считали обычай [3, с. 106].
Многозначное содержание понятия «источник права» позволяет рассматривать его в материальном, идеальном, формальном, социологическом, познавательном и других аспектах. Например, в материальном аспекте источник права — это целый комплекс материальных условий жизни общества, система экономических отношений. Источник права (в формальном, юридическом смысле) представляет собой официальные формы выражения и закрепления правовых норм, действующих в данном государстве. При этом легальные, юридические источники недопустимо отождествлять с социальными источниками права. Так, к группе легальных источников относятся народ, органы государства всех ветвей власти, должностные лица, отдельные общественные объединения. Результатом формулирования легальных источников права является правотворчество, то есть создание юридических источников права, к которым относятся нормативный акт, юридическая практика, правовые обычаи, нормативные договоры, международные договоры, акты общественных объединений. Приведенные результаты правотворчества можно подразделить на две группы: юридические источники, установленные государством, и юридические источники, санкционированные государством [4].
Первая группа юридических источников отличается тем, что данные источники права исходят от государства, устанавливаются его властными структурами и выражают непосредственно государственную волю [5, с. 5], то есть нормативные правовые акты. Юридические источники, санкционированные государством, означают систему источников, которые приобрели юридическую силу и правотворческую значимость с согласия органа государственного управления, например, правовые обычаи, нормативные договоры, юридическая практика, правовая доктрина [4].
К идеальным источникам следует отнести правосознание и правовую культуру. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правовое сознание народа, которое оказывает влияние на формирование права.
Административное обжалование нарушений прав и свобод граждан, ...
... лиц; - проанализировать особенности обжалования нарушений прав и свобод, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Административная жалоба — это обращение гражданина или ...
Исторические источники также называются источниками познания права. К таким источникам можно отнести все то, что может дать нам информацию о праве и практике его реализации в определенном государстве и в определенный период времени. К историческим источникам относятся таблички с текстами законов и договоров, берестяные грамоты, летописи, записанные речи юристов и т.д. [3, с. 106-107].
По мнению Вопленко Н.Н. и Рожнова А.П., источники права представляют собой «действие глобальных, объективных социально-исторических закономерностей, проявляющих себя через целенаправленную, установленную или санкционированную государством деятельность специальных субъектов, определяющую содержание юридических норм посредством их установления (изменения, отмены) в принятых в данной правовой системе формах» [6].
С позиции Г.А. Василевича, под источником права понимают исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения [6].
С учетом имеющихся подходов к источникам права можно выделить их признаки:
1) правотворческая значимость;
2) содержание представлено юридически оформленной государственной волей;
3) государственная обязательность и гарантированность;
4) особая юридическая форма;
5) установление основ, начал правового регулирования в определенных сферах общественной жизни [5, с. 6].
Часто совокупность называемых в литературе источников права определяется в зависимости от того, к какой правовой семье принадлежит национальная правовая система. На европейском континенте различают две основные правовые семьи: англо-саксонскую и романо-германскую. Каждая из них имеет свою специфику. Главным здесь являлось определение места и роли писаных (нормативных правовых) актов, обычаев, судебных прецедентов. В романо-германской правовой семье, к которой принадлежит правовая система Беларуси, первостепенную роль играют законы и, как правило, не признается прецедент (судебный или административный) в качестве источника права.
В настоящее время, на наш взгляд, все большую роль среди источников права должны иметь и иные, ранее не традиционные для нас, формы (источники) права. Ведь процесс конвергенции различных правовых семей уже начался. Следует пересмотреть старую научную доктрину, которая признавала в качестве источника права только продукт деятельности государства, должен получить признание тот взгляд, что для цивилизованного развития современного государства и права концепции юридического позитивизма недостаточно. Следует искать истоки права в природе человека, его разуме, нравственных принципах, идее справедливости.
Среди важнейших источников (форм) права необходимо назвать следующие: 1) нормативные правовые акты государственных органов (сюда мы включаем и ставшие обязательными для государства в связи с ратификацией, присоединением, утверждением международные договоры); 2) правовые обычаи; 3) судебные прецеденты.
Тенденции развития правовых систем государств свидетельствуют о том, что источниками права являются и общие принципы права.
Конечно, не только совокупность источников права, но их место, роль зависят от правовой системы того или иного государства. В одних государствах судебный прецедент, например, однозначно воспринимается в качестве источника права (более того, его роль подчеркивается следующим крылатым выражением: закон — это то, что о нем говорят судьи), в других только идет процесс признания судебного прецедента в качестве источника правового регулирования. Не закончен спор, по крайней мере в странах молодой демократии, о месте международных договоров в системе права.
По теории государства и права : Правовая сис понятие и элементы
... правовых систем (семей) современности.. Целью данной работы является определение понятия и выявления признаков правовых систем и правовых семей. Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задания: определить понятие правовой системы; охарактеризовать структуру правовой системы; изучить правовые системы. Методом, используемым в работе, ...
В романо-германской правовой семье, к которой относится и право Беларуси, доминирующей является концепция признания за законом первостепенной роли, формирования им скелета правопорядка [7].
Последовательно Евстигнеева Г.Б. источники права в собственном смысле трактует как «официальные нормативно-правовые тексты, т.е. официально изданные или санкционированные тексты, письменные или устные, в которых сформулированы нормы права. Существуют правоустановительные акты, которые не содержат нормы права, не являются источниками права в собственном смысле» [8, С. 7].
В литературе, кроме термина «источник права», используется также термин «форма права». При этом, следует учитывать, что форма права может быть внутренней и внешней. Внутренняя форма права — это внутреннее строение, то есть система права. Внешняя форма представляет собой форму выражения правовых норм [3, с. 107]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что термины «внешняя форма права» и «формальный источник права» являются синонимами.
1.2 Исторические типы источников права
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/istochniki-prava-respubliki-belarus/
Исторически известны различные источники права:
- обычное право, обычай, правовой обычай;
- судебный прецедент;
- нормативный правовой акт;
- нормативный правовой договор;
- доктрина [9, с. 86].
В различных правовых системах мира, в разные периоды, в разных странах, одновременно применялись несколько источников права. Однако, в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны, определенные из них приобретали доминирующее значение. Так, на ранних этапах становления права преобладающим источником права являлся правовой обычай. Нормативно-правовой акт начинает вытеснять обычай по мере развития и укрепления государства. Таким образом, место и значение разных источников права в странах с различными правовыми системами остаются не одинаковыми [10, с. 16].
Обычное право есть фактически и однообразно соблюдаемое, хотя государством и не предписанное, правило массового поведения. Когда-то обычное право было основным источником права. Например, в России времен «Русской Правды» в XI веке, в Западной Европе времени «варварских законов» в V-IX веках (салическая правда, баварская правда и др.).
В настоящее время обычное право сохраняется в некоторых странах Африки и Азии, постепенно теряя свою силу.
Обычаем называется такое правило поведения, которое складывается в сознании людей непосредственно вследствие длительной повторяемости общественных отношений и соблюдения в силу традиции. Обычай является авторитетным источником права в Англии, где он по юридической силе равняется закону и даже может быть выше закона, если закон противоречит обычаю. В США обычай формально признается источником права, хотя в американских судах очень редко рассматриваются дела, связанные с применением обычая [9, с. 86].
Понятие источника права. Виды источников права
... общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права). Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения). Виды критериев распределения норм права по отраслям права: ...
Правовой обычай — это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством в качестве нормы права.
Правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством в качестве общеобязательного правила поведения и вследствие этого подпадают под его защиту.
В современный период правовой обычай имеет ограниченное применение, однако сохраняет определенное значение в качестве одного из источников права во многих странах мира, а также достаточно сильные позиции в международном праве [11, с. 337].
Судебный прецедент — один из старых источников права. Он в этом отношении «ровесник» с правовым обычаем. Их сходство состоит в том, что создаются они путем неоднократного повторения. Различие же — в субъектах формирования. Таким образом, судебный прецедент старше закона [12].
Юридический прецедент является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия, и др.).
Суть юридического прецедента как источника права состоит в том, что решению государственного органа (в первую очередь суда) по конкретному юридическому делу придается значение общей нормы, т.е. судебное или административное решение по конкретному делу становится обязательным образцом для разрешения аналогичных дел [10, с. 16].
Одним из тех понятий, вокруг которых существует много споров, является понятие судебной практики. В литературе относительно ее места и роли высказывались различные взгляды.
Одним из жестких противников идеи признания судебной практики в качестве источника права является известный российский ученый В.С. Нерсесянц. Он признает необходимость утверждения и развития судебной власти, но на основе и в границах соблюдения принципа разделения властей и необходимости соблюдения конституционно-правовой законности. В.С. Нерсесянц в связи с этим отмечает, что судебная практика не «источник права» в смысле судебного правотворчества, а реальность действия, применения и защиты права… Судебная практика, не будучи правотворчеством, является одним из важных источников для правотворчества. Но последнее относится к правомочиям других властей» [13,С.81].
Нормативные правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира.
Под нормативным правовым актом понимается официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов или непосредственно народа (при референдумах), которым устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Нормативный правовой акт содержит общеобязательные правила поведения, обращенные к персонально неопределенному кругу субъектов права (граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля, и т.д.), и действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности.
Государство нередко издает акты морально-политического значения (обращения, призывы, заявления).
Правовое качество закона
... критериев оценки его правовой законности вообще. Технико-юридические свойства закона - это правовые свойства качества ... законодательства РФ. ... качестве показателя качества закона необходимо выделить также степень эффективности реализации правовых норм, ... права: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410 с. 7. Васильев, А.Л. Экономический анализ качества ...
Они не относятся к нормативным правовым актам, так как не содержат в себе юридических норм.
Не являются таковыми и индивидуальные юридические акты. Когда, например, суды выносят решения по гражданским или приговоры по уголовным делам, они тем самым применяют соответствующие юридические нормы к конкретным лицам. Эти акты носят не нормативный, а конкретно-правовой характер. Они возникают на основе правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, и называются правоприменительными, индивидуальными актами. Индивидуальные акты правоприменительного значения издают многие государственные органы и негосударственные организации. Они имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера. Нормативные правовые акты, т.е. акты, в которых содержатся такие общие правила, издаются только государственными органами.
Нормативные правовые акты следует отличать и от актов толкования (интерпретации), в которых даются лишь разъяснения содержания юридических норм, но при этом само содержание нормы не изменяется.
По сравнению с другими источниками права нормативный правовой акт имеет ряд преимуществ. В нем, как правило, четко и ясно формулируются общеобязательные правовые предписания, что предопределяет большую доступность их содержания для населения.
В странах с романо-германской правовой системой нормативный правовой акт является основным источником права. Этот источник широко используется (хотя и не преобладает) и в странах со сложившейся системой общего права, где главенствующее место занимает юридический прецедент (судебная и административная практика) [11, с. 338-339].
Концептуальное понимание нормативных правовых актов как источников права очень различно, поэтому более подробно понятие, сущность, виды, место нормативных правовых актов как источников права Республики Беларусь будут рассмотрены отдельно в следующей главе.
В качестве одной из форм (источников) права выступает договор с нормативным содержанием.
Как известно, договор — это соглашение двух или более сторон по урегулированию какой-либо жизненной ситуации. Договор в праве — распространенное явление. Однако далеко не всегда договор выступает источником права. Источником права является, только такой договор, в котором содержатся нормативные положения.
Нормативный договор — это двустороннее или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключались между феодалами в средние века. В настоящее время нормативные договоры применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве. Исторический пример договора с нормативным содержанием — Договор об образовании СССР (1922 г.) [11, с. 341].
В настоящее время большинство ученых признает их в качестве самостоятельных источников права. К таким нормативным договорам относят коллективные договоры, коллективные соглашения, которые заключаются в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Некоторые авторы к источникам прав относят публичные нормативные договоры в области гражданского права, обосновывая это тем, что положения публичного договора распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих положений соответствующего публичного договора [9, с. 89].
Основания возникновения, изменения и прекращения права собственности ...
... государственного регистра юридических лиц по нормативным ценам на момент выкупа (ст.56 Кодекса о земле). Право частной собственности на земельный участок прекращается путем передачи земельного участка (его части) в собственность Республики Беларусь в случаях добровольного отчуждения земли ...
Нормативные договоры можно считать не только формальными (юридическими) источниками права, но и материальными, т.е.силами, творящими право, на что указывали еще римские юристы. Такой силой является процесс согласования воль сторон.
Ю.А. Тихомиров выделил следующие свойства нормативных договоров:
1. Они содержат нормы общего характера.
2. Добровольность заключения.
3. Общность интереса.
4. Равенство сторон.
5.Согласие участников по всем существенным условиям.
6. Взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств
7. Правовое обеспечение [3, с. 116].
Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Это учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых-правоведов. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина и др.) имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами при разрешении юридических дел. В английских судах также нередко использовались в качестве источников права труды известных юристов. Юридические доктрины как источники права известны индусскому и мусульманскому праву и др.
В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран не выступают в качестве непосредственных источников права. Но они являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны.
Роль юридических воззрений, концепций, доктрин чрезвычайно важна в формировании модели правового регулирования, в выработке правовых понятий, в правообразовании, совершенствовании законодательства. Во многих зарубежных государствах законодатели широко используют работы ученых в своей деятельности при создании законов, чего пока нельзя сказать о Беларуси. Аналитические труды и разъяснения ученых играют важную роль и оказывают заметную помощь в процессе реализации правовых норм. Особую значимость в этом отношении имеют комментарии к кодификационным законодательным актам.
На определенных этапах развития общества роль источников права играли и еще продолжают играть религиозные писания. Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права. Догматы церкви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписаниями. Под действие религиозных канонов подпадала значительная часть семейных, наследственных отношений. На их основе рассматривались дела о ересях, колдовстве и т.д.
Постепенно сфера действия норм церковного права за счет усиления светской власти сужалась. В настоящее время религиозные тексты потеряли всеобщую значимость как источников права, однако не утратили ее полностью стран по-прежнему распространенными остаются тексты священных мусульманских религиозных книг. Так, основным источником мусульманского права является кодекс религиозных и этических норм Коран и некоторые другие священные писания. В них содержаться положения, обладающие общеобязательным характером [11, с. 341-342].
По предмету «Право» : «Действие нормативно-правовых актов»
... ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ Действие нормативных правовых актов во времени охватывает комплекс правил, определяющих время вступления в силу принятого акта, механизм введения его в действие, пределы действия акта во времени. Действие нормативно-правового акта ... законы не применяются, а любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, ...
Некоторые авторы в качестве своеобразных источников права называют принципы права как исходные начала, отправные положения правовой системы [14, с. 217-218].
Как известно, принципы как источники права признаются в международных отношениях. В национальных правовых системах ряда стран принципы права выступают как его источники чаще всего при разрешении юридических дел на основе аналогии права. Обычно это принципы добросовестности, разумности, справедливости, равенства и т.п. [10, с. 343].
Общие принципы права — руководящие, принципиальные положения, исходные начала права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права [15, с. 158].
Возможность обращения к принципам права как его источникам нередко закрепляется в законодательном порядке, и в этом случае они приобретают нормативное значение, поскольку вводятся в ткань нормативных правовых актов (становятся нормами — принципами).
В этой связи возникает проблема соотношения нормативных правовых актов и принципов права как его источников. Она возникает и потому, что в литературе понятие принципов права рассматривается далеко не однозначно. Нет единства взглядов и в отношении их перечня. Одни правоведы склонны видеть в принципах права нечто высшее, стоящее «над правом», другие же указывают на их обусловленность содержанием самого права, подчеркивают, что принципы вырабатываются практикой правового регулирования социальной жизни. Нередко затронутые вопросы трактуются весьма субъективно. Все это указывает на необходимость, по меньшей мере, дальнейшего специального исследования проблемы значения принципов права как его источников [10, с. 343].
Глава 2. виды источников права в Республике Беларусь
2.1 Классификация источников белорусского права
Рассматривая источники права Республики Беларусь, следует подчеркнуть, что белорусская правовая система исторически складывалась как система писаного права, и поэтому она относится к модели романо-германского типа, как мы отметили выше. В качестве основного источника, официальной формы выражения и закрепления правовых норм, выступают нормативные правовые акты. Не являются источниками права в Республике Беларусь юридический прецедент, юридические доктрины, религиозные писания [10, с. 17-18].
Вместе с тем нормативный правовой акт — не единственная форма выражения правовых норм. Белорусская правовая система в качестве источников права признает и такие их разновидности, как правовой обычай и нормативный договор [11, с. 344].
Во многих странах, в том числе Беларуси, источником права признается не просто обычай, а правовой обычай, т. е. санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий. Правовой обычай характеризуется двумя существенными признаками. Во-первых, должно существовать правило поведения, которое воспринимается населением как устойчивая норма поведения. Во-вторых, такая норма массового поведения должна быть санкционирована государством. В Республике Беларусь правовой обычай как источник права признается доктринально, однако практически применяется лишь в сфере международно-правовых отношений. Некоторые авторы в качестве примеров правового обычая приводят нормы гражданского законодательства, в которых используется слово «обычно»: «в соответствии с обычно применяемыми требованиями», «оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги». Слово «обычно» указывает на определенный порядок действий конкретной правовой ситуации, на заведенный порядок, обыкновение. Как и всякое наречие, оно обозначает признак действия, качества или предмета. Поэтому в юридической терминологии различаются выражения «правовой обычаи» и «обычно предъявляемые требования», которые не являются тождественными. Правовой обычай — это юридическая норма или совокупность таких норм, санкционированных государством, это источник права. Термин «обычно предъявляемые требования» указывает на определенные фактические обстоятельства, которые устанавливаются судом применительно к конкретной сделке [9, с. 87].
По административному праву «Административно-правовые нормы»
... РФ). Вся совокупность действующих административно-правовых норм не сводится к устанавливаемым непосредственно субъектами исполнительной власти. Многие нормы административного права содержатся в Конституции РФ, в конституциях республик и в уставах ...
В частности, правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда применение обычая оговаривается в законодательстве. Примером могут служить сходные формулировки ст. 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь и ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, относящаяся к исполнению обязательств: обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Такого рода формулировки содержатся в ст. 882 Гражданского кодекса Республики Беларусь и ст. 992 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Относительно обычая стоит упомянуть ст. 1093 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, ГК, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев. Обычай действующим законодательством трактуется как сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (часть вторая статьи 26 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).
Обратим внимание, что приведенное определение обычая в нормах ХПК имеет отношение к сфере международной торговли при применении на основании законодательства норм иностранного права и (или) обычаев, о которых стороны знали или должны были знать, и которые в международной торговле широко известны и постоянно соблюдаются сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли [4].
Правовой обычай широко используется в международном праве. И Россия, и Беларусь как субъекты международного права руководствуются обычаями, регулирующими международно-правовые отношения, в том числе отношения в сфере внешней торговли [11, с. 344].
Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение
... прав человека и конвенций МОТ в нормативном регулировании социального обеспечения в России; проанализировать проблемы реализации международных актов о праве человека и гражданина на социальное обеспечение в России; охарактеризовать проблемы реализации права российских граждан на социальное обеспечение. Новизна курсовой работы ...
Все более широкое распространение в современных условиях получает договор с нормативным содержанием. Особенно широко он используется в международном праве. Республика Беларусь и Российская Федерация в настоящее время состоят в различных договорных отношениях со многими странами и международными организациями. Несомненно, что эти отношения Беларусь и Россия как суверенные государства будут активизировать, а, следовательно, и более широко применять международные договоры и соглашения.
В ст. 8 Конституции Республики Беларусь сказано: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Вместе с тем не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Следовательно, легальные международные договоры являются источником права Республики Беларусь. Внутринациональные нормативные договоры, содержащие нормы права, раньше рассматривались как разновидность локальных нормативно-правовых актов.
В настоящее время большинство ученых признает их в качестве самостоятельных источников права. К таким нормативным договорам относят коллективные договоры, коллективные соглашения, которые заключаются в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Некоторые авторы к источникам прав относят публичные нормативные договоры в области гражданского права, обосновывая это тем, что положения публичного договора распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих положений соответствующего публичного договора [9, с. 89].
К разновидностям нормативного договора относятся и соглашения по поводу условий труда, занятости и социальных гарантий, которые заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное) и местном (местное) уровнях. В частности, в Беларуси сторонами генеральных соглашений могут выступать республиканские объединения профсоюзов и объединения нанимателей, а также Правительство Республики. В этих соглашениях (и в отраслевых, и в местных) содержатся согласованные установления, имеющие нормативный характер. В условиях рыночных отношении нормативные договоры все чаще заключаются в хозяйственной сфере. источник право обычай
В юридической литературе нормативный договор как источник нрава оценивается неоднозначно. Некоторые авторы рассматривают его в качестве нормативного правового акта. Подчеркивая что, в частности, коллективный договор обусловлен государственным решением, установившим возможность его заключения, что обязательность его норм гарантируется государством, а установленные в нем положения подкрепляются авторитетом общественной организации и трудового коллектива, сторонники этой позиции делают вывод, что нормативный договор является нормативным юридическим актом [11, с. 346].
Но большинство ученых полагает, что нормативный договор как источник права обладает такой спецификой, которая дает основание считать его самостоятельной формой права. Эта специфика проявляется, прежде всего, в договорном характере нормативных правоустановлений, в особенностях их действия и реализации. Более того, как правильно отмечает профессор Н.В. Сильченко, в настоящее время в связи с формированием рыночных отношений, развитием предпринимательства роль нормативного договора именно как свободного соглашения сторон существенно возрастает [16, с. 75].
Таким образом, в правовой системе Беларуси используются три вида форм (источников) права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай. Основное доминирующее положение занимает нормативный правовой акт, о котором речь пойдет далее. Другие известные истории источники права, такие, как религиозные писания, научные юридические доктрины, не входят в систему источников белорусского и российского права. Не выступает в таком качестве и юридический прецедент.
2.3 Нормативные правовые акты как основной источник права в Республике Беларусь
В романо-германской правовой семье, к которой относится и право Беларуси, доминирующей является концепция признания за законом первостепенной роли, формирования им скелета правопорядка [17, С. 93].
Основным и доминирующим источником права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт, правовая характеристика, структура, порядок разработки, принятия, вступления в силу нормативных правовых актов и ряд других вопросов урегулированы Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь») [4].
Как уже отмечалось выше, нормативный правовой акт в правовой системе Республики Беларусь выступает как источник права и обладает рядом присущих ему и одновременно характеризующих его свойств. В соответствии с абзацем 13 статьи 1 Закона Республики Беларусь от «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативным правовым актом признан официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Будучи закрепленными нормативно, приведенные свойства позволяют разграничивать нормативные правовые акты по юридической силе и соответственно применять их для регулирования тех или иных отношений [18].
В то же время следует признать, что нормативный правовой акт — это не только совокупность правовых норм, объединенных целью регулирования конкретных отношений; одновременно он несет в себе начала поведения субъектов, которые, представляется, соответствуют их собственным интересам и служат «общему благу» [19].
Одновременно поведение субъектов должно быть определенным, что схоже по духу с этимологией римской категории «ius», когда «главной характеристикой исходного понятия о праве является обязательность, опирающаяся на подчинение силе власти» [20].
Между тем ключевой мы рассматриваем высказанную Дж. Локком идею о том, что «закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия» [21, с. 273].
Современные исследователи, определяя нормативный правовой акт, исходили из того, что он представляет собой «письменный официальный документ, принятый в определенной форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии» [22].
Природа, признаки и свойства нормативных правовых актов достаточно широко исследованы в юридической литературе. Вместе с тем указанные вопросы остаются актуальными для правовой теории и практики, поскольку от их решения зависит развитие государства как правового и демократического, важными составляющими которого являются разделение и взаимодействие властей, их функционирование в рамках собственной компетенции, конституционность. К числу признаков нормативного правового акта относят:
1) волевое содержание;
2) официальный характер;
3) вхождение в единую систему;
4) всеобщий характер (нормативность);
5) письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники;
6) принятие по специальной процедуре;
7) издание компетентными органами и лицами;
8) регулирование общественных отношений;
9) гарантирование принудительной силой государства [23, С. 99].
Исходя из данного в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определения нормативного правового акта, можно выделить следующие его признаки:
1) в нем содержатся общеобязательные правила поведения;
2) он рассчитан на неопределенный круг лиц (т.е. речь идет не о конкретных гражданах, как это имеет место, например, при награждении, а обо всех гражданах либо какой-то категории);
3) его действие не исчерпывается однократным применением, т.е. он направлен на неоднократное применение [6].
В общей теории права существует несколько классификаций нормативных правовых актов.
1. По принадлежности к той или иной отрасли права нормативные правовые акты подразделяются на акты уголовного, конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного и др. отраслей права.
2. По субъектам, которые принимают нормативные правовые акты, они подразделяются на акты: 1) государственных органов, 2) общественных организаций, 3) органов местного самоуправления, 4) народа, принятые на референдуме. В свою очередь, акты государственных органов можна подразделить на акты: а) парламента, б) президента, в) правительства, г) национального банка, д) местных органов власти т.д.
3. По юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. В свою очередь и законы, и подзаконные акты могут иметь свои разновидности актов по юридической силе (например, конституция как закон высшей юридической силы и обычные законы).
4. По территории действия нормативные правовые акты подразделяются на акты, действующие: 1) на территории всего государства (конституция, кодексы и др.); 2) на части территории государства (решения местных органов).
5. По кругу лиц, на которых распространяются нормативные правовые акты, они подразделяются на акты, распространяющиеся на: 1) всех субъектов права (конституция); 2) часть субъектов (закон «О правах ребенка»); 3) одного субъекта (закон «О Конституционном суде Республики Беларусь).
6. По времени действия акты бывают постоянные и временные (например, закон «О бюджетной системе Республики Беларусь» и закон «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год») [24, с. 151].
А.В.Малько подразделяет правовые акты в зависимости от их природы на четыре вида:
1) нормативные;
2) правоприменительные;
3) интерпретационные (документы, полученные в результате официального толкования, содержащие правоположения, разъяснения смысла юридических норм, например постановления Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда, Пленума Арбитражного Суда РФ);
4) акты договорного права [25, С. 11-12].
В законодательстве Республики Беларусь (ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах») определены следующие виды нормативных правовых актов:
Конституция Республики Беларусь — Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Решение референдума — нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.
Программный закон — закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.
Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) — закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.
Закон Республики Беларусь — нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Декрет Президента Республики Беларусь — нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Указ Президента Республики Беларусь — нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
Директива Президента Республики Беларусь — указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.
Постановления палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь — нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента — Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь — нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.
Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь — нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.
Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) — нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
Регламент — нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.
Инструкция — нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.
Правила — кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.
Устав (положение) — нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.
Приказ республиканского органа государственного управления — нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.
Решения органов местного управления и самоуправления — нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.
В рассматриваемой статье закона нормативные правовые акты расположены в зависимости от их юридической силы.
В соответствии со ст. 3 Закона «О нормативных правовых актах» ненормативным правовым актам относятся:
Распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.
Распоряжения председателей палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь.
Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь.
Акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь.
Акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния.
Иные правовые акты, не являющиеся нормативными в соответствии с Законом.
При характеристике нормативных правовых актов Республики Беларусь используются три базовых термина: акты законодательства, законодательство и законодательные акты [9, с. 93].
Система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, формирует понятие «законодательство». Нормативные правовые акты систематизируются путем их взаимного согласования, определения иерархии, а также путем подготовки издания соответствующих сводов законов и законодательства Республики Беларусь, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений.
В свою очередь, в рамках законодательства выделены две группы понятий: законодательные акты и акты законодательства. Между ними имеется принципиальное отличие, которое базируется на их юридической силе [4].
Под актами законодательства понимаются все нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Беларусь. К законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
С позиции законодателя, юридическая сила нормативного правового акта — это характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам (ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
Юридическая сила нормативных правовых актов зависит прежде всего от того, какое место в государственном механизме занимает орган, его издавший.
Все нормативные правовые акты по юридической силе подразделяются в теории права на две крупные группы: законы и подзаконные акты.
Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативных правовых актов.
Закон — это такой нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.
Законы в свою очередь подразделяются на конституционные и обычные (текущие).
К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вводящие ее в действие и вносящие в нее изменения и дополнения.
В Республике Беларусь высшей юридической силой обладает Конституция (Основной закон).
В ней закрепляются организационная структура государственной власти страны, основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан.
В Беларуси Конституция была принята путем референдума. В целях обеспечения стабильности Конституции установлен особый порядок внесения в нее изменений и дополнений. В Беларуси такой порядок предусмотрен в ст. 138, 139, 140 Основного Закона страны [11, с. 347].
Конституция является юридической базой для всего действующего законодательства. Конституция (от лат. constituo-установление, устройство) — в формальном смысле представляет собой закон или совокупность законов, обладающих высшей юридической силой; в материальном смысле — это законодательный акт, провозглашающий и гарантирующий права и свободы человека и гражданина, определяющий основы общественного устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику.
Понятие «конституционный закон» не раскрывается в законодательстве Республики Беларусь. Под конституционными законами в разных странах понимаются различные источники права. В одних — это законы, вносящие изменения или дополнения в конституцию, в других — это особая группа законов, которые издаются по вопросам, предусмотренным конституцией. В первом случае процедура принятия конституционных законов совпадает с процедурой изменения конституции, во втором случае принимается в специальном усложненном порядке. В отдельных странах конституционными называются законы, которые в совокупности составляют конституцию данного государства [9, с. 94].
В Конституции Республики Беларусь (ст. 104) выделяются программные законы, которыми определяются основные направления внутренней и внешней политики республики, ее военная доктрина [11, с. 347].
Сам термин «программный» — был заимствован из сферы государственного строительства Франции, где, впрочем, это понятие не обладает специфической юридической природой. В отличие от Франции в Республике Беларусь программные законы отличаются от обычных не только кругом регулируемых отношений, но и особым порядком принятия и юридической силой. Программный закон считается принятым, если за него проголосовало не: менее двух третей от полного состава палат Парламента.
Юридическую природу программных законов Республики Беларусь раскрыть довольно сложно, так как они до сих пор не принимались. Можно лишь предполагать, будут ли они законами как в формальном, так и в материальном смысле, или же станут своего рода «протоколами о намерениях». Иначе говоря, будут ли они содержать правовые нормы или политико-правовые установления для развития общественных отношений в сфере внутренней и внешней политики, военного дела и т. д. [9, с. 94].
Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения [11, с. 348]. Обыкновенными законами называются принимаемые в особом порядке нормативные правовые акты, регулирующие важные общественные отношения. Вместе с тем выражение «регулирование наиболее важных общественных отношений», которое традиционно входит в определение закона весьма расплывчато и юридически бессодержательно. Не существует четких критериев для определения одних общественных отношений более важными, а других менее важными. В Конституции Республики Беларусь дан примерный перечень общественных отношений, которые регулируются обыкновенными законами. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов. Названный перечень не является закрытым, так как Палата представителей может принимать решения и по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией [9, с. 95].
В соответствии с Конституцией (ст. 85) Президенту Республики Беларусь предоставлено право издания декретов, имеющих силу законов. В случае расхождения декрета или указа Президента с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (ст. 137).